Какие части нельзя отрезать при фотографировании. Используем режим наложения сетки кадрирования

Самая частая ошибка у тех, кто только начинает заниматься фотографией, — неправильное кадрирование. В итоге люди получаются на снимках с обрезанными кистями рук, на заднем плане фотографии видны фрагменты чьих-то человеческих тел.

Тогда как нужно уметь правильно кадрировать изображение, и делать это в зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести на зрителя своим портретом. Портрет нужно снимать длиннофокусным объективом или полтинником.

Снимая портрет, фотограф старается передать внутренний мир человека. А для того, чтобы зритель проникся симпатией к нему, автору фотографии нужно почувствовать свою модель, а для этого ему нужно пообщаться с ней, понять, что это за человек, чем он живет, что его волнует в жизни. Фотографу сначала нужно «раскрыть» портретируемого, и лишь потом нажимать на кнопку спуска.

На лице портретируемого, снятого крупным планом, всегда будут видны дефекты кожи — различные прыщики, морщинки и т.д. Если человек устал или плохо себя чувствует. На портрете, снятом крупным планом все это будет очень заметно и мало кому понравится. Фокусироваться нужно всегда по глазам. При этом глаза должны находиться в зоне идеальной резкости.

Правило направления

Если человек на портрете смотрит в «глухую стену» границы кадра – зритель в этом кадре чувствует себя неуютно. Вот поэтому и для взгляда портретируемого нужно оставлять в кадре немного «воздуха».

Правило третей

Если при съемке портрета вы решили обрезать макушку головы, фотографируйте в вертикальном положении кадра так, чтобы глаза модели располагались на воображаемой линии, делящей кадр на три части. Так вы сделаете их более выразительными.

Если же вы вводите в портрет кисти рук человека, обрезать их ни в коем случае нельзя.

Поясной портрет — самый популярный и распространенный. Так фотографируют друзей и родных для семейного альбома. Только не обрезайте руки по локоть.

Если в кадр решили включить в портретное фото ноги человека, никогда не обрезайте их по линии колен. Выше — можно. Ниже — тоже. В случае портрет чуть ниже колен внимание зрителя с глаз человека уже переключается на его фигуру в целом: красивые изгибы фигуры, рук, ног модели. В таком варианте портрета Тут тоже нужно поработать с позой. Попросите портретируемого принять удобное ему положение тела. Пусть он развернется в вашу сторону, например, боком и повернет голову в сторону объектива. Возможно, модель будет хорошо смотреться с руками, согнутыми в локтях.

В таком виде портрета фотографы очень часто допускают одну ошибку. Заключается она в том, что человека снимают широкоугольным объективом, так как он не умещается в кадр в полный рост. Чаще всего так поступают из-за нехватки места в помещения. При съемке широкоугольником очень сильно искажаются пропорции человека, а завалы по углам кадра становятся чересчур заметными.

Портрет в полный рост обычно снимают, когда хотят рассказать о профессии, привычках, манерах поведения портретируемого. Если вы фотографируете женщину, особенно молодую, стройную и красивую, то было бы очень хорошо, если бы она была в обуви на высоком каблуке. В таком случае ее ноги визуально зрителю кажутся несколько длиннее.

Кадрирование – это оптимальный выбор ракурса, точки и направления съёмки, позволяющий сфокусировать внимание зрителя на самом важном объекте кадра.

Современная техника и программное обеспечение позволяют кадрировать изображение по вашему желанию уже после съёмки при последующей обработке. Но многие профессиональные фотографы, как например, легендарный мастер Анри Картье-Брессон, уверены, что кадрирование следует делать исключительно во время процесса съемки, а готовый кадр изменять нельзя.

Фотография в отличие от прочих видов графического искусства, ограничена рамками пространственных измерений, которые вмещает кадр. Двухмерность пространства на снимке контролирует и в итоге влияет на возможную композицию. Поэтому знать основные правила и особенности кадрирования необходимо даже новичкам, не говоря уже о профессиональных фотографах.

Размеры кадра

Ранее, когда снимки делались на плёночные фотоаппараты, основным и наиболее распространённым был формат 3:2, который соответствовал формату 35-миллиметровой плёнки. После тотального замещения старых плёночных камер цифровыми, формат кадра претерпел изменения, теперь наиболее популярным является соотношение сторон 4:3. Фотографии такого формата наиболее удачно смотрятся на экранах компьютеров и прочих электронных устройствах.

Горизонтальное или вертикальное кадрирование?

Зрение человека гораздо легче воспринимает горизонтально ориентированные изображения, эта особенность является основополагающей причиной того, почему большинство фотографий профессиональными фотографами делаются именно в горизонтальном ракурсе. К тому же, держать камеру горизонтально удобнее, чем вертикально, да и не все позволяют сделать наклон камеры ровно под 90 градусов.

Но вертикальная ориентация кадра позволяет придать снимку особый смысл, глубину, особенно если объект съемки вытянут вертикально.

Когда встаёт вопрос выбора: горизонтальное или вертикальное кадрирование, — основывайте своё решение только на расположении самого объекта съёмки.

Основные элементы изображения

Глядя на любой снимок, мы первым делом обращаем внимание на наиболее интересный объект. Но особое расположение тех или иных деталей изображения позволяют переключить взгляд на то, что хочет показать нам фотограф.

Имеются общие особенности восприятия человеком изображенных на фотографии объектов. Так, самым первым, на что посмотрит каждый зритель, разглядывая – это глаза и рот. Выражение лица модели даст нам ответ на вопрос об эмоциональной окраске фотографии. Если на портретном фото есть надписи (пусть даже на иностранном языке), то они привлекут взгляд во вторую очередь, так как это ещё один информационный источник.

Кадрирование - выбор направления съёмки, ракурса, угла зрения для оптимального размещения объектов съёмки в кадре. Рассмотри правила кадрирования, которых придерживается известный британский фотограф Майкл Фриман.

Анри Картье-Брессон уверен, что кадрировать следует исключительно во время съёмки. Готовый же кадр изменениям не подлежит. Сейчас же, в условиях, когда фотоаппараты оснащены дисплеями и создано множество средств постобработки, это утверждение потеряло актуальность.

Кадрировать уже готовую фотографию стало проще, хотя есть профессионалы, до сих пор согласные с мнением классика.

Проследим, как на вопрос кадрирования отвечает известный фотограф Майкл Фриман.

Как утверждает Фриман, цифровая фотография предполагает множество вариантов обработки и реализации фантазии мастера. Уже готовому изображению можно придавать абсолютно новый, до этого незапланированный вид. Например, из общего пейзажа выделить отдельную деталь.

Всегда при кадрировании помните о сжатии, берите изображение высокого разрешения. Будьте осторожнее, ведь при увлечении кадрированием можно вообще перестать думать о построении композиции кадра во время съёмки. “Важно не думать о кадрировании как о панацее от недостатков композиции или о поводе быть небрежным при съёмке”. Например, на представленном ниже фото центральный объект - автомобиль. При этом расположение линии подъезда и вывески придаёт кадру глубину.

При съёмке всегда важно держать в голове то, что вы хотите показать в кадре. Проиллюстрируем это на примере фотографии макового поля (поместье Bouches-du- Rhone, Франция). Несмотря на то, что большую часть кадра, центральную позицию здесь занимает яркое раскидистое дерево, все-таки главный объект - маки. Майкл посчитал нужным включить в изображение дерево и дом, проглядывающий сквозь ветви, а не просто одно поле, что было бы скучно.

Как итог - картина цветущих маков вблизи от жилья.

Как утверждает Майкл Фриман, вертикальное кадрирование нуждается ещё в большей внимательности. Чтобы зритель видел связи между элементами композиции, фотограф должен уметь их выделять.

Это удачный пример правильного кадрирования. Здесь выделен главный объект - замок, но в тоже время представлена местность в целом: два доминирующих цвета - жёлтый и зелёный, дорога в центре кадра, мост, жилые дома, отражение в воде - создают целостное впечатление от увиденного, придают выразительности пейзажу, показывают его с нескольких ракурсов.

По мнению Фримана нужно даже при съёмке единственного объекта в кадре всегда выбирать оптимальный вариант: “Нужно немедленно решить: приблизиться ли, чтобы объект заполнил весь кадр, или отдалиться, чтобы стало видно то, что его окружает”.

Определяя главный объект в кадре, фотограф должен в первую очередь знать какую идею он доносит до зрителя, что хочет сказать, какие чувства и эмоции передать.

Чем объект съёмки крупнее, тем больше деталей можно показать. Оригинальный, интересный объект занимает главенствующее место в кадре. Это относится к редким животным, растениям, сувенирам и в первую очередь к портретам. Особенно - представителей разных национальностей.

Задавайте себе вопрос: что я хочу показать зрителю? Обратите внимание на две похожие фотографии долины Дималу (Китай)

Наглядно видно как наличие домов в кадре меняет восприятие.

Ещё один фактор - окружение центрального объекта съёмки. Фон всегда важен. Он определяет масштаб главного объекта, привносит в фотографию дополнительные сведения о его деятельности.

Немаловажно учитывать и то, какое впечатление фотография должна произвести на зрителя. Например, при расположении объекта съёмки во весь кадр впечатление от него будет больше.

На первый план выходят технические нюансы - размер, фокусное расстояние объектива. Крупные объекты во весь кадр производят большое воздействие на зрителя.

Важное значение играет и соотношение формы объекта и формата кадра. Не делайте ограничений для взгляда зрителя. Небольшое пространство вокруг объекта съёмки для свободного движения взгляда должно быть всегда.

Самое простое при фотографировании - разместить объект съёмки посередине, но тем самым вы делаете кадр предсказуемым и лишаете его оригинальности. Хотя этот вариант в большинстве случаев наиболее предпочтительный.

Одна из главных дилемм фотографа - сделать оригинальный снимок, но при этом разумно обосновать выбранную композицию. Например, на фото ниже объект съёмки смещён, чтобы второй план с горным пейзажем полностью уместился в кадре.

“Если вы поместите объект в углу пустующего кадра, то для этого нужна весомая причина, иначе композиция станет просто уродливой”, - слова Фримана. Кадрирование и композиция идут рука об руку, выражая мысли фотографа. На ниже приведённом фото внимание зрителя акцентируется на лодках за счёт большого количества воды в кадре.

Место размещения объекта зависит и от размеров. Например, как на снимке ниже. Здесь важно было показать необычное расположение хижин, стоящих посреди моря Сулу в районе Филиппин. Фокусное расстояние и место расположения объекта выбрано так, чтобы размеры домов были очевидны.

На фото ниже благодаря смещению фигуры ребёнка левее центра, кадр вмещает дополнительное пространство, а блики на воде создают дополнительную выразительность.

Деление кадра часто определяет линия горизонта.

Она может быть и размытой, что акцентирует внимание на объекте переднего плана.

Расположение объектов съёмки слева направо от крупного к мелкому логично для движения взгляда.

Способ деления кадра ограничен лишь фантазией. Единственное о чём надо помнить - взаимосвязь объектов не должна теряться. Иначе при неудачном делении планов выразительность кадра исчезает. “Любой вариант деления кадра представляет собой решение задачи выбора оптимальных пропорций, занимавшей умы художников в разные периоды истории”, - делает вывод Майкл Фриман.

Беспроигрышный вариант - деление по геометрическому принципу.

По мнению Фримана, фотографам не целесообразно придерживаться правила “золотого сечения”: при делении целого на две неравные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот. Это актуально для художественного искусства.

У фотографов в приоритете интуитивный способ кадрирования. Фриман утверждает: “Самый действенный подход к делению кадра на части - натренировать глаз, познакомившись с нюансами гармонии в разных пропорциях”.

Также он подчёркивает: “Пропорции вызывают определённые реакции у зрителя, независимо от того, соблюдены они или нет”.

“Кадр в кадре” своего рода клише, но если подойти к фотографированию с фантазией, то кадр получится удачный. Этот приём усиливает многомерность. Зритель получает подробную картину, наблюдая один план через другой.

“У фотографии - реалистичные корни”, - говорит Фриман, поэтому двумерность пространства в кадре важна. Рамки в кадре как окна, через который заглядывает зритель. Вольные трактовки сцены при этом сводятся к минимуму, поэтому этот принцип популярен в журналистике и документалистике.

Кадрирование - только одна составляющая удачной фотографии. На результаты влияют и композиция, и освещение, и авторский стиль.

Обычно те, кто только начинает заниматься фотографией, совсем недавно взял в руки фотоаппарат, идут на поводу у своего собственного подсознания. Работают, как принято говорить, на вдохновении. И в итоге порой получают достаточно нелепые снимки, на которых у человека краем кадра обрезаны руки, ступни, края лица… А иногда «фрагменты человеческих тел» - «отдельно взятые» руки, ноги и пр. видны на заднем плане фотографии.

Когда зритель рассматривает портрет человека, он первым делом обращает внимание на глаза изображенного на фотографии. После чего его внимание переключается на эмоциональную составляющую снимка, затем - на выражение лица портретируемого. После всего этого взгляд зрителя переходит на треугольник, образованный руками и лицом модели. И только после всего этого внимание рассматривающего фотографию начинает привлекать поза изображенного персонажа. Если в кадре присутствуют какие-либо животные, на них человек обращает внимание лишь после того, как внимательно вглядится в глаза главного героя снимка. Вот почему нужно уметь правильно кадрировать изображение, и делать это в зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести на зрителя своим портретом.

Лицо. От середины лба до середины шеи

Работая над композицией портрета крупным планом, фотограф в первую очередь старается передать внутренний мир человека. А для того, чтобы зритель понял этого человека, проникся к нему доверием и симпатией, автору фотографии нужно почувствовать свою модель, а для этого ему нужно пообщаться с ней, понять, что это за человек, чем он живет, что его волнует в жизни. Короче, фотографу сначала нужно «раскрыть» портретируемого, и лишь потом нажимать на спусковую кнопку фотоаппарата, делая снимок.

Кадрирование портрета крупным планом - это, пожалуй, самое ответственное из всех видов кадрирования в портретной съемке. Дело в том, что на лице портретируемого при крупном плане всегда будут видны дефекты кожи - различные прыщики, морщинки и т.д. А так же асимметрия лица, да и вообще физическое состояние модели. Возможно, человек очень устал. Или немного нездоров, плохо себя чувствует. На портрете, снятом крупным планом, все это будет очень хорошо читаться и понравится далеко не каждому. Фотографу тут очень важно постараться не упустить любую мелочь, которая может кардинальным образом испортить портрет. Например, фокус настроенный не на ту точку будет очень заметен зрителю. Вот почему фокусировать объектив нужно всегда исключительно по глазам. Оба глаза и нос в портрете обязательно должны быть в зоне четкой резкости.

Голова и плечи. На снимке - голова и участок чуть ниже ключиц

Если в портрете такого плана вы обрежете у человека макушку - это будет смотреться очень нелепо. Таким портретом его автор выражает свое отношение к портретируемому. Вот поэтому тут тоже очень важно правильное кадрирование. И фотографировать в этом случае нужно с уровня глаз модели.

Голова и грудь. На портрете - голова человека и его тело по линию, которая проходит чуть ниже груди.

Портрет с таким планом уже не смотрится так интимно, как первые два варианта. Но про глаза тут тоже ни коим образом нельзя забывать. Они, естественно, непременно должны находиться в зоне идеальной резкости. Если вы вводите в такой портрет кисти рук человека, то внимание зрителя к ним становится особенно пристальным, можно даже сказать, что оно удваивается. Вот поэтому обрезать кисти рук ни в коем случае нельзя. И не забывайте про треугольник «глаза - кисти рук», про который мы сегодня уже говорили.

Поясной портрет. То есть человек в кадре изображен по пояс

Это, пожалуй, самый популярный и распространенный план изображения человека на фотографии. Человека, сфотографированного по пояс, мы можем увидеть на самых разных фотографиях. Именно в таком виде чаще всего фотографируют своих друзей и домашних для семейного альбома. Тут тоже нельзя забывать про обрезку рук. Ни в коем случае не обрезайте руки по локоть.

Стоит сказать и о линии таза. Если человек обрезан границами кадра по этой линии, то такой его вид не всегда приятен.

Портрет чуть выше колен

Если в кадр ввести ноги человека, то это придаст фотографии некоторую динамику. Главное тут - никогда не обрезайте ноги конкретно по линии колен. Выше - можно. Ниже - тоже. Но конкретно по коленочкам ну никак нельзя. Это просто некрасиво получается. Чересчур вытянутые в сторону фотокамеры или наоборот, в обратную сторону, руки портретируемого, будут выглядеть искаженно по отношению ко всему телу модели. В таком портрете позу и жесты портретируемого нужно продумывать особенно тщательно. Портрет подобного плана рекомендуем снимать с уровня подбородка модели.

Портрет чуть ниже колен

В таком портрете динамика прослеживается в ещё большей степени, нежели в том портрете, который мы описали выше. В этом случае фотограф может эффектно показать красивые изгибы фигуры, рук, ног модели. В таком варианте портрета внимание зрителя с глаз человека уже переключается на его фигуру в целом. Тут тоже нужно поработать с позой. Попросите портретируемого принять удобное ему положение тела. Пусть он развернется в вашу сторону, например, боком и повернет голову в сторону объектива. Возможно, модель будет хорошо смотреться с поднятыми руками. Или руками, согнутыми в локтях.

В таком виде портрета фотографы очень часто допускают одну ошибку. Заключается она в том, что человека снимают широкоугольным объективом. Чаще всего так поступают из-за нехватки места в помещении, когда фотографируемый не умещается в кадр в полный рост. Проще говоря, при помощи излишнего зуммирования фотограф как бы искусственно удаляет его от себя. При съемке широкоугольником очень сильно искажаются пропорции человека, а завалы по углам кадра становятся чересчур заметными. Портрет нужно снимать длиннофокусным объективом или хотя бы штатником с фокусным расстоянием примерно 50 миллиметров.

Портрет в полный рост

В таком формате фотографии характер портретируемого можно показать уже достаточно полно. Зритель уже реально может почувствовать, чем живет человек, изображенный на этом портрете. Может даже догадаться о его профессии, привычках, манерах поведения… Но нужно учитывать и то, что далеко не каждый человек может раскрыться в своих позах, жестах, мимике. Если вы фотографируете женщину, особенно молодую, стройную и красивую, то было бы очень хорошо, если бы она была в обуви на высоком каблуке. В таком случае ее ноги визуально зрителю кажутся несколько длиннее.

Если в вашем снимке присутствует движение, то есть объект съемки движется в каком-то направлении, для этого движения нужно оставить в кадре какое-то место. Например, если девушка сфотографирована идущей по улице с правой стороны кадра в левую, то она должна находится несколько ближе к правой границе кадра. Таким нехитрым приемом мы достигаем как бы иллюзии пространства - зритель понимает, что девушка именно идет, и идет конкретно в ту сторону, где есть место куда, собственно, идти.

Точно такой же психологический принцип и работает в отношении взгляда портретируемого. Если человек на портрете смотрит в «глухую стену» границы кадра - зритель в этом кадре чувствует себя неуютно. Вот поэтому и для взгляда, и для движения нужно оставлять в кадре немного «воздуха».

Не нужно забывать, что изредка снимают портреты и более крупного плана, чем те, о которых мы сегодня говорили в самом начале нашего рассказа. На фотографии можно показать только лишь глаза человека, даже только губы или нос… Конечно, такие снимки уже трудно будет назвать портретами, но, тем не менее, работы такого плана бывают очень выразительными и эмоциональными. Тут все зависит от идеи, от замысла автора фотографии. Может быть, оставляя в кадре только лишь губы девушки, он хочет показать зрителю ее чувственность…

Не нужно границу кадра проводить по суставам или пальцам портретируемого. Если уж вы вводите в кадр кисть руки человека - то эта кисть должна быть видна в кадре полностью. Правда, некоторые известные и титулованные фотографы такие приемы изредка используют, и при этом им удается добиться хороших результатов… Но это уже можно назвать высшим пилотажем. Начинающим это делать не рекомендуем. Такие эксперименты - уровень избранных. Любой риск должен быть оправдан.

Ну, и, естественно нельзя не напомнить о том, что всё, о чем мы тут сегодня написали - есть истина в последней инстанции, что это непреложный закон, такой, например, как один из законов Ньютона. Это всего лишь рекомендации, не более того. Вы к ним вообще можете даже не прислушиваться…

Одно из важных отличий фотографа от художника в том, что художник включает в картину то, что хочет там видеть, а фотограф стремится исключить из кадра всё, что он там увидеть не хочет. Поэтому кадрирование редко бывает лишним. Тем более при съёмке портретов. Мы очень, даже те, кто не художники, очень чувствительны к изображению человека (да и вообще животных). Практически в любом кадре где есть человек, он будет рассмотрен в первую очередь. Во вторую очередь люди обратят внимание на зверушек, а уж потом на всё остальное. В человеке мы в первую очередь смотрим на глаза, на эмоциональную мимику, выражение лица. Потом взгляд какое-то время блуждает в треугольнике, образованном лицом и запястьями. Потом мы замечаем обшую позу. Если снято несколько человек, то мы ещё и посмотрим на выражения отношений между ними.

В зависимости от того, как мы скадрируем портрет, мы сделаем акцент на разных аспектах личности.

1. Начнём с фрагмента — «только лицо» . Глаза — зеркало души. Давая крупным планом лицо, мы сосредотачиваемся на внутреннем мире человека, проваливаемся в него и затягиваем туда зрителя. Для этого надо прочуствовать того, кого снимаешь и помочь ему раскрыться, а потом поймать момент истины. Это почти интимный кадр — ведь в нём даже не видно, одет человек или нет. Съёмка таким крупным планом — самая ответственная. Намного легче снять общий план в полный рост, где мелкие огрехи не видны. А на лице будет видно всё — и дефекты кожи, и лёгкая ассиметрия, и усталость во взгляде — даже ваше отражение в глазах может быть видно! Так что лицо снимаем тщательно-тщательно. Фокус также очень важен. Когда лицо во весь кадр, малейший уход фокуса будет очень заметен. Так что фокусируемся по зрачкам и делаем запас по глубине резкости, чтобы если лицо близко к анфасу, оба глаза были резкими, и был резким нос. Уши — ладно, на ваш вкус. Следим за композицией. Например, совершенно замечательный кадр может быть испорчен прядью, режущей глаз посередине. Примеряем все резкие пересекающие линии на себе, представляя, что это царапает нож. Больно? Не надо здесь резать.

0. На самом деле есть ещё более крупный план-фрагмент — отдельно глаза или губы. Такие кадры могут быть очень художественными, но они как правило безликие, не рассказывающие об этом человеке, а скорее выражающие какую-то общую концепцию. Например, губы могут выражать чувственность.

2. Классические «голова и плечи» . Всё ещё внутренний мир, но уже с примесью социальности. Здесь сразу видно, есть ли на человеке одежда. Плечи хорошо выражают отношение человека, поэтому кадрируем так, чтобы сохранить их выразительность. Как правило, линия обреза идёт ниже ключицы. Сверху же кадрирование идёт выше головы — обрезка макушки уже ничем не оправдана. Да, есть хорошие кадры с такой обрезкой: например, женщина, кормящая грудью младенца. Но во-первых всегда бывают исключения, а во-вторых главный в таком кадре — младенец, на него и акцент. Снимаем с уровня глаз. Точнее начинаем съёмку с этого уровня, а дальше смотрим, какая высота камеры лучше для модели в этом случае. Это же касается и всех подобных рекомендаций в последующих пунктах.

3. «Голова и грудь» . Мы уже отошли на безопасную дистанцию от внутреннего мира и в душу не лезем. Глаза для нас по-прежнему важны (они всегда важны), но основная игра у нас — положение головы и рук. Суставы бережём, не режем. Если в кадре появляются кисти рук, удваиваем внимание. Съёмка рук — кистей и пальцев — очень непростая вещь. Не у каждого человека фотогеничные руки. Кроме того, кажущиеся естественными положения кистей на кадре могут выглядеть несколько странно. Например, ладонь, повёрнутая тыльной стороной может казаться очень огромной. Или при каком-то положении руки может возникнуть иллюзия, что у человека не пять, а всего четыре или три пальца. Смотрите на руки! И смотрите на треугольник, образованный кистями и глазами.

4. «Поясной портрет» . Человек в этом ракурсе виден в обычных ситуациях. Например, по телевизору. Он уже общается не только с нами, но и со всеми, кто есть рядом. На первый план выходят жесты. Правила всё те же — избегать обрезания по суставам. Отдельно скажу про тазобедренный сустав. Вообще то по нему обрезать тоже не рекомендуется. Но эта часть тела часто может быть прикрыта одеждой или замаскирована позой. Смотрите по обстоятельствам.

5. «3/4» выше колен. Тоже один из классических вариантов. Ноги добавляют активности, динамики, готовности к действию. Это ещё больше проявится в следующих двух вариантах. Сейчас же пока только намёк. Точка съёмки — как правило с уровня подбородка модели. Колени не трогаем — боже упаси обрезать по ним! Если руки-ноги вытянуты в нашу сторону или от нас, их пропорции исказятся. Хорошие кадры в этом случае очень редки (даже на плакате «ты записался в добровольцы?» использован «телевик» и рука согнута, чтобы палец не слишком далеко ушёл от груди). Опять же смотрим на жесты.

6. Тоже «3/4», но ниже колен . Ещё больше динамики и действия, ещё больше возможности для широких жестов руками. Человек общается с нами уже не глазами, тет-а-тет, а всем телом, фигурой. Поэтому здесь и в варианте «в полный рост» следим за общей игрой линий и контуров. Модель не должна стоять столбом или вытягивать руку, изображая подъёмный кран. Посоветуйте модели представить, что она стоит в дверном проёме раза в два шире модели. И она должна жестами, позой как можно более плотно заполнить этот проём. Цель в том, чтобы прямоугольник кадра был заполнен более-менее равномерно.

Начиная с этого момента многим фотографам не хватает размера студии и они впадают в тяжкий грех — переключаются на широкоугольники. Не делайте этого! В большинстве случаев пропорции тела будут неприятно искажены, какую бы точку съёмки вы не выбрали. Ищите варианты, снимайте на улице — но используйте телевик от 50 мм в 35мм эквиваленте. Начальная точка съёмки — с уровня груди. Впрочем, чем телевиковей будет объектив, тем меньше это будет иметь значение.

7. «Портрет в полный рост» — тоже классика. Их три, «классики» — «голова с плечами», «3/4» и «в полный рост». Здесь мы показываем человека целиком — что-то общее про него, как он живёт в этом суетном мире, как общается с ним. Далеко не все люди хорошо снимаются в этом ракурсе. Наверное потому что не все умеют правильно жить… Здесь важен общий силуэт и настрой позы. Неправильно повёрнутая нога может выглядеть очень комично, особенно стопа. Стопы — очень выразительные части тела. Женщины удлиняют икры засчёт туфель с каблучками — но красиво это будет выглядеть, только если снимать телевиком. Поэтому в большинстве домашних студий редко получаются качественные портреты в полный рост — не хватает места.

Снимая на цифру помните о том, что на большом листе кадры выглядят совсем не так, как в видоискателе или на экранчике камеры. Во-первых размеры очень меняют восприятие. Во-вторых, сильно влияет на восприятие рамка. Которая обчыно не чёрная, как корпус камеры. Сделайте себе из оклеенной белой бумагой картонки рамочку с прямоугольной прорезью. И проверяйте кадр, смотря через эту рамку. Чтобы легко менять размеры, разделите картонку на две «Г»-образные части и двигайте их друг относительно друга.

Единственно правильного варианта кадрирования не бывает. Два художника могут скадрировать один и тот же кадр по разному, и у обоих будет хорошо, только у каждого — свои акценты.

Для съёмки портретов на обложку есть дополнительные правила, о которых я уже писал .

Хочу упомянуть такое соотношение сторон, как 1:1. Это очень выразительный инструмент, добавляющий стабильности, уверенности почти любому кадру. Очень хороший вариант для съёмки ретро, особенно крупных планов. Экспериментируйте. Вообще соотношение 2:3 — не догма. Просто так повелось со времён Leica. Ни одно соотношение — не догма. Кадр может быть сильно вытянутым, может быть вообще круглым или змеиться, как буква «S». Начинайте с классики, потом пробуйте новое.

Если в кадре есть движение, дайте ему места. Взгляд — тоже движение. И он не должен упираться в край кадра. Мысленно продолжите это движение, жест в тех рамках, которые вы задали — не жмёт ли?

С другой стороны движение можно «подпереть» границей кадра. Он станет неуравновешенным и цепляющим.

В рекламе в последнее время в моде жестокая обрезка по пальцам/суставам/глазам . Не знаю, не знаю. Мне кажется, это не самовыражение, а по большей части непрофессионализм, возведённый в ранг культа . Даже у дорогих фотографов. Хотя, справедливости ради, среди этих фото есть хорошие кадры. Как исключения из правил. Такой обрез очень увеличивает дискомфорт при просмотре и иногда это именно то, что нужно. Ведь любая эмоция цепляет, а если не смог зацепить идеей, начинаешь искать утешения в технических средствах — драматизируешь цвета и контраст, режешь по живому, делаешь модели зверскую мимику, адски заваливаешь горизонт и используешь широкоугольник. Всё это — хорошие средства, когда применяешь их уместно. Но они — не замена message.

Всё перечисленное — только отправные точки. Можно снять отдельно ножки в туфельках или сцепленные пальцы рук. Можно снять человека со спины, или в сильно искажённой, свёрнутой позе. Можно всё, что угодно, лишь бы не «приколисьКакЯумею», а была передана идея. Идея должна быть во всём.



Поделиться