Как и какой выбрать штатив. Как выбрать штатив для камеры

На создание этого руководства Гэвин Хардкасл, фотограф из Канады, решился после одного печального случая. Он уже садился на короткий рейс из Бангкока в Камбоджу и стюардесса подавала ему полотенце, когда вспомнил про трипод. Штатив, отличный карбоновый штатив с шаровой головкой, остался в камере хранения аэропорта, куда положено складывать вещи перед прохождением таможенного контроля. Полночи фотограф провёл в Бангкоке в поисках своего отеля, и вот результат. Ожидая посадки на рейс, он забыл о ценнейшей части оборудования. Гэвин понял, что никогда больше увидит свой любимый трипод.

Поэтому в Камбодже автору пришлось искать себе новый. Конечно, страна развивается, но Сием Рип остаётся чёрной дырой, если речь идёт о выборе штатива. Всё, что удалось найти, - пластиковый трипод для видеокамер с длинной ручкой, которая норовит ткнуться в глаз во время съёмки.

Gavin Hardcastle/digital-photography-school.com

Следующие четыре дня Гэвин провёл, пытаясь справиться со своим гневом. Казалось, что прошлое вернулось, и теперь он вынужден работать со своим первым триподом, купленным без опоры на опыт. Приобретённый штатив требовал в пять раз больше времени для настройки, чем потерянный. И если бы не влияние спокойного авторикши, фотограф не выдержал бы, сломал пластиковый штатив об колено и бросил под колёса автобуса.

Неудивительно, что начинающие фотографы не любят использовать трипод для съёмок.

Хороший трипод полностью меняет дело

Если, покупая трипод, вы погонитесь за дешевизной, то с вами обязательно случатся две вещи:

  1. Вы так долго провозитесь с настройкой позиции камеры, что к моменту, когда будете готовы сделать снимок, потеряете интерес к жизни.
  2. Вы поймёте, что те 45 долларов, которые вы потратили на покупку, можно было вложить в приобретение нормального трипода, который всё равно теперь придётся покупать.

Естественно, что новичкам трудно выложить $400 за штатив, но у мастеров сердце кровью обливается, когда они видят, как начинающие фотографы мучаются, настраивая свои триподы. Стоит такому «чайнику» поработать с нормальным штативом, как он видит луч света в тёмном царстве. И приходит к выводу, что дешёвый трипод - это наполнитель для свалки.

Вы можете считать, что раз используете штатив для удержания камеры, то у вас полно времени, чтобы найти фокус для кадра. Иногда это так, иногда нет. Декорации меняются быстро, особенно если вы снимаете . Погодные условия и представители фауны не станут ждать, пока вы отрегулируете штатив.

На что обратить внимание при покупке трипода и аксессуаров к нему?

Как быстро раскладываются ноги штатива

Я терпеть не могу резьбовые фиксаторы ног штатива, которые нужно ослаблять и закручивать. Предпочитаю замки-защёлки, которые быстро открываются и позволяют быстро изменить длину ног трипода. Закрепление телескопической конструкции в развёрнутом виде производится одним движением большого пальца. Так что если у вашего трипода четыре секции ног с резьбовыми фиксаторами, то вы будете устанавливать штатив для снимка, когда я уже перейду на другое место съёмки.


digital-photography-school.com

Как быстро регулируется шаровая головка

Как только трипод установлен и закреплён, самое время выбрать позицию для камеры. Я предпочитаю те, в которых для блокировки камеры используется один винт. Это означает, что, повернув рычаг два раза, я могу закрепить камеру в нужной позиции.


flickr.com

Также важно купить головку, которая позволит быстро переключиться со съёмки пейзажа на портретную съёмку. Многие дешёвые модели головок снабжены ручками-зажимами, которые нужно ослабить, чтобы повернуть камеру, а затем снова закрепить. Ужасное ощущение, когда ты провозился с камерой, пытаясь найти нужное положение, а твой фиксатор меняет позицию камеры от лёгкого движения ветерка.

Простое крепление аппарата на штативе

До белого каления в дешёвых триподах меня доводит штативная площадка, с помощью которой камера крепится на головке.

Крепление камеры к штативу должно быть простым и быстрым. Когда будете покупать трипод, попросите консультанта в магазине продемонстрировать процесс установки камеры и попробуйте сделать это самостоятельно несколько раз, пока не будете уверены, что эта модель вам подходит.

Насколько тяжёлым может быть трипод

Это только личный выбор, который зависит от ваших потребностей и способностей к переносу тяжестей. Всегда приходится искать компромисс между портативностью и стабильностью. Тяжёлые штативы будут смеяться в лицо ветру, в то время как суперлёгкие триподы из углеродного волокна дадут ощутимую вибрацию. Но вы можете повесить сумку с камнями на крюк для груза, чтобы увеличить устойчивость.

Насколько большим должен быть трипод

Тут снова всё зависит от ваших планов. Наученный горьким опытом потери в аэропорту, я предпочитаю покупать штатив, который можно сложить в сумку для камеры. Конечно, не всем подходит, но если вы не собираетесь снимать в экстремальных погодных условиях, не гонитесь за размерами и массивностью, то…


flickr.com

Сколько стоит потратить на штатив

Важно решить, на что вы готовы. Если вы, как и я, не слишком бережно обращаетесь со штативом, не выкладывайте в магазине всё, что можете себе позволить. Я издеваюсь над триподом съёмками в океанах, реках, пустынях и горах. Если повезёт (и я не забуду его в камере хранения), то штатив продержится у меня года два. Нет смысла платить огромные деньги, если я могу купить приемлемый трипод с хорошей шаровой головкой в пределах 400 долларов.

Нужно ли покупать уровень

Это необязательное условие, но хорошо бы иметь по уровню на самом триподе и на головке. Если у вас камера с цифровым уровнем, то пузырьковый уровень на штативе нужен будет редко. Но если у вас всё оборудование без уровней, купите один и установите в разъём вспышки.

А зачем вообще нужен трипод?

Хотите делать снимки с большой глубиной и максимально возможным качеством изображения, привыкайте к мысли, что трипод станет частью вашей анатомии. Для снимков с долгой выдержкой штатив обязателен. Но если вы снимаете свадьбы, события, портреты, то трипод может мешать передвижению.

Каким брендам отдавать предпочтение?

Не могу советовать какого-то определённого производителя, но постарайтесь попробовать максимально возможное количество штативов и головок от разных брендов. Чтение обзоров помогает сделать выбор, но чтобы найти идеальную комбинацию из штатива и головки, нужно подержать их в руках. Ищите в специализированных магазинах фототоваров, где есть большой выбор любительских и профессиональных штативов.

В защиту дешёвых штативов

Чтобы быть честным по отношению к тому штативу за 45 долларов, который я купил в Камбодже, следует сказать, что своих денег он стоил. Он не сломался, был лёгким. И сделан был для съёмки видео, а не для статичной работы.


flickr.com

Он теперь хранится в моей студии для демонстрации различий между триподами за 45 долларов и за 400.

А какие функции штатива важны для вас? Делитесь рекомендациями и опытом с нашими читателями.

На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.

Итак, основная и изначальная функция штатива - улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.

Вторая функция - удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.

Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы - штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.

Штативы-треноги

Выбирая штатив , в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:

    Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:



Конечно, карманные и настольные штативы - весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать. Перечислим их:

Тип головы и назначение штатива

Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:


Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.

Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.

Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.


Некоторые штативы не имеют сменной площадки - это неудобно, и является бюджетным решением.


Сами площадки могут:


Конструкция штатива

Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.

  1. Количество секций. Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива.
  2. Способ фиксации секций. Основные варианты здесь - защелка и поворотная муфта. Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.


  3. Возможность поворота ног в обратную сторону. Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.

  4. Наличие дополнительных распорок. Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видеоштативах, увеличивая жесткость конструкции.

  5. Возможность переворота, наклона центральной штанги. Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.

  6. Наличие укороченной центральной колонны. Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.

  7. Крюк на центральной колонне. Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.

  8. Шипы на концах ножек. Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях. Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.

Материалы штатива

Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.

Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона. Основные преимущества карбона - меньший вес и большая жесткость, чем у металла. Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.


Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.

Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:

  1. Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив. Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия.
  2. Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям. Это то, зачем, собственно, покупается штатив. В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.

Размеры штатива

Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.

Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:


Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:

Моноподы

Моноподы , несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.


Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.

Моноподы для видеосъемки

Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:

  1. Видеоголова, аналогичная тем, что используется на штативах.
  2. Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.


Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки. А движение камеры - это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.

Выводы

Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.

А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.

Текст статьи обновлён: 13.12.2018

В разделе «Уроки фотографии для начинающих фотолюбителей» вы можете найти много советов о том, как научиться красиво фотографировать на свою первую зеркалку. Мы с вами обсуждали, какие настройки выставить на фотокамере Canon или Nikon, когда снимаем в церкви, фотографируем салют или молнию, взлетающие самолеты и заходящее солнце. У меня много раз спрашивали начинающие фотографы совет, какой объектив выбрать в качестве штатного трэвел-зума для Никон Д5200 и Nikon D3200. И вместе с более опытными фотолюбителями мы не раз жарко обсуждали этот животрепещущий вопрос, интересующий большинство новичков. Очень часто мы отмечали, что вслед за выбором качественной линзы, если мы хотим улучшить качество фоток, нужно задуматься о приобретении хорошего штатива. Сегодня мне хотелось бы еще раз пояснить, зачем нужен трипод фотографу и как выбрать штатив для своей зеркальной камеры. Ну и, попутно, мы увидим примеры фотографий, снятых на полнокадровую зеркалку Nikon D600 с различными объективами и видео в формате 60fps, снятое на этот замечательный полупрофессиональный фотоаппарат.


По идее, перед чтением данного обзора, вам бы лучше сначала прочитать фотоурок «Зачем профессиональные фотографы используют штативы», ссылку на который вы увидите внизу статьи. Сейчас же я кратко напомню основные случаи, когда мы не можем обойтись без трипода, если хотим получить качественное фото:

  1. Съемка вечернего и ночного пейзажа, когда недостаточно освещения, чтобы установить короткую выдержку. Посмотрите урок фотографии по ночной съемке в городе Фэнхуан, который я проводил для китайских туристов с примерами фоток ночью.
  2. Фотографии водопадов, рек и лесных ручейков, когда мы хотим превратить бурные потоки воды в «молочные реки».
  3. Съемка натюрмортов при естественном освещении и при использовании метода «световой кисти».
  4. Фотографирование предметки для интернет-магазина и макросъемка.
  5. Профессиональная съемка панорамных фотографий.
  6. Получение снимков с расширенным динамическим диапазоном (HDR).
  7. Если нас угораздило спуститься в пещеру, шахту или заброшенный тоннель, нам потребуется штатив, чтобы получить качественную фотографию подземного мира.
  8. Очень часто в отпуске единственный шанс снять нормальную фотоку самого себя на фоне какой-либо достопримечательности – это использовать съемку со штатива. Поскольку прохожие стремятся нещадно «обрезать» вам руки, ноги и «засадить» дерево в голову…

В упомянутом выше уроке фотографии данные случаи описаны более подробно и представлены примеры фото в каждом из описываемых жанров. Там же я рассказал, что моим первым триподом был дешевый алюминиевый Era ECSA-3512, который неплохо справлялся с фиксацией китового комплекта Nikon D5100 KIT 18-55 VR, но быстро сломался, когда я приобрел тяжелые объективы: широкоугольный Samyang 14/2.8 и телевик Nikon 70-300. После долгих размышлений, советов профессиональных фотографов и опыта чрезвычайно тяжелого восхождения на гору Sri Pada на Шри-Ланке со всем своим комплектом фототехники я выбрал карбоновый штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX. С его покупкой я обрёл «фотографическое счастье» и понял, что с Era ECSA-3512 я не снимал, а мучился. В конце данной статьи вы также можете найти ссылку на подробный обзор и видео с рассказом о моем углепластиковом любимце.

У него огромное количество преимуществ и всего лишь один недостаток: заоблачная цена. На 25 августа 2014 года в Екатеринбурге карбоновый трипод Sirui T2204X можно купить за 11300 рублей (ноги) плюс голову G-20KX за 3900 рублей. Итого, по данным Яндекс.Маркет, цена комплекта составит 15200 рублей. Стоимость кусается… Основная особенность, за которую производитель просит такие деньжищи – легкий, прочный и виброустойчивый материал треноги: углепластик.

Сегодня мы рассмотрим более дешевый вариант: алюминиевый профессиональный штатив Sirui R-2004 с такой же головкой G-20KX, предлагаемый в нашем городе за 5300+3900=9200 рублей (на 50% дешевле карбонового аналога).

Фото и видео с обзором комплектации и характеристик карбонового трипода были сняты в красивейшем месте в окрестностях Екатеринбурга – природном парке «Бажовские места», на берегу озера «Тальков камень». Мне захотелось поддержать данную традицию – съемки в красивом месте. Наш обзор алюминиевого штатива Sirui R-2004 пройдет в музее-заповеднике деревянного зодчества — деревне Нижняя Синячиха в Алапаевском районе Свердловской области. Здесь располагается экспозиция под открытым небом со старинными деревянными строениями, свезенными сюда со всего Урала.

А помочь мне с фотографиями и видео для данного обзора я попросил одного из моих давних читателей – Даниила, с которым мы встретились сегодня вживую в первый раз. Уже более года он читает мой блог, дает интересные и полезные советы, делится своим опытом в фотографии и давно стал другом по увлечению. Менее года назад Даниил сменил любительскую зеркалку Nikon D5100 на полнокадровый фотоаппарат Никон Д600. Набор его фототехники включает: универсальный зум Nikon 24-70/2.8, фикс 35/1,8G, телеобъектив начального уровня Nikon 55-300, светоотражатель для съемки портретов на солнце и комплект для мобильного света (стойка 80-300 мм с переходником на башмак внешней вспышки и отверстием с креплением под ось зонта, а также основной светорассеиватель — зонт складной универсальный 105 мм на просвет и на отражение). И Даниил хотел посмотреть, как снимает зеркальная камера Nikon D600 с моим телеобъективом Никон 70-300 и корейским супершириком Samyang 14/2.8, поэтому он с удовольствием откликнулся на мое приглашение поснимать вместе.

Таким образом, объявляю темы нашего сегодняшнего обзора:

  • Рассказ о профессиональном алюминиевом штативе Sirui R-2004 с головой G-20X.
  • Примеры фотографий, снятых на полнокадровую зеркалку Nikon D600 с различными объективами и на КРОП Никон Д5100 с фиксом Nikon 35/1.8 и топовым зумом Никон 17-55/2,8.
  • Образец видео, снятого на фотоаппарат Никон Д600 и универсальный объектив Nikon 24-70/2.8 в наилучшем качестве: 60 кадров в секунду (60fps).
  • Фотографии музея-заповедника Нижняя Синячиха.
  • Для жителей Свердловской области, наверное, будет интересно узнать, как доехать в этот музей деревянного зодчества на машине – интересный вариант похода выходного дня в окрестностях Екатеринбурга (еще можно заехать на машине в село Коптелово).

Обзор алюминиевого штатива Sirui R-2004 со штативной головкой G-20KX

В моем отзыве по карбоновому Сируи (или Зируй) T-2204X видео снималось на мыльницу Sony DSC-W350 в формате HD Ready — 720p. А теперь, для тестирования алюминиевого штатива Sirui R2004 мы используем профессиональную полнокадровую зеркальную камеру Nikon D600 с высококачественным объективом Nikon 24-70/2.8, да еще в формате 60fps. Как говорится, почувствуйте разницу:

Примечание: К сожалению Youtube загрузил видео только в формате 720p. Оригинальный файл в максимальном качестве можно скачать с Яндекс-Диска.

К слову, в данном ролике видео не так сильно дергается, чем, например, в моих роликах, представленных в обзоре камеры Nikon D5300 и сравнении ее характеристик с более ранними моделями Никон для новичков. Там можно посмотреть примеры видеороликов и прочитать советы, как снимать профессиональное видео на зеркальный фотоаппарат и которые, мы почти полностью, проигнорировали в данном тесте… 😉

Всё же, несмотря на огрехи, меня впечатляет качество картинки, выдаваемое полнокадровой зеркалкой Nikon D600. В том же обсуждении Никон Д5300 я писал, что не знаю, преимущество или нет, что у данной модели есть возможность съемки в формате 60fps. Теперь я уверен – это точно хорошая «фича», так как изображение получается более плавным, приятным.

Когда мы с вами фотографируем портреты на солнце, то под глазами у модели возникают некрасивые тени – так называемый, «эффект панды». Просмотрев видео, вы можете наглядно увидеть, как белый отражатель позволяет бороться с данной неприятностью, делая портрет лучше. Мой отражатель имеет несколько вариантов поверхности: бронзовая, серебристая, белая и черная.

Как выбрать штатив для зеркалки Никон или Кэнон

Вопрос выбора подходящего трипода хоть для зеркального фотоаппарата Canon EOS 700D, Кенон 70Д, хоть для Nikon D610 или Никон Д7100 – игра компромиссов. Если мы поищем в интернет советы, как подобрать подходящую модель трипода, то профессиональные фотографы советуют обратить внимание на следующие характеристики треноги: вес; насколько устойчива конструкция приспособления; какой тип замков применяется для фиксирования ног штатива в заданном положении; какова высота съемки; тип штативной головки; и, конечно же, цена.

Давайте я дам свой отзыв и мнение по данным параметрам с учетом моего небольшого опыта обладания дешевым триподом за 500 рублей и дорогим карбоновым девайсом за 16000 рубликов.

  • Первый компромисс – вес: чем он больше, тем устойчивее наша фотографическая система, меньше вероятность вибраций на ветру, но и тем тяжелее его таскать с собой по горам и лесам в отпуске. С точки зрения обеспечения неподвижности вашей камеры Canon EOS 6D идеальным вариантом могла бы стать здоровенная алюминиевая или деревянная тренога для строительного уровня, увиденная мною в строймаркете. Её цена – всего лишь, 1800 рублей. Она точно будет надежно держать ваш фотоаппарат 5D Mark III даже с самым тяжелым телевиком. Но и масса конструкции будет килограмма четыре, а длина в собранном состоянии – 1 метр, и такая же минимальная высота съемки. Неудобно в использовании. Мой карбоновый трипод весит 1,42 килограмма – комфортно, но дорого: по 1000 рублей за каждые 100 граммов веса. А вот алюминиевый штатив Sirui R2004 обладает чуть большей массой (2,08 кг), зато цена — в половину меньше.
  • Устойчивость трипода. Опытные фотографы настаивают на том, что у хорошего трипода не должно быть центральной колонны, так как она способна вызывать вибрации в системе. Мой же опыт эксплуатации Sirui T-2204X данное утверждение не подтверждает. Посмотрите урок фотографии по съемке ночного пейзажа на Nikon D5100 с телеобъективом Nikkor 70-300, который я провел для китайских туристов во время экскурсии в старинный город Фэнхуан – все кадры сделаны при максимально выдвинутой центральной штанге. Резкость, на мой взгляд, достаточная. А вот какие преимущества дает наличие данного узла в штативе: 1) ф отограф может выкрутить центральную колонну, перевернуть ее вниз головой, и тогда минимальная высота съемки с треноги Sirui R-2004 и его Canon EOS 600D составит от 5 миллиметров; л егко регулировать высоту фотографирования, и значит – и ракурс съемки. Это удобно не только при съемке пейзажей, но и, например, когда вы снимаете предметку или натюрморт.
  • Тип защелок на ножках штатива. У моей первой треноги Era ECSA-3512 замки для фиксации положения ног были в виде защелок, а вот у профессионального трипода Sirui R-2004 – цанговые зажимы. В этом вопросе, на мой взгляд, паритет: защелки удобнее, а цанги – красивее и не сказать, чтобы намного хуже.
  • Количество секций в ногах штатива. Из академического курса «Сопротивление материалов» мы знаем, что чем меньше в системе соединений, тем она жестче. Но, если у нас будет меньшее количество телескопических отрезков, трипод станет длиннее в сложенном состоянии, что неудобно при поездках в отпуске. Тут уж решать самому фотографу, что важнее: габариты или устойчивость. У алюминиевого трипода Sirui R2004-G20KX, как и у карбонового собрата T-2204X ножки состоят из 4-х секций. Посмотрите мои фотографии, снятые с использованием данного девайса, чтобы убедиться, что особых проблем из-за 4-хсекционности не возникает.

Фотография 2. Какой трипод купить. Профессиональные штативы Sirui. Слева — карбоновый T-2204X, справа — алюминиевый R-2004. Снято на зеркалку Nikon D5100 и репортажник 17-55/2,8

  • «Высота треноги влияет на удобство ее использования. Она должна подходить по росту фотолюбителю», — так говорят профессиональные фотографы, занимающиеся съемкой пейзажа. Мое мнение – это всё от жадности производителей зеркальных фотоаппаратов. Почему-то топовые модели зеркалок (Nikon D800, Никон Д610, D7000, Кэнон 750Д, Canon EOS 70D, Canon EOS 5D Mark и других) не оснащают поворотным экраном, который существенно улучшает удобство фотографирования. Без поворотного монитора вам придется сидеть на корточках и со временем станет болеть спина. Мне с моей фотокамерой Никон Д5100 жаловаться на высоту штатива не приходилось, так как я просто откидываю экран и кадриуруюсь, как мне удобно. Да и, вообще, большинство пейзажных кадров я снимаю со среднего и предельно низкого положения, так что максимальная высота трипода особого значения для меня не имеет. Если же для вас данный параметр важен и вы высокого роста, то алюминиевый штатив Sirui R-2004 – ваш выбор, так как его высота — 1,73 метра с головкой.
  • Тип штативной головки. С переходом от 3D головы, стоявшей на моем первом штативчике, к Sirui T-2204X с шаровой головкой G-20KX мне пришло откровение: «Как же удобно иметь шарик!»

Раньше приходилось выравнивать горизонт, сдвигая и раздвигая секции ног трипода, так как 3D-голова не держала мой зеркальный фотоаппарат Nikon D5100. Теперь же, не приходится заботиться о том, на сколько вертикально установлены ноги штатива: одно движение руки и вы легко устанавливаете фотокамеру строго горизонтально! Очень и очень удобно! У головки Sirui G-20X диаметр шара составляет d=32 миллиметра. Если у вас очень тяжелый фотоаппарат и объектив (например, Nikon D800 и телевик к нему Nikkor 70-200/2.8), возможно, стоит обратить внимание на головки с диаметром крепежного шарика d=50 миллиметров. Тогда площадь соприкосновения деталей и сила трения будут еще больше, но и масса связки штатив-голова также будет существенно выше.

  • Цена штатива, безусловно, важный фактор. Еще в своем фотоуроке на тему «Зачем требуется штатив при фотосъемке» я высказывал скептицизм об обоснованности стоимости профессиональных триподов. С другой стороны, понятно, что, покупая дешевый вариант, фотолюбитель рискует попросту выбросить деньги. Я своей карбоновой треногой пользуюсь уже год и за это время никаких сюрпризов трипод не подносил (правда, писал отчет, что пришлось немного усовершенствовать способ крепления головки к центральной колонне). Мой карбоновый Сируй Т-2204Х стоит, конечно, дороговато для среднестатистического фотографа. Цена же на алюминиевый Sirui R-2004 более гуманна.

Итак, как же, все-таки, выбрать штатив для зеркальной камеры Canon или Nikon? Очень просто: ответить себе, что вы думаете об основных параметрах перечисленных ранее: на сколько важен вес или мобильность трипода, габариты в сложенном состоянии или супер-устойчивость, и готовы ли вы купить штатив раз и на долгие годы или хотите рискнуть и купить самый дешевый вариант.

По отзывам многих фотолюбителей, профессиональный алюминиевый штатив Sirui R-2004 с головкой G-20KX – сбалансированное решение. Он в меру лёгкий, устойчивый, имеет удобную головку и стоит вменяемых денег…

Мой карбоновый трипод, тем не менее, мне нравится больше: легче, приятнее на ощупь и имеет запасную короткую центральную колонну для съемки с низкого положения. Поэтому его я оставляю себе.

Примеры фото, снятых на полнокадровую зеркалку Nikon D600 и телеобъектив Nikon 70-300

В начале отзыва я упомянул, что мой коллега хотел проверить, как разрешает телевик Nikkor 70-300mm f 4.5-5.6G IF-ED AF-S VR Zoom матрицу полноформатной камеры Никон Д600. Когда мы приехали в деревню Нижняя Синячиха, солнце спряталось за тучей, поэтому хороший свет пропал. Тем не менее, смотрите, какая красивая картинка получается при съемке с данного телеобъектива.

7. Пример фотографии, снятой на полнокадровую зеркальную камеру Никон Д600 и телевик Никон 70-300 (В=1/125с; ФР=250мм; Д=5,6; ИСО 280). Место действия — деревня Нижняя Синячиха

На этом фото вы можете видеть вашего покорного слугу, установившего свой Nikon D5100 с объективом Nikkor 35/1.8G на штатив Sirui T-2204X. Дело в том, что я тоже хотел получить образцы фоток с такой связки, но, поскольку стекло для меня новое, то я никак не мог попасть в резкость: фокусировался по точке на ножке трипода, но промахивался. Поэтому и решил снимать с треноги, фокусируясь вручную с поворотного экрана.

Вот как размывает фон объектив Никон 70-300 на камере Nikon D600 при съемке портретов.

А здесь – пример пейзажа, снятого на эту же связку.

В следующей статье, как я обещал, покажу примеры фоток, снятых на полнокадровый фотоаппарат Nikon D600 и ширик Samyang 14/2.8, который рисует просто великолепную картинку! Ну и, конечно, мы пройдемся немного по деревне Нижняя Синячиха и я расскажу, как до неё добраться на автомобиле. Подписывайтесь на обновления блога через форму e-mail ниже.

А под конец — бонус: можете посмотреть несерьезное видео о том, как мы снимали ролик в начале данного отзыва.

В дополнение к данной статье я советую посмотреть еще следующие уроки фотографии, отзывы и обзоры:

Даниил обработал фотографии, которые я снял на Nikon D5100 в своем стиле. Примеры можно посмотреть на следующей странице #2 (не пропустите!!!):

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 667 подписчикам сайта!

* indicates required

  • Следующая публикация 2. Снимки с Samyang 14/2.8 на полном кадре и прогулка по музею-заповеднику Нижняя Синячиха

комментариев 45

    Как всегда, очень ёмко и основательно! Очень понравились фото с полного кадра Nikon D600 — есть повод задуматься… Кстати, есть подписи к фото, где фигурирует, почему-то, зеркалка Никон Д610 — так кто же был героем романа? 🙂

    Часть публикации, в которой размещены фото с Nikon D600 по цветопередаче нравятся больше — она принципиально другая, чем все фото до снимка №5 — это связано с особенностями постобработки? В нашей семье планируется «семейная» покупка — созрела необходимость именно в штативе. 🙂 Так что, будем изучать возможность приобретения трипода Sirui R-2004-G20KX… Жаль, в Украину будет проблематично доставить такую посылку.

    Серж, еще хотел спросить: на нашем городском сайте появилось множество объявлений о продаже телеобъективов Nikon 70-300. По ценам — порядка $300. Не помню, надо перечитать твой обзор по этому объективу, какие ты видел варианты по этой б.у. модели. Но тут стоит вопрос: брать ли Никон 55-300 DX, который чуть дешевле, или присмотреться к фулфреймовому телевику Никон 70-300, который чуть дороже…

    Не связан ли «слив» этих объективов с какими-то проявившимися дефектами этой модели в больших партиях… Пока вопрос… Понравилась шутка в подписи к фото: «Вот как размывает фон… при съемке портретов» и портрет… головки штатива! 🙂 Спасибо за прекрасный обзор еще раз!

    • Олег, как всегда, «жжёшь» в комментариях! 🙂 Фотки №6-11 сняты на полнокадровую зеркалку Nikon D600. Подпись Никон Д610 — это ошибка. Просто в последнее время у меня траур… 🙁 Даниил купил Никон Д600, другой друг Михаил, чьи фото я показывал в статье с сравнением объективов Sigma 18-250 и КИТ 18-55, приобрел полноформатный Nikon D610… Катерина, чьи примеры фотографий я показывал в статье про детскую фотосессию на Nikon D3100 с фиксом Nikkor 50/1,8G, взяла на днях профессиональный фотоаппарат Nikon D800… 🙁 🙂

      Как видно, полноформатная зеркалка Никон Д600 «рисует» значительно лучше… Хотя, может я обрабатывать не умею. Попросил Даниила поработать над несколькими моими фотографиями, чтобы провести экспертизу «кривости моих рук»… 🙂 Телевик нам понравился, но не сказать, чтобы так уж сильно впечатлил… В следующем обзоре покажу фотки, снятые на ширик Samyang 14/2.8… Вот это — бомба! Я сказал Даниилу, что данная поездка в музей-заповедник Нижняя Синячиха обойдется ему в 500 долларов, так как он загорелся купить Самъянг 14/2,8… А мне — в несколько тысяч «зеленых», так как не могу уже жить без полноформатника… 🙂

      Олег, свой телевик 70-300 я покупал за 250 USD, но в нём, по словам продавца, много пыли (я так и не обнаружил влияния её). Более свежие варианты у нас продавались за 350 USD. Не слышал я о каких-то проблемных партиях… Прочитав множество отзывов (в том числе у Даниила есть телеобъектив Nikkor 55-300), считаю, что дешевый вариант 55-300 — хуже по качеству картинки и скорости фокусировки…

      Уже неоднократно обращал внимание: покупая телевик, нужно понимать, зачем он нужен тебе… Специфика — очень узкий угол обзора… Если брать линзу для портретов, то лучше — фикс 85/1,8G… Или Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro… В планах — статья с примерами фоток, снятых на этот чудный макрик…

      Спасибо и тебе, Олег, за столько прекрасных ободряющих слов!

      P.S. Если ты зарегистрируешь свой адрес e-mail на Gravatar и привяжешь к нему картинку, то твой аватар будет во всех комментариях (как мое фото)… Давай, уже «выходи из тени»! 😉

      Кстати, я залил на Яндекс.Диск оригинал видео, снятого на Nikon D600 в формате 60fps. Почему-то Ютюб разместил его только в качестве 720px. Теперь, кому интересно может скачать этот файл и поразиться качеству картинки, снятой в режиме 60 кадров в секунду.

    Совсем забыл написать, так сказать, добавить: у меня тоже была штатив Era, не помню какая версия. Но это -очень хлипкий и некачественный штатив: после 2 месяцев в 3D-головке произошел излом в одном из фиксаторов по горизонтали, потом вся головка начала уже шататься. Ребята, очень советую Sirui R-2004-G20KX, т.к. качество там достаточно высокое и для любителей, и для профи. Для меня еще очень важным оказался фактор тактильного восприятия, а в штативе Sirui R-2004-G20KX все точно подогнано, все усилия на подвижные механизмы предсказуемы и плавны. Очень приятно на ощупь, к хорошему сразу привыкаешь. Это, как поездить на иномарке, а потом попытаться вернуться на любимую «шестерочку» — отпадает желание напрочь! З.Ы. Жги вторую часть, Серега, очень хочу фотки с ширика посмотреть, я в него влюбился!

    Спасибо тебе, Сергей, за эту хорошую вылазку! Мы отлично пообщались о фотоделе и еще лучше поработали. Правда, пока это было немного скомкано и времени не хватило. Фотки обработаю, как только руки дойдут. Заранее извиняюсь за задержку.

    Если не можешь сам купить себе ФФ, то попроси, чтобы жена купила! 🙂 Главное, чтобы шубку не купила себе на эти деньги… 😀 Если важно мое мнение Олегу, то телеобъектив Nikon 55-300 — это тупиковый путь: он совсем не универсален и качество сборки как у КИТа Никон 18-55. Я его, кстати, буду продавать. Если интересно, пиши в личку, но сам очень советую телевик Nikon 70-300, т.к. он на Full Frame дает неплохую резкость и матрицу в 24 мегапикселя разрешает.

    Считаю, что телеобъектив очень помогает сузить угол обзора и смазать боке, что позволяет сделать отличные портреты «в рост» и «в лицо» при съемке на больших локациях. У свадебщиков он «маст хэв».

    • Даниил, и тебе еще раз спасибо за компанию! Съемки прошли быстро и, как-то сумбурно, по нескольким причинам: 1) мы постарались охватить сразу много тем для обсуждения и освещения в блоге; 2) для меня твоя зеркалка Nikon D600 — первый опыт знакомства с полноформатной камерой, а ты был восхищен картинкой с ширика Samyang 14/2.8; 3) мы друг друга увидели в первый раз. Всё это привело к некоторой суете при съемках. Уверен, что в другой раз, получится интереснее… Думаю, нужно будет устроить совместную фотосессию, чтобы продемонстрировать твой набор для переносного света. Должно быть интересно!

      Жена уже давно добро дала на покупку полного кадра: «Покупай, хватит уже терзать себя»! 🙂 Я сам пока сдерживаю себя, так как, мое мнение — есть еще чему и на КРОПе поучиться, а денежки можно на другие цели потратить. Кроме того, при расчете затрат перехода на полный кадр, мне еще нужно учитывать необходимость замены компьютера — тоже серьезные инвестиции.

      • Да, в следующий раз мы с тобой составим план что и как делать, какие фотки получить, что записать на видео, ну и пораньше приедем перед режимным временем. А компания получилась отличная, т.к. когда люди занимаются любимым одним делом, то получают одно удовольствие.

        Зря! Бери пока жена не против! 😀 Про комьютер думай в самую последнюю очередь. Мой старик (стационарный компьютер на Core i3) скрипит, но дает возможность обрабатывать. И, кстати, тут только Apple техника более подойдет: любой профессионал по обработке в итоге переходит на Маки, т.к. экран и производительность сильно отличается от обычной техники. Но она безумно дорогая.

        • Даниил, сейчас посмотрел по телевизору замечательный документальный фильм «Десятка лучших фото Nat Geo 3 (6+)», где каждый фотограф подробно рассказывает, как он снял свой снимок, вошедший в десятку шедевров. И у меня возникли кое-какие мысли по поводу нашего замечания про сумбурность съемок в Нижней Синячихе и не очень хорошего результата… 🙂

          Вот для примера, как снимает профессионал. Фотограф Paul Nicklen (Пол Никлен) рассказал о снимке белого медведя кермодской популяции в Канаде под названием «Медведь-Призрак». Это не полярные мишки, а такие альбиносы. На фото — белесый медведь, лежащий в нереальном, волшебном лесу со старыми, скрюченными деревьями, поросшими изумрудным мхом.

          Так вот, Paul Nicklen отправился в национальный парк, где в это время шли дожди, стояла влажная, сырая и холодная канадская погода. Он никак не мог выследить медведей, ждал в засаде у ручья. Фотограф 6 недель (!!!) приходил каждый день в одно и тоже место и по 16 (!!!) часов в день сидел под дождем, выслеживая свой объект съемки. Он рассказывает, что всё это время думал, чем будет заниматься дальше, ведь National Geographic не нужны фотографы, которые сидят по 6 недель в лесу и не приносят классные фотки… 😉

          И вот, однажды, медведь вышел к реке, поймал рыбу и потащил ее в лес. Фотограф за ним. Снимал не переставая, наводясь через видоискатель. А у него — ширик. Когда отнял камеру от глаз, понял, что стоит в 1-м метре от зверя. Говорит, что единственное,что почувствовал после этого — смирение с судьбой… 🙂

          А мы с тобой приехали и за 20 минут отсняли шедевры… 😉

          • Если бы мы с тобой работали на Nat-Geo, то думаю в Cинячиху поехали в два часа ночи, эдак в январе, в ночь молодой невзошедшей луны, да еще желательно в -35, для получения обалденного пейзажа той группы соборов на фоне кристально-чистого ночного звездного неба с ярким млечным путем. И думаю у нас бы тоже не с первого раза это получилось. Все фотоохотники за живностью в засаде сидят до 3-е суток, порой в специальной палатке скрывающей половину тела над водой, а нижней частью туловища в воде. Но им нравится, это их кайф и их стихия. И я не имел ввиду, что все было плохо, просто время пролетело ну очень быстро… Карточку Пола Никлена посмотрел, правда чудо! Лай бог, чтобы мы когда-нибудь работали для Nat-Geo.

            Даниил, заманчивую картину и идею нарисовал по Нижней Синячихе зимой! Нужно будет обязательно воплотить в жизнь! 😉

    Спасибо, Даниил, за комментарий! Очень интересно было почитать репортаж о поездке и ваш обзор в тандеме… 🙂 Я тоже склоняюсь к варианту телеобъектива Nikon 70-300 для полного кадра, так как у нас, даже на неспециализированном форуме, а просто на городскй балке, их приличное количество предлагают, при этом не очень дорого… Но сначала — штатив…

    Просто так получается, что мой ребенок снимает на зеркалку Nikon D3200, то есть DX-камерой, а парк объективов с самого начала складывается из фулфреймовых объективов — я уже где-то писал в комментариях, что боксовый Nikon 24-85 (это — китовый для ФФ) купил новый, запечатанный за $150, так что даже вопрос о более универсальном китовом Nikon 18-105 DX не рассматривался…

    А вот тут пошел «слив» телевиков Nikon 70-300mm f/4.5-5.6, думаю успеть! 🙂 Считаю, это — судьба! 🙂 Да и база объективов для перехода на ФФ будет, если об этом когда-нибудь будет идти речь. Так что, спасибо за совет! Обязательно буду на него ориентироваться.

    • Олег, зная твои способности молниеносно принимать решение о покупке новых объективов… 😉 всё же, призываю сто раз подумать перед тем, как купить телевик Nikkor 70-300. Мне кажется, одной из причин, почему их так много продается, является специфичность его применения. Если не заниматься фотоохотой или съемкой соревнований, самолетов, то он, не факт, что понадобится.

      У меня телеобъектив Никкор 70-300 большую часть времени валяется без дела… Правда, когда ему находится дело, я очень доволен картинкой… 😉

      • А я вот, Серега, считаю, что это — достаточно универсальный объектив. Объясню почему. Во-первых, это — отличный репортажник, т.е. любое спортивное, и не только, мероприятие на свежем воздухе и он — незаменим. Во-вторых, это — отличный портретник. Да, я его очень советую использовать для портретов, т.к. такой объектив отличной отделяет модель от заднего фона. В третьих, это объектив для фотоохоты. Данные ФР всегда помогут снять красивую живность.

    • И вам, спасибо за комментарий. Я очень советую переходить на штатив Sirui R-2004-G20KX, т.к. это вещь, которая купится раз и на века. Думаю сломать его сложно будет. Ну и объектив такой советую, это — дешевая возможность занять ФР 70-200 и даже более. Сам пока о нем думаю до покупки Nikon 70-200 f2.8 VRII, т.к. это — все равно, неизбежно.

      • Ну не знаю, Даниил, если стоит в планах приобретение профессионального телеобъектива Nikon 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II Zoom, не будет ли напрасной тратой денег покупка сначала дешевого аналога Никкор 70-300? Если только приобретать его с рук, как я — за полцены, тогда можно подумать. А если новый брать — достаточно заметную сумму потеряешь при последующей его продаже.

        • Я и имел ввиду — брать с рук. Просто перекрыть нужные ФР на участке 70-200 мм временно. Хотя, при цене телевика Nikon 70-200/2.8 под 70-80 т.р., цена даже нового телеобъектива 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom в 16 тысяч рублей кажется несущественной при его качестве картинки.

          Ребята! Я тоже был в этой ситуации, смотрел на телевик Никон 70-200/f2.8… Мечтал о нем… Апертура f/2.8 на фокусном расстоянии 200мм - какая сила в портрете! Но, когда смотрел на цену — хотелось плакать. Ну и 1.5 кг веса стекла, конечно, тоже удручало. Но телеобъектив очень хотелось приобрести и я, будучи на КРОПе, взял темный и легкий Никкор 70-300 vr. На кропнутой зеркалке в диапазоне 70-200 mm он работает очень хорошо - но ИСО не задерешь, а света если нет, то и картинки нет.

          А сейчас, перейдя на полный кадр с возможностью получать достойные карточки аж на исо 4500 и имея уже приличный набор фотооборудования, желание иметь Nikkor 70-200mm у меня поубавилось… Прежде всего, из-за его огромных размеров и веса.

          Во-вторых, я понял, что мне для съемки портретов достаточно легкого и компактного 85 миллиметрового фикса 1.8G.

          В-третьих, телевик Nikkor 70-300 VR гораздо лучше работает на полном кадре: картинка очень резкая и красивая (Сергей подтвердит - он не мог различить картинку с Никкор 85mm 1.8g и Nikkor 70-300 vr).

          В-четвертых, стал замечать, что интерес к длинному фокусному у меня как-то поубавился и, что стал мой телевичок все чаще пылиться на полочке.

          Так что, я бы посоветовал сначала взять все таки Б/У объектив Nikkor 70-300 VR и попробовать, походить с ним, понять нравятся ли фокусные, хочется ли что-то более светосильное… Деньги на 70-200 копить можно, но может статься, что когда средств будет достаточно для его покупки, выяснится что он вам и не нужен…

          А как постскриптум добавлю - по моему мнению, покупать такой телевик имеет смысл только в одном случае - если вы профессионально снимаете свадьбы. Во всех других случаях хватит и Nikkor 70-300 VR.

          • Павел, трудно не согласиться с такими доводами на тему, что выбрать: профессиональный светосильный телеобъектив Nikkor 70-200/2.8 или «облегченную» во всех смыслах версию Никкор 70-300. Возразить можно только одно: для большинства задач простого фотолюбителя не нужна и камера Nikon D800 или Df, скажем. Но… ведь хочется более качественного оборудования. Кажется, ведь, что именно там есть волшебная кнопочка «шедевр»! 😉

        • Кстати, недавно мне довелось поснимать на свадьбе друга. Телевик c собой не брал - обошелся тремя фиксами 28, 50 и 85 (все 1.8G). Понял, что на съемке свадьбы универсальность решает - переставлять фиксы, имея одну тушку ну очень не комильфо: упускаешь интересные кадры.

          Так что, для профессиональных съемок свадеб, по-любому, надо брать Nikkor 24-70 f2.8 на одну тушку и Никкор 70-200 f2.8 на другую… :).

          Вот какие карточки получились: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6061167222068825617

          • Под понятие «фотографировать свадьбу» я еще отношу и съемку Love Story, которую придется снимать либо в отдельный день, либо выделив время в основное торжество. И тогда фикс поможет получить качественные карточки. А так, конечно, согласен, что репортажник – рулит на свадьбе.

    Кстати, не знаю, как правильно… На сайте Nikon есть новая прошивка для объективов, 2-я версия (до этого была 1.009). В том числе, и для телевика Nikkor 70-300 (раз уж здесь обсуждается этот объектив, то и вопрос здесь задам, хотя, наверное, надо было бы писать в теме-обзоре данной линзы). У меня в камере включена коррекция искажений, за которую ответственна эта прошивка и, наверное, что-то она таки делает… Но было всегда недосуг сделать сравнение серии с включенной коррекцией и без нее…
    НО! Если есть специальные загружаемые настройки в редакторы типа ADOBE CAMERA RAW и т.д., имеет ли смысл включать профиль коррекции в камере или отдать на откуп борьбу с дисторсией сторонним плагинам?

    • Олег, отвечу не «как знаю», а «как думаю». 😉 Думаю, если фотограф снимает в JPEG, то данный, встроенный в камеру, программный модуль, безусловно, нужен. Если же фотолюбитель снимает в RAW (я фотографирую только в РАВ), то значения эта прошивка не имеет, так как редактирование изображения, устранение дисторсии и аберраций производится во внешнем графическом редакторе.

    Привет, Сергей. Решил добавить по теме поста. На той неделе я не удержался и купил себе нормальный карбоновый штатив: BENRO C-069 с головкой B-00 и площадкой PU-40. Вот так он выглядит: photography-on-the.net/forum/showthread.php?t=619519

    Весит он около килограмма и очень компактно складывается. Купил, опробовал и понял, что счастье пришло. 🙂
    Дальше задумался — а почему я делая селфи фотки ставлю свой фотоаппарат Nikon D800 на таймер? Ведь крутые пацаны давно используют классный ИК пульт для управления затвором удаленно. Задумался и полез в интернет магазины. И постигла меня печаль могучая: нету у камеры Nikon D800 ИК порта. Пишут, что можно купить батарейный блок с ИК портом, но в оригинале — нету.

    И не получится купить маленький удобный пульт дистанционного управления размером с кредитку. :(((Есть решения, конечно — радиосинхронизаторы, но это — не 200 рублей. Цены на них, в среднем, начинаются от 1700 рублей. И размером такие устройства гораздо больше (как правило, снабжаются пальчиковыми батарейками и используются, чтобы поджигать вспышки удаленно). А у меня сумка уже пухнет от фиксов и разнообразной мелочи. (Неужели придется рюкзак покупать… 🙁)?

    Ай-яй-яй! Компания Nikon для одного из топовых аппаратов ИК пожалела…

    • Павел, говорил же тебе: «Поменьше читай мой блог, а не то – заразишься и большие траты ждут тебя впереди»! 😉 На самом деле, конечно, поздравляю с приобретением! 🙂 Теперь ты расширил свои горизонты в фотоделе: и в условиях плохого освещения можно нормально снимать, и – самого себя.

      Про отсутствие порта ИК у фотоаппарата такого высокого класса, как Nikon D800 – очередная засада от маркетологов компании… 🙁 Как так: на Nikon D5100 можно подключить пульт дистанционного управления, а на модели в 6 раз дороже – нет? Кстати, вопрос: на моей камере, выставить выдержку больше 30 секунд можно только в режиме BULB, т.е. используя пульт ДУ. А ты, получается, на своем Никон Д800 сейчас не можешь получить большее время экспозиции, чем полминуты? Решением, наверное, является приобретение проводного пульта управления фотоаппаратом?

      • Сергей, так и есть — но не разу не было необходимости в такой длинной выдержке. Даже не знаю для чего такую выдержку нужно использовать — разве что буквы и узоры выписывать в полной темноте.

        • Выдержка более 30 секунд, в моем случае, используется нечасто, но иногда без неё туго. Так, свой пульт дистанционного управления камерой Nikon D5100 я купил, чтобы снимать натюрморты с освещением световой кистью. Потом возможность фотографировать на Никон Д5100 в режиме BULB пригодилась в пещере «Дружба» в природном парке «Оленьи ручьи» в Свердловской области и на съемках ночью Карибского моря в Мексике. Примеры можно посмотреть в статье о том, зачем нужен штатив фотографу.

          Мое мнение: наличие ИК порта, возможности использования пульта ДУ и выдержки BULB — не то, чтобы нужны позарез. Но, если они есть в камере — не помешают. Тем более, в фотоаппарате такого высокого уровня, как полнокадровая зеркалка Nikon D800…

          • Сергей, я имею ввиду, у вас реально были ситуацию когда вы снимали при выдержке более 30 секунд? Есть у вас хоть одна карточка с такой выдержкой?

            Павел, случаи, когда мне пришлось использовать выдержку длинней, чем 30 секунд (режим съемки BULB), я описал выше. Действительно, в моих любительских условиях пользования камерой Nikon D5100 это – из ряда вон выходящие события.

            И мне не нравится отсутствие возможности подключить пульт дистанционного управления (как и то, что у многих зеркальных камер нет поворотного экрана), так как всё это – маркетинговые уловки. Компания Никон спокойно могла оснастить данными устройствами и полнокадоровую зеркалку Nikon D800, ведь, в сравнении с общей стоимостью камеры, цена на них – копейки!

            Когда я писал обзор новой модели любительского зеркального фотоаппарата Nikon D5300, отметил, что за 2,5 года увлечения фотографией, не снял ни одного кадра при максимальной светочувствительности ISO 6400. Максимум — ИСО 3200… А позже, когда летом текущего года поехал в Швейцарию, рассказал, как снял концерт, как раз, на ИСО 6400: в зале было темно, и снять фотки по-другому не получилось бы. Скажем, если бы я владел зеркалкой Nikon D3100, у которой порог – 3200 единиц светочувствительности, снимки бы смазались…

            Подобная ситуация – и с оснащением камеры Никон Д800 инфракрасным портом: пусть мне лишь один раз понадобится использовать пульт ДУ, а его – нет… И особенно досадно, что нет его именно из-за требований маркетингового отдела Nikon…

            Ситуация схожа с тем, как мне захотелось бы купить Мерседес, а у него нет стеклоподъемников. Понятно, что без них можно обойтись. Или вы можете поискать самодельные устройства для подъема стекла… Но хочется же – оригинальные…

            И если, заказывая Mercedes мы можем выбрать опцию «стеклоподъемники», то при покупке полнокадровой зеркалки Nikon D800 заказать ИК-порт не получится. Придется изгаляться и приобретать радиосинхронизаторы…

    • Здравствуйте, Борис! Штатив продается. Нужно, наверное, только добавить, что отправлю его я только по территории России. Были предложения отослать в Казахстан, но не хочется связываться с таможней и т.п. В разделе «Об этом блоге» есть моя почта. Можете написать свои контакты и я с Вами свяжусь.

  1. Всем доброго! Уже несколько дней изучаю, что такое трипод для фотоаппарата и с чем его едят. Дело в том, что мой молодой человек увлекается фото и недавно заикался, что ему бы не помешал трипод. Очень хочется преподнести ему сюрприз, но я, даже после прочтения Вашей статьи по выбору штативов, ничего не поняла. 🙁

    Правда, у него фотоаппарат Сони, а не Никон. Как считаете, лучше предложенный Вами взять или все же от того же бренда? Я вообще модель Sony VCT-R100. Он и внешне ничего, и цена приятная. А во в технических моментах ничего не смыслю. 🙁 Буду благодарна за совет.

    • Здравствуйте, Татьяна! Если из моих пространных рассуждений сделать выжимку, то рекомендации по выбору штатива для фотоаппарата следующие: определиться с типом штативной головки и весом оборудования, что будет на него устанавливаться; все остальное (материал, количество секций ног, высота) — уже компромисс цены и удобства.

      Мне и многим опытным фотографам кажется удобнее в использовании шаровая головка (как у трипода Sirui R-2004 в этом обзоре), но она обычно дороже. Если хотите сэкономить — берите штатив с 3D головой (как у Sony VCT-R100, что Вы указали). Главное требование, которое советуют применять профессионалы — штатив должен быть рассчитан на удержание оборудование весом в 2 раза меньше, чем указано в паспорте трипода. Тогда он не будет «клевать» под массой объектива.

      Не обязательно брать это устройство того же бренда, что и фотоаппарат. В 90% случаев резьба в фотокамере стандартизирована (1/4 дюйма) и подходит к любым штативам (хотя, можно спросить на всякий случай у продавца). Не могу точно рассмотреть на фотографиях, есть ли у Вашего претендента Sony VCT-R100 съемная площадка. У Sirui T-2004 на фото №5 и №10 в обзоре видно крупно голову и площадку с быстросъемным креплением типа «ласточкино гнездо». В конце статьи есть ссылка на обзор карбонового трипода Sirui T-2204X, там на видео (на 11:35 минуте) я показываю, как снять быстросъемную площадку. Она у меня всегда прикручена к камере и процесс установки фотоаппарата на штатив занимает 5 секунд: вставил и зажал винт. Если у трипода Sony VCT-R100 площадка несъемная, то брать его не рекомендую, так как Ваш фотограф будет психовать, каждый раз прикручивая и откручивая крепежный винт…

      Давайте разберем пример, как выбрать штатив для фотоаппарата Вашего молодого человека.
      1) Узнать модель камеры. Если она со съемным объективом — и его тоже. Скажем, Ваш фотолюбитель фотографирует на беззеркалку Sony Alpha ILCE-6000LS Kit 16-50mm. Ищем вес корпуса (body): 344 грамма с элементами питания. Масса объектива в комплекте (kit Sony 16-50mm f/3.5-5.6): 116 грамм. Общий вес системы Сони Альфа 6000 получился 460 грамм.
      2) Умножаем на 2 и получаем, что штатив должен выдерживать массу 920 граммов. Смотрим характеристики трипода Sony VCT-R100 — он рассчитан на вес 1200 грамм, т.е. выдержит. Если есть съемная площадка, можно брать.
      3) Допустим, мы решили взять другую модель. Тогда заходим на Яндекс-Маркет по запросу «штатив», входим в «Расширенный поиск» и далее в «Перейти ко всем фильтрам». Здесь выбираем параметры: 1) конструкция — трипод; 2) максимальная нагрузка — от 1 кг; 3) головка в комплекте; 4) тип головки (предположу, что хотите сэкономить и беру 3D); 5) съемная площадка. Далее смотрите, какой штатив Вам нравится внешне и подходит по цене. Тут я бы советовал обратить внимание на габариты в сложенном состоянии (войдет ли в чемодан) и в разложенном (чтобы подходил фотолюбителю по росту).

    Бытует мнение, что при современной цифровой фотехнике отпадает необходимость в штативах, однако при съёмках ночных пейзажей, водопадов, снимков с расширенным динамическим диапазоном (HDR), макро съёмках и.т.д., очень сложно без них обойтись.

    Широкий выбор штативов и другой фототехники я нашёл на «Авито». Цены очень приятные, товара много абсолютно нового.

    • Вадим, мне кажется, такое мнение бытует даже не у новичков фотографии, а просто у людей, которые не держали в руках фотоаппарат. Для качественной съемки сюжетов, что Вы перечислили, думаю, еще лет 10 минимум, штатив — обязательное к применению устройство.

      Да, сейчас трипод стало легче приобрести: и на «Авито» много предложений, и с «Алиэкспресс» проще доставить из Китая. В 2014 году мне пришлось работать с посредником, чтобы доставить Sirui R-2004 в Екатеринбург.

    Я тоже приобрел себе домой штатив. Я хоть и не профессионал, но часто бывают случаи, когда нужно сделать снимок всей семьи или великолепного пейзажа вместе с детьми. Тогда он просто незаменим — это я теперь точно знаю.

    Купил любительский, но устойчивый и легкий, а все потому, что нашел по бюджету на «Авито» совершенно новый. В магазине бы такой не смог приобрести.

    • Ну да, я уже говорил, что многие начинающие фотографы приобретают вместе с камерой защитные UV-фильтры, сумки, еще что-то. Но моё мнение — вместе с фотоаппаратом нужно покупать штатив. Как выше перечислил Вадим, трипод нужен не только для съемок семейных фото, но и для пейзажей, водопадов, ХДР, макро, натюрмортов, предметки, в пещерах и подземельях, и т.п. Везде, где требуется длинная выдержка.

    Поступил вопрос от читателя блога, Ивана.

    «Сергей, добрый день! Прочитал Вашу замечательную статью по выбору штатива. Всё описано достаточно детально, даже в комментариях нашёл совет по выбору штатива с учётом веса оборудования. Однако, у меня ситуация такая: имеется объектив Nikon 70-300 VR, он достаточно огромен, и, что очень плохо, для него нет штативного кольца, так как конструкция объектива не позволяет его установить. Соответственно, вес объектива и тушки нельзя уравнять на штативную головку. Используемая тушка: Nikon D3100.

    Вопрос такой: как в таком случае выбрать штатив? Ваши рекомендации по весу помогут или нужно что-то ещё? Один штатив (недорогой, Velbon CX440) уже сломали (конкретно, штативную головку), не хочется снова на те же грабли наступать).

    Заранее спасибо за ответы.»

    Мой ответ ниже:

    «Здравствуйте, Иван. Спасибо за комплимент моей статье с обзором трипода. Учтите, что меня нельзя считать специалистом по выбору штативов, я простой фотолюбитель.

    У меня ведь была (точнее, есть такая почти связка фотооборудования, как у Вас: Nikon D5100 + Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Да, система получается очень тяжелой, и простые дешевые штативы для нее не подходят. У моего алюминиевого Era ECSA-3512 тоже очень быстро из-за веса телевика Никон 70-300/4,5-5,6 отломалась голова.

    Выход тут один: покупать и треногу, и головку, способные выдержать такую массу. Конечно, есть специальные приспособления для крепления телевика: на «Алиэкспресс» вы можете посмотреть на них, набрав в поиске «Telephoto Zoom Lens Bracket LongFocus Lens Support». Но, думаю, для связки Nikon D3100 + Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G они излишни. Просто нужно брать нормальные ноги и голову: мой комплект Sirui T-2204X + G20KX держит указанную связку вполне сносно (если головку еще более мощную взять (типа Sirui K-20X, будет еще лучше, но тут – компромисс: устойчивость vs масса).

    Если бюджет ограничен, возьмите более дешевые китайские версии, но все равно для телеобъектива легкие штативы Velbon CX440 не очень подходят, нужны и более крепкие ноги, и головка.»

    • Сергей, большое спасибо за оперативный ответ.

      Пока из вариантов попроще нашел такой: штатив Sirui EN2004 + головка K20X. Подскажите, подойдёт ли мне такой вариант? Как я понимаю, любой вариант штатива с нагрузкой от 15 кг и головкой с нагрузкой от 20 кг мне должен подойти?

      • Здравствуйте, Иван. Судя по характеристикам, да, такой штатив будет хорошо держать Ваш Nikon D3100 + Nikon 70-300mm f/4.5-5.6. Голова K-20X, мне кажется, для такого комплекта даже излишне мощная. По-идее, можно и полегче взять — ту же, что у меня: Sirui G20KX. Ну, купите более тяжелую головку, будет больше вес, но и больше удовольствие, так как держать камеру голова будет, как влитая.

        Дам еще один совет: мне только вчера пришел заказ из Китая (не публиковал обзор в блоге) — купил быстросъемный кронштейн «L-plate». К нему прикручиваешь камеру, и тогда в случае съемки вертикально, фотоаппарат очень надежно зажат. Без этого приспособления, при съемке с тяжелым объективом голова штатива держит камеру крепко, но быстросъемная площадка иногда проворачивается (как ее ни зажимай), и объектив все равно клюет. Кроме того, опора под камеру имеет большую площадь, чем быстросъемная площадка — выше сила трения, еще более надежное крепление при вертикальном кадрировании.

        Не говорю, чтобы сразу бежали покупать (я вот, приобрел только через 5 лет после покупки своего штатива Sirui T-2204X), но задумайтесь. Я взял на «АлиЭкспресс» за 473 рубля. Называется она: «Quick Release L Plate Bracket For Nikon d3100».

        • Спасибо за ответ! Буду приобретать данный штатив Sirui EN2004.

          По поводу площадки L-Plate: вещь заинтересовала, думаю, что чуть позже приобрету и её.

    Здравствуйте. Давно уже хотел приобрести трипод и наконец решился это сделать. Перечитав ряд статей и отзывов о разных моделях штативов, выбор упал на «Sirui». До этого был опыт с штативом «Manfrotto» (модель не помню), так вот по сравнению с «Manfrotto», триподы «Sirui», на мой взгляд, показался более устойчивым, надёжным, стильным и универсальным.

    Оставалось выбрать конкретную модель. Сразу скажу, что за карбоновый я не готов был переплачивать, т.к. последний на 50%, как правило, дороже. Выбирал из следующих доступных моделей: Sirui N-2004KX, Sirui N-3004X и SiruiW-2004 в ценовом диапазоне до 11000 рублей. Для меня были важны три параметра: вес, длина в сложенном состоянии, максимальная длина в рабочем положении без использования удлиняющей центральной штанги.

    В итоге, остановился на Sirui N-2004KX, также к нему была приобретена голова Sirui K-30X. Перед покупкой я сравнивал две модели голов Sirui G-20KX и K-30X, в результате последняя, на мой взгляд, более надёжная оказалась под мою систему (Nikon D750 + Nikon 24-120mm f/4). Тем более, она была, с учётом скидки, чуть дешевле конкурента.

    В общем, хочу сказать огромное спасибо Сергею за замечательную статью — в моём случае, она очень помогла в выборе.

    P.S. После покупки домой вернулся уже около 16:30, уже смеркалось, на улице — небольшая метель и температура воздуха -21 C, но желание опробовать «сабж» в деле не давало мне покоя. 🙂 В общем, сделал около десятка снимков в лесопарке в этот же вечер.

    • Добрый вечер, Андрей. Приятно слышать, что мои труды не пропадают даром и приносят пользу фотолюбителям!

      В принципе, меня моя головка Sirui G-20KX устраивает. Особенно, после покупки L-plate (площадка для закрепления камеры с тяжелым объективом в вертикальном положении), пользоваться вообще удобно стало (см. комментарий выше).

      Но от такой более мощной головы, как Ваша Sirui K-30X, я бы тоже не отказался. 🙂 В последнее время вообще подумываю, что хорошо бы иметь 2 штатива: первый — легкий для путешествий, второй — тяжелый и устойчивый для съемок дома, недалеко от машины.

      Желаю, чтобы покупка Вас радовала, как меня мой Sirui T-2204X, чтобы помогала снимать шедевры фотографии!

Вот уже более ста лет штатив является неотъемлемым аксессуаром фотографа. Если вы планируете снимать ночные пейзажи с длительный выдержкой или у вас тяжелый теле фотообъектив, без штатива вам не обойтись. Несмотря на бурное развитие систем стабилизации изображения и фотошопа, ничто не заменит старого доброго трехногого спутника фотолюбителя. Современный рынок предлагает огромное разнообразие штативов. В этой статье мы рассмотрим различные виды штативов для фотоаппаратов и поможем выбрать правильный.


Штатив для фотоаппарата имеет несколько важных характеристик, на которые следует обратить внимание при покупке. Прежде всего, это максимальная нагрузка, на которую рассчитаны тренога и держатель. Если вы планируете использовать объектив, который весит полтора килограмма, то вам понадобиться высокопрочный фотоштатив с соответствующей головкой.

Другой важной характеристикой штатива является его собственный вес. Недорогие штативы для фотолюбителей весят от 0,51 до 1,2 килограмма. Штативы также характеризуются возможностью смены головок, типом головки в комплекте и материалом, из которого изготовлена треног

Настольные штативы

Настольные штативы просты, компактны и прекрасно подойдут для каждодневного использования. Обычно их высота не превышает 30-ти сантиметров и головка не отделяется от ног. Они идеально подходят для путешественников, любителей походов и для фотосъемки в местах, где использование полноразмерного штатива запрещено.

Среди настольных штативов имеются модели серии Joby Gorillapod с гибкими ногами. Их можно крепить к различным объектам, стволам деревьев, столбам или поручням. Они позволяют установить фотоаппарат на неровной поверхности или снимать с нового, необычного ракурса.

Штативы начального уровня

Напольные штативы компаний DEXP и Rekam - хороший выбор для начинающего фотолюбителя. Они отличаются износостойкостью и стоят относительно недорого. В данной категории имеются штативы как со сменной, так и с несъемной головкой. Обычно они комплектуются 2D или 3D головкой и рассчитаны на вес до трех килограмм.

Более дорогие штативы компании Manfrotto оснащены шаровой головкой и могут выдерживать вес до полутора килограмм.

Штативы со сменными головками

Те, кто серьезно увлекается фотографией и профессиональные фотографы предпочитают штативы со сменными головками. Головки к такому штативы обычно приобретаются отдельно. Ниже мы рассмотрим различные типы головок.

Разновидности головок

Головка с тремя степенями свободы (3Д головка)

Классическая головка с тремя степенями свободы - самая распространенная среди фотографов. Головка состоит из трех шарниров, которые позволяют поворачивать камеру вокруг вертикальной оси и менять угол наклона влево-вправо, вперед-назад. С ней достаточно легко обращаться и она позволяет установить фотокамеру практически под любым углом. Для того, чтобы изменить угол наклона по какой-либо из осей, необходимо ослабить винт, установить необходимый угол наклона и снова затянуть винт. Винты обычно дополнены удобными ручками, с помощью которых также осуществляется поворот камеры.

3Д головка применяется при фотосъемки пейзажей, портретов, натюрмортов и при макросъемке. Такой тип головки также применяют при фотосъемке панорамы, так-как она позволяет менять угол поворота вокруг вертикальной оси, не меняя горизонтальный и вертикальный угол наклона камеры.

Шаровая головка

Эти головки отличаются компактностью и простотой использования. Вместо трех удерживающих винтов здесь используется всего один. Ручка для поворота также отсутствует, вместо нее используют сам фотоаппарат. Существуют модели шаровых головок с двумя винтами. При этом, второй винт используется для изменения силы трения шара в шарнире.

Шаровую головку используют при фотосъемке движения, дикой природы, в путешествиях и в фотостудии.

Панорамная головка

Эти головки предназначены для использования с большими теле фотообъективами. Они используются при профессиональной спортивной фотосъемке и при фотографировании дикой природы. Панорамные головки самые тяжелые, они позволяют поворачивать камеру горизонтально и вертикально. Часто такие головки продаются без крепления. Крепление подбирается отдельно для конкретной модели фотоаппарата.

Материал, из которого выполнена тренога

Штатив для фотокамеры устроен достаточно просто и характеризуется весом, максимальной нагрузкой и ценой. Часто, ноги штатива выполнены из алюминия, это самый тяжелый, дешевый и износостойкий материал для штатива. Алюминиевые штативы не очень удобны в путешествиях, однако их вес придает им больше устойчивости. Алюминиевые треноги очень подвержены воздействиям окружающей среды. Проще говоря, они сильно нагреваются на жаре и остывают на морозе. Кроме того, эти штативы подвержены ржавлению если их тщательно не протирать после дождя или использования у моря.

Штативы из углеродного волокна весят меньше и стоимость их выше. Треноги из углеродного волокна - хороший выбор для путешественников. Они не ржавеют и не нагреваются в жаркую погоду. Однако, следует иметь в виду, что штативы из углеродного волокна менее прочны на излом и требуют более бережного обращения.



Поделиться