Когда появился атлас новых профессий. Строим будущее по атласу новых профессий

Свет увидела первая редакция «Атласа новых профессий». Какие специалисты потребуются в ближайшие 15-20 лет? Какие компетенции стоит заготавливать уже этой весной? Где растут нужные знания и навыки? А также «профессии-пенсионеры», причины устаревания и изменения профессий, яркая инфографика и иллюстрации.

Что за карты внутри, если это «атлас»?

«Атлас» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.

«Атлас» — это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее.

Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной. Мы хотим, чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей. Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке. Вы можете направить их по адресу [email protected].

Как родился «Атлас»?

Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий».

Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. Есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство) и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения. Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным.

Форсайт — подзорная труба в будущее?

Форсайт (от англ. «foresight» - взгляд в будущее, предвидение) - это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.

из предисловия к Атласу

«Форсайт компетенций» и «Атлас новых профессий» на сайте Сколково
« » о технологии форсайта

Профессия космобиолога и еще несколько десятков удивительных специальностей, возможно, станут востребованными уже в следующем десятилетии. Вакансии ГМО-агрономов, метеоэнергетиков, дизайнеров умных пространств, кибердворников, экспертов по образу будущего ребенка и разработчиков семейной траектории развития вскоре могут появиться на рекрутинговых сайтах, потеснив привычных бухгалтеров и менеджеров.

Атлас 100 новых профессий и 30 профессий, которые уничтожит автоматизация, Московская школа управления "Сколково" планирует активно распространять с начала учебного года в вузах и в среде старшеклассников, чтобы наглядно показать грядущие изменения на рынке труда.

Как рассказали "Ведомости" , авторы этого труда считают, что многие популярные сейчас профессии не будут востребованы уже через 10 лет и структура рынка труда изменится. Один из авторов атласа, профессор практики МШУ "Сколково" Павел Лукша утверждает, что работодатели формируют запрос на новых специалистов, ориентируюсь на текущие потребности. Они сначала сталкиваются с дефицитом каких-либо специалистов, потом его ищут.

Атлас должен сориентировать на подготовку нужных специалистов ведущие вузы. Например, активно развивающаяся биотехнологическая отрасль, приводит пример Лукша, всего через 5-7 лет будет занимать иное положение на рынке - возникнет спрос на таких специалистов, которых сейчас еще нет.

В атласе подробно по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до и после 2020 года. В исследовании приняли участие около 2000 экспертов.

Профессии будущего и вымирающие профессии

Будут ли востребованы профессии, которые составители атласа отложили на "после 2020", - зависит от удачного технологического развития страны и мира (без мировых войн, глобальных катаклизмов, намеренного торможения развития технологий), утверждают эксперты.

"Для нашей экономики это скорее то, что мы хотели бы видеть. К сожалению, большинство наших предприятий очень далеки от технологической границы. И этот разрыв не сокращается, и нет никаких причин считать, что в следующие 10 лет мы его наверстаем, - считает Ирина Денисова, профессор РЭШ и ЦЭФИР. - В атласе за кадром остается ответ на вопрос, почему это в нашей технологически отсталой экономике вдруг через 20 лет появится значительный новый сектор".

Отдельная глава атласа посвящена 30 вымирающим профессиям. Авторы утверждают, что некоторые из них покинут рынок под натиском автоматизированных и роботизированных систем. Другая часть отомрет вместе с отраслью. К скорому отмиранию в "Сколкове" приговорили целлюлозно-бумажную промышленность, издательское дело, архивно-библиотечное дело и почтовую службу.

Уже до 2020 года, по прогнозам экспертов, с рынка труда исчезнут турагент, копирайтер, лектор, архивариус, швея, лифтер, машинист и почтальон. А после 2020 года в число ненужных попадут вахтеры, прорабы, шахтеры, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты и даже инспекторы ДПС.

Одна из главных причин отмирания профессии - автоматизация и механизация процесса, но это не сокращает занятости, поясняет он. Люди переходят в другие специализации, требующие более тонкого труда, которых раньше просто не было.

В атласе рассказано о новых профессиях в разных сферах и о тех профессиях, что уходят на покой. В скором времени он будет распространяться по школам.

что мне НЕ понравилось:

Есть новые профессии, которые просто переименовались из уже существующих профессий и вполне популярных, например, "агроном, работающий с ГМО" или "архитектор мед.оборудования".
Есть профессии с очень частной функцией, например, "специалист по защите прав потребителей электроэнергии".
Есть профессии, которые придуманы исходя из текущей моды - например, "ментор стартапов для школьников".

Из профессий, которые отправляют на покой удивило, что копирайтер там рассматриваются исключительно как тот, что пишет про "пластиковые окна недорого", а не тот, кто креативит решения для брендов.
Про умирающие профессии лектора (есть же видеозаписи) и журналиста (есть же программы-расшифровщики звуков в текст) я даже не знаю, смеяться или возмущаться.

А главное, что обидно, в атласе по большому счету позиция старая, что можно школьником выбрать профессию и до пенсии на ней сидеть. И профессии будущего нужно знать, чтобы ты как самый хитрый сейчас в 8 классе решил, что будешь "проектантом жизни медицинских учреждений" и все, востребованная профессия с большой зарплатой у тебя в кармане.
Не говорится о том, что нужно заранее готовить себя и своих детей НЕ к одной возможной профессии будущего, а к тому, что в будущем как раз придется постоянно учиться и переучиваться, быстро менять свою траекторию и быть самому себе "трендвотчером" (который тоже есть в атласе).

что понравилось:

Атлас красивый. По нему легко ориентироваться. Там хорошая табличка в начале о связи качеств человека с нуждами профессий и о свойствах разных профессий. Он лишний раз подтолкнет к тому, чтобы подумать о профессиях, которые ты вот прямо сейчас не видишь среди своих родных и знакомых, и о том, что вообще происходит в мире с технологиями и общественными процессами.

НО я бы его рассматривала не в лоб, а исключительно как повод для разговора с семьей, преподавателями, психологами, профконсультантами.

А так... Представляете среди наших с вами детей (да и среди нас с вами - чем черт не шутит!) будут специалист по кибер-протезированию, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами, дизайнер виртуальных миров, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей (это чур мне!), медиатор социальных конфликтов, космобиолог, строитель "умных дорог" и тренер по майнд-фитнесу.

Как вам такое будущее?
А как сам атлас?

«Космические» профессии будут одними из самых востребованных, считают авторы атласа. Фото Reuters

Через 10 лет на смену провизорам, швеям и турагентам в России придут биофармакологи, дизайнеры одежды с генерацией энергии и менеджеры по космическому туризму. Такие перемены на рынке труда сулят составители «Атласа новых профессий», которые выбрали для молодых россиян более 100 самых перспективных специальностей. Правда, пока получить большинство профессий будущего в России просто невозможно.

Президентское Агентство стратегических инициатив (АСИ) вместе со школой управления «Сколково» подготовили «Атлас новых профессий» - справочник, показывающий, какие профессиональные направления будут востребованы через 10–20 лет. В сборник вошли 132 новые профессии, разделенные по 19 отраслям, и более 30 «профессий-пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем. В подготовке справочника профессий будущего участвовали 2,5 тыс. российских и иностранных специалистов.

Атлас профессий будущего должен стать для молодых людей своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда. Для каждой специальности составители выделяют и так называемые надпрофессиональные навыки – от сверхэкономичного производства до мультиязычности и мультикультурности.

Надо сказать, что атлас профессий будущего и в самом деле выглядит футуристично. Если, например, такие профессии, как консультант по здоровой старости или инженер производства малой авиации, можно осваивать уже сейчас, то образовательные возможности для будущих космогеологов или архитекторов медоборудования, обладающих одновременно медицинскими и техническими знаниями, весьма ограничены.

«Этот атлас – пока наш первый шаг, он не полный, и мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в будущем – и под него была выстроена целостная траектория образовательного и профессионального развития. Программа атласа будет выдавать пошаговую инструкцию – например, сначала поучиться в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет человек станет тем, кем он хотел стать», – рассказал на презентации атласа руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. Пока же составители атласа ограничились небольшим списком вузов и работодателей для каждой отрасли.

Перечень вымирающих профессий оказался не менее удивительным. К 2020 году, согласно прогнозу, устареют не только рабочие специальности вроде лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные – например, лектор в университете, копирайтер и турагент. А после 2020 года исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы ДПС.

Насколько точным окажется прогноз, сказать невозможно. Однако составители атласа уверены, что изменения в структуре рынка труда неизбежны. А вот скорость появления новых профессий может быть разной. Это зависит и от желания предпринимателей заниматься развитием технологий, и от способности образовательной системы удовлетворять возникающие потребности в новых специалистах, и от готовности федерального правительства способствовать переменам.

Опрошенные «НГ» эксперты к атласу профессий отнеслись скорее скептически. Руководитель программы «MBA – стратегическое управление человеческими ресурсами» ВШЭ Екатерина Варга считает, что подобные исследования могут быть интересны людям, выбирающим профессию, но сами работодатели мало обращают на них внимания. Пока у работодателей самые практические потребности, куда атлас профессий будущего явно не входит. «Например, Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) перестал устраивать уровень подготовки приходящих к ним выпускников вузов. Эксперты ОАК провели собственное исследование и, заручившись согласием Минобрнауки, изменили образовательные программы в целом ряде вузов», – рассказывает эксперт.

Исполнительный директор компании «Горизонт» Галина Мельникова полагает, что такого рода справочники в любом случае интересны и полезны, но их востребованность и уровень доверия к ним зависят и от компетенции экспертов, и от методологии прогнозов. При этом граждане должны учитывать, что долгосрочные прогнозы, как правило, не сбываются. «Но то, что в будущем приоритетными окажутся наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, это не новость – наверняка так и будет», – уверена Мельникова. По ее мнению, преимуществами на рынке труда будут обладать главным образом высококвалифицированные специалисты инженерно-технологических отраслей.

Профессии будущего и прошлого
Будут востребованы до 2020 года Будут востребованы после 2020 года Устареют до 2020 года Устареют после 2020 года
Генетический консультант Специалист по киберпротезированию Лектор Юрисконсульт
Проектировщик инфраструктуры «умного дома» Разработчик образовательных траекторий Оператор call-центра Инспектор ДПС
Оценщик интеллектуальной собственности Специалист по безопасности в наноиндустрии Турагент Системный администратор
Экопроповедник Дизайнер носимых энергоустройств Копирайтер Риелтор
Корпоративный антрополог Эксперт по «образу» будущего ребенка Испытатель техники Машинист товарных составов


Знаете ли вы, кто такой “пинспоттер”? Так раньше, в начале прошлого века, называли работавших на дорожке для боулинга мальчиков, которые ставили кегли и подавали шары. А кто такой “резчик льда”? Человек, который во времена, когда не было холодильников, заготавливал лёд. Как можно догадаться, этих профессий уже давно нет, как и многих других. И вообще, по прогнозам специалистов, к 2030 году перестанут существовать 57 профессий (в том числе – лектор, кондуктор, вахтёр, телефонист, почтальон и так далее), зато появится 186 новых. Так что сегодняшним школьникам делать выбор следует с прицелом на будущее.

Посудите сами: совсем недавно такие названия как проектировщик доступной среды, разработчик киберпротезов, архитектор “умного дома”, дистанционный координатор безопасности и тому подобное встречались разве что в фантастических романах. А сейчас этим занимаются тысячи людей по всему миру и их количество будет лишь увеличиваться. Специально для того, чтобы будущее стало ближе, создан “Атлас новых профессий” - альманах перспективных отраслей и профессий, актуальных на ближайшие 15-20 лет. Эта внушительная книга разработана Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления СКОЛКОВО по итогам уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Атлас можно найти на сайте http://atlas100.ru .

В современном мире любая профессия в течение короткого промежутка времени способна получить новое содержание и распасться на огромное количество совершенно разных специальностей, - говорит руководитель направления АСИ “Атлас новых профессий” Дмитрий Судаков . – Наука и техника развиваются настолько интенсивно, что вузам приходится идти на радикальные меры, менять не только содержание, но и сами подходы к высшему образовании. Система подготовки конкретного специалиста обречена хотя бы потому, что цикл обучения составляет 4-5 лет, а за этот срок в технологиях происходят кардинальные перемены и многие знания устаревают. Даже учебник много теряет за тот срок, пока его готовят в печать. Выход – необходимо в корне пересмотреть всю программу образования, начиная с детского сада, делая упор прежде всего на развитие мотивации, самостоятельности, ответственности.


Но главная проблема, считает Дмитрий Судаков, в том, что у нас утеряна крайне важная компетенция – думать о будущем, уметь и иметь смелость не просто поразмышлять, что будет лет через 10, 20, 30, но и начать делать что-то конкретное по реализации задуманного. “Атлас новых профессий” как раз даёт возможность ребятам почувствовать себя реальными строителями этого будущего, конструировать свою жизнь с прицелом на десятилетия вперёд. Если не делать этого, всем нам придётся жить в чужом будущем, которое создадут для себя другие люди. И не факт, что оно нам понравится. А вот чтобы избежать серьёзных противоречий, в каком направлении развиваться, нужно учиться договариваться, налаживать коммуникации, грамотно излагать свои мысли, быть не только настойчивым, но и терпеливым.

Безусловно, профориентационную работу необходимо проводить и в школе, и в семье, в этом должны быть заинтересованы все, - уверен председатель МАН “Интеллект будущего” Лев Ляшко . – Нужно рассказывать ребятам о профессиях, о вузах, где готовят по тем или иным специальностям, о вакансиях, зарплатах и так далее. Однако не менее важно донести до них и другую мысль – не надо бояться менять профессию! Более того, это тоже один из навыков будущего. Да, нужно уметь выбирать то, что тебе нравится, и стараться дойти в этом до совершенства. Но не должно быть так, что человек становится заложником когда-то давно сделанного выбора и десятилетиями тянуть воз, который ему уже давно в тягость. Надо научить детей гибко подстраиваться под реалии времени и стремиться к тому, чтобы работа приносила удовольствие.


Кстати, почти все мероприятия Малой академии наук как раз и помогают школьникам найти себя в той или иной сфере науки, культуры, искусства. И чем бы школьник ни занимался, какой бы теме ни была посвящена его работа, полученные навыки помогут ему в выборе жизненного пути и достижении поставленной цели. Среди “выпускников МАН” – огромное количество успешных учёных, бизнесменов, политиков, руководителей. Кстати, многие из них продолжили своё развитие в том направлении, которое они начали разрабатывать ещё в школе, выбрав тот или иной проект, исследовательскую работу.

Посмотрите на список творческих научных работ, с которыми ребята приехали на фестиваль: “Сравнение литературных произведений и экранизаций”, “Математика в футболе”, “Влияние звука на организм человека”, “Создание топливного элемента на основе карбида кремния”… Кто знает, может быть, кого-то из них ожидает Нобелевская премия?


Юные исследователи берутся за темы вполне взрослые, жизненные, напрямую связанные с тем, что происходит в нашем обществе: “Диссиденты советской эпохи и Российской действительности: принципы, сходства, различия”, “Сила воли как саморазвитие в подростковом периоде”, “Технология ведения информационной войны “Окно Овертона”, “Проблемы ювенальной юстиции”. Ребята не просто описывают то, что видят, но анализируют, ищут выход, предлагают свои решения. И нам, взрослым, надо уметь их слышать, помогать, поддерживать.

Кому сказать “спасибо”?

Все участники фестиваля независимо от возраста очень серьезно подходят к выбору будущей профессии и с удовольствием поделились с нами своими рассказами. Каждая из этих историй достойна внимания…

Виктор БЕРЕЗИН, ученик 10 класса Обдорской гимназии, Салехард, ЯНАО :

Я хочу стать специалистом в области юриспруденции. Раньше мечтал быть учителем, потому что мама работает в школе. А вот папа, сестра, муж сестры – юристы, поэтому решил к ним присоединиться. Тем более что мне интересны такие предметы как история, право, обществознание. На самом деле, в вопросе выбора профессии свою роль сыграли все понемногу – и семья, и школа, и сам я.


Софья СУПОГАЛИЕВА, ученица 10 класса медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :

Мне нравится профессия врача, хочу стать гематологом. Об этом я мечтала с детства, сколько себя помню. Всегда было интересно, хотелось помогать людям избавляться от болезней. У меня дядя врач, у него очень много книг и журналов по медицине, я их тоже листала, читала. Правда, родители и дядя не слишком одобряют мой выбор, но мне самой всё равно хочется. Как только появилась возможность, в 9 классе поступила в медицинский лицей, мне очень нравится тут учиться. Дядя даже предложил мне поработать у него в роли санитарки, думал, что это отобьёт у меня охоту. Но – нет, наоборот! Конечно, есть теоретическая вероятность, что случится нечто из ряда вон выходящее, и я передумаю. Но тогда я стану химиком, эта профессия мне тоже нравится.

Или лингвистом, потому что люблю иностранные языки. Хотя, конечно, лучше бы и то, и другое, и третье охватить, а не выбирать одно из трёх.

Ольга ПАТРИНА, учитель математики школы №1, Кондрово, Калужская область :

Профориентационная работа у нас проходит в рамках спецкурса “Выбор профессии”, который стоит в расписании 9-х классов. С помощью специальных тестовых технологий мы выясняем склонности и направленности каждого ребёнка, а также его интересы и предпочтения. Служба занятости поставляет нам сведения о вакансиях и наиболее востребованных профессиях, и на основании всех этих данных мы рассказываем детям о том, кто сейчас нужен стране, где можно этому научиться, что для этого надо уметь, какие предметы изучать более глубоко, и так далее. Возможно, имеет смысл вводить этот курс не в 9-м классе, а раньше. С другой стороны, у нас ведь хорошо организована внеклассная деятельность, кружковая работа, а это тоже профориентация.


Александр МИХЕЕВ, ученик 5-го класса лицея №22 “Надежда Сибири”, Новосибирск :

Я хочу стать музыкантом. Или инженером. Я со второго класса занимаюсь робототехникой и с четырёх лет играю на пианино. Мне интересна и музыка, и техника. В детстве у меня была пластмассовая клавиатура на батарейках, и мама заметила, что я хорошо подбираю на слух мелодии. Поэтому она записала меня в музыкальную школу. А с роботами я познакомился в школе, когда нам показали фильм и разрешили поиграть в конструктор.

Илья ЮМАШЕВ, ученик 10-го класса Самарского лицея информационных технологий :

Пока не определился с выбором профессии, но уже точно знаю, что она будет связана с физикой. Мне нравится этот предмет, причём не в теоретическом, а именно практическом плане - что-то делать, производить, строить, рассчитывать какие-нибудь сложные конструкции. Наверное, стану инженером. Когда в школе начался курс физики, я понял, что это моё. Во многом за это надо сказать спасибо учителям. Но и родителям тоже, потому что папа у меня – инженер, он помог привить интерес к своему делу. Раньше думал пойти в химики. Но химиков требуется гораздо меньше, чем инженеров. А ведь нужно уже сейчас думать не только о том, куда поступать, но и о том, где найти работу.


Даниил ФЕДИН, ученик 5-го класса школы №1, Кондрово, Калужская область :

Ещё во втором классе я решил, что буду флеш-аниматором. Тогда на Новый год родители подарили мне графический планшет, и мне очень понравилось рисовать мультфильмы. А раньше хотел стать космонавтом. Может, потом родители ещё что-нибудь интересное подарят, из-за чего я захочу стать кем-нибудь другим, но пока нравится то, чем я занимаюсь уже три года, и не собираюсь от этого отказываться. В школе, в основном, никто ничего про профессии не говорит. Поэтому те мои одноклассники, которые решили стать программистами или дизайнерами, сделали свой выбор, благодаря родителям, а не учителям.

Алиса ГАБДРАХМАНОВА, ученица 8-го класса гимназии №91, Уфа, Республика Башкортостан :

Я хочу стать дизайнером одежды. Интерес к этому делу возник ещё в четвёртом классе, когда вдруг захотелось создать что-то своё, собственное. И с тех пор рисую,

придумываю новые фасоны, модели. Беру примеры с известных дизайнеров, модельеров. Нравится! Родители, учителя, одноклассники удивлены, им почему-то кажется странным мой выбор. Но они и не отговаривают меня, что тоже хорошо. В школе, если честно, нам никто ничего не говорит о профессиях. Разве только в рамках своего предмета. Почему-то учителя думают, что если они заставляют детей участвовать в олимпиадах по математике или физике, то мы обязательно станем математиками или физиками. А вот я бы охотно приняла участие в олимпиаде по дизайну. Но таких, насколько мне известно, пока просто нет.

Разговор на актуальную тему поддержали и взрослые участники форума.


Марина ЧИЖОВА, преподаватель биологии медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :

Профиль нашего учреждения по умолчанию предполагает, что у нас учатся очень мотивированные дети. Однако это вовсе не значит, что все наши выпускники уходят в медвузы. Да это и не является нашей главной целью. Мы – общеобразовательное учреждение, поэтому стараемся растить всесторонне развитых школьников, а то, что они получают углублённые знания по некоторым предметам, помогает им уверенно сдавать экзамены в самые разные вузы – например, химические, биологические, сельскохозяйственные и так далее. Наша задача – помочь ребятам раскрыть свой потенциал, показать им перспективы роста, дать прочную базу, на которой потом они могут стоить всё, что угодно. Да, с одной стороны, поскольку лицей всё-таки относится к медицинскому университету, мы ориентируем детей на поступление именно туда. С другой, мы ни коим образом не принуждаем их, не ограничиваем в возможности выбора будущего жизненного пути. Мы просто учим их, а попутно на практике показываем, чем занимаются врачи разных специальностей. И там уже дело каждого, понравится это ему или нет.


Андрей МАКУШКИН, доцент кафедры физиологии Института атомной энергетики, Обнинск, Калужская область :

Профориентационную работу, я уверен, нужно начинать не в каком-то определённом классе, а в возрасте, когда он способен понять суть и смысл той или иной деятельности. Но начинать нужно не в школе, а в семье. Родители лучше всех знают своих детей, их склонности, интересы. А потому необходимо предоставить каждому ребёнку возможность попробовать себя в том или ином деле. И лучше всего это можно организовать с помощью кружков в школах или домах творчества. А какой-нибудь специальный курс, посвящённый профориентации, занятия, призванные ориентировать на тот или иной род занятий, имеет смысл вводить не раньше 9-10 класса. Да и то – с обязательной возможностью выбирать, строить нестандартные схемы, работать на стыке, чтобы не ограничивать ребёнка-гуманитария только гуманитарными предметами, но заинтересовать его другими науками.

Малая академия наук «Интеллект будущего» предоставляет школьникам уникальную возможность попробовать, испытать себя в самых разных областях знаний, и предлагает огромный выбор: более 100 конкурсов в проектах «Познание и творчество», «КИТ – креативность, интеллект, талант», «Эврикум», «Интеллект-экспресс» . На сайте http://future4you.ru вы найдёте список мероприятий и испытаний для школьников и учителей, посвящённых «Атласу новых профессий». Каждый желающий может написать эссе, провести увлекательную игру, принять участие в командном конкурсе «Классная олимпиада» или проверить свою сообразительность в проекте «IQ-champion». Как видите, создана целая сеть направлений для профориентации школьников и раскрытия их талантов.



Поделиться