Как проводится детская медитация. Действительно ли детям нужно научиться медитировать

Мария Запысова
Медитация для дошкольников

Медитация .

1. «Я – Солнышко» .

Дети становятся лицом на восток. Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены (вдоль туловища) ; не сутулясь, держа спину прямо (позвоночник должен быть прямым, ровным, не скрюченным, чтобы не мешать глубокому дыханию и усиленному потоку энергии, дети закрывают глаза. Следует расслабиться, устремить взгляд под закрытыми веками к бровям, и как можно ярче, образней представить себе «Солнышко» и себя счастливым, довольным всем и всему. Затем спокойно, медленно открывают глаза. Дыхание должно быть глубоким, спокойным. Эту медитацию можно выполнять и лёжа на ковре, на кровати, сидя на стуле.

Я – Свет ночи!

Я – Пламя звёзд!

Я – огонь Свечи!

Я – Солнышко! Я – несу Свет!

Я – Солнышко! Я – несу тепло!

Я – Солнышко! Я – грею Землю!

Я – Солнышко, сияющее всем Планетам, согревающее всех, кто нуждается в этом!

Я – Солнце, сияющее красным светом!

Я исцеляю всех, кто нуждается в этом!

Медитация : «ОМ!»

Воспитатель :

Желательно выбрать место, уединённое от шума. Можно проводить медитацию и лёжа , и стоя, и сидя. Но, главное, чтоб спина была прямой. И если сеанс проводится стоя или сидя, желательно, повернуться лицом на восток. Ушки дети закрывают средним пальчиком, и, набрав, полную грудь воздуха, делают глубокий вдох носом, и, медленно, певуче – протяжно произносят слог : «О…М.» : «О-о-о-о-м-м-м-м!» - на выдохе. (Повторить 3 раза) .

При правильном произношении звука, переходящего в слог «Ом» , зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук : «М» . Громкость звучания «Ом» должна соответствовать громкости обычного разговора между близко стоящими людьми (детьми) . После завершения звучания «Ом» , необходимо взять паузу, до тех пор, пока снова не захочется выполнить глубокий вдох. После полного вдоха снова повторяется – поётся слог – звук «Ом» .

При этом надо представлять себя ярким, могучим, исцеляющим всех Солнцем, рассеивающим вокруг себя ярко – белые лучи. Чем меньше посторонних мыслей и глубже воплощение в образ Солнца, тем лучше эффект. Проводить данную медитацию можно проводить , как с детьми, так и с взрослыми.

Признаками правильного проведения медитаций является : теплота в теле, и даже интенсивное потение (особенно вдоль позвоночника) .

Начинать надо с 3 – 5 минут, и постепенно, изо дня в день, прибавлять понемногу. Взрослые могут довести до 20 – 30 минут утром и вечером.

2. «Исцели Себя!»

«Силы небесные! Силы Матушки Вселенной!

Дайте Здоровья и душевного тепла!

Дети воодушевлённо, с вдохом, смотря вперёд, поднимают ручки вверх, - к Небу, руки разводят в стороны, на медленном выдохе, произнося соответствующие слова; дети, опускают ручки и голову вниз, и стоят в таком положении 1 – 2минуты. Первоначальные движения повторяются.

«Солнце ясное, подари мне лучик жаркий!

Подари тепла и света!

Наполни Силой, Энергией мои ручки, ножки, сердечко!

Дай Здоровья мне, друзьям и всей моей родне!

3. «Я люблю Вас!»

Воспитатель, произнося слова, протягивает свои руки к детям. Дети, соответственно, выполняют те же движения, относительно воспитателя. А затем прикладывают ручки к сердечку. Соблюдается правильное (глубокое, медленное) дыхание : Вдох – выдох.

Воспитатель :

Я люблю Вас, Дети!

Я дарю Вам всем здоровые Сердечки!

А, ну – ка, скажите словечко :

Как стучит Ваше Сердечко?

Дети :

Слышим Сердца тихий стук :

Тихо, тихо : тук – тук – тук!

Воспитатель :

Я Вас очень всех люблю!

Дети произносят гласный звук : «У…»

Вам здесь нравится, в саду?.

Дети берутся за руки, образуя круг.

Мы за ручки взялись дружно,

Потому что все мы дружим!

От ладошки к ладошке идёт тепло понемножку.

Держишься ты, держусь и я,

Потому что мы – Семья!

Выполняется дыхательная гимнастика. На слове : «Ты!» - дети показывают указательный палец; На слове : «Мы!» - обе ручки вытягивают вперёд ладошками вверх ; «Я!» - обе руки к груди ладошками внутрь .

Дыхательное упражнение :

«Ты!» «Мы!» «Я!» - дружная Семья!

В слове : «Мы!» - сто тысяч «Я!» .

5. «Волшебник – ОМ» .

Выполняется данная медитация перед сном детей . Дети, соблюдая правильное дыхание, на вдохе - поднимают руки, на выдохе, со словом : «ОМ!» дети руки опускают.

В спальню к нам явился Гном : - вдох – выдох : «О…М.»

Все в кроватки мы пойдём?. О…М!.

Спим спокойно крепким сном. О…М.

5. «Исцели сам себя!»

Силы небесные,

Облака чудесные,

Вы, словно, Птицы в небе летите,

Просим Вас, Здоровьем нас наделите!

Дайте тепла,

Чтоб Я (Мы) по жизни здоровая, сильная шла!

Дети за Воспитателем выполняют соответствующие движения, соблюдая правильное дыхание.

Солнышко ясное, нас обогрей,

Лучиков для нас своих не пожалей!

Взор детей направлен на Небо. Выполняются движения руками.

Матушка – Земелюшка,

Здоровье укрепи!

Своей силой, энергией нас надели!

Ветер, Ветер, поиграй, (Руки подняты над головой, покачивание руками.)

Освежи нас, Ветер, силы дай! (Руки вперёд, в стороны, к груди.)

7. «Прочь болезни изгони!»

Дети плавно, нежно проводят по своему торсу сверху - вниз, как бы, стряхивая с себя отрицательную энергию, негатив, и произносят слова – обереги :

Прочь, Болезни, уходите!

Быть здоровой, помогите!

Болезни прочь изгоним в ночь,

Быть сильными Мы себе должны помочь!

Проблемы все ушли в болото,

И ждёт сегодня нас работа!

Болезни все ушли во тьму, -

Здоровьем, Силой Я дышу!

8. «Волшебник ОМ!»

Невозможно не согласиться с тем, что регулярная медитация : снижает количество заболеваний сердечно – сосудистой системы, онкологических, нервно – психических заболеваний, респираторных и прочих заболеваний. Из мантра – йоги взяты священные слоги ОМ. На первый взгляд произношение их и текстов с ними довольно – таки, наивны. Но, как раз, в этой простоте и заключается их сила. Эти «хрустальные» дары и есть кладезь силы, могущества, мудрости и радости, а так же, любви к себе, к жизни.

Воспитатель и Дети :

Волшебник Ом пришёл в наш дом… ОМ! Ом! Ом!

Хорошо Мы с ним поём… ОМ!

Дружно, слаженно живём. ОМ!

ОМ и Мы в саду живём. ОМ!

То летим на аэродром. ОМ!

Утром, вечером и днём. ОМ!

Мы играем и поём. ОМ!

Спим, устав, Мы крепким сном. ОМ!

Дети проговаривают слог «ОМ!» , соблюдая правильный вдох и выдох.

9. «Наш друг – ОМ!»

Проводится после дневного сна.

Наш прекрасный, светлый дом. ОМ!

Славно всем живётся в нём. ОМ!

Мы простились все со сном. ОМ!

Мы здоровье бережём. ОМ!

Помогает в этом ОМ. ОМ!

10. Медитация : «Солнышки» .

Вы, Дети, Солнышки! – Яркие и красивые!

Вначале дети называют цвета спектра, т. е радужные цвета. Каждый ребёнок выбирает себе определённый цвет. Глазки у детей широко открыты. Они, с воодушевлением, произносят предложения, используя выбранный для себя цвет, представляя себя Солнышками. Затем те же слова произносят с закрытыми глазами, и вновь с открытыми глазами (3 раза) . Обязательно соблюдать правильное дыхание.

1. - Я - Солнышко Красного цвета!

Я – Солнышко оранжевого цвета!

Я – Солнышко зелёного цвета! (Жёлтого, голубого, синего, фиолетового, белого и др.)

2. Дети закрывают пальцами ушки. При вдохе носом набирают полную грудь воздуха, медленно, протяжно, певуче, при выдохе, произнести слог «ОМ» . - 3 раза.

11. «Хорошее настроение!»

В садик утром мы идём. ОМ!

Даже, если под зонтом. ОМ!

Улыбаемся, идём?. ОМ!

А снег кружится за окном?. ОМ!

А чудес и сказок ждём?. ОМ!

С хорошим настроением в саду Мы все живём?. ОМ!

Сейчас Мы скажем громко ОМ. ОМ!

Ещё Мы можем тихо ОМ. ОМ!

12. «Исцели себя!»

Солнышко - Малышка!

Солнышко – Жалейка!

Обогрей нас, пожалей – ка!

Обогрей, освети, подари свои Лучи!

Лучик мне забрался в грудь,

Ну, и ладно, ну, и пусть!

Пусть прогонит злость и грусть!

Мы откроем свету путь!

Матушка – Земелюшка,

Тихонько мне шепни :

Чтобы крепкими росли недели целые и дни!

Ветер, нежный Ветерок,

Дай нам свежести глоток!

А ты, Водица, освежи нам лица!

Чтоб были Мы красивы и нежны!

13. «Добрый волшебник Гном по имени ОМ!»

К нам пришёл волшебник ОМ. ОМ!

Наш весёлый добрый Гном. ОМ!

Спал в лесу Он крепким сном. ОМ!

Сон прошёл, пришёл в наш дом. ОМ!

Потянулись! Всех Мы ждём. ОМ!

А сейчас все дружно, вместе, вдох глубокий, -

Все на месте! Выдох – просто и легко,

Повторим – ка Мы ещё!

А ещё волшебник Гном попросил сказать нам : ОМ!

14. «Сонятка - ОМ!»

Тишина пришла в наш дом. ОМ!

Засыпаем крепким сном… ОМ!

На подушке вашей ОН –

Маленький, воздушный Сон!

Засыпает с вами Он,

Угомон поёт канон!

15. «Просыпалочка – встречалочка!»

«Просыпалочка» молчком забралась к ребятам в дом!

А потом и под кровать, начала всех поднимать!

К Вам пришёл волшебник ОМ. ОМ!

Ждал Вас долго под окном,. ОМ!

Вам давно пора вставать -

«Просыпалку» забавлять!

Дружно Мы в саду живём. ОМ!

Учимся, играем, спим волшебным сном. ОМ!

Приходи к нам чаще в дом… ОМ!

Славный слог волшебник ОМ. ОМ!

16. «Здоровейка

Здравствуй, Солнце ясное, Лучик золотой,

Очень – очень здорово,

Что встретились с тобой!

Дай – ка, нам скорей тепла,

Будет жизнь всегда светла!

Там под полом есть фундамент,

А под ним живёт Земля!

Здравствуй, милая Земелька,

Дай Здоровья нам капельку,

Дай нам хлеба и тепла…

Благодарны Мы Земельке,

Оттого и хороша!

Кланяемся низко Матушке Земле :

Спасибо за Здоровье, что подарила мне!

17. «Дружок – Ветерок!»

Ветер, Ветер, Вихровей. Эй! Эй! Эй!

Ты подуй на нас смелей. Эй! Эй! Эй!

Дети хором отвечают Воспитателю, не забывая про глубокий вдох и медленный выдох. Дети махают руками, как веером.

Ветер буйный, волевой. Ой! Ой! Ой!

Повтори – ка всё за мной. Ой.

Эй. Эй. Ой. Ой.

Подружись ка ты со мной!

18. «Вода – водица, Святая Кореница!»

Дети лежат на ковре, руки в стороны, ноги произвольно разведены. Махи руками вверх – вниз, не поднимая от пола. (Упражнение «Полёт птиц» )

Водица всех нас освежила,

Осветила и умыла!

Силу, здоровье вернула, вселила!

Дети встают, продолжая выполнять мхи руками, Стоя, - глубокий вдох, руки через стороны поднимают вверх и опускают вниз.

Водица, Водица, летишь, словно, птица!

Водица, Водица, Святая Кореница!

Освежи и умой, я рядом с тобой!

Дети продолжают выполнять махи руками, но перед собой, а так же, - массаж : потирание лица, рук, ног.

Дай нам радость и покой,

Две минуты так постой!

17. «Сила Небес!»

Сила небесная, всем своей властью известная!

Матушка Вселенная, ты неизменная!

Дайте нам Силу, Здоровье, Энергию,

Забери боль, простуду и слабость,

Подари нам Жизнь и великую радость!

18. «Владыка Земля!»

Ты, Владыка Земля. Я.

Я живу с тобой всегда. Да.

Кто накормит, напоит меня, Земля?. Я.

Мы, Земля, тебе благодарны всегда. Да.

Низкий поклон тебе, Владыка - Земля. Да!

19. Я – разная!»

Я – Тучка голубая, - воздушная такая!

А я – Цветочек аленький, -

Красивый, очень маленький!

Я – Птичка невесомая, -

Но Вам я всем знакомая!

Я – ягодка лесная, -

Вся красная такая!

А я, ребята – Мотылёк, и совершаю свой полёт!

Я – Солнце Жёлтое!

Я – Солнце оранжевое!

А я – Солнце Розовое!

А я – Радуга! (дети называют цвета радуги)

Как хорошо, когда есть краски!

Они приносят радость, ласку!

Хорошо, когда всё в цвете, -0

Вспоминаем Мы о Лете!

20. Медитация : «В лесу!»

Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты, тело расслаблено. Звучит музыка. Глаза полуоткрыты, прищурены, медленно, спокойно помаргивают.

Солнце светит нам в глаза. За.

Ветер дует нам в лицо. Цо.

Махи руками перед собой.

Лес шумит, поёт листва,

Шуршит под ногами трава. Ва.

Тихо травка шелестит. Ит. Ит.

Дети спокойно встают, выполняют движения «Ходьба» ,

В лес пришли Мы подышать. Ать.

Дышим воздухом и ветром,

Дышим свежестью и Летом!

Позовём сейчас Сову,

Крикнем, дети, ей «Ау!»

Скажем Лесу Мы «Спасибо!»

Дети кланяются Лесу. Тянут руки вперёд и говорят :

Подари нам свежесть Леса,

Теплоту Небес и Лета!

Надели здоровьем нас,

Просим Вас, вот здесь, сейчас!

Ты прости, Природа, нас, -

Отдаём поклон для Вас!

21. «Цветок» .

Дети группируются в комочек, постепенно, меняя свои положения.

Я – Цветочек, - тихо сплю! (Руки под щёчкой)

А польёшь меня, -я - прорасту! (Один ребёнок изображает, что поливает цветы, подходит к каждому «Цветочку» )

Дети «Цветочки» медленно разводят ладошки , поднимают голову, тянут ручки вверх, постепенно встают, кулачки разжимают, Глаза широко открыты, на лице улыбка.

Прорасту я стебельком,

Стану сочным я ростком!

Лепесток за лепестком, -

Распускаюсь я потом! (Показываются пальчики на руках один за другим)

Там – листок, здесь – лепесток,

Вот и вырос наш цветок!

22. «Мои друзья!»

У меня есть добрый Слон. Он.

У меня живёт Питон. Он.

У меня цветёт Пион. Он.

К нам приходит добрый Гном. ОМ.

Громко в небе слышен Гром. ОМ.

В сказке правил Царь Дадон?. Он.

Лужи есть перед Окном?. ОМ.

Ты гулять пойдёшь потом?. ОМ.

Солнце светит тебе в Дом?. ОМ.

Спать ложимся Мы потом?. ОМ.

Угомон приходит в Дом. ОМ.

23. «Я и моя Семья!»

Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами.

Я мечтаю, – Я летаю!

Может, просто, отдыхаю.

Сон уходит прочь от нас, -

Просыпаюсь я сейчас!

Я и Мама – мы – семья,

Есть сестрёнка меня!

Папа сильный! –

Это вся моя семья!

Мы – Сильные!

Мы – Смелые!

Мы – Добрые и Верные!

Мы - Важные, Умелые!

Мир и радость всем нам и другим существам!

Счастья и Здоровья и Вам и нам!

Мир и радость существам!

И благополучия всем Нам!

Кто Здоровье всем желает,

Тот во благе вырастает!

Мы знаем, что медитация – прекрасный инструмент для обретения покоя и равновесия в противовес бурному ритму жизни. За это мы ее и любим. Но что мы можем сделать, чтобы и наши дети полюбили медитацию?

Чем медитация полезна детям

«Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии» (JAACAP) и Центры по контролю и практике заболеваний США опубликовали исследование, в котором говорится, что в период с 2003 до 2012 в США было зарегистрировано около 2 миллионов случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и около миллиона детей начали принимать медицинские препараты, чтобы контролировать синдром. Что самое тревожное, большинство пациентов были младше 6 лет .

Исследование, проведенное научно-исследовательским отделом Королевского госпиталя для женщин в Сиднее, Австралия, показало значительное ослабление симптома СДВГ у детей, которых обучали медитации . Они могли дольше концентрировать внимание и в меньшей степени проявляли симптомы гиперактивности.

Были названы и другие обнадеживающие эффекты:

— Улучшение отношений с родителями;
— Повышение самооценки.
— Пятьдесят процентов детей, принимавших медикаменты, смогли уменьшить дозу или полностью отказаться от препаратов и демонстрировали дальнейшие улучшения по мере занятий медитацией.

Поделившись с нашими детьми этими древними, но очень практичными техниками, мы можем помочь им лучше справляться со стрессом и жить более здоровой жизнью в целом.

Так как же мы можем приобщить ребенка к медитации? Вот несколько советов и медитативных техник.

Дети склонны копировать поведение родителей. Так что для того чтобы помочь им встать на путь медитации, может быть достаточно попросту подавать им личный пример . Если ребенок видит, что вы занимаетесь медитацией, это создает благоприятную атмосферу для его обучения .

Практикуйте тишину

Уделите один день – или даже полдня – тишине. Эти несколько часов будут настоящей радостью для вас и хорошим уроком для ваших детей.

Вы можете подать это в виде игры «кто сможет быть тише всех». Пусть дети относятся к этому, как к забаве. А когда тишина будет нарушена, придумайте игру или песню, посвященную прерыванию тишины, со словами, полными любви, добра и хороших намерений.

Начинайте с малого

Многие эксперты рекомендуют медитировать по минуте на каждый год возраста , начиная с восьми лет. Если вашему ребенку меньше шести лет и у него диагностировали СДВГ, возможно, следует начать заниматься медитацией раньше. Как именно это делать, зависит от возраста и личных особенностей вашего ребенка, и это познается методом проб и ошибок.

Пранаяма (дыхательные упражнения)

Дыхание связано с праной (энергией жизненной силы) , и оно заряжает кислородом каждую клетку вашего тела. Пранаяма – один из самых важных инструментов, она помогает, когда ребенок вот-вот загрустит или когда его переполняют эмоции и он не может внятно говорить, просто скажите ему: «Давай подышим». Научив ребенка дыхательным техникам, вы с легкостью сможете вывести ребенка из стрессовой ситуации .

Вот некоторые дыхательные техники :

Уджайи (победоносное дыхание): попробуйте попрактиковать «шум глубокого океана» при помощи задней стенки горла во время глубокого дыхания животом. Это упражнение хорошо успокаивает и придает сил.

Нади Шодхана (расслабляющее дыхание): считается, что эта техника помогает сбалансировать работу правого и левого полушарий мозга, что в свою очередь улучшает когнитивные функции. Можно начать с простой версии – когда нужно дышать, закрывая то одну ноздрю, то другую.

Капалабхати (огненное дыхание): прежде всего это очистительная техника, выдох активный и резкий, а вдох пассивный. Дети обычно с интересом наблюдают за тем, как втягивается живот при выдохе через рот.

Так же с ребенком можно позаниматься йогой. Ничто не сравнится с занятием йогой всей семьей. Приветствие солнца – веселый и обычно простой способ совместного занятия йогой. Считается, что эти 12 поз поддерживают каналы тела открытыми и налаживают течение энергии по ним, таким образом препятствуя множеству болезней.

Йога – это медитация в движении : нужно фокусироваться на упражнениях, дыхании, позах. Следите, чтобы дыхание вашего ребенка было равномерным на протяжении всего сеанса.

Визуализация

Визуализация — это наше воображение, фантазия, это представление некой информации в виде картинок. Для визуализации отлично подходит время перед сном.

Йога Нидра – древняя практика, которая подразумевает, что человек лежит без движения и концентрирует внимание на различных частях тела. Данное упражнение очень хорошо расслабляет и способствует хорошему сну.

Совместное пение мантр

Дети обожают петь. Пение улучшает способность фокусироваться и концентрироваться , а также способствует развитию мозга в целом. Вот некоторые мантры, которые можно практиковать со своими детьми:

Мантра Гаятри — эта мантра состоит из 24 слогов, каждый из которых отвечает за определенную часть мозга. Мантра используется для развития интеллекта и интуиции . А еще это красивая песня и отличное упражнение для памяти.

ОМ – звук Вселенной и высшего разума, с которыми дети, безусловно, могут устанавливать связь. Пусть ребенок поиграет с тембром и громкостью своего ОМ, и вы сами тоже произносите его в естественной манере. Звук может варьироваться от унисона до смеси криков разных зверей в джунглях.

Пение чакр : повесьте на стену схему расположения чакр (семи главных энергетических центров тела). Пусть ваш ребенок представляет, что каждая часть его тела раскрашена соответствующим цветом. И для каждой чакры пойте свою мантру. Так же можно использовать простые гласные звуки: ооо, ууу, ааа, аии, эии, иии.

После пения мантр скажите ребенку, не открывая глаз, прислушаться к своим ощущениям . Это мощный медитативный инструмент, который помогает детям осознавать эффекты использования мантр.

Массаж

Помимо того, что массаж обладает бесчисленным множеством полезных свойств , он также является одним из самых чудесных способов помочь ребенку влюбиться в медитацию . Он не только помогает лучше осознавать тело, но и создает атмосферу любви и прочной связи между вами и вашим ребенком . Спрашивайте ребенка, массаж каких частей тела ему приятен (для большинства людей это ступни, кисти, кожа головы и лица). Также рекомендуется пользоваться органическим кокосовым маслом.


Используйте творческий подход

Вот другие творческие способы включить медитацию в жизнь вашего ребенка:

— Подготовьте специальное место для медитации . Попросите детей принести с улицы камней (земля), налейте в стакан воды, подожгите свечу (огонь) и используйте что-то вроде пера, что может символизировать стихию воздуха. Поместите все это в центре комнаты. Детям это нравится, и каким-то образом они понимают, что так вы создаете священное место. Сядьте в круг вокруг этих предметов и начинайте медитировать.

— В качестве объекта фокусировки используйте пламя свечи (детям достаточно интересно смотреть на огонь, чтобы он завладел их вниманием).

— Поиграйте в игру, кто сможет медленно и осознанно пройти из одного конца комнаты в другой с книгой на голове.

Главное во всем этом – не заставлять ребенка медитировать, а стараться привить ему эту привычку , пробуждая в нем живой интерес. Превратите медитацию в приятное времяпрепровождение для вашего ребенка, и будет больше шансов, что он продолжит заниматься ей и во взрослой жизни.

Ваша,
Ирина Хлимоненко
и команда метода Сильва

P.S. А ваши дети любят медитировать? Как вы приобщаете своего ребенка к этой чудесной практике? Поделитесь с нами!

10 УРОКОВ МЕДИТАЦИИ

Введите свое имя и электронный адрес, чтобы получить мгновенный доступ. Уже 95,300 человека получили этот БЕСПЛАТНЫЙ путеводитель по методу Сильва.

С первых лет начальной школы, ежедневная жизнь ребёнка начинает приобретать сходство с марафонским бегом. «Просыпайся! Одевайся! Мы опаздываем! Скорее в школу. Возвращайся домой. Пора обедать. Поторопись с домашним заданием. Прими душ и марш в кровать, чтобы выспаться…» Это продолжается с понедельника по пятницу, а для тех, кто занимается спортом или посещает кружки, даже в выходные. В самый разгар обучения, практически постоянно нужно быть сконцентрированным и внимательным ко всему. Как тут не сойти с ума!

«Иногда на консультацию приходят дети почти в состоянии эмоционального выгорания, – беспокоится психотерапевт Жанна Сио-Фашен, – пока что такое случается очень редко, но всё же это внушает тревогу. Жизнь детей, наподобие нашей, подчинена изнуряющему ускорению времени».

Даже если осознание этого позволяет нам настолько, насколько возможно, ослабить давление и устраивать детям моменты передышки, полностью выпустить пар всё-таки сложно. Впрочем, есть возможность помочь детям меньше подвергаться стрессу от постоянной гонки против времени, обучая их лучше узнавать свои эмоции и больше не бояться этого. Позволяя им открыть для себя, что такое спокойствие, что происходит у них внутри, когда мир вокруг останавливается. Тренируя детей мобилизовать все их внутренние ресурсы, чтобы им удалось сконцентрироваться и укрепить веру в себя.
Именно это предлагает осознанная медитация, на основе которой психотерапевт Жанна Сио-Фашен разработала настоящую методику для детей, а также для подростков.

Медитация – больше, чем релаксация

Выражение «осознанная медитация» пришло во Францию из Соединенных Штатов, и происходит от слова «mindfullness», дословно – «полностью внимательный ум». «Этот перевод кажется мне наиболее близким к термину «медитация», объясняет Жанна Сио-Фашен. Так как цель – это научить, или помочь детям сделать ум полностью внимательным. Точнее, это тренироваться быть присутствующими в том, что они переживают, больше не витать в облаках, чтобы иметь возможность поддерживать связь со всеми своими ощущениями».

Чем же отличается медитация от релаксации или софрологии ? Жанна Сио-Фашен утверждает: «Речь идёт не о стремлении к передышке или расслаблению, а об установлении связи, контакта с собой, своими настоящими эмоциями, позитивными, или негативными». Образно это значит «закрыть ставни своего дома», как любит объяснять психотерапевт детям. «Я говорю им, чтобы они представили себя стеклянным шариком со снегом внутри, который только что встряхнули. И что вдруг мы решаем подождать, пока все хлопья осядут, чтобы потом разглядеть фигурку или пейзаж в глубине. Возникшая картина, с наступлением спокойствия, отражает то, что находится внутри них».

Информационная перегрузка и отвлечения современного мира сильнее всего влияют на детей. Мозг человека пластичен, особенно детский мозг, и мы можем помочь нашим детям с детства жить более внимательной, здоровой и счастливой жизнью. Эта медитация взята из книги “Медитация для детей”, полную версию которой можно скачать .

© Медитация для детей.

Перевод © Светлана Хамаганова

Предлагаемые упражнения помогут детям перенести фокус их внимания с внешнего мира на внутренний мир медитации. Вы­полняя эти упражнения с детьми, очень важно помнить следую­щее:

  • демонстрируйте все позы, тогда дети смогут подражать вам. Вы сами должны быть хорошо знакомы с этими упражне­ниями, чтобы вдохновить других на их выполнение;
  • говорите медленно и мягко, это также произведет на детей успокаивающий эффект;
  • напоминайте детям, что дышать необходимо медленно и глубоко, но без напряжения;
  • движения должны быть медленными и плавными;
  • с детьми младшего возраста старайтесь использовать игро­вой язык;
  • если дети отвлечены или чересчур активны, настоятельно рекомендуем провести с ними упражнения на расслабление;
  • лучше всего, если дети одеты в удобную, не стесняющую движений одежду;
  • поверхность пола, на котором выполняются упражнения, должна быть удобной, чистой и ровной;
  • время, в течение которого дети способны удерживать вни­мание на выполняемом упражнении, различно, поэтому проявляйте гибкость и учитывайте потребности группы.

Малышам очень хорошо начинать свои занятия с дыхательной медитации. Они могут попробовать выполнять эту медитацию уже с пятилетнего возраста. Помните, что упражнения должны быть непродолжительными. Если в вашей группе есть маленькие дети, то 1 -2 минуты сидения достаточно долгое время для них.

Медитацию можно превратить в игру: «Кто сможет просидеть 30 секунд, а может быть, даже целую минуту с закрытыми глазами, не разго­варивая и не вертя головой по сторонам?». Это не такая уж простая задача для данной возрастной группы. Малышам всегда нравится получать «звездочки» и награды за приложенные усилия.

Эта медитация эффективна и для детей постарше, у которых уже есть опыт медитации, а также для взрослых. Продолжительность может быть увеличена по мере того, как ваша группа становится все более опытной.

Здесь описаны три варианта этого несложного упражнения: концентрация на области живота, использование специального слова и внутренний счет.

Первый уровень

Живот - хорошее место для начала такой медитации. До начала сессии вы можете рассказать детям о животе – продемонстрировать, как поднимается и опу­скается ваш живот, когда вы вдыхаете и выдыхаете, и по­просить каждого ребенка почувствовать, как увеличивается и уменьшается его живот при дыхании. После этого посте­пенно и мягко введите их в медитацию.

Примите удобную сидячую позу. Сфокусируйтесь на своем дыхании. Дышите мягко и естественно. Вы знаете, где находится ваш животик? Положите на него вашу руку. Вот так.

(Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать).

Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под ру­кой, когда вы вдыхаете и выдыхаете.

Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, направив внимание на животик и просто ощущая, как он увеличивается с каж­дым вдохом и уменьшается с каждым выдохом.

Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.(Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и при­слушайтесь к звукам окружающего мира.

Благопожелание

Второй уровень

Как альтернативу первому методу вы мо жете использовать концентрацию на особом слове, которое ассоциируется с каждым вдохом и выдохом. Для некоторых этот способ может оказаться более привлекательным.

Примите удобную сидячую позу. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Выберите специальные слова, например, «счастье», «доброта».

Вдох: «Счас-», выдох: «-тье».

Вдох: «Добро-», выдох: «-та».

Продолжая сидеть в той же позе, дышите, произнося это слово в своем уме, так, чтобы вы слышали его внутри себя, но люди вокруг вас не смогли бы его услышать.

Мы будем выполнять это упражнение в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая. (Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках.

Посидите спокойно еще немного, оглянитесь вокруг себя и при­слушайтесь к звукам окружающего мира.

Благопожелание

Пусть добрая энергия этой медитации поможет мне стать счастли­вым, спокойным и иметь ясный ум, чтобы все, что я делаю, при­носило радость другим живым существам.

Третий уровень

Когда дети уже знакомы с методом наблю­дения за дыханием, можно использовать счет вдохов и вы­ дохов про себя. Детям постарше может понравиться идея считать свои вдохи и выдохи - эта техника позволит им стабилизировать свой ум, как руль стабилизирует движение лодки в стремительном потоке.

Постарайтесь выяснить, какие методики оказались наиболее эффективными, опрашивая детей и проводя групповые обсуждения после медитации.

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь.

Сфокусируйтесь на том, как воздух входит и выходит из ваших ноздрей. Сидите спокойно, вдыхая и выдыхая.

Дышите мягко и естественно.

Считайте в уме каждый цикл вдоха-выдоха, фокусируясь на от­верстиях ноздрей.

Считайте до 10 и затем обратно до 1.

Медленно считайте, демонстрируя детям:

Вдох и выдох – один.

Вдох и выдох -два.

Вдох и выдох – три.

Если вы сбились со счета, не расстраивайтесь и начните сначала.

Мы будем выполнять это упражнение в течение 5 минут, совер­шая вдохи и выдохи.
(Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

Если в процессе медитации у вас в голове появятся посторонние мысли, просто заметьте их и дайте им уйти.

Мягко верните фокус вашего внимания на кончик носа, на то место, где воз­дух входит в ваше тело и покидает его.

Благопожелание

Пусть добрая энергия этой медитации поможет мне стать счастли­вым, спокойным и иметь ясный ум, чтобы все, что я делаю, при­ носило радость другим живым существам.



Поделиться