Как пробудить у ребенка интерес к учебе: советы психологов. Учимся учиться

Определимся с понятиями

Мотивация – это некая внутренняя сила, которая движет человеком, обеспечивая его настойчивостью и упорством для достижения поставленных целей. Наличие у ребенка мотивации к учебе – залог его успеха в школьном . Очень важно, чтобы школьник осознал – старательная и успешная учеба сейчас является ценной инвестицией в его будущее.

Интерес к получению знаний заложен в человеке природой. Успех в данном процессе, достижение желаемого результата и ощущение удовольствия от него, своевременная похвала – все это важно, особенно для ребенка.

Мотивация к учебе по разным причинам может периодически снижаться. Однако резерв сил, которыми обладает каждый ребенок, позволяет повысить его заинтересованность в процессе обучения. Главное – найти правильный подход и грамотно направить ребенка на предстоящую работу.

Почему он не хочет учиться?

От отсутствия или снижения мотивации к учебе не застрахован, увы, никто. И если мамы и папы «хронических» школьников-разгильдяев со временем уже привыкли к этому, как к постоянному явлению, то для родителей прилежных учеников и отличников плохие оценки ребенка, отсутствие у него желания и интереса к посещению , могут стать неприятным сюрпризом.

Источник фото: medikforum.ru

По мнению специалистов, это может быть вызвано:

  • наличием у ребенка проблем с состоянием здоровья;
  • определенными сложностями с познавательным процессом – мышлением, вниманием, памятью;
  • сильной школьной нагрузкой, обусловленной интенсивным учебным процессом, в совокупности с завышенными требованиями родителей к успеваемости собственного чада;
  • проблемами личностного характера – низкой самооценкой ребенка, определенными комплексами, часто вызванными, в том числе, и неправильным подходом родителей (бурным негодованием в качестве реакции на плохую отметку, сравнением неуспеха ребенка и достижений других детей);
  • наличием у школьника способностей только к определенным видам предметов (ребенок с легкостью осваивает иностранный язык или в восторге от биологии, а вот математика – совсем не его конек);
  • возрастным кризисом – для младших школьников, к примеру, свойственно преобладание интереса к играм над заинтересованностью к школьным занятиям.

Важные аспекты

Разбираясь с причинами плохой успеваемости ребенка, родители должны обратить внимание на атмосферу, которая сложилась в его учебном заведении. Комфортно ли ему в коллективе, нет ли у него сложностей в общении с одноклассниками или учителями? Ведь не секрет, что существуют педагоги, чей «особый подход» в преподавании отбивает охоту к учебе даже у самых прилежных детей.

Обязательно следует выяснить, насколько «сильным» с точки зрения знаний и успеваемости является класс, в котором учится ребенок. Если общий уровень класса – средний, то у ребенка вряд ли будет желание «повышать планку» и расти в плане получения знаний. Важный нюанс – отношение одноклассников к отличникам. Не считается ли постыдным среди детей в классе быть умным, не насмехаются ли там над детьми, которые учатся старательно?

Источник фото : infovoronezh.ru

Большое влияние на мотивацию школьника к учебе имеет отношение родителей к учебному процессу. Если взрослые не видят особой ценности в получении ребенком образования, то вряд ли можно ожидать от школьника ярко выраженной тяги к знаниям.

Повышению мотивации к учебе мешает и гиперопека со стороны взрослых – в любом возрасте школьник остается для родных несамостоятельным малышом, неспособным ставить перед собой задачи и принимать самостоятельные решения. Не будет сильной мотивации к учебе и у школьника, чьи запросы и желания исполняются родителями немедленно и в полном объеме. При таких исходных у ребенка волевые качества и упорство не смогут выработаться на нужном для учебы уровне.

Ищем правильный подход

Задача родителей – сформировать у школьника положительное отношение к учебе. Поскольку дети часто на кого-то равняются, то демонстрировать им наличие мотивации в любом деле у взрослых лучше всего получится на собственном примере – успешной учебой в школе, ВУЗе, достижениями в профессии.

Ребенок, который только пришел в школу – любознателен, усерден и полон интереса. Однако достаточно скоро ему предстоит узнать, что учеба – это серьезный и монотонный труд. А поскольку часто маленькие школьники бывают не готовы к этим обстоятельствам – то вскоре их настигает разочарование и запал угасает.

Чтобы не допустить этого, родители должны готовить его к реалиям школьных будней задолго до их начала, акцентируя внимание на самых, казалось бы, банальных мелочах – как спрашивать разрешения выйти из класса, как вести себя на уроке и на переменке.

Источник фото: detkam.su

Занятость взрослых – совсем не повод игнорировать дела школьника. Если он спрашивает о чем-то – надо постараться дать содержательный ответ, если просит помощи в решении сложных заданий или ситуаций – обязательно помочь. Ребенок должен чувствовать заинтересованность родителей, ощущать их поддержку.

Но это совсем не значит, что домашние задания взрослые должны выполнять вместо ребенка – ведь качественное школьное образование предусматривает как раз получение знаний, а не только высокую успеваемость.

Познавательную деятельность школьника надо стремиться поддерживать и поощрять. В помощь взрослым – при школе или . Родителям под силу сделать процесс получения знаний более интересным для ребенка – покупать качественную литературу по возрасту, организовать посещение музея или выставки с соответствующей тематикой.

Вне школы важно развивать таланты, которыми наделен ребенок – танцы, рисование, лепка и т.п. Он должен ощущать, что имеет способности и может добиться определенных результатов в этом направлении – это, несомненно, повышает уверенность в себе. Кроме того, так школьник будет развиваться разносторонне.

Важно с первых школьных лет давать ребенку возможность проявлять самостоятельность, учиться принимать решения и контролировать себя. Учеба будет успешной, когда школьнику в процессе не нужен «нагоняй» со стороны – от учителя или мамы, когда он осмысленно подходит к постановке целей, достигает их и несет ответственность за результат своих действий.

К «пролетам» ребенка в учебе взрослым стоит относиться без излишнего драматизма. Скандалы и угрозы тут совершенно ни к чему, они могут принести только обратный эффект. Родительская критика должна быть сдержанной и справедливой. Лучше обсудить ситуацию, дабы узнать, что помешало ребенку достичь нужного уровня, понять, где ему необходима помощь. Быть может, выяснится, что требования родителей сильно высоки. В любом случае, даже очень смышленые дети могут ошибаться.

У школьника любого возраста должен быть установлен режим дня с неким балансом между занятиями и отдыхом. Четкое планирование времени поможет ему мобилизировать силы для выполнения домашних заданий качественно и вовремя. Младших школьников следует готовить к предстоящей работе за пару часов.

Поскольку школьные оценки бывают не очень объективным показателем успеваемости ребенка, взрослым надо контролировать также его знания по определенному предмету. Этим родители продемонстрируют, что процесс изучения материала важнее полученного в виде оценки результата.

Не денежный вопрос

Чтобы повысить успеваемость ребенка некоторые мамы и папы пытаются заинтересовать его денежным поощрением – за прочитанную страницу текста, за правильно решенную задачу, за хорошую оценку. Психологи преимущественно не одобряют данный метод, поскольку школьник вскоре может прийти к тому, чтобы требовать плату за любой труд, даже если это будет касаться ежедневных обязанностей и обычных просьб родственников. Кроме того, и учиться он будет не для получения знаний, а чтобы угодить родителям.

Источник фото : buzuluk-inform.ru

Вознаграждение ребенка за успех в учебе в виде сладостей, прогулки в парк аттракционов, похода в кино допускается лишь в начальной школе, и особой роли в формировании внутренней мотивации ребенка оно не играет.

«Большие детки – большие бедки»

Если школьников-малышей пугать профессией уборщицы или грузчика нет смысла, то для старших детей слова «престижная профессия» – далеко не пустой звук. Человеку, умеющему учиться, получать новые навыки, мотивированному на достижение поставленных целей проще сориентироваться в современном мире. И этим надо апеллировать к почти взрослой личности, которая на время выпустила учебу из виду.

Источник фото: info.dv-com.net

В этом возрасте увлечение школьника вполне может помочь в дальнейшем самоопределении. Сын интересуется, к примеру, всем, что связано с компьютером, а дочь в курсе последних модных тенденций? Надо дать им возможность изучить информацию о ком-то из известных представителей IT-пространства или fashion-индустрии. Мягко и не навязчиво объясняя всю значимость хорошего образования в любой сфере деятельности.

Если старший школьник упорно делает акцент на одном или нескольких предметах – это даже неплохо. Так он сможет применить опыт последовательного изучения одного предмета, дабы «подтянуть» остальные. А еще, возможно, это поможет в дальнейшем самоопределении.

Формирование и поддержание мотивации к учебе у школьника – это кропотливый и серьезный родительский труд. Поскольку каждый ребенок – индивидуальность, то и общего решения проблемы быть не может. Если у взрослых не получается справиться с этими сложностями самостоятельно – надо обратиться за компетентной помощью специалиста.


Полезное видео

Простоправо ТВ рассказывает о новом законе об алиментах на детей. Подписывайтесь на наш канал на Youtube , чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.




Учеба занимает важное место в процессе познания ребенком окружающего мира. Обучаясь в школе, дети не только получают необходимые знания по предметам, но и учатся общаться, правильно взаимодействовать друг с другом. Большинство людей, став взрослыми, с особым теплом вспоминают свои школьные годы, беззаботное и счастливое время. Но не всегда ребенок ходит в школу с удовольствием. К сожалению, довольно часто естественная тяга к знаниям ослабевает под влиянием каких-либо внешних факторов. Как мотивировать ребенка к учебе, если он не хочет учиться? Советы психолога помогут родителям разобраться в этом непростом вопросе.

Причины отсутствия мотивации к учебе

Чем обусловлено нежелание ребенка учиться? На это существует несколько причин. Как часто родители стремятся излишне контролировать своего ребенка, следят над каждым шагом, заставляют делать уроки «из-под палки». Такой настрой не может привести к успеху. Ребенок в этом случае чувствует, что просто отбывает повинность, выполняет скучное и неинтересное дело. Неудивительно, что учеба становится тяжкой обузой, которой, к тому же, нельзя избежать. Ребенок чувствует себя, точно в ловушке и не видит выхода. Учителя и школа предъявляют к нему определенные требования, дома родители ждут хороших отметок. Все это давит на психику ребенка, не позволяет ему полноценно развиваться и радоваться собственным свершениям.

Учеба должна приносить радость. Когда ребенок чувствует себя первооткрывателем, то все воспринимается совершенно иначе. Тогда любые преграды преодолеваются с желанием, а учеба становится приятным делом. Советы, изложенные ниже, помогут родителям разобраться в ситуации, понять, как мотивировать любимое чадо получать необходимые знания и испытывать при этом удовлетворение.

Как мотивировать ребенка на учебу? Заботливым маме и папе следует придерживаться некоторых нехитрых советов. Они достаточно просты в применении и не требуют колоссальных усилий.

Поддержка познавательных увлечений

Когда ребенок чем-то интересуется, обязательно поддерживайте его. Дайте понять, что вам небезразличны его увлечения. Очень часто родители по причине занятости отмахиваются от восторженных рассказов детей, не хотят ежедневно их выслушивать. Но ведь ребенок – тоже личность, у него могут иметься свои индивидуальные стремления. Учеба начнет выравниваться тогда, когда ребенок будет увлечен каким-то значимым для него занятием. Не нужно заставлять чадо вовремя делать уроки и стоять у него над душой. Достаточно просто не мешать ему интересоваться окружающим миром, совершать собственные открытия.

Влияние окружения

На то, как у ребенка идут дела с учебой, влияет такой фактор как ближайшее окружение. Причем здесь речь не идет о любящих родственниках. Знаете ли вы, с кем предпочитает дружить ваш сын или дочь? Есть ли у ребенка достойные друзья в классе или он длительное время ни с кем не может подружиться? Отсутствие товарищей может привести к тому, что ребенок замкнется в себе и забросит учебу. Школа – это то место, где происходит множество событий, а не только непосредственно процесс получения новых знаний. Учеба – это не главный мотиватор для ученика десяти-пятнадцати лет. Ему важно выстроить доверительные, гармоничные отношения со сверстниками, только так он сможет почувствовать себя счастливым. Без чувства внутренней самореализации ребенок может даже впасть в депрессию. Личностная значимость рождается из социального одобрения и стремления быть полезным для окружающих. Стоит пересмотреть ближайшее окружение ребенка, если он не справляется с учебной нагрузкой.

Решение школьных конфликтов

Школа – это место, где постоянно что-то происходит. Взаимодействие с одноклассниками и учителями не обходится без конфликтов. Иногда сильная погруженность в какие-то значимые противоречия не позволяет как следует сосредоточиться на учебе. Процесс обучения начинает казаться ребенку скучным, нудным и неинтересным. Он только и ждет окончания уроков, чтобы скорее пойти домой и заняться тем, что ему действительно интересно: поиграть в любимые игры, углубиться в чтение или просмотр телепередачи.

Решение должно происходить мягко, без нажима и психологического давления на ребенка. В первую очередь, стоит разобраться в том, что тревожит вашего ребенка, имеются ли у него внутренние переживания. Как правило, понять, что ребенок испытывает психологический дискомфорт, несложно: он становится замкнутым, апатичным и плаксивым. Некоторые дети настолько уходят в себя, что не хотят лишний раз разговаривать и избегают даже доверительной беседы.

Последствия буллинга

К сожалению, дети иногда отличаются особой жестокостью и непримиримостью по отношению друг к другу. Стоит только ребенку начать чем-то отличаться от сверстников, как он может подвергнуться буллингу. Школьная травля сегодня – не редкость. Оказаться на месте жертвы может любой ребенок, а не обязательно тот, кто имеет физические дефекты. В результате стойкого непринятия ребенка школьным коллективом интерес к учебе в большинстве случаев пропадает. Ребенок часто просто не может полностью сосредоточиться на изучаемом предмете, так как постоянно ожидает от одноклассников нападок и насмешек. Последствия буллинга всегда тяжелые и могут оказывать значительное воздействие на всю дальнейшую жизнь молодого человека или девушки. И если маленький ребенок может попросить помощи у учителей и родителей, то подростки, как правило, ошибочно полагают, что до них никому нет дела. Они считают, что обязаны самостоятельно справляться со всеми возникающими проблемами. Стоит ли говорить о том, что желание ходить в школу может вовсе пропасть?

Реакция на оценки

Многие родители слишком сильно зациклены на учебных отметках ребенка. Порой они начинают переживать, что чадо не дотягивает до уровня «хорошиста» или «отличника», в то время, как сам ребенок демонстрирует безалаберность и несерьезное отношение к учебе. Конечно, при таком подходе высоких результатов быть не может. Ваш сын или дочь должны сами осознавать собственную ответственность. Однако не следует излишне зацикливаться только на оценках. Ведь тогда ребенок может подумать, что сам по себе он никому не нужен, сделаться ко всему безразличным. Нельзя допускать и того, чтобы чадо начало сомневаться в вашей родительской любви. Он должен знать, что при любых обстоятельствах останется нужным и любимым самым близким людям на свете. За хорошие оценки нужно поощрять, но не делать из этого культа. Если ребенка постигла неудача, необходимо разобраться в ситуации. Может быть, он не выучил урок или просто не смог правильно ответить? Анализируйте с ребенком каждую волнующую его ситуацию, тогда он поймет, что родитель – это не строгий контролер, а искренний друг, готовый в любой момент оказать помощь и поддержку.

Помощь в решении проблем

Трудности с обучением бывают у всех. Если ребенок проболел и пропустил какую-то тему, не ждите, что успеваемость восстановится сама собой. Помогите ему разобраться с тем материалом, который изучается в классе. Быть может, восстановить пробел удастся не сразу, зато ребенок сможет почувствовать вашу родительскую поддержку. Прибегая к помощи решения проблем, мальчик или девочка учатся понимать, что нет неразрешимых ситуаций.

Свобода выбора

Многие родители полагают, что ребенка нужно всячески ограждать от негативного влияния. Однако, не позволяя ему принимать решения, мы не сможем научить его самостоятельности. Ответственность за самого себя приходит в тот момент, когда появляется возможность сравнивать, думать, анализировать. Ребенок должен обладать свободой выбора. Нельзя отбирать у человека право голоса ни при каких обстоятельствах. Особенно это касается тех моментов, которые непосредственно связаны с индивидуальностью. Ребенок должен сам решать, какую одежду сегодня надеть, каким видом спорта заниматься, интересны ли ему предметы искусства и т.д. Нельзя лишать ребенка того, что для него является ценным и значительным, как недопустимо и всячески ограничивать его в познании. Учеба – это ведь не только школа и оценки. Процесс познания бесконечен по своей сути.

Баланс между отдыхом и занятиями

Некоторые дети настолько не умеют разделять процесс обучения и отдых, что вскоре сами начинают страдать от переутомления. Родители просто обязаны помочь в этом вопросе, тогда и учеба станет более эффективной. Необходимо научить чадо соблюдать разумный режим дня. Обговорите с ним, в какое время ему лучше и удобнее всего готовить уроки, и старайтесь придерживаться такого графика. У ребенка обязательно должны оставаться свободные часы для того, чтобы общаться со сверстниками, посещать кружки и секции по интересам, играть в любимые игры. Если ребенка всячески ограничить в развлекательных мероприятиях, то он не сможет полноценно учиться. Соблюдение баланса между отдыхом и уроками позволит достичь лучших и больших результатов.

Таким образом, родители должны всячески способствовать успешному процессу учебы в школе, но отказаться от ограничивающего, авторитарного контроля. Ребенок, заручившись такой значительной поддержкой, сможет преодолеть любые преграды. Со временем он научится самостоятельно ставить цели и достигать их.

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо математику, значит, это учитель плохой, не умеет преподнести урок так, чтобы заинтересовать малыша. Конечно, доля правды в этом есть. Но ведь привычка учиться и привитие любви к учёбе не может ограничиваться школьными стенами. И полностью снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не хочет делать уроки, неверно. Те навыки и знания, которые малыш получает в школе, играют решающую роль в его интеллектуальном и социальном развитии. Но и в родительской поддержке он нуждается всегда.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью

Привить любовь к чтению непросто. Начните с собственного примера - читайте как можно больше, чаще, вместе и по отдельности, вслух и с выражением! Пусть дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага могут быть тематически оформлены и содержать текст. Вы знаете, чем интересуется ваш ребёнок, - пусть в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы

Относитесь с уважением к интересам ребёнка. Даже если они кажутся вам глупыми или смешными. Увлечение малыша - это его первые шаги к самовыражению. Возможно, через увлечение вам удастся заинтересовать его обучением. Расскажите, что математика точно поможет ему достичь своей цели и стать бизнесменом, но при этом важно быть грамотным, поэтому нужно заниматься русским и английским.

Не переставайте играть

В игре мы развиваемся, оттачиваем навыки. Если думаете, что с момента поступления в школу игры нужно прекратить и только делать уроки, ошибаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, поэтому играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё безумно интересно и как хорошо, что на уроке он может узнать гораздо больше! (Конечно, чтобы играть было интересней.)

Делитесь знаниями

Рассказывайте ребёнку обо всём новом, что вы сами узнали. Пусть у него формируется чувство, что узнавать новое - здорово. И чем больше человек знает, тем больше у него интересов, больше тем для разговоров с другими людьми и мир для него становится шире и многограннее.

Интересуйтесь искренне

Расспрашивайте, даже если устали, ребёнка о том, чему он сегодня научился в школе. Искренне интересуйтесь тем, что ему понравилось и запомнилось, а что показалось скучным. Не спрашивайте об оценках. Говорите только о его интересах. Тогда он будет хотеть говорить вам о себе, а не о том, как его оценивают другие.

Фокус на сильные стороны

Если ваш ребёнок учится неровно и вы знаете, что, к примеру, у него хромает чтение, обсуждайте лишь его сильные стороны. Не выставляйте в центр внимания его слабые стороны, выделяйте его таланты и способности в других дисциплинах.

Зачем это нужно?

Полюбить и захотеть сделать то, что делать необходимо, сложно. Этому нужно учиться в ранние годы. Ведь потом вашего малыша ждут ещё более серьёзные и ответственные периоды жизни - учёба в институте, работа, создание семьи. И, когда мы умеем и можем себе объяснить, зачем нам нужно выполнять некое дело, всё у нас получается быстро и легко.

Елена Воробей, актриса:

Для начала нужно понять, почему так происходит, поговорить с ребёнком, возможно, обратиться к психологу, чтобы выяснить причины неуспеваемости. А причины могут быть разными - начиная с того, что ребёнок что-то не понимает, ему тяжело даётся школьная программа, заканчивая сложными отношениями в семье, классе, с учителем.

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент "РГ" обратилась к специалисту - кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова "заставить" предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения "заставить" ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность - не получится?

Крайникова: Существует некий "двигатель", без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель - мотивация, в педагогическом научном определении - совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. "Ну, как же, - думают многие мамы и папы, - все учатся. Мой ребенок что же - хуже других?" Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: "Не будет учиться - начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию... Вино, наркотики..." Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: "Не будет учиться - не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи - будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные".

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет - то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку "ничего не интересно". Значит, задача родителей - найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова - как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания - это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант - жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. "Почему снег тает?", "Почему бабушка с палочкой?"... Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. "Отстань! Надоели твои глупые вопросы", - раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение - от слова "свет") может померкнуть... Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну "ничего не интересно", не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей - именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка - не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь - постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную "тройку", а родители недовольны: они рассчитывали на "пять". У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой - воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: "А что мне за это будет?"

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: "Образование, возможность развития, становление Человека - это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!"

Что для вашего ребенка важнее - деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала - это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка - необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности - вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: "Не хочу учиться!"



Поделиться