Как фотографировать птиц. Теория и практика

Птицы очень удивительные, но в то же время сложные объекты для съемки. Они быстры и неуловимы, биологически разнообразны и могут быть потрясающе красивы. «В мире различают около 10 тысяч птиц и их диапазон поведения очень широкий» - говорит Вильям Майорос, ученый и заядлый фотограф птиц из Северной Каролины. «Их сложно снимать на дикой природе, но все же интересно».

Перед тем, как стать фотографом птиц, Вильям был серьезным наблюдателем за ними, он считает что здесь интересна сама охота за птицами. «Я рекомендую тем, кто только начал фотографировать птиц, научится наслаждаться самим пребыванием вместе с птицами на природе и не стрессовать если вы упустили удачный снимок» - говорит он. Как говорят рыбаки, не нужно волноваться, чтобы что-то поймать. «Если вам удастся сделать несколько удачных фотографий, это как глазурь на пироге», добавляет Майорос.


Большая серая сова © Jari Peltomäki
Canon EOS-1D Mark III, Canon EF 300mm f/2.8 IS II. 1/125, f/4.5, ISO 1000

Мы взяли интервью у трех фотографов птиц, и хотя их подходы отличаются, через интервью мы увидели, что фотографирование птиц - это труд любви.

Датский фотограф Розеляйн Райнмонд, когда фотографирует птиц, делает акцент на их поведении. А финский фотограф Яри Пельтомеки экспериментирует с эстетикой птиц в движении. Майорос же использует научный подход, применяя точные настройки и мощное оборудование.

Подобраться ближе с базовым снаряжением

Розеляйн Райнмонд живет в Гоуде, Голландия и снимает не только птиц, но и другие виды диких живтоных. Она говорит: «Я интересуюсь секретами жизни животных. У птиц мой любимый момент для съемки - когда птица чувствует себя комфортно и не подозревает, что за ней шпионят. Это может быть спящий утенок или зимородок, чистящий свое оперение, или выпь, притворившаяся камышом».

Розеляйн предпочитает крупные планы птиц. Она носит с собой относительно темные объективы, потому что для нее важна портативность. «Я использую телеобъектив Canon EF 300mm f/4L IS, но для птиц он коротковат. Если у вас есть деньги, объектив с фокусным расстоянием 500 мм даст вам лучшие снимки с меньшими усилиями» - говорит фотограф. И по поводу фотоаппарата: «Мой Canon EOS 5D Mark III отличная камера, но скорость 6 кадров в секунду не самая быстрая. Для того, чтобы снимать птиц в полете лучше иметь камеру с возможностью скорости съемки до 10 кадров в секунду».


Скворцы © Roeselien Raimond
Canon EOS 7D, Canon EF 300mm f/4L IS. 1/500, f/6.3, ISO 200

Розеляйн по прежнему стремится подобраться к птицам как можно ближе, но в то же время, чтобы их не потревожить. Она говорит: «Многие птицы бояться людей. Остаться незамеченной помогает камуфляж. Птицы любят свою зону комфорта и фотографу важно уважать их границы. Как близко вы можете подобраться, зависит индивидуально от каждой птицы. В каких-то случаях вы можете завоевать у нее доверие и она вам позволит больше действий. Будьте спокойны, не действуйте как хищник, и всегда проявляйте уважение».

Как правило, птиц можно найти в заповедниках или на побережье. Райнмонд верит, что ключевой момент это искать тщательнее: «Я более успешно нахожу свои объекты съемки благодаря сбору информации и о месте, куда я собираюсь пойти. Иногда друзья сообщают мне место, а иногда я ищу информацию о местах и повседневном поведении того или иного вида птиц в Интернет - так начинается мое путешествие».


Стайка гусей © Roeselien Raimond
Canon EOS 5D Mark III, Canon EF 300mm f/4L IS. 1/2500, f/4.5, ISO 1000

Фотографирование птиц в полете и движении

Для фотографа дикой природы Яри Пельтомеки, который живет в Лиминке, Финляндия, птицы особенно красивы в движении. «Почему я снимаю птиц в полете размытыми? Я люблю, когда мы видим птицу в движении, из-за этого размываются в движении крылья и задний план, но голова птицы остается четкой» - говорит Яри.


Золотой орел в полете © Jari Peltomäki
Nikon D4S. 600mm f/4G ED VR AF-S Nikkor. 1/60, f/5.6, ISO 5000

В этом ключе Яри использует ручные настройки на своей камере Nikon D4s и объективе Nikkor AF-S 600mm f/4G ED VR (иногда он также использует объектив Nikkor AF-S 200–400mm f/4G ED VR с телеконвертером TC-14E 1.4X Nikon AF-S). «Я устанавливаю ISO, выдержку и диафрагму вручную, поэтому я полностью все контролирую. Если я хочу показать движение, то устанавливаю выдержку в диапазоне от 1/15 до 1/125 сек. Для больших птиц это часто 1/60 сек. С такой большой выдержкой многие кадры получаются браком. Но внезапно вы можете получить отличный снимок с красивым движением и четкой головой летящей птицы!» - говорит Яри.

И наоборот, Яри часто «замораживает» птиц в движении на коротких выдержках. «Если я хочу сделать четкое фото большой птицы в полете, например орла, я устанавливаю выдержку 1/1600 и диафрагму f/6.3 (зависит от объектива). Мое ISO зависит от того, насколько светло на улице, обычно это в диапазоне от 800 до 1600. Для маленьких и быстрых птиц иногда требуется более короткие выдержки: 1/3200 сек достаточно, чтобы «заморозить» любую птицу, но это также зависит от объектива и от дистанции съемки».


Стая пеликанов © Jari Peltomäki
Canon 1D Mark III, Canon EF 70–200mm f/2.8L. 95mm, 1/2000, f/10, ISO 800

Яри советует снимать птиц в горизонтальном полете. «Фотографам птиц лучше фотографировать рано утром или вечером, кода солнце низко в небе. Днем солнце высоко и вам не удастся заснять глаза птицы и полностью передать оттенки перьев» - говорит Яри.

Для съемки он часто использует охотничьи приемы маскировки, такие как камуфляж и деревья, чтобы спрятаться в окружении. «При съемке очень помогает если вы различаете песни птиц, тогда вы можете определить местонахождение тех или иных видов. Слушая птичьи призывы вы можете изучать, что птица сейчас делает. Я могу ждать своего орла вслепую и не буду высовываться из засады, но по звукам догадаюсь, кода он приближается. Это благодаря воронам, которые поднимают тревогу в случае опасности. Вороны подают разные сигналы: для беркутов, белохвостых орланов, тетеревятников, кречетов. Изучение таких моментов очень полезно».

Максимизируйте и демонстрируйте детали вашей птицы

Как автор книг о птицах, Вильям Майорос различает эстетические и образовательные фотографии птиц. «В художественной фотографии важно следить, чтобы задний план был лаконичным, если сцена содержит на заднем плане много каких-то элементов (листьев или веток к примеру), я не хочу делать снимок, потому что я знаю, что он не удовлетворит мои художественные требования». Однако для документальной работы я не всегда придерживаюсь таких стандартов, все интересуются также и окружением - это честная игра».


Синяя птица счастья © William Majoros
Canon 1D Mark III, Canon EF 600mm f/4L IS c телеконвертером 1.4X. 1/300, f/8, ISO 125

Вильям применяет разные подходы к съемке, в зависимости от вида птиц. «Одна из моих специализаций - фотографирование камышевок. Лучшая стратегия для фотографирования этих крошечных, быстро перемещающихся птичек, это не слишком длинный объектив. 400mm f/5.6 с близкого расстояния позволит вам оставаться мобильными, вы можете следовать за птицами и ориентироваться в толпах птиц в популярных для них местах, где слишком длинные объективы станут для вас обременением. Но для больших птиц, таких как цапли и пернатые хищники - для которых типичное поведение держать дистанцию, вам нужны объективы подлиннее, такие как 600mm или 800mm. Это также зависит от типа снимки. Например я люблю заполняющие кадр фотографии, с массивным количеством деталей и рисунком перьев» - говорит Вильям.

Майорос устанавливает вручную. «Это лучший способ выбрать настройки камеры на поле, чтобы игнорировать систему автозамера камеры и делать снимки как можно ярче, но без пересветов. На поле я делаю несколько тестовых фотографий сцены и потом проверяю каждый снимок, просматривая их на LCD дисплее, с включенным режимом подсветки пересвеченных участков. Это дает максимум информации о содержимом снимка и дает больше гибкости при дальнейшем редактировании на компьютере».

Вильям обычно снимает камерой Canon EOS-1D Mark III с внешней вспышкой Canon Speedlite 580EX II и линзой Френеля, которая равномерно рассеивает свет. «Я использую вспышку при фотографировании практически всех птиц. Исключение составляют некоторые птицы в полете. Когда окружающий свет слабый, вспышка помогает «заморозить» птицу на не таких коротких выдержках. Вспышки сделаны под цветовую температуру прямого солнечного света, так что цвета получаются приятными. Сильно направленный свет подсвечивает микрорисунок перьев и создает супер резкие и богатые текстуры. Прямой горизонтальный солнечный свет дает тот же эффект, но вспышка более удобна, поскольку ее легко переместить и направить в нужном направлении, в отличие от солнца» - отмечает Вильям.


Тулес © William Majoros
Canon 1D Mark III, Canon EF 600mm f/4L IS. 1/2500, f/5, ISO 800

Майорос часто ищет птиц для съемки в лесу, на болотах и на открытых просторах. Я нахожу их в городских парках, где ходят люди. Такая съемка более продуктивна, чем съемка на дикой природе, поскольку городские птицы привыкли видеть людей и они не такие пугливые» - говорит он. Но такие места могут быть переполнены другими «охотниками» за птицами.

Иногда можно обнаружить красоту даже во дворе у вас дома. «Я использую свой дом как приют для птиц. Я установил кормушки напротив окна и выжидаю, когда птицы прилетят клевать. Очевидно, снимки птиц в кормушке не очень эстетичны, но вы можете установить ветки за кормушкой и снимать птиц, чтобы захватывать в кадр более естественные сцены природы. В конце концов просто получать радость от их компании».

Это не обычный фотоурок, он, скорее, похож на зарисовку "из жизни" фотографа, и в некоторой мере - на мастер-класс, проведенный на свежем воздухе! Однако, от этого урок не становится менее полезным!

Возможно, самое трудное при фотографировании пернатых в естественной обстановке - это найти объект съемки. Если, конечно, Вы не решили фотографировать воробьёв или голубей (хотя и об этом мы также расскажем). Знание повадок и особенностей той птицы, которую собираешься снимать, во многом облегчает задачу.

Рассказывает П. Носов:

Как я фотографировал птенцов

Однажды в лесу мое внимание привлекла птица, сидевшая на самой верхушке ели. Она устроилась там как на сторожевой вышке и стрекотала, подергивая длинным хвостом. При моем приближении птица перелетела на соседнее дерево, продолжая громко кричать. Вероятно, она предупреждала кого-то об опасности. Мне захотелось узнать, почему она так волнуется. Я присел на пенек среди невысокого кустарника. Через некоторое время птица успокоилась, затем слетела вниз, в густые заросли молодых елочек. Оттуда сразу послышался писк. Вот, оказывается, почему волновалась птица. Она беспокоилась за свое потомство. Я рассмотрел ее поближе - это оказался сорокопут-жулан. Когда он улетел, должно быть, за кормом для своих прожорливых птенцов, я вышел из засады и отыскал гнездо. Оно было устроено на самых нижних ветках невысокой елки, и его очень удобно было фотографировать.

Как сфотографировать птенцов? Вот так!
Не оперившиеся птенцы сорокопута. Lanius collurio from Gilles San Martin ©
Exposure 0.017 sec (10/603)
Aperture f/9.9

Каждый любитель птиц знает, что стоит только слегка дотронуться до ветки, на которой находится гнездо с птенцами, как они словно по команде поднимут головы с широко раскрытыми клювами. Колыхание ветки является для них сигналом того, что прилетела мать и принесла еду. Этот условный пищевой рефлекс проявляется у всех птенцов. Зная это, я легко сфотографировал всех птенцов сорокопута с открытыми клювами. Вообще, вопрос о том, как фотографировать птенцов, тесно связан с вопросом о том, как фотографировать птиц . Далее я поделюсь еще несколькими наблюдениями на эту тему.

Фотографирование птиц в дикой природе

Часто птицы своим поведением выдают местонахождение гнезд. Как-то я бродил у небольшого болотца. Над моей головой с беспокойными криками летали две птицы, вероятно, самец и самка. Это были чибисы. Я решил, что где-то здесь, у болотца, есть гнездо с птенцами. Начал искать. Каждый раз, когда я подходил к тому месту, где росла высокая осока, чибисы волновались особенно сильно и налетали на меня с резкими криками. Именно где-то здесь и должно быть гнездо. Я обшарил все вокруг, но ничего не нашел и уже собрался уходить, как вдруг у самой воды в небольшой ямке увидел двух пестрых птенчиков. Они сидели неподвижно, тесно прижавшись друг к другу. Покровительственная окраска их оперения была так похожа на серо-зеленый цвет травы, что я чуть не наступил на них. Чибисята не собирались убегать, как будто были уверены в том, что я их не замечу.


Чибис и его маскировочная окраска. Lapwing, Salthouse©

В другой раз прямо из-под моих ног вылетела небольшая серая птичка. Я внимательно осмотрел густую траву и нашел на земле гнездо пеночки . Сверху оно было прикрыто «крышей» из сухой травы и мха. Попадала в него птица сбоку. Находясь в гнезде, она видела только то, что происходило со стороны входа. Сфотографировать пеночку, сидящую на яйцах в таком гнезде, очень трудно.

В то время у меня еще не было телеобъектива, и я вынужден был снимать птицу объективом с фокусным расстоянием 50 мм. А для этого надо было подобраться к гнезду вплотную и приучить птицу к своему присутствию. Начался интересный поединок между мной и этой маленькой осторожной пичужкой. Несколько дней подряд я приходил в лес к гнезду и прятался где-нибудь сбоку за кустом или стволом ближайшей сосны. При моем появлении пеночка каждый раз улетала. Но через некоторое время, убедившись, что ей не угрожает опасность, снова возвращалась в гнездо и продолжала насиживать яйца. Инстинкт насиживания брал у нее верх над страхом перёд человеком. После того как птица влетала в гнездо, я осторожно на корточках передвигался чуть ближе. Через несколько дней я уже смог расположиться метрах в трех от гнезда. Но вот беда - впереди ни кустика, ни ствола, за которыми можно было бы спрятаться. Как быть? Пришлось замаскироваться зелеными ветками. Теперь, приходя к гнезду, я засовывал ветки себе за пояс, в сапоги и под кепку и садился почти у самого гнезда сбоку. Если бы меня в это время кто-нибудь увидел, то, наверное, принял за дикаря, сидящего в засаде. Для птицы же я был просто кустом. В своем уборе я мог сидеть возле самого гнезда на совершенно открытом месте. Мне был виден высовывающийся по временам из гнезда тоненький клюв пеночки. Она то и дело проверяла, нет ли поблизости опасности. От меня до птицы было рукой подать, и я мог сфотографировать торчавший из гнезда клюв. Но как сфотографировать саму пеночку? Для этого нужно было оказаться с нею «лицом к лицу», но подойти ближе мне не удавалось. Как только пеночка замечала меня, тотчас же улетала и подолгу не возвращалась.

Я ужо готов был отказаться от своей затеи, но случай помог мне перехитрить эту осторожную птицу. Был солнечный день. По небу плыли небольшие белые облака. Я обратил внимание на то, что гнездо то ярко освещалось солнечными лучами, то набегающее облако накладывало на него тень. Птица не обращала никакого внимания на это чередование света и тени. И тут я подумал: а что если я появлюсь перед входом в гнездо в тот момент, когда туча закроет солнце? Может быть, птица примет меня за тень?

Как только облако закрыло солнце, я быстро встал напротив входа в гнездо, навел на резкость и спустил затвор. Птица, испугавшись щелчка, улетела. Но снимок был сделан. Я снова уселся на прежнее место. Пеночка долго не возвращалась, но вот она опять в гнездо, и я вновь одновременно с тенью от облака появлюсь перед ее глазами. Снова щелчок затвора, и снова птица вылетает из гнезда. Так повторялось несколько раз. И вот десять долгожданных кадров - в моем аппарате! Стало темнеть, когда я, весь искусанный комарами, но довольный результатами своей работы, возвращался домой.


Пеночка кормит птенцов. Chiffchaff, Phylloscopus collybita ©

Вот еще один эпизод.

Был теплый летний день. Я долго бродил с фотоаппаратом по лесу, прежде чем мне удалось отыскать птенца сорокопута. Нашел и его по писку, которым он напоминал родителям, что проголодался и хочет есть (а может быть "сфотографируй меря"?"). Но всякий раз, когда я наводил на него телеобъектив, и хотел уже было сфотографировать, птенец перелетал на другую ветку. Тогда я решил преследовать его до тех пор, пока он не устанет, и не начинать фотографировать до этого момента. Действительно, уставший птенец стал вести себя спокойнее, и мне удалось наконец удачно его сфотографировать.

Как-то я нашел в дупле старой осины гнездо мухоловки-пеструшки . Гнездо находилось невысоко от земли, и, поднявшись на цыпочки, в него можно было заглянуть. Там было очень томно, и рассмотреть, что происходило внутри, не было никакой возможности. Но многоголосый писк, раздававшийся из дупла, когда в него залетала птица, говорил о том, что внутри были птенцы. Достать рукой птенца, чтобы сфотографировать его, мне не удалось, так как отверстие дупла было очень мало. Тогда я стал наведываться к гнезду ежедневно - в надежде сфотографировать птенцов в тот момент, когда они сами вылетят из дупла. Спустя несколько дней, подойдя к этому месту, я увидел на ветке орешника, который рос возле старой осины, целую стайку птенцов мухоловки. Они сидели дружной семейкой и громко пищали. Не сходя с моста, чтобы не спугнуть стайку, я сделал телеобъективом несколько снимков. Когда же я решил изменить точку съемки и немножко отошел в сторону, птенцы меня заметили и разлетелись. Больше мне не пришлось увидеть эту дружную семейку.

Фотография мухоловки-пеструшки. Pied Flycatcher (female) ©

Был и такой случай. Мне посчастливилось набрести на выводок рябчика - очень осторожной лесной птицы. При моем приближении самка отлетела недалеко в сторону, притворяясь раненой, чтобы отвлечь мое внимание от выводка (обычная птичья хитрость), а птенцы тем временем разбежались в разные стороны, прячась в траве. Я не обратил внимания на мать, а стал преследовать одного из маленьких хитрецов, которого и сфотографировал в тот момент, когда он запутался в густой траве.

На лесной полянке я часто по утрам видел молодую сороку, которая, сидя на пеньке и под утренними лучами солнца, «наводила туалет». Заметив меня, она всегда улетала в чащу, наполняя лес криком. Как ни старался я осторожно подойти к поляне и сфотографировать сороку, мне это не удавалось. Тогда я решил прийти к поляне пораньше утром, еще до того как прилетит сорока, и спрятаться где-нибудь поблизости. Так я и поступил. Ждать мне пришлось недолго. Как только лучи солнца осветили пенек, прилетела сорока и принялась расправлять перышки.

В частности - сороку. Magpie ©

Удалось мне сфотографировать и птенца сойки - этой крикливой, но красивой птицы. Она, подобно сороке, как только заметит опасность, начинает неистово стрекотать, наполняя лес тревожным шумом. Если вас заметит сорока или сойка, вам нечего делать в лесу ни с ружьем, ни с фотоаппаратом. Все обитатели леса очень хорошо знают, что крик этих птиц является сигналом тревоги. Не будь у меня с собой телеобъектива, я бы не смог сделать фотографию осторожной птицы.

В лесу или в поле всегда можно найти интересный живой объект для съемки. Для этого требуется лишь немного наблюдательности, находчивости и изобретательности. Что касается осторожности и терпения, то эти качества не вредно иметь в большом избытке.

Живой объект трудно поймать на фотографический прицел, но когда это сделано, нужно действовать по-снайперски, так, чтобы животное или птица не успела ускользнуть из поля зрения фотоаппарата, не оставив своего изображения на фотопленке.

Рассказывает А. Карпин:

Как фотографировать птиц в городе

Однажды я гулял по летнему Петербургу и фотографировал все, что приглянется... а под конец прогулки - зашел в парк. В парке было полно народу, и голубей. Я уже подумывал о том, чтобы сделать "голубиную" фотосессию, и немного подготовился - взял с собой немного булки. Хлебные крошки - оказались замечательной приманкой для пернатых обитателей парка: голубей и воробьев. Голуби начали даже садиться на меня! Фотоаппарат был готов, и я решил подманить любопытных и голодных птиц - поближе к объективу. Получилось не сразу, я неоднократно щедро сыпал крошки - под самый объектив, но голуби очень боялись "стеклянного глаза". Однако терпение и все новые и новые порции приманки - помогли осуществить задуманное. Вот какой забавный кадр получился:


«голубчики... » О том, как фотографировать голубей:)

Сделать какой кадр - как видите - совсем не сложно, и хотя подобные кадру - трудно назвать оригинальными - они всегда вызывают улыбки зрителей и не поддельный интерес! В следующий раз - надо будет снять подобный кадр на более широкоугольный объектив, должно получиться еще забавнее!

В том же парке - были и озера, в которых плавали - утки. И не только наши серенькие, всем, наверное, хорошо знакомые кряквы, но и лысухи - забавные птички с кожистым наростом на голове. Эти два вида птиц - часто встречаются в одном и том же пруду, но живут совсем не дружно, а часто гоняют друг друга - то защищая свои неведомые птичьи интересы, то устраивая сражения - за корм, который бросают им с берега - посетители парка. Я долго наблюдал за их поведением - не фотографируя, и заметил, что и ведут себя эти птицы - по разному. Например - я заметил, что кряквы всех возрастов - воюют за кусочек хлеба - одинаково ожесточенно - "каждый сам за себя", а лысухи часто кормят своих птенцов "из клюва в клюв". И благодаря наличию 300 мм. объектива - не с первого раза - однако я сделал весьма интересный кадр такого кормления молодняка.


Кормление птенца лысухи. Фотографировать этих птиц было очень интересно!
Карпин Антон ©

Или вот еще кадр, который получился у меня практически случайно. Стояла ранняя весна, деревья еще не покрылись листьями, и почти весь день я гулял с фотоаппаратом - не сделав ни единого кадра, однако фотоаппарат был готов, а поскольку близился вечер - я включил вспышку. И тут я увидел на редкость симпатичного воробья, сидящего в очень удобной для съемки - позе! Щелк - сфотографировал! И результат Вы можете видеть ниже.


Птиц можно фотографировать и со вспышкой.
Обыкновенный воробей. Фотография сделана со вспышкой. © Карпин Антон

Как видите, внимательно наблюдая за птицами, Вы сможете найти любопытный сюжет не только в лесу, но и в большом городе! И вопрос о том, как фотографировать птиц - решиться сам собой!

Весна является, пожалуй, самым благоприятным периодом для съемки птиц – пока еще не все деревья покрылись пышной листвой, и в то же время некоторые виды птиц уже прилетели из теплых стран.

Фотоохота на птиц – это чрезвычайно интересное и увлекательное занятие. Птичий мир открывает перед любителем фотографии огромные возможности благодаря невероятному многообразию окрасок, размеров и форм разных пернатых. Одновременно съемка птиц ставит фотографа перед существенными трудностями, ведь птицы очень пугливы и уже точно не испытывают никакого желания позировать перед объективом фотоаппарата. Поэтому фотографу приходиться запасаться недюжинным терпением и прибегать к разнообразным хитростям, чтобы заполучить заветные снимки. Если Вы хотите научиться фотографировать птиц, то стоит подробно изучить несколько базовых аспектов и приемов, о которых и пойдет речь в этой статье (все изображения кликабельны ).

Фотосъемка птиц — теория

— Оборудование

Начнем с выбора фотооборудования. Каким фотоаппаратом лучше всего снимать пернатых? На самом деле четкого, однозначного ответа здесь нет, поскольку наличие даже самого дорогостоящего оборудования отнюдь не является гарантией успеха. В то же время можно с уверенностью утверждать, что шансы на получение ярких, качественных кадров птиц на простую «мыльницу» или камеру со штатным зум-объективом довольно малы. Все-таки фотосъемка птиц, особенно мелких и пугливых особей, предъявляет к фотооборудованию существенные требования.

Отправляясь на фотоохоту, рекомендуется взять с собой хорошую зеркальную камеру с длиннофокусным объективом (фокусное расстояние порядка 300 — 500 мм в 35 мм эквиваленте). От самого фотоаппарата требуется качественная работа автофокуса, быстрая работа затвора, хорошая скорость серийной съемки и способность обеспечивать высокое качество картинки при сравнительно слабом освещении.

Камера должна обеспечивать высокую скорость фокусировки на коротких выдержках, ведь птицы находятся в постоянном движении. Длиннофокусная оптика позволит Вам сфотографировать птицу во всех деталях на значительном расстоянии, что очень важно, учитывая пугливость и осторожность пернатых. Более доступный вариант оборудования для фотографирования птиц –компактная камера с кратностью зума более 15х. С такой камерой можно спокойно снимать пернатых в городских скверах и парках, где птицы, в целом, менее пугливы по отношению к человеку. Для получения же качественных снимков на природе придется обзавестись более дорогостоящим фотооборудованием.

— Следите за освещением

Что касается технической стороны съемки, то важно помнить о том, что при фотографировании птиц время экспозиции ограничено и потому огромное значение приобретает наличие или отсутствие достаточного количества света для обеспечения правильной экспозиции. Но при использовании длиннофокусной оптики, в частности, телеобъектива, у Вас не будет возможности слишком широко открывать диафрагму вследствие технических особенностей объектива и необходимости обеспечить соответствующую глубину резкости кадра.

Повышать уровень чувствительности сенсора (ISO) сразу на несколько ступеней в ущерб качеству фотографий – не выход. По этой причине снимать птиц рекомендуется только при наличии хорошего освещения сцены, чтобы получилась правильная экспозиция. Фотографировать пернатых можно даже при прямом солнечном счете. Во-первых, это позволит Вам использовать более короткую выдержку для получения четкой фотографии птицы в движении. А во-вторых, солнечный свет равномерно осветит птицу, что поможет избежать резких теней в кадре. Так что при съемке птиц всегда ищите яркое, хорошее естественное освещение.

— Изучение поведения птиц

Чтобы значительно повысить свои шансы на нахождение объекта съемки в местах естественного обитания и, соответственно, получение ярких, захватывающих кадров, необходимо изучать особенности поведения тех пернатых, которых Вы собрались фотографировать. Почитайте специализированную литературу по этой теме и статьи в глобальной сети. Это поможет Вам узнать много полезной информации про фотографируемых птиц – пути миграции, места обитания, особенности поведения, рацион питания.

Знание повадок птицы, которую Вы хотите снять в естественной обстановке, существенно облегчит Вам задачу. Во время фотоохоты Вы сможете исследовать местные окрестности, полагаясь на эти знания, а не на удачу, что повысит Ваши шансы на получение хороших, интересных кадров. Очень полезным будет изучение пения птиц – благодаря этому в лесу по звукам Вы сможете очень быстро обнаружить интересующую Вас птицу.

— Запаситесь терпением

Терпение, пожалуй, главное качество для фотографа, занимающегося съемкой птиц. Прежде чем начать съемку внимательно понаблюдайте за своими будущими моделями, затем выберете наиболее оптимальную точку для фотографирования и осторожно, не привлекая внимания, переместитесь в нее. Дайте пернатым определенное время на то, чтобы привыкнуть к Вашему присутствию. Не создавайте лишнего шума и не делайте резких движений.

Нужно терпеливо и внимательно относиться к поведению птиц, которых Вы планируете сфотографировать. Излишняя спешка здесь не к чему. Птицы довольно чувствительны к любым резким движениям. Поэтому на практике необходимо научиться буквально застывать с фотоаппаратом в руках и не шевелиться, чтобы птицы не испугались и не улетели. Лучше всего дождаться того момента, когда птицы сами подлетят к Вам, нежели пытаться приблизиться к ним на нужное расстояние. Не стоит издавать громких звуков, следует воздержаться от любых разговоров.

— Всегда будьте наготове

Фотографирование птиц похоже на рыбалку или охоту – здесь человеку всегда нужно быть наготове. Чтобы сделать удачный кадр, необходимо быть готовым нажать на кнопку спуска затвора, ведь никогда не знаешь, когда наступит тот самый долгожданный момент. В этой связи рекомендуется заранее выставить все настройки фотоаппарата.

— Время съемки

Оптимальное время для фотографирования пернатых – вечерние или утренние часы. После рассвета птицы проявляют высокую активность, при этом солнце дает мягкое, равномерное освещение с привлекательными, естественными цветами. То же самое можно сказать и о съемке в вечернее время.

— Не забывайте о композиции

Несмотря на то, что птицы являются отнюдь не самыми лучшими «моделями», каждую секунду норовя сорваться с места, все же это не повод забывать о композиции. Располагайте пернатый объект в кадре грамотно с учетом простых композиционных правил. Старайтесь избегать перегруженных деталями кадров. В то же время ищите интересные, живые сюжеты для съемки, когда птица не просто сидит на ветке, а охотится, ссорится с соседями или совершает какое-то действие.

Обратимся к более детальным, практическим советам, как фотографировать птиц в городских скверах и на природе.

— Первый контакт

На практике съемка птиц оказывается весьма трудным занятием по причине излишней пугливости пернатых. Отправившись на фотоохоту, сначала осмотритесь на местности. Не нужно сразу бросаться с камерой к птице, которую Вы обнаружили первой – Вы только испугаете свою будущую «модель». Вообще, нет нужды сразу брать в руки камеру. Лучше потратьте несколько минут на то, чтобы внимательно осмотреться и понаблюдать за повседневной жизнью птичьего мира.

Посмотрите, что делают пернатые, определите, по какому маршруту они перемещаются, ведь птицы по большей части любят сидеть на одних и тех же местах, время от времени перемещаясь между ними. Не спеша прогуляйтесь вдоль этого маршрута и дайте птицам время на то, чтобы привыкнуть к Вам. Это позволит Вам подойти на довольно близкое расстояние.

Постарайтесь использовать какое-либо естественное укрытие – это оптимальный вариант при съемке птиц. Это может быть небольшое дерево, высокая трава или кусты. Если замереть с камерой на некоторое время в таком укрытии, то можно дождаться момента, когда птицы сами подлетят на очень близкое расстояние. Хорошие результаты может дать и съемка из окна автомобиля, поскольку, как ни странно, пернатые не сильно бояться «железных коней». Такой способ может пригодиться при фотографировании некоторых хищных птиц, любящих охотиться вдоль дорог или на открытых пространствах.

Обратите внимание на свою одежду. Она не должна быть слишком яркой, чтобы не привлекать внимание птиц. Одежда должна быть такого цветового оттенка, чтобы Вы не сильно выделялись на местности.

— Настройки камеры и режимы съемки

Снимать пернатых рекомендуется в режиме приоритета выдержки. Тут Вы можете быстро изменять параметры выдержки, а электроника камеры автоматически установит остальные настройки для достижения оптимальной экспозиции. Мелкие, подвижные птички (например, воробьи) требуют установки очень короткой выдержки – не длиннее 1/800 секунды. В свою очередь, при съемке крупных представителей птичьего мира, которые обычно менее подвижны, можно удлинить выдержку вплоть до 1/125 секунды.

Не забывайте о том, что если Вы используете длиннофокусную оптику, то слишком длинная выдержка вследствие случайного смещения камеры во время экспонирования может привести к получению смазанного кадра. Поэтому знаменатель выдержки не должен быть длиннее фокусного расстояния оптики. Вдобавок к этому, стоит использовать систему стабилизации изображения.

В большинстве случаев при съемке длиннофокусным объективом Вам будет не хватать света для получения качественного кадра. Поэтому в настройках фотоаппарата можно все же немного поднять ISO. Рекомендуется использовать режим точечного замера экспозиции, либо центрально взвешенный. Если в Вашем распоряжении нет зеркального фотоаппарата, а имеется только обычная «мыльница» с переделенным набором сюжетных режимов, то для съемки птиц воспользуйтесь режимом «Спорт».

— Фокусировка

Одна из главных сложностей при фотографировании таких подвижных объектов, как птицы, безусловно, является правильная фокусировка. При съемке движущихся птиц самый оптимальный вариант – это задействовать непрерывный (следящий) режим фокусировки. В частности, снимая объект в полете на фоне голубого неба, можно установить ручную экспозицию с автофокусировкой, использующей все точки фокуса. Такая широкая область фокусировки обеспечит сохранение летящей птицы в зоне резкости при слежении. Но если по своему окрасу летящая птица не выделяется от окружающего фона, то зону фокусировки следует слегка уменьшить, при этом вести птицы в видоискателе необходимо будет более аккуратно.

Если Вы снимаете относительно статичную птицу, например, просто сидящую на ветке, то фокусировку целесообразно осуществлять по ее глазам, чтобы они получились максимально резкими. Поскольку зритель при просмотре фотографии будет обращать внимание в первую очередь именно на глаза птицы. Для этого можно использовать автофокус по центральной точке или с использованием небольшого количества точек.

— Используйте серийную съемку

Актуальный совет при фотографировании любых движущихся объектов – это использование режима серийной съемки. Разумеется, он очень пригодиться и при съемке подвижных и энергичных пернатых. С использованием режима серийной съемки Ваши шансы получить ценные кадры повысятся. Вы сможете сделать сразу несколько фотографий одного и того же сюжета, чтобы гарантировать, что как минимум одна из них получится на высоком уровне. Правда, при использовании данного режима проверьте, что Вы имеете в своем распоряжении карты памяти достаточной емкости.

— Привлеките внимание птиц

В теоретических раскладах мы говорили о том, как важно оставаться неподвижным и терпеливым, играя роль пассивного наблюдателя. Однако на практике иногда имеет смысл проявить активность. Под активностью в данном случае понимается использование какого-либо элемента, который мог бы привлечь внимание птиц и заставить их подобраться поближе к камере. Это может быть корм или какое-нибудь чучело. Именно таким способом горожане привлекают внимание воробьев и уток. Почему бы не использовать этот прием и на других птицах? Профессиональные фотографы для привлечения внимания некоторых видов птиц в дикой природе даже используют такой хитрый прием, как проигрывание пения самцов.

При съемке птиц главное – это опыт. Только на практике можно отточить свое мастерство и наработать интересные приемы. Не стоит сразу же бросаться в лесные буреломы и болота для получения уникальных кадров с редкими представителями птичьего мира. Начать лучше с малого. А именно со съемок воробьев и других «городских жителей» во дворе своего дома или в парке Пофотографируйте пернатых возле кормушек, чтобы научиться основам. После соответствующей практики Вы уже сможете отправляться на фотоохоту в увлекательные походы, где Вашим главным оружием станет выдержка и терпение.

Редко кто в наши дни занимается фотоохотой. А зря. В былые времена фотоохота была весьма популярным увлечением, хотя заниматься ей по-настоящему мог далеко не каждый фотолюбитель. Специальная конструкция из зеркального фотоаппарата «Зенит», объектива с очень большим фокусным расстоянием и приклада как у ружья так и называлась - фоторужье. Всё это упаковывалось в достаточно больших размеров кофр и весило несколько килограммов. Да и стоило это фоторужье ой как недешево.

Фотоохота - дело очень увлекательное и интересное. Особенно фотоохота на птиц. Вот этой теме и будет посвящена наша сегодняшняя статья.

Первым делом следует сказать, что птицы - существа чуткие и пугливые. Вот почему и вам придется быть терпеливым. А еще рекомендуем взять с собой на фотоохоту запасные заряженные аккумуляторы для фотоаппарата и вставить в него карту памяти большой емкости. А может даже и запасную карту взять. Снимать-то вам придется очень много. Почему много? А вы разве не догадались? Птица никогда не будет вам позировать. Вам придется делать снимки, подстраиваясь под ее поведение. А значит - делать много снимков. Для того, чтобы потом выбрать лучший. Хорошо, если, как говорят, полезным будет один из двух-трех сотен сделанных снимков. Причем, полезный - это не означает идеальный. Полезный - это просто снимок, прошедший, так сказать, первый тур конкурса. Некий предварительный кастинг.

Какая фотокамера предпочтительнее?

Зеркальный фотоаппарат для фотоохоты на птиц, как вы понимаете, больше подходит, чем фотоаппарат компактный, проще говоря, мыльница. Зеракалка намного совершеннее, у нее оптика лучшего качества, что немаловажно для такого вида фотосъемки - ведь почти всегда в процессе обработки снимков их приходится значительно кадрировать.

Объектив для съемки птиц нужен, конечно же, длиннофокусный. Его фокусное расстояние должно быть не менее 350 миллиметров. Ну, а если уж у вас пока еще нет такого объектива, то не стоит делать из этого трагедию. Фотошоп поможет вам обрезать всё лишнее в кадре и оставить только самое главное - непосредственно саму птичку.

Если зеркалки у вас нет, и вы являетесь владельцем всего лишь «мыльницы», тоже очень расстраиваться не стоит. У компактных фотоаппаратов обычно бывает очень большая кратность зума. Правда, есть и несколько минусов. Первый - качество изображения хуже из-за маленькой матрицы. Второй - видоискателя обычно у мыльниц не бывает. А по дисплею очень тяжело наблюдать за птицами. В условиях сильного освещения на улице - птиц же мы на улице фотографируем - изображение на них почти не видно.

Как настроить фотоаппарат для съемки птиц

Маленьких и подвижных птиц, ну, например, воробьев или синичек, фотографировать нужно на короткой выдержке. От 1/800 секунды и менее. Птицы, которые покрупнее - вороны, например, или голуби, не такие шустрые, они менее подвижны. Их можно фотографировать и при выдержке 1/125 секунды. Но не забывайте и о том, что если вы снимаете в режиме приоритета выдержки, то автоматика фотокамеры для того, чтобы выровнять экспозицию, сама увеличит размер диафрагмы. А это неизбежно приведет к уменьшению глубины резко изображаемого пространства.

Если все же вы решили снимать птиц с длинной выдержкой, то для того, чтобы избежать смазывания изображения, фотоаппарат вам придется установить на штатив. И не забудьте включить режим стабилизации изображения. Иначе смазывание будет неизбежным.

Всё готово? Фотографируем!

Для того, чтобы заняться фотоохотой на птиц, совсем не обязательно выбираться в лес или снаряжать серьезную экспедицию в труднодоступные и экзотические места нашей любимой планеты. Мы же не попугаев в среде их естественного обитания снимать хотим, а наших любимых воробушков, голубей, трясогузок и других птиц, живущих рядом с нами на городских улицах, в парках и скверах. Это потом вы, возможно, и в Африку поедете. А начинать надо на родине. Экзотических пернатых и в зоопарке можно поснимать. При съемке в зоопарке старайтесь выбирать такие точки съемки, чтобы в кадр не попадали прутья решеток или ячейки сеток. Ну, в крайнем случае, сведите их присутствие до минимума. Эти элементы очень портят такие снимки. В некоторых случаях вам в этом деле поможет всемогущий фотошоп. Научитесь убирать из кадра ненужное и мешающее. Можно это сделать при помощи кадрирования, то есть обрезки всего лишнего по краям, а можно провести и более серьезное ретуширование изображения. Об этом читайте другие статьи.

Ну, а уж если вы решили всё-таки заняться реальной фотоохотой, пофотографировать птиц в их естественной среде, то вам, как мы уже говорили сегодня в начале этой статьи, придется запастись немалым терпением. И включить на полную мощность свое творческое мышление.

Прежде чем начать фотографировать птиц, внимательно понаблюдайте за ними. Присмотритесь к тому, как они двигаются, как себя ведут. Постарайтесь изучить их повадки. Возможно, посмотрите фотографии этих птиц, сделанные другими авторами. Почитайте что-то о птицах, которых вы собираетесь фотографировать.

Подготовившись таким образом, приступайте собственно к съемке. Прежде всего, вам будет необходимо, конечно же, найти птицу. Сделать это бывает порой совсем не просто. Обнаружив объект съемки, дождитесь, того момента, когда птица привыкнет к вашему присутствию, не будет обращать на вас особого внимания. Может быть, ждать придется долго. А возможен и такой вариант, что ожидания ваши и вовсе успехом не увенчаются. Птица улетит… Привыкайте к этому с самого начала. Мы вас об этом сегодня уже предупреждали.

Ну вот. Дождались? Успокоилась птица? Привыкла к вам? Переходим к следующему этапу. Выбору наиболее интересной и выигрышной точки съемки. Выбрали? Всё, можно снимать. Нажимайте на спусковую кнопку!

Если вы решили сфотографировать птицу в полете - то снимайте на короткой выдержке. В этом случае сама птица будет на снимке изображена четко, а фон получится смазанным.

Тем фотолюбителям, в аппарате которых есть режим «Спорт», можно сказать повезло. В этом режиме автоматика фотокамеры сама включает приоритет выдержки. То есть выдержку вы устанавливаете вручную, а автоматика подбирает к ней диафрагму.

Если вы работаете не компактной камерой, а зеркальной, то фотографировать птиц лучше всего, как мы уже говорили, длиннофокусным объективом. При этом рекомендуем включить режим следящего автофокуса (Al Servo). Этот режим автоматически настраивает фокусировку в случае резкого изменения положения объекта съемки, в нашем случае - движущейся птицы. Тем фотографам, камеры которых не обладают такой функцией, мы можем порекомендовать воспользоваться маленькой хитростью. Сфокусируйте объектив вашей фотокамеры на определенное расстояние (в этом случае лучше будет установить ее на штатив) и… ждите. Ждите, когда птица решит уважить вас и сядет именно на ту веточку, на которой вы сфокусировались. Да, конечно, чтобы так снимать, нужно обладать завидным терпением. Ну, а что делать? Как говорят, а кому сейчас легко? Мы с самого начала говорили: фотографирование птиц - дело сложное и хлопотное. Но ведь и интересное, правда?

Фотография птиц рассматривается многими фотографами, как наиболее сложная часть фотографии дикой природы. Съемка пернатых в полете, безусловно, самый трудный вид фотографирования птиц в принципе. Однако, обладая некоторыми знаниями и пользуясь профессиональными методами, можно значительно улучшить собственные навыки и отточить личное мастерство. Ваши фотографии летящих птиц будут получаться наиболее выразительными и впечатляющими.

В этом уроке фотографии собраны советы профессионалов, специализирующихся на фотографировании птиц, о том, как сделать красивую фотографию парящей птицы. Давайте посмотрим, что они рекомендуют и выделим для себя наиболее интересные моменты, как правильно фотографировать крылатых.

Основные требования к оборудованию для фото летящих птиц

Фотографирование птиц в полете может создать реальную проблему для камер и объективов. Фототехника должна быть в состоянии сосредоточиться на быстро движущейся цели и оставаться сфокусированной на ней достаточно долго, чтобы произвести снимок, не "отвлекаясь" на фон и не включая в фокус ненужные детали.

В идеале техника должна уметь автоматически устанавливать правильную экспозицию в быстро меняющихся сценах и работать с выдержкой достаточно быстро, чтобы успевать замораживать движение. Наконец, чтобы дать фотографу разумный шанс получить снимок с четкими птичьими крыльями, фотокамера должна быть в состоянии производить достаточное количество кадров в секунду при непрерывной съемке.

Фотосъемка летящих птиц возможна с большинством DSLR-камер. Практически во всех зеркальных камерах есть возможность устанавливать выдержку в пределах 1/4000 секунды или быстрее, это является достаточным, чтобы заморозить практически все действия полета. Топовые камеры в состоянии "выстрелить" три и более кадра в секунду, давая таким образом фотографу возможность получить наиболее интересный ракурс и снимок в целом. Бюджетные камеры "плохи" автофокусом, который реагирует на малейшие изменения в кадре и не "отслеживает" объект. И тем не менее, если фотограф достаточно терпелив и имеет хороший запас карт памяти, то с одной фотоохоты может принести пару вполне приличных кадров, которые могут составить конкуренцию фотографиям, снятым продвинутой фототехникой.

Самыми простыми фотокамерами есть возможность снимать птиц в полете только тех разновидностей, которые летают медленно, например, такие как лебедь-кликун.

Однако нужно помнить, что никакая продвинутая фототехника не в состоянии заменить технических навыков фотографа , которые необходимо совершенствовать день ото дня и начинать развивать свои навыки лучше всего заранее.

Настройте камеру для полета

Для фотографирования полета большинство настроек камеры должны быть такими же, как те, которые используются для съемки птиц в целом: режим экспозиции с приоритетом диафрагмы , широко открытое отверстие для обеспечения максимально возможной скорости затвора, которое может быть использовано при имеющемся уровне освещения.

Для съемки полета, совершенно очевидно, что наиболее важна высокая скорость затвора и работа с приоритетом диафрагмы. Тем не менее, велика вероятность того, что объект будет находится на быстро меняющемся фоне и оптимальным будет использование ручного режима настройки экспозиции. Особенно это важно, когда фон постоянно меняется от неба к растительности или другим темным областям при "отслеживании" птицы.

Вне зависимости от того, выбирает фотограф приоритет диафрагмы или ручной режим, необходимо проверять достаточна ли скорость выдержки, если она не высока, следует рассмотреть вопрос о повышении чувствительности ISO. (мы уже рассматривали в одном из уроков фотографии.) Эта рекомендация не относится к тем случаям, когда фотограф сознательно пытается сделать художественное размытие снимка полета. Но в большинстве случаев в намерения фотографирующего входит получить резкое изображение птицы. Еще стоит отметить, что некоторое размытие крыльев птицы может быть приемлемым или даже желательным, но во всех основных случаях - птица должна быть четкой.

Важным фактором является то, как быстро птица перемещается по площади кадра. В зависимости от этого и от степени освещенности, будет зависеть получите вы в итоге в резкости только голову птицы, а все остальное в размытии, либо же весь объект съемки целиком будет хорошо проработан и можно будет рассмотреть каждое перышко при увеличении. С уверенностью можно сказать, что ваш кадр "делает" 1/125 или 1/1000th секунды.

Nitin Prabhudesai

В зависимости от того летит ли птица прямо, либо перемещается по "волнообразной" траектории, фотограф может регулировать скорость срабатывания затвора. Профессиональный совет в любом случае сводится к тому, чтобы стремиться получить 1/1000 скорости затвора.

Получение высокой скорости срабатывания затвора может быть достигнуто двумя способами: установить широкую апертуру или повысить ISO. Оба способа имеют свои минусы. Широкие отверстия всегда уменьшают глубину резкости, что иногда достаточно критично, особенно если используются недорогие линзы. Это приводит к значительной потере качества изображения. Высокая чувствительность ISO вызывает повышенный цифровой шум, но это почти всегда предпочтительнее, чем размытие изображения от движения или общего дрожания камеры. С качественными объективами такого не будет и f/4 при ISO 800 - вполне рабочие показатели.

Следует еще помнить о том, что даже короткие выдержки для фотографии максимально быстрого движения объекта, могут не полностью заморозить движение, особенно это касается кадров, когда крылья птицы находятся в срединной части амплитуды движения.

Следующий ключевой настройкой является выбор точки автофокусировки. В большинстве зеркалок можно увидеть подсветку активных точек автофокусировки. В теории наиболее оптимальным является вариант, когда все точки активные и можно снимать полет без необходимости удерживать в одной точки автофокуса предмет съемки. На практике эффективность этой функции зависит все-таки от возможностей AF непосредственно самой камеры. Во всех, кроме полнокадровых профессиональных фотокамерах, имеется как правило только одна центральная точка автофокуса. Тем не менее, устанавливайте автофокус на все доступные для камеры точки.

Sitzwohl Bernhard

Последним из ключевых параметров является выбор режима работы объектива. Линзы со стабилизацией имеют обычно два режима настройки, первый из которых выполняет стабилизацию в двух направлениях, тогда как второй работает только в одном. К примеру, если вы отслеживаете птиц, летящих строго горизонтально, второй режим позволит стабилизировать любые вертикальные дрожания, полностью игнорируя отклонения движения птицы по линии полета. В первом режиме работы объектив будет пытаться стабилизировать и малейшее движение и по горизонтали, пытаясь снизить размытости. Это можем привести к рывкам в изображении птицы.

Таким образом, второй режим стабилизации является наиболее удобным для съемки полета. Однако следует помнить, что если фотограф снимает в условиях с хорошим освещением и можно получить высокую скорость затвора (например, 1/4000), лучше даже выключить режим стабилизации.

Многие линзы имеют переключатель ограничения расстояния, позволяя диапазону АФ ограничиваться только полным фокусным расстоянием объектива. Например, если нужно сфотографировать птицу, которая летит на некотором расстоянии, следует установить объектив в дальний диапазон фокусировки (от 10 м до бесконечности). Это позволяет сократить время, которое затрачивает объектив на АФ, что значительно улучшает все возможности фотографа для получения наиболее удачного технического кадра.

В качестве последнего замечания по поводу настроек камеры, нужно отметить, что в профессиональных фотокамерах есть пользовательская функция, которая позволяет самостоятельно определять насколько быстро должен сменяться автофокус. И если интуитивно кажется, что чем быстрее - тем лучше, то практика показывает, что делать нужно с точностью до наоборот.

Быстрое переключение автофокуса приводит к потере слежения, потому что точка автофокуса моментально перемещается от объекта съемки на что-то другое. Наглядно это можно увидеть, когда, например, птица залетела за ствол дерева. Следовательно, лучше всего устанавливать данный параметр таким образом, чтобы делать его относительно медленным.

Основные методы фотографирования полета птиц

1. Не нажимайте сразу кнопку активации автофокуса, как только увидите птицу в видоискателе. Когда птица будет приближаться и, соответственно, увеличиваться в размерах, автофокус будет переключаться. И так будет происходить до тех пор, пока вы будете отслеживать полет и не решите, что "все так, как нужно", чтобы сделать снимок. Именно поэтому располагайте птицу на центральной точке автофокуса и активируйте его полунажатием кнопки в тот момент, когда видите, что птица находится уже на достаточном расстоянии и вы сможете в ближайшее время сделать снимок.

2. Следите за птицей глазами и используйте видоискатель уже тогда, когда готовы сделать снимок. "Стреляйте" короткими очередями и начинайте именно с того момента, когда видите, что по композиции все складывается наиболее правильным образом.

3. Практикуйтесь на больших целях. Снимки крупных птиц являются отправной точкой для начинающих фотоохотников и могут стать прекрасной возможностью развить собственные навыки. Используйте максимальную скорость съемки, доступную для вашей камеры, чтобы максимально увеличить шансы на получение хотя бы одного кадра, который будет не только полностью сфокусированным, но и более совершенным по композиции.

4. Важно: голова птицы всегда должна находиться в фокусе. Это может быть сложным в некоторых ситуациях, например, когда вы снимаете птиц с длинными шеями, которые летят к вам, потому что часто автофокусировка "привязывается" к большому телу, а не к меньшей по размеру голове.

Другая распространенная трудность связана с тем, что АФ фиксируется на ближайшем от фотографа крыле, когда птица расположена практически по всей плоскости кадра. Если света достаточно, можно использовать наименьшую диафрагму. Особенно это хорошо будет работать при съемке крупных птиц, когда глубины резкости достаточно, чтобы вместить как можно больше птиц в фокусе.

Как только вы освоите данную технику съемки, можно будет начинать фотографировать более мелкие экземпляры птичек, и тех, что летают не по прямой линии.

5) Если вы не можете получить приличные результаты на 1/30, попробуйте более высокую скорость затвора, начиная от 1/125, а затем постепенно снижайте скорость, по мере того, как будет улучшаться ваша техника. Единственное, о чем должен помнить каждый фотограф, что изображения, сделанные в технике "между размытое и замороженное" зритель склонен считать дилетантским.

11) Птиц в полете не стоит снимать в пасмурные дни. Наиболее хорошее время для фотографии, когда солнце находится низко к горизонту. Особенно хорошо такой свет работает, когда фотографу удается поймать птицу с поднятыми вверх крыльями, ведь на таком кадре солнце хорошо освещает внутреннюю поверхность крыла, что выглядит всегда эффектно.

12) Обращайте внимание на то, чтобы солнце больше освещало голову птицы, а не хвост.

И всегда помните, что когда речь идет о фотографии, то все правила, которые существуют, существуют для того, чтобы их нарушать. Но нарушать правила можно только в том случае, когда фотограф знает эти правила, тонкости и нюансы и может с умом и вкусом отступать от догм. Немного. Только ради лучшего.



Поделиться