К элементам финансового механизма не относится. Финансовый механизм: сущность, элементы

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, стимулы и пр.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм.

Как самостоятельное явление термин «финансовый механизм» был пущен в научный оборот в нашей стране в конце 60-хх годов 20 века.

Финансовый механизм представляет собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его отдельные составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйствующих организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.

В соответствии с территориальным делением РБ следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Каждая из рассмотренных сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является основой функционирования финансового механизма, т.к. без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставляемых финансовых ресурсов, в каких формах, и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризует два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетными определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, чем значительнее роль финансовых регуляторов.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установления системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования.

Особенное место в рыночных условия занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяют одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций - важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед РБ. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки НДС, акцизы и др. налоговых платежей.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и создание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе сумма доходов распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов.

Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (НДС, налог на прибыль, акцизы, амортизационные отчисления).

Финансовое обеспечение и регулирование взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих элементов финансового механизма.

Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.

Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

– финансовое планирование и прогнозирование;

– финансовые показатели, нормативы и лимиты;

– управление финансами;

– финансовые рычаги и стимулы;

– финансовый контроль;

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовый механизм играет особое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Развитие новых форм финансовых отношений влечет за собой усложнение финансового механизма.

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ре­сурсов на макро- и микро- уровнях).

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование – это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы – это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты разных уровней.

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

– принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

– предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

– метод математического моделирования;

– нормативный метод;

– балансовый метод;

– метод коэффициентов;

– метод экстраполяции и др.

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами; осуществляет его специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами выделяется объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансов по их сферам, выделяют следующие группы объектов управления:

– финансы предприятий (учреждений, организаций);

– страховые компании;

– государственные финансы и др.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

– финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений);

– страховые органы;

– финансовые органы и налоговая администрация и др.;

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.

Субъекты управления используются в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное планирование представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль, как элемент управления, осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Различают стратегическое или общее управление финансами и оперативное.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется органами государственного и экономического (хозяйственного) управления: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров, Президентом Украины, Министерством финансов и др.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных советов, дирекцией внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т.п.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне прямого управления со стороны государства, поскольку часть финансовых ресурсов формируется и используется здесь их собственниками в соответствии с их же интересами. Государство осуществляет влияние на эту сферу общественных отношений лишь через налоговую политику, регулирование финансового рынка, амортизационную политику, систему поддержки частного бизнеса и т.п. В действительности осуществляется не управление со стороны государства, а влияние через финансы на реализацию финансовой политики.

В сферу непосредственного государственного управления входит только государственные финансы.

Необходим научный подход к управлению финансами в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений. При выборе управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами.

Особое место в финансовом механизме занимает финансовое право – совокупность юридических форм, регламентирующих финансовые отношения. Оно осуществляется с помощью финансового законодательства, представляющего собой совокупность финансово-правовых документов разного юридического уровня. В их состав входят: законодательные акты, постановления правительства, указы Президента, инструкции Министерства финансов и др. Они регулируют финансовые отношения в обществе, связанные с выполнением задач и функций государства, а также образованием и использованием финансовых ресурсов.

Финансовое право, как и другие элементы финансового механизма динамично. Развитие финансового законодательства происходит путем упорядочения, обновления и унификации законодательных актов по финансовым вопросам.

Финансовая политика государства непосредственно вырабатывается и реализуется органами управления государственными финансами.

Общее руководство и управление финансами осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: Верховна Рада Украины, Президент, Кабинет Министров Украины, Верховна Рада и Рада Министров республики Крым. Все функции этих государственных органов обеспечивают стратегическое, общее руководство и управление государственными финансами.

Организация оперативного управления финансами осуществляется через специализированные государственные органы исполнительной власти (прежде всего через ее финансовый аппарат) и через финансовые службы субъектов хозяйствования.

Органы исполнительной власти в зависимости от меры их участия в финансовой деятельности можно разделить на две группы:

1. Органы исполнительной власти, осуществляющие руководство финансами в связи с исполнением своих финансовых функций и задач. Это министерства (кроме Министерства финансов), ведомства и другие органы исполнительной власти, которые утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах отрасли финансовые ресурсы, создают финансовые резервы, выполняют другие финансовое функции. Их полномочия в области финансов определяют нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины или Рады Министров Автономной Республики Крым.

2. Органы исполнительной власти, для которых сама финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления управления финансами и кредитом и в совокупности составляют систему финансово-кредитных органов.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов Украины. Кроме него в эту систему входят Министерство финансов Автономной Республики Крым, финансовые управления областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, финансовые отделы районных, городских и районных в городах государственных администраций (см. схему 5 в приложении).

Министерство финансов несет ответственность за финансовое состояние государства, разработку и реализацию политики.

Министерство финансов выполняет следующие функции:

– участие в разработке баланса финансовых ресурсов государства и платежного баланса;

– подготовка проекта Государственного бюджета Украины, подача его Кабинету Министров, а после одобрения им – подача Верховной Раде;

– организация исполнения бюджетов, подготовка отчета об их исполнении и подача его на утверждение Верховной Раде;

– разработка проектов нового финансового законодательства и нормативных актов по экономическим вопросам;

– обоснование основных положений финансовой политики государства и подача на рассмотрение Правительству и Парламенту Украины Концепции бюджетной и налоговой политики;

– рассмотрение и исполнение управленческих решений, связанных с использованием финансовых ресурсов;

– осуществление контроля за выполнением законодательства всеми органами управления;

– руководство оперативной работой финансовых органов различных уровней;

– организация функционирования рынка ценных бумаг;

– осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления и другие.

Возглавляет Министерство финансов Украины министр. Он несет персональную ответственность за выполнением возложенных на министерство задач и функций. Министерство финансов в пределах своих полномочий издает приказы и инструкции обязательные для исполнения финансовыми органами.

В состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения: Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство. Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля (детально этот вопрос будет рассмотрен в теме 7).

Государственное казначейство Украины создано с целью обеспечения полного и своевременного исполнения государственного бюджета. Оно было создано Указом Президента Украины от 27 апреля 1995г. № 335 и входит в систему органов государственной исполнительной власти.

Государственное Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Распределение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам того или иного объекта финансирования и места его расположения.

К органам непосредственного управления государственными финансами относится и Государственная налоговая администрация. Вначале она была создана в составе Министерства финансов, а с 1996 года преобразована в самостоятельный финансовый орган. Основная ее задача состоит в реализации налоговой политики государства. Налоговая администрация выполняет следующие основные функции:

– разработка проектов налогового законодательства;

– проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;

– учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;

– контроль за правильностью исчисления налогов и др. обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

– применение штрафных санкций и административных взысканий к нарушителям налогового законодательства;

– международное сотрудничество в сфере налогообложения и др.

Региональная структура налоговой администрации аналогична системе Министерства финансов. Высшим ее звеном является Главная государственная налоговая администрация. Она разрабатывает проекты налогового законодательства и организует налоговую работу и деятельность налоговых органов в государстве.

Региональными органами являются налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и налоговые инспекции в районах и городах областного подчинения. Налоговые администрации в областях и городах с районным делением выполняют организационные и консультационные функции. Непосредственную налоговую работу осуществляют налоговые инспекции в районах и городах (без районного деления). Они осуществляют учет всех плательщиков, находящихся на данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.

Государственной налоговой администрации подчинены подразделения по борьбе с криминальными нарушениями в налогообложении (налоговая милиция).

Финансовые органы государственной администрации, а также исполкомов местных советов базового уровня выполняют свои функции в соответствии с действующим законодательством.

Управление финансами предприятий, объединений и других субъектов хозяйствования осуществляется финансовой службой (отделом) этих субъектов хозяйствования.

Финансовый механизм предприятия является системой управления финансами, главной целью которого, является получение прибыли. Финансовый механизм в основном предназначен для управления финансами предприятия. Благодаря этому механизму предприятие получает обеспеченность денежными средствами, которые ему необходимы для функционирования. Главным показателем благополучия предприятия является его способность расчета с поставщиками, банками и другими посредниками. В состав финансового механизма входят: финансовое обеспечение (кредитование, самофинансирование, финансирование); регулирование финансов (налоги, субсидии, займы); система финансовых инструментов. Финансовый механизм строится в соответствии с экономическими законами.

По структуре финансовый механизм подразделяется на следующие составляющие элементы : финансовые рычаги, финансовые методы, финансовые обязательства, правовое, нормативное и информационное обеспечение. К финансовых методам относится планирование, налогообложение, инвестирование, прогнозирование и другие. Финансовые рычаги это прием действий финансовых отношений (амортизация, процентная ставка, доход, курсы валют и т.п.). Правовое обеспечение состоит из действующих законов, указов и других методов регулирующих предпринимательскую деятельность.

Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс подбора соответствующих финансовых информационных показателей. Внутренние и внешние источники информации базируются на организации финансового учета предприятии, отдельных служб.

В нормативное обеспечение функционирования входят инструкции , различные нормативы, нормы, ставки тарифные, методические указания и т.п. Изменении одного из элементов финансового механизма влечет за собой количественное и качественное воздействие на экономику страны и социальную сферу. Количественное воздействие выражается в изменении объемов и пропорции мобилизации и их распределение между звеньями государства. К качественному воздействию можно отнести снижение налоговых ставок, установление предельного размера бюджетного дефицита, условия предоставления и прочие методы.

Управления средствами предприятия осуществляется на основе финансового механизма . Вся финансовая деятельность осуществляется отделом финансов предприятия. Их главная задача состоит в более полном раскрытии функций финансов. Необходимым показателем является уровень рентабельности, повышение качества продукции, понижение себестоимости.
Финансовый механизм нацелен на достижение высоких финансовых результатов, на выполнение всех намеченных планов. Эффективность использования финансового механизма характеризуется совокупностью функционирования всех элементов.

В соответствии с государственным устройством РФ выделяют три звена финансового механизма: финансовый механизм РФ, субъекта РФ и местного самоуправления. При соблюдении всех вышеперечисленных требований и подходов, успешное функционирование финансового механизма, является главным в использовании в ходе управления денежными средствами предприятия, на централизованном и децентрализованном уровнях.

Финансовый механизм обеспечивает практическую реализацию финансовой политики государства путем управления финансами.
Финансовый механизм – это совокупность форм и методов организации финансовых отношений в конкретный период времени. При его помощи происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики.
Изменение финансового механизма происходит в связи с решением различных тактических задач, поэтому финансовый механизм чётко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Основными принципами функционирования финансового механизма являются:
- комплексность – использование финансовых рычагов и методов в общей системе управления финансами взаимозаменяющих друг друга;
- функциональность – обеспечение воздействия механизма на воспроизводственный процесс в соответствии с поставленными целями;
- адаптивность – способность механизма учитывать изменения экономической среды.
Существуют различные типы (виды) финансовых механизмов:

Директивный финансовый механизм разработан для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, причём она является обязательной для всех её участников.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном финансовом сегменте, который не захватывает прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутренних отношений на частном предприятии. В этом случае государство устанавливает только лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей. А предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов и направления их использования.
Финансовый механизм предприятий может делиться на звенья: финансовый механизм сельскохозяйственных предприятий, финансовый механизм промышленных предприятий и т.п. В зависимости от типа организационно-правовых форм: финансовый механизм акционерного общества, финансовый механизм общества с ограниченной ответственностью и т.п.
Финансовый механизм государственных и муниципальных финансов подразделяется на бюджетный и внебюджетный механизм.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма является составной частью единого целого, они взаимосвязаны и взаимозависимы, но вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно.

Звенья финансового механизма

1.Финансовое законодательство предусматривает то что, государство устанавливает способы организации финансовых отношений, закрепляет их законом. Кроме того, некоторые органы финансового управления (например, Министерство Финансов) разрабатывают подзаконные акты в виде инструкций и положений.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, позволяет защитить экономические интересы общества, коллектива предприятий, отдельных граждан. Финансовое законодательство обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Неудовлетворительное состояние финансового законодательства сдерживает финансовую инициативу, тормозит общественное развитие. Кроме того, разногласия в правовом регулировании обеспечивается дополнительными издержками в экономике и негативными социальными последствиями.
2.Планирование и прогнозирование – это оценка состояния финансов, выявление возможного увеличения финансовых ресурсов и наиболее эффективного их использования.
3.Организация и управление финансами – деятельность работников финансового аппарата по управлению процессами формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов, денежных средств, а также контроль за этими процессами.
4.Финансовые рычаги и стимулы – это формы и методы выражения финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов. К ним относят доходы и расходы, прибыль, ценные бумаги, дивиденды, отчисления в различные фонды и др. К методам относят инвестирование, бюджетирование, страхование, лизинг и др.
5.Финансовые показатели и нормативы- результаты деятельности, а также нормы отчислений в различные фонды (амортизационный фонд, фонд ЕСН, фонды дополнительные и т. д.).

Вопросы для самостоятельного изучения на семинарское занятие:
Раскрыть цели и задачи следующих составляющих финансовой политики государства: налоговой, бюджетной, инвестиционной, социальной, таможенной.
Рассмотреть цели и направления денежно-кредитной политики, ее направления (валютная, кредитная, процентная) и взаимодействие с финансовой политикой.



Поделиться