Конкурс чтецов на тему осень. «Осеняя пора, очей очарование»

Конкурс стихов в детском саду

«Приходи к нам осень в гости»

Цели:

привлечь внимание родителей к проблеме декламирования стихов, как

к одному из условий совершенствования речевой деятельности;

формировать способности детей к выразительному чтению наизусть,

развитию поэтического слуха, умение понимать музыкальность

поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы;

воспитывать эстетический вкус; к поэтическому жанру

художественной литературы.

Материалы: картинки: рябина – корзина, грибок – кузовок, опята – ребята,

урожай – каравай, плоды – сады, дворник – садовник, дождинка – снежинка,

дорожки – ножки, ладошки – сапожки, картина – осина, берёзы – слёзы,

паучок – старичок. Три корзины, дары осени (садов, огородов, леса).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости. Добрый вечер, ребята. Мы сегодня в

этом зале собрались, чтобы порадовать друг друга умением рассказывать

стихотворения и возможно среди вас найдутся те кто делает это особенно

хорошо. Стихи сегодня прозвучат очень разные, но все посвящены одному

времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Ведущий. Правильно, это – осень. Она дарит нам необыкновенную красоту.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Ведущий. Вот как красиво и проникновенно об этом времени года говорит

поэт А.С. Пушкин. Я думаю, вы тоже сможете заворожить всех чтением

стихов об осени. А мы будем слушать тихо и внимательно. Ну, а вы будете

Сысоева Соня из группы №4

Капустина. Осень

В золотой карете,

Что с конём игривым

Проскакала осень

По полям и нивам.

Добрая волшебницаВсё переиначила

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется –

Всё кругом искрится

Всё переливается.

Ведущий. Как называется следующее стихотворение вы узнаете,если

закончите строчку:

Зелены лишь иглы сосен

Красить их боится… (осень)

Ведущий. Правильно, ребята, это осень. Прочитает стихотворение об осени

______________________________________________________

Дарит осень чудеса

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята.

И паук – ловкач, какой!

Тянет сеть куда-то.

Дождь и сонная трава

В сонной чаще ночью

Непонятные слова

До утра бормочут.

Ведущий.________________________________ тоже прочитает

стихотворение об осени

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул.

Красный, жёлтый, золотой,

Облетел весь лист цветной!

Как обидно,как обидно

Листьев нет лишь ветки видно.

Ведущий. _____________________________ расскажет, что происходит

осенью в природе.

Алексей ПлещеевОСЕНЬ

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Ведущий. О том, как красиво осенью прочитают стихотворения

________________________________________________________

Осень

И. Винокуров

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Рябине,

Фартук розовый –

Осине,

Зонтик желтый –

Тополям,

Фрукты осень

Дарит нам.

Осень

Иван Демьянов

На кусте-кусточке -

Жёлтые листочки,

Виснет тучка в просини, -

Значит, дело к осени!В красных листьях бережок.

Каждый листик - как флажок.

Стал наш парк осенний строже.

Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже

К октябрю готовится...

В красных листьях бережок.

Каждый листик - как флажок!

Ведущий. Отгадайте-ка, ребятки вот такую вот загадку:

Его весной и летом

Все видели одетым,

А осенью с бедняжки

Содрали все рубашки.

Догадались? Правильно, это – дерево. Как раз о деревьях пойдёт речь в

следующем стихотворении. Его прочитает

_____________________________________________

Осень

Берёзы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело, съёжилось

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела.

Ведущий. О том, что означает слово «осень» прочитает ________________

М.Садовский

Осень

Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,

Потому что пожелтели листья на осинке.

Осень ласковое слово – тёплые денёчки

Потому что солнце дружит с лёгким ветерочком.

Осень вкусненькое слово, варятся варенья

Потому что фруктов много, много угощенья.

Осень –радостное слово, вновь друзья встречаются

Потому что снова в школу – вот как получается.Ведущий. Следующее стихотворение про осень прочитает

_______________________________________

Осенью

А. Ефимцев

В журавлином небе

Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

"Осень. Снова осень!"

Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

"Осень. Скоро осень!"

На кустарник иней

Белый плач набросил.

Шепчет дуб рябине:

"Осень. Скоро осень!"

Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

"Скоро заметелит

И завьюжит скоро!"

Ведущий. Правда, замечательные стихотворения поэты для нас придумали.

Такими красивыми стихотворения делают рифмы. А вы умеете подбирать

рифмы? Сейчас мы это проверим.

Рябина – корзина; грибок – кузовок; опята – ребята; урожай – каравай; плоды

сады; дворник – садовник; дождинка – снежинка; дорожки – ножки;

ладошки – сапожки; картина – осина; берёзы – слёзы; паучок – старичок.

Ведущий. Молодцы, ребята, умеете сочинять стихотворения. А сейчас

послушайте загадку:

Листьев летящих парад

Словом осенним зовем… (листопад)

Ведущий. Снова верно рифму нашли. Между прочим, следующее

стихотворение тоже называется «Листопад». А прочитает его

_____________________________________

Листопад

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят,

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом.Вся земля желта кругом

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Ведущий. _________________________ называет в своем стихотворении

листья озорниками. Давайте послушаем его.

Озорники

Закружился надомной

Дождь из листьев озорной

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья –

Дождь из листиков и я!

Ведущий. О листопаде прочитает стихотворение _______________________ ,

но оно называется немного по-другому «Листоход»

Листоход

В. Шульжик

Рыжий дождик валит с небосвода,

Ветер рыжие листья несёт...

Листопад,

Смена времени года,

Листоход на реке, листоход.

У реки подмерзают бока,

И от инея некуда деться.

Лисьей шубой накрылась река,

Но дрожит

И не может согреться.

Ведущий. Падают, падают листья

В нашем саду листопад….

Так начинается стихотворение, которое прочитает

______________________________

Ведущий.Ребята, а вы знаете, что может быть осенним? Давайте поиграем в

такую игру. (Игра с мячом). Я буду вам бросать мячик и говорить слово

«осенний», а вы поймав мяч двумя руками должны быстро сказать, что

может быть осенним (листок, ветерок, дождик, день, месяц)

Ведущий.Немного поиграли и вновь к стихам. Закончите строчку:Не пробьётся солнца луч

Из-за толстых серых…

Тучи хоть и серые и мрачные, но и они развлечь могут. Об этом

прочитает______________________________

Д.Лунин Тучи

Туча – кошка,хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча – лошадь, туча – жук

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места,

Перессорятся все вместе

А потом заплачут вместе

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идёт!»

Ведущий. Ребята, отгадайте загадку:

Он всюду: в поле и саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт.

Ведущий.Правильно. Это дождь. Послушайте стихотворение и об этом

явлении природы.

Его прочитает

_________________________________________________________________

Дождик

Р. Сеф Дождик,

Дождик моросит

Осенний.

Сеет дождик через сито

Дым серый.

Дождь - художник:

Он рисует

Лужи,

И на трубах он играет

Не хуже.

Вот и серый снег пошел,

Лег густо.

До чего же хорошо

И грустно.Ведущий. Стихотворение про дождик читает

__________________________________

Летят дождинки

Иван Демьянов

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Стихотворение «Дождь по улице идет» -

прочитает_____________________________________

Ведущий. Расставляет три корзины на которых картинки сада, огорода и

леса, и рассыпает картинки или муляжи «даров природы»: фрукты, овощи,

грибы. Детей делят на три команды.

Ребята, задача каждой команды собрать «дары природы» в те корзины с

изображением места где они выросли. Выигрывает та команда, которая

справится быстрее.

Ведущий. Ну вот и закончился конкурс чтецов. Много стихотворений было

прочитано сегодня. (Обращается к зрителям) Ребята, какое стихотворение

вам понравилось больше всех? Кто читал лучше всех? (Ответы детей).

Ведущий. А сейчас мы всех участников конкурса наградим грамотами и

сладкими призами

Награждение победителей и участников

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас, в нашем детском саду. У нас с вами необычная встреча, сегодня состоится конкурс чтецов, который посвящен прекрасному времени года - осени. Ее красоту музыканты воспевают в музыке, художники пишут картины, а поэты - стихи.

В городе осень командует бал.

Лист пожелтевший на землю упал,

Шалью пуховой плывут облака,

Рябью седою играет река.

Ветер по улицам бегает кросс.

Ласково шутит под утро мороз.

Ведущая: Ребята,а вы знаете о каком городе идет речь?

(о Волоколамске)

Вот и в наш город осень пришла незаметно. Разная она бывает-веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, холодными ветрами и заморозками.

А давайте вспомним ее месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

А вот у многих поэтов осень вызывала вдохновение.

Ребята, вы никогда не задумывались, почему серьёзные, взрослые люди сочиняют книги для детей: стихи, сказки, рассказы?__________ (ответы детей)

Правильно, ведь все взрослые были когда-то детьми, любили истории о сказочных превращениях и чудесах.

Звучит музыка. Входит фея Поэзия.

Фея: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Вы догадались, Кто я? Зовут меня Фея «Поэзия», услышала я, что дети собрались участвовать в конкурсе чтецов,посвященному замечательному времени года-Осени. Мне так захотелось посмотреть и послушать стихи, которые они будут читать.
Ведущая: Ну что, ребята вы готовы?

Дети: Да!
Ведущая: Начинаем конкурс на лучшего чтеца и посмотрим, как вы умеете выразительно читать стихи. А наши гости будут членами жюри. Именно они решат, кто же из вас будет лучшим чтецом. Называю членов жюри:
Председатель жюри: ______________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Ведущая: И, конечно же, наша дорогая Фея «Поэзия» скажет напутствующее слово конкурсантам.

Фея: Любите поэзию, милые дети,
Пусть будет красивою речь.
Стихов приоткроем сегодня секреты,
Мы в сердце поэтов будем беречь!

Всех вниманье обращаю:
На сцене не дрожать!
Стих выразительно читать,
Про красоту стиха не забывать!

Фея: В конкурсной программе нам никак нельзя без помощника. И сегодня им стал: «Поэтический альбом», в котором живут разные герои стихотворений. Давайте заглянем на первую страницу «Поэтического альбома».(Фея читает)

Помедли, осень, на опушке года-

С походкой мягкой рыжая лиса.

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса.

И вот сегодня нашу конкурсную программу открывает БОЛЬШАКОВА АРИНА(Евгения Трутнева « Сентябрь »)

ЖЕЛАНОВА ЯНА(Николай Светлячок «Наступает сентябрь»)

А теперь приглашается КРОНВАЛЬД СОФИЯ(Елена Гольцова

« Октябрь »)

Но иногда осень-время увядания природы-вызывает чувство печали и тоски.

Давайте откроем следующую страничку поэтического альбома.

И правда, у Осени бывает разное настроение и на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Продолжает наш конкурс ВОЛКОВА ПОЛИНА (Константин Бальмонт « Осень »)

ФЕДУЛОВА ДАША (Маргарита Ивенсен «Осень »)

ЕГОРОВА АНГЕЛИНА (Алексей Плещеев « Осень »)

Фея: Следующая страничка поэтического альбома открывается.

Под ногами шелестят желтые листочки,

Отцвели и засыхают поздние цветочки.

Улетают птичьи стаи,

Дальняя дорога.

В разноцветном сарафане осень у порога.

А нашу конкурсную программу продолжает ПРОХОРОВА АНЯ

(Евгения Трутнева « Листопад »)

….. такие замечательные строки посвятила Мария Сидорова этому времени года, и об этом нам прочитает ГУСЕВА КСЕНИЯ (Мария Сидорова «Нельзя нам на свете прожить без чудес…»)

Да, поздней осенью грустно видеть деревья без листвы, тучи, закрывающие солнце, сказочная природа увядает, красота осени уходит.

Давай те послушаем стихотворение, которое прочитает КУЦАЙ НЕЛЛИ (В.Авдиенко «Ходит Осень…»)

Фея: Замечательные стихотворения прочитали вы ребята. Ну, что - же перелистнем последний лист нашего поэтического альбома. Что мы видим?

(музыкальная пауза)

Ведущий: Вот именно сейчас наша конкурсная программа подошла к концу. Спасибо вам,ребята, за чтение красивых стихотворений. Ну а пока наше жюри подводит итоги, совещается,

Давайте мы с вами послушаем песню «Ах, какая Осень…» в исполнении подготовительных групп.

У меня для вас есть сюрприз, осенние загадки :

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью )

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (листопад )

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(осенний лист )

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь )

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(ветер)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

(иней )

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(Листопад )

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

(птицы )

Ведущий: Добрая фея «Поэзия» ,а у нас для тебя тоже есть подарок, дети старшей группы исполнят танец с листочками «Осенний листопад»

Спасибо вам ребята, мне очень понравились ваша песня и танец.

Давайте поиграем в игру «Собери грибы»

Какие же вы молодцы. Не только знаете стихотворения, но еще любите и поиграть, песни спеть и станцевать.

Ну вот,ребята, пришло время закрыть мой «Поэтический альбом »

Фея: Спасибо вам ребята за то, что вы дружите с поэзией, а она с вами.

Ведущая: Настало время подводить итоги нашего конкурса. Слово жюри!

Участники и победители конкурса награждаются дипломами……., подарками.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению на тему «Золотая осень» (Конкурс чтецов)

Цель: совершенствование навыка выразительного чтения; пропаганда чтения среди детей; расширение читательского кругозора детей; развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации; повышение общественного интереса к библиотекам.

Задачи:

    Прививать интерес к творчеству писателей; приобщать детей младшего школьного возраста к художественному слову;

    Способствовать развитию выразительных навыков, автоматизации

поставленных звуков; совершенствовать выразительность речи детей;

развивать артистические способности;

    Организовать досуг детей, доставить детям радость от собственных успехов. воспитывать нравственно – патриотические чувства и любовь к родной природе.

Материалы к мероприятию: презентация, компьютер, мельтимедийный проектор, экран, грамоты, призы, записи песен, мультфильм, воздушные шары.

Ход мероприятия.

Ведущий.

Здравствуйте ребята!

«Вот и осень пришла,

Как бы мы не хотели

Это лето продлить,

Отодвинув метели.

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!»

Ведущий.

Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено замечательной теме «Золотая осень». Как вы думаете, почему мы дали такую тему? (Ответы детей)

Осень - это время года, когда происходят удивительные чудеса – модница Осень рассыпается самыми необыкновенными цветами. И сегодня, ребята, у вас есть прекрасная возможность полюбоваться на это чудо и насладиться яркими осенними красками.

(Просмотр слайд фильма: осенние пейзажи + инструментальная музыка).

Девиз: «Осень чудесной рукой книги рисует обложку. Радость, блаженство, покой на золотистой дорожке».

Ведущий:

Волшебница Осень

К нам в гости пришла,

Чудесные краски она принесла.

Раскрасила листья,

Цветы и траву,

Как будто к нам сказка пришла наяву!

Березка в листву

Золотую одета,

Стоит одиноко на краешке лета,

Не шепчется больше

С рябинкой – соседкой,

Боится вздохнуть,

Чтоб не дрогнули ветки.

Ведущий:

Ребята, а сейчас мы начинаем наш конкурс чтецов. Все вы приготовили стихи про осень. И нам просто не терпится их послушать. Я хочу представить вам наше жюри: Стерликова Татьяна Станиславовна, Ширина Александра Владимировна и Толмачева Светлана Юрьевна. Эти люди будут оценивать ваше умение читать выразительно и красиво стихи и в завершении мероприятия определят лучших. Ребята, мы от всей души вам желаем хорошего настроения и удачи. Начинаем наш конкурс чтецов «Золотая осень» !

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

Ведущий:

Осень – славная пора!

Очень любит детвора

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый:

«Здравствуй, осени пора!»

А мы продолжаем.

Ученик 6

Ученик 7

Ученик 8

Ученик 9

Ученик 10

Ведущий:

Осень, красавица ласково-рыжая,

Пёстрым огнем полыхает и пляшет,

В этой красе непременно услышу я

Музыку листьев в полете звенящих.

Музыка робко с душой повстречается,

Светом нахлынет и крылья подарит.

Ветер прозрачный с душой обвенчается,

Лёгким дыханием в небо отправит.

В танце оранжевом, медленно-плавном

Лист закружится, огнем раскаленный.

Осень и Музыка – самое главное:

Красно-желтый полет над землею…

Ведущий:

Ученик 11

Ученик 12

Ученик 13

Ученик 14

Ученик 15

Ведущий:

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем и по разгадываем загадки.

Загадки

    Осень в гости к вам пришла и с собою принесла… Что?

Скажите наугад? Ну конечно…(листопад).

    Мочит поле, лес и луг, город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь, ты же знаешь, это … (дождь).

3. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб)

4. Круглое, румяное красуется на ветке, любят его взрослые и маленькие детки. (яблоко)

5. Холода их так пугают – к теплым странам улетают, петь не могут, веселиться, собрались все в стайки… (птицы)

6. Солнца нет, на небе тучи, ветер сильный и колючий, дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (осень).

Ведущий:

А теперь продолжим наш конкурс

Ученик 16

Ученик 17

Ученик 18

Ученик 19

Ученик 20

Ведущий:

Вот и закончился наш конкурс, а пока жюри подводит итоги, мы с вами посмотрим интересный мультфильм про осенние краски.

Викторина

Давайте, ребята, проведем с вами осеннюю викторину:

1. Какой зверь сушит себе на деревьях грибы? (белка делает запасы на зиму).

2. Листья, каких деревьев осенью делаются красными? (осина, клен, рябина).

3. У какого животного осенью в листопад появляются детёныши, и как их называют? (у зайца, зайчат называют «листопадничками»).

4. Какая кошка живет в лесу? (рысь).

5. Куда осенью исчезают лягушки? (они зарываются в тину, в ил, мох и так зимуют).

Ведущий:

Итак, ребята итоги подведены, я приглашаю для награждения наше жюри.

Награждение

Ведущий:

Будьте здоровы,

Живите богато,

И яблоки ешьте

И в доме и в хате.

Пусть будут в садочках

Да яблоки сладки,

И в жизни пусть будет

Всегда да все гладко.

Еще пожелать вам

Немного осталось:

Чтоб в день хоть по яблоку

Вам доставалось.

А если, на счастье,

И два вам прибудет,

То знайте, что доктор

Про вас позабудет!

До свидания!

Спасибо за внимание!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ишимбайская коррекционная школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

конкурса чтецов

«Золотая осень»

Подготовили провели:

Калимуллина Д.Ф,Булатова Л. А

Дата проведения:

Ишимбай- 2016г

Сценарий конкурса чтецов «Золотая осень»

Цель: воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; формирование выразительной речи у детей школьного возраста посредством художественно-поэтического слова.

Задачи: а)коррекционно-образовательные: Создание условий для расширения знаний учащихся об осени. б)коррекционно-развивающие: развитие способности детей к выразительному чтению наизусть, развитию поэтического слуха, умение понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы; в )коррекционно-воспитывающие: Воспитывать эстетический вкус; к поэтическому жанру художественной литературы, чувство ритма и рифмы. Оформление : мультимедиа; зал оформлен в осеннем стиле, на стендах рисунки учащихся на осеннюю тему. У участников конкурса на груди приколот листок клена с номером выступления.

Ход мероприятия Сегодня наш конкурс посвящен прекрасному, нежному, немного грустному времени года, а какому вы узнаете, отгадав загадку. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает… Когда это бывает? (осенью) Правильно осени, которое завладело землей, садами и реками, лесами и полями. Все сразу стало осенним . (слайд№1)(Звучит вальс) Осень, самое живописное время года. Она радует нас своими красками. Когда выдаются ясные и тихие дни, в душе каждого, кто встречается с природой, поселяется покой и тихая радость. Сегодня мы будем любоваться чудесными картинами осенней природы, учиться видеть прекрасное во всём, что окружает нас, слушать музыку, и, конечно же, стихи, которые вы приготовили к этому празднику. А оценивать ваши вступления будет наше компетентное жюри, в состав которого входят Абайдуллина С.Н.,Смоленкова А.К.,Янмурзин И.И.

Открывает наш конкурс чтецов: ученик 1 класса Кулясов Роман. Он расскажет нам стихотворение «Осень в гости к нам пришла» (слайд№2)

Тише, тише, тишина
Осень в гости к нам пришла.
Дождик песенку поёт
И на землю слёзки льёт.

Дружно зонтики возьмём,
Под дождём гулять пойдём.
Веселей, веселей
Дождик капай, не жалей.

Ребята, я предлагаю поиграть. Я говорю предложение, а вы отвечаете, так это - да или нет. Игра «Да или нет» *осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии *осенью птицы улетают на юг *осенние месяцы: февраль, март, июнь. *осень погода ясная, солнечная и тёплая

Осень бывает разная. Самая красивая – золотая осень. А почему так говорят-«золотая осень»? Многие поэты восхищались золотой осенью. Следующий чтец ученица 2 класса Калимуллина Диана (слайд№3) Она нам расскажет стихотворение «Осень»

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
утонуло лето.

Я ему бросаю круг
свой венок последний.
Только лето не спасти,
если день - осенний. А какие приметы осени вам известны?Я говорю предложение, а вы подбираете противоположные по смыслу слова: *солнце светит ярко (тускло) *редко идёт дождь (часто) *листья распускаются (опадают) *дни стали длиннее (короче) *дует тёплый ветер (холодный)

Следующий ученик 3 класса Бурмистров Павел (слайд№4) Он нам расскажет о приметах осени

Поздней осени приметы:
Это клён - совсем раздетый,
Тополь с липой все одёжки
Побросали на дорожки.
Дом продрог в дожде-тумане,
И у девочки в кармане
Носовой лежит платок,
Что от насморка промок

Ребята, я прочитаю четверостишье, а последнее слово вы произнесите хором.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен, И зовусь я…….. (осень)

А вот ещё о дивной поре нам расскажет ученица 4б класса Ямасипова Диана (слайд№5)

Осень
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём.
(Е. Трутнева)

Одной из первых примет осени вы назвали явление, когда листочки с деревьев падают и красивым ковром устилают землю. А как называется это явление? (листопад)

Листьев летящих парад Словом осенним зовём…….(листопад) Следующее стихотворение нам расскажет ученица 4 класса Стефаниди Александра (слайд№6)

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.

Следующее стихотворение нам расскажет ученик 5 класса Мухтаров Тимур

(слайд№7)

Алексей Плещеев "Осень" Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

О каких осенних месяцах идёт речь в загадках.

Опустел в деревне сад, Паутинки вдаль летят. И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Всё мрачней лицом природа: Почернели огороды, оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Следующее стихотворение нам расскажет ученик 6 класса Ахияров Дамир

(слайд№8)

Александр Пушкин « Осень» Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы
.

Ребята, а какие овощи и фрукты вы знаете?
Ребята, а вы узнаете на вкус эти плоды с завязанными глазами? Давайте поиграем в игру «Угадай на вкус» (слайд№9)

Ученик 7 класса Шайбаков Вадим расскажет нам следующее стихотворение (слайд№10)

Звенит морозною струной Звенит морозною струной, Дрожащий воздух ноября. Природа предпочла покой, Цвет белый, цвету янтаря. Сметен с земли последний лист,

Песком посыпан тротуар, Наряд седых деревьев чист, Как Снежной Леди будуар. И все ж ноябрь не январь, На небе из тяжелых туч,

Листает солнце календарь,

К земле протягивая луч.

Один из признаков осени - улетают птицы. А какие птицы улетают? Я буду читать вам стихи, а вы внимательно слушаете и, если слышите «лишнее» слово, начинаете хлопать в ладоши.

Улетели птицы:

Голуби,куницы.

Улетели птицы:

Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Улетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки.

Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи Чибисы, ежи.

Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Лебеди и утки И спасибо шутке.

А вот кто улетел в стихотворении, нам расскажет: ученик 8б класса Хасанов Азат (слайд№11)

Е.Благинина «Улетают, улетели»

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

Многие любят гулять по осеннему лесу. Что же происходит в осеннем лесу, нам расскажет ученик 8 класса Третьяков Юра (слайд№12)

В.Берестов «Осень в лесу»

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
"Стыну..." -
И дрожит от холода.
А берёза рада
Жёлтому наряду:
"Ну и платье!
Что за прелесть!"
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И берёзка шепчет:
"Зябну!..."
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
"Мёрзну! Мёрзну!"
Обмануло золото -
Не спасло от холода.

Ребята, назовите лесные ягоды. (черника, земляника, ежевика, клюква). В основном эти ягоды поспевают летом. А какие ягоды мы можем встретить осенью? (рябина, калина, брусника)

Ученик 9 класса Коржуков Павел (слайд№13) К.Бальмонт «Осень».

Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Никак не отделимы Есенин и природа. В его стихах любимо Любое время года.

Ученик 10 класса Ложкин Илья расскажет стихотворение

С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» (слайд№14)

Нивы сжаты , рощи голы , От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани

Много стихотворений посвятили осени поэты. Они восхваляли это время года. Осень такая разная, весёлая и грустная, ранняя, золотая и поздняя.

Следующее стихотворение нам расскажет ученик 11 класса Шайбаков Эдик (слайд№15)

Есть в осени первоначальной...

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

(слайд№16) Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть неведомое.

Пока члены жюри советуются, выбирают победителей, мы с вами поодгадываем загадки.

Это что за невидимка Хлопает в саду калиткой, На столе листает книжку, Шорохом пугает мышку, Сорвал с бабушки косынку, Покачал в коляске Димку, Поиграл листвой, поверьте! Ну, конечно, это… (ветер)

По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. (лужа)

Серебристый занавес с неба вдруг спустился. Серебристый занавес каплями пролился. Уронила занавес тучка, представляешь? Что за чудный занавес? Может, угадаешь? (дождик)

А сейчас поиграем в игру «Белочки» (слайд№17)

Слово Жюри(слайд№18)

Итак, на этом наш конкурс завершён. Давайте поблагодарим всех за прекрасные выступления дружными аплодисментами. Спасибо!!!



Поделиться