Каинова печать значение. Значение фразеологизма "Каинова печать": как его понимать

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. (Бытие 4:1-2 )
История Каина и Авеля известна очень многим, и даже тем, кто не знает, что такое Библия, эти люди стали героями множества произведений искусства и, казалось бы, что нового можно увидеть в этой истории?
Попробуем всё-таки разобраться подробнее, в чём состоял конфликт двух братьев и почему они не смогли решить его мирным путём. Начнём с того, что доподлинно неизвестно, когда родились братья – некоторые считают, что это произошло ещё в Эдемском саду, когда Бог создал Еву Адаму, в тот же день они, помня первую заповедь Божью “плодитесь и размножайтесь ”, приступили к этому. А так как это произошло до грехопадения, то беременность и роды произошли сразу же без 9-месячного ожидания и мучительных болей, которые были обещаны Богом как наказание (Быт.3:16 ). То, что описание рождения братьев находится в 4-й главе, после описания изгнания из рая, не означает, что события происходили именно в таком порядке.
Другие исследователи считают, что первые люди появились уже на проклятой земле, поэтому и интимные отношения супругов изначально не предполагались, и они, собственно, нужны лишь для выполнения вышеупомянутой первой заповеди.
Впрочем, как там было на самом деле, – неизвестно, свечку никто не держал, оставим эту семейную тайну первых людей. Посмотрим на то, что открыто, сначала на имена.
Каин ” от “кана ” – “приобретать, покупать ”. Он был земледельцем, работягой, он в полной мере ощутил проклятие земли, которая теперь не является плодородной, с ней надо бороться за урожай. Он – первенец, первое творение людей, через которого они уподобились Богу, весь процесс получения детей с ним описан (познал-зачала-родила-сказала, что приобрела от/у Господа). Про его младшего брата сказано только “родила”.
Авель ” – “хэбель ” – “суета, пустота, дуновение ”, именно это слово часто употребляется, когда говорится о суетных идолах, это слово 5 раз употребляется в книге Иова в рассуждениях о земной суете, в Псалмах, Притчах и особенно в Екклесиасте. В этой книге данное слово встречается очень часто, например, в Екклесиасте 1:2 целых 5 раз: “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует – всё суета!” И, в отличие от старшего ребёнка, у Авеля есть только роль брата, младшего брата, который отнимает внимание родителей, который раздражает своими замечаниями (вспомните Иосифа), который ведёт свободный образ жизни, потому что он – пастух, он не привязан к земле и, в общем, не особо дорожит ею, как Каин, для которого изгнание хуже смерти (Быт.4:13-14 ).
Каин в данном контексте человек плотский, земной, о чём говорится в послании Иуды, его путь сравнивается с путём жителей Содома и Гоморры (ст.7-11), он пример братской нелюбви о чём пишет апостол Иоанн (1Ин.3:11-18 ).
Авель же предстаёт в Писании как первый праведник, погибший за веру, об этом говорит Иисус, обличая религиозных лидеров Своего времени (Мф.23 , Лк.11:37-54 ), автор послания к Евреям говорит, что верой он принёс лучшую жертву, но кровь Христа превзошла по значимости кровь пролитую Авелем.

Конфликт пастухов и земледельцев наиболее ярко предстаёт нам в истории Исхода евреев из Египта, исхода пастухов из земледельческой империи, история освобождения свободных людей Божьих из рабства языческого Мицраима (Египта), страны зла.

Но в чём же жертва Авеля оказалась лучше, чем у Каина?
В тексте написано, что Каин “спустя несколько времени ” (буквально “в конце дней ” -”кэц йом”) принёс плоды земли. Казалось бы, ну и что, хорошо, что принёс, не зажал же у себя? Но потом описывается жертва Авеля, вероятно, она была принесена позже (говорится “также принёс ”), но какова она была – от первородных и от тука, Авель отдаёт Богу самое лучшее – первенцев и самые лучшие их части. Первенец – это будущее, а тук – это самое дорогое, самое вкусное, самое ценное. И недаром в послании к Евреям говорится, что он сделал это “верой”, ведь фермеры лучшие плоды и лучших животных всегда оставляют себе, чтобы они дали лучшее потомство, отдавать лучшее Богу неразумно с точки зрения житейской мудрости. Но Божья мудрость говорит: “Отдай мне лучшее здесь, и получишь небесные богатства в новой жизни ”.
Отметим и то, что идея принести дар Господу, вероятно пришла Каину, Авель, скорее всего сделал вывод, увидев, что Бог не принял дар старшего брата. Но что же Каин, чем он виноват?
Он принёс жертву в конце сезона, собрал плоды, сделал запасы и, увидев, что он имеет достаток, решил и Богу кое-что отсыпать, “Получи, Боже, что мне негоже ”, – говорят подобные люди, сначала обустраивая свою жизнь и лишь потом думающие “о духовном”. А когда он увидел праведный поступок брата, разгневался (синодальный текст говорит обтекаемо “огорчился”), но не как Моисей, который в гневе на тельца и пляски израильтян разбил скрижали, а как Валак на Валаама (Чис.24:10 , также в послании Иуды,11), как Саул услышав хвалебные песни Давиду. И не внял советам Господа, о которых, например, написано в Пс.36:8 Перестань гневаться и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло ”. И если в псалме говорится о том, чтобы не гневаться на нечестивых людей, то тем более на тех, чьи правильные поступки обличают твоё нечестие.
А дальше в тексте Писания загадка, в Быт.4:8 написано: “…и сказал Каин Авелю, брату своему…И когда они были в поле… ”. По какой-то причине от нас скрыто то, о чём говорили братья. Возможно, Каин что-то хотел узнать у брата после разговора с Богом, возможно, Авель не смог найти нужных слов, чтобы успокоить брата, обьяснить ему суть его ошибки. Очевидно то, что Каину не хватило любви, вероятно, зависть и раздражение ослепили ему глаза, и он не смог с ними совладать.
И восстал Каин на брата своего (или “воздвиг себя на брате, поставил себя выше”) и убил его. Обратите внимание на то, что в тексте повторяется и повторяется слово “брат ”, сначала с именем, а потом говорится только о крови брата. А всё от того, что Каин так и не смог полюбить брата настолько, чтобы преодолеть свою зависть, свою злость и раздражение.
Но Бог дал ему шанс исправиться, во-первых, Он оторвал его от земли, к которой он был привязан, Каин на себе почувствовал, что такое быть странником как его брат. Земля Нод, возможно, не имя собственное, а просто обозначение состояния, это слово означает “изгнание”. Как Адам был изгнан за грехи из Эдема, так Каин был изгнан со своих любимых полей. И Каину это страшнее смерти и убийства, у него буквально выбили почву из под ног, он боится как Сэм из “Властелина колец” Толкина, всё, что за границами его полей, полно чудовищ и смерти. Его преступление (и наказание-на иврите это одно слово “авон авон ”) ещё не понято им самим, он всё ещё видит только собственные лишения, ведь он “не сторож брату своему ”, хотя Бог говорит иначе, “любите друг друга ”, “любите братьев ”, “носите бремена друг друга ”, “поступайте так, как хотите, чтобы с вами поступали ”.
Во-вторых, Бог даёт ему знамение, “от” (ивр.знамение , знак, слово происходящее от слова “соглашаться ”), радуга будет таким знаком-соглашением с Ноем и его семьёй, обрезание и суббота будут таким знаком-соглашением с израильским народом, “дева во чреве примет и родит Сына ” (Ис.7:14 ), и это будет знамение-соглашение для всех людей, любовь друг к другу будет таким знаком-соглашением с верующими в Иисуса Христа (Ин.13:34-35 ). Бог не убивает Каина, как не убивает Адама и Еву за их преступления, Он даёт шанс измениться каждому, даёт возможности и инструменты для этого. Потомки Каина научились жить в шатрах, стали кузнецами, но, кажется, так и не смогли превозмочь эту эгоистичную страсть к приобретению и превосходству, например, Ламех, хвастающийся убийством “мужа и отрока”.
Впрочем, возможно, что и мы несём в себе часть этой крови, по преданию жена Ноя была потомком Каина. Но даже если и не так, то по духу многие из нас несут эту Каинову печать эгоцентричности, любви к приобретениям, небрежного отношения к Богу и Его дарам, агрессии, зависти, угнетённости, косности и нежелании что-либо менять, чтобы не поломать своё комфортное существование. И нам стоит услышать голос Божий, взывающий: “Где брат твой? Где сестра твоя? Не нуждаются ли они в помощи? ”, ведь Господь Иисус Христос показал любовь Божью в том, что “Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ” (1Ин.3:16 ), чтобы мы не словом и языком любили, но делом и истиной (там же, ст.18).
Итак, история Каина и Авеля открывает нам то, как важно любить ближнего, как важно не поддаваться своим греховным желаниям и как Бог ждёт преданной веры и покаяния, если кто согрешит.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: t.me/jcmlru

Благословений и мира во Христе Иисусе!

Каин. Каинова печать

Каин. Каинова печать

В библейском мифе Каин – один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог "сделал ему "знамение" (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как бранное выражение. Возникшее отсюда же выражение "каинова печать" употребляется в значении: клеймо преступления.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Каин. Каинова печать" в других словарях:

    Каинова печать - это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Каинова печать - крыл. сл. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Каинова печать - Книжн. Экспрес. Внешние признаки преступности на ком либо. [Теперь] люди меня боятся, «убивцем» зовут, а тогда я всё одно как младенец был, печати этой каиновой на мне ещё не было (Короленко. Убивец). От библейского мифа об убийстве Каином, сыном … Фразеологический словарь русского литературного языка

    «КАИНОВА ПЕЧАТЬ» - особый знак, к рым был отмечен богом, согласно библ. легенде, старший сын Адама и Евы Каин за то, что убил из зависти своего брата Авеля … Атеистический словарь

    Библ. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы (см. Ева). После того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), Бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника,… … Словарь личных имен

    Каин - и Авель. Фрагмент рельефа на фасаде кафедрального собора в Линкольне (Англия). Ок. 1145. КАИН, в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, что Каин, сын Адама и Евы, убил своего кроткого брата Авеля. Это вызвало гнев Господа (Бытие, гл. 4, ст. 11 12): «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего… … Словарь крылатых слов и выражений

    КАИН, в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком (каинова печать) … Современная энциклопедия

    В Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком (каинова печать) … Большой Энциклопедический словарь

    КАИН, а, муж. (стар.). Изверг, преступник [по имени Каинабратоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом]. | прил. каинский, ая, ое и каинов, а, о. Каинова печать на ком н. (о всеми отвергнутом предателе; книжн.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Каинова печать Книжн. Экспрес. Внешние признаки преступности на ком-либо. - [Теперь ] люди меня боятся, «убивцем» зовут, а тогда я всё одно как младенец был, печати этой каиновой на мне ещё не было (Короленко. Убивец). - От библейского мифа об убийстве Каином, сыном Адама и Евы, своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), в наказание за что Бог отметил лицо его особым знаком. Имя «Каин» стало нарицательным именем тяжкого преступника.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Каинова печать" в других словарях:

    КАИНОВА ПЕЧАТЬ - «КАИНОВА ПЕЧАТЬ», Россия, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ ЛАД, 1996, цв., 41 мин. Телетеатр. По книге А.Родина. В основе сюжета воспоминания Николая Мартынова, убившего на дуэле М.Лермонтова. В ролях: Игорь Ясулович (см. ЯСУЛОВИЧ Игорь Николаевич).… … Энциклопедия кино

    каинова печать - сущ., кол во синонимов: 1 грех преступления (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КАИНОВА ПЕЧАТЬ - что Клеймо изгоя или преступника. Подразумевается совершение поступков, обладание характеристиками, которые отвергаются обществом. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), реже организация (Z) отмечены очевидными признаками осуществлённых ими … Фразеологический словарь русского языка

    Каинова печать - это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Каинова печать - крыл. сл. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Каинова печать - Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /i> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444 …

    «КАИНОВА ПЕЧАТЬ» - особый знак, к рым был отмечен богом, согласно библ. легенде, старший сын Адама и Евы Каин за то, что убил из зависти своего брата Авеля … Атеистический словарь

    Каин. Каинова печать - В библейском мифе Каин – один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог сделал ему знамение (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы,… … Словарь крылатых слов и выражений

    ПЕЧАТЬ - Каинова печать. Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /i> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444. Класть/ положить печать на кого, на что. Книжн. Устар. Оставлять на ком л., на чём л. след какого л. воздействия, влияния. Ф… … Большой словарь русских поговорок

    ДЕМОНИЧЕСКИЕ ЗНАКИ - в демонологии считалось, что при заключении договора с Сатаной на неофита возлагалось клеймо дьявола, или «печать Сатаны». Оно являлось символом служения силам тьмы. Клеймо дьявола напоминало шрам, родимое пятно или татуировку. Оно могло иметь… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Книги

  • Каинова печать , Протоиерей Савва Михалевич. Савва Петрович Михалевич родился в 1955 году в Боснии, в городе Травник, но уже в 1956 году после смерти отца семья переехала в СССР по разрешению советского правительства. Глубоко верующая…

Печать Каина

Евангельская весть.


Прекрасная жизнь в раю сменилась тяготами земного существования, В конце которого стояла смерть. И только вера в обетование: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15), поддерживала наших прародителей. И поэтому когда родился Каин, Ева решила, что именно в нем и воплотится Божественное обещание (обетование) их освободить.«Приобрела я человека от Господа», - сказала она. Однако это был поспешный вывод, и Ева глубоко заблуждалась, что и показали ближайшие события. В этом есть урок для нас: не спешить делать выводы о ком-либо или о чем-либо.

Бытие учит нас быть, прежде всего, людьми в самом высоком смысле этого слова. А наши поспешные выводы и суждения порой становятся камнем преткновения в общении с людьми: на одних мы ставим крест, а других склонны возвеличивать. Но жизнь часто переворачивает наши оценки, от чего мы нередко страдаем, переживая предательство своих близких друзей и получая поддержку от тех, кого презирали или считали врагами.

Спустя немного времени у Адама и Евы родился второй сын, Авель. И вот когда юноши выросли, один стал пастухом, а другой земледельцем. «…Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его» (Быт. 4:3-5).

Итак, оба брата приносят Богу жертву, но одна принимается, а вторая нет. Почему? Ведь каждый принес то, что имел: один овцу, а второй плоды. И неужели Убийство агнца более предпочтительно в глазах любящего Бога, чем плоды земли? Не напоминает ли принесение животных в жертву кровавые языческие культы? Зачем же нужно Господу убийство невинного агнца? Дело в том, что когда Адам и Ева согрешили, они, согласно закону Вселенной, должны были умереть, «ибо возмездие за грех смерть».

Творец встал перед выбором: либо предать смерти первых людей, либо не обратить внимания на грех и позволить ему распространяться дальше. Оба варианта были неприемлемы. И тогда Бог по своей великой милости в искупительную жертву за грех решил отдать Своего собственного Сына Иисуса Христа. Прообразно указывать на Его грядущую искупительную жертву должно было жертвенное животное, агнец. Совершая грех, человек исповедывал его перед Богом, а затем приносил в жертву животное. Гибель невинного животного не могла сама по себе искупить грех человека, но свидетельствовала о вере человека в то, что в будущем за него прольется кровь Мессии, Христа, который и дарует прощение, спасение и вечную жизнь, утраченную Адамом и Евой, и, кроме того, гибель жертвенного животного показывала человеку, насколько отвратителен его грех глазах Бога.

В этом и заключается принципиальная разница между жертвой Авеля и Каина. Одна была жертвой веры, а вторая жертвой дел. Одна говорила, что надежда человека только на Бога, а вторая - на свои собственные силы и заслуги, посредством исполнения добрых дел, иными словами, вторая жертва свидетельствовала об отсутствии нужды в посредничестве Христа.

В течение шести тысяч лет после этого жертвоприношения миллионы людей шли либо путем Авеля, либо Каина. Одни основывали свое спасение на вере в Бога, сознавая свою греховность и нужду в Спасителе, другие надеялись на свои добрые дела, посредством которых стремились заработать себе спасение. При этом последние забывали, что спасение - это дар Божий, и заслужить или заработать его невозможно. В разное время предлагались различные способы для того, чтобы заслужить себе спасение. Первый - путем преобразования своими силами своего собственного характера. Для этого в древности существовали различные философские школы, которые учили человека искусству стать совершенным. Одни из этих школ практиковали всевозможные ограничения (стоики), другие - через удовлетворение всех своих желаний надеялись прийти к совершенству (эпикурейцы); третьи практиковали воспитание в себе равнодушия ко всем и всему (скептики); четвертые пошли путем отказа от всех существующих норм и правил - циники. Таким путем пошли древние греки и римляне.

Второй путь к спасению заключался в совершении магических обрядов, оккультизме; это проповедовала философия буддизма, индуизма, синтоизма, шаманизма, боизма.

Третий путь - через принесение Богу как можно большего количества жертв: чем больше крови, тем ближе спасение. Этот путь характерен для языческих культов народов доколумбовой Америки - инков, ацтеков, майя, а так же финикийцев, друидов и пр. Создавая этот культ, дьявол бросал тень и на жертвоприношения, установленные Богом, приравнивая их в глазах людей. Более того, враг рода человеческого стал автором и принесения в жертву людей, что было самым отвратительным и ужасным в глазах Бога: «И устроили высоты … в долине… чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило» (Иерем. 7:31).

Четвертый путь к совершенству состоял в отрицании Бога. Сторонники этого направления провозглашали, что счастливым и совершенным может быть только общество, лишенное каких - либо предрассудков, в том числе и религиозных, а религия - это опиум для народа. Атеизм - вот истинный путь к совершенству. Эта новая безбожная религия, господствовавшая в СССР, Китае, Камбодже, Румынии, Албании и др. странах, принесла хорошо нам известные плоды.

Пятый путь к счастью - это путь поклонения князю тьмы - сатанизм. Сегодня этот страшный культ приобретает небывалую популярность. В каждом городе Украины есть эти секты, состоящие преимущественно из молодежи.

И, наконец, шестой путь - это путь Каина, который проник и в само христианство, во многих направлениях которого провозглашается, что спасение - это вера плюс добрые дела. Эта ложная теория, не имеющая никаких оснований в Библии, привела к созданию монастырей, где сотни тысяч людей были обречены на затворничество, лишившись элементарных земных радостей. Кроме того, сюда же относятся всевозможные виды самоистязания плоти, особенно популярные в средневековой Европе. Это и призывы обрести спасение путем больших пожертвований на храм, и сегодня многие люди, особенно относящиеся к разряду «новых русских» пытаются откупиться от Бога, жертвуя деньги на строительство храмов и монастырей, думая при этом, что их грехи автоматически прощаются. Это и знаменитые индульгенции, дающие за деньги прощение грехов. Обман людей, спекуляция духовными ценностями проникли в христианство.

А между тем Богу не нужны наши деньги, самоистязание, паломничества, отказ от квартир, изнурительные посты, и пр. Господу нужно наше искреннее покаяние, наша вера, осознание нами своей нужды во Христе и послушание Его заповедям, ибо только таким образом мы можем выразить свою благодарность Богу за смерть Его Сына на Голгофе и признать Творца Господином нашей жизни.

Итак, пример Каина и Авеля учит нас, что далеко не любое служение принимает Бог. Мы можем служить Богу, называться христианами, но он не примет нас: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).

Ключ к служению Богу - это не жертвы, а вера. Как же нам узнать, принимает ли Бог мое служение, как служение Авеля, или отвергает, как Каина? И вообще, что может быть жертвой Богу в наше время, ведь после Пришествия Христа жертвоприношение животных было упразднено, ибо Христос умер за каждого из нас, пролив Свою кровь, и сегодня совершив грех, достаточно в личной молитве попросить у Бога прощение во имя Христа, сознавая при этом, что Он умер вместо меня за мой грех?

«Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Нашей жертвой Богу сегодня являются наши молитвы «чрез Него», то есть, через и во имя Иисуса Христа (красной нитью через все Священное Писание проходит истина, что Посредник между Богом и человеком один - Иисус Христос, потому что именно Христос умер вместо каждого из нас).

«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). Наше благотворение и общительность, то есть, служение людям также являются жертвой Богу.

Бог примет мое и ваше служение, если, подобно Авелю, мы это делаем искренне, не из корыстных соображений «наработки» добрых дел как средств к спасению, а потому, что не можем иначе поступать.

Бог примет мое и ваше служение, если всю славу за что-то совершенное мы припишем Богу, а не себе, но это будет лишь тогда, если мы не будем оповещать всех о том, что мы делаем, чтобы продемонстрировать свою святость.

Бог примет мое и ваше служение, если мы живем в соответствии с Его Законом, состоящим из 10 заповедей (см. кн. Исход, 20 главу). В отвержении своей жертвы Богом Каин не хотел винить себя, а видел корень всех зол в Авеле. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6-7).

Подобно тому, как Бог предупреждал Каина перед совершением им страшного греха, точно также Он предупреждает и нас через других людей, обстоятельства жизни, Библию о том, что мы идем не по тому пути. Вторая весьма важная мысль, приведенная в этих стихах, состоит в том, что с помощью Божьей мы можем господствовать над грехом.

Многие сегодня говорят: у меня плохой характер и ничего поделать с собой я не могу; другие ссылаются на то, что не могут перенести соблазн похоти и пр.; третьи, что обстоятельства всегда оказываются сильнее их; четвертые - на дурную наследственность, и т. д.

Однако Библия говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). И поэтому, если в искушении и испытании мы просим у Бога помощи, то можем быть уверены, что одержим победу. Но Каин не хотел смирить себя и пошел по пути, предложенному ему дьяволом. На земле пролилась первая кровь. Убийство Авеля открыло нескончаемую череду убийств и войн на планете. Но даже совершив такой страшный грех, Каин не был оставлен Богом: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9).

Господь прекрасно знал, что стало с Авелем, но, как и в Едемском саду Адама, так сейчас Каина этим вопросом Он хотел побудить к покаянию. В этом также есть пример для каждого из нас, что как бы ни был тяжел совершенный нами грех, мы всегда можем прийти вновь к Богу, и если искренне раскаемся, Бог вновь примет нас. Господь ждет нас такими, какие мы есть. Но Каин вновь отвергнул призыв Божественной милости. «И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10).

Нам часто кажется, что Бог не видит тех несправедливостей и преступлений, которые происходят на нашей земле. «Где же Бог?» - вопрошают люди, когда гибнут дети в Чечне, когда взрываются дома с мирными жителями в Москве, когда погибают многие при стихийных бедствиях. Многим кажется, что Бог забыл обо всем этом, но это не так. Кровь невинных вопиет к Его престолу, и подобно тому, как был наказан Каин, а затем весь допотопный мир, позже Содом и Гоморра, так и в наши дни свершится последний суд. За свое убийство и нераскаянный грех Каин был проклят Богом, на него был наложен особый отличительный знак: «…И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15).

Библия нам не сообщает, что это именно было, но, наверное, это и не столь важно, как внешне выглядел знак. Главное же состоит в том, не несем ли мы с вами сегодня на себе этой печати греха: в своей душе, характере, поступках, мыслях. Не являемся ли мы духовными детьми старшего сына Адама: завистливыми, непокорными, зарабатывающими спасение своими делами, не нуждаясь во Христе. «И пошел Каин от лица Господня; и поселился земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16). С тех пор род Каина стал жить отдельно. Именно его потомки изобрели музыкальные орудия, открыли секреты получения металлов, построили первые города (см. Археологический комментарий к данной главе). Но среди его потомков появилось впервые и многоженство: «И взял себе Ламех две жены…» (Быт. 4:19) и расцвели грехи, посеянные Каином.

Археологический комментарий

Тайна первобытнообщинного строя

Со страниц наших школьных учебников мы помним изображения древних людей, одетых в звериные шкуры, с каменными топорами в руках и живущих в пещерах. Перелистав же несколько страниц, мы видели на иллюстрациях уже более «окультуренных» людей и с медными топорами, которым на смену пришли люди с бронзовыми украшениями и такими же орудиями труда, а затем - с железными.

Таким образом мы учили постепенную историческую эволюцию человеческого общества, прошедшего стадии каменного, бронзового и железного веков, то есть, от более простых - к сложным. Впервые эта система деления древнейшей истории была введена датским профессором К. Томсеном (1788-1865). В 1816-1819 годах им на основании коллекции Датского национального музея была сформулирована так называемая Система трех веков (каменного, бронзового, железного). «Он утверждал, что эти века должны сменять друг друга в определенном порядке, то есть, камень не стали бы употреблять для орудий, если бы располагали бронзой, которая в свою очередь уступила место железу» . Его система была дополнена французским ученым Г. Мортилье (1821-1898), рассматривавшей эти эпохи, как стадии развития человека, в основании которых стояла обезьяна, сбивавшая плоды камнями, а венчал - человек с железным мечом.

Эта схема выглядела следующим образом:

Древний каменный век (палеолит) - 2,5 млн. - 10 тыс. лет до Р. Хр., характеризующийся стадией собирательства, дикостью.

Средний каменный век (мезолит) - 10 тыс. лет - 6 тыс. лет до Р. Хр., с примитивным земледелием и варварством.

Новый каменный век (неолит) - 6 тыс. - 4 тыс. лет до Р. Хр.

Медно-каменный век (энеолит) - 4-3 тыс. лет до Р. Хр.

Бронзовый век - 2-1 тыс. лет до Р. Хр.

Железный век - 1 тыс. лет до Р. Хр.

Такое деление истории было с восторгом принято эволюционистами. «Труд создал самого человека», - провозгласили Маркс и Энгельс .

Вместе с эволюцией обезьяны в человека шла и эволюция его орудий труда. Эволюция утверждала, что все развивается от простого к сложному, от худшего к лучшему. Библия же утверждала, что никакой эволюции не было. Человек был сотворен, как высокоинтеллектуальное существо. И уже с глубокой древности, на самой заре своей истории использовал металлы, строил город, имел письменность, разводил скот. Никакой эволюции общества, орудий труда не было. Что же сегодня наука говорит по этому вопросу?

Допотопные города

«И познал Каин жену свою; и она… родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4:17).

Но были ли в то время города, ведь Каин жил около 4000 года до Р. Хр., а тогда, согласно марксистско-ленинской градации, люди жили в пещерах, беспорядочно перемещаясь с места на место. К тому же, многие часто смеются, читая этот Библейский текст: ну какой мог быть город во времена Каина, если людей, согласно Писанию, тогда было всего несколько человек?

Ответим сначала на второе замечание. Дело в том, что необходимо сразу же определиться, что мы понимаем под словом город. Часто, когда мы слышим сегодня о городах, то представляем себе Москву или Нью-Йорк, или, на худой конец, Владимир. Однако наше восприятие не соответствует определению понятия «город», сформировавшемуся в древности, когда городом называлось «…поселение, обнесенное укреплением, крепостной стеной» . Это понятие города просуществовало с допотопных времен вплоть до позднего средневековья. Так города древности, такие, как Иерихон, Вавилон (на заре своего существования), считавшиеся крупнейшими, насчитывали около 1000 жителей , а «…самые большие… в Европе насчитывали тогда от 100 до 200 человек» . Что же касается наличия городов в 4-3 тысячелетии до Р. Хр., то история и археология сегодня открыли ни один город этого времени. После убийства Авеля у Адама и Евы родился еще один сын - Сиф, потомки которого следовали закону Бога. Однако сатане было мало, что он получил власть лишь над частью населения земли, и он решает покорить своему влиянию и потомков Сифа, и в результате окончательно погубить человеческий род. Его план состоял в следующем…

Древние кузнецы

Всего один текст из 4 главы книги Бытие на протяжении долгих лет противостоял многим томам научных работ, доказывающих, что употреблять железо человек начал не ранее 1100 года до Р. Хр., тогда как Библия говорила, что это произошло около 3500 года до Р. Хр.: «Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа…» (Быт. 4:22).

Но прошло время, и ученые пришли к следующему: «С 1969 года на севере Ирака, в знаменитой Синджарской долине… работает советская экспедиция… в Ярым-Тепе, древнем холме, одном из многих, в слоях, относящихся к шестому тысячелетию до Р. Хр. Они, к своему удивлению, находят медные украшения и кусочки медного шлака. Может быть, и в самом деле пора пересмотреть наши представления, относящиеся к векам и металлам?

Действительно: в 1962 году кусочки меди Мелаарт находит в Чатал-Гуюке. Время? Начало шестого тысячелетия. Затем настает очередь Бейджесултана, в Западной Анатолии. Потом Сиалка в центре и Али-Коша на юго-востоке Ирана. В Али-Коша находят медь в третьем слое Каранова. Похоже, что на Балканах был свой очаг: кое-какие находки тамошней меди относятся к пятому тысячелетию, и, следовательно, они на тысячу лет старше, чем диагностические находки, сделанные на островах Эгейского моря и Крите. Медь находят и в других местах - в Болгарии, а также Югославии и Румынии. В гораздо более ранние времена, чем это могли себе представить… И на огромной территории, в местах, отстоящих друг от друга на две с лишним тысячи километров» .

Прекрасные металлические изделия были обнаружены и при раскопках города Эшнунны (22 век до Р. Хр.), в 1933 году проводившихся институтом Востоковедения Чикагского университета под руководством доктора Ганса Франкфорта. Секретарем экспедиции была Мэри Чабб, подробно описавшая ее ход: «На раскопках… достигли слоя раннединастического периода… Мы извлекли множество медных блюд овальной формы… шестьдесят чаш, четыре кинжала с хорошо сохранившейся серебряной фольгой… И еще одна редкостная находка - металлическая рукоятка без лезвия… это самый древний предмет, изготовленный из железа, - на полторы тысячи лет древнее ножа, который хеттский принц подарил Тутанхамону (который жил в 14 веке до Р. Хр. - прим. А. О.)» .

«В Египте и Месопотамии железо знали уже в третьем тысячелетии до н. э.» .

В 1922 году была обнаружена около города Ларсы призма, получившая в честь ученого, открывшего ее, название призма Вельда, датированная 2170 годом до Р. Хр. На ней сохранилась летопись, написанная писцом Нур-Нимсу-буром, в которой рассказывается о допотопных городах и царях. Приводимое там имя допотопного города Бадгургурру переводится как «город бронзовых изделий». На сегодняшний день текст книги Бытие 4:22 перевесил все научные трактаты о датировке использования человеком металлов. Впрочем сегодня и трудов, пытающихся доказать обратное вышеизложенным фактам, уже и нет.

Первые музыкальные инструменты

«Ада родила Иавала… Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:20-21).

Гусли и свирель… Само устройство этих музыкальных инструментов свидетельствует о уровне развития его создателей. И образ этих создателей никак не вяжется с людьми, живущими по стадным законам, не имеющим понятия о культуре, искусстве. Концепция первобытнообщинного строя, особенно касающаяся каменного века, отвергала саму возможность создания людьми того времени музыкальных инструментов. И только сообщения Библии не вписывались в общепринятую систему научных взглядов. И вновь, в который раз, потребовались целые века, чтобы люди убедились в его точности. Проведенные за последние 100 лет археологические раскопки подтвердили не только сам факт наличия свирелей и гуслей у древних людей, но и нашли сами эти инструменты.

«По криптограммам на табличках можно было узнать подробности о повседневной жизни Урука… На улицах часто была слышна музыка, о чем говорили символы лютни и лиры» . Датировка относится к 5 тысячелетию до Р. Хр.

В ходе раскопок другого месопотамского город Ура, Л. Вулли обнаружил остатки арфы, относящейся к 2600 году до Р. Хр. .

«Обязательной принадлежностью царских гробниц является арфа или лира. В этой могиле было по крайней мере четыре лиры и среди них - самая прекрасная из всех найденных нами» .

Был ли Авель пастухом?

Первые тексты 4 главы книги Бытие, в которых говорится, что сын Адама Авель был пастухом, а Каин - земледельцем, вызывали иронические улыбки у научного мира.

И это не удивительно, ведь, по мнению ученых, животноводство и земледелие появились много позже, после собирательства и охоты, которые, якобы, тысячелетия господствовали в раннем человеческом обществе.

Теперь же однозначно доказано, что и одомашнивание скота, и земледелие появились на самой заре человеческой истории, у ее непосредственных истоков.

«На основании находок из пещеры Шанидар и соседнего городища Зиви-Черми выясняется, что овца была одомашнена около 9000 года до Р. Хр., задолго до времени, к которому относятся свидетельства одомашнивания собак или коз» .

Примечательно, что впервые из животных была одомашнена именно овца, на что косвенно указывает и Библия.

«Доступные нам в настоящий момент факты весьма приблизительно указывают на то, что как примитивное земледелие и одомашнивание скота, так и интенсивное собирательство появились на Ближнем Востоке около 9000 г. до Р. Хр.» .

Профессор Пенсильванского университета Роберт Дайсон подтверждает теорию одновременного и взаимосвязанного появления культурных растений и домашних животных. «И теперь уже не ставится вопрос о том, что раньше - растения или животные…» .

Итак, наличие городов, прекрасных и разнообразных орудий труда, музыкальных инструментов, развитие сельского хозяйства и животноводства, наконец, монотеизма говорят о высоком экономическом и культурном уровне древнейших первых людей. И сегодня мы можем только догадываться о всех знаниях, которыми обладали допотопные люди эпохи, наступившей сразу после потопа.

В заключение хочется остановиться на следующем вопросе: как объяснить существование сегодня, уже в 21 веке примитивных племен в Африке, Америке, племен, которые по своему развитию мало чем отличаются от животных. Этот вопрос всегда был неразрешимой загадкой для эволюционистов, и в то же время, по их мнению, наилучшим свидетельством в пользу того, что человек произошел от обезьян и в пользу существования на заре истории человечества первобытнообщинного строя.

Почему эти племена, несмотря на прекрасные природные условия, остались на такой низкой ступени развития сегодня? И более того, продолжают деградировать, хотя колониального гнета, имевшего место в прошлые века, уже не существует. В своих работах мы подробно анализировали этот интересный феномен. И вывод, к которому пришло подавляющее большинство ученых мира, состоит в том, что эти племена являют пример деградации человека.

Сегодня доказано, что в прошлом эти племена имели высочайшую культуру, свои высокоразвитые государства, порой и империи, такие, как инков, майя, ацтеков, Гана, Бенин. Но затем, кстати, еще до прихода европейских колонизаторов, начали деградировать. И основная причина их деградации состоит в духовном разложении их общества, иными словами, потеря связи с Богом и отступление от Его Закона приводит сначала к духовной, а затем и физической деградации. Выражение, что именно религия определяет развитие государства и общества, стало аксиомой.

Исходя из этого, становится понятным, почему на земле, как в прошлом, так и теперь, сосуществовали одновременно высокоразвитые государства наряду с более примитивными. И поэтому каменный, железный и бронзовый «века» существовали также одновременно. К тому, о чем говорила Библия еще 4000 лет назад, ученые пришли только в 20 веке, с удивлением обнаружив, что открыли… колесо.

Постскриптум:
Спасение не приобретается за дела, это безвозмездный дар Божий.
Лелеемая зависть приводит к самым страшным последствиям.

Опарин А.А.
Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Примечания:
Брей У., Трамп Д., Археологический словарь, М., Прогресс, 1990, с. 250.
Маркс, Энгельс. Собрание сочинений, т. 20, с. 486.
Брокгауз, Ефрон, Малый Энциклопедический словарь, Спб, 1910, т. 2, с. 1309.
Брентьес Б. От Шанидара до Аккада, М., Наука, 1976.
Там же, с. 45.
Вршавский А. С. Если раскопать холм…, М., Знание, 1975, с. 169-170.
Чабб М., Город в песках, М., Наука, 1965, с. 61-62.
Косидовский З. Библейские сказания. - М.: Политиздат, 1978, с. 251.
Шумер: города Едема, Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации, М., Терра, 1997, с. 56.
Вулли Л., Ур халдеев, М., Наука, 1961, с. 76.
Там же.
Robert H. Dyson, Jr Revolution, Science 144, 1964, 673.
H. Cambell and R. Braidwood, указ соч., Scientific American 222, 1970.
Robert H. Dyson, указ. соч., p. 673.


Печать Каина, первого грешника

До сих пор человечество задаётся вопросом: что за печать поставил Бог на Каина? Ведь Каин убил своего брата Авеля, которого Бог любил больше.

Господь сделал Каина изгнанником и скитальцем на земле (Быт, 4:12 ), но Каин покаялся за свой грех:
14 Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Быт, 4 ).
Значит, Каин стал побаиваться, что ему могут отомстить за Авеля...
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт, 4 ).

Весь мир занят познанием печати Каина (National Geographic Channel, и др ). А почему именно его печатью?

Ведь человек должен получить наказание от Бога. Каин получил его. Но вместе с ним получил и защиту от Бога. Вот это и есть очень интересная для всех тема. Интересная потому, что все мы, в чём-то, грешны. Но, так же все и хотим получить защиту от Бога, как, например, получил Каин.

Вот почему всем нам и хочется открыть этот секрет. Но, если много говорят о печати Каина, то почему тогда очень мало говорят о печати в «Откровении»?
В «Откровении» говорится:
15 И дано ему [зверю] было вложить дух в образ зверя [другого зверя], чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр, 13 ).

Я со 100%-ной уверенностью могу сказать, что печать и Каина, и та, о которой говорится в «Откровении» – есть одна и та же печать. То есть с чего началась Библия, тем она и заканчивается.
Ведь если разумно отнестись ко всему этому, то, думаю, у всех нас неправильный подход ко всему, отчего и искаженное понимание. Я имею ввиду: печать Каина, как и печать из «Откровения», которую все мы называем печатью Дьявола или Антихриста.
Это совсем не их печати. Оба они не в состоянии поставить их, т.к. печать может поставить только создатель всего на Земле – Бог. Если бы, например, Антихрист был правой рукой Бога, то и в этом случае он мог бы поставить эту печать только по указанию Бога. Отсюда, правильнее звучит – печати Бога.

Поэтому, загадка лежит в начале, а разгадка – в конце. Или, загадка лежит а конце, а разгадка – в начале. Это, – я понимаю , – смотря с какой стороны подойти к этому, т.е. к замкнутому кругу (Нулевой цикл во Времени: от сотворения мира до наших дней).
Можно сказать и так: там, где вход, там и выход, или, наоборот.

А что Вы, уважаемые читатели, можете сказать об этой многовековой загадке?



Поделиться