Как воспитывать у ребенка любовь к чтению. Как воспитать любовь к чтению у ребёнка

Светлана Губанова

Как воспитать в ребенке любовь к чтению?

Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.

Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.

Когда у меня появились собственные дети, то я решила, что обязательно приучу их к чтению. Ведь на личном опыте знала, какой удивительный мир открывают книги. А вокруг только слышно: «Современные дети книг не читают». Не хотела, чтобы так и о моих говорили. Поэтому в нашем доме всегда было полно детских книжек. Забегая вперед, скажу: дети мои и сейчас много читают и любят литературу. Даже любимый ими Интернет не может заменить удовольствия полистать страницы «живой» книги.

Начинайте читать детям книжки с самого нежного возраста. Малыши любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. А то, что родитель находится рядом, создает неповторимую атмосферу любви и нежности. Приучать детей к чтению нужно начинать обязательно до школы. Когда чтение превратится в «обязаловку», будет уже поздно.

К подбору книг подходите очень серьезно. Читайте то, что подходит по возрасту. Да и к содержанию книг требуется внимание. До сих пор помню, какой шок испытал мой ребенок после чтения сказки о Курочке Рябе. Обыкновенная детская сказка, а ребенок просто рыдал в голос о разбитом яичке. В ваших силах оградить дите от подобных травм.

Читайте книги регулярно. Пусть чтение на ночь станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день!

После прочтения книги или сказки, поговорите с ребенком о ней, помогите малышу, которому еще трудно самому, сделать выводы из прочитанного. Но, ни в коем случае, не навязывайте своего мнения. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла.

Не бойтесь читать детям большие книги, по главе в день, например. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Не заставляйте насильно читать ребенка самостоятельно, пока он полностью не усвоит «технику» чтения. Иначе чтение может превратиться в «трудовую обязанность». Ребенок должен сам дозреть до своей первой книги. Если вы с детства ему читали книги, то это обязательно произойдет.

Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я.

Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь ваша личная детская книжка. Рассматривание и чтение ее со своим ребенком – отличный способ сблизиться с ним.

Как видите, ничего сложного в моих советах нет. Да и знают о них, наверное, все. Жаль только, что не все их выполняют, а потом с горестью восклицают: «Мой ребенок совсем не читает книг!»

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника- иллюстратора книги.

Просмотр содержимого документа
«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению.»

«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»

План беседы

Выбор книги для чтения.

Как надо рассматривать иллюстрации в книге.

Беседа с детьми о прочитанном.

Гигиена чтения.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. "Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”.

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ""Что читать детям"". Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике.

Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги.

Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.

Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному.

Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

Памятка для родителей

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Чтение книг открывает детям новый мир, обогащение новыми идеями, развитие внутреннего мира и, конечно, развитие воображения.

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда дети наотрез отказываются брать в руки книгу, не выпуская из рук свои гаджеты.

Как, в таком случае, действовать родителям, чтобы ребёнок полюбил книги?

Чтение вслух.

Это самый лучший способ привить любовь к чтению в раннем возрасте. Необходимо уделить 20-30 минут чтению ребёнку перед сном каждый день. Текст должен быть простым и понятным и содержать яркие и красочные картинки. Рекомендуются стихотворные сказки с забавными рифмовками и повторяющимися фразами и ребёнок, прослушав любимую сказку множество раз, будет читать её вместе с родителями. Когда малыш научиться читать самостоятельно, не стоит прекращать читать на ночь, а можно даже попросить его почитать что-нибудь. Маленькие дети часто интересуются ещё сложными для них книгами, и не прочь послушать увлекательные истории в исполнении родителей. Несомненно, чтение вслух развивает устную и письменную речь ребят, вдобавок пополняет их словарный запас.

Объяснение значения незнакомых слов.

Если в книге встретилось незнакомое слово, необходимо обсудить с ребёнком его значение. Например, персонаж попадает в место под названием «дворец», следует спросить ребёнка, что, по его мнению, это слово может означать. Когда родитель не совсем уверен, что малыш в полной мере понимает сюжет книги, в таком случае придётся пояснять происходящее своими словами. После прочтения книги, обязательно нужно обсудить и проанализировать её. Можно начать с основного – названия книги. Спросить, что дети о нём думают, об авторе, рисунке на обложке. Затем поинтересоваться, понравились ли герои, их поведение и поступки, почему. И, конечно, пусть малыш поделится, что, по его мнению, понравилось больше всего, а что нет и почему.

Поход в библиотеку.

Если ребёнок не записан в библиотеку, обязательно нужно сделать это. В отделе детской литературы библиотекарь предложит различные книги, которые, возможно, покажутся интересными детям.
Частое посещение библиотеки только мотивирует к чтению ребёнка. Если не получается подобрать книги, подходящие возрасту ребёнка, то можно обратиться за советом к библиотекарю. Пусть ребята выбирают книги по душе – если им нравятся книги о фокусах, волшебстве или танцах, то не стоит смущаться. Уделить чтению пару свободных минут – не проблема. Главное делать это регулярно. Не менее важно, быть примером для своего чада. В доме всегда должны быть журналы, книги, газеты и ребёнок видел, что их читают. Находясь в библиотеке и оформляя книгу ребёнку, неплохо было бы взять что-нибудь и на свой вкус.

Сказки становятся явью

Читая сказку на ночь, голос не должен быть сухим и монотонным, нужно самому поверить в написанное. Ребёнку будет гораздо интересней следить за происходящим, если разыграть перед ним целый спектакль: читать реплики героев, имитируя их голоса, издавать забавные звуки там, где нужно, петь, говорить страшным голосом, если на пути повстречался злодей. Любая история станет гораздо увлекательней, когда её выразительно читают. Однако, не нужно зацикливаться на одном жанре – ребёнок должен познакомить с различными видами литературы: фантастика, стихи, мифы, сказки, даже комиксы могут понравиться детям.

Методы, характерные для старших детей

Как правило, у детей постарше очень мало свободного времени. Их отдают в различные кружки и секции. И, кажется, времени на чтение совсем не остаётся, да и не это сейчас важно, по мнению родителей. Но не стоит так думать.

  1. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок обменивался своими книгами, журналами с друзьями.
  2. Немногие семьи организовывают книжный клуб. Но было бы интересно и познавательно, если бы дети собирались один или два раза в месяц и делились впечатлениями о прочитанной книге, обсуждали литературные новинки.
  3. Можно использовать различные игры. Например, составление рассказов: дети пишут на бумаге по одному слову, фразе или предложению, чтобы в итоге получился связный текст. Затем прочитать всем то, что получилось.
  4. Чтение по ролям. Для этого понадобится интересный рассказ, пьеса, костюмы из подручных материалов и хорошее настроение. Ребята распределяют роли и демонстрируют пьесу.

В век интернета, телефонов, видеоигр родителям сложно оторвать своих детей от монитора и заинтересовать обычным печатным изданием. На сегодняшний день именно книги обеспечивают увлекательное времяпровождение в свободное время и результатом чего является высокая успеваемость в учёбе.

Из опыта работы психолога Селищевой Лидии Михайловны , Арт - терапевта речевого центра «Логос», руководителя студии творческого развития «Беби - АРТ»

В мир литературы ребенка приводят семья, школа. На сегодняшний день, к сожалению, значительно снизилось влияние книги на развитие детей. Ведь чтение книги развивает самостоятельное и нестандартное мышление, умение анализировать информацию. Семья должна вовремя научить ребенка полюбить чтение.

Если к книгам в семье относятся с уважением и любовью, то есть надежда, что и у ребенка появится интерес к литературе. Помимо этого с детьми необходимо обсуждать прочитанное, объяснять про добро и зло, преданность и предательство, смелость и страх. Без этого невозможно формирование образности речи и мировосприятия, индивидуальной системы ценностей у ребенка.

Необходима совместная и постоянная деятельность взрослого и ребенка - чтение вслух и диалог о прочитанном. Рассматривать и читать детские журналы, слушать, воспроизводить отдельные части текста, обсуждать с ребенком прочитанный эпизод — это основная деятельность для развития интеллекта.

У ребенка идет постепенное формирование любимой литературы, которая с возрастом расширяется и видоизменяется. Некоторые книжки читаются каждый день. Одни произведения ребенок забывает, но когда через определенное время их вновь читают ему, то на события и героев книги он смотрит совсем другими глазами. При постоянном чтении малыш многое цитирует наизусть, поправляя невнимательного взрослого и комментируя текст. Часто сам пересказывает текст, играет в понравившихся героев (может их рисовать, лепить, показывать в «кукольном театре»).

При этом чтение у взрослого должно быть выразительным, четким, разнообразным в интонации, с совместными комментариями, а литературу нужно выбирать разнообразную и сложную.

Очень часто родители не читают сложных, на их взгляд, текстов, чтобы не отбить интерес ребенка к литературе. Однако психологами речевого центра «Логос» доказано, что бояться читать и разбирать сложных произведений не стоит. При первом чтении можно чуть-чуть упростить текст, потом, не раз возвращаясь к нему, показывать малышу на новые детали снова и снова. Тогда развивается его восприятие, увеличивается опыт, формируется интерес к новой книге и желание читать. Групповое чтение — это лучший способ организации семейного досуга.

Чтение и изобразительное искусство

В творческом развитии читателей большую роль играют дополнительные занятия, которые разработаны в липецком речевом центре "Логос". Множество направлений деятельности, разнообразие целей и задач объединяются в активном использовании методов и приемов, направленных на развитие детского творчества. Специалисты центра показывают продуктивность программ, которые развивают свободное чтение и творчество у детей как способность нестандартно мыслить и расширять кругозор.

Изучая проблемы чтения у детей, в центре "Логос" пришли к интересному решению - объединить чтение и рисование. Это разные, но очень необходимые занятия в жизни каждого ребенка. С первого взгляда такое объединение казалось невозможным, но при разработки программы стало понятно, что эта идея дееспособна и в будущем принесет свои плоды.

Специалисты для обучения детей проделали массовую подготовительную работу: собеседование с каждым желающим ребенком, анкетирование, разделение на возрастные группы, разработка программы и составление календарного плана в каждой группе, распространение рекламных листков для родителей. В результате, в январе 2008 года открылась студия творческого развития ребенка "Беби-Арт". Занятия проводятся 2 раза в неделю в четырех возрастных группах от 2,5 года до 7 лет.

На уроках в студии творческого развития дети попадают в мир искусств: художественной литературы, музыки, рисования. Но причем здесь книги? Дело в том, чтобы раскрыть то или иное понятие в искусстве, необходимо прочитать книгу. Она помогает детям запоминать определенные термины, названия произведений, даты, имена известных людей, важные события. Кроме того, книги служат ориентиром дальнейшего творчества ребенка.

Основной целью занятий студии "Беби-Арт" является развитие у детей постоянного интереса к книгам, как к источникам знаний. Здесь объединили усилия психологи и педагоги, логопеды и родители, создавая все условия для преобразования литературного опыта в творческое развитие личности, умеющая анализировать произведение. Специалисты воспитывают будущего человека с широким кругозором и творческим мышлением, который умеет увидеть красивое в мире, владеет навыками рисования и сможет достойно оценить произведения искусств.

Основываясь опытом работы студии, можно с уверенностью сказать, что изобразительное искусство как культурное достояние, напрямую или косвенно связано с чтением книг. Несмотря на свою простоту, рисование открывает широкие возможности для самовыражения личности. Для ребенка такая деятельность не только интересная и увлекательная, но и полезная, ведь развивается весь организм: глаза, руки, осязание, мышление. Простота и доступность рисования делает малыша независимым от взрослого.

Поэтому относится к рисованию, как к деятельности с ребенком необходимо чаще, чем игре с ним. Ведь в играх малыш копирует в действиях кого-то, а в изобразительном искусстве он показывает себя, своих близких, передает свое настроение. Здесь он автор, а это основная и активная позиция по сравнению с ролевой игрой.

Для ребенка его рисунки являются важным этапом проявления себя как творца. С каждым следующим рисунком малыш все более полнее и ярче показывает себя. Особенно интересно видеть в картинах детей авторское прочтение произведений. Создавая рисунок, ребенок становится оформителем и иллюстратором. Обязательно под каждым рисунком необходимо писать его название, как формулирует это сам ребенок.

Во время занятий с детьми проводят беседы о прочитанном, где они в свободной форме выражают собственное мнение. На уроках читаются и разбираются произведения писателей: Пушкин А., Маршак С., Михалков С., Барто А., Хармс С., Бианки В. Психолог - Арт - терапевт применяет элементы диалогового обучения, в котором на вопросы детей отвечает советом использовать ту или иную технику в изобразительной деятельности. Поэтому дети без затруднений выполняют творческие задания, в которых объединяются разные искусства, используя новые виды техник и художественные материалы.

Главная задача каждого урока - сформировать у детей умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать их в цвете, выражая свои эмоции, подчеркнуть важность того или иного, передавая размер изображения. В начале занятия сообщается тема, после чего проходит беседа с детьми. Пересматривается литература в наличии и приносятся новые книги, которые соответствуют теме урока. При этом место выставки работ оформляется в стиле, соответствующем теме занятия.

Например, работы по теме "Светлый праздник Пасхи" выставляются среди вышитых полотенец, плетеных корзинок и колоритных расписанных тарелок. Далее читаются произведения и проводится подробный анализ текстов. В беседе дети отвечают на вопросы и высказывают свои мнения о прочитанном. Чтобы закрепить эмоциональное состояние ребенка, урок проводится в сопровождении негромкой музыки, показываются репродукции художников, соответствующих теме занятия.

К такому проведению подтолкнул материал преподавателя кафедры логопедии ИСПиП имени Валленберга и редактора журнала "Дошкольная педагогика Н.В. Нищевой "Четыре времени года", в котором разработаны конспекты уроков для развития речи и эмоций у детей при рассмотрении произведений живописи. В пособие входят подборка цветных репродукций знаменитых художников, а также диск с классической музыкой и звуками природы.

Далее еще раз напоминаются этапы с последовательностью выполнения задания. В беседе с детьми, для развития у них воображения, важно говорить об основной идее рисунка, главном персонаже, цветовой гамме. На основании этого описания дети лучше представляют свой рисунок. Гармоничным и полезным станет применение поэтических произведений. Поэзия создает в воображении необходимый образ, развивает эмоциональность.

Специалисты, психологи, воспитатели речевого центра «Логос» и студии арт-терапевтической разгрузки, а также родители прилагают все усилия для развития творчества у детей, формирования у них интереса к чтению и окружающему миру. Психологи разрабатывают разнообразные темы и программы обучения, внедряя новые методы и формы работы с детьми. Коллектив речевого центра «Логос» заинтересован в развитии творчества детей, совершенствуя при этом воображение и фантазию с помощью чтения произведений.

Родительское собрание.

Тема: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению».

Подготовила:

учитель начальных классов

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат о. Муром»

Опарина Ирина Владимировна.

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

    Осмысление важности приобщения ребенка к систематически осознанному чтению.

    Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

    Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.

    Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

ХОД СОБРАНИЯ.

I . Вступление.

«Прощайте, друзья!» - сказал, глядя на свою библиотеку, Пушкин, когда привезённый после дуэли домой и положенный в своём кабинете, он узнал от доктора о том, что жизнь его в опасности.

Может ли кто – нибудь из нас так обратиться к книгам?

Хотели бы вы, чтобы книги стали друзьями ваших детей?

Меняются времена, идеалы, нравственные ценности. Изменилось ли отношение к книге? Нужна ли сейчас книга ребёнку, взрослому?

Какова роль книги в настоящее время? (учить, воспитывать, времяпровождение)

Как относились к книгам в вашей семье?

На Руси детскую книгу сравнивали с материнским молоком, ключом, открывающим двери в сокровищницу мудрости, с лестницей, ведущей к вершинам образования.

II . Чтение основной учебный предмет и общеучебный навык.

В нашей школе предмет называется чтение и развитие речи. Задачи предмета на каждом этапе различны.

Программные требования к навыку чтения: осознанное, правильное, выразительное, целыми словами.

Проводятся уроки внеклассного чтения с целью формирования интереса к книге и положительного отношения к самостоятельному чтению.

III . Педагогическая ситуация.

(ситуация инсценируется учащимися 5 класса)

Родитель: (входит в учительскую)

Кому это я тут понадобился? (обводит взглядом учителей)

Учитель: Здравствуйте, Иван Иванович. (встаёт навстречу)

Я учитель вашего сына. Я пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Пете преодолеть трудности по чтению.

Родитель: Извините, вы – учитель. Я отдал вам своего сына, вы его и учите. Чтение – это ваша работа. Я со своей справляюсь и никого на подмогу не зову.

Учитель Охотно верю. Однако воспитание вашего сына, это не только моё дело, но и ваше. Школа не всегда может…

Родитель: А я могу? Работаю с утра до ночи. Моё дело кормить, а ваше – воспитывать!

Согласны ли вы с такой позицией? Почему? (Это наша общая задача)

IV . Что значит «уметь читать»?

Какой смысл вы вкладываете в понятие «уметь читать»? (широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя)

Пока ребёнок маленький в основном он слушатель, взрослые читают ему книжку. Но ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать.

Можно ли ребёнка назвать настоящим читателем? (нет, не каждый взрослый им является)

Сможет ли ребёнок самостоятельно вырасти в читателя с большой буквы? (без помощи взрослого не справится с этой задачей)

V . Результаты анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1 Есть ли у тебя дома твои детские книги?

4 Читают ли в вашей семье книги вслух?

5 Хвалят ли тебя родители, когда ты читаешь?

6 Какую книгу ты недавно читал дома, с кем ты её читал?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1 Есть ли у вас дома детская библиотека?

2 Как вы отбираете для неё книги?

3 Какие книги любит ваш ребёнок?

4 Какие формы работы с книгой вы используете?

(самостоятельное чтение, чтение вслух, чтение взрослых для детей, рассматривание книг, беседа по прочитанному, иллюстрирование, посещение библиотеки, совместная покупка книг и др.)

5 Как вы формируете круг детского чтения?

Мы часто оставляем ребёнка один на один с книгой. Все дети любят слушать чтение и не следует развивать у них ненависть к книгам. Надо помочь им переступить эту трудную для них ступеньку.

VI . Воспитательная среда.

Необходимо руководить чтением детей. И это руководство должно быть личностно направленным.

Для ребёнка необходимо создать зону ближайшего развития, обеспечить книжное окружение «на вырост».

Задача первого этапа – развить интерес, внимание к книге на столько, чтобы ребёнку хотелось читать самому.

    Эффективно чтение – рассматривание , чтобы ребёнок систематически узнавал новые книги. Именно знание рождает интерес – это первый закон общения. Взрослый обеспечивает общение с книгой, чтобы она «заговорила».

Без своевременной поддержки может возникнуть боязнь чтения как процесса и даже устойчивое нежелание читать.

    «Громкие чтения.» , т. е. чтение вслух, в семье, обеспечивают всем читающим единство книжных интересов, так как общие переживания, размышления, споры над книгой сближают.

    Взрослый читает книгу вместе с ребёнком , а не наоборот.

    Какую книгу ребёнок читает с большим интересом – домашнюю или библиотечную?

Требования к книгам для начинающих читателей (выступление школьного библиотекаря)

VII . Какие приёмы помогут сформировать интерес ребёнка к чтению.

(обсуждение)

Громкие чтения;

Видеть читающих родителей;

Прерванное чтение;

Чтение с обсуждением;

Видеть любовь к книге в семье;

Работа с иллюстрацией;

Посещение библиотеки;

Чтение на ночь.

Часто ли ребёнок видит вас с книгой в руках?

Интересуетесь ли вы впечатлениями детей о прочитанных книгах?

VIII . Опыт семейного воспитания.

Выступление родителя. (Имеется домашняя библиотека, небольшая, но в ней любимые книги сына, много стихов. Эти книги читают в семье вместе. Ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанных книгах.)

I Х. Анализ техники чтения учащихся класса.

Выступление логопеда.

Х. Советы.

Памятка для родителей.

1. Читайте детям вслух.

2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием.

3. Почаще берите детей с собой в библиотеку.

4. Подпишитесь на журналы для ребёнка.

5. Выделите специальное место для чтения.

6. В доме должна быть детская библиотека.

7. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

8. Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых стихов.

9. Разгадывайте с детьми кроссворды.

10.Пусть дети читают младшим братьям и сёстрам, друзьям и родственникам.

11. Поощряйте чтение вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

12. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

14. Читайте детям вечером, перед тем как им уснуть.

Х I . Итог.

От нас, взрослых, зависит, каким читателем станет ребёнок.

Литература для учителя:

    Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996.

    Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003.

    Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решении. – М., 1998.

    Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

    Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

    Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.

    Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.

    25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

    Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006.

Литература для родителей по детскому и семейному чтению:

    Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.

    Гладких Л.П. Воспитание сказкой

    Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.

    Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.

    Ильин И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.

    Крячко А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2003.

    Пришли мне чтения доброго… Хрестоматия для семейного чтения. – М., 2001.

    Русские поэты – детям. – М., 1980.

    Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.



Поделиться