Как помочь мальчику выбрать профессию. Выбор будущей профессии для подростка

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? "Какой крикливый! Наверное, будет певцом!" Или: "Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!" Или: "Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!"

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка "из-под палки"! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.

Поясняет психолог Анна Назарова:

"С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом "проб и ошибок" всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения "полезного с приятным"

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок "за компанию" — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.

Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

"На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием".

У меня растут года...

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?... На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест. Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант "не знаю".

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом "Кто есть я?" — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы "физико-математический", "гуманитарный" и "класс для отстающих".

Рассказывает психолог Анна Назарова:

"Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на "тройку". Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка , активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог "подтянуться" по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности "звукорежиссёр" и не жалеет о выбранной специальности".

Профессии как они есть

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:

  • Человек — человек
  • Человек — природа
  • Человек — техника
  • Человек — знак
  • Человек — художественный образ

По этим простым правилам можно составить для себя "идеальную формулу профессии" и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип "человк-человек" разбили на два: "социальное общение" (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и "общение в сфере бизнеса" (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)


Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность "проиграть", примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки ("Образование от А до Я" и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это "переносом" отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно "моё", помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний "гуманитарий" спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности...И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

"На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться".

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему "Довольны ли россияне полученным образованием?". Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: "Работаете или работали ли вы по специальности?", всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

"Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере "с нуля" не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество "неподходящих факторов"".

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся "продажники" с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих "продажников" и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются... Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от "балласта" (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока "кровью экономики" являются деньги.

Екатерина Крушинская
Консультант: Анна Назарова,
психолог, сотрудник кадрового агентства

Обсуждение

Мне понравилось как ответил на вопрос девушки "кем быть в будущем" Алексей Похабов... Вот ссылка на ответ http://astrallife.ru/index.php?topic=104.0 почитайте, может возьмете, что-то интересное для себя)

10.08.2010 11:57:37, Лирик

Комментировать статью "Кем быть: выбираем профессию с ранних лет?"

(Выбор будущей профессии). Профориентация. Раз пошла такая пьянка самоса бой, как грит Папчик. но тут никакая профориентация не поможет ведь - что выросло то выросло. Профориентация от астролога. Выбор профессии с помощью индивидуального гороскопа.А какую вы себе бы выбрали профессию теперь,с учетом опыта?

Выбираем профессию. Как помочь ребенку в выборе будущей профессии. Какую профессию выбрать? Куда идти учиться после школы? Выбор будущей профессии и тесты на профориентацию: кому и когда это нужно?

Обсуждение

Никакой ответственности? Ну, собственно, это представление обывателей, что фармацевт - это продавец:(и без разницы, продавать феназепам или картошку. Причем, эти же обыватели требуют, чтобы мы срочно, без рецепта и без анализов выбечили их заболевания, причем одной таблеткой и желательно не дороже ста рублей. А то ведь врачи идиоты все, и к ним так сложно попасть.

08.11.2018 19:17:24, Грозная Муха, провизор

А чего менять, если опыт удачным оказался? Название, правда, поменялось, сейчас это IT. Размеры компьютеров и мощность тоже изменились))) Единственное, что всю жизнь продолжала учиться и учусь до сих пор. Все очень быстро меняется. Зато и точек приложения - море!
40+ лет назад хватило ума выбрать самостоятельно профессию. Спасибо огромное родителям, что позволили сделать свой выбор, а не запихнули в модных тогда экономистов. Хотя все предпосылки для этого были: и связи, и возможности. Верьте своему ребенку, поддерживайте

Мне кажется такая ситуацию возникла в результате того, что отношения с ребенком не очень близкие, он Вам не очень доверяет и боится давления. Тут не стоит настаивать, чтобы не ухудшить ситуацию, а понять как наладить личные отношения. Странно, что психолог Вам об этом не сказал. А по профориентации можно самой создавать для ребенка различную развивающую среду и смотреть, где у ребенка "загораются" глаза и отмечать его сильные стороны. Для моего старшего сына такой средой всегда были развивающие лагеря, где работал яркий состав вожатых. И вот не всегда "Очень доступно и по рекомендации"-это главный критерий отбора. Поищите другие варианты, решающие этот вопрос, сейчас их много-тренинги, лагеря и т. д., те, которые будут приняты ребенком. Только помните, что активное "навязывание" всегда вызывает реакцию протеста.

Любимых/ не любимых предметов - нет, откровенных увлечений и склонностей (" когда я вырасту - стану космонавтом") нет..

Сейчас Вам надо определиться не с профессией, а с направлением. Выясните, какие предметы нравятся больше, какие легче даются. Отправьте ее в какой-нибудь кружок по выбранному предмету, летом - в ЛШ. Пусть побудет в компании увлеченных этим предметом детей. Если все-таки не может определиться между гуманитарным и не гуманитарным направлением, а учится ровно по всем предметам, то в 10м лучше выбрать физ-мат. Это никому не повредит, и гуманитарию в том числе.

Кругозор родителей ограничен профессиями прошлого, а возможность дать стоящий совет о будущей профессии - ошибками восприятия. Что в итоге? Печальная статистика: 8 из 10 детей поступают не в те вузы и получают не те профессии. Не желая детям зла, родители планомерно совершают одни и те же ошибки - нередко те же самые, которые совершали их собственные родители и родители родителей… Какие? Давайте разберемся, а заодно подумаем, как их избежать.

Куда мать, туда и дитя

Ошибка №1. Настаивать на своем выборе профессии для ребенка

Неприятно, когда наше мнение не учитывается: мы хотим одного, а нас настойчиво склоняют к другому, заставляя принять чужую позицию как единственно верную. Мы, взрослые, очень этого не любим. Но при этом считаем, что вести себя так по отношению к собственным детям - нормально и даже правильно. В конце концов, нам же виднее, у нас - опыт!

Пример. Как-то раз я проводила профориентацию для Екатерины, которая, окончив медицинский вуз и поработав врачом, поняла, что настало время менять профессию. Хотите верьте, хотите нет, но из медицины пытаются сбежать часто. Это во многом профессия души и большого желания, помножьте ее на огромный стресс и ответственность - и вот вам «работа мечты».

Екатерина стала врачом по желанию мамы. И папы. А заодно - бабушки с дедушкой. Уже четвертое поколение ее семьи занималось медициной, и никакая другая профессия для Кати не рассматривалась. Она и сама с этой мыслью свыклась: готовилась к меду, поступила, начала учиться… И очень быстро поняла, что «не ее». Но уйти ей, конечно, никто не дал. Ожидания семьи и настойчивое родительское «как это «не хочу», доучишься, и все будет прекрасно» заставили девушку потратить годы на профессию, которая была ей совсем не по душе.

Вращение в узкой профессиональной среде не дает ребенку сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится

Было тяжело, порой невыносимо, но решиться на изменения Екатерина смогла нескоро. Она пришла к нам с тяжелым «багажом»: полным разочарованием в профессии и жизни, а заодно с ощущением беспомощности, которое ни маме, ни папе было не понять. Надо ли рассказывать, как родители восприняли ее решение прекратить врачебную практику?

Так называемые «карьерные династии» вообще несут существенную угрозу. Не поймите меня неправильно: традиции - это хорошо, однако профессиональный кругозор ребенка в такой семье к подростковому возрасту ограничен. Хорошо, если он действительно видит себя в той же профессии, что и мама с папой. А если нет? Тогда это прямой путь к неудовлетворенности жизнью. Вращение в узкой профессиональной среде, которая может ребенку совсем не подходить, не дает ему сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится и в чем он мог бы развиваться и достичь успеха.

Подобные семейные традиции переносят паттерны прошлого из поколения в поколение и в итоге приводят к тому, что дети скованы очень узкими рамками и ограничениями, нагружены целым ворохом профессиональных предрассудков. Еще до окончания школы они уже вписаны в определенные схемы поведения, обучения, начала и продолжения карьеры, которые не менялись годами. В ситуации быстрой трансформации рынка труда (молчу о чисто психологической стороне вопроса) у детей очень высокие шансы оказаться неуспешными.

«Я знаю пароль, я вижу ориентир»

Ошибка №2. Ориентироваться на «выгодные» профессии прошлого

Лет 15 назад это были психологи, 10 - юристы, 5 - программисты. Знакомый список? Предлагаю продолжить!

Пример. Александра привела к нам на профориентацию сына Костю, студента юрфака. Женщина всю жизнь проработала на простой трудовой должности на производстве, но для сына хотела другой судьбы - успешной, с билетом наверх, из «трудовых» в «интеллигенты». Благо, парень способный. Когда пришло время выбирать профессию, Александра вспомнила, что адвокат - это и денежно, и престижно. И Костя, вроде бы, был не против, его предпочтениям это никак не противоречило, особых пожеланий у юноши не было.

Когда Костя отучился пару лет, он и его мама поняли, что стать «успешным адвокатом» сейчас не так уж просто - рынок переполнен представителями этой профессии, которые пошли на юрфак именно потому, что «выгодно». Переполненный рынок - значит, очень высокая конкуренция и отсутствие гарантий куска хлеба с маслом. Посовещавшись, семья решила Костю «перепоступить». Собственно, за тем они к нам и обратились - чтобы мы помогли найти Косте то дело, которое будет ему интересно и будет востребовано в перспективе.

Помоги себе сам

Ошибка №3. Не поддерживать выбор подростка, если вы с ним не согласны

К сожалению, многие взрослые до сих пор не понимают, что поддержка и доброе слово творят чудеса и дарят веру в себя, а с верой в себя можно горы свернуть.

Пример. История печальная и немного личная - о человеке, с которым я не просто работала, но и была хорошо знакома. Евгения всю сознательную жизнь хотела писать. Книги, статьи, заметки… Быть известным прозаиком. А может быть, журналистом? Или суровым редактором у руля топового издания? Мир слов и текстов манил, но родители были против. Нет, ну ладно журналистика, это еще куда ни шло. Но Евгения, сразу не определившись, что именно хочет писать, решила получить более общее образование и поступить на отделение русской филологии. У родителей волосы встали дыбом: что это за специальность такая, кого с нее выпускают? Кем ты будешь работать? Учителем в школе? На что ты будешь жить? Как так можно! В общем, ужас, кошмар, паника.

Родители за время обучения дочери своей категоричностью испортили отношения с ней

Родители чуть ли не саботировали сначала поступление, потом учебу. К счастью, Жене хватило веры в себя и собственные мечты, чтобы не опустить руки. А вот ее родителям, увы, серьезно не хватило чувства такта.

Будь проще

Ошибка №4. Выбирать вуз по принципу «куда проще поступить»

Понятно, что всегда нужно ориентироваться на свои возможности, однако это не значит, что нужно идти по пути наименьшего сопротивления и даже не пытаться прыгнуть выше головы, - там, наверху, много интересного.

Пример. Одна из моих любимых историй - о том, как папа не дал Максиму поступить в МГУ. Звучит абсурдно? Если бы! Об МГУ Максим мечтал чуть ли не с детства - главный вуз страны, уровень, чувство причастности и замирание сердца, когда стоишь на пороге здания университета… Максим старался, готовился, планировал поступать. Пока папа не узнал, куда целится сын.

Вместе с вузом попроще юноша получил и жизнь поскромнее, а также четкое ощущение того, что стараться не стоит

Что было дальше? Совет «быть проще». Где мы, Максим, а где МГУ? Университет для детей элиты. Куда просто так не поступишь, и все по блату. А у нас откуда такие деньги, а, скажи мне, Максим? В смысле - «сдам экзамены и поступлю»? Разве ты не знаешь, как оно там происходит?

Уверенность Максима таяла с каждым днем. Скоро юноша поверил в то, что каждому свое место, и зачем целиться выше - нам и здесь неплохо. И выбрал вуз попроще. Неплохой, но не МГУ. А вместе с вузом попроще получил и жизнь поскромнее, а также четкое ощущение того, что стараться не стоит: лучшая жизнь - она ведь не для всех. Мы жили так, и ты, дорогой сын, живи так же.

И еще немного

Ошибка №5. Подстраховывать и оберегать от всех ошибок

Главная задача родителей в меняющихся условиях карьерного рынка - помочь. Не посоветовать, не направить, не указать, не потащить за уши, а поддержать ребенка и помочь ему сделать выбор самому.

Мысль о будущей работе должна сформироваться в голове ребенка, а не родителя. Задача родителя - быть «в команде» ребенка и постараться не нарушить эту связь. В случае ошибки или сложности родитель должен помочь минимизировать последствия, но не убрать их, не предусмотреть заранее или полностью предотвратить. Важно позволить ребенку оступиться, но при этом быть рядом тогда, когда будет нужна помощь или поддержка.

Ошибка №6. Ориентироваться только на свой профессиональный опыт

Обычно родители не мыслят на перспективу просто потому, что, не считая собственной узкой отрасли, не видят других профессий, не отслеживают тенденции рынка, не знают, как и что развивается. Поэтому все, с чем они могут познакомить ребенка, - их собственная сфера деятельности и то, что в массовом сознании считается «перспективными профессиями». Естественно, и то, и другое может совершенно не подходить ребенку.

Ошибка №7. Считать, что психологических тестов достаточно для выбора профессии

Профориентационные тестирования не покрывают всей потребности ребенка в определении будущего пути: они шаблонные, а каждый человек уникален. Мало помогает и профориентация от психологов. Сколь бы важным ни был такой подход как часть целого комплекса действий, ориентироваться только на него - ошибка. Психологи в плане определения будущей карьеры, увы, не помощники. Их задача - разобраться в склонностях, потребностях, интересах и сильных сторонах человека, но они не знают положения дел на рынке и не в курсе тенденций и прогнозов.

Ошибка №8. Не изучать аналитику и прогнозы, не планировать карьеру, не слушать консультантов

Слушать карьерных консультантов стоит хотя бы потому, что они обладают необходимой экспертизой, видят и знают, что происходит на рынке, понимают его тенденции. А значит, могут точнее всего порекомендовать, посоветовать, проконсультировать, предостеречь.

Недавнее исследование выявило, что мы обычно выбираем из 10-15 профессий, о которых более или менее знаем, которые представлены в нашем окружении. А всего профессий более 4000! Многие ли из нас догадываются о таком разнообразии? Карьерный консультант - специалист с самым широким кругозором с точки зрения возможностей и профессий.

А как надо?

Обратили внимание, что ни к одному пункту я не добавила абзац «решение»? И не потому, что решения нет - просто над ним нужно подумать самим. Начать стоит с того, чтобы понять и принять простую истину: вы как родитель можете (и, скорее всего, будете) совершать ошибки. А значит, нужно определить, какие ошибки вам свойственны. Нужно использовать подход «от противного» и работать над собой. Научите себя слушать и слышать своего ребенка. Позвольте ему самому управлять своей жизнью.

Перестаньте страховать каждый шаг ребенка, и он станет здоровой, успешной, зрелой личностью, человеком, который будет идти по жизни уверенно и будет благодарен за то, что вы помогли ему найти свой путь. И неважно, что в процессе была набита пара шишек, - заживут.

Не пускайте на самотек будущее своих детей, подходите к процессу выбора профессии ответственно

Также очень важно руководствоваться принципом «не навреди», а лучше - «не навязывай» и «не ограничивай». Мир меняется, поэтому навязать ребенку профессию, совершенно не понимая, что будет на рынке труда через 5, 10, 15 лет, значит ограничить его и с большой долей вероятности обречь на неудачу. Уже в момент выпуска из вуза ваш ребенок может оказаться невостребованным и в итоге будет стагнировать вместе с профессией или окажется в ситуации очень высокой конкуренции, поскольку количество рабочих мест в его отрасли будет постоянно сокращаться.

Очень прошу: не пускайте на самотек будущее своих детей, не пренебрегайте возможностями подростковой профориентации с участием карьерных экспертов, подходите к процессу ответственно, и тогда безработица вашего ребенка не коснется.

Об эксперте

Алена Владимирская - хедхантер, один из ведущих экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство» .

Экология жизни. Дети: В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник...

Пользу выбора профессии сложно переоценить, у вас есть своя комната, своя школа, свои друзья, и даже велосипед, а теперь будет и профессия. Это в большей степени относится к реальному и сложному профессиональному выбору и он всегда индивидуальный, то есть это реальная ответственность.

В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник, это касается и ЕГЭ, и дальнейшего обучения.

Чего уж говорить, современные экзамены стали неким подобием теста на родительскую профпригодность: «Мы проходим по баллам туда-то, а вы?».

Тогда и получается, что профессиональное призвание штука, чрезмерно нагруженная страхом ошибки и родителей, и самих подростков. Соответственно поиски профессии превращаются иногда в попытки избежать ошибки или выбрать беспроигрышный вариант, порой, подменяя реальное профессиональное призвание.

Хотя призвание – это всегда ощущение себя настоящего, поиски себя, попытка отыскать в деятельности и собственных интересах свое лицо, свой смысл и воплотить это в выбор профессии. Когда я могу сказать, что я - это не только я, но и моя профессия.

Мне часто на семейных встречах приходится сталкиваться с некоторой «зашуганностью» или уходом, капитуляцией подростка, когда ни он, ни родители не знают куда дальше двигаться, а приближается время поступления.

Это объяснимо, учитывая издержки тревоги родителей и современное поколение, заточенное на успех и своеобразную моду в профессиях, сложно недооценивать степень рисков.

И не поддерживать в этом подростка опасно, ведь он очень скоро может напугаться такой ответственности и сдаться под натиском родителей, которые, скорее всего, будут воспринимать это как некую лень и нежелание выбора вообще.

Все что нужно здесь - это некоторая помощь в адекватном построении плана, который будет лишь реалистичен во времени, месте и объекте профессии, на это требуется большое терпение и это не делается за один раз.

Поэтому норма профориентации, как науки о поиске профессионального призвания и самоопределения, как раз и состоит в изменчивости мира и поиске лучшего профессионального поприща. И она в этом играет лишь начальную роль, всю же остальную работу делает сам подросток, когда планирует будущее, узнает наличие профессий и их принадлежность, пытается строить прогнозы, узнает про вещи, связанные с работой.

Поэтому так часто ему нужна помощь, информация и поддержка в профессиональном выборе.

Главными постулатами в этом процессе считаются 3 кита выбора профессии.

  • Первый – это всеобщая талантливость, бесталанных людей не существует, там, где есть человек, всегда существует и его призвание, если этого нет, значит, человек занят не своим делом.
  • Второй постулат говорит о всеобщем превосходстве, это значит, что если у вас что-то получается хуже, чем у других - что-то должно получиться лучше, ищите!
  • Третий - отражает неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Это осознание часто помогает справляться с повышенной тревогой, а создавая профессиональный план, мы можем получить шанс найти наше призвание, хотя придется изрядно постараться, конечно же.


В своих поисках стоит опираться на несколько простых рекомендаций:

1. У нас всегда есть время и право на ошибку – и это абсолютная правда, мы всегда можем изменить свое решение, или спустя время передумать. Наши профессиональные поиски не ограничены временными рамками, как ЕГЭ или ГИА, мы можем ошибиться и пойти искать в другую сторону, даже если поступили учиться не туда, куда изначально хотели. Если мы взглянем на тот же ВУЗ, то заметим период кризиса 3 курса, который проходит каждый студент, переоценивая свою позицию в профессии. В европейских странах существует любопытный феномен, там школьники после окончания школы не поступают сразу в ВУЗ, а занимаются поисками собственного призвания через путешествия, работу, творчество. На моей памяти люди меняли профессии и в 50, и в 70 лет, наш взрослый мир и взрослые поиски себя в профессии не связаны только с образованием, тем более школьным. Только представьте себе мир с главной ошибкой после школы - это было бы ужасно.

2. Ищите информацию о профессиях – мы являемся взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельностью, я сейчас говорю об учителях и родителях, которые обладают достаточно объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно разговаривать, искать, подбирать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей подростка профессии. По возможности можно организовать встречу с представителями тех профессий, которые интересны, пройти профориентационное обследование и проконсультироваться со специалистами-профконсультантами.

3. Пробуйте себя в профессии, которая интересна - можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе. Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками и секциями. Например, если ученик чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты. Достаточно часто можно найти возможность для устройства на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но, находясь «на месте событий», можно окунуться в атмосферу интересующей профессиональной деятельности, набить «своих шишек». Подобрать подходящую профессиональную пробу, помочь подростку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

4. Говорите, всегда говорите - очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор. В разговоре важно определить критерии выбора профессии с учетом знаний и опыта у каждого участника разговора. Стоит говорить о том, ясна ли вообще та профессиональная деятельность, которая интересна, насколько она перспективна. Не менее ценной будет возможность обсуждения альтернатив, при хорошем плане всегда нужен запасной, это поможет избежать характерного зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие, может более подходящие варианты. Важно обсудить мотивацию и представления об этой профессии, но не только и не столько стоит говорить об этом, сколько быть рядом и учиться слышать и понимать другого, особенно если этот другой – родитель, который напуган не хуже подростка. Вот об этом и стоит иногда говорить, честность позволит избежать массы взаимных претензий.

5. Изучайте профессиограммы желаемых профессий - они представляют собой описание признаков, характеризующих ту или иную профессию, и включают перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • в чем суть данной профессии,
  • чем конкретно занимается сотрудник,
  • в каких условиях происходит труд,
  • какие требования предъявляются к уровню подготовки работников,
  • какие способности нужны для успешного овладения профессией,
  • легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии, на какие заработки можно рассчитывать,
  • каковы возможности для карьерного роста.

6. Создавайте план профессионального самоопределения – в вопросах поиска важно планирование, поскольку это всегда долгосрочный проект, причем индивидуальный, но помощь в нем со стороны родителей будет неоценима. Этот план должен быть реалистичным, достижимым и конкретным.

Он должен учитывать несколько важных пунктов:

  • связаны ли мои желания с предполагаемым местом учебы,
  • достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах учебы, которые я уже выбрал,
  • какова общая картина места учебы,
  • что конкретно будет делать студент в данном учебном заведении,
  • какой уровень теоретической, практической и физической подготовки необходим для обучения в данном учреждении,
  • каковы отзывы об этом учреждении,
  • что известно о режиме и характере учебной деятельности, а также требованиях, предъявляемых к учащимся,
  • насколько реально добиться тех целей, которые я поставил с учетом этого заведения,
  • что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант,
  • что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты.

Также важно знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках в школе, днях открытых дверей в учебном заведении.

Но не стоит отождествлять выбранный учебный предмет с профессией, для этого есть другие источники информации, к одному из которых относят общение со специалистами той профессии, в пользу которой сделан выбор. Данный опыт может позволить более реалистично оценить шансы выбранной специальности.

И, конечно, выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов. Желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе. опубликовано

Для того, чтобы помочь ребенку выбрать будущую специальность, родители должны приложить не мало усилий. Присмотритесь к умениям подростка, прислушайтесь к его мнению, дайте ненавязчивый совет. Ведь в 14 или 15 лет очень трудно сразу определиться, кем ты хочешь работать. Как же понять, какая профессия подойдет? Какой ВУЗ выбрать? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Трудность выбора будущей профессии

Большинству подростков достаточно трудно сделать правильный выбор в сторону той или иной специальности. Такое происходит по нескольким основным причинам. К ним можно отнести:

  • огромное количество новых специальностей, в которых сложно разобраться;
  • у школьника нет возможности познакомиться с различными профессиями, в школах редко проводят экскурсии на производства, а также в другие сферы деятельности;
  • маленькое количество кружков по интересам.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что современные дети просто запутались в новых специальностях и их престижности, поэтому родители должны как можно более подробно рассказать о той или иной профессии, интересующей ребенка.

выбор профессии повлияет на образ жизни подростка и дальнейшую учебу в течение нескольких лет, поэтому к выбору нужно относиться внимательно и ответственно

Мотивация школьника

Мотивировать подростка к выбору будущей профессии могут несколько факторов, которые разделяют на внутренние и внешние. Давайте разберем более подробно каждый из них.

Внешние

К внешним факторам, которые влияют на мнение ребенка, а также на дальнейший выбор профессиональной деятельности, можно отнести следующее:

  • мнение родителей, близких друзей или же сверстников;
  • желание получить престижную должность и стать успешным человеком;
  • страх перед другими людьми, которые могут не принять в свой коллектив или осудить.

Внутренние

Внутренние факторы, которые влияют на выбор школьника - это прежде всего:

  • характер и личное мнение;
  • способности и навыки;
  • склонности к тому или иному предмету;
  • привычки;
  • наличие лидерских качеств.

Методы выбора будущей профессии

Существует несколько основных методов, благодаря которым вы сможете помочь своему ребенку подобрать будущую профессию. Давайте разберем каждый из них более подробно.

Тесты на профессию

Для того, чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, можно пройти специальное тестирование, которое покажет наклонности и многие качества подростка как будущего работника. Существуют онлайн-тесты, а также обычные, на каком-либо бумажном носителе. Совершенно неважно в каком формате будет проходит опрос, так как они абсолютно одинаковы. В качестве примера мы приведем один из таких тестов. В него входят следующие вопросы и варианты ответов:

  • любимое занятие в детстве - прогулка, игры с друзьями, рисование;
  • кем тебя считали в детстве - тихим и послушным, умным и усидчивым, шумным, ленивым или веселым;
  • какие предметы в школе тебе больше всего нравятся - гуманитарные или технические;
  • любимый герой из мультфильма о Винни-Пухе - Пятачок, Ослик, Кролик или Винни-Пух;
  • в большой компании ты - сидишь и наблюдаешь за происходящим, развлекаешь друзей, стараешься побыстрее уйти;
  • как ты относишься к советам - прислушиваешься и стараешься выполнить, категорически отказываешься, они тебя раздражают, не замечаешь.

Исходя из полученных результатов, психолог сможет определить ваши наклонности, то есть насколько вы общительны, любите коллективную работу и т.п.

Профориентация в школе

Цель профориентации заключается в помощи школьникам при выборе будущей специальности, в воспитании у подростков ответственного отношения к учебе, а также в оценке собственных способностей и уровня знаний школьной программы. Курс профессиональной ориентации включает в себя следующие критерии:

  • проведение воспитательной работы;
  • изучение способностей, особенностей, а также потребностей каждого ученика;
  • беседу с психологом и проведение диагностики личности подростка;
  • консультация по вопросам дальнейшего трудоустройства, а также по выбору специальности.

Профориентация состоит из нескольких основных этапов:

  • 1 этап: начинается с 1 по 4 класс. Учитель объясняет детям о необходимости ответственного отношения к труду, к получению знаний и к стремлению развиваться.
  • 2 этап: проходит с 5 по 7 класс. В этот период детям прививают интерес к различным профессиям, рассказывая о пользе той или другой специальности.
  • 3 этап: с 8 по 9 класс. Педагоги организуют различные кружки и факультативы, в зависимости от интересов своих учеников.
  • 4 этап: с 10 по 11 класс. В этот период подростки уже осознанно выбирают будущую специальность, готовятся к сдаче выпускных экзаменов и поступлению в ВУЗ.

Определение типа способностей у подростка

Существует несколько основных признаков, по которым можно определить способности и склонности подростка к той или иной профессии. Сюда можно отнести:

  • Технический. Уже из названия понятно, что школьники, обладающие техническим складом ума, склонны к инженерным специальностям. Обычно таким подросткам нравится посещать занятия по физике, математике, черчению. Они обожают разбирать и собирать различные сложные механизмы, изучать аппаратуру.
  • Социальный. Этот показатель говорит о способности ребенка к общению с другими людьми, а также насколько он социально адаптирован. Подростки, у которых социальный признак находится на высшем уровне, достаточно общительны, легко находят общий язык со сверстниками, учителями. Таким детям гораздо проще устроиться в жизни, чем замкнутым и молчаливым.
  • Природный. По этому признаку можно говорить об интересах подростка к естественным наукам: биологии, химии, физики, астрономии. Дети, которые проявляют большую заинтересованность к этим предметам, чаще всего работают врачами, лаборантами, учителями по данным направлениям, учеными.
  • Математический. Данный признак характеризует интерес ребенка к решению различных математических задач, выводу формул, желанию разгадывать ребусы, составлять шифры и коды. Для подростка с таким складом ума наиболее подходящими станут специальности: экономист, финансист, бухгалтер.
  • Творческий. Если подросток стремится участвовать в различных конкурсах по художественной самодеятельности, проявляет интерес к актерскому мастерству, вокалу, живописи, то вероятнее всего, ему присуще творческий потенциал. Такие дети становятся отличными художниками, знаменитыми певцами и артистами.
  • Гуманитарный. Данный показатель говорит об интересах подростка к гуманитарным наукам: русскому языку, литературе, иностранному языку, философии, психологии. Чаще всего такие дети находят себя в следующих специальностях: филолог, психолог, переводчик, учитель, логопед.
при выборе профессии подросток должен руководствоваться не родительскими амбициями, а собственными предпочтениями

Выбор подходящей профессии в зависимости от пола подростка

Девочки

Многие девчонки мечтают в детстве стать известной актрисой, певицей, моделью или принцессой, но не всегда детские мечты переходят во взрослую жизнь. Основными критериями при выборе профессии для девочки-подростка служат:

  • достойное финансовое обеспечение;
  • популярность на рынке вакансий;
  • отсутствие тяжелых и вредных условий труда;
  • работа в хорошем помещении;
  • престижность.

Перед поступлением в ВУЗ необходимо точно определиться с будущей специальностью, узнать о ее востребованности не только на момент окончания школы, но и на несколько лет вперед. Например, специальность «стоматолог» или «педагог» будут популярны в любое время, а некоторые узкие профили могут уйти с рынка вакансий. Самыми распространенными и подходящими для девочки, считаются следующие профессии:

  • визажист;
  • врач: стоматолог, терапевт, специалист функциональной диагностики, акушер-гинеколог, физиотерапевт, педиатр, окулист, отоларинголог;
  • парикмахер;
  • педагог старших и начальных классов;
  • стюардесса;
  • дизайнер;
  • экономист;
  • логопед;
  • психолог;
  • менеджер по туризму;
  • воспитатель в детском саду.

Мальчики

Каждый мальчишка в детстве хотел стать военным, полицейским, футболистом или же космонавтом. В школьном возрасте интересы ребенка сильно поменялись и выбор профессии уже зависит не от детской мечты, а от реальности современной жизни. Подросток начинает задумываться о той специальности, которая будет приносить хороший доход, а также является престижной для мужчины. На основании исследований рынка труда, в ближайшие 15-20 лет самыми востребованными для мальчиков остаются следующие профессии:

  • врач: хирург, терапевт, ортопед, стоматолог, травматолог, кардиолог, уролог, андролог;
  • спасатель;
  • военный;
  • полицейский;
  • пожарный;
  • инженер;
  • водитель разных категорий;
  • программист;
  • специалист по охране труда;
  • педагог: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология, информатика, физика;
  • ученый;
  • машинист электропоезда или тепловоза.

Поддержка со стороны родителей

Если ребенок задумывается о выборе будущей специальности, то ваша задача не давить на его мнение, а помочь принять правильное решение. Для этого необходимо делать следующее:

  • Слушать. Всегда внимательно слушайте о том, что говорит ваш ребенок, о его увлечениях и интересах. Никогда не пропускайте это мимо ушей.
  • Помочь. Попробуйте рассказать подростку более подробно о той или иной специальности, почитайте полезную информацию в интернете, но делайте это вместе.
  • Выступить в качестве эксперта. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, как вы искали свою будущую профессию.
  • Не давить. Никогда не оскорбляйте и не давите на ребенка, ведь свой выбор он должен сделать сам. Вы должны только направить его.

Иногда близкие и друзья могут дать вполне полезные советы по поводу выбора будущей специальности. Не стоит сразу отказываться от рекомендаций родителей или кого-то еще, лучше выслушать и принять полученную информацию к сведению.

Когда-то мы все думали о том, какую профессию выбрать, чем заниматься после школы и т.п. Если ваш ребенок задумывается о будущей специальности, то постарайтесь ему помочь, ни в коем случае не навязывайте свое мнение, не давите на подростка, а, наоборот, поддержите его. Посетите ВУЗ, в которой планирует поступать ваш сын или дочка, узнайте все более подробно о поступлении, познакомьтесь с педагогами, почитайте отзывы о той или иной профессиональной деятельности и т.д.

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, - опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей - помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер - вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, - это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования - безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего не нравится - тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом - просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал - заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное - получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы - это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?



Поделиться