Компания Panasonic mobile – азиатская экзотика в европейском мобильном мире. История успеха Коносуке Мацуситы, создателя брендов Panasonic, Technics и National

Под маркой Panasonic, принадлежащей корпорации Matsushita Electric Industrial, выпускается любая электроника, которую только можно представить: от стереосистем до цифровых видеокамер и от рисоварок до сложнейших промышленных роботов. А с 2001 года, заручившись поддержкой аристократов от фототехники - концерна Leica Camera AG, компания метит еще и в лидеры мирового фотопроизводства.

Национальная электроника

Будущий президент одной из крупнейших мировых корпораций, Коносукэ Мацущита, начинал свою трудовую деятельность продавцом велосипедов в Осаке. Затем юношу переманил хозяин соседней лавки, торговавший электроприборами. На дворе стоял 1918 год, и первые электролампочки, утюги и прочие хитроумные приспособления, бывшие в Японии еще в диковинку, заворожили Коносукэ: он скопил немного денег, уволился из лавки и попытался открыть собственную мастерскую.

За неимением большого капитала начинать пришлось с изготовления патронов для электролампочек – расходного материала, на который, по наблюдениям Мацущиты, был стабильный спрос. Сборочный цех Мацущита организовал в своей съемной квартире, первыми рабочими предприятия стали несколько бывших сослуживцев и брат жены. А так как фирма была практически семейной, то и название пришло в голову как-то само собой – Matsushita Denki.

Патроны действительно пользовались популярностью, однако, денег от их продажи едва хватало на зарплату компаньонам. От банкротства в самом начале предприятие спас неожиданный заказ на тысячу подставок под электровентиляторы. Мацущита со товарищи «клепал» подставки днями и ночами, заказ был выполнен в срок, и фирма получила свои первые крупные деньги.

Стало очевидным, что для дальнейшего развития компании необходимо производить что-то еще, кроме патронов для лампочек. Мацущита решил выпускать электрические фары для велосипедов, о которых прочитал в каком-то популярном журнале.

Когда первый опытный образец удобной велофары с оригинальной батарейкой был готов, окрыленный предприниматель отправился показывать новинку продавцам велосипедов в надежде сразу договориться о поставках. Но торговцы отнеслись к устройству весьма прохладно: «зачем людям платить лишние деньги за какой-то фонарь, без которого они до этого прекрасно обходились?» - недоумевали они. И тогда Мацущита решился на рискованный шаг: он все-таки выпустил небольшую партию фар, и отправил по несколько штук в каждый веломагазин бесплатно. Уже через неделю владельцы этих магазинов засыпали его заказами: фары были распроданы моментально, а магазины подверглись атаке жаждущих покупателей, которые хотели знать, когда нашумевшая новинка снова появится на прилавках.

Велосипедный фонарь стал настолько популярен, что им стали заменять домашние керосиновые светильники. И тогда Мацущита организовал выпуск настольной модели, назвав ее «национальной японской лампой». На этих светильниках впервые появилась надпись “National” – отныне под этой маркой должны были продаваться все электрические изделия компании.

С Востока на Запад

К 1930-м годам Matsushita Denki была уже солидной фирмой, владевшей несколькими цехами по производству разнообразных электротоваров: от штепселей для электророзеток до утюгов и настольных ламп. Однако, как раз в это время японское правительство ввело «режим строжайшей экономии» - ряд экономических ограничений, которые привели к общему спаду производства и продажи бытовых товаров. На складах скапливалась непроданная продукция, заводы не могли работать в полную силу. В таких условиях руководители многих японских предприятий начали массовое увольнение рабочих. Но Мацущита применил иную тактику: он ввел половинный рабочий день, но зарплату платил как за полный. Вторую, «нерабочую» часть дня, а также воскресенье сотрудники должны были заниматься реализацией скопившихся товаров – торговать ими вразнос. Люди старались изо всех сил, ибо никто не хотел терять работу. В результате, уже через два месяца все излишки продукции оказались распроданными, и предприятие смогло продолжить полноценную работу. В конце 1930-х все 8 заводов Matsushita Denki фактически оказались под контролем государства, в цехах, где когда-то собирали утюги и радиоприемники, стали производить детали для самолетов и военных судов.

После II Мировой войны с компании сняли ограничения на выпуск бытовых электроприборов и, несмотря на жестокий экономический кризис, несколько заводов Matsushita Denki продолжили свою работу. Чтобы выжить, предприятию нужно было срочно переориентироваться на международный рынок, так как в бедной послевоенной Японии успешно продавать товары «не первой необходимости» было крайне проблематично. Для знакомства с западными экономическими реалиями Мацущита отправился в США, где его поразило изобилие разнообразной электротехники. Чтобы предложить американцам что-то действительно конкурентноспособное, собственных ресурсов было недостаточно. Поэтому в 1952 году Мацущита заключил соглашение с голландской фирмой Philips, одним из разработчиков транзисторов – полупроводниковых устройств, которым суждено было стать основой для большинства электроприборов, разработанных в 1950-1960-х годах.

Рождение Panasonic

Совместная японско-голландская компания получила название Matsushita Electric Industrial Co. На отстроенном по последнему слову техники новом заводе в Осаке стали выпускаться лампы, электронно-лучевые трубки, реле, транзисторы – словом, все те комплектующие, которые и позволили продукции компании достичь мирового уровня. С новыми магнитофонами и радиоприемниками уже нестыдно было показаться в Америке, где в 1959-м была основана дочерняя компания Matsushita Electric Corporation of America. Первоначально всю продукцию компании предполагалось продавать за океаном под той же маркой, что и в Японии – National. Но оказалось, что такое название уже было зарегистрировано в США. Вот тогда-то и появилось на свет название Panasonic, составленное из древнегреческого слова “pan”, что означает «всё» и английского “sonic” – звук. Ведь поначалу Matsushita делала ставку на аудио-оборудование. В результате, продукция фирмы под маркой Panasonic стала продаваться за пределами Японии, тогда как на Японских островах те же модели представлялись под маркой National. Позже это название стали присваивать всей бытовой технике компании – микроволновкам, тостерам, соковыжималкам. В 1965-м высококлассные стереосистемы Matsushita получили отдельное имя – Technics, а в 1980-х руководство компании решило познакомить с именем Panasonic и японцев.

Логотип, собственно Panasonic, с момента своего появления в 1955 году, менялся всего три раза. Сначала оба слова-прародителя – “Pana” и “Sonic” писались с заглавных букв – PanaSonic. В 1966-м название оказалось вписанным в круг, который, в свою очередь, был вписан в большую букву “N”. Элементы этого логотипа восходили еще к довоенному варианту с иероглифами 1937 года. И, наконец, в 1971-м появилась привычная нам лаконичная эмблема с надписью “Panasonic” без каких-либо дополнительных графических нагромождений.

Фотопробы

К началу 1980-х Matsushita Electric Industrial Co. стала общепризнанным мировым лидером в производстве электроники – трудно было назвать электрический прибор, выпуск которого был бы не освоен японской корпорацией. В 1985-м, впечатлившись успехами Sony в области видеозаписи, Matsushita выпустила свою первую видеокамеру, использующую кассеты формата VHS. Позже, наладив производство оптического стекла для видеообъективов, в компании решили попробовать свои силы и в фототехнике, представив сразу несколько пленочных компактных моделей под маркой National. Но если для продвижения своих видеокамер фирма прикладывала значительные усилия, то ее пленочные фотоаппараты так и остались вполне качественными, но отнюдь не выдающимися изделиями. Чтобы закрепиться на новом для себя рынке, где царила жесткая конкуренция, компании нужно было предложить потребителю нечто принципиально новое.

Еще в 1981 году корпорация Sony представила прототип зеркальной фотокамеры Mavica, в которой снимки экспонировались не на привычную всем фотопленку, а на электронную ССD-матрицу. Через три года прототип своей первой электронной фотокамеры показала и Matsushita. Это был очень серьезный на вид аппарат внушительных размеров со встроенным зум-объективом 14-42 мм f/2 и 0,3-мегпиксельной ССD-матрицей. Добротный корпус, качество оптики и принцип управления камерой указывали на то, что это инструмент профессионального класса. Правда, качество формируемого матрицей изображения конечно же не могло устроить профессионалов – ведь фотографии нельзя было даже напечатать, разрешения хватало лишь на демонстрацию отснятых кадров на экране телевизора. Однако, представив эту инновационную модель на выставке Photokina-84, корпорация Matsushita недвусмысленно намекнула, что имеет в отношении рынка фототехники самые серьезные намерения.

Однако первая серийная цифровая камера, представленная в 1988 году Panasonic AG-ES10, получилась уже не столь амбициозной. Компактный пластиковый корпус с упрятанным в него крошечным объективом указывал даже не на . Этот 0,38-мегапиксельный компактный аппарат был явно рассчитан на любителей гаджетов. А, кроме того, не являлся собственной разработкой Matsushita: Panasonic AG-ES10 была всего лишь перелицованным вариантом представленной в том же году камеры Canon RC-470. В 1997-м компания разродилась сразу несколькими компактными цифровыми моделями привычной нам формации: отснятые изображения записывались уже не на магнитный диск, а на миниатюрную карту памяти. Отсюда и название всей серии: Cardshot. Аппараты Panasonic CardShot, в большинстве своем, по-прежнему являлись лишь несколько измененными моделями более именитых фотопроизводителей: Сanon, Nikon, Konica и Minolta.

Panasonic + Leica

Настоящий переворот в отношении Matsushita к разработке и производству фотокамер произошел лишь в 2001 году, когда компания прибегла к давно проверенной тактике: заручилась поддержкой более опытных «товарищей». В качестве «товарищей», которые могут научить фотографическому уму-разуму, японцы выбрали не абы кого, а немецкий концерн Leica Camera AG, занимающий в фотографическом мире, прямо скажем, аристократическое положение. О волшебных камерах и объективах Leica большинство фотографов слышало, но, при этом, мало кто их видел, а тем более, держал в руках. Типичная, в общем-то ситуация, складывающаяся вокруг всего легендарного. Немецкие умельцы передавали в распоряжение специалистов Matsushita Electric Industrial Co. уникальные технологии производства объективов, а заодно решали проблему с «оцифровкой» своей собственной аналоговой продукции, которая в новом тысячелетии все меньше отвечала изменившимся запросам фотопрофессионалов.

Семейство новых цифровых фотокамер получило название Lumix, которое как нельзя лучше отразило ситуацию с их разработкой и производством: оптические технологии Leica (свет, light или Lumi) отныне объединялись (mix) с цифровыми технологиями Panasonic. Несмотря на амбиции, первой моделью нового породистого фотосемейства стал заурядный компактный Lumix DMC-F7, представленный в 2001 году. 2-мегапиксельная матрица, стандартный зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний35-70 мм. в пленочном эквиваленте, неброский прямоугольный корпус – камера получилась неплохой, но этого было мало, чтобы хоть как-то выделиться среди конкурентов.

Зато через город Panasonic выпустил модель Lumix DMC-FZ1, о которой заговорили все. Дело в том, что этот компактный аппарат с серьезным черным ухватистым корпусом оснащался просто невиданным для того времени объективом: 35-420 мм. в 35 мм. эквиваленте с постоянной светосилой f/2.8! Чтобы снизить смазывание снимков от дрожания рук в камере применялась система оптической стабилизации изображения Mega O.I.S. Сегодня различные стабилизационные системы широко применяются в камерах и объективах многих производителей, но наделить этой функцией компактные модели впервые додумались инженеры Panasonic. Модель Lumix DMC-FZ1 во многом стала знаковой для фирмы. В ней сконцентрировались все те черты, которые в дальнейшем стали определять неповторимый стиль цифровых фотоаппаратов под маркой Panasonic: лаконичный, угловато-консервативный корпус в духе пленочных камер Leica, широкое применение зум-объективов с более чем 10-кратным оптическим увеличением и использование фирменной технологии оптической стабилизации изображения даже в самых простых моделях.

Развитие Lumix

Следующим серьезным шагом в развитии серии Lumix стал выпуск в 2004 году 5-мегапиксельного аппарата Lumix LC-1 – брата-близнеца модели Leica Digilux 2. Подобной камеры давно ждали многие фотографы-«леечники»: благородный корпус, в котором мало что указывает на принадлежность камеры к цифровой формации, обилие механический узлов управления и светосильный зум-объектив 28-90 мм. (в плёночном эквиваленте) f/ 2.0-2.4 с ласкающим слух названием Leica DC Vario-Summicron. Однако радость оказалось недолгой: маленькая 2/3’’ матрица не могла использовать весь оптический потенциал объектива, зернистый цифровой видоискатель был далек от идеала, а все прелести механического управлению камерой сводились на нет долгими блужданиями по меню аппарата в поисках самых насущных функций, типа изменения чувствительности ISO.

Камера наделала много шума, но не производилась и года – слишком очевидными оказались недоработки. Их попытались учесть в следующей флагманской модели фирмы, уже зеркальной Lumix DMC L1, представленной в 2006 году. Незадолго до этого Panasonic объявил о поддержке открытого цифрового стандарта 4/3, продвигаемого компанией Olympus. Как следствие, первый зеркальный Lumix, кроме родного объектива Leica D Vario Elmarit 14-50 f/ 2.8-3.5 c cистемой стабилизации MEGA O.I.S, стал поддерживать и любые другие объективы развивающегося стандарта 4/3.

Сегодня в арсенале Panasonic есть зеркальная модель Lumix DMC L10, ультразумы серии FZ – наследники легендарной Lumix DMC- FZ1 и масса всевозможных компактных камер, большинство из которых выполнены в фирменном легко узнаваемом «леечном» стиле. Кроме того, корпорация Matsushita Electric Industrial остается крупнейшим мировым производителем электроники, выпуская разнообразную видео- и аудиотехнику, телевизоры, бытовые приборы, промышленное оборудование и… велосипеды. Двухколесные машины Panasonic с электродвигателями занимают сегодня львиную долю японского рынка подобной техники. Ведь, как никак, основатель компании, Коносукэ Мацущита, начинал свою трудовую деятельность именно с продажи велосипедов.

Производители гаджетов

Компания Panasonic стала известна благодаря своим инновационным изобретениям и оригинальным системным решениям. Её история интересна ещё и потому, что её основатель – человек-легенда, начавший практически с нуля и ставший самым богатым бизнесменом в Японии. И сегодня специалисты компании упорно трудятся над тем, чтобы производимая ими продукция была действительно ценной для потребителя.

Корпорация Panasonic была основана в 1918 году японцем по имени Коносукэ Мацусита как поставщик патронов для ламп. В 1927 она возьмётся за производство велисипедных фонарей, и они станут первой продукцией, продающейся под торговой маркой National.

Удивительно, но основатель будущей крупной компании даже не смог окончить начальную школу. Коносукэ был вынужден бросить учёбу, когда ему было всего девять лет, и устроиться подмастерьем в мастерскую по ремонту велосипедов, где он проработает следующие шесть лет. После этого он получит работу в Osaka Electric Light Company и начнёт постоянно размышлять над тем, как улучшить её продукцию, а также придумывать что-нибудь своё. Как бы то ни было, начальник постоянно отвергал его предложения, включая и изобретение штепсельной вилки необычной конструкции. Оставшись недооценённым в очередной раз, Коносукэ Мацусита решится на основание собственного дела. Стартовый капитал, имевшийся у него, был ничтожно мал и составил всего 100 йен. К счастью, у него было несколько единомышленников, включая жену, родных и знакомых. Всё это были люди даже без среднего образования, однако среди них оказалось два начинающих предпринимателя, которые впоследствии также прославились.

Начинающая компания Панасоник развивалась медленно. Коносукэ сотоварищи расположили электротехническую мастерскую в полуподвале двухкомнатной съёмной квартирки, и с огромным трудом нашли небольшую сумму на сборку патронов нового образца. Новинка была встречена довольно-таки прохладно, поскольку все оптовые покупатели не хотели иметь дело с молодой и неопытной фирмой, которая может в любой момент обанкротиться и, кроме всего прочего, предлагает единственный товар. Итак, новоиспечённая компания срочно нуждалась в денежных средствах. Вместе с женой Мацусита заложили множество личных вещей, включая предметы одежды. Одновременно с этим постоянно предпринимались попытки по улучшению дизайна изделия. В итоге настойчивость молодого Коносукэ была вознаграждена: ему предложили выгодный контракт, в рамках которого он должен был выполнить непростой и объёмный заказ. Тем не менее, команда справилась с ним в срок, благодаря чему смогла подзаработать. Заказчик остался доволен и подписал с Мацусита новое соглашение.

Чтобы достичь успеха, Коносукэ стремился делать всё лучше конкурентов и брать за это намного меньше денег, чем все остальные. Кроме того, он и его коллеги первоначально не изобретали что-нибудь принципиально новое, а просто брались за совершенствование популярных товаров. Коносукэ тщательно изучал запросы потребителей, а также находился в поиске новых каналов и способов сбыта. Новые хорошо раскупаемые товары производились ежемесячно.

Успех затеи с велосипедными фонарями был обеспечен потому, что ацетиленовые были не только дорогими, но и работали без подзарядки всего пару часов. В результате кропотливой работы Коносукэ удалось создать совершенно новый элемент, способный проработать до пятидесяти часов. Кроме того, он проявил необычайную настойчивость при поиске каналов сбыта. Когда продавцы не проявили интерес к новинке, он начал вести переговоры с велосипедными дилерами, предлагая им реализацию даже без предоплаты. Справедливости ради стоит отметить, что тогда такой способ не использовал никто. Большинство розничных торговцев отдавали себе отчёт в том, что риск минимален, а потому охотно соглашались. Новинка хорошо продавалась, а потому на продукцию наконец-то обратили внимание оптовики. Уровень продаж рос рекордными темпами. Некоторые даже приобретали фонарь вместо домашней керосиновой лампы. Это побудило Коносукэ задуматься об изготовлении настольного домашнего варианта изделия. Так и возник бренд National, представленный в 1927.

1929 год ознаменовался началом так называемой Великой депрессии – мирового кризиса экономики, который докатился и до Японии. Руководителям компаний пришлось повсеместно увольнять своих сотрудников. Однако Коносукэ Мацусита поступил не так, как все его конкуренты: он объявил о том, что не собирается увольнять работников или снижать им зарплату, однако все они должны приложить максимум усилий для успеха. Компания уменьшила свои затраты на производственный процесс, и первые несколько месяцев дела всё ещё шли неплохо. К сожалению, кризис всё же сильно отразился на покупателях, вследствие чего продажи всё же упали. Коносукэ оказался в затруднительном положении: с одной стороны, сокращений было не избежать, а с другой – эти люди вряд ли смогут найти работу, да и на производстве это отразится негативно. Тем не менее, он решил поступить по совести. Никого не уволив и не снизив зарплату, он сократил рабочую неделю, но отменил праздники и велел рабочим самим заняться продажей. Сотрудники ликовали. Было очевидно, что они обожали своего начальника, а потому уделяли своё свободное время продажам. Все запасы были распроданы, и пришла очередь производства радиотоваров.

С 1935 года компания работала под именем Matsushita Electric. Когда началась Вторая мировая война, заводы в Японии и других частях Азии занимались производством приборов и электрических компонентов – светильников, электрических двигателей и утюгов, беспроводного оборудования. Во времена послевоенного бума компания поддерживала ослабленный рынок радио и бытовой техникой, а также велосипедами. Один из тех предпринимателей, который основал компанию совместно с Коносукэ, создал фирму Sanyo, выполнявшей роль субподрядчика для компонентов. Это предприятие также быстро росло и начало составлять конкуренцию Matsushita Electric, однако зимой 2009 года Panasonic приобрели его.

В 1971 году Коносукэ отправился в США для встречи с американскими дилерами. Компания начала производство телевизоров для рынка Соединённых Штатов под брендом Panasonic. Тем не менее, название National использовалось до 70-х за пределами США.

В 1965 году компания Panasonic представила аудио-динамики под маркой Technics. Это была линия стерео компонентов, впоследствии ставшая популярной во всём мире. На протяжении 70-х и 80-х годов компания продолжала выпускать качественную электронику для нишевых рынков, включая проигрыватели и коротковолновые радиостанции. В 73-м ею также было создано предприятие совместно с Anam Group – правда, в 90-х она его продала.

В 2006 компания решила сосредоточиться на цифровых телевизорах и приостановила производство аналоговых телевизоров. Приобретение Sanyo через два года позволило ей существенно повысить свои доходы. Зимой 2008 бренд получил новое название: теперь он стал называться компания Panasonic Corporation. Чуть позже это имя было сокращено до Panasonic. Изменения были утверждены по решению собрания акционеров после консультации с семьёй Мацусита. В те же годы компания занялась производством плазменных дисплеев HDTV. В 2011 этот бизнес пришлось немного урезать, поскольку фирма потерпела определённые убытки.

В 2012 году компания Панасоник объявила о заключении сделки с Myspace для производства Myspace TV. Это изобретение должно было позволить пользователям смотреть живое телевидение, одновременно общаясь с другими пользователями через ноутбук, планшет или, собственно, сам телевизор. В 2012 в исследования было вложено свыше $500 млн.

В 2013 году компания объявила о том, что собирается инвестировать $40 млн. в строительство завода во Вьетнаме, которое, как ожидается, завершится до 2015. Летом 2014 она также достигла соглашения с Tesla Motors по вопросам участия в проекте Gigafactory – построении огромного аккумуляторного завода в США до 2020 года.

Сегодня компанию можно разделить на несколько основных подразделений. Так, Panasonic Automative Systems занимается производством мобильного аудио оборудования, включая навигационные модули, головные устройства и динамики. Эта фирма также выступает субподрядчиком большинства крупных автомобильных производителей. Ещё одно дочернее предприятие, Avionics Corporation, является поставщиком систем связи и IFE.

Стоит отметить, что компания Панасоник владела многими дочерними предприятиями на территории Европы. В 2012 году за ней было около 10% доли европейского рынка потребительской электроники (после Samsung и LG). Она также управляла сетью магазинов в Ирландии и Великобритании. Ассортимент компании включал широкий спектр услуг и продуктов. Она производила самую различную бытовую технику, автомобильную электронику, камеры, аккумуляторы и так далее.

Подразделение Panasonic Mobile Communications отвечает за производство мобильных устройств и сопутствующего им оборудования. По состоянию на 2012 год он имел порядка 20% доли на японском рынке мобильных телефонов. Первым мобильным телефоном на базе GSM компании стала модель GD87. У этого устройства также была цифровая камера. Компания Panasonic вышла с ним на европейский рынок связи в 2002. Его особенностью являлось наличие сразу же двух дисплеев – монохромного и цветного. Устройство было выполнено в форм-факторе раскладушки. У него была внешняя антенна, и оно весило чуть более 100 грамм. Производитель оснастил этот аппарат функцией голосового набора и громкой связью, а также установил литий-ионный аккумулятор ёмкостью 720 мАч, благодаря чему он мог проработать семь часов в режиме разговора, и более двадцати часов – в режиме ожидания. Кстати, в 2002 году начались прямые онлайн-продажи продукции компании.

Фирма Panasonic неоднократно спонсировала профессиональных спортсменов. К примеру, одним из её «подопечных» стал немецкий футболист Марко Ройс. Кроме того, компания владеет японским клубом «Gamba Osaka», входящим в состав Профессиональной футбольной лиги Японии. Также Panasonic являются официальным партнёром и спонсором Лиги чемпионов АФК. В своё время компания оказывала финансовую поддержку программе «Формула 1» компании Toyota. Она спонсировала и другие автомобильные гонки. Начиная с Олимпиады в Сеуле 1988 года, Panasonic стали главным спонсором Олимпийских игр.
Ещё один интересный факт касается поддержки некоторых профессиональных кинематографистов. Компания предоставляла им свои камеры для проектов. К примеру, создатели шведского фильма ужаса «Марианна» использовали модель камеры Lumix DMC-GH1.

В версии Гида по зелёной электронике организации Greenpeace Panasonic попали на девятое место (из пятнадцати) как компания, производящая электронные устройства и стремящаяся уменьшить влияние на климат. Этот рейтинг постоянно поднимает вопросы «озеленения» производства, отмечая те фирмы, которые добились результатов в создании продукции без поливинихлорида и так далее. Тем не менее, столь невысокая позиция в рейтинге обусловлена тем, что Panasonic всё ещё есть над чем работать. Так, компании было рекомендовано сократить выборы парниковых газов (по крайней мере, на 30% к 2015 году) и увеличить использование возобновляемых источников энергии к 2020 году. Кстати, самые низкие позиции в этом рейтинге обычно достаются брендам вроде Dell и Lenovo. Многие из них ранее собирались осуществить переход на более экологичные средства, однако выполнили собственный план недобросовестно. Дело в том, что большая часть всех этих фирм так и не смогли отказаться от ПВХ (в процессе его использования выделяется токсичное вещество диоксин). Как бы то ни было, с тех пор как Greenpeace начали вести этот рейтинг, большинство компаний стали относиться к вопросам экологии более ответственно. В 2014 году Panasonic также заявили о том, что собираются компенсировать загрязнение воздуха, вызванное их деятельностью.

Каждая компания, которая становится известной в качестве крупного производителя техники, проходит огромный путь. Иногда корпорации страдают от отсутствия покупателей, иногда переживают невероятный успех. Огромный вклад вносит основатель, который вместе со своим детищем переживает все взлеты и падения.

Непростой путь пришлось преодолеть Это основатель компании Panasonic, страной-производителем продукции которой стала Япония. В 1918 году он решил создать корпорацию, которая бы занималась разработкой и производством техники.

Основатель

Но любая история компании начинается с ее основателя. Panasonic, страна-производитель продукции которой - Япония, была создана, как уже отмечалось, в 1918 году. Тогда Мацусите исполнилось 24 года. Вряд ли молодой человек предполагал, что в будущем его детище превратится в корпорацию, известную своей техникой.

Родился Коносукэ в 1894 году. Его семья не была бедной, поскольку они владели небольшой собственностью. У Мацуситы было семеро братьев и сестер. Но в какой-то момент благосостояние семьи пошатнулась, и уже в 9 лет мальчику нужно было отправиться на заработки. Из-за этого он был лишен хорошего образования.

Одной из первых работ Коносукэ была служба в магазине велосипедов. Уже тогда отец предсказал, что сын вскоре сможет нанимать к себе людей с образованием. Но пока Мацусита увлекался электроникой и разными изобретениями. Работая в одной из ведущих на тот момент компаний, он мечтал основать свое дело. Так и появилась небольшая фирма «Мацусита Дэнки». Тогда еще никто не знал о компании Panasonic, страной-производителем изделий которой оказалась родина Коносукэ.

О компании

На данный момент Panasonic Corporation - это крупная корпорация родом из Японии, которая занимается производством бытовой техники и электронных товаров. Штаб-квартира компании расположена в Осаке. В 2011 году входила в 50 наиболее успешных корпораций мира.

Мало кто знает, но свое нынешнее названия компания получила лишь 10 лет назад. До того момента она носила имя своего основателя Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. А вот Panasonic - название торговой марки компании.

Работа компании

Японская техника от Panasonic известна по всему миру. Сейчас компания насчитывает более 600 предприятий. Среди наиболее популярных можно назвать:

  • Panasonic со своей бытовой техникой, рассчитанной на массовый рынок.
  • Technics, выпускающее аудиотехнику, в том числе профессиональное музыкальное оборудование.
  • Lumix - наиболее известный бренд цифровых фотоаппаратов.

Некоторые предприятия работают в отдельных регионах. Так, National остался популярным у себя на родине, но со своей бытовой техникой так и не вышел за пределы Японии. А вот Quasar - подразделение, выпускающее бытовую технику в Северной Америке.

Производство компании

В странах СНГ не вся продукция Panasonic стала популярной. Но наиболее распространенные варианты все же оказались именитыми и используются нашими соотечественниками.

К примеру, для дома можно приобрести домашнюю аудио- и видеотехнику, фото и видеокамеры, телефоны и МФУ. Часто можно встретить технику для кухни: хлебопечи, мультиварки, микроволновки и пр. Производитель предлагает также продукцию для красоты и здоровья: электробритвы, фены, зубные щетки и пр.

К бытовой технике относятся утюги и очистители воздуха, популярными являются кондиционеры и элементы питания.

Не менее востребованной оказалась продукция Panasonic (Япония) для бизнеса. Производитель предлагает системы хранения данных, телекоммуникационные продукты и компьютерные решения. Также существует целый спектр профессионального оборудования: видеокамеры, аудиосистемы и пр. Но подобная продукция не так популярна, поскольку рассчитана на узких специалистов.

Аудио- и видеотехника

В этом сегменте самыми популярными стали телевизоры. Конечно, до Samsung компании далеко, но она, очевидно, и не старается одолеть корейского производителя. Тем не менее среди продукции Panasonic есть большое количество устройств, которые подойдут для любого покупателя.

Стоимость телевизоров тоже может быть разной. К примеру, можно приобрести TX-77EZR1000 - модель от Panasonic за 999 990 рублей. Она имеет 4К разрешение, диагональ 77 дюймов и огромное количество новомодных «фишек»: формирование изображения, режимы воспроизведения, технология локального затемнения и пр.

Но это совсем не значит, что страна-производитель Panasonic ориентируется только на покупателей с высоким достатком. Есть и бюджетные варианты телевизоров - TX-32ER250ZZ за 15 тысяч рублей. Это простая модель, с диагональю 32 дюйма и разрешением 1366 × 768.

Но к аудио- и видеотехнике относят не только телевизоры. Неплохим качеством отличаются аудиосистемы. Неплохим вариантом станет SC-UX100EE за 10 тысяч рублей. Это бюджетный вариант мини-проигрывателя, который работает на мощности 300 Вт и воспроизводит множество популярных форматов.

Наушники от Panasonic

Наушники также оказались удачным и популярным продуктом компании. Устройства бывают разных моделей: «капельки», беспроводные, геймерские, для спорта и т. д.

Вакуумные наушники оказались самыми популярными, поскольку именно на них и сделал акцент производитель. Они бывают разной формы и цвета, а стоимость их колеблется от 300 рублей до 3-4 тысяч. Покупатели отмечают хороший звук и долговечность.

Также поставляются с микрофоном. Среди них есть и вакуумные, и полноразмерные модели. И несмотря на отличный звук динамиков, с микрофоном случаются проблемы. Некоторые пользователи жаловались на то, что эта деталь гарнитуры часто ломается.

Фото- и видеокамеры

Еще один популярный товар компании Panasonic. Страна-изготовитель ориентируется на специалистов фотодела, а также обычных пользователей. Поэтому в каталоге продукции можно найти обычные «мыльницы» и профессиональные видеокамеры.

За 15 тысяч рублей можно обзавестись HC-V260EE. Это модель видеокамеры, которая снимает в разрешении HD. Это одна из самых простых камер, которая подойдет для семейной съемки. Здесь есть все, что необходимо для аматора: простая настройка, неплохое качество роликов и легкое управление.

А вот для профессионалов компания подготовила HC-X1 за 210 тысяч рублей. Это камера, которая снимает ролики в разрешении 4К. Она имеет отличный зум, тонкую настройку, стандартные режимы и отличный звук. Устройство может записывать видео и делать фотографии.

Смартфоны от Panasonic

В этом сегменте компании пока что не удалось добиться успеха. Но ежегодно она старается выпускать разнообразные модели телефонов, которые могли бы заинтересовать аудиторию.

Популярной стала линейка Eluga. В 2018 году вышла модель Eluga I7. Это привычный для всех смартфон, без выдающегося дизайна. Внутри довольно стандартная «начинка» для повседневных задач. Модель работает с аккумулятором на 4000 мАч. Камера здесь также самая простая, что может огорчить некоторых покупателей, которые надеялись на наличие именитого объектива.

Но самым после которого все узнали, что Panasonic в принципе занимается производством продукции в этом сегменте, стал камерофон Lumix CM1. Он обойдется покупателю в 1000 долларов. Нетрудно догадаться, что главной «фишкой» устройства стала его камера Leica DC Elmarit.

Производитель также не забыл установить внутрь мощный процессор, поскольку необходима мощная система, которая справлялась бы с качественными снимками. Работает это все с 2 Гб оперативной памяти, что сейчас является слишком малым объемом, а также с 16 Гб внутренней памяти, которых также может не хватить для хранения снимков.

Коносуке Мацусита (27 ноября 1894 – 27 апреля 1989) – гуру бизнеса XX века, основатель Matsushita Electric, создатель и вдохновитель брендов Panasonic, Technics и National.

Он жил в сложное время и прожил сложную жизнь, стойко снося удары судьбы. Стиль руководства Коносуке Мацуситы – тонкая философия созидания и служения людям: простая и очень мудрая.

Уверенно идя к своей цели, он построил бизнес, превзошедший по прибыльности компании таких лидеров, как Соичиро Хонда, Сэм Уолтон, Акио Морита и Генри Форд.

Как все начиналось?

Мацусита родился в семье торговца рисом. После того, как отец лишился дома и земли из-за неудачной торговли на бирже, семья столкнулась с нуждой и тяготами городской жизни.

Смерть двух братьев и сестры сильно подорвала здоровье Коносуке. Ему было 9 лет, когда он начал работать, а его школой и университетом стала жизнь.

Движимый интересом к электрическому освещению, он в 15 лет поступил на службу в Osaka Electic Light Company. А в 23 года уже открыл свою маленькую фирму “Мацусита Дэнки” по производству электрических розеток и патронов.

У компании был капитал всего в сотню иен (около $48), Мацусита не имел предпринимательского опыта, а его сотрудники – квалификации. От разорения фирму спас заказ Kawakita Electric Company, у которой возникли проблемы с поставкой изоляционных плат.

Не имея своего отдела разработок, Мацусита шел по пути улучшения и удешевления имеющихся на рынке товаров. Он досконально изучал потребности покупателей, делая ставку на гибкость, снижение затрат и расширение ассортимента.

Мацусита вывел свою формулу успеха: товар должен быть на 30% лучше и на 30% дешевле, чем у конкурентов.

Это правило действует в компании и сейчас, вызывая недовольство конкурентов. Так, в Sony компанию Мацуситы называют Manishita, что значит “имитаторы”.

От маленького фонарика к большому успеху

Из опыта Генри Форда Мацусита усвоил необходимость расширения спроса за счет массового производства и снижения цен. Компания “Мацусита Дэнки” каждый месяц выпускала новый продукт, но ни один из них не получал массового распространения.

Вскоре такой продукт был найден, его появлению способствовала любовь Мацуситы к велосипедным прогулкам. Самой неудобной деталью велосипеда был осветительный прибор. Чаще всего это была свеча или ацетиленовая лампа – электрические батареи были дороги и недолговечны.

Полгода работы над элементом питания позволили Мацусите создать фонарь, работающий до 50 часов. Этот дешевый и надежный товар должен был стать лидером продаж, но торговцы, не желая рисковать, отказывались его покупать.

Тогда Мацусита придумал хитрый маркетинговый ход: он оставлял фонари в магазинах для ознакомления с условием оплаты по факту реализации. Вскоре продажи составили 2 000 фонарей в месяц.

В 1927 году новая модель велосипедных фонарей вышла под торговой маркой National, а Мацусита стал первым в Японии, кто сделал ставку не на собственное имя, а на бренд.

К этому времени Коносуке Мацусита уже владел 8 заводами, а компания выпускала 20 наименований товаров.

Великая депрессия и рождение Matsushita Electric

В 1929 году в Нью-Йорке рухнула биржа и начался период Великой депрессии. Бизнес Мацуситы переживал тяжелые времена: объем продаж снизился наполовину, а склады были забиты готовой продукцией.

Мацусита сократил производство вдвое, но решил не увольнять сотрудников при условии, что они будут работать полдня, а в оставшееся время распространять товар. Складские излишки были распроданы, и вскоре компания вышла на нормальный уровень производства.

Мацусита считал, что без помощи других людей не сможет добиться собственных целей. И всегда давал это понять каждому, с кем встречался: “Без Вас мы не добьемся успеха”.

В связи с успешным преодолением трудного этапа и открывшимися перед компанией новыми горизонтами, Мацусита провозгласил 5 мая 1932 года днем основания Matsushita Electric.

Миссией новой компании стало преодоление бедности и достижение благосостояния. Чуть позже были сформулированы 7 руководящих принципов компании:

  1. Служение обществу.
  2. Добросовестность и честность.
  3. Совместные усилия для достижения общей цели.
  4. Неустанное стремление к совершенству.
  5. Вежливость и скромность.
  6. Согласие с законами природы.
  7. Благодарность за благодеяния.

В компании были введены пятилетние бизнес-планы и созданы подразделения, эффективность которых оценивалась размерами полученной прибыли. А в 1933 году Matsushita Electric одна из первых применила раздельную структуру управления, давшую наглядность результатов и четкое распределение ответственности каждого подразделения.

Послевоенный расцвет

Следующим испытанием для компании стали военные годы, когда она выживала только благодаря военным заказам. После войны дела пошли еще хуже. Американские оккупационные власти хотели разделить концерн на 32 самостоятельные компании.

Matsushita Electric занесли в “черный список”, а Коносуке запретили руководить промышленными компаниями. Петиция, которую подписали 15 000 сотрудников его компании, в итоге заставила отменить жесткие санкции.

Стремясь как можно быстрее восстановить позиции компании на рынке, Мацусита начал применять сборочные конвейерные линии, работу которых он наблюдал в компании Toyota.

На рубеже 1950-х годов в компании была создана собственная система разработки новой продукции, и Мацусита организовал совместное предприятие с концерном Philips. Так, В 1952 году появилась Matsushita Electric Industrial.

В 1961 году Коносуке Мацусита решил покинуть пост президента, но экономический кризис середины 60-х годов вернул его к оперативному руководству компанией.

Разрушительное землетрясение в 1964 году принесло компании серьезные потери из-за большого числа запасов на складах. После этого в Matsushita Electric был внедрен принцип производства “точно в срок”, обеспечивший эффективное управление запасами.

Мацусита оставался главой компании еще в течение многих лет и вышел в отставку в 1973 году. Но, отказавшись от руководства компанией, он продолжал участвовать в ее развитии, заняв пост консультанта.

Мацусита скончался в 1989 году в возрасте 94 лет. Его состояние оценивалось в 244,9 млрд иен, что было самым высоким показателем за всю историю современной Японии.

Сегодня под брендом Panasonic выпускаются самые разные товары электроники и бытовой техники – от тостеров до фотоаппаратов (под брендом Lumix). Компания уже давно вошла в десятку лидеров мирового производства электротехники и сдавать свои позиции ни в коем случае не намерена. Однако такой успех был далеко не всегда.

Если спустимся к истокам, то обнаружим, что основателем и идейным вдохновителем компании стал японский бизнесмен Коносукэ Мацущита, В 1917 году 24-летний Коносукэ, проработав более 7 лет на компанию Osaka Light, принимает решение начать свое собственное предпринимательство. Для него, выходца из разорившейся семьи, это был единственный выход покончить, в конце концов, с бедностью.

В небольшой арендуемой квартире Коносукэ вместе с женой и шурином начинают производство штепсельных вилок. Они трудятся по 18 часов в день, самостоятельно реализуя создаваемый ими товар – Коносукэ лично ходил от двери к двери, предлагая свою продукцию. А потому не удивительно, что молодые люди с готовностью берутся за совершенно любые заказы. Один из таких заказов и спас однажды их положение – перед Коносукэ была поставлена задача изготовить 1000 деталей для электровентиляторов. Качественная и своевременно выполненная работа принесла предпринимателю первую серьезную прибыль, которую он тут же направил на нужное дело. Так и была основана компания Matsushita Electric, которая впоследствии и превратится в хорошо известный нам Panasonic. 1 октября 2008 года компания была официально переименована в Ltd. Panasonic, взяв название одной из своих самых известных торговых марок.

Особенностью Коносукэ Мацущиты являлось то, что трудолюбивый японец никогда не останавливался на достигнутом, всегда продолжая искать дополнительные возможности и инновационные пути решения тех или других проблем. Так, прочитав однажды в популярном журнале про электрические фары для велосипедов, предприниматель загорелся идеей их выпускать. И хоть рынок поначалу и отнесся скептически к этой идее, Коносукэ все-равно запустил в продажу первую партию товара. Реакция не заставила себя долго ждать – велосипедный фонарь приобрел настолько большую популярность, что люди приобретали его даже для освещения помещений. Коносукэ Мацущита тут же среагировал на это — и вскоре была выпущена первая в Японии домашняя электрическая настольная лампа, которая мгновенно вытеснила лампы керосиновые, которые использовались до этого. Вместе с электрической лампой в мир пришел и новый бренд – National.

Популярность продукции Matsushita Electric была настолько велика, что уже к концу 20-х годов в распоряжении Коносукэ находилось восемь заводов, на которых тысячи рабочих трудились над производством самой разной продукции – электролампочек, фонарей, велосипедных фар, электронагревателей, утюгов и не только.

В 1932 году Коносукэ Мацущита официально сформулировал цель компании — «Наше дело было поручено нам обществом. Вот почему мы должны направлять и развивать нашу компанию так, чтобы помогать тем самым развиваться и обществу, способствуя улучшению жизни людей». Видимо, именно этот подход и позволили фабрикам Мацущиты столь удачно пережить и Великую Депрессию, и годы Второй Мировой Войны. Одной их причин, почему компания выжила там, где другие корпорации прекращали свое существование, стала забота Коносукэ о работниках. «Бизнес – это люди», говорил он. И именно этот слоган не раз помогал ему оставаться на плаву даже в самые нелегкие времена.

Так, когда в 30-х годах Японию захлестнул экономический кризис, и другие компании были вынуждены сокращать количество своих сотрудников, Коносукэ Мацущита не уволил ни одного из рабочих. Он нашел совершенно другой выход из ситуации. Сократив вдвое рабочий день каждого из них, он предложил работникам самостоятельно заняться реализацией накопившейся на складах компании продукции. За восемь месяцев благодарные работяги распродали все залежи товара, и компания только выиграла.

Востребованность Matsushita Electric росла с каждым днем. Более того – в начале 50-х годов ее основатель, наконец, принял решение о выводе компании на мировую арену. Первоначально предполагалось и за пределами Японских островов продавать ее продукцию все под той же маркой – National. Но, как оказалось, такой бренд в США уже был зарегистрирован ранее. Необходимо было придумать нечто совершенно новое. А поскольку компания на тот момент предполагала делать ставку на аудиопродукцию, то и название родилось само по себе – Panasonic (это слово с древнегреческого переводится как «весь звук»). Позднее под этой маркой стала выпускаться практически вся продукция компании – от велосипедов до микроволновок. В 50-х годах Matsushita Electric завоевала США, Мексику и Канаду, а в 1962 году дошла и до Европы. Бренд Panasonic стал настолько узнаваем, что даже электроника National, предназначенная для внутреннего японского рынка, также была переименована.

Что касается логотипа Panasonic, то он появился в 1955 году и за все время своего существования менялся три раза. Поначалу слова “Pana” и “Sonic” писались с заглавных букв – PanaSonic. В 1966-м они были вписаны в круг, который, в свою очередь, находился внутри большой буквы “N”. И только в 1971-м была создана уже знакомая нам эмблема – простая надпись “Panasonic” без дополнительных элементов.

В 1959 году Коносукэ Мацусита принял решение покинуть пост главы корпорации и отправиться на покой. В результате его отставки влияние Panasonic на рынке электротоваров заметно ослабло. Спрос на теле- и аудиоаппаратуру в 60-х годах заметно вырос, и конкуренцию японской марке составили также американские и европейские производители. Panasonic проигрывал по сравнению с ними — несмотря на высокое качественно техники, компания все еще пользовалась застаревшей системой сбыта продукции. После долгих уговоров Коносукэ Мацусита вновь возглавляет корпорацию. Его новаторский подход и талант управленца быстро вывели Panasonic из кризиса и вновь превратили в лидера по продажам электроники.

Активное развитие Panasonic продлилось до середины 70-х годов, пока 80-летний Коносукэ не оставил своё детище уже окончательно. Сегодня компания все еще занимает уверенные позиции на рынке электротоваров, продолжая двигаться в направлении, заложенном еще ее создателем. В последние годы благодаря Panasonic мир увидели первые пишущие DVD-плееры, SD-карты флэш-памяти и не только. Активной является работа компания в сфере создания новых технологий. И хоть Коносукэ Мацусита уже давно не имеет возможности поучаствовать в деятельности Matsushita Electric лично, но заложенные им принципы и идеи и дальше определяют вектор развития компании.



Поделиться