Какие объективы подойдут для титл шифт. Обработка фотографии в стиле Tilt-Shift

Canon TS-E 90/2.8

Объектив Canon TS-E 90/2.8 - еще один представитель tilt/shift объективов, о которых мы начали говорить в предыдущей статье

Объективы Tilt/Shift позволяют

— наклон объектива относительно плоскости изображения;

— сдвигать его в сторону, относительно плоскости изображения;

Зачем это всё нужно?

Если вы будете фотографировать высокое здание на обычный объектив, то у вас три пути.
Первый путь - это направить объектив вверх.

Но при этом возникает сильное искажение снимка, перспектива усиливается, и вертикальные линии начинают сильно «заваливаться» в верхней части кадра.

Второй путь - снимать сверху, наклонив объектив вниз. Тогда здание кверху расширяется и вертикали сходятся внизу. Еще менее приятное зрелище.

Третий путь - снимать, направив оптическую ось объектива перпендикулярно зданию. Тогда вертикали останутся вертикальными, но вряд ли вам удастся захватить всё здание в кадр при вменяемом расстоянии съемки от здания.

Как исправить сходящиеся вертикали?

Можно попробовать исправить на компьютере.
В Adobe Camera Raw есть вкладка Lens Corrections , в которой можно вручную исправить многие перспективные искажения.

Проблема этого метода в том, что искажения устраняются путем растягивания снимка и соответственно снижением его качества до 50%.

В зависимости от того, с какой стороны изображение у вас было искажено изначально (вертикали сходились вверху или внизу), здание получится сплющенным или вытянутым. Соответственно при исправлении (выравнивании вертикалей) на компьютере края отрежутся, но здание будет неправильных пропорций. Дальнейшее исправление высоты здания дополнительно ухудшит качество фото за счёт интерполяции недостающих пикселей.

Shift эффект

На помощь фотографу, снимающему архитектуру, приходит Shift-эффект, которые заключается в смещении объектива относительно плоскости изображения.

На самом деле этот эффект открывает нам намного больше возможностей.

Мы получаем средство изготовления панорам. Вас не будет беспокоить детализация ваших снимков, так как вы увеличиваете вашу матрицу (виртуально) в соответствии с силой сдвига оптической оси объектива.
Вы можете сдвигать объектив влево, вправо, вверх, вниз и делать снимки. Впоследствии сшить полученные изображения в Adobe Photoshop (функция Auto-Align->Reposition) и наслаждаться многомегапиксельной панорамой (~60% увеличение кадра для полнокадровой камеры . 21 Мпикс->33.6 Мпикс).

Tilt эффект

При съемке пейзажей нам часто бывает сложно захватить в и передний и задний план одновременно.
Например, цветы на переднем плане и замок на заднем плане.

Красной линией помечена зона наилучшего фокуса. Как видите, только на F16 нам удается захватить и то и другое в глубину резкости. Но при этом оба объекта находятся на границах ГРИП и не будут идеально резкими. Не говоря уже о том, что F16 - значение диафрагмы объектива, которое превышает дифракционный лимит для большинства современных камер и потому тоже вносит свою лепту в снижение резкости фото.

И тут нас спасает Tilt-эффект, который позволяет располагать ГРИП не перпендикулярно плоскости изображения, а в соответствии с принципами Шаймпфлюга (см.иллюстрацию).

Обзор и впечатления от пользования объективом Canon TS-E 90/2.8

Объектив имеет металлический корпус, в отличие от многих пластиковых автофокусных объективов Canon . Но и стоит он немало. Фокусировка с рук затруднена, лучше использовать штатив.
Оптическое качество на высоте, но при экстремальных углах наклона есть некоторое падение резкости по краям.

Особенно интересен для фотографов, занимающихся предметной съемкой. С одной стороны, он не даёт такого сильного эффекта, как более широкоугольные TS-E объективы, а с другой - он даёт бОльший масштаб. Т.е. если для съемки архитектуры лучше взять , Canon TS-E 24mm f/3.5L или Canon TS-E 45mm f/2.8 , то для предметки - однозначно Canon TS-E 90/2.8 .

У него есть и небольшие минусы. При всём своем высоком качестве он не макрообъектив и не позволяет снимать с большим масштабом, в отличие от Canon 100/2.8L Macro и Canon 180/3.5L Macro .

Эта проблема может быть решена двумя способами:

Удлинительные кольца
- макронасадка

В остальном ГРИП этого tilt/shift объектива изменяется так: клин ГРИП поднимается, если вы фокусируетесь на короткую дистанцию, и опускается, если фокусируетесь на дальнюю дистанцию.

Как найти плоскость наивысшей резкости

Находите самые высокие точки предметов на переднем и заднем плане (X и Y на рисунке). Если вы вообразите доску, то она будет лежать на точках X и Y. Плоскость Шаймпфлюга (наивысшей резкости) будет лежать на серединах высоты X и Y (проходить через точки A и B).

возвращаясь к объективу Canon TS-E 90/2.8...

На объективе имеются маленькие колесики — стопоры (отмечен синим кругом) и большие колесики для перемещения частей объектива (отмечен красным кругом).

Стопор ослабляется и объектив смещается влево-вправо (шифт) или наклоняется вверх/вниз (тилт).
Собственно направления я пишу чисто условно, так как при повороте объектива все направления меняются.
На фото вверху объектив смещен вправо, относительно плоскости изображения (шифт) и наклонен вниз (тилт).

На фото выше объектив уже без шифта, но с тилтом влево (он просто повернут).

На данном фото красной стрелкой показан стопор, который фиксирует объектив в одном положении поворота. Объектив вращается по 45 градусов.

Использование объектива Canon TS-E 90/2.8

Теперь «перейдем к слайдам»...

Как видите, разница значительная. С тилтом мы имеем гораздо более резкое изображение. При этом на обоих снимках одинаковая.

Но тилт-шифт объективы хотя и интересные, применены могут быть в основном к плоским объектам, таким как монеты, часы, кольца и проч.
К примеру, если вы фотографируете отдельную жемчужину, то тилт-шифт объектив вам никак не поможет. Для этого нужны другие средства, о которых я рассказываю .

Дабы окончательно вас порадовать, прилагаю большую книгу с красивыми фото, сделанными на тилт-шифт объективы.

Надеюсь эта статья послужит вам толчком к новым творческим свершениям!

Поговорили и о путях решения этой проблемы, с которой часто сталкиваются фотографы, снимающие сравнительно мелкие предметы. Эти пути решения были как хорошо работающими, так и не очень.

Сейчас же мы расскажем вам об одном из самых известных методе увеличения глубины резко изображаемого пространства - о съемке с применением тилт-шифт оптики.

Конечно, и этот метод нельзя назвать универсальным. Он применим лишь тогда, когда необходимо уместить в глубину резко изображаемого пространства достаточно протяженную поверхность, которая расположена под углом к камере. Обыкновенный объектив дает возможность добиться резкости только в плоскости, которая параллельна матрице (или плёнке, если мы снимаем на плёнку). Стандартная оптика допускает съемку фронтальных ракурсов объекта, но не позволяет сфотографировать его под углом. Вот тут нам и потребуется объектив с подвижками.

Оптическая схема тилт-шифт объективов ничем не отличается от схемы обычных объективов с фикс-фокальной системой Разница лишь в том, что тилт-шифты имеют механизм - шарнир с верньерой - с помощью которого можно наклонять оптическую ось объектива по отношению к байонету фотоаппарата. Так же в такой оптике обычно вращается и передняя часть. Это сделано для изменения направления наклона. Кроме всего прочего, в тилт-шифт объективах имеется механизм сдвига - шифт. С его помощью исправляются перспективные искажения, в том числе и при съемке небольших предметов. Но, так как сегодня у нас идет речь об управлении глубиной резкости, говорить об этом мы пока не будем.

Рассмотрим классический тилт-шифт Canon 90 mm TS-E. Именно его чаще всего используют в предметной съемке в системе Canon. Этот объектив позволяет давать наклон лишь в достаточно незначительных пределах - только 8 градусов в каждую сторону. Так как же такой маленький, казалось бы, наклон помогает компенсировать углы наклона предметов, которые мы фотографируем, вплоть до 90 градусов? Дело в том, что тут начинает работать правило Шаймпфлюга. Его работу хорошо иллюстрирует вот этот рисунок:

В системе, оптическая ось которой отклонена от вертикали, глубина резко изображаемого пространства представляет собой клин, который постепенно расширяется по мере удаления от фотокамеры.

Теперь становится понятным, что зависимость глубины резкости от масштаба (дистанции фокусировки) и от величины отверстия диафрагмы работает и в подвижных оптических системах, но за исключением того, что плоскость глубины резко изображаемого пространства тут наклонна, а ширина не имеет постоянного значения, она увеличивается тем больше, чем дальше от камеры.

Тут легко увидеть, что для компенсации наклона объекта съемки в 45 градусов, объектив достаточно наклонить только лишь на 8-10 градусов. Если вам захочется более точно всё рассчитать - обратитесь к Википедии, там опубликованы достаточно громоздкие формула для таких вычислений. На практике реально, да и проще, обойтись без всей этой математики, а подобрать угол наклона визуально, путем проб, интуитивно.

Между прочим, некоторые фотографы не понимают принципов работы тилт-шифт объективов и поэтому боятся и не хотят работать с ними.

Объект, снятый с диафрагмой f/2.8 без наклонов. Фокусировка выполнена по ближнему углу. ГРИП в данном случае мала, около 1 см.

Наклон объектива сделает плоскость фокусировки паралельной объекту съемки, и вся поверхность куба окажется в фокусе.

Принципы наклонов объектива, помимо правила Шаймпфлюга, в общих чертах можно сформулировать примерно так: В своем наклоне передняя линза объектива должна как бы стремиться к наклону поверхности снимаемого объекта. Для этого, если возникает такая необходимость, объектив не только наклоняют, но и поворачивают вокруг своей оси. Плоскость глубины резкости при изменении дистанции фокусировки сдвигается вверх или вниз.

В некоторых современных фотокамерах имеется режим live view. При съемке такими камерами отпадает необходимость рассчитывать наклоны математически. Ведь живая картинка с матрицы уже при двукратном увеличении позволит нам видеть, как лежит плоскость глубины резко изображаемого пространства, и фотографу останется лишь внести поправки, учитывая описанный выше принцип.

Изменение дистанции фокусировки приводит к смещению ГРИП.

При съемке с тилт-шифт оптикой нужно учитывать, что при сильных наклонах объектива может оказаться достаточно серьезным падение резкости по краям кадра, особенно при съемке на открытых диафрагмах. Поэтому не нужно наклонять объектив сверх меры, а объект съемки необходимо располагать в центре кадра. Это позволит достичь максимальной резкости.

На основе материалов с сайта:

Ефим Грабой (Efim Graboy) и Дарья Турецки (Daria Turetski) сняли ролик про один день из жизни Киева. Всего было отснято 25000 фото, из которых в ролик вошли только 4500 снимков. Иллюзия игрушечного мира создавалась при помощи эффекта Тилт-шифт (Tilt-shift).









Tilt-Shift - это очень интересный эффект, который из обычной фотографии делает иллюзию игрушечного мира. Точнее, это эффект, достигаемый специальной методикой съемки. Снимки, запечатлевшие большие пространства, показывают их нам словно игрушечными миниатюрами. Такого эффекта не так уж сложно и, одновременно - не так и просто добиться. В этой публикации мы рассмотрим образцы качественной фотосъемки с эффектом tilt-shift и вкратце расскажем о том, как достигаются эти эффекты.


Строго говоря подобная съемка в первую очередь носит термин "Шифт". Она достигается специальными объективами - Шифт-объективами, от англ. Shift lens - объектив со сдвигом (или официально - объектив с коррекцией перспективы, PC-объектив, объектив с контролем перспективы).

Это фотообъективы, специально предназначенные для намеренной коррекции перспективы, путём сдвига линз перпендикулярно оптической оси (то есть - параллельно плоскости фотоплёнки пленочного аппарата, или сенсора цифровой камеры. Чаще всего они используются для архитектурной и иной технической съемки.

Шифт-объективы обычно используются на 35-мм (обычных) зеркалках или же - на профессиональных среднеформатных камерах. Сама методика съемки и, собственно, такие объективы изобрела компания Nikon в 1961 году, запатентовав и выпустив первой такой объектив (модель 1961 f/3.5 PC-Nikkor).


При съемке высоких объектов обычной оптикой фотограф должен расположить камеру под углом чтобы охватить весь объект. В результате происходит искажение перспективы, выражающееся в уменьшении верхней части объекта по сравнению с нижней. Для предотвращения искажений необходимо расположить плоскость фотоплёнки или сенсора параллельно снимаемому объекту.


При этом обычный объектив не способен охватить весь объект целиком. Шифт-объектив позволяет сдвинуть линзу вверх, что позволяет охватить весь объект, сохраняя камеру параллельной объекту. Также шифт-объективы позволяют производить съемку зеркальных поверхностей. Это позволяет избежать появления в кадре отражений фотографа и фотоаппарата.


Некоторые объективы помимо сдвига, имеют еще и возможность наклона (англ. tilt and shift). Вот собственно именно такими объективами и достигаются в основной массе, эффекты которые мы видем на фотографиях в этой публикации. Возможность наклонов (тот самый tilt) ограничивает зону резкости очень узкой областью, что даёт неожиданные эффекты в фотографии (например, для Canon линейка моделей таких объективов это: TS-E 17 мм f/4 L; TS-E 24 мм f/3,5 L; TS-E 45 мм f/2,8; TS-E 90 мм f/2,8).


При съемке объективами tilt&shift - угол использования не так важен, но кадр должен в основной массе, строиться параллельно плоскости снимаемой поверхности. Иначе зона резкости будет настолько искажена, что в фокусе окажутся лишь незначительные фрагменты из желаемых. Теперь давайте посмотрим на образцы отличной тилт-шифт фотографии. А затем, в конце публикации - научимся делать этот эффект сами, с помощью несложных манипуляций в фото, так сказать, шопе.

Объективы Tilt/Shift – достаточно узкоспециализированная оптика, которая не часто используется любителями фотографии. Однако такие объективы расширяют творческие возможности и позволяют решать разнообразные специфические задачи. Тилт-шифт объективы интересны тем, что с их помощью можно преодолеть различные ограничения по глубине резкости и перспективе, добиваясь оригинальных, необычных эффектов при съемке.

Особенности тилт-шифт объективов

Главная отличительная черта объектива Tilt/Shift – это возможность наклонять/поворачивать и сдвигать оптическую схему относительно светочувствительного сенсора. Достигается это за счет того, что передняя группа линз остается подвижной. Именно она способна наклоняться на определенный угол относительно плоскости матрицы.

Что это дает фотографу? Сдвиг и вращение позволяют изменять глубину резкости в нужной плоскости, управлять перспективой и корректировать геометрические искажения. Посредством Tilt/Shift объектива можно, например, получить ГРИП в одной части фотографируемой сцены очень маленькую, а в другой – близкую к бесконечности. Возможность сдвига обеспечивает сразу два варианта использования оптики – изменение перспективы и расширение угла обзора.

Исправить перспективные искажения и добиться некоторых необычных эффектов, которые получаются с помощью объектива Tilt/Shift сегодня, в принципе, можно и программными средствами. Но согласитесь, гораздо лучше и проще сразу снять все «правильно», чтобы не тратить кучу времени на последующую обработку. Несмотря на преимущества Tilt/Shift оптики, связанные, в первую очередь, с возможностью управления ГРИП, у нее есть и недостаток – достаточно высокая цена при том, что такой объектив вы, вряд ли, будете использовать в повседневной съемке.

Применение тилт-шифт объективов

Чтобы понять все плюсы и особенности объективов Tilt/Shift, лучше разобрать применение такой оптики на конкретных примерах. Остановимся более подробно на тех ситуациях, когда использование подобной оптики будет актуальным:

— Съемка архитектуры

Прежде всего, такой объектив стоит использовать в архитектурной съемке. Дело в том, что при фотографировании какого-либо высокого строения обычным объективом, у вас имеется три варианта. Первый – просто направить оптику вверх и тогда, к сожалению, будут заметны искажения, связанные с усилением перспективы. В верхней части кадра вертикальные линии просто начнут «заваливаться». Причем такие искажения будут проявляться тем сильнее, чем выше сооружение и чем ближе к нему вы будете находиться. Второй вариант – попробовать сфотографировать здание сверху, наклонив оптику вниз. Но результаты тоже получатся далеко не самыми приятными. На снимке здание будет расширяться к верху, вертикальные линии будут сходиться внизу.

Наконец, последний вариант – это съемка, когда оптическая ось объектива располагается перпендикулярно зданию. В этом случае уже не будет заметно схождение вертикальных линий, однако захватить все здание в кадр будет проблематично. Конечно, можно сфотографировать здание, направив объектив фотоаппарата вверх, а затем исправить проявившиеся искажения в графическом редакторе. Но нужно понимать, что программные средства устраняют искажения путем растягивания кадра, что, естественно, снижает качество изображения и, вдобавок, здание на снимке получается немного вытянутым или сплющенным.

Здесь-то на помощь фотографу и приходит тилт-шифт объектив. С помощью сдвига можно управлять перспективой для выпрямления сходящихся вертикальных линий. Это позволяет сохранить на фотографиях высокие стены зданий строго вертикальными и избавиться, таким образом, от искажений и «заваливаний». Применение тилт-шифт объектива особенно актуально в тех ситуациях, когда вы не можете отдалиться от здания на удобную для съемки дистанцию.

— Пейзажи

Тилт-шифт объектив полезен и в пейзажной съемке – в тех случаях, когда вам требуется, чтобы и удаленные, и близлежащие объекты оказались в зоне резкости. С данной оптикой вы можете управлять ГРИП, захватив в глубину резкости и передний, и задний план одновременно.

— Панорамы

Востребованы объективы Tilt/Shift при съемке панорам. Для этого камеру устанавливают на штатив и, пользуясь сдвигом оптической схемы, делают несколько кадров, из которых затем можно склеить панораму. Преимущество такого способа состоит в том, что вам не нужно прибегать к использованию панорамной головки, чтобы устранить ошибки параллакса на переднем плане. Сам процесс склейки также упрощается, поскольку не требуется исправлять перспективу.

— Предметная съемка

Возможность управления ГРИП можно использовать при осуществлении предметной съемки. Ведь при съемке небольших предметов, вроде ювелирных украшений, фотограф нередко сталкивается с ситуацией, когда предмет (или его часть) просто не получается резким. Не помогает даже закрытие диафрагмы до предельных значений. Tilt/Shift объектив же позволяет управлять ГРИП путем наклона относительно плоскости фотографируемого объекта. Для получения резких фотоизображений предмета достаточно лишь сделать наклон оптики под нужным углом, чтобы получить оптимальную зону резкости.

— Эффект «игрушечности»

Tilt/Shift объективы используются для создания необычных, забавных эффектов. В частности, для превращения больших по размеру объектов в миниатюрные фигурки. Многие из нас видели в Интернете потрясающие изображения архитектурных объектов и зданий, как будто снятых с высоты птичьего полета, и поэтому выглядящих на фотографиях маленькими домиками. Таким способом достигается иллюзия игрушечного мира. Этот эффект «миниатюры» или «игрушечности» можно получить за счет короткой и избирательной глубины резкости, используя все тот же тилт-шифт объектив.

Конечно, Tilt/Shift объектив – это не та оптика, которую вы будете использовать постоянно. Но если вы задумались о создании интересных, необычных творческих эффектов или столкнулись со специфической задачей, которую трудно решить стандартной оптикой, то наличие тилт-шифт объектива в вашем арсенале будет весьма кстати.

Суть конструкции тил - шифт объективов заключена в их названии - наклон и сдвиг. Собственно, наклоняется и сгибается оптическая ось объектива по отношению к пленке или матрице фотоаппарата благодаря конструкции корпуса фотообъектива. С виду это порой выглядит так, словно объектив сломан и торчит в сторону. На самом деле тилт-шифт объективы это всего лишь попытка повторить в современных системных камерах возможности древних карданных фотоаппаратов с гармошкой. Там эти возможности имелись по умолчанию ввиду особенностей корпуса. И все же, что нам дает использование такой специфической, и зачастую дорогостоящей оптики? Как всегда в фотографии, любая функция имеет сразу два воздействия на изображение – это контроль глубины резкости и перспективные изменения объекта съемки. Представим себе ситуацию, словно камера неподвижно закреплена на штативе и направлена на фасад здания. При этом, плоскость ее матрицы примерно параллельна плоскости стены здания. Но вес ь дом, ввиду его высоты, не помещается в кадр. Нам достаточно сдвинуть объектив вверх по специальным салазкам. При этом и здание поместиться в кадр, и оно не будет уходить вверх в перспективу, как было бы при фотографировании с наклоном самой камеры вверх. Геометрия дома будет верной. Помимо перспективы, как я уже сказал, тил - шифт объективы способны влиять на глубину резкости. Простой пример: вы желаете сфотографировать поле и лес вдали, камера стоит на штативе. Если вы наклоните объектив вниз, то глубина резкости вырастет, если отклоните вверх – уменьшится. И все это при одной и той же рабочей диафрагме! Это происходит за счет того, что вы меняете соотношение оптической оси объектива к плоскости объекта съемки. Вот так просто, меняя наклон объектива можно сделать резкими в кадре два объекта, находящиеся на удалении друг от друга. И при этом сохранить особенности рисунка объектива и экспозиционные параметры. Так же, хочу отметить некоторые особенности популярных и относительно недорогих тилт-адаптеров. Они, как правило, лишены возможности сдвига, что не позволяет исправлять перспективы объектов. Эта возможность особенно востребована в интерьерной и архитектурной съемке. А вот менять глубину резкости и создавать причудливые изображения – для этого тилт-адаптера вполне хватит. И еще один момент для энтузиастов. Что бы попробовать прелести тилт объектива, его можно сделать и своими руками – для этого потребуется пыльник от автомобиля и объектив с рабочим отрезком бОльшим, чем на вашей камере. Инструкции вы легко найдете в сети. В качестве иллюстрации приведу две фотографии, сделанные в ГУМе. Оба кадра сняты с одной точки, с диафрагмой 1:3,5. В одном случае объектив наклонен по вертикально оси (в данном случае, вверх), на втором – по горизонтальной (в сторону).

Должен сказать, что баловство с глубиной резкости в идеале должно быть осмысленным. Мы можем либо придать снимку эффект миниатюры, игрушечного масштаба посредством сдвига и наклона, как здесь:
Возможности сдвига и наклона для придания эффекта миниатюры Либо сознательно направить резкость именно туда, куда нам нужно. От одного объекта к другому, при этом, сохранив малую глубину резкости.
Управление глубиной резкости с помощью тилт объектива Вот это и есть осознанное использование технических приемов. Вдумчиво экспериментируйте и получите отличный результат!



Поделиться