Как создать и использовать жесткий и мягкий свет при студийной съемке. Жесткий и мягкий (направленный и рассеянный) свет

В этой статье мы рассмотрим понятия, часто встречающиеся в описании источников освещения – это мягкий и жесткий свет. В зависимости от задач. которые ставит перед собой фотограф, его выбор может быть различным.

Начнем с жесткого света.Жесткий свет , как правило, образуется от точечного источника и является направленным. Примерами источников жесткого света могут служить: солнце на ясном небе в полдень, прожектор, студийная вспышка с маленьким рефлектором на большом расстоянии от объекта съемки.

Жесткий свет образует резкие и глубокие тени, площадь перехода из света в тень (тональный переход) очень мала, иными словами, граница между светом и тенью резкая. Такое освещение, если оно направлено под углом, очень хорошо передает характер поверхности и текстуру, но в то же время сильно подчеркивает морщины или неровности кожи. Портреты с жестким светом как правило получаются драматичными, яркими.

Но, несмотря на это, многие фотографы избегают работать с жестким светом, так как это требует определенных навыков, умения "видеть свет" и очень точной установки и настройки света. Малейший поворот головы в ту или другую сторону приводит к сильному изменению, а часто и к разрушению красивого светотеневого рисунка. Мастера использования жесткого освещения из отечественных фотографов – это Олег Титяев, Илья Рашап.

Теперь перейдем к мягкому свету.Мягкий свет – это необязательно рассеянный свет, как утверждается иногда. Такое толкование мягкого освещения является неполным. Более правильным будет следующее утверждение: мягкость или жесткость освещения определяется относительным размером источника света в сравнении с объектом съемки, а также расстоянием до объекта съемки.

Исходя из этого, источник мягкого света может давать и более жесткое освещение, если увеличить расстояние между ним и объектом съемки настолько, что расстояние будет намного больше, чем размер источника. Тогда источник станет близок к точечному.

А как получить источник мягкого освещения? Ведь вспышка – это практически точечный источник!

Выход – сделать площадь излучения больше , то есть распределить световой поток по большой поверхности. Заметьте, что направленность света при этом сохранится! Технически это делается с помощью отражения света от большой поверхности (зонт на отражение, съемка с накамерной вспышкой, направленной в потолок), либо с помощью пропускания света через рассеивающий материал большой площади (софтбокс, скрим-панель, фрост-рама). Примерами естественных источников мягкого света являются небо в пасмурную погоду, а также большое окно, в которое не попадают прямые лучи солнца.

Изображение, получаемое с помощью источника мягкого света, имеет более протяженные границы переходов из света в тень, то есть более широкие тональные переходы. Такое освещение скрадывает текстуру поверхности, неровности и дефекты кожи на портретном снимке становятся менее заметны.

В этом обзоре я хочу привести выдержки из статей прекрасного московского фотографа Олега Титяева . И, хотя рассказ о типах света ведется на примере работы студийного оборудования, но от этого свойства света не меняются: жесткий остается жестким, а мягкий — мягким, что в студийных моноблоках, что в портативных вспышках. А в этих статьях очень все расписано настолько правильно и грамотно со стороны настоящего практика, что остается только сказать «спасибо!» и представить вашему вниманию.

Как человек, проводящий много времени в студиях и вообще неравнодушно относящийся к фотографии, очень часто вижу, как начинающие, а порою и не только, фотографы буквально боятся света. Бывает, что после нескольких часов съемки «портфолио» наблюдаешь, что в студии фотограф даже не притронулся к свету. На вопрос администратора, что вам нужно, следует секундный взгляд в недра студии, обнаружение там четырех софтбоксов, оставшихся после предыдущей съемки и безразличный ответ, «так пойдет». Сам был свидетелем, как после такой съемки ни одна лампа не изменила своего положения.

…да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы от стен, которые мы ловим…

А ведь съёмка портфолио это поиск модели светом, это «раскусывание» модели светом. Не покраска ее во всевозможные цвета, не взлохмачивание волос в голову-микрофон, а попытка предложить несколько своих решений, своих взглядов на то, как она может выглядеть. Хорошо сказал один фотограф — портфолио надо снимать быстро, постоянно меняя свет. Рецепт прост. Гениально.

Все знают,что чем свет ближе, тем он мягче. Однажды мы поспорили с одним фотографом (да и не с одним, и не раз) об этом. После 15 минутного своего раздумья (и моего беспрерывного аргументирования с энергичным маханием руками), он согласился, «да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы, которые мы ловим от стен». Даже большой софтбокс, отнесенный на большое расстояние превратится в очень жесткий источник. Только чтобы это понять, нужно одеть соты и выкрасить стены в черный цвет. Это один из множества примеров, которые я могу привести, рассуждая об элементарной теоретической безграмотности, иногда просто нежеланием, а иногда и страхом всё это обсуждать и изучать.

Определим две грани — два полюса.

ЖЕСТКИЙ СВЕТ — солнце, свет лампы, прожектор, фонарь, фары автомобиля. Т.е. что-то резкое, жесткое, подчеркивающее фактуру, объем, свет, ярко передающий цвета, создающий глубокие тени.

МЯГКИЙ СВЕТ — пасмурная погода, сумерки, дневной свет из окон. Он обвалакивает, скрывает фактуру, смягчает цвета, уплощает, разглаживает объем, создает спокойствие, умиротворение.

Поэтому, когда я хочу подчеркнуть фактуру лица модели, подчеркнуть ее красоту, создать яркую, драматическую картинку, я выбираю жесткий свет. Этим же обрекаю себя на необходимость очень тщательно, очень ювелирно оперировать со светом, ведь иногда сдвиг источника света на пару сантиметров в корне меняет картину. С другой стороны, когда я вижу, что модели не идет жесткий свет, я стараюсь все больше и больше снимать мягким светом, модель становится похожа на ту, которую привыкла себя видеть в зеркале, она для самой себя становится «узнаваемой». Жесткий же свет — это уход от привычного восприятия модели, чего многие, в основном в частных заказах, не хотят.

Есть еще один аспект выбора между жестким и мягким светом. Его можно определить такой не совсем приятной фразой: “Жесткий свет красивых моделей делает красивее, некрасивых еще некрасивее” Увы, как это не печально и не жестоко, но это так. И работает в 95% случаев. Поэтому, если я делаю съемку модели, я скорее буду увлекаться схемами с жестким светом, если это частная съемка, или съемка девушки, “считающей, себя моделью”, у меня будут превалировать мягкие софтбоксы или что-то вроде того.

Итак, начинаем с одной из моих любимых световых схем с верхним фронтальным жестким светом. Это одна из самых красивых схем света, но как мы говорили, идет она далеко не всем, поэтому я и опишу немного свой взгляд на эту схему. Здесь модель смотрит в камеру, ее лицо повернуто на камеру, свет расположен сверху фронтально. Естественно какие-то отклонения от идеальной линии возможны, но когда боковая тень от носа станет выраженной и тем более достигнет тени на щеке мы будем говорить уже о боковом свете, и это уже совсем другая история.

Посмотрим на эту фотографию.

Мы видим как фронтальный свет красиво лег на лицо: прекрасно структурировал волосы, подчеркнул линию бровей, обозначил объем губ, даже немножко большая тень под носом не смущает в данном случае, потому что она не выделяется на фоне глаз и губ (ну, если не присматриваться Тень на шее, повторяющая линию подбородка, придала фотографии некоторую монументальность, а небольшая тень на фоне придаёт (или вернее сохраняет) объем рисунка. Фотография намеренно немного пересвечена, плечи уходят уже в 100% пересвет, это еще больше придает драматизма, монументальности фотографии. Модель смотрит уверенным взглядом и всё это создает образ уверенной в себе, красивой, сильной, доминирующей девушки. И здесь жесткий фронтальный свет отработал на 100%.

Вообще, вопрос о доминировании модели на фотографии — это отдельный, очень важный вопрос. Мне нравится термин “доминировать”. Я к этому стремлюсь каждую секунду. К тому, чтобы модель доминировала над всеми, чтобы не фотограф доминировал над моделью. Я имею ввиду в образах, а не в стиле общения на съемочной площадке. Как мне сказал один известный фотограф: “Мы их и снимаем то с полу, чтоб они доминировали над нами, а вовсе не за тем, чтобы ноги были длиннее, их мы удлиним в Фотошопе». В этой шутке есть громадная доля истины, и я думаю мы еще вернемся к этой теме.

Но, не смотря на всю кажущуюся простоту и распространенность, это — одна из самых сложных световых схем для фотографа. Когда ты начинаешь играть ракурсами, играть положением головы, таскать свет из стороны в сторону мы получаем в руки на порядок больше инструментов, а здесь только 2: высота рефлектора и наклон головы. Поэтому, здесь важно найти идеальный наклон головы модели и высоту рефлектора (иногда сантиметры оказывают решающее значение), именно это определяет, как ляжет свет на модель.

Попробуйте сразу сделать десяток фотографий, проведя дугу рефлектором от уровня камеры до почти вертикального положения над головой модели, затем еще десяток фотографий, поставив рефлектор где-то на 45 градусов над головой модели и попросим ее сначала наклонить голову вперед, посмотреть на вас исподлобья, а затем постепенно поднимать голову вверх до тех пор, пока она видит вас взглядом.

Да, 95% из того, что получится, будет полным ужасом, но вы получите не сравнимый ни с чем результат:

— Во-первых, вы получите сразу ответ, стоит ли продолжать с такой схемой света (иногда усилия бывают напрасны, и надо быстро переходить к другим схемам),
— Во-вторых, если стоит, то вы наверняка увидите там, просматривая снимок за снимком, несколько удачных решений, подсказок.

На всё должно уйти минуты 2-3, на просмотр минута. Я, конечно немного утрирую, я могу уже на первом снимке сказать себе — “всё, хватит, давай пробовать другой свет”. Но вы пробуйте, через нескольких таких простых упражнений вы начнете уже гораздо легче и главное быстрее понимать, и обозначать себе направления следующих шагов.

Вот, к примеры фотография, где мною было выбрано наклоненное вперед положение головы, взгляд исподлобья, для того чтобы сохранить светотеневой рисунок, я опустил лампу очень низко, рефлектор находится чуть выше камеры. Это пример того, когда просмотрев множество вариантов, я выбрал один из самых подходящих ракурсов и уже здесь работал со светом, подбирая необходимый угол.

Итак нашли положение, смотрим что тень от носа не достигает верхней губы, глаза не проваливаются в тёмные пятна, нет каких то неприятных теней. Смотрим на тень от волос, на скулы, на носогубные складки, на тень от подбородка. Если на некоторых фотографиях она (тень от подбородка) усиливает драматизм, монументальность фотографии, слившись с тенью на стене и превратившись в некий постамент, основание фотографии. В других случаях эта тень может превратится в черный ошейник, и надо очень внимательно смотреть на этот участок: тень на шее, положение плечей, их соотношение с тенями на стене, иногда именно решение этой задачи придает изящность фотографии, добавляет ей основание, опору, завершенность, и избавляет ее от бытовой банальности.

И если вы решили для себя, что такой свет идет модели, то все — пришло ваше время делать гениальные фотографии, набивать фотографии десятками, сотнями, прося модель немного двигаться, анализируя каждый шаг. Я считаю что такая манера съемки, когда ты набиваешь сотни кадров — это лучшее решение. Модель не должна ждать. Вспышка с шагом в 1 секунду завораживает ее, она расслабляется, она не видит вас, она ослеплена, она не слышит от вас дурацких команд типа: «Ну изобрази какую-нибудь эмоцию», она остается одна на один с камерой, она работает уже сама с собой, не видя вас, и ваши легкие подсказки “Подбородок чуть вверх, плечо влево» это уже советы сильно заинтересованного, но не вмешивающегося в процесс, не подавляющего ее человека. Это ее игра, и дайте ей в нее наиграться. Результат превзойдет все ожидания. Но я думаю, я немного отвлекся…

Часть 2 Часть 4

Освещение – один из ключевых моментов в фотографии. Можно экспериментировать с ним, добиваясь хороших результатов, но лучше все же сначала понять, что такое мягкий и жесткий свет, а потом уже приступать к процессу съемки.

Каждый, наверное, знает, что свет может быть как рассеянным, так и направленным. В естественной природе можно увидеть оба этих варианта. Например, летний день, чистое голубое небо, яркое солнце – это прямой свет, его можно назвать направленным. Объекты на фотографиях в таких условиях получаются с четкой, будто прорисованной тенью. А вот если солнце заволакивает облаками, то свет становится рассеянным, и их почти не видно, хотя на улице также светло.

У каждого в квартире висит люстра или светильники. Они пускают прямые лучи, которые, впоследствии отражаясь от стен и пола, рассеиваются. Это происходит потому, что поверхности имеют шероховатости и неровности, порой невидимые ля человеческого глаза. Поэтому, попадая на них, прямые лучи отражаются с разными градусами отклонения. В результате этого освещение становится боле мягкое, тени не пропадают, как в облачную погоду, но становятся не такими яркими, как в солнечную. Переходы между освещенными и неосвещенными предметами становятся более плавными.

Фотографируя в студиях, большинство используют мощный софит или моноблок. В результате этого получаются жесткие световые границы. Чтобы уйти от них и сделать освещение не таким резким, нужно вспомнить одно правило: чем больше источник света по отношению к снимаемой площади, тем светлее и мягче тени. Для того, чтобы «увеличить» источник света, можно использовать отражатель, это создаст нужный эффект. А если перед источником света натянуть тонкую прозрачную ткань, то тени вовсе исчезнут. Но с этим методом следует быть аккуратным, т.к. этот метод пожароопасный.

Другой способ – просто поставить нужный предмет ближе к окну. От него исходит рассеянный свет, который не даст резких переходов. Это можно использовать в бытовых ситуациях: у вас неидеальная кожа? Встаньте на фотографиях к окну, и на снимке она будет выглядеть гораздо лучше.

Теперь наверняка понятно, что такое направленный, или жесткий свет, а какой называют рассеянным, или мягким. В съемке используется и тот, и тот, нужно лишь понимать, какого эффекта следует достичь. Например, снимая мужчин, в большинстве случаев лучше применять жесткий свет, а фотографируя женщин – мягкий. Теперь осталось приступить к практике и тренироваться делать снимки в нужных условиях.

В этой статье мы рассмотрим понятия, часто встречающиеся в описании источников освещения - это мягкий и жесткий свет. В зависимости от задач. которые ставит перед собой фотограф, его выбор может быть различным.

Начнем с жесткого света. Жесткий свет , как правило, образуется от точечного источника и является направленным. Примерами источников жесткого света могут служить: солнце на ясном небе в полдень, прожектор, студийная вспышка с маленьким рефлектором на большом расстоянии от объекта съемки.

Жесткий свет образует резкие и глубокие тени, площадь перехода из света в тень (тональный переход) очень мала, иными словами, граница между светом и тенью резкая. Такое освещение, если оно направлено под углом, очень хорошо передает характер поверхности и текстуру, но в то же время сильно подчеркивает морщины или неровности кожи. Портреты с жестким светом как правило получаются драматичными, яркими.


Но, несмотря на это, многие фотографы избегают работать с жестким светом, так как это требует определенных навыков, умения "видеть свет" и очень точной установки и настройки света. Малейший поворот головы в ту или другую сторону приводит к сильному изменению, а часто и к разрушению красивого светотеневого рисунка. Мастера использования жесткого освещения из отечественных фотографов - это Олег Титяев, Илья Рашап.


Теперь перейдем к мягкому свету. Мягкий свет - это необязательно рассеянный свет, как утверждается иногда. Такое толкование мягкого освещения является неполным. Более правильным будет следующее утверждение: мягкость или жесткость освещения определяется относительным размером источника света в сравнении с объектом съемки, а также расстоянием до объекта съемки.

Исходя из этого, источник мягкого света может давать и более жесткое освещение, если увеличить расстояние между ним и объектом съемки настолько, что расстояние будет намного больше, чем размер источника. Тогда источник станет близок к точечному.

А как получить источник мягкого освещения? Ведь вспышка - это практически точечный источник!

Выход - сделать площадь излучения больше , то есть распределить световой поток по большой поверхности. Заметьте, что направленность света при этом сохранится! Технически это делается с помощью отражения света от большой поверхности (зонт на отражение, съемка с накамерной вспышкой, направленной в потолок), либо с помощью пропускания света через рассеивающий материал большой площади (софтбокс, скрим-панель, фрост-рама). Примерами естественных источников мягкого света являются небо в пасмурную погоду, а также большое окно, в которое не попадают прямые лучи солнца.



Изображение, получаемое с помощью источника мягкого света, имеет более протяженные границы переходов из света в тень, то есть более широкие тональные переходы. Такое освещение скрадывает текстуру поверхности, неровности и дефекты кожи на портретном снимке становятся менее заметны.



Многие думают, что для съемки портрета с мягким освещением нужно обязательно иметь студийное оборудование. Это вовсе не обязательное условие. Хороший портрет с мягким освещением можно снять, используя свет от окна.

Освещение играет ключевую роль в фотографии. Оно может оживить фотографию, создать необходимые эффекты, такие как тени и силуэты, а может наоборот плохо сказаться на изображении, вызывая ненужный блеск и отражения.

Эта статья представляет собой краткий обзор одного из важнейших аспектов фотографии — освещения. Обзор состоит из трёх частей. В первой части рассматривается жёсткий и мягкий свет, во второй естественное и искусственное освещения, а третья часть посвящена интенсивности света и глубине резкости.

Часть 1: Жёсткий и мягкий свет

В первом разделе мы рассмотрим один из самых фундаментальных вопросов: разницу между съёмкой в жёстком и мягком свете.

Жёсткий свет отбрасывает чёткие, тёмные тени, как правило он получается из одного источника света, обычно достаточно маленького и далеко расположенного. Мягкий свет, напротив, отбрасывает нерезкие тени или вообще не создаёт тень. Его можно получить из нескольких источников света, рассеивая свет с помощью какого-то барьера (светорассеивателя или даже листа бумаги) или отражая его от различных поверхностей таким образом, чтобы предмет съёмки освещался с разных углов. В условиях естественного освещения жёсткий свет получится, если снимать в солнечный, безоблачный день, когда солнце уже высоко в небе. Начинающим фотографам лучше избегать таких условий. В других же погодных условиях можно получить мягкий свет — это касается облачных дней, туманности или загрязненной атмосферы, ведь при этом солнечные лучи рассеиваются или отражаются от микрочастиц, присутствующих в воздухе.

Как правило размер источника света обратно пропорционален его жесткости, то есть меньший источник света даёт более жёсткий свет. Мягкий свет можно получить с помощью следующих приспособлений:

Светоотражатели

Отражая свет, светоотражатель сам превращается во вторичный источник света. В качестве светоотражателей можно использовать множество предметов, как при съёмке в студии, так и на улице. Это могут быть и профессиональные светоотражатели и просто листы бумаги.

Светорассеиватели

В естественной среде прекрасным примером светорассеивателей являются облака. В искусственной среде подойдёт любой полупрозрачный материал. Абажур для лампы — превосходный пример рассеивания света. При съёмке можно использовать даже тонкую белую ткань.

Оба типа света имеют свои преимущества и недостатки Жёсткий свет подходит для создания изображений с резкими контрастами и яркими участками, он хорошо подчеркивает форму и текстуру. Его можно использовать для усиления 3-D эффекта фотографии и вообще для драматичности. Тем не менее, с жёстким светом довольно трудно работать и он не подходит для большинства ситуаций, особенно для портретной фотографии.

Мягкий свет, напротив, создает более ровное освещение, лучше передающее цвета и форму предметов. Выбор света зависит от типа фотографии, предмета съёмки и желаемого эффекта, но как правило предпочтение отдаётся мягкому свету. И безусловно, это самый безопасный выбор для начинающих фотографов.

Часть 2: Естественное и искусственное освещение

Под естественным освещением понимается солнечный свет, а вот искусственное освещение относится к разнообразнейшим источникам света: флуоресцентным лампам, электрическим лампам, вспышкам и т. д. Ниже мы рассмотрим различия этих видов источника света.

Естественное освещение

Этот тип освещения труднее контролировать. Он сильно зависит от множества условий, таких как время дня, пора года, погода, географическое местоположение. Зато, практически не требует дополнительного оборудования, разве что вы захотите использовать светоотражатели. Выбор между естественным и искусственным освещением очевидно более характерен для портретной фотографии и натюрмортов, чем для пейзажной фотосъёмки или съёмки дикой природы, где фотограф обычно просто не имеет выбора. Факторами, влияющими на естественное освещение, являются:

Погода

Например, облачный день подарит вам мягкий свет, как мы уже упоминали ранее, и для фотографа такая погода предпочтительнее. Напротив, солнечные дни обеспечат вам яркий свет и очень резкие тени. Однако, облачный покров практически никогда не бывает однородным, а это приводит к различной интенсивности света, падающего на предмет съёмки. Такие явления природы как гроза и туман также изменяют интенсивность и цвет света. В зависимости от этих факторов вы можете получить как совершенно непригодные снимки, так и потрясающе красивые, с необычными эффектами. Смягчая отдаленные участки изображения водяной пар воздуха создает лучшую глубину резкости в пейзажной фотографии и часто улучшает перспективу.

Время дня

Обычно мягкий свет можно получить утром и вечером. Такой свет, как правило, более тёплый и фотографии получаются с меньшим контрастом, по сравнению со снимками, сделанными в полдень. Из-за этого восход и закат часто считается идеальным временем для фотографии, особенно для пейзажной и портретной. Про это время суток иногда говорят как про Золотое Время. К тому же, в это время суток условия освещения меняются очень быстро, это касается и интенсивности света и его оттенка. Благодаря этому даже фотографии, сделанные с разницей в несколько минут, получаются более разнообразные. Тени также меняют свою форму и резкость по мере восхождения или заката солнца.Местность

Как правило, чем дальше от экватора, тем больше времени требуется солнцу для восхода и заката. Поэтому условия мягкого света утром и вечером в такой местности длятся дольше, чем в экваториальных широтах.Загрязнение атмосферы

Подобно туману и облакам, загрязнение атмосферы служит рассеивателем солнечного света, поскольку солнечные лучи отражаются от микрочастиц.

Искусственное освещение

Проблемы, возникающие при съёмке в естественном освещении, довольно схожи с особенностями искусственного освещения. В любом случае нужно чётко представлять как различные источники света воздействуют на предмет и что нужно делать для достижения желаемого эффекта. При студийной съёмке для создания жёсткого и мягкого света используются разнообразнейшие источники света, но в этом случае фотограф может напрямую контролировать такие параметры, как жесткость, расстояние, интенсивность, угол. Более того, искусственный свет из различных источников даст разный цветовой оттенок Например, галогенные лампы дают холодный оттенок, свет получается голубоватым, а лампы накаливания испускают тёплый свет с красноватым оттенком.



Поделиться