Классный час ко Дню Космонавтики «Покорители Вселенной. Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района

Методическая разработка

викторина «Космическая Одиссея»

посвящённая празднику

«День космонавтики»

учитель географии

Возраст учащихся 11 - 18 лет

пос. Лопча

Аннотация

Краткое описание: В викторине участвуют две команды. Вопросы зачитывает ведущий. На обдумывание дается 10 - 15 секунд. При правильном ответе команда получает баллы. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его дает команда - соперник. Если ни одна команда не ответила на вопрос, то ответ дает ведущий. За игрой следит счетное жюри. Они ведут подсчет баллов, заполняют бюллетень на каждую команду.

Перед проведением викторины команды могут выставить на конкурс: фантастический рисунок, рассказ об обитателях планеты, фантастические костюмы. За выполнение этих работ командам начисляются баллы от 5 до 10. Учитываются красочность и тематичность.

Цель : Обобщение и уточнение знаний детей об астрономии и космонавтике.

Обучающие задачи:

    Ознакомить с достижениями космонавтики нашей страны

    Закрепить знания по астрономии и космонавтики

Развивающие задачи:

    Активизировать и обогащать словарный запас детей по теме праздника «Астрономия, космонавтика»

    Развить умение логически мыслить и делать выводы

Воспитательные задачи:

    Развивать социальные навыки у детей (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё собственное мнение)

    Прививать детям патриотическое отношение к Родине, достижениям народа

Материалы и оборудование для проведения праздника :

    Фломастеры, карандаши, ластики, бумага

    Табло для выведения счёта игры

    Фотографии и рисунки на тему «Космонавтика, астрономия»

    Карта Солнечной системы

  1. Аудиокассета для музыкального сопровождения праздника

    Карта созвездий

  2. Карточки с вопросами

Участники:

    жюри - учащиеся или педагоги станции юных натуралистов, они же счётная комиссия;

    учащиеся 5 - 11 классов;

Викторина «Космическая Одиссея»

Ведущий :Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами встретились, чтобы провести праздник, посвященный дню космонавтики, который отмечают 12 апреля. А что явилось поводом, чтобы отмечать этот праздник именно в этот день?

Ответы детей: 12 апреля 1961 года был совершён первый в истории человечества полёт в космос, пилотом которого был человек.

Ведущий : А как звали первого космонавта?

Ответы детей: Его звали Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий :Так случилось, что жизненный путь у Юрия Алексеевича Гагарина был очень короткий, его нет среди нас. Мы не можем с ним пообщаться, узнать, каким он был, наш первый космонавт. А было бы интересно, правда?!

Кому посчастливилось знать Юрия Гагарина, быть рядом с ним, навечно сохранят в памяти обаятельный образ умного, мужественного, целеустремлённого, скромного и честного человека, верного друга и товарища, настоящего патриота. Несмотря на пришедшую к нему славу, Юрий Алексеевич оставался простым и скромным человеком. Когда его за рубежом спросили: «Не смущает ли Вас, мистер Гагарин, слава, которой окружено Ваше имя?» Первый космонавт планеты ответил: «Это не моя личная слава. Разве я мог бы проникнуть в космос, будучи одиночкой? Тысячи советских людей трудились над постройкой ракеты и космического корабля, на котором мне поручили полёт. И этот полёт - триумф коллективной мысли, коллективного труда тысяч советских рабочих, инженеров, учёных. Это слава нашего народа». Вот такой был Гагарин! Он был первым, и для этого нужно было особенное мужество. Никто не знал, чем может закончиться этот полёт.

Праздник 12 апреля очень знаменателен у нас в России.Но прежде чем человек нашей страны первым оказался в космосе понадобились многие годы. А кто первооснователь советской (российской) космонавтики?

Ответы детей: Российский ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Ведущий :Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал в 1903 году. А кто воплотил мечты по созданию космической ракеты и под чьим руководством был осуществлён запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина?

Ответы детей: Сергей Павлович Королёв.

Ведущий :Правильно. Королёв это советский учёный, конструктор, основоположник практической космонавтики сделавшей нашу страну передовой ракетно-космической державой. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Первый в мире искусственный спутник Земли Спутник-1 нашей страной был запущен 4 октября 1957. До человека в космос первыми отправляли животных. Отправляли их в научно-исследовательских целях. Какое животное было отправлено самым первым?

Ответы детей: Первым живым существом, выведенным на орбиту на советском корабле «Спутник-2», стала собака Лайка 3 ноября 1957 года. Потом Белка и Стрелка.

Ведущий: Правильно. И только потом в космос полетел человек. Первой женщиной космонавтом была женщина также из нашей страны. Как её звали?

Ответы детей: Валентина Терешкова Владимировна.

Ведущий: 16 июня 1963 г. онасовершила трехсуточный полет по орбите вокруг Земли. А 18 марта 1965 года первым в открытый космосвышел...

Ответы детей: Алексей Архипович Леонов.

Ответы детей: Светлана Савицкая Евгеньевна.

Ведущий: В феврале 1986 года на орбиту была выведена первая советская (российская) орбитальная станция «Мир» модульного типа. На станции побывали космонавты из 12 стран мира, в том числе Франции, Германии, Японии и США.

Россия и сегодня совершает больше всего пусков ракет. И скоро наш космический корабль отправится осваивать новые космические пространства и полетит на Марс. Мы гордимся своей страной и её славными достижениями в области космоса!

Сегодня нашу праздничную викторину мы посвятим дню космонавтики. В викторине будут участвовать две команды. Вы должны выбрать капитана и придумать название своим командам.

Ведущий :Мы живём с Вами на прекрасной планете Земля. Но люди всегда мечтали увидеть, что же находится за её пределами.А Вам интересно? Сегодня у нас представится такая возможность - мы отправимся в космическое путешествие.Но сначала нам надо проверить, готовы ли Вы к полёту.

Конкурс «Ракета»

Ведущий :Без космического корабля не одно космическое путешествие не получится. Надо построить ракету.Как же она выглядит?

Задание командам: нарисовать космический корабль. Первая ступень ракеты, вторая ступень, третья ступень, космический корабль. Оценка конкурса 2 балла.

Ведущий :Космический корабль готов.А как наши капитаны? Готовы ли они?

Конкурс капитанов

За каждый правильный ответ капитану начисляется 1 балл.

Вопросы для 1 команды:

    Первый космонавт, который вышел в открытый космос Алексей Леонов

    Название корабля Алексея Леонова «Восход-2»

    Фамилия первой женщины космонавта Терешкова

    Сосуд Большой Медведицы Ковш

    Карта мира, наклеенная на шар Глобус

    1 лунный робот Луноход 1

    Что такое Луна? Спутник Земли

    Позывной Гагарина «Кедр»

Вопросы 2 команды:

    Первый человек, совершивший полёт в космос Гагарин

    Космический аппарат, на котором совершил свой полёт в

космос Юрий Алексеевич Гагарин «Восток»

    Сколько минут длился полёт Гагарина вокруг Земли 108 минут

    Сколько оборотов совершил космический корабль Гагарина Один

    Профессия Гагарина Космонавт

    Что такое Солнце? Звезда

    Окольцованная планета Сатурн

    Хвостатая странница космоса Комета

    Луна для Земли Спутник

Ведущий: Молодцы! С такими капитанами не пропадёшь! Можно отправляться в космическое путешествие.

Конкурс «Срочная инвентаризация»

Ведущий : Представьте, к вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. Я приглашаю по два участника от команды к столу (накрыт газетой). Прошу вас внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли. На осмотр вам дается одна минута. После просмотра закрыть предметы газетой и за три минуты участники должны составить их список на листах бумаги.

Ведущий : Молодцы!а теперь мы отправляемся на наших кораблях к планете Марс. Но что это???? Мне только что поступила зашифрованная телеграмма. Давайте ее расшифруем

3,15,10,14,1,15,10,6

Внимание

17,16,19,1,5,12,1

15,6,3,16,9,14,16,8,15,1

Невозможна

31,17,10,5,6,14,10,33

Эпидемия

19,17,1,19,1,11,20,6,19,30

Спасайтесь

Ведущий : вот и еще одно задание позади и я предлагаю преступить к следующему

Конкурс «Компас»

Задание командам: нарисовать компас и написать стороны света на нём. Оценка конкурса 2 балла.

Ведущий: Ну, теперь мы точно готовы к путешествию. Тогда вперёд - в полёт!В космическое путешествие!

Конкурс «Своя игра»

Ведущий :Участие в этом конкурсе принимает вся команда. Вам предлагается группа вопросов, оцениваемая определённым количеством баллов, в зависимости от сложности. Каждый участник команды по очереди выбирает себе вопросы и при правильном ответе получает заработанные для команды баллы. На обдумывание дается 10 - 15 секунд. Полученные баллы суммируются. Сумма баллов это количество топлива, которое будет вам выделено для полёта в космос.

Для полёта на Луну Вам необходимо набрать - 100 баллов.

На Марс - 200 баллов.

На Юпитер - 300 баллов.

На Сатурн - 400 баллов.

На Уран - 500 баллов.

На Нептун - 600 баллов.

На Плутон - 700 баллов.

За пределы галактики - более 700 баллов.

История:

10. Сколько времени длился первый космический полет? (108 минут.)

20. Назовите выдающегося конструктора ракет, с именем которого связаны первые наши победы в освоении космоса? (Академик С.П.Королев.)

30. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский.)

40. 2009 г. провозглашен Годом Астрономии, т.к. именно в этот год будет отмечаться 400-летие открытий Г. Галилея. Какой прибор он изобрел? (Телескоп.)

Космос:

10. Как различить по внешнему виду серп растущей Луны от убывающей? (В виде буквы С – старая, убывающая.)

20. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды? (Венера.)

30. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным взглядом? (Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.)

40. Может ли на Луне работать барометр-анероид? (Нет, т.к. на Луне нет атмосферы.)

50. К каким звездам относится наше Солнце? (Желтый карлик.)

Мир звезд в поэзии:

10. К. Прутков.

Но вот уж меркнет Солнца луч.
Выходит месяц из-за туч
И освящает на пути Все звезды…(…Млечного Пути.)

20. М.Цветаева. Косматая звезда, спешащая в никуда из страшного ниоткуда. (Комета.)

30. М.Цветаева.

Август – астры,
Август – звезды,
Август –грозди
винограда и рябины.
Ржавой – август!
Август – месяц
Ливней звездных!

Что это за ливни? (Метеоры – атмосферное явление, сгорание космических частиц в атмосфере.)

40. “Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит”.

50. Музыкальный вопрос.

Назовите романсы или песни, где встречается слово “звезда”? (Звездочка моя ясная. Гори, гори, моя звезда. Две звезды и др.)

Космонавты:

10. Кто побывал в космосе до человека и как звали первых посланцев? (Собаки: Лайка, Белка, Стрелка, Пчелка, Мушка, Звездочка, Чернушка, Уголек, Ветерок – 9.)

20. С какого космодрома, расположенного в нашей области, взлетают ракеты? (Мирный, Плесецк.)

30. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов 18 марта 1965г.)

40. Открытое пребывание на Луне длилось 62 минуты 16 секунд. Как звали первого астронавта, прилетевшего на Луну 20–21 июля 1969 года? (Нил Армстронг.)

50. Кто из женщин-космонавтов в 1963 году впервые побывала в космосе? (Валентина Терешкова.)

Космические корабли:

10. Какой стране принадлежит честь первой мягкой посадки на поверхности Марса? (СССР, “Марс-3” 28 мая 1971.)

20. В чем хранятся продукты в космических кораблях? (В тубах.)

30. Могут ли космонавту пригодится гантели для занятий физическими упражнениями? (Нет, т.к. они теряют вес.)

40. Когда космонавт ложится спать, он привязывает свой спальный мешок и закрывает свое лицо сеткой. Почему?(Невесомость. Чтобы не вдохнуть частицы, которые могут случайно оказаться в отсеке.)

50. Как называется одежда, которая необходима для выхода в космос? (Скафандр.)

Вопросы зрителям:

    Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

    Что такое Зодиак? (Зодиаком называют 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь.)

    Через какие созвездия проходит Солнце, совершая свой годичный путь? Все ли знаки Зодиака названы правильно? (Овен, Телец, Братья, Рак, Тигр, Дева, Весы, Паук, Охотник, Козерог, Водолей, Окунь.)

2 Тур.

Встреча с инопланетянами. С помощью жестов объясните следующие фразы:

    “Как вас зовут?”

    “Я вас полюбил с первого взгляда”

    “А сколько времени на вашей планете?”

    “Полетишь с нами на Землю?

    “У вас море есть?”

    “Мне нужен врач”

Пока команды готовятся: вопросы зрителям:

Что бы это значило?
Фразеологические обороты

    Звезд с неба не хватает;

    Восходящая звезда;

    Звезда первой величины;

    Родиться под счастливой звездой;

    Путеводная звезда;

    Витать между небом и землей;

    Как небо и земля;

    Звездный час;

    Возносить до небес;

    Занять место под солнцем;

    Как с Луны свалился;

    Попасть пальцем в небо;

    Попасть на седьмое небо;

    Небу жарко;

    Небо коптить.

Подведение итогов.

Никогда не забывайте, что все начинается с мечты.

Не бойтесь мечтать. Мечтайте! Не ленитесь! И вы всего достигните!

Спасибо за участие.
До новых встреч!

Работа кафе “Звездные дали”. Заказы принимаются на сумму, которую набрала команда, зрители тоже имеют право делать заказы на имеющуюся у них сумму.

Список литературы

    Волков А. «Земля и небо» «Детская литература», Москва.1974 г.

    Горьков В.Ю. Авдеев «Космическая азбука» Изд. «Детская литература», 1990 г.

    Дитрих А. «Почемучка» Москва, «Педагогика - Пресс» 1993 г.

    Кузнецов С.А. «Современный толковый словарь русского языка», Санкт – Петербург «Норинт», 2001

    Леокум Аркадий «Скажи мне, почему?», Москва «Джулия», 1992.

    «Он был первым: Записки, публицистические заметки, воспоминания», редактор Ильин М.И. , М.: Воениздат, 1984г.

Марина Цыплакова
Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики .

Тема : «Путешествие в космос » .

Цель :

1. Расширить представления детей о космонавтике .

2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

3. Организовать соревновательную деятельность между командами.

4. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.

Оборудование : портреты космонавтов , изображение планет Солнечной системы и известных созвездий, разрезные картинки с изображением ракеты, два воздушных шарика, ракетки, демонстрационный материал (слайды о космосе , космонавтах , детские рисунки).

Воспитатель : Ребята, кто догадается, чему будет посвящено наше мероприятие ? (Ответы детей ) .

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство .

Давайте посмотрим, как это происходило.

Видеопризентация

День авиации и космонавтики - это особенный , триумфальный праздник! Недаром его отмечает весь мир!

Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство . Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (Ответы детей ) . (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах.).

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королёв, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник .

12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень долго.

Ученые, конструкторы-испытатели и люди многих других профессий были задействованы в подготовке великого полета. Нужно было все учесть, все предусмотреть, для того чтобы полет прошел удачно. Долго выбирали и лётчика-космонавта .

И после долгих испытаний и обсуждений было принято решение : первым в мире космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин.

Наконец настал решающий день. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил космический полет . За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса !

А потом была торжественная встреча на Красной площади. За несколько часов Юрий Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта , Сына Земли, Гражданина Вселенной.

Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт . До сих пор она остается единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночку . Она провела в космосе почти трое суток .

Изначально планировалось отправить в космос сразу два женских экипажа, однако впоследствии от этой идеи было решено отказаться.

Свой космический полет В . Терешкова совершила 16 июня 1963г. на корабле «Восток-6» . Это был шестой и последний космический корабль из серии «Восток» . Старт корабля В . Терешковой произошел на Байконуре не с «гагаринской площадки» , а с дублирующей.

45 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух человек : командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос .

Воспитатель : Слово "космонавт " появилось совсем недавно. 4 октября 1957 года впервые наша ракета вывела на околоземную орбиту космический аппарат , сделанный руками человека. И он стал вращаться вокруг Земли, так же как это делает Луна. Так появился первый искусственный спутник. (Показывает на спутник на центральной стене.) Дорога в космос была открыта .

Воспитатель : Представьте себе, что вы будущие космонавты , и мы отправляемся на космодром .

Зарядка :

Мы идём на космодром ,

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Вот проверили осанку.

И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках) .

Побежим ребята дружно -

Разминаться всем нам нужно.

Воспитатель : Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чум сейчас мы сможем полететь в космос ?

(Ответы детей ) .

Воспитатель : Давайте соберём ракету

Конкурс «Собрать ракету»

Воспитатель : Ракету мы с вами собрали. А теперь нам надо лететь в космос . Но прежде, чем мы отправимся в полёт, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дом» .

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Воспитатель : Ну, что отправляемся в путешествие ? Экипаж занять свои места, пристегнуть ремни! Начинаем считать секунды до старта .

Воспитатель и дети вместе : Пять! Четыре! Три! Два! Один! Старт !

Воспитатель : Ребята мы с вами прилетели на «Планету Умняшек» .

1. Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля) .

2. Фамилия первого космонавта полетевшего в космос ? (Гагарин)

3. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса ? (Белка и Стрелка) .

4. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта ? (Поехали)

5. Назовите космический корабль , на котором Гагарин отправился в космос ? («Восток» )

6. Как называется защитный костюм космонавта ? (скафандр)

8. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос ? (Космический корабль ) .

9. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета) .

10. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе ? (108 минут)

11. Как называется и животное, и созвездие? (Медведица) .

12. Назовите фамилию первого космонавта вышедшего в космос . (А. Леонов) .

Воспитатель : Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А мы покидаем эту планету и отправляемся на другую. И она называется «Спортивная» . Жители этой планеты приготовили для нас эстафету.

В космосе любой предмет ничего не весит. Это состояние называется невесомостью. Все предметы в космическом корабле прикреплены к своему месту. Если этого не сделать, они будут свободно парить. В таких условиях любой человек становится силачом. В невесомости не только человек, но и предмет теряет свой вес. Мы сейчас попробуем с вами пронести воздушный шарик на вытянутой руке на ракетке.

Конкурс «Невесомость» .

Воспитатель : А сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по всем планетам солнечной системы. Давайте по очереди называть все планеты. (Земля, Уран, Нептун, Сатурн, Венера, Меркурий, Марс, Плутон, Юпитер) . (Дети называют планеты)

Физминутка.

На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт : (Показывать в небо рукой)

Меркурий - раз, (Описать круг руками)

Венера-два, (Хлопок)

Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

Воспитатель : Ребята пока мы с вами делали разминку, наш корабль приземлился на планете «Загадок» .

1. Среди поля голубого -

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это. (солнце) .

2. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она :

Спать ложитесь, поздно! -

Потому что мать - луна,

А дочурки. (звезды) .

3. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету) .

4. Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (космонавт )

5. Вечерком взгляни в окно :

На дворе уже темно,

В небе лампочка видна,

Называется. (луна) .

Э. Успенский

6. Есть у всех свои дома :

У рассказов есть тома,

У одежды - магазины,

У капусты, груш - корзины,

У животных - зоопарк,

У машин - свой автопарк.

Все, что есть на белом свете,

Дом имеет на планете.

А планета, знаю я,

Называется. (Земля) .

7. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат.

То чуть – чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий – синий! (Небо)

8. Из какого ковша

Не пьют, не едят

А только на него глядят? (Большая Медведица)

Воспитатель : Космонавты должны быть очень внимательными. Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность ! Если я крикну : «Прыг» , - то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь : «Скок!» . А если я крикну : «Скок!» , - то вы все подскакиваете и отвечаете : «Прыг» . Запомнили? Начинаем!

Игра «Путаница : прыг и скок»

Воспитатель : Ну, что ребята пора возвращаться на нашу планету Земля. Летим обратно. Мы пролетаем с вами мимо созвездий. Какие вы знаете созвездия? (Ответы детей ) . А теперь давайте соединим каждую звёздочку линией и посмотрим, на что будет похож рисунок.

Конкурс «Угадай созвездие» .

Воспитатель : Наш полет окончен! Всем спасибо! Открыть люк! Выйти из ракеты! Поздравляю вас с успешным возвращением на Землю. В конце полёта каждый космонавт должен подкрепиться . На память о полете вручаю вам сладкие призы.

Татьяна Жукова

Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики для детей подготовительной к школе группы "Школа юных космонавтов"

Цели:

Расширять и углублять знания детей о космосе. Продолжать знакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики и героями космоса. Учить детей гордиться тем, что первый космонавт-Гагарин Ю. А. - был российским человеком. Закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы. Воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос и за людей, прославивших Россию. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств как настойчивость, бесстрашие, которые помогают стать знаменитым человеком. Продолжать учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений. Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, организованность в спортивных играх, а также умение работать в команде, согласовывать свои действия.

Обогащение словаря:

Космонавтика, астронавт, Солнечная система, названия планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Орбитальная станция, орбита, телескоп, атмосфера, невесомость.

Оборудование:

Зал украшен звездами, портретами Ю. А. Гагарина,

В. Терешковой, С. П. Королева, К. Циолковского, рисунки ракеты «Восток», Солнечной системы, планеты Земля. Столы для игр, 4 корзины, воздушные шары 20 шт., 2 ракетки, ласты 2пары, 2 ложки,4 тарелочки, цветные камешки 20 шт., крутящийся шар, фишки для жюри, эмблемы команд, шейные платки для команд двух цветов, детали космической ракеты, 2 схемы построения ракет, карточки с буквами, конверты, 2 магнитные доски, песочные часы.

Предварительная работа:

Беседы о космонавтах, солнечной системе, планетах. Рассматривание иллюстраций о космосе. Чтение «Звездолетчики» из повести В. П. Бороздина, «Дорога в космос» из повести Ю. А. Гагарина. Лото, домино о космосе, просмотр DVD фильмов «Путешествие на марс», «Тайна третьей планеты», «Что говорят звёзды». Рисование и лепка на тему «Космос», аппликация «Инопланетянин», изготовление совместно с родителями поделок на тему «Космическое путешествие». Участие в конкурсе «Большое космическое путешествие» в МБДОУ «ЦРР-д/с «Ласточка» Звездный городок. На занятие пригласили космонавта-испытателя Артемьева О. Г., с которым велась переписка, во время пребывания его в космосе.

Видео сопровождение:

Презентации «Наша удивительная планета», «Космическое путешествие»,

показ слайдов «Как живут на МКС».

Музыкальное сопровождение:

«Притяжение Земли» слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова.

Космическая музыка в исполнении группы «Спэйс».

«Наш веселый экипаж» музыка Ю. Чичков, слова К. Ибряев, П. Синявский.

«Большой хоровод» муз. Б. Савельева, сл. Л. Рубальской.

Музыкальные заставки для игр.

Ход занятия:

В зале полумрак, на экране появляется видео «Наша удивительная планета». Звучит песня «Притяжение Земли» слова

Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова. Выходят дети, на груди у них эмблемы с названиями команд, повязаны платочки. Дети выполняют музыкальные перестроения. По окончании музыки, выстраиваются полукругом.

1 ребенок:

Много веков земляне мечтали,

Покорить небесные дали,

Словно птицы летать и ветер,

И умчаться к звездам в ракете.

2 ребенок:

И вот пришел 20 век.

Осуществил мечту человек.

Весь мир облетела весть:

Первый человек в космосе есть!

3 ребенок:

Человек в космосе!

Человек в космосе!

Эта весть летела над планетой!

Человек в космосе!

Человек в космосе!

Как же долго мечтали все об этом!

4 ребенок:

Его к небу стремилась душа,

А улыбка, под стать небосводу,

Уж, настолько была хороша,

Что пришлась всем по вкусу народам.

5 ребенок:

Он был первый, а значит герой,

Покорив внеземное пространство,

Дом родной положил на ладонь,

Разглядев всё в деталях убранство.

6 ребенок:

Ликовала, гудела страна:

Возвратился с орбиты Гагарин!

А повсюду сияла весна.

Целый мир был ему благодарен.

7 ребенок:

Гагарину слава, почет!

Ликует весь наш народ.

С той поры прошло полвека.

И теперь не остановить человека.

8 ребенок:

Космические станции работают по полгода.

И на орбите побывало уже много народа.

И ученые, и туристы.

Прогресс идет очень быстро.

Ведущая:

Вот и наши мечтают дети,

Умчаться к звездам в ракете.

И пусть мы пока только играем,

Но сегодня в космосе тоже побываем.

Дети под музыку садятся на стулья.

Ведущая:

Ребята! Мы с вами собрались в этом зале, который сегодня так необычно и празднично украшен. Знаете ли вы, какой праздник скоро будет отмечать наша страна? Правильно, День космонавтики!

А что такое космонавтика? (Космонавтика - это наука о космических полётах.)

А что такое космос? (Это всё пространство за пределами Земли.)

Космос – это безграничное пространство, исследовать которое человек будет до тех пор, пока живёт сам на этой Земле, пока не иссякнет вся его любознательность и любопытство.

Наверное, нет на Земле ни одного человека, который бы хоть раз не любовался звездами. Загадочный мир звёзд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Космос всегда был интересен людям, а сколько тайн, загадок он содержит для людей! Ведь так хочется знать, например, есть ли жизнь на какой-нибудь другой планете? И как выглядят её обитатели? А также хотелось посмотреть, как выглядит наша планета Земля с большой высоты. Сначала люди изобрели самолеты и вертолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли.

Как она называется, ребята, кто подскажет? (Атмосфера.) Правильно. Но на самолетах нельзя было долететь до других планет. Как вы думаете, почему? (На Земле существует сила притяжения, которую они не могут преодолеть.) Люди не остановились на достигнутом. Их манил космос. И стали они мечтать о том, чтобы изобрести такую машину, которая домчала бы их до других планет. Вспомните, кто же придумал ракетный двигатель? (Это был конструктор Сергей Павлович Королев.) О том, чтобы полететь к другим планетам, думали люди многих стран. Но, именно в нашей стране впервые человек полетел в Космос.

А кто был этим человеком, которого помнит весь мир? (ответ детей).

Да, верно: это был наш пилот Юрий Алексеевич Гагарин. Все люди планеты знают этот день - день, когда отправился в космос первый человек. И мы гордимся тем, что именно этот день, этот праздник открыла наша страна-Россия! 108 минут, проведенных первым космонавтом в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

Постигая Космос, человечеству есть чем гордиться. Кто же назовет эти великие достижения землян?

Предполагаемые ответы детей:

Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт планеты Земля. Выход человека в космическое пространство. Им был русский космонавт Алексей Леонов. Запуск искусственных спутников Земли. Американские астронавты осуществили полет и совершили посадку на Луну.

Запустили на земную орбиту самый мощный телескоп Хаббл, который позволяет делать ученым новые открытия, получать изображения глубокого космоса. Запуск на орбиту орбитального комплекса, на который прилетают и подолгу работают космонавты. Летательные аппараты достигли планеты Марс. Марсоход успел сделать немало открытий, расширив наши знания и представления о Красной планете. Готовится полет людей на Марс.

Ведущая:

Да, ребята, и этот список достижений постоянно пополняется новыми открытиями. Давайте окунемся в этот удивительный и загадочный мир.

Показ презентации «Космическое путешествие».

Ведущая:

Ребята, вам понравился фильм? А вы хотели бы стать отрядом юных космонавтов? Ну что же!

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться!

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

И поэтому нельзя

Здесь без тренировки!

Внимание! Юные космонавты: равняйсь - смирно! К первой космической тренировке – преступить!

Физминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

Молодцы! Вольно!

Что же это за профессия такая – космонавт, каких она требует качеств от человека? Какой человек может стать космонавтом?

(Сильный, смелый, ловкий, мужественный, решительный, настойчивый, умный, любознательный.) Все верно, ребята! Когда человек обладает такими качествами характера, тогда его будут уважать и любить. Быть космонавтом - это почетно, конечно же трудно, но и очень интересно! Я хочу вас познакомить с космонавтом-испытателем, который недавно вернулся с орбитального корабля, именно ему в космос мы с вами писали письмо и отсылали фотографии выставки наших космических поделок. Знакомьтесь, это - Олег Артемьев.

Приглашаем космонавта в центр зала. Мальчики готовят для него стул и столик. Девочки вручают ему цветы.

Олег Артемьев:

Добрый день, ребята!

(Рассказ про невесомость, космическую еду, про выход в открытый космос, сопровождая показом слайдов.)

Ведущая:

Олег Германович, мы много с ребятами узнали про космос, но у них есть еще вопросы, которые они хотели бы Вам задать. Ребята, у вас есть такая возможность получить ответы на то, что вас больше всего заинтересовало. Задавайте вопросы, пожалуйста!

Дети задают вопросы космонавту. Он, в ходе беседы, также задает вопросы детям.

Олег Артемьев:

Вы действительно молодцы, много уже знаете о Космосе, и я думаю, что вас можно зачислить в школу юных космонавтов.

Ведущая:

Тогда, я приглашаю вас, ребята, в школу космонавтов. А Вас, Олег Германович, приглашаем в жюри оценивать сегодняшние испытания.

Здесь сегодня будут соревноваться в силе, ловкости, быстроте, смелости два космических отряда. Встречайте!

Звучит фоновая музыка, дети выходят в центр зала. Исполняют песню «Наш веселый экипаж» музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева, П. Синявского.

1. Как на поле космодрома выбегаем мы во двор,

Принимаемся за дело дружно.

Из качелей возле дома нужно сделать тренажёр,

К невесомости привыкнуть нужно.

Припев: Если в космос мы хотим, значит скоро полетим.

самым дружным будет наш,

наш весёлый экипаж!

2. Если нет у нас скафандра, чтоб отправиться в полёт,

Смастерить его мы сами сможем.

Нам стекло от старой фары для скафандра подойдёт,

и картонная коробка - тоже.

3. Мы салатом из печенья, винегретом из конфет

Вместо пасты начинили тюбик.

И, конечно, приглашенье на космический обед

Самым первым получил наш Тузик.

4. Чем же мы не космонавты, если каждому из нас

Даже снится орбитальный комплекс?

И согласны мы хоть завтра, хоть сегодня, хоть сейчас

Прокатиться на ракете в космос.

Ведущая: Капитаны, представьте свои команды.

Космический отряд «Комета».

Девиз: У «Кометы» есть девиз – никогда не падать вниз!»

Космический отряд «Ракета».

Девиз: «Мы команда «Ракета» долетим к любым планетам!»

Оценивать сегодняшние испытания в школе космонавтов будет жюри. (Представление жюри, которое занимает свои места.)

За каждое правильно выполненное задание, команда получит фишку, у кого их будет больше – та команда побеждает.

Теперь внимание!

Капитаны, подойдите ко мне и возьмите конверты со стола.

1 задание.

В конвертах карточки с буквами.

Команды должны будут выложить названия своих кораблей, пока в песочных часах течёт песок. Начинаем обратный отсчёт!

Вывод: Космонавт должен быть «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, ГРАМОТНЫЙ»

2 задание:

Напомните мне, как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость.)

Наш конкурс называется «Невесомость». Игроки каждой команды получают воздушный шарик. Его нужно провести от старта до финиша, придавая ему ускорение одной рукой и стараясь, чтобы он не коснулся пола.

Начинаем обратный отсчёт!

Пять, четыре, три, два, один – пуск!

Вывод: Космонавт должен быть БЫСТРЫЙ, ЛОВКИЙ

Игра «Хвастунишки».

Ребята, а теперь я проверю вашу сообразительность. Иногда люди любят все преувеличивать, и их называют хвастунишки.

Давайте поиграем в игру «Хвастунишки».

Однажды инопланетянин прилетел на Землю и стал хвастаться своей планетой:

Наша планета самая красивая.

Дети: А наша ещё красивее.

У нас моря самые глубокие.

Дети:- А у нас ещё глубже.

Наши горы самые высокие.

Дети:- А наши – выше.

Наши реки чистые.

Дети:- А наши – чище.

Наш хлеб вкусный.

Дети:- А наш – вкуснее.

Наши яблоки сладкие.

Дети:- А наши – слаще.

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень сильно любите свою планету!

3 задание:

Перед тем, как запустить в космос ракету, ученые проектируют и составляют схемы космических кораблей, а инженеры-конструкторы по чертежам их собирают. Этот конкурс называется «Конструкторское бюро». Вам будет выдана схема-план постройки ракеты. Каждый игрок берет на старте по одной детали и строит ракету, четко придерживаясь схемы. Начинаем обратный отсчёт!

Пять, четыре, три, два, один – пуск!

Вывод: Космонавт должен УМЕТЬ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ, БЫТЬ СООБРАЗИТЕЛЬНЫМ

4 задание:

А вы хотели бы увидеть другие планеты?

Но чтобы отправиться в путешествие на планеты, надо знать условия, которые нас ждут на их поверхности. В следующем конкурсе мы проверим, что вы знаете о планетах.

Сколько планет в Солнечной системе?

Чем планеты отличаются от звезд?

Как называется самая близкая к Солнцу планета (Меркурий)

Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)

Какую планету называют «голубой»? (Земля)

Какую планету называют «красной»? (Марс)

Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

Какую планету окружают кольца? (Сатурн)

Какая планета вращается, лежа на боку (Уран)

Кто назовет восьмую планету от Солнца (Нептун)

5 задание:

Готовясь к полету в космос, космонавт проходит школу выживания в сложных, непредвиденных ситуациях. Он должен уметь делать все, даже неожиданное. Наш следующий конкурс называется «Шевели ластами»! Игрок должен одеть ласты, добежать до финиша, преодолевая препятствия, снять их, передать следующему игроку.

Начинаем обратный отсчёт!

Пять, четыре, три, два, один – пуск!

Вывод: Космонавт должен быть ВЫНОСЛИВЫМ, ГОТОВЫМ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ.


Ведущий:

Наши соревнования подошли к концу. Просим жюри оценить сегодняшние испытания.

Слово предоставляется жюри. По итогам соревнования - должна победить дружба.

Ведущая:

Ребята, давайте встанем в большой круг и посмотрим, что у меня в руках (ответы детей). Да, вы правы. Это глобус, модель нашей планеты. Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. На Земле живут люди, животные, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о природе. Видите, какая красивая наша планета. Её ещё называют «голубой» планетой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Правильно, на Земле много воды. Чтобы такая красота не погибла, надо бережно относиться к ней.

Ребенок:

«Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут,

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой похожей - нету!»

Ведущий:

Ребята, давайте пожелаем нашей Планете всего самого хорошего!

(Звучит музыкальная композиция М. Дунаевского «Ветер перемен». Дети, держа глобус, высказывают пожелания. Глобус передаётся по кругу.)


Ребенок:

Свою планету, Землю, берегите!

Любите ее и цените.

Защищайте ее, охраняйте,

Никому в обиду не давайте!

Дети исполняют песню «Большой хоровод»

(муз. Б. Савельева, сл. Л. Рубальской)

1. Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Припев: Так давайте устроим

Большой хоровод,

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех.

2. Мы хотим кувыркаться

В зелёной траве

И смотреть, как плывут

Облака в синеве,

И в прохладную речку

Нырять в летний зной,

И в ладошки ловить

Теплый дождик грибной.

3. Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить.

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,

Пропала беда.

Чтобы яркое солнце

Светило всегда.

Олег Артемьев:

Вы показали себя смелыми, сильными и дружными ребятами. Таким был 1-ый космонавт. Я уверен, когда вы станете взрослыми, кто-нибудь из вас окажется в отряде космонавтов.

За ваши старания, всем участникам вручаются удостоверения «Космонавтом стать готов» и памятные ленточки с космической символикой. (Вручение памятных подарков.)

Желаю вам всегда оставаться такими жизнерадостными, быть любознательными, хорошо учиться в школе и в будущем стать хорошими людьми.


Ведущая:

Время промчалось так незаметно,

И расставаться с друзьями пора.

Все в нашей жизни так быстротечно,

Успейте прожить вашу жизнь не зря!

Мечтайте, творите, играйте, дружите,

Пусть дали безбрежные всех вас манят.

Мир бесконечен, и не изучен,

Много открытий ждет наших ребят!

Дети и космонавт делают памятную фотографию.


Литература:

Интернет-ресурсы; музыка http://x-minus.org

«Детям о космосе и Юрии Гагарине-первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/ Т. А. Шорыгина, М. Ю. Парамонова. -М. : ТЦ Сфера, 2014-128с.

Внеклассное мероприятие на День космонавтики для школьников. Сценарий

Общешкольное мероприятие "Люди тянутся к звёздам". Сценарий

Жидикина Оксана Михайловна, воспитатель, ГБОУ - кадетская
школа - интернат «Дятьковская кадетская школа - интернат авиации имени Героя Советского Союза Кашина И.А.»
Описание материала: общешкольное мероприятие, посвящённое празднованию Дня космонавтики. Авторская разработка поможет в подготовке мероприятия воспитателям, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе.
Цель: ознакомление учащихся с покорителями космоса.
Задачи:
- способствовать углублению знаний в усвоении космоса, в области достижения науки;
- развивать память, творческие способности;
- воспитывать гордость за нашу страну.
Ход мероприятия
Звучит музыка

1. Этот мир для нас с тобою создан,
Как же нам остаться не у дел:
Дальние подмигивают звезды,
Расстоянье вовсе не предел.

2. Молодость - стремительное время,
Пусть всегда над ней стремимся ввысь,
И к полету будь готов все время,
Даже если ждать его всю жизнь.
Под космическую музыку выходят чтецы
1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись мифы, красивые легенды.

2. Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.


3. С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер.


Потом был создан дирижабль, а затем самолет.


И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
Сейчас для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам автоматические станции. А когда-то космические полеты были из области фантастики.

Песня «Полёт»

1. Когда мы вырастем, то в космос полетим.
Ну а пока мы рассказать хотим
О людях тех, умелых и отважных,
Что покорили космос.

2. Очень важно
Не забывать имен их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.

3. В Калуге под Москвой
Учитель жил один простой.
Всю жизнь о космосе мечтал,
Сам нужные науки изучал,
Провёл огромную работу
И начал создавать теорию
Космических полётов.
Он гений был, и в наши дни
О Циолковском помнить мы должны.


4. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - русский ученый, основоположник космонавтики, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
5. Но кто построил первую ракету?
Вы знаете об этом?
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, в пятьдесят седьмом году.
Он полетел благодаря труду
Конструкторов, ракетчиков, рабочих,
И он был первым в мире, между прочим.


6. С освоением космоса связано неразрывно имя Сергея Павловича Королева (1906 -1966) – главного конструктора космических кораблей. Главный конструктор, как его называли космонавты, останется главным навсегда. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

7. «Он душевен был и прост,
по-саперски прост –
жизнь проживший в полный рост.
Подаривший людям мост
От Земли до самых звезд».

8. «Это было время, когда каждая минута равнялась годам … Это были люди, которые сделали годы равными векам».
«Мы были узники на шаре скромном
И сколько раз, в бессчетной смене лет,
Упорный взор Земли в просторе темном,
Следил с тоскою за движением планет».

9. И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.
И вот … Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты и, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной.

10. Через 4 года новый был успех –
Поднялся в космос первый человек.
Гагарин Юрий выполнил полёт.
Вокруг Земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток».


Эти секунды были итогом всех споров противников, итогом озарений и ссор, итогом очёркнутых чертежей, итогом коротких докладов в строгих кабинетах Кремля и бессонных ночей в маленьком домике в том месте, которому люди придумали красивое нерусское имя – Байконур.

11. В то утро страшно стало перепелкам,
Что в степь летели, из гнездовий взмыв,
Когда под небом будто бы из шелка
Уперся в небо
реактивный взрыв.
И разнеслась такая весть по свету,
Как будто пробил
мира звездный час!
Доныне все мы бережем газету
С портретом Юры.
С сообщеньем ТАСС.
Судьба его бессмертием овеяна.
Его характер век наш отковал.
Он улыбался с Мавзолея Ленина
И мир, как в День Победы, ликовал.

12. За 26 лет до выхода на орбиту земля советского космического корабля « Восток» с человеком на борту Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства. Представляю его открытое «русское лицо, глаза сокола».

13. Эти слова произнесены великим учёным в 1938 году. Юре Гагарину было в то время около года. Кто мог предречь тогда, что именно этот мальчик, рожденный в семье смоленских колхозников, станет первым из тех обитателей планеты, на чью долю выпадает, разорвав путы земного притяжения, проникнуть в межпланетное пространство? И всё же портрет космонавта, нарисованный Циолковским, удивительно точно предвосхищает и внешний облик Юрия Гагарина, и содержание его внутреннего мира.

Видеозапись «Знаете, каким он парнем был…»

14. Скажешь: - Гагарин - и вдруг перед нами
Ввысь устремляется, вихрем влекомый,
В небо, взметнув прометеево пламя,
Степь, оглушая восторженным громом.
Въяве увидишь, как он вдохновенный,
Шар, облетая и струны Вселенной
Трогая в смелом полете руками
Струн тех невидимых чуя сплетенье,
Мчится меж ними в бессмертные шири,
Вслушайся!
В сердце вливается пение –
Голос гармонии Вечности в мире.
Мчится он, дерзким полетом нарушив
Звездной Вселенной покой вековечный.
Слушают чуткие звездные уши
Сердца биенье и вздох человечий.
Вижу: спокойствие глаза под бровью,
В ясной улыбке свечение жизни.
Слышится: с неба - В порядке здоровье.
Слава нашей родимой Отчизне!
Наш современник, он жил между нами,
Нового ждал от Отчизны заданья.
Преданный, вечно готовый с друзьями
К новым разведкам тайн мирозданья.
Он и сейчас между нами, живыми,
В наших стремленьях и наших, заботах,
Вечно пребудет в сердцах его имя
Зовом и символом смелого взлета.

15. Мы гордимся теми людьми, которые связали свою жизнь с опасным, тяжёлым, но благородным делом – полётами в космос. Мы гордимся тем, что наша страна первой открыла дорогу в космос!
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламене знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей,
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней…
В тот день Земля как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть родней.
Ах, этот день невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой -
На маленькой Земле – зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
Ты знал ли сам, из той глухой вселенной
Земных своих достигнув берегов,
Какую весть, какой залог бесценный
Доставил нам из будущих веков?
Да, - В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми
Космическими вехами.
Но помним:
К звездам начался поход
С Гагаринского
Русского «Поехали»

16. Этот полет уникален, человек может жить и работать в космосе.
На Земле появилась новая профессия - космонавт. Из более чем 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Космонавтика в тысячу раз моложе истории человечества, его осознанного опыта. Завоевание космоса только начинается.

17. Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда. День 12 апреля. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. По решению Международной авиационной федерации этот день стал Всемирным днем авиации и космонавтики.

"Песня «Космос"

18. Космонавт № 2 – Герман Титов на космическом корабле «Восток-2» впервые в мире совершил 17 кругосветных витков, пробыв в полёте более суток. Если полёт
Ю. Гагарина доказал, что человек может летать в космос, то полёт Г. Титова показал, что человек может жить в космосе, работать и отдыхать. Он был первым, кто провёл киносъёмку Земли из космоса. Люди увидели свою планету такой, какой никто и никогда её не видел.

19. Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетали в космос.
Всё больше космонавтов новых.
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.


Не побоялась, смело ступила на космический путь. Она выполнила с честью свою работу и доказала, что женщины способны на многое, и даже на полёт в космос. Подвиг В. Терешковой продолжила вторая женщина - космонавт – Светлана Савицкая.


Она не только совершила полет в космос, но и много дней работала на орбитальной станции.
В 1994 году список российских женщин-космонавтов пополнила Елена Кондакова.


И этот список фамилий космонавтов можно продолжать и продолжать. И все они граждане нашей страны – России.

20. Выход в открытый космос - это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса. Первый выход в космос был совершён в марте 1965 года. Подготовка к нему была немалой – три года. На космическом корабле находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов.


Продолжительность полёта 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. В ходе этого полёта Леонов первый шагнул в открытый космос и находился там 12 минут 9 секунд.

Видеозапись « Я – Земля…»

21. Но 27 марта 1968 года мир узнал о страшной трагедии – гибели первого космонавта планеты. Это случилось в небе Владимирской области около деревни Новоселово. Незадолго до гибели Гагарину исполнилось 34 года. Он совершал тренировочный полет с инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным.

22. Но неудачи иногда бывали,
И космонавты погибали…
Так, храбрый Комаров сгорел при спуске.
В другой же раз от перегрузки
Открылся клапан…
Космонавты Добровольский,
Пацаев, Волков погибли в шаре все геройски.
Минута молчания
Песня «Нежность»

23. Двадцатый век, к галактикам взлетая,
Несет нам всем торжественную весть:
Есть космонавт – профессия такая,
Уже такая должность в мире есть.
Знакомый плохо с картою небесной,
И я в тот день ошибки не избег –
Смотрите все: - уже портрет над бездной
Не мертвая звезда, а человек!
Такая должность и такое право:
Он первым ищет путь к мирам иным.
Он трудится!
Не почести и слава,
А долг и верность управляют им.
Песнь спутников, что в тихом
Звездном звоне
Гремит, и величава и проста,
Он завтра примет в твердые ладони,
Он прояснит неясные места,
О том, что видел, даст отчет народу
Он, Мягкий взор, поднявший к небесам,
Где светлых звезд мерцают хороводы,
Где он звездой сиял недавно сам.
9 марта наша страна отметит 81 годовщину со дня рождения Ю. Гагарина. А в нашей памяти он останется молодым, с лучезарной улыбкой.

24. Да «… Великое не умирает, оно остается людям. В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением». (С.П.Королев).

25. За это время космонавтика прошла путь от простых искусственных спутников Земли до сложных лунных и межпланетных автоматических, от одноместных космических кораблей до орбитальных станций со сменными экипажами, от простейших экспериментов в космосе до фундаментальных исследований.

26. Полеты становятся все более длительными. Космонавты уже находятся в космосе не часы, не дни, а по несколько месяцев. Изменились и сами космические корабли. Теперь эти огромные сооружения, в которых есть все необходимое для длительной жизни на орбите, это - международные космические станции - МКС. С МКС ведутся наблюдения за Солнцем, планетами, звездами.


27. Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой – это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет высоким?
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд,
Но трудней на Земле найти
Путь,
Что в сердце своем пронес,
Что рекою пронес по Земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле,
Освещал твои года.
Нелегко,
Но ты должен найти
Путь,
Что в сердце до звезд
Донес,
Путь земной – продолженье пути
До сегодняшних ярких звезд…

28. Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда!
- клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

29. Теперь разнообразные автоматические аппараты бороздят космос и разгадывают тайны Вселенной. Сейчас космонавтика – одна из новейших областей человеческой деятельностей, и как она будет развиваться в дальнейшем, зависит от всех нас. Хочется, чтобы гордые и смелые люди, победили бы космические бездны, перешагнули невидимую границу орбиты Плутона, открыв эру межзвездных полетов…

30. Если спросить наших космонавтов, с чего у них начинается дорога в космос, то непременно услышим ответ: «С мечты! Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив».

Стихотворение Бориса Дворного «Мечта»
Подоконник ладонями стиснув,
Ты стоишь, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там твои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.

Песня «Мечта летать»

31. Сыны и дочери планеты голубой
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства,
Для спутников, ракет, научных станций.
Шагает эра космоса вперед!
Ракеты продолжают свой полет,
Стартуя с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.
Хранит в душе он первую любовь,
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.

32. Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.
Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли.
Стартующие с матушки - Земли,-
Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужна!

33. Космонавты, спасибо вам.
Современники наши, - спасибо!
Я в приливе взволнованных чувств
Благодарен вам снова и снова:
Вы открыли землянам
Страницы небесных красот,
Показали нам Землю
С невиданных прежде высот,
Показали ее в голубом ореоле.
Человечество знает теперь:
Космос людям послужит,
Им будет послушен.
Вам от сердца спасибо, герои,
Могучие звёздные братья!
Спасибо же вам, космонавты!

Песня «Военно-воздушные силы державы»

34. «Это сегодня. А завтра?… Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему счастью». Эти слова сказал Юрий Алексеевич Гагарин, 20 марта 1967 г.

35. Мы бежим скорее в школу
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайным, сказочным планетам
В дальние миры.
Пройдут годы. Может быть, кто-то из нас станет космонавтом. И своим полетом в космос, так же, как и Юрий Алексеевич Гагарин, прославит нашу землю.

36. Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать.
И образ жизни правильный вести,
И подготовку должную пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.

37. Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправится в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

«Ничего не закончилось, всё только начинается…»
(К. Циолковский)



Поделиться