Какие объекты относятся к социальной сфере. Социальная сфера общества

К социально значимым объектам относятся больницы, школы, дошкольные и другие учреждения. Какие особенности связаны с этим статусом, в частности, в процедуре банкротства.

Читайте в нашей статье:

Социально значимые объекты: что к ним относится

В отношении некоторых типов объектов используют термин «социально значимые объекты». К ним принято относить:

  • медучреждения, в том числе больницы;
  • образовательные и воспитательные учреждения – школы, высшие учебные заведения, детские сады, интернаты и т. п.;
  • дома престарелых и другие организации подобного рода;
  • спортивные комплексы и другие объекты, связанные с физкультурой и спортом;
  • музеи, мемориалы, иные объекты культуры и т. д.

Подобные объекты чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности. Однако это могут быть и объекты в частной собственности – например, частный детский сад, школа, медицинский центр и т. д. Администрация того или иного образования утверждает перечень социально значимых объектов на своей территории, это связано с исполнением приказов вышестоящих органов исполнительной власти. В список вносят объекты, которые уже существуют. Отдельно учитывают объекты, которые планируется построить и ввести в эксплуатацию. К строительству таких объектов предъявляют особые требования в отношении окружающей инфраструктуры.

Сложность в отношении объектов с данным статусом в том, что:

  • отсутствует специальное правовое регулирование;
  • термин упоминают в ряде законов, но общеотраслевого определения социально значимых объектов нет.

Тем не менее, в законе о банкротстве присутствуют особые указания в отношении подобного имущества, а застройщики по ДДУ вправе использовать средства дольщиков на возведение социально значимых объектов. Кроме того, МЧС России ведет особый контроль объектов, которые связаны с круглосуточным пребыванием граждан – людей с ограниченными возможностями, временно недееспособных и т. д. Это относится к больницам, интернатам, другим учреждениям в сфере здравоохранения или образования. Необходимость такого контроля связана с обеспечением безопасности.

Социально значимые объекты должны продолжать работу и при банкротстве

Социально значимые объекты – это имущество, в отношении которого в законе о банкротстве присутствуют особые указания. Согласно закону решение о том, что должник прекращает деятельность, не должно повлечь прекращение функционирования таких объектов (). При этом в статье фигурирует перечень социально значимых объектов, его применяют не только в ситуациях, которые связаны с банкротством, но и в широкой практике. Помимо различных образовательных, медицинских и культурных учреждений, к подобным относят объекты:

  • коммунальной инфраструктуры, которые связаны с системами жизнеобеспечения. В частности, это объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, а также с хранением, переработкой и утилизацией различных отходов ;
  • необходимые для освещения территорий городских и сельских поселений;
  • созданные для благоустройства территорий.

Социально значимый объект – это имущество, которое можно продать на торгах с учетом ограничений

Банкротство той или иной компании не должно прекращать работу объектов данного типа. Закон это запрещает. Кроме того, в п. 4 ст. 132 закона о банкротстве присутствуют указания по поводу продажи таких объектов. Торги в отношении подобного имущества проводят в соответствии со ст. 110 закона. При этом покупатель обязан:

  • поддерживать надлежащее состояние объекта,
  • обеспечить продолжение его эксплуатации по целевому назначению,
  • выполнять иные требования закона в отношении таких объектов.

Если покупатель нарушит эти условия, суд расторгнет договор о передаче социально значимого объекта ему в собственность. Заявление об этом подает местная администрация. После того, как договор аннулируют, объект передают в собственность муниципального образования. Покупателю возместят стоимость объекта из местного бюджета (п. 4.2. ст. 132 закона № 127-ФЗ).

Если объект не продали в порядке, который определил закон, то его передают местным властям в муниципальную собственность (п. 5 ст. 132 закона № 127-ФЗ). Арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 6 ст. 132 закона № 127-ФЗ).

На деньги дольщиков можно строить социально значимые объекты

В 2017 году внесли изменения в (закон об участии в долевом строительстве). В том числе расширили список объектов, которые застройщик вправе возвести на средства дольщиков (ст. 18 закона № 214-ФЗ). Раньше застройщику было прямо запрещено возмещать затраты на строительство таких объектов за счет средств дольщиков . Поправки разрешили использовать эти деньги для строительства школ, детских садов, дорог и т. п. (п. 9 ст. 18 закона № 214-ФЗ).

При этом застройщик обязан выполнить ряд условий (ст. 18.1 закона № 214-ФЗ). В частности:

  1. В договоре ДДУ необходимо указать сведения, которые перечислили в законе (п. 6 ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 18.1 закона № 214).
  2. Строительство допускают, если по его завершении застройщик передаст объект безвозмездно в государственную или муниципальную собственность или общую долевую собственность дольщиков. Во втором случае вместе с договором с каждым дольщиком подписывают соглашение о возникновении доли в праве общей долевой собственности (ч. 7 ст. 18.1 закона № 214-ФЗ). Это неотъемлемая часть основного договора. Правительство РФ утвердило типовое соглашение ().

Приобретение территориальной общности устойчивого характера непосредственно связано с социальной жизнью людей в определённом пространстве. Например, это означает связанность форм собственности с селом, посёлком и городом, организацией власти и деятельностью разнообразных инфраструктур.

Демографическая

В демографический фактор социальной сферы входят рождаемость, смертность, соотношение полов, изучение половозрастного состава, учёт степени увеличения населения, а также деятельность институтов управления в этой сфере.

Этническая

Этнические формы, начиная с рода, как первая орга-низационная форма Социума, охватывают племя, народ-ность, нацию, а в современных условиях формируемую общность народа.

В составе социальной сферы этнические формы сами образуют относительно большую сферу. Из них род являлся первой социальной общностью и имел длительную историю всего периода первобытного строя . В результате эволюции родов появляется племенная общность, а в дальнейшем и союз племён. Те, в свою очередь, создают предпосылку появления следующих общностей — народностей и наций. В современных условиях, когда наблюдается ускоренный процесс сближения в межнациональных и межгосударственных отношениях, стал формироваться народ как особая общность.

Классовая

Классовое расслоение общества (типично организационно проявилось в Европе) занимает важное место в социальной сфере.

Классы— это характеристика больших групп людей по ряду основных показателей. Существование классов, прежде всего, связано с формами собственности и разделением труда. В современных развитых странах классовое различие все более теряет прежние свои показатели. Место классов занимают социальные группы, у которых иное отношение к существующим социальным государствам , высокий уровень образованности, общий образ жизни и т.д.

Профессионально-образовательная

Различение людей по степени образованности (например, начальная, средняя или высшая школа) и характеру социально--профессиональных признаков (конкретная профессия, люди умственного или физического труда), также относится к социальной сфере, ибо здесь выражается качественное сос-тояние определённой части населения.

Экономическая

Экономическая структура общества основывается на степени доходов людей (в рамках прожиточного минимума, средний или высокий доходы). Она также является составной частью социальной сферы.

Семейно-брачная

Говоря о составе социальной сферы в жизни общества, нельзя не упомянуть о браке и семье . Потому что брак, являясь юридическим договором, регулирует отношения между мужем и женой, детьми и родственниками. А семья, как малая группа и как , основывается на браке, родственности, общности бытовой жизни, нравственности и ответственности, взаимопомощи. Материал с сайта

Если рассматривать социальные группы по социально значимым критериям человеческой общности, то можно различать социальный статус — положение, место человека в обществе. Это видно в следующем примере: одного и того же человека можно рассмотреть по профессии — учитель, наёмный работник , получающий зарплату — экономический признак, мужчина 50 лет — демографический показатель, член политической партии — социальная позиция и т.д.

Исходя из социального статуса можно, например, выделить трудовые коллективы — люди, ра-ботающие в определённых отраслях производства, такие, как фермеры , брокеры , разного рода съёмщики и др.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА" в других словарях:

    Совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. По английски: Social sphere См. также: Социальная сфера Секторы экономики… … Финансовый словарь

    Совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление … Википедия

    Социальная сфера - (см. Сфера социальная) … Экология человека

    Совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.с. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг, образование, культуру,… … Профессиональное образование. Словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - – отрасли народного хозяйства, не участвующие в материальном производстве, но обеспечивающие организацию обслуживания, обмена, распределения и потребления товара, а также формирование уровня жизни населения, его благосостояния. К социальной сфере … Краткий словарь экономиста

    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - – система социальных отраслей и институтов, общественных отношений, обеспечивающих сбережение, формирование, развитие и поддержание необходимого качества человеческого потенциала общества … Терминологический ювенологический словарь

    социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру,… … Словарь экономических терминов

    социальная сфера - богатство бедности богатство нищеты богатый бедняк богатый нищий буржуазный пролетариат нищенская роскошь нищета богатства … Словарь оксюморонов русского языка

    Социальная сфера экономики - узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно касающиеся образа… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Книги

  • Социальная сфера в современной экономике. Вопросы теории и практики , . В работе проанализирована роль общественного сектора в решении социальных проблем современного общества, место государства в экономике и социальной жизни общества, модели социального…
  • Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения , Н. А. Волгин. В книге критически проанализированы действующие схемы организации оплаты труда рабочих, инженеров, менеджеров, учителей, врачей, государственных служащих, руководителей высшего эшелона…

группа отраслей, обеспечивающих социальное развитие как отдельных трудовых коллективов, так и общества в целом.

Социальная сфера

Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

это область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, в первую очередь различающимися ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размерами получаемой доли общественного богатства.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

отрасли народного хозяйства, не участвующие в материальном производстве, но обеспечивающие организацию обслуживания, обмена, распределения и потребления товара, а также формирование уровня жизни населения, его благосостояния. К социальной сфере относятся: торговля, образование, культура, социальное обеспечение и т.п.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Социальная сфера

ряд отраслей экономики и видов деятельности государства, оказывающих непосредственное воздействие на человека и семью. Прежде всего, к ней относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура, здравоохранение, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, торговля, потребительский рынок. Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем трудовых отношений, занятости и миграции населения, осуществление социальной защиты и социального обеспечения населения.

Социальная сфера

1) Социальная (непроизводственная) сфера общественного производства - это сфера, где не создаются непосредственно материальные блага. К социальной сфере относятся: искусство, культура, спорт, наука, образование, здравоохранение. 2) Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Она в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной сферы, в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, коллектив (трудовой, учебный и т. д.) и группы людей. Она оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, в то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека изменяется преобразуется самая.

Кафедра «Автоматизированных систем управления»

Курсовая работа

По дисциплине: «Управление в социально-экономических системах»

На тему: «Применение методов и моделей системного анализа и теории управления к задачам управления в социальной и экономической сферах»

Выполнил:

Студент 5 курса

группы МИВТ-16-1-2

Зенин Кирилл Андреевич

Введение. 3

Основная часть. 6

1. Социальная и экономическая сфера.

2. Методы и модели системного анализа. 9

3. Методы и модели теории принятия решений. 13

Глава II 16

1. Краткие сведения о компании «SimpLAN». 16

2. Анализ экономической подсистемы организации. 17

3. Построение математической модели и применение симплекс-метода ТПР для анализа модели. 18

4. Применения метода экспертных оценок на основе ранговой системы оценки с последующей нормализацией, ранжировкой и применением метода медиан рангов для анализа модели экономической подсистемы. 29

5. Анализ социальной подсистемы организации, построение ее модели, улучшение и анализ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

Введение

Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами - это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы. Связь экономических факторов с социологическими часто упускается из вида в процессе принятия решений. Именно связь этих двух составляющих в целом отражает состояние предприятия в целом.

Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб. В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.

Переходной этап к рыночным отношениям в экономике России характеризуется кризисом мотивации и негативным представлением большей части работников предприятий о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации свелась практически к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда (качеству, отдаче труда). Бедность мотивации и узкий диапазон потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, снизили управляемость работников, сделали их слабо подвластными стимулированию.

Сказанное относится не только к работникам, но и к специалистам и управленцам, в частности управленцам среднего звена.

Часть работников, сохранивших нравственные основы трудового сознания, богатую трудовую мотивацию, составляют меньшинство и зачастую находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Что касается работодателей и руководителей высшего звена, то, согласно социологическим опросам, 90 % из них, в противоположность другим формам воздействия, отдают предпочтение административному нажиму, объясняя такой выбор методов управления падением дисциплины. Поэтому в качестве самого распространенного метода воздействия на людей с целью получения желаемого результата утвердился на сегодня метод «кнута и пряника», реализующийся через систему простейших экономических и административных стимулов и санкций. Такая система достаточно эффективна при низкой содержательности работы, авторитарном стиле руководства и значительной безработице. К методу «кнута и пряника» следует отнести пропорциональные доплаты и удержания, работу на условиях администрации: штрафы, коллективный подряд и другие известные приемы.

В данной работе предлагается рассмотреть применимость методики системного анализа и теории принятия решений в социальной и экономической сфере предприятия и проследить в его рамках влияние изменений в одной сфере на другую.

Целью данной курсовой работы заключается повышение эффективности работы организации за счет управленческого воздействия на ее социальную и экономическую сферу.

Объектом исследования является социально-экономическая система «SimpLAN».

Предметом исследования является модель организации, включающая социальную и экономическую составляющие.

1. Рассмотреть роль и связь социальной и экономической сфер.

3. Произвести обзор моделей и методов СА и ТПР.

4. Произвести анализ предприятия со стороны социальной и экономической сфер и построить его модель.

5. Применить методы ТПР для улучшения производительности предприятия.

Научная новизна работы заключается в исследовании возможности и значимости применения моделей и методов системного анализа и теории принятия решений для повышения показателей экономической и социальной сферы небольшой организации.

Практическая значимость работы заключается в повышении эффективности работы небольшой организации и ее работников.

Основная часть

Глава I

Социальная и экономическая сфера

По мнению Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Она образуется множеством частных по отношению к ней систем большей сложности.

Социальная сфера не образует отдельной подсистемы и не может рассматриваться на равных с экономической, политической и тому подобными сферами, чтобы понять ее природу, определим понятие «социальное отношение» (как главную характеристику социальной сферы). Социальные отношения понимаются в научной литературе в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле они означают отношения между любыми общностями (например, коллективами предприятий, населением разных регионов и прочее), в узком — отношения между классами, социальными слоями и группами, занимающими в обществе разное положение. По мнению М.Н. Руткевича, социальные отношения — это «отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда « присутствуют» в экономических, равно как и в политических и других общественных отношениях (хотя и не исчерпывают их).

Какова же связь понимаемой таким образом социальной области с экономической сферой?

Прежде всего, положение, занимаемое разными группами в обществе, в решающей мере определяется системой экономических отношений. Более того, сами группы, о которых идет речь в экономической социологии, — это совокупности индивидов, характеризующихся сходным положением в экономической сфере, то есть находятся внутри структурных подразделений общественной экономики. Они как бы несут на себе ее черты в соответствии с известным афоризмом К. Маркса о сущности общественного человека как совокупности социальных отношений. В этом «отпечатывании» экономических отношений на функционирующих внутри них группах проявляется прямое воздействие экономического на социальное.

Вместе с тем социальная область — это мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие экономики, которые реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов. Под социальными процессами понимают изменения социальных объектов во времени, закономерности, возникающие при смене их состояний.

Итак, взаимоотношения между экономической и социальной областью — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально — экономические процессы.

Тесную связь социальной и экономической сферы можно наблюдать на примере небольшой системы, составляющей совокупность этих сфер — предприятия. Любое предприятие можно рассматривать как социально-экономическую систему, имеющую внутреннюю структуру, функционирующую в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Социальной системой предприятие является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется людьми, обладающими определенными личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования экономических ресурсов и реализации продукции обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта.

Рассматривая предприятие как систему, необходимо выделить в ней объект и субъект воздействия. Объектом воздействия в системе предприятия выступает совокупность материальных условий, производственных, организационных процессов, отношений между работниками при выполнении предприятием своих функций.

Субъектом является аппарат управления, который посредством различных форм и методов воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности, как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов.

Таким образом, можно выделить задачи управления в социальной подсистеме предприятия:

· улучшение социальных условий сотрудников фирмы путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

· повышение квалификации работников путем обеспечения их соотствующими курсами и мотивацией к данному процессу.

· предотвращение возникновения спорных ситуаций и конфликтов в рамках рабочего коллектива.

Рассмотрим также задачи управления и в экономической подсистеме предприятия:

· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;

· обеспечение автоматизации производства

· постоянный поиск и освоение новых рынков.

· определение конкретных целей развития фирмы;

· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;

· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи одной области прекрасно дополняют задачи другой области, в общем счете приводя к повышению эффективности работы предприятия.

Однако не так просто сразу решить и те и другие задачи. Проблема состоит в том, что решение задач экономической сферы может усугубить решение задач социальной сферы и наоборот.

Особенности управления социальной сферой на региональном уровне.

При разработке направлений любых, в том числе и социальных, преобразований в рамках определенной территории, безусловно, учитывается специфика конкретного региона.

1. Экономическая самостоятельность региона не может быть абсолютной, поскольку региональная экономика, являясь подсистемой народного хозяйства, не может рассматриваться как ее изолированная часть. Об этом свидетельствует факт, что государственное бюджетное финансирование по-прежнему остается основным источником поступления финансовых ресурсов в экономику любого региона.

2. На уровень развития региона существенное влияние оказывают природно-климатические факторы (наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и т.п.) и экологическая обстановка.

3. Большинство регионов являются «узкоспециализированными», т.е.

ориентированными на те или иные сферы народного хозяйства (в связи с этим, традиционно выделяются промышленные регионы, аграрные, рекреационные и т.д.).

Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства: через регионы осуществляется управление всей страной и в них находит воплощение государственная стратегия. С учетом определенной специфики региональное управление выступает проводником общероссийских интересов. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Жесткая система управления менее эффективна, т.к. ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и, в конечном счете, ведет к нарушению саморегуляции. А региональное управление призвано устранить недостатки жесткой централизации.

На современном этапе управление социальной сферой (и по действующему законодательству, и по складывающейся практике) все больше становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. В связи с этим возрастают объемы работ и повышается сложность задач управления социальной сферой региона, что порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона. Суть кризиса существующего механизма управления в социальной сфере состоит в несогласованности основных групп интересов субъектов такой деятельности, т.е. интересы субъектов Федерации вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.

На региональном уровне социальная сфера выступает объектом управления для всех государственных органов власти, функционирующих и имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.), на местном - управления и отделы органов местного самоуправления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Поскольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.

Социальная сфера региона представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие регионального сообщества.

Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местных органов самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции государственной социальной политики.

В практике управления регионом нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика, с одной стороны, сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума, а с другой, к «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства, а социальная политика в регионе - на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных делений, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют, кроме того, в процессе формирования социальной политики федерального Центра (хотя ещё и очень ограниченно).

Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и складываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, механизмы, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

Помимо внерегиональных и внутрирегиональных факторов региональную социальную сферу образует и совокупность организаций (как носителей социальной политики) данной территории. Конечный продукт деятельности организации в виде социальных благ и услуг направлен на активное использование во всех элементах внешней среды. Поэтому социальная сфера региона рассматривается, с одной стороны как совокупность организаций, а с другой, как открытая общественно-ориентированная система.

Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вызваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и, в конечном счёте, достижение социальной стабильности является сутью социальной политики в регионе.

Каждый регион по своей сути уникален, вместе с тем существуют различия в природно-климатических условиях, степени освоенности территорий, ключевых показателях социально-экономического развития и т.д. Другими словами, экономическое пространство России весьма неоднородно как в природно-климатическом, так и в социально-экономическом аспектах. При усилившейся дифференциации российского пространства разделить регионы по типам становится все сложнее. Справедливости ради нужно сказать, что эта задача не была легкой и раньше в условиях плановой экономики.

Могут быть выделены два основных типа социальных показателей. К первому типу относятся показатели, количественная характеристика которых позволяет однозначно обосновать обязательные направления социальной политики. При этом социально-экономические особенности отдельных регионов не являются факторами дифференциации данных направлений. Социальные показатели второго типа характеризуются тем, что заключение о положительном или отрицательном значении для региона их фактического значения не может быть сделано без комплексной оценки ситуации в регионе. В отличие от ситуации с показателями первого типа целеполагание в части выбора направлений социальной политики приобретает в данном случае активный характер.

К числу показателей второго типа относятся, прежде всего, демографические показатели. Не зная реального состояния экономики региона, нельзя утверждать, положительное или отрицательное влияние на регион оказывают, например, имеющийся естественный прирост населения или сальдо миграции. Так, в трудоизбыточных регионах с напряженной ситуацией на рынках труда высокий естественный прирост труда и положительное сальдо миграции приведут к росту нагрузки на их рынки труда и снижению доходов населения и т.п.

Конкретный тип социальной политики может быть определен в том случае, если учесть особенности социально-экономической ситуации, сложившиеся в стране и ее регионах к определенному периоду времени. Особенности этой ситуации в свою очередь, определяет принципиальные требования к общегосударственной социальной политике и направления ее межрегиональной дифференциации.

Сфера социальной жизни общества.

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.? Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы.

В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях и их дифференциации, микросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д.

Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но тем не менее довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д.

Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни.

Под социальной структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» — stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей . Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство. ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы :

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т.

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

Человек, занимающий некоторое место в структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне(перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое) Такой переход называется социальной мобильностью. (Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.)

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая

Всё, что связано с потребностями населения и с теми благами, продуктами и услугами, которые оно потребляет, относится к экономике социальной сферы . Для того, чтобы изучать, анализировать и исследовать все процессы, происходящие в этой сфере, существует , как наука. Она занимается природой потребностей людей, запросов потребления, его структурой, как отдельного человека, так и семьи, различных социальных групп, а также регионов страны и общества в целом.

Кроме того, предметом изучения социальной экономики являются доходы населения. Это анализ их видов и источников. Ведь уровень доходов, в том числе денежных, является немаловажным аспектом или характеристикой состояния общества.

Именно то, каким образом соотносятся доходы и расходы граждан страны, как формируется потребительский бюджет отдельного человека и семьи в разрезе пола, возраста, территории и профессии, входит в предмет изучения социальной экономики. Сюда же относятся накопление и сбережение денежных средств, имущество, которым владеют люди. То есть, всё то, что может определять уровень жизни и благосостояния, является социальной составляющей экономики.

Социальная сфера не может быть отделена от форм собственности, интересов людей в части собственности, а также отношений между социальными группами. Сюда входят: присвоение, образование, как личной, так и семейной собственности, имущественный передел.

В основе жизни любого общества и отдельного человека лежит производство благ (материальных и нематериальных). Их распределение включает в себя не только готовые продукты производства (товары и услуги), но и самих факторов производства, то есть, доступность к ним. Здесь уже решающим является принципов распределения собственности, потому что средства производства должны иметь своих собственников. В условиях рынка распределение происходит по принципу накопленного имущества, усиливается дифференциация доходов, обусловленная ещё и образованием собственных доходов населения, усиливается социальное расслоение общества. Чтобы сгладить этот разрыв между различными социальными слоями очень уместно вмешательство государства.

Это создает более благоприятные условия жизни для наиболее уязвимой части населения (дети, инвалиды, пенсионеры), сглаживает социальную напряженность в отношениях.

Насколько правильно происходит перераспределение внутреннего валового продукта для этих целей, настолько удается государству нивелировать экономические различия между социальными слоями и улучшить отношения в обществе.

Реализация таких целей государства осуществляется посредством распределения продуктов питания и различных услуг, денежных выплат и принятие определенных границ в виде прожиточного минимума и минимального оклада, стабилизирующих доходы.

На государственном уровне разрабатываются социальные программы, направленные на то, чтобы были обеспечены следующие конституционные права граждан:

  • бесплатное медицинское обслуживание и получение образования;


  • материальное обеспечение престарелых и лишенных трудоспособности;
  • выплаты по обеспечению материнства и детства.

Существуют три основных направления, по которым государство осуществляет регулирование распределительных процессов:

Часть выплат населению зависит главным образом от результатов их труда, хотя при этом учитываются и потребности, степень их удовлетворения для нормального существования.

Приоритетными оказываются потребности, выплаты должны их удовлетворять настолько, насколько это жизненно необходимо. Сюда относятся пособие на содержание ребенка, доплаты на определенные виды лечения.

Установленные в законодательном порядке льготы и услуги для поддержания определенных категорий населения. Такая государственная поддержка осуществляется, в основном, через различные непроизводственные учреждения.

Степень государственной поддержки зависит не только от экономического состояния страны, но и от других факторов: исторических, национальных и политических, а также от этических принятых норм конкретного общества.

Назначение экономики социальной сферы

Прежде, чем говорить о формах и методах, применяемых предприятиями и учреждениями социальной защиты населения для их реализации, они тщательно исследуются научными институтами и проверяются на практике. То есть, главными принципами этой являются научное обоснование и практическое применение. Кроме общих принципов в социальной экономике, существуют ещё и специфические.

Основной – это принцип гуманизма . Он заключается в признании того, что высшая и главная ценность -это сам человек и защита его прав, достоинств, обеспечение условий для его самореализации. В современном обществе социальная работа направлена, главным образом, на то, чтобы создать социально-экономическое благополучие для человека.

Социальная справедливость – это тот принцип, который применяется при уравнительности доходов и правильном их распределении. Для этого устанавливается справедливая цена труда, справедливый уровень доходов, который от минимального приближается к среднему. Определяются границы доходов для руководящего состава, если на государственном предприятии существуют нищенские оклады остального персонала. Регулируются доходы госслужащих, что должно исключить чрезмерные перекосы в доходах по сравнению с народным хозяйством.

По принципу общественной целесообразности происходит определение тех категорий населения, которые действительно нуждаются в поддержке государства. Соблюдение этого принципа помогает избежать роста иждивенческих настроений и предотвращает снижение трудовой активности населения. Этот принцип отражается в оказании адресной социальной помощи.

Чтобы установить наилучшее соотношение расходов на социальные нужды к отчислениям на их реализацию, применяется принцип экономической эффективности . При этом важно учитывать не только ВВП, оплаты труда, доходы населения, но ещё и соотношение между социальными выплатами и заработной платой.

Принцип приоритетности государства в решении социальных вопросов и материальной поддержке определенных слоев населения.

Экономическая самостоятельность местных органов - это принцип, на котором основано разделение полномочий между федеральным и местным уровнями. Минимум обеспечивает государство, а выплаты, которые могут быть сверх того, самостоятельно определяют на местном уровне. Это подразумевает заинтересованность населения и администрации в экономическом развитии своего региона или населенного пункта.

В социальной защите населения действуют ещё и такие принципы, как трудовая мотивация оплаты за труд , улучшение качества жизни, принцип возрастающих потребностей . Они призваны сохранять оптимальное соотношение между производством и потреблением продуктов и благ. Именно по таким принципам возможно справедливое распределение в осуществлении механизма социальной защиты населения.

Заключение

Главенствующая роль в экономике социальной сферыотведена тому, какую вообще социальную политику проводит государство в условиях рыночного хозяйства. Она должна осуществляться с помощью таких тонких инструментов, чтобы, с одной стороны, смягчать социальную напряженность в отношениях между разными слоями общества и уровне их жизни, а с другой, стимулировать и высокую эффективность труда наемных работников.


Главная задача государства при этом – обеспечение благоприятных условий для жизни самых уязвимых слоев, которые не могут себя обеспечить из-за ограниченной трудоспособности или её отсутствия, а также поддержка малообеспеченных граждан. Это осуществляется путем распределения доходов, с помощью различных выплат. Важно создание всевозможных условий, чтобы принимал активное участие в реализации социальных программ и нёс определенную ответственность в обеспечении социальных выплат населению, сохранив при этом его высокую мотивацию к развитию и процветанию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



Поделиться