Каким должен быть психолог. Какими качествами должен обладать психолог? Черты характера

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фун­дамент профессиональной успешности психолога..

На пути профессионального становления студента-психолога возможны кризисы разочарования (Пряжников, Пряжникова, ) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие ва­рианты «защит-разочарований»:

1. Разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель - это обычный чело­век, с обычным набором недостатков). Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.

2. разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологи­ческих дисциплинах или во всех психологии сразу). Студент на­чинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скуч­ной».

3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.п. По-своему, студент может ока­заться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творчес­кая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлече­ний», можно решить и своими, студенческими, силами.

4. Разочарование в перспективах дальнейшей работы. Студент по­нимает, что скорее всего он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется до­вольствоваться маленьким заработком, ведь, как известно, пси­хологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной экономики (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 414-415).

Какие личностные качества побуждают людей заниматься пси­хологией? Владимиру Мих Бехтереву приписывают фразу: «Психологи - с психинкой, неврологи - с нервинкой». Примеров такого рода хва­тает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты - нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состо­явшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты - неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. 3. Фрейд, по воспоминани­ям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны. Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключитель­но высок (Дружинин, 2001, с. 31). Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психи­ческого качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации ощущение своей непохожести на других людей и побуждает чело­века к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, ком­плекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией (Дружинин, 2001, с. 31).

Мир другого человека для психолога является загадкой. Он не приписывает свой внутренний мир другому человеку, не опирает­ся на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к пси­хике другого как загадке, разгадку которой нужно найти самому. Душеведческая направленность ума - результат его жизни, порож­денный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рацио­нальными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Отсюда психологам присуща терпимость, снисходи­тельность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний (Дружинин, 2001, с. 32).

Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных ка­честв, которые отличают психологов-исследователей от психологов-практиков. С помощью 16-факторного опросника, который позволял построить их «профессиональные портреты», изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личност­ных черт.

Эта зависимость выразилась в следующих формулах:

Для психолога-практика:

Эфф. = 0,72А+0,29В+0,29Н+0,29N

Для психолога-исследователя:

Эфф. = 0,31А+0,78В+0,47N

где А - «готовность к контактам», N - «умение поддерживать кон­такт», В - «общая интеллектуальность», Н - «ненасыщаемость кон тактами с другими людьми».

Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду обще­ния. Для успеха его профессиональной деятельности это важные I факторы.

Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессио­нальной деятельности. В то же время «общая интеллектуальность» оказывается очень важным для них фактором.

Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство, так и различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практи­ческая психологическая работа.

К.А. Рамуль утверждает, что для каждого ученого, в том числе и психолога, необходимы следующие черты личности:

1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам; прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие; умение ладить с людьми

Эмпирических исследований, посвященных этой теме, пока не­много (Аминов, Молоканов, 1992; Молоканов, 1995), Анализ литературы, проведенный Т.А. Верняевой и ее эмпири­ческое исследование (Верняева, 1997, с. 48), показали, что для пси­холога-исследователя необходимы те же общие свойства личности которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки! Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того, что в большинстве исследовательских ситуа­ций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследо­вателя и испытуемого, они оказываются абсолютно необходимы,

Большое знание для практического психолога имеют коммуника­тивные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог дол­жен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической инту­ицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекатель­ность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» вклю­чает в себя 5 блоков качеств личности:

1) способность к полному и правильному восприятию объекта, на­ блюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманис­ тической направленности;

3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

5) способность управлять самим собой и процессом общения, уме­ ние быть внимательным, умение слушать, тактичность, уме­ ние устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувство юмора

Для психолога важны определенные эмоциональные свойства личности, в частности, непринужденность, естественность и ис­кренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная ста­бильность. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопере­живанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и уме­ние сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть син­дром сгорания и коммуникативной перегрузки.

К значимым волевым качествам относятся настойчивость, тер­пеливость, самообладание, уверенность, необходимые для успеш­ной работы психолога-консультанта. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важно, когда у психолога отсутствует чрезмерная самоуверенность и вера в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога оттал­кивает клиента.

Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать ин­дивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазви­тию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенса­ции собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть ус­пешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются оди­наково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу необходимо формировать инди­видуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Профессия психолога похожа на профессию врача, но лечит психолог не тело, а душу. Мы обращаемся к психологу тогда, когда понимаем, что какая-то из сфер жизни развивается совсем не так, как нам хочется.

Психологи, как и врачи, работают в разных областях. Если Вы хотите сделать семейные отношения более теплыми, можно придти на консультацию семейного психолога . Если желаете получить больше удовольствия от общения с ребенком, обратитесь к детскому психологу.

Или выберите индивидуальную консультацию психолога, чтобы разобраться в себе, полнее реализовать свои возможности, получить удовольствие от работы. Но как же найти «своего» психолога? Для этого нужно подойти к вопросу серьезно и основательно.

  • Поспрашивайте знакомых или друзей. Возможно, они уже пользовались услугами специалиста и могут порекомендовать нужного психолога. Но важно помнить, что каждый человек оценивает специалиста по-своему, предъявляет свои требования. Что хорошо одному, не всегда желательно для другого.
  • Воспользуйтесь информационными ресурсами. Почитайте в интернете отзывы людей, которые были на приеме у психолога, видели его презентации. Или ознакомьтесь со статьями специалиста, его интервью с журналистами, которые можно найти в газетах или журналах.
  • Узнайте через самого психолога. Сфера психологии обширна. Один специалист не может лечить все. Он работает в конкретной сфере профессиональной деятельности.

Психологи, принадлежащие к разным психологическим обществам, общаются с коллегами, обмениваются опытом, совершенствуют свои навыки. И, в случае необходимости, могут посоветовать своих коллег, занимающихся той или иной проблематикой.

Выбор психолога

Теперь у Вас есть необходимые контакты и данные психологов. Как понять, какой подойдет именно Вам?

Поинтересуйтесь образованием специалиста. Психология – это область традиционной медицины, которой учатся годами. Поэтому ваш будущий практикующий психолог должен иметь высшее профильное образование и, желательно, стационарное. Хорошо, если оно будет дополнено курсами, тренингами, семинарами.

Но лучше всего оценить профессионализм и компетентность психолога поможет личная встреча.

Если Вам будет приятно и комфортно общаться с психологом, возникнет желание искренне говорить о своих проблема и переживаниях, а после консультации Вы почувствуете улучшение, значит эффект есть. Вы нашли своего специалиста.

При общении с психологом важно помнить, что такая работа носит совместный характер. Важно то, насколько внимательно Вы отнесетесь к рекомендациям специалиста. Важно и то, как психолог ведет беседу.

Работа психолога ныне стала настолько популярной, что любая школа, детсад, иное учреждение системы образования имеет вакансию штатного психолога. При наличии дипломированного специалиста в недрах профильного районного (городского) отдела, в учебном учреждении всегда будет работать означенный специалист.

А как на практике ведется работа психолога? Есть ли в ней смысл? Нужно ли оплачивать и содержать в штате такого нужного, но в то же время бесполезного работника?

Теория и практика как показывает жизненный опыт - абсолютно разные вещи. На работу в образовательные учреждения приходят, как правило, только что окончившие вузы неопытные люди, очень часто получившие высшее образование только потому, что больше идти было не куда в силу невысокого школьного балла или же незрелости личности, когда еще так и не понял: а куда тебе поступать? Тяги особо никакой нет к определенной профессии. Хорошо известный всем факт: неинтересная специальность (предмет) - знаний не будет. Желания разуметь нечто большее, чем дает ВУЗ не появится даже в отдаленной перспективе.

Психолог уровня стандартных школ

Хороший специалист в области психологии - штука редкая, если не исключительная. Большинство психологов уровня стандартных школ-детсадов используют в работе фактически только одно средство - тестирование. Возможно, оно эффективно и приносит свои плоды на определенном этапе работы. Но одним тестированием с "тяжелым" ребенком не обойтись. Советы, предложенные родителям по результатам опроса, это теоретические выкладки из вузовских учебников (в том случае, если студент учебники все-таки читал).

Конечно, вопрос оплаты в школьных заведениях - отдельная тема для обсуждения. Психологи относятся к тому персоналу учреждения, который зарабатывает менее всего. Но сложных детей от этого меньше не становится и для того, чтобы мы с вами не боялись ходить по улицам, не боялись отпускать своих детей одних на прогулку или в секцию - нужны таки специалисты с "горящими глазами".

Итак, какие качества необходимы при качественной работе с определенным контингентом:

  1. Читать специальную литературу. Без этого никак. Никто не отрицает важность практических занятий, но и без саморазвития процесс накопления знаний (теоретических и практических) невозможен. Здесь необходимо отметить один нюанс: читать книги нужно авторов-практиков. "Чистая" теория нужной базы дать не может. И еще. Помимо литературы узкопрофильной, хорошо бы изучить человеческие отношения в широком формате: дома, на работе, с соседями по дому.
  2. Общение с высоко квалифицированными людьми дает неоценимый опыт в накоплении знаний. Кто, как не они, смогут подсказать, одобрить, высказать претензии.
  3. Действенный оценочный критерий вашей "жизнеспособности" в выбранной профессии - отношение окружающих людей к вашей персоне. В случае положительной оценки в активе вы получите уважение, сострадание и другие приятные моменты вашей биографии.
  4. Самое главное, что нужно отметить в данном вопросе - любовь к людям. Без этого никогда не стать профессионалом с большой буквы. Не бояться быть смешным, не опытным, не знающим. Простые человеческие качества не отталкивают, а притягивают людей. Даже тех, кто изначально может негативно воспринять молодого специалиста.

Хочется верить, что рано или поздно страна обзаведется психологами нужного уровня, а значит наши дети, став взрослыми людьми, будут уверенными, не отягощенными комплексами неудачниками.

(28)

В статье рассмотрены личные и профессиональные качества на примере практического психолога, однако, по нашему глубокому убеждению, данные качества просто необходимы всем специалистам в области душевного состояния и здоровья человека - психиатрам, наркологам, сексологам, психотерапевтам и другим.

Первый блок профессионально важных качеств психолога включает в себя направленность и мотивы профессиональной деятельности. Это, прежде всего, гуманистическая направленность личности, специфическая профессиональная направленность и гибкая "Я - концепция".

Второй блок - это требования, которые относятся к социально-перцептивным качествам человека, способность верно отображать социальные объекты, в частности - психологическая наблюдательность.

Третий блок - требования к качествам личности, связанные с процессом обработки и осмысления социальной информации. Это требования к социальному мышлению, его критичности, профессиональной рефлексии.

Четвертый блок - требования к качествам, связанным с передачей информации, общением.

Рассмотрим эти требования более детально. Заметим, что границы между очерченными комплексами качеств, которые складываются в блоки, достаточно условны.

Итак, первый блок. Личность психолога должна характеризироваться, прежде всего, гуманистической направленностью, которая проявляется в доброжелательности, выдержке, чуткости, искренности, дружбе, открытости, оптимизме в отношении детей и взрослых. Для практического психолога должна быть характерна и специфическая профессиональная направленность - интерес к человеку, его внутреннему миру как предмету познания и преобразования. Психолог не должен иметь стереотипов в системе межличностных отношений. Это - человек, который положительно воспринимает себя и других, спокойный, уверенный в своих гуманистических устремлениях, способный, безусловно, положительно относиться к тем, кому помогает. Кроме того практический психолог, как специалист, работающий с уникальным по своей сложности объектом - личностью, должен отличаться ярко выраженной мотивацией совершенствования, самосовершенствования и профессионального роста, с постоянным расширением спектра целей и мотивов профессиональной деятельности, обогащением "Я - концепции".

Второй блок профессионально важных качеств. Деятельность психолога предъявляет высокие требования к восприятию и вниманию. Психолог должен обладать особой психологической наблюдательностью - способность по, казалось бы, не значимым, на первый взгляд, мало заметным явлениям и признакам увидеть определяющие качества личности, черты характера, темперамента, воли, по едва уловимым изменениям в поведении понять состояние человека; заметить симптомы неблагополучия; быстро обнаружить наиболее сильные и наиболее слабые стороны личности, определить его статус в группе. То есть, высококвалифицированный психолог должен обладать умением добывать разностороннюю и глубокую информацию о психологических качествах личности за достаточно короткий период при непосредственном контакте с человеком. Развитая психологическая наблюдательность особенно нужна для более точного выделения и описания индивидуально-психологических особенностей и способностей людей. Надо не забывать, однако, что наблюдение - это сложный психический процесс, в котором восприятие тесно связано с деятельностью мышления (сравнение, различение, анализ), памятью, воображением и всей личностью наблюдателя, интересами, мотивами, направленностью.

В работе психолога большое значение имеют эмоционально-волевые свойства. Выдержка, самообладание, инициативность, смелость в общении и другие качества - имеют существенное влияние на успешность работы в условиях дефицита времени, в конфликтных ситуациях, а также в повседневной деятельности в "оптимальном режиме". Желаемыми характеристиками также являются: надежность, сдержанность, теплота, оптимизм, открытость, непринужденность, энергичность, приспособленность. Наличие у кандидата на профессию практического психолога противоположных качеств - непредсказуемость, импульсивность, враждебность, пессимизм, скованность, вялость, неприспособленность - может быть серьезным аргументом в пользу профессиональной непригодности этого человека.

Обязательно нужно определить еще одно серьезное требование к психологу - он должен нести личный ответ за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.

Следовательно, требования к практическим психологам очень высоки. Столь высоки, что возникает вопрос: может ли вообще существовать человек, который в состоянии в полной мере соответствовать этим требованиям? Ответ довольно прогнозируем - скорее всего, таких профессионалов встретить очень трудно.

Но мы сознательно даем идеальный портрет практического психолога, чтобы как можно больше расширить пределы самосовершенствования специалиста, а ввиду того, что профессиональный и личностный рост продолжается всю сознательную жизнь человека - то стремление соответствовать описанному портрету - и есть путь к выдающемуся профессионализму.

Не пропустите статью в тему "".



Поделиться