Конспект занятия "Перелётные птицы" в младшей группе. Конспект занятия во второй младшей группе «Перелетные птицы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме:

« Весна. Перелётные птицы». (1 младшая группа)

Цели: - развивать способность слушать и понимать рассказ взрослого о весне;

Сосредотачиваться при рассматривании картины;

Отвечать на вопросы по содержанию картины;

Слушать, не отвлекаясь, небольшое стихотворение;

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: скворце, граче, ласточке; о частях тела птиц;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к птицам.

Материал: сюжетные картины о весне, птицах (скворцах, грачах, ласточках), предметные картинки птиц; маска-шапочка «кошка».

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Ребята, скажите мне, какое сейчас время года?

Посмотрите на картинку. Кто мне скажет, что изображено на ней?

(Солнце светит ярче, греет теплее, снег тает, бегут ручьи; появляются первые цветы – подснежники; прилетают птицы).

Весной к нам прилетают птицы из теплых стран. Их называют перелётные, потому, что весной они прилетают к нам, а осенью они опять улетают в тёплые края.

Сегодня мы с вами познакомимся с такими перелётными птицами как – скворец, грач, ласточка.

Скворец.

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Скворцы прилетают весной стаями. У скворца черное оперение с металлическим блеском. Хвост у него короткий. Клюв острый. Ножки у скворца тонкие.

Скворец поменьше, чем ворона,

Зато побольше воробья –

Он из скворечни, как с балкона

Поёт не хуже соловья.

Скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках. А кто же делает скворечники для птиц? Люди заботятся о скворцах и делают для них домики. Давайте, покажем как.

Пальчиковая игра « Скворечник».

Тук – тук, молотком

Мы построим птичкам дом.

(кулачками стучать друг о друга попеременно, изображая молоток)

Тук – тук, молотком

Поселяйтесь, птички, в нем.

(поднять руки над головой, изображая крышу)

Молодцы! Построили домики для птичек.

В скворечниках у скворцов появляются птенцы. Они заботятся о своих птенцах, кормят их.

Посмотрите на эту картинку. Что изображено на ней?

(папа-скворец принес птенцам червяка)

У папы-скворца – четыре птенца,

Два птенчика смирных плюс два сорванца.

Папа-скворец не ест и не пьёт,

Найдет червячка – и деткам несёт.

(Е. Маленкина)

Так скворцы заботятся о птенцах, кормят их. За лето птенцы вырастут, научатся летать и осенью, вместе с папой и мамой, улетят в тёплые края. А весной опять прилетят к нам.

Грач.

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днём ходил,

Клювом червяков ловил.

(Г. Кодиненко)

Грачи прилетают ранней весной стаями. Ростом они с ворону, оперение у них черное. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Грачи устраивают свои гнёзда на деревьях. Они строят их из мелких веточек.

Посмотрите на эту картинку. Кто мне скажет, что изображено на этой картине?

(весна, ручей, птицы на проталине, мальчик и девочка смотрят на птиц…)

Эти птицы – грачи. Послушайте стихотворение.

Грач.

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи.

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы –

Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут.

Завороженно ребята

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы!

(О.Костина)

Физкультминутка « Лебеди».

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

(дети выполняют движения, имитирующие движения птицы)

Ласточка.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, точно вилы.

Если я летаю низко –

Значит дождик где-то близко.

Прилетела ласточка – значит наступила весна. Ласточки прилетают стаями. Оперение её сверху тёмно-синее, снизу белое, грудка – красноватого цвета. Хвост у неё длинный и имеет глубокий вырез. Клюв маленький и острый. Гнездится под крышами деревянных строений в сельских местностях и на каменных постройках.

Посмотрите на эту картинку и послушайте стихотворение.

Ласточка.

Под крышей дома целый день

мелькает быстрой птицы тень.

Веселых ласточек семья

Домишко строит для себя.

С комочком глины, на лету,

Постройку сложную ведут.

За первым рядом – ряд второй,

Дом вырастает, как живой.

Он на корзиночку похож,

И чудо до чего хорош!

(В.Храпцова)

Ласточки, так же, как и скворцы, и грачи высиживают птенчиков и заботятся о них, пока птенцы не подрастут. За лето птенцы научатся летать и самостоятельно питаться. Ребята, все птицы питаются мухами, комарами, майскими жуками, бабочками, стрекозами, червяками. Ласточки так же осенью, вместе с другими птицами, улетят в тёплые края.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

О каких перелетных птицах мы говорили?

Где живет каждая птица?

скворец – в скворечниках;

грач – на деревьях в гнёздах;

ласточка – в гнезде под крышей дома.

Чем питаются?

(мухами, жуками, стрекозами, червяками)

А теперь мы с вами поиграем в игру « Кот и птички».

Вы будете птичками, а я – котом. Кот будет ловить птичек, а птички будут прятаться в своих домиках (стульчики).

«Влево – вправо повернись и в птичек превратись», игра проводится 2-3 раза.

Молодцы, проворные птички, кот никого не поймал.

«Влево – вправо повернись и в ребяток превратись»

Мы играли, наши ножки так устали, мы тихонечко пойдём и немного отдохнём.

Программное содержание:

1.Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа:

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию:

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».

Ход занятия

Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она крикунья местная (ворона).

Поможем расколдовать птиц?

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше? (летом)

Почему? (и зимующие, и перелетные)

Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

В какое время года они возвращаются? (весной)

Пальчиковая гимнастика:

Пришла весна,

Сосульки тают,

Запели первые ручьи,

Медведь берлогу

Покидает,

А на полях кричат грачи.

Поочередное загибание пальцев на каждое слово

Хлопки на каждое слово

Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям

Ритмичные хлопки на каждое слово

Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда. Птиц нет, тишина.

Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Игра с мячом «Поймай и назови».

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Игра «Кто лишний»

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

Пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами

Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:

«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»

«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»

Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)

Чем он питается? (мелкими грызунами)

Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)

Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?

Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

Кто Вы такой?

Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

Птенцами..

Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам.на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.

Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

(Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.)

Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Давайте рассмотрим это дерево. Скажите:

Какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)

Какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)

Какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)

Что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)

Что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)

Что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)

Что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)

Где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)

Где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

Игра «Птицы, гнезда, птенцы».

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.

Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

Клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

Голова. Рисуют в воздухе руками круг

Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

(Во время работы детей повторить гигиенические правила письма).

Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).

Теперь скворечников хватит всем.

Слышится пение птиц.

Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.

Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц».

Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 2 младшей группы (возраст 3-4 года) по теме «Птичьи заботы». Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ. Конспект соответствует Федеральным государственным требованиям, т.к. деятельность воспитателя и детей построена с учётом принципа интеграции.

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по теме «Птичьи заботы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель : сформировать у детей представления о жизни птиц весной.

Задачи:

Образовательные : закрепить знания детей о характерных признаках весны, о птицах; познакомить детей с тем, как птицы вьют свои гнёзда; продолжать учить детей аккуратно намазывать клеем силуэт, составлять композицию.

Развивающие : развивать внимание, память, мелкую моторику детей.

Речевые : обогатить словарь детей по теме «Птицы».

Воспитательные : способствовать воспитанию бережного отношения к птицам.

Материалы и оборудование: картинки с изображением времён года (6 - 8 шт.), картинки с изображением птиц (утка, цапля, скворец, грач, ласточка), аудиозапись «Голоса птиц».

Раздаточный материал : плоскостные фигурки птиц по количеству детей; листы бумаги с силуэтами гнёзд, клей, кисти, нитки, ватные диски.

Ход НОД:

На доске помещены картинки с изображением разных времён года. Воспитатель предлагает детям найти среди них картинки с изображением весны и поместить их отдельно от других картинок (дети выходят по очереди к доске и находят нужные картинки). После того, как ребёнок нашёл картинку, воспитатель задаёт вопрос: «Почему ты решил, что на картинке весна?»

После того, как все картинки выбраны, воспитатель предлагает детям рассказать по картинкам о весне, её признаках.

Воспитатель. Когда наступает весна?

Дети. После зимы.

Воспитатель помещает на доску ещё одну картинку, где изображены летящие птицы.

Воспитатель. Ребята, а что изображено на этой картинке?

Дети. Весной прилетают птицы.

Воспитатель. Давайте назовём птиц, которые возвращаются к нам весной.

Воспитатель по очереди помещает на доску карточки с изображением птиц, дети называют их (утка, цапля, скворец, грач).

Воспитатель. Посмотрите ещё раз внимательно на карточки. А теперь закройте глаза, посчитайте до трёх (воспитатель убирает какую-нибудь карточку с доски) … и откройте глазки. Посмотрите на доску. Какая птица улетела? (игра повторяется 2-3 раза).

В последний раз воспитатель не убирает птицу, а добавляет карточку с изображением ласточки.

Воспитатель. Какая птица улетела?

Дети. Никакая не улетела, прилетела ещё одна птица.

Воспитатель. Как называется эта птица?

Дети. Ласточка.

Воспитатель. Давайте сравним ласточку и цаплю. Чем они отличаются?

Дети. У цапли длинные ноги и клюв, цапля больше ласточки.

Воспитатель. А теперь сравним утку и ласточку. Чем они отличаются?

Дети. Они разного цвета, разные клювы, утка больше ласточки, утки плавают в воде, а ласточки - нет.

Воспитатель. А похожа ли ласточка на скворца?

Дети. Они чёрные, но у ласточки меньше клюв, хвост другой.

Воспитатель. А на грача похожа ласточка?

Дети. Только чёрным цветом.

Воспитатель. Вот видите, ребята, птиц много и все они разные. А что общего у этих птиц? То, что они улетают на зиму в тёплые края. Их называют перелётными.

Физминутка «Птички летают»: воспитатель включает аудиозапись с голосами птиц и предлагает детям изобразить летающих птиц.

Воспитатель. Ребята, а что делают птицы, когда прилетят к нам из дальних стран? Из чего строят птицы гнезда? Давайте поможем птицам свить гнезда.

Выполнение аппликации из ниток - гнездо: обрезки ниток дети приклеивают на силуэты гнёзд.

После того, как аппликация выполнена, воспитатель раздаёт детям фигурки птиц и просит посадить их в гнёзда.

Воспитатель. Как вы думаете, для чего птицам нужны гнёзда?

Дети. Чтобы жить в них.

Воспитатель. А ещё гнёзда нужны птицам, чтобы высиживать яйца, из которых вылупятся птенцы. А теперь птицам нужна тишина, их нужно оставить одних и не пугать. Мы придем к ним еще в гости и посмотрим, что же произойдёт в гнёздах.



Поделиться