Какие вопросы будет задавать психолог. Как объяснить ребенку, откуда берутся дети? Что может спросить психолог

Наша психика - очень тонкая область, разобраться в которой, порой, не под силу даже самым психологам и психиатрам. Потому при посещении врачей подобного профиля у многих целиком нормальных клиентов возникает мысль о том, что их воспринимают, как Иначе как, по их мнению, объяснить, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы.

Большинство здоровых психически граждан сталкиваются с посещениями этого врача исключительно в рамках медосмотров в школе, ВУЗе, при приеме на работу или обучении в автошколе. Потому навыков общения с подобными специалистами практически никто не имеет. Более того, в отличие от Запада, где психолог является чуть ли не домашним врачом всей семьи, в нашей стране не многие смогут правильно дать определение различиям между двумя профессиями - психолога и психиатра. После этого неудивительно, что многим общение с врачами этих областей медицины приносит реальный стресс. В частности, ставят в тупик вопросы психиатра на медосмотре.

На самом деле, конечно, оба эти специалиста изучают его психику. Но если психолог занимается дисфункций нервной системы и проблемами внутриличностного характера, то сфера интересов психиатрии лежит уже в выявлении патологий нервной системы, психики, существенных отклонений от нормы и заболеваний, носящих характер наследственных и способных быть угрозой для общества.

При этом, когда нормальный человек слышит вопросы психиатра на комиссии, он прекрасно понимает их абсурдность и скорее недоумевает, давая свой ответ. А секрет прост - именно помогают специалисту выявлять людей с явными нарушениями психики. На первый взгляд такие люди запросто могут затеряться среди вполне здоровых соотечественников, поскольку ведут себя не в пике обострения вполне адекватно. Вот почему психиатр всегда задает очень странные вопросы - он выявляет маркеры психических расстройств у человека.

К примеру, если здорового человека спросить, в чем отличие ворона от письменного стола, он, скорее всего, пожмет плечами и объяснит. Особо образованные вспомнят при этом откуда это сравнение и взято. Но психически больной человек не сможет выстроить логические ассоциации с книгой, откуда взята цитата, не в состоянии он будет также обоснованно разъяснить, в чем отличие этих предметов с точки зрения логики. Так что самое главное, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы, это выявление нелогичных и абсурдных ответов, которые будут свидетельствовать о том, что человека следует обследовать более детально.

Теперь, когда вы знаете о маленьком секрете психиатрии, вам не будет столь дискомфортно в кабинете врачей этой специальности. Ведь ответ на вопрос о том, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы, прост и понятен. Главное, чтобы они оставались для вас таковыми, и вы могли дать на них простой и логичный ответ. Иначе придется проходить дополнительные обследования, чтобы доказать собственную нормальность и отсутствие психических заболеваний.

Прием психотерапевта традиционно для многих людей проходит в волнительном и тревожном ожидании. А вот в развитых странах давно уже стало привычным делом посещения врача психотерапевта. Зачастую это связано с тем, что в помощи на определенных жизненных этапах нуждается практически каждый индивид. Люди в этих странах осознают необходимость посещения таких специалистов, поскольку обращение за консультацией говорит об осознанной насущной потребности изменить свою жизнь и взять ответственность за собственное здоровье. Поэтому если человек сам решился пойти на прием к психотерапевту, то это является первым шагом на пути к его выздоровлению и главным условием успеха в лечении.

Обращение к специалисту является важным событием и всегда возникает вопрос, к какому специалисту лучше обратиться за помощью и почему. При наличии каких-либо проявлений тягостных ощущений и переживаний, связанных с психикой, а также при снижении качества жизни из-за непонятных проявлений с психикой, связанных с нервной системой, необходимо обращаться к врачу-психотерапевту, поскольку это человек, получивший специальное образование и имеющий опыт в решении проблем данной направленности.

В каких случаях необходимо отправляться на прием к психотерапевту?

Консультация специалиста необходима при различных психических расстройствах:

— при зависимостях (табакокурение, наркотическая, алкогольная, игровая и др.);

— при нарушениях поведения, вследствие переутомлений, стрессов, отравлений, воздействий химических и физических факторов, болезней внутренних органов и других состояниях.

Как найти психотерапевта, который поможет? Выбор врача-психотерапевта дело не из простых. На данный момент интернет и пресса переполнены предложениями по оказанию психотерапевтической помощи.

Перед консультацией специалиста, необходимо ознакомиться с документами врача, который предлагает необходимую услугу. Обязательно это должен быть человек, имеющий полное высшее медицинское образование и в дипломе должно быть указано высшее медицинское учебное заведение, а в строке «специализация» – лечебное дело.

Следует убедиться, что у специалиста есть диплом врача-психиатра или удостоверение об окончании ординатуры по психиатрии, также у него должен быть отдельный диплом врача-психотерапевта.

Поэтому записаться на прием к психотерапевту необходимо к тому, кто имеет высшее медицинское образование по психиатрии, проработал в должности врача-психиатра клиники не менее 5 лет и прошел курсы повышения квалификации по психотерапии. В компетенцию психотерапевта входит все то, что касается врача психиатра, а также дополнительно этот специалист имеет право на проведение психотерапии при лечении психических расстройств.

Прием у психотерапевта, что говорить

У людей часто возникают вопросы, как вести себя на приеме у психотерапевта? Как проходит прием и какие вопросы задает психотерапевт на приеме?

Не нужно переживать на приеме за то, что психотерапевт не поймет пациента. При правильном подборе врача, он поймет в любом случае, на то он и специалист. Но это произойдет только тогда, когда установится взаимопонимание и доверие между пациентом и врачом. Человек должен полностью довериться специалисту и точно выполнять все его указания, а также рекомендации, поскольку без этого лечение будет бесполезным.

Что делает психотерапевт на приеме? Врач-психотерапевт полностью оценивает ситуацию, выясняет особенности развития высшей нервной системы, а также причины проявления тех симптомов, на которые у пациента есть жалобы. На это примерно требуется около одного часа. От врача нельзя скрывать что-либо или искажать истину, поскольку специалист может принять неверное решение, что скажется на качестве лечения.

Первый прием у психотерапевта включает знакомство с пациентом. На первой консультации врач большую часть времени расходует на то, чтобы оценить эмоциональное состояние пациента и сориентироваться в его жизненной ситуации (настоящее, прошлое, планы на будущее). Происходит своеобразная «проверка на совместимость» между пациентом и врачом, формируется психоэмоциональный контакт и задачей врача-психотерапевта выступает умение правильно «подстроиться» к пациенту.

На приеме у врача-психотерапевта выясняются все аспекты течения и формирования заболевания, индивидуальные параметры развития организма, особенности адаптации и социального функционирования.

Во время первого приема психотерапевт пытается установить истинные психические реакции, а также возможные нарушения в мыслительных процессах и поведении пациента.

Заканчивая первую консультацию, специалист определяет состояние высшей нервной деятельности человека и уже по результатам направляет его домой с рекомендациями о нормализации режима дня, при необходимости направляет на подробное обследование к смежным специалистам.

Если на приеме психотерапевт обнаруживает по своей специализации какие-либо нарушения, то он принимает решение о начале терапии, при этом он подробно оповещает пациента о предполагаемом плане лечения и применении в случае необходимости медикаментозных средств, получая на это у него письменное согласие.

Примерная схема лечения у врача психотерапевта выглядит так:

  • медикаментозная терапия;
  • назначение диеты;
  • установка режима дня;
  • психотерапия.

Врач-психотерапевт может выполнять все функции самостоятельно либо вместе с клиническим психологом или обычным психологом, но при обязательном условии – наличии у последнего высшего психологического образования.
Ели врач назначил медикаментозную терапию после первой консультации, то пациенту назначается день следующего визита. Это делается с целью прохождения более детального обследования, а также для подготовки к сеансам психотерапии. Для этого потребуется еще 2-3 посещения, которые назначаются обычно через 2-3 дня. В эти дни посещений, психотерапевт ведет активное обследование с применением лечебных технологий. Также он контролирует действие медицинских препаратов, в случае необходимости проводит коррекцию медикаментозной терапии и готовится непосредственно к психотерапии.

Пациенту следует понимать, что если специалист принимает решение о проведении медикаментозной терапии, то он руководствуется конкретными основаниями. А ввиду того, что лечение подбирается индивидуально, то невозможно узнать сразу реакцию организма на препараты, поэтому необходимо время, для отслеживания их действия, чтобы пациенту не навредить. С другой стороны, если требуется медикаментозная терапия, то, это значит, что организм человека еще не готов принять психотерапевтическое лечение, и необходимо время для начала позитивного действия препаратов.

Психотерапия может помочь пациенту тогда, когда она осуществляется на фоне улучшения состояния, а это достигается медикаментозно и не всегда быстро. Параллельно психотерапевт отслеживает и корректирует четкость и правильность выполнения его рекомендаций по диете и режиму дня.

В лечении пациенту очень важно взять ответственность за свое здоровье. Человек, который желает получить гарантированный результат, должен полностью довериться врачу-психотерапевту и четко выполнять все его рекомендации.

Лечение у психотерапевта является достаточно сложным процессом, который не все пациенты выдерживают. Он включает ежедневный, ежечасный, ежеминутный, кропотливый контроль над собой. Больным зачастую тяжело изменить свои привычки и ход привычного ритма жизни. Но, если пациент желает вылечиться, то следует на период лечения забыть о некоторых желаниях и привычках.

Итак, стоит записываться на прием к психотерапевту, если:

— возникли различные проблемы (личностные, эмоциональные, социальные);

— если человек нуждается в психологической поддержке;

— если есть желание избавиться от чувства психологического дискомфорта и неуверенности;

— если необходима помощь в решении психологических проблем;

— если человек страдает от усталости, внутренней напряженности, чувства .

Профилирующими направлениями деятельности психотерапевта на приеме являются:

— неврозы;

— психосоматические расстройства;

— депрессивные состояния;

— проблемы в общении;

Итак, психотерапевт на приеме методом беседы, установив личный контакт с пациентом, выясняет проблему, ее причину и начинает лечение, применяя различные когнитивные, поведенческие, медикаментозные и другие методики.

При необходимости в каждом конкретном случае проводятся специальные исследования. Зачастую это:

— патопсихологическое обследование;

— лабораторные исследования крови, мочи, электрокардиография, электроэнцефалография;

— при предполагаемом возможном органическом поражении головного мозга или с целью подтверждения диагноза проводятся сложные аппаратные методы обследования — МРТ, КТ головного мозга;

— на основании полученных индивидуальных данных обследования, специалист назначает комплексную терапию;

— во время первой консультации психотерапевт устанавливает «рабочий диагноз», принимающийся за основу, который за окончательный диагноз не принимается. Как правило, окончательный диагноз пациенту устанавливается специалистом в течение 10-15 посещений, что при амбулаторном лечении осуществляется в течение одного месяца;

— прием психотерапевта на периодических консультациях заключается в отслеживании состояния больного в течение всего периода лечения и при необходимости осуществлении коррекции терапии, как психотерапевтического, так и медикаментозного характера;

— на приеме у врача-психотерапевта лечение не должно включать только однонаправленный характер. Должны применяться различные методики психотерапии, варьирующиеся в количестве (4-7), что будет достаточно для достижения терапевтического стойкого эффекта;

— психотерапевт может прибегать в работе к помощи психолога, который ему помогает получить дополнительную, нужную информацию. С этой целью психотерапевт направляет пациента на .

Всем людям важно помнить, что психотерапия помогает в лечении не только психических расстройств, но и многих различных соматических заболеваний.

Делюсь с вами топом задач, которые мне обычно задают клиенты, а также информацией, как их разрешить. Посмотрите, есть ли среди них те, которые актуальны для вас?

  1. Как мне счастливо выйти замуж?

Вопрос чаще всего от женщин 30-40 лет, отчаявшихся найти свою пару. Умницы, красавицы, иногда состоятельные… Почему же они одиноки? И главное, как сделать так, чтобы найти того самого, своего мужчину? Как не ошибиться в выборе, как не терять время на пустые свидания, а сразу выбрать нужного кандидата? Как узнать, каким он станет мужем и что вас с ним ждет?

Ответ на этот вопрос можно найти в курсе

  1. Почему в моей семье случилась измена? Что делать?

Вопрос как от мужчин, так и от женщин, до этого момента пребывавших в иллюзии, что с их браком все хорошо. Когда вам в этом случае предлагают универсальное решение — не верьте. В этом случае я советую поскольку каждая семья – отдельное государство, и изучать его законы нужно лично.

  1. Как мне наладить отношения с мужем?

Вопрос от женщин, которые давно в браке, страсть давно угасла, а ничего нового на смену ей не пришло. Они живут как соседи, женщина не чувствует себя любимой, мужчина не ощущает себя нужным, жизнь пресна и скучна. Им кажется, что ничего уже не изменить, но это не так. Двое любящих людей способны вернуть страсть и решить любые проблемы!

Ответ на все эти вопросы есть в курсе .

  1. Как мне наладить отношения с мамой?

Вопрос от самых разных возрастов, независимо от пола, места работы и жительства. Отношения с родителями – ахиллесова пята каждого второго. Как справиться с тиранией или вампиризмом матери, отца, как избежать потерь энергии и никого не обидеть, обо всем это есть в записи .

  1. Как повысить самооценку, стать увереннее в себе?

Вопрос не зависит ни от статуса, ни от возраста, ни от пола. Проблемы с самооценкой у наследников советского прошлого почти всегда есть. Они мешают достигать целей, налаживать отношения в семье и на работе, наконец, просто уважать себя. И они всегда решаемы! Мои материалы, которые могут вам помочь: ,

  1. Почему у меня проблемы с финансами?

Вопрос часто поступает от тех, кто увлекается духовными практиками. Часто деньги покидают эзотериков на пути их исканий. Как вернуть их обратно и при этом остаться на духовном пути, расскажут курсы: запись », запись

  1. Как избавиться от страха?

В нашем мире, где страх является инструментом манипуляции сознанием, мало кто умеет быть бесстрашным, это даже считается неприличным – ничего не бояться. Я не призываю не бояться совсем ничего, но избавиться от страхов, которые мешают вам жить и двигаться к вашим целям, просто необходимо. Этому можно научиться на Кстати, он стартует 13 июня. Успевайте

С любовью, Глория Мур

Как к любому большому и важному деле, к началу обучения в школе лучше готовиться заранее. Предлагаем Вам ознакомиться с примерными вопросами, которые могу задавать педагоги Вашему ребенку при приеме в школу. Данный тест поможет Вам выявить как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе, при необходимости внести коррективы.

Вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
6. Кем работают твои родители?
7. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
8. Назови дни недели, времена года.
9. Какое сейчас время года? Чем отличается зима от лета?
10. В какое время года на деревьях появляются листья?
11. Как называется планета, на которой мы живем?
12. Ты хочешь учиться в школе?
13. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
14. Зачем надо учиться?
15. Какие профессии ты знаешь? Что делает врач (учитель, продавец и т.п.)?
16. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.

Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

Советы психолога родителям.

Начало обучения в школе - сложная пора, как для ребёнка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определённые требования, подчиняться дисциплине. В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:

Будьте готовы проявлять терпение, спокойствие и доброжелательность, потому что из-за больших нагрузок, ребенок может капризничать больше обычного. Стресс который переживает малыш в первые месяцы занятий в школе приравнивается к нагрузкам космонавтов, поэтому он особенно нуждается в вашей поддержке и понимании.
Важно, чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутренне ощущение перехода в новый статус "ученика", необходимо уважительное отношение взрослых ко всему что происходит в школе, как к ответственному, серьезному шагу в жизни ребенка.
Постарайтесь, чтобы в семье достижения ребёнка не сравнивались ни с достижениями старших детей, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Единственный с кем его можно сравнивать это он сам. Каким был и как изменился, вырос, научился и т.д. Показывайте ребенку его личные успехи и достижения, анализируйте ошибки с точки зрения, как это можно сделать по-другому, чтобы в следующий раз все получилось. Это увеличивает его веру в себя и станет залогом адекватной самооценки в будущем.
Не стоит пугать ребенка школой, говорить, что если он будет что-то не так делать то станет «двоечником» или его там накажут. Ребенок должен чувствовать, что родители в него верят, что обязательно помогут, им очень важно и интересно знать, что происходит в его жизни. Обязательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые полученные знания ребенка на повседневную жизнь.
Поощряйте хорошее поведение, а не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом. В этом возрасте дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя. Поэтому похвала и внимание - это рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Еще до начала занятий организуйте жизнь ребёнка по чёткому распорядку, чтобы потом ему было проще войти в ритм школы.
Больше играйте и разговаривайте с малышом, рассказывайте о себе, как вы учились в школе. Рассказывайте на ночь интересные истории, добрые сказки, это помогают снять напряжение "рабочего" дня, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.

Примеры развивающих мини-игры

Игра: Волшебный рисунок
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, изучение букв, цифр и т.д.
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Затем меняетесь, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

Игра: Вежливое слово
Цель: развитие внимания, координации, вежливости.
Вы просите ребенка выполнить какое-то действие. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть вежливые слова. Например:

Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на правой ноге.
Пожалуйста, подними левую руку вверх!

Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот.

Чтобы Вы не делали, помните главное, именно Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша!

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе

У всех нас бывают состояния запутанности. Кто-то путается в мыслях, кто-то в эмоциях, кто-то вообще чувствует себя ежиком в тумане (кстати, мой любимый терапевтический мультик):)

Работая с клиентами, я никогда не придерживаюсь линейной стратегии. Вы - совершенно новый человек с уникальной историей. И даже если мы знакомы 30 лет, За то время, что мы не виделись с вами что-то происходило, вы встречали каких-то людей, о чём-то думали и проживали какие-то чувства. Вы уже не тот человек, что был вчера. Потому немалая часть работы - это исследование вашей истории. Очень часто уже это достаточно, чтобы что-то изменилось. Но есть даже более ранний этап. Это формирование запроса.

"Мне плохо" - это не запрос. Это состояние. И состояние весьма неопределенное. Что значит плохо? А как не плохо? А как хорошо? Вопросов много, и они чрезвычайно важны. Когда вы идёте в магазин за ботинками на зиму - вы представляете себе, что обязательно должно присутствовать в зимних ботинках, не так ли? В психотерапии так же. Чтобы "лечить" это "мне плохо", терапевт должен знать что значит плохо, что значит не плохо и что значит хорошо ИМЕННО ДЛЯ ВАС.

Я предлагаю Вам технику собственного приготовления. Ответив на несколько вопросов, вы сможете понять себя и свою проблему лучше, глубже и целостней. А с этим намного быстрее и эффективнее работать. В качестве иллюстрации привожу отдельные транскрипты из сессий с клиентом. Все данные изменены, а у клиента взято разрешение. Пользуйтесь на здоровье опытом человека, который постепенно побеждает депрессию. Работа с этим клиентом длиться уже два года. Описанные вопросы – это нечто вроде стартовой анкеты, которую я предложила клиенту в устной форме на первой сессии. Информация очень помогла мне, тогда я знаю что происходит с клиентом, как он реагирует на разных уровнях своей психической деятельности, как справляется, и что при этом происходит. Очень большой кусок работы стал более понятным эффективным благодаря этому.

Приступим?

  1. Как вы себя чувствуете прямо сейчас? Что доминирует как проблема - мысль? Эмоция? Поведение? Физическое ощущение? Максимально прочувствуйте то дискомфортно состояние, которое Вас беспокоит. И максимально раскройте его в ответе.
    К примеру, человек в состоянии, близком к депрессии, в моей практике, на этот вопрос отвечал так: сейчас мне тяжело. Эта тяжесть ощущается как физическое ощущение в груди и животе. Там как будто большой тяжелый камень и никто не может прийти и снять его.
  2. Это ощущение возникло у Вас впервые или оно было и раньше? (Возможно, оно длится какое-то время, постарайтесь вспомнить с какого возраста вы его помните)
    Этот же клиент продолжил так: оно со мной, сколько я себя помню. Иногда оно становится сильнее и тяжелее, иногда - остаётся фоном. Я не помню себя без него.
  3. Когда вы думаете/чувствуете/ощущаете/ делаете это (проблему) - что ещё происходит внутри? Возникают мысли? Появляются ощущения и чувства? Вы что-то делаете?
    Клиент отвечал так: Когда есть ощущение тяжести в груди в животе, я начинаю думать о том, как мне не повезло, как я несчастен и одинок в этом мире. Я постоянно куда-то спешу... в этом нет жизни. Но ничего поделать не могу.
  4. А когда развиваются или возникают эти ощущения/ мысли/ чувства/ поведение? Обычно это связано с присутствием или отсутствием людей? С какими-то событиями вокруг? С вашим самочувствием? (Постарайтесь также полный раскрыть эту проблему для себя)
    Кл: Особенно остро это ощущаю, когда остаюсь один и ничем не занимаюсь. Когда у меня есть время, что называется, для себя (горький смех), это самая большая пытка для меня. У меня начинается нечто сродни паники.
  5. Бывало ли когда-то по-другому? Что тогда отличалось?
    Клиент: иногда очень редко, когда это состояние становится фоном, я могу идти на контакт с мамой. У нас с ней бывает очень трогательный разговор, когда она меня слышит, а я это понимаю. Тогда я чувствую себя хорошо. Но потом мне настолько же плохо.
  6. Как вы привыкли справляться с этим?
    Обычно я ухожу в деятельность, начинаю очень много работать. Фактически, работаю все время, которое есть. Иногда я начинаю активно заниматься спортом, либо нахожу себе новое хобби. Сначала у меня бывает очень много энегрии. Но как будто без эмоций.
  7. А что происходит в конце этого пути? (как заканчиваются усилия по избеганию?)
    Чаще всего я заболеваю, либо не могу проснуться утром для новой деятельности. Тогда наступает пустота. (Тут было несколько моих интервенций, относительно развития болезни) ... В какой-то момент я начинаю чувствовать, что больше не хочу так быстро, но остановиться не могу. Это сильное внутреннее борьба и побеждает деятельность, обычно на следующий день поднимается температура, либо падает давление.
  8. Что бы было, если бы вы этого не делали? Как бы вы себя чувствовали? О чем бы думали? Что бы делали? (минимум один из этих вопросов будет иметь ответ)
    Не знаю... наверное я бы просто лежал и смотрел в потолок. Да, я бы просто стал овощем. (...) мне кажется, я бы думал о том, какая я ленивая задница. Я бы злился на себя. А потом была бы пустота.
  9. Если бы вы могли сделать для себя что угодно в этом состоянии, что бы это было? (Именно для себя в этом состоянии, а не для того чтоб его не было). Очень сложный обычно вопрос. Требует обдумывания. Потому я обычно разбиваю его на ряд небольших обсуждений: было ли у Вас такое состоянием когда-то, что тогда было важно, как тогда справились? Если не было - что могло бы быть важным для человека в таком состоянии?
    Один раз я чувствовал себя недостаточно плохо чтобы остаться дома, но почему-то не пошёл на работу. Тогда меня "накрыло" и я думал, что сойду с ума. Мысли затапливали. Тогда я просто лежал и смотрел в потолок. (...) я был один и никто не был нужен. Хотя нет, я бы хотел видеть рядом маму с тем ее взглядом. (...) наверное, важно чтобы кто-то был рядом. Но не сильно близко. Я не справился, внутри я все так же смотрю в потолок. Даже если делаю.
  10. Как бы вы хотели себя чувствовать вместо этого? Какими мыслями бы это сопровождалось? Что бы вы тогда могли делать иначе?
    Я бы хотел остановиться. Я постоянно бегу и одновременно замираю. (...) если бы я остановился - я бы хотел не бояться и не злиться на себя. Чувствоваться себя уверенно и спокойно.

Естественно, в формате диалога это была не одна и даже не пять сессий. Мы долго и глубоко говорили о том, что я изложила тут в десяти пунктах. И в живом общении это звучало иначе. Но суть та же и это очень помогло мне и клиенту построить контакт и контракт. Это два важных компонента в терапии методом транзактного анализа. Контакт - это пространство доверия и безопасности, где клиент может говорить и быть собой, контракт - это договоренности о том, как будет происходить работа и к чему мы движемся. Благодаря такому расспросу, я многое узнала про то, как клиент переживает и справляется, чего он избегает и как он это делает. А это большой кусок работы.

Естественно, что каждый ответ много раз перепроверялся и в ходе терапии трансформировалось принятое в нем решение. Но с самого начала (лично на мой взгляд) задача терапевта - максимально "влезть в шкуру Клиента" и понять, что значит быть им.

Моя наставница однажды сказала важную фразу - "Не забывай, что ты ничего не знаешь о клиенте".

Буду рада, если эта "маленькая" техника поможет вам, Коллеги и вам, уважаемые Клиенты лучше понимать себя и процесс.

Если статья показалась Вам полезной - делитесь ею в соцсетях) Если Вам кажется, что полезной могу быть лично я - !



Поделиться