Константин Калинов — биография. Тот, кто придумал Aviasales для iOS

Aviasales.ru
URL aviasales.ru
Коммерческий Да
Тип сайта Поиск авиабилетов
Регистрация Не требуется
Владелец Go Travel Un Limited
Начало работы
Текущий статус Действует

История

Особенности сервиса

Aviasales является поисковым сервисом. Найдя нужный билет, пользователь переходит на страницу авиакассы или авиакомпании, чтобы совершить оплату. Кроме поисковых функций, ресурс оставляет за собой право модерировать выдачу - в случае, если поставщик манипулирует стоимостью перевозки, его исключают из выдачи .

В июле 2016 года Aviasales запустил бота для корпоративного мессенджера Slack . Данный бот ищет наиболее выгодные предложения и присылает пользователю, который может настроить его под себя для информирования только об интересующих билетах. Программа позволяет выбирать город отправления и конечный пункт, месяц, на который планируется полёт, длительность поездки и разницу в цене. Также у Aviasales есть боты в Telegram , на Facebook и в Viber .

В ноябре 2016 года сервис запустил функцию поиска билетов на рейсы частной авиации, партнером компании стал проект JetHunter .

В 2017 году Aviasales первым в мире предоставил возможность выбора авиабилета с включенным багажом на странице поиска .

За рубежом Aviasales работает под торговой маркой JetRadar. Сервис локализован для 16 стран. Особое внимание уделяется развитию тайского рынка, где расположен R&D офис компании .

Ключевые показатели

Выручка компании в 2013 году составила 25 миллионов долларов . В 2016 году сервис попал в список самых дорогих компаний рунета по версии Forbes , заняв 16 место. По данным издания, стоимость компании достигала 150 миллионов долларов . В феврале 2017 года журнал опубликовал обновленный рейтинг, в котором Aviasales поднялся на одно место, при этом стоимость компании снизилась до 99 миллионов долларов .

Ежемесячная аудитория сервиса оценивается в около 7 миллионов человек, а приложение Aviasales, по данным компании, есть на каждом третьем российском iPhone .

В 2019 году компания Aviasales заняла одиннадцатую позицию в рейтинге "20 самых дорогих компаний Рунета - 2019", опубликованном журналом Forbes . По оценкам экспертов стоимость компании в 2019 году составила 196 миллионов долларов .

Собственники и руководство

Сервис Aviasales принадлежит компании Go Travel Un Limited, основателем которой является Константин Калинов. 28 августа 2011 года главным исполнительным директором компании стал Макс Крайнов, сменив на этом посту основателя Константина Калинова, который занял место в Совете директоров , оставаясь вице-президентом по продуктам .

В ноябре 2016 года Константин Калинов объявил, что он больше не будет заниматься операционным управлением компании в связи с болезнью, однако в декабре на своей странице в Facebook он также раскритиковал акционеров и руководство компании, подчеркнув, что теперь «у скайсканнера на одного клиента больше». По словам руководителей Aviasales Максима Крайнова и Антона Байцура, никаких конфликтов с Калиновым у них не было .

Инвестиции

В феврале 2014 года сервис закрыл первый раунд инвестиций в размере $10 млн от фонда iTech Capital. Фонд получил миноритарную долю в компании, а управляющий партнер фонда Глеб Давидюк и инвестиционный менеджер Илья Баландин вошли в совет директоров Aviasales. Инвестиции планировалось потратить на развитие сервиса, маркетинг продуктов и расширение штата .

Также Aviasales обсуждала с партнерами возможность привлечения финансирования на развитие бизнеса в Юго-Восточной Азии , однако это ничем не закончилось .

Критика и конкуренты

Конкуренция на рынке метапоисковиков авиабилетов очень высока, так как агрегаторы предлагают одинаковые продукты, то сервисы привлекают пользователей надежностью работы, дополнительными возможностями, удобным интерфейсом. Основным конкурентом Aviasales на территории России является сервис Skyscanner . По данным Data Insight на 2016 год, Aviasales является лидером по посещаемости (почти 4500 тысячи в месяц) среди подобных ресурсов, на втором месте - Skyscanner (менее 3500 тыс. посещений в месяц) .

Другим прямым конкурентом компании является сервис Яндекс.Авиабилеты. Однако Aviasales, как и Skyscanner, помимо билетов предлагает прокат автомобилей и бронирование отелей, а сервис Яндекс сконцентрирован только на авиабилетах .

Примечания

  1. Анастасия Черникова. Бизнес-класс: Как скандалист создал крупнейший поисковик авиабилетов в России (неопр.) . The Village (18 декабря 2014). Проверено 14 апреля 2017.
  2. Ольга Шаталова. (неопр.) . Бизнес-журнал (30 января 2015). Проверено 14 апреля 2017.
  3. Антон Труханов. Приложение для iPhone от Aviasales.ru заняло 1 место в категории «Путешествия» AppStore (неопр.) (недоступная ссылка) . CNews (14 июня 2012). Проверено 14 апреля 2017. Архивировано 3 февраля 2015 года.
  4. Анастасия Голицына. Aviasales подписала контракт с киберспортивной командой Navi (неопр.) . Ведомости
  5. Владелец Aviasales сократит 20% персонала, чтобы подготовиться к войне с Momondo (неопр.) . Roem.ru (27 марта 2017). Проверено 14 апреля 2017.
  6. Анастасия Иванова. Владелец Aviasales реорганизует бизнес (неопр.) . Ведомости (28 марта 2017). Проверено 14 апреля 2017.
  7. Aviasales.kz . Поиск дешевых авиабилетов (рус.) , Aviasales.kz . Проверено 24 августа 2018.
  8. Основатель сервиса Aviasales Константин Калинов: «В результатах поиска на Aviasales должны быть только честные цены» (неопр.) . Интерфакс (6 октября 2014). Проверено 14 апреля 2017.
  9. Альберт Хабибрахимов. Aviasales запустила бота для поиска дешёвых авиабилетов в Slack (неопр.) . vc.ru (11 июля 2016). Проверено 14 апреля 2017.
  10. Николай Шуклин. Новый директор по маркетингу Aviasales: Как и зачем мы работаем с новыми медиа (неопр.) . Roem.ru (23 июля 2015). Проверено 14 апреля 2017.
  11. Алиса Курманаева. Aviasales начинает продажи билетов на частные самолеты (неопр.) . РБК (3 ноября 2016). Проверено 14 апреля 2017.
  12. Aviasales отфильтровал безбагажные тарифы (неопр.) . Вести.ru (24 марта 2017). Проверено 14 апреля 2017.
  13. Daniel Tay. As this Russian startup found out, moving to a tropical paradise isn’t as easy as it sounds (англ.) . Tech in Asia (20 November 2014). Проверено 14 апреля 2017.
  14. 20 крупнейших интернет-магазинов (неопр.) . Forbes (26 января 2017). Проверено 14 апреля 2017.
  15. 20 самых дорогих компаний рунета – 2016 (неопр.) . Forbes (29 февраля 2016). Проверено 14 апреля 2017.

Константин Калинов, основатель агрегатора авиабилетов Aviasales, умер 26 декабря в Москве. Он отошел от оперативного управления компанией в конце 2016 года

Фото: Личная страница Константина Калинова в Facebook

Основатель компании-агрегатора предложений по авиабилетам Aviasales Константин Калинов умер в Москве. Об этом говорится в письме управляющего директора компании Макса Крайнова, которое поступило в РБК. В пресс-службе Aviasales подтвердили информацию о смерти Калинова.

«В то, что случилось, невозможно поверить. Да и невозможно найти слова, чтобы выразить значимость нашей потери», — говорится в письме.

Калинов умер 26 декабря. Об обстоятельствах его смерти информации нет. Калинову было 40 лет, он родился 4 сентября 1977 года в Ленинграде.

«Десять лет назад Костя Калинов создал сервис, без которого сегодня не может обойтись ни один путешественник в России, планирующий свое путешествие онлайн. Все это время Костя стоял во главе бурных событий в компании, будь то создание самого продукта или его маркетинг. Прямо сейчас мы скорбим вместе с близкими Кости и выражаем свои соболезнования», — рассказал РБК директор по продукту Aviasales Антон Байцур. Он добавил, что причины смерти Калинова неизвестны.

«Костя был потрясающим человеком. Всегда совершенно свободно и открыто общался с новыми людьми, легко делился знаниями, опытом, контактами — всем, что давалось ему иногда очень непросто. Был резок и всегда честен. Благодарен ему за опыт и очень ценю знакомство с ним. Мне очень жаль. Поверить невозможно», — рассказал РБК друг Константина Калинова, сооснователь коммуникационного агентства Magic Арсений Камышев.

Портал Aviasales зародился как личный блог Калинова, в котором он рассказывал о специальных предложениях авиакомпаний, затем он стал отдельным порталом. Калинов был исполнительным директором компании до конца августа 2011 года, его сменил Крайнов.

31 декабря 2016 года Калинов написал на странице в Facebook, что теперь он имеет к компании «довольно посредственное отношение». «Прошу более не ассоциировать меня с продуктами этих великих мастеров онлайн бизнеса, бесплатно, без смс. Таки да, я пошел, всем спасибо», — написал он.

Калинов закончил факультет подготовки оперативных сотрудников академии МВД и после этого некоторое время служил в милиции, писал The Village. В конце 1990-х он создал сайт, на котором продавал эротические фотографии, потом сайт стал партнерской сетью по обмену трафиком, но не приносил регулярного дохода. Калинов позднее создал хостинг-провайдера UPL Telecom (свою долю он продал в 2008 году). Он часто путешествовал и написал для себя и читателей своего блога программу, которая собирала акции от туроператоров и авиакомпаний.

30 ноября Aviasales исполнилось 7 лет , что стало отличным поводом для сбора практически всей команды стартапа в Таиланде, где находится штаб-квартира компании. Красивое место, живая музыка, привлекательные стюардессы 80-го уровня - организован праздник отлично и об этом мы расскажем отдельно . Но было чем заняться и помимо наслаждения красотами острова Пхукет, открывающиеся с крыши дизайн-отеля Foto Hotel . Например, использовать шанс пообщаться с ключевыми фигурами из Aviasales, а именно, с исполнительным директором компании Максом Крайновым и с главой мобильной разработки Иваном Козловым .

Вроде бы сервис известный, и о людях, его развивающих тоже все известно. Но на самом деле это не так. Основатель и фактический глава компании Константин Калинов действительно не раз мелькал на страницах Рунета и многое уже рассказал. Нашлись для него вопросы и у нас, вот только самого Костю выловить на празднике оказалось нереально. Так сказать, на правах хозяина ему приходилось быть сразу в десяти местах, все организовать, всех встретить, со всеми пообщаться - в такой суматохе давать интервью сложно, так что с ним мы успели переброситься буквально парой слов. А вот Макса Крайнова и Ивана Козлова удалось оторвать от мероприятия на некоторое время и хорошенько расспросить о разном.

Парни ответили практически на все вопросы, что мы приготовили для Константина, так что миссия была выполнена успешно. Что ж, давайте перейдем к сути, и разговор начнем с основной нашей тематики - с ПО для iOS. Об истории и внутренней кухне нам рассказал непосредственно его создатель Иван Козлов , прибывший на горячий, солнечный остров прямо из холодного и облачного Питера.

Тот, кто придумал Aviasales для iOS


Иван Козлов, глава мобильной разработки в Aviasales

Иван оказался очень приятным в общении молодым человеком, который решил не менять суровый Санкт-Петербург на добродушный Таиланд, поэтому в штаб-квартире Aviasales его можно застать не часто и по большим праздникам, таким, как день рождения компании. С этого щекотливого вопроса мы и начали расспрашивать главного по мобильному ПО.

сайт : Иван, расскажи, пожалуйста, почему не переехал в Таиланд? Ведь тут круглый год солнце, море и, вообще, все располагает к творчеству и продуктивной работе.

Иван : В Питере у меня семья, друзья и я люблю этот город. К тому же специфика нашей работы позволяет взаимодействовать с основной командой Aviasales удаленно. Мы полностью автономны, плюс в городе есть офис компании.

сайт : О, поговорим о специфике! А как вообще началось твое сотрудничество с Константином Калиновым ? Он уже знал о твоей команде и обратился по рекомендации или же это вышло случайно? Была ли какая-то интересная история?

Иван : Да все банально, на самом деле. Мы выполняли аутсорсинговые работы (удаленная работа на заказ - прим. редактора) и приходилось постоянно искать клиентов. Проанализировав рынок популярных онлайновых сервисов, мы разослали предложение создать мобильный клиент для самых перспективных. В рассылке была и компания Aviasales. Константин откликнулся на наше предложение, став нашим первым заказчиком, после чего сразу же началась активная разработка мобильного клиента. Произошло это в августе 2011 года, а релиз состоялся уже в конце мая 2012-го

Иван : …Точно, помню его - с самолетиками. Хорошо вышло, необычно. Так вот, уже в это время стало понятно, что мобильное приложение стало зарабатывать деньги, оно рентабельно и необходима полноценная поддержка, а не аутсорсинговая. Вот тогда Константин и завел разговор о переходе нашей команды в Aviasales в качестве внутреннего отдела разработки мобильного ПО.

сайт : Интересный поворот событий. Кстати, первая версия Aviasales для iOS оказалась была весьма простенькой в плане интерфейса - много стандартных меню из SDK-библиотеки Apple и, как бы, без «огонька», который во всю ощущается в последней версии. С чем это связано - команда возмужала или же Константин тогда еще не делал ставку на функциональную красоту, как это сделано сейчас?

Иван : Дело в том, что первая версия - это чистой воды аутсорс, то есть мы выполняли заказ с жестко ограниченным бюджетом и четко поставленными целями сделать функциональный и рабочий мобильный клиент. При работе в таком режиме дизайнерский креатив стоит далеко не на первом месте, да и возможностей для его реализации нет. Теперь же, когда мы в составе компании, все совсем по-другому - возможностей намного больше, в том числе и для креатива.

сайт : Помимо iOS какие еще мобильные платформы поддерживаете?

Иван : Актуальные, то есть ОС Android и Windows Phone. Причем в первом случае мы реализовали поддержку для всех планшетов (7- и 10-дюймовых, в них немного интерфейс отличается), а также для смартфонов.

сайт : Какие были сложности в работе над Android-приложением в сравнении с iOS и когда появилась поддержка «Робота»?

Иван : Приложение появилось в Google Play в ноябре 2012 года. Что касается сложностей, то, конечно же, на Android их намного больше, чем на iOS так как устройств банально больше: разные разрешения экрана, разные диагонали, ландшафтная и портретная ориентация и т. п. Очень сложно найти компромисс между красотой и функциональностью, чтобы и на отличающихся диагоналях/устройствах смотрелось хорошо, и работало качественно на разных аппаратных платформах, и чтобы при этом не расшибить голову о стену, пытаясь охватить необъятное. Вначале было сложно, проблема эта решалась не очень хорошо, потом с опытом и развитием Android ситуация становилась все лучше, лучше и лучше. Сейчас вот совсем хорошо, а распространением Android 5.0 Lollipo, уверен, все станет просто отлично.

сайт : Тем не менее, пока вывод все тот же - разработка под iOS рулит?

Иван : Да, под Android действительно писать сложнее, да и денег там меньше, не так активно пользователи платят, но их много, так что поддержка платформы все-таки нужна.

сайт : То есть даже за счет количества пользователей Android в плане денег не выезжает на фоне iOS?

Иван : На самом деле Android-пользователей пока все-таки меньше, чем из лагеря конкурента, но в целом при одинаковом количестве пользователей iOS монетизируется лучше.

сайт : Давай поговорим о новом красивом дизайне, который появился, начиная с Aviasales 3.0. Были какие-то сложности, ведь Apple довольно неожиданно сменила свой курс в плане оформления iOS и рекомендаций по дизайну приложений?

Иван : Сложности, конечно же, были. Да, вначале мы хотели просто все сделать плоским и быстренько выкатить новую версию, но так красиво в реальности не получается. Зачастую дизайнеры впадают в раж и остановить их уже невозможно. В итоге весь дизайн переписали с нуля. Сложностей же как таковых не было, кроме одной - мы несколько задержались с релизом и только через девять месяцев выпустили полноценный вариант с полностью переработанным дизайном. Дело в том, что когда Apple внезапно сменила свой дизайнерский курс в ПО, мы находились в своего рода потоке и уже расписали план развития мобильного клиента на три версии вперед. Взять и все бросить, схватившись за переделку внешней составляющей программы - так сделать не получится, нужно следовать плану. Были запланированы интересные функции и фишки, вначале необходимо их реализовать, а потом уже делать красоту. Так что произошла задержка с интерфейсом, зато теперь результат на лицо.

сайт : Да, результат хороший. А случались ли у вас авралы? Костя Калинов, он ведь довольно импульсивный человек - пришла идея в голову, надо ее срочно реализовать.

Иван : Вот так, чтобы совсем аврал-аврал, когда надо бросить все и начать внедрять некую фичу, такого не было. Но задержки релизов из-за необходимости быстро добавить какие-то в последний момент всплывшие важные идеи - это случалось.

сайт : А вообще, руководство сильно вас контролирует или может развитие мобильного клиента - это лишь маленькая часть большого сервиса Aviasales, которую особо контролировать и не нужно?

Иван : Когда мы только начали работать в составе компании - тогда контроль был достаточно плотный. Потом стало понятно, что мы и сами хорошо понимаем задачу и умеем работать, тогда уже стало проще. Но это не значит, что мобильный сервис не так важен, как веб. На мобильное приложение приходится 40 % поисковых запросов, и оно приносит порядка 25% всех денег. Из этих 25% Android-версия приносит пятую часть, хотя раньше было намного меньше. Заметный рост ощущается только в последний год.

сайт : А как происходит работа с агентствами* - вы под них подстраиваетесь или же они под вас, присылая свою статистику?

*агентства - это те, кто продают билеты, а Aviasales - это метапоисковик, который упрощает клиентам поиск, агрегируя информацию со всех агентств, предоставляя им, таким образом, клиентов.

Иван : Тут все сложно. В идеале статистика должна попадать к нам в реальном времени, на практике есть агентства, для которых и раз в месяц обновить данные - это нормально, что, конечно же, совершенно неправильно. Но за интеграцию с агентствами и авиакомпаниями отвечает отдельная серверная команда Aviasales, так как в этом аспекте разницы между приложением и веб-сайтом нет. Соответственно, в мои задачи входят немного другие моменты: чтобы данные агентств нормально отображались в мобильном клиенте, чтобы там без проблем проходила покупка и т. п.

сайт : А вообще, договориться с агентствами сложно, нужна ли личная встреча или же можно онлайном обойтись?

Иван : Тут тоже нет однозначного ответа и рецепта. В большинстве случаев удается договориться удаленно, иногда встречаемся на конференциях, обмениваемся контактами, потом налаживаем отношения через Сеть. Бывает, что и личная встреча нужна.

сайт : Окей, а как тебе iPhone 6 и 6 Plus, новые разрешения, новые диагонали - команда была готова к этому?

Иван : Когда мы готовили дизайн для Aviasales 3.0, о больших iPhone речи ещё не шло. Только-только появлялись какие-то слухи и намеки в прошивках. По факту же получилось, что 3.0 не очень хорошо «тянется». Соответственно, мы уже сейчас занимаемся адаптацией дизайна под большие экраны таким образом, чтобы UX был ни капельки не хуже, чем на маленьких устройствах.

сайт : А помимо дизайна что еще планируете добавить?

Иван : Хотим сделать упор на персонализацию. Ведь когда человеку на поисковый запрос выдается простыня из 1000 результатов - это не очень удобно, что заставляет использовать фильтры. Мы хотим процесс поиска еще упростить, сделать его более комфортным.

сайт : Каким образом? Организовать систему регистрации, аккаунты, пароли?

Иван : Нет, к чему эти сложности? Мы и так знаем, что тот или иной клиент нажимает в приложении, какой поиск делает, какие фильтры чаще всего использует. На основе этих данных можно построить персонализированную систему предпочтений для того или иного человека.

сайт : А в веб-версии это уже реализовано?

Иван : Нет, пока нет. Бывает так, что в чем-то мы опережаем веб-версию, бывает наоборот. На самом деле хорошо, что мы находимся в Питере, а не в Таиланде - в отрыве чуточку по-разному думаем, появляются интересные идеи.

сайт : Что ж, о мобильном приложении узнали массу всего интересного и нового, а теперь давай немного поговорим о более приземленных вещах. В частности, видим на руке трекер активности - занимаешься спортом или просто следуешь модному тренду?

Иван : С одной стороны - это действительно тренд носимой электроники, он мне очень интересен. С другой - да, к спорту я неравнодушен, люблю игровые виды и увлекаюсь горными лыжами.

сайт : Какие горнолыжные курорты предпочитаешь?

Иван : Альпы, Австрия в основном. По соотношению цена-качество - это самый лучший вариант. Франция, Швейцария подороже, наверное, а горы те же самые.

сайт : А когда тебе нравилось работать больше: во времена аутсорсинга или же сейчас на постоянном месте?

Иван : Жизнь аутсорсера сложна и непредсказуема, но и сейчас я не могу сказать, что сильно легче. Да, есть уверенность в завтрашнем дне, при этом и ответственности больше. Ведь когда у приложения миллионы пользователей, не можешь себе позволить выпустить апдейт, который все поломает.

сайт : Ок, Иван, благодарим за уделенное нам время и надеемся, что в будущем пообщаемся еще.

Иван : Взаимно, пишите, если что. Привет всем читателям сайт

Почти самый главный человек в Aviasales


Макс Крайнов, CEO Aviasales

Макс Крайнов - известный в Рунете человек, стартапер (в 2006 продал свой стартап австралийской компании Mobile Messenger, где на какое-то время остался в качестве вице-президента), бизнесмен, блогер, а с 2011 года - исполнительный директор Aviasales. Он знает компанию изнутри, решает глобальные задачи, отвечает за юридическую сторону бизнеса и за финансовую, а также за массу других дел, касающихся проекта.

сайт : Макс, мы не будем ходить вокруг да около и сразу прыгнем с места в карьер. С какими сложностями ты столкнулся, когда начал работать в Aviasales в качестве исполнительного директора?

Макс : Главная сложность в том, что я никогда не работал с российскими компаниями. Давно живу за рубежом, имел дело с американскими компаниями, кипрскими, австралийскими, но не с российскими.

сайт : И что же такого шокирующего оказалось в работе с российской компанией?

Макс : Шокирует количество бумажек, которое требуется для налогообложения.

сайт : То есть, бюрократия?

Макс : Да, все эти бумажки ради бумажек, сложности законодательства и его странности. Но в итоге разобрались. Я не большой фанат всех этих финансовых и юридических моментов, хотя мало кто их любит. Просто одни не любят меньше, чем другие. Вот мне пришлось сделать вид, что я из тех самых, кто меньше не любит. Второй сложный момент заключается в построении структуры компании с нуля: составление и заключение всех договоров, определение кому что принадлежит, каким образом все оформлять, формирование базового пакета документов. Довольно нудная работа, но ее тоже надо сделать, иначе компании не будет. Буквально на днях мы общались с нашими аудиторами и по их словам, у нас на этапе формирования компании все было сделано качественно и с минимальными «пробуксовками», что не может не радовать.

сайт : А почему Константин Калинов не занимался этими вопросами?

Макс : Да он просто ненавидит все эти бюрократические заморочки и, по сути, нанял меня, чтобы не заниматься ими самому. Это нормально, каждый человек должен делать то, что умеет лучше всего.

сайт : Макс, а что ты скажешь насчет темпов роста компании?

Макс : Мы развиваемся стремительными темпами: два года получали по 200% роста, в предпоследний год - 110%, в этом году ожидается 70%.

сайт : С чем связано снижение темпов роста? Рынок насыщается или же есть другие причины?

Макс : Одна из причин - экономическая (колебания курса рубля и т. п.). Вторая - многие люди лишились возможности выехать за рубеж в силу политических особенностей последнего времени.

сайт : Неприятная ситуация, но со временем, надеемся, все будет хорошо. А почему компания переехала в Таиланд?

Макс : Изначальная причина - тут хорошее место. Солнце круглый год, море, вкусная еда. Но в итоге, когда мы добились разрешения от Бюро инвестиций вести бизнес в Таиланде без тайского капитала внутри компании, то получили одно условие - если хотим вести здесь бизнес, то должны перенести в страну технологии. Единственный разумный способ это сделать, полный перенос компании в Таиланд. То есть, создать тут какую-то ценность, платить налоги в эту страну, нанимать людей внутри нее.

сайт : Получается, что приехали просто в хорошее место, так как захотелось тепла и море круглый год, но в результате все сделали правильно для укоренения здесь.

Макс : Да, именно так.

сайт : И вы заняли рынок, на котором у вас нет конкурентов?

Макс : Тут действительно у нас нет конкурентов, но и рынка пока как такового тоже нет.

сайт : А как же разговоры о том, что Таиланд на втором месте после России по количеству запросов?

Макс : Он на втором месте по входящим запросам. Тайцы часто путешествуют, но делают это внутри страны, да и билеты покупают в офлайне. Онлайнового рынка пока нет и конкуренции нет. Разве что Expedia , но тут она работает очень специфично, еще AsiaTravel - вот, собственно, и все. Два игрока на таком рынке - ничто.

сайт : Что скажешь насчет Европы? Насколько нам известно, там вы продвигаетесь под маркой JetRadar .

Макс : В Европе уже присутствует много очень сильных игроков, которые перетянули на себя основную часть аудитории. В Германии есть swoodoo , который там работает просто прекрасно, есть порвавший в свое время рынок KAYAK . В Великобритании есть Skyscanner , немножко Momondo , пытается быть KAYAK. На тех рынках, где реально можно заработать деньги, там уже все хорошо, но не с нами. Попытаться выбросить с рынка игрока, который там уже хорошо окопался - можно помечтать, но сделать - нереально. Поэтому мы прекратили тратить время на вещи, которые делаются только ради того, чтобы их делать, и концентрируем свои усилия только на том, что действительно имеет потенциал для развития бизнеса.

сайт : И что же это?

Макс : Юго-восточная Азия. Тот же тайский рынок пока маленький, но тут есть вакуум, потребность в заполнении которого появится довольно быстро, примерно в течение трех лет. Зная это, мы понимаем, что кто-то данную потребность удовлетворит. Почему бы не мы? В качестве примера могу привести Индонезию - 2,5 года назад онлайн-рынок там был ужасен, а если точнее, то его просто не было. Все звонили по телефону и так заказывали билеты, бронировали их и т. д. Сейчас там три онлайн-агентства и они жестоко борются друг с другом. Несложно проследить аналогию и понять, что с Таиландом будет то же самое.

сайт : Получается, что азиатский рынок сейчас меняется и развивается очень быстро.

сайт : А почему JetRadar в Европе, а не Aviasales?

Макс : Да все просто - как показали исследования, местные граждане просто не понимают слова «Aviasales», не могут его увязать с покупкой авиабилетов. С JetRadar тоже не все так гладко, но уж точно лучше, чем с нашим оригинальным названием.

сайт : Макс, давай теперь немного о личном. У тебя в руках - Apple рулит, или гаджетоманством ты не страдаешь, не заморачиваешься с «железками» и просто пользуешься тем, что удобно?

Макс : Я не заморачиваюсь, просто меняю трубку раз в два года и доволен. Это связано с особенностями австралийского мобильного рынка. У нас там в основном распространена контрактная система подключения, а именно, 2-летний контракт, под который тебе практически бесплатно дается телефон. Вот и получается 2-летний цикл смены устройства.

сайт : Ага, выходит, что живешь ты в Австралии? А почему именно там?

Макс : В прошлом я продал свой стартап австралийской компании и по условиям контракта должен был три года работать в ней. До того я пять лет жил в США. Но после трех лет, поведенных в Австралии, мне здесь понравилось, и возвращаться уже не захотелось.

сайт : Очень интересно! Второй вопрос личного характера - Макс, ты отлично выглядишь, подтянут, строен, энергичен. Спортом занимаешься или гены хорошие?

Макс : Не жру. Просто не жру что попало.

сайт : Таки ты приверженец ЗОЖ, то есть здорового образа жизни.

Макс : Видимо, да.

сайт : А спортом нет желания заняться, ведь с возрастом мы не молодеем, просто на диете сохранять хороший внешний вид и бодрость духа все сложнее.

Макс : Желание есть, возможностей пока нет. Ведь надо заниматься постоянно, да еще и с тренером. Сам себя правильно и эффективно работать не заставишь. Вот только практически каждый месяц я неделю провожу вне дома. О каком постоянстве в тренировках может идти речь?

сайт : Ну, лучше хоть раз в неделю или две заниматься, чем не заниматься совсем. Важно постоянство.

Макс : Это да, но я уже вырос из того возраста, когда хочется мериться мечтами, надо мериться сделанным. Сделано много, а когда появится возможность для спорта, займусь и им тоже.

сайт : Хорошая позиция. Перейдем к другой области - каким автомобильным маркам отдаешь предпочтение?

Макс : Honda, модель Accord. Раньше была Honda Accord, сейчас Honda Accord, которой уже 8,5 лет, но ведь работает, не ломается. В будущем тоже целюсь на аналогичную «Хонду» нового поколения.

сайт : Не знаем, кому задать вопрос, наверное, ты сможешь ответить как CEO. Вы всех новых сотрудников зовете в Таиланд?

Макс : Практически всех. Кроме мобильной вся разработка в Таиланде.

сайт : А если у человека семья, дети (на Пхукете нет привычных в нашем понимании школ - прим. редактора), привязанность к дому как тогда?

Макс : Нам будет очень жаль, что мы не смогли нанять этого человека. Работать удаленно и быть частью нашей команды такой человек не сможет. Соответственно, будем искать другого, того, кто сможет переехать в Таиланд: неженатый, женатый и без детей, с детьми, но дошкольного или младшего школьного возраста. Начальная школа тут, конечно же, есть, но вот с дальнейшим образованием проблемы.

Обнажённые официантки разносят шампанское в баре гостиницы Foto Hotel, на их телах небесным цветом нарисована форма бортпроводниц. Бар расположен на крыше. Открывается вид на закат и огни ночных клубов Пхукета. Всё уже готово к вечеринке, красивые женщины прибывают, здесь сегодня празднуют семилетие поисковика авиабилетов Aviasales. Основатель компании Константин Калинов просит ещё джин-тоник.

На крыше три сотни гостей, среди них успешные интернет-предприниматели вроде Андрея Романенко из Qiwi и Петра Кутиса из OneTwoTrip. Праздник закончится тем, что Калинову врежут по лицу, и это неудивительно. У Калинова репутация забияки. Он обкладывает матом конкурентов и коллег в Facebook, изводит неугодных партнёров, угрожает провинившимся сотрудникам. Поводы набить ему морду есть у многих. Он и сам это признаёт: «Многие меня ненавидят, но мне *** (всё равно). На рынке всего две успешные компании, остальные сосут инвестиции».

Зимой Aviasales привлёк первые 10 миллионов долларов инвестиций от фонда Itech Capital. Проект оценили в 65 миллионов долларов, что соответствует пятикратной выручке компании. Калинов говорит, что работает со звёздами. К нему приходят из «Яндекса», Booking.com и Acronis. The Village съездил в штаб-квартиру метапоисковика на острове Пхукет, чтобы выяснить, как человек с взрывным характером создал крупнейшую на российском интернет-рынке путешествий компанию.

Веранда в офисе Aviasales
Офис Aviasales на Пхукете
Бассейн в офисе Aviasales
Вид из офиса Aviasales на Пхукете

Бегство

Калинов называет себя «климатическим эмигрантом». Он родился в Петербурге, поступил на факультет подготовки оперативных сотрудников академии МВД и вышел оттуда с дипломом юриста. Одно время работал в милиции, но вспоминать об этом не любит и от документов в Aviasales старается держаться подальше.

Интернет-предпринимателем Калинов стал в конце девяностых - сделал сайт с эротическими фотографиями и начал их продавать. В нулевых ресурс превратился в партнёрскую сеть, которая гоняла трафик между десятками сайтов. Заработки были нерегулярные - то по 500 долларов в месяц, то по тысяче. Из сайта о любви вырос серьёзный хостинг-провайдер UPL Telecom, который и сейчас работает во многих странах Европы. «Adult-бизнес - очень жёсткая штука. Если ты не думаешь головой, не анализируешь поведение людей, а тупо лупишь баннеры, это не работает. Надо хорошо думать башкой», - Калинов считает, что школу выживания в интернете прошёл, когда занимался эротикой.

Работа на себя позволяла предпринимателю колесить по всему миру. Впечатлениями он делился в блоге Kosyan.com. Он всегда искал билеты подешевле и в какой-то момент написал простую программу, которая стала собирать лучшие акции туроператоров и авиакомпаний. Ничего подобного тогда в Рунете не было, и читатели блога стали активно пользоваться сервисом. В 2008 году Калинов продал долю в UPL Telecom за пятизначную сумму в евро и сосредоточился на любимой теме - путешествиях.

Вообще-то он не собирался совершать прорыв и не грезил о создании нового Facebook или WhatsApp. Он хотел сделать проект, который будет приносить «15−20 тысяч баксов в карман и не требовать очень много времени». Калинов всегда стремился к простым и понятным радостям: хороший достаток, солнце над головой и морской песок под ногами. Но, когда разглядел шанс совершить прорыв на туристическом рынке, решил «хватать его зубами».

В Москве выпадает первый снег, а на Пхукете палит солнце. Катя, дизайнер Aviasales, катит на байке мимо пальм и слонов в офис. Ей нужно ехать к пирсу Раваи, огромному бетонному сооружению, к которому давно не пришвартовываются большие корабли и паромы, и повернуть направо, сразу за большим золотым портретом короля.

Сейчас в компании чуть больше ста сотрудников. Семь лет назад вытаскивать программистов в Азию было сложно. «Они же все интроверты, из дома не выходят, а тут надо уехать к паукам, змеям», - говорит Калинов. Теперь соискатели проходят жёсткий отбор. Катя Кнышева дважды пыталась попасть в Aviasales и получила предложение после того, как отправила яркую презентацию о своей любви к проекту. «Когда маркетолог мне пишет и не может найти мою почту, *** (незачем) мне такой маркетолог. У нас работают бойцы со стальными яйцами», - гордится Калинов.

Претворяя в реальность своё желание перебраться в тепло из холодного Питера, Калинов увёз сотрудников подальше от соблазнов. В Москве миллион развлечений отвлекает от работы, а в Таиланде сотрудникам Aviasales коллеги заменяют и друзей, и соседей. Новые концепты появляются за чашкой утреннего кофе (в 12 часов в офисе, когда начинается рабочий день) и за бокалом «Май Тая» (после девяти, когда рабочий день заканчивается).


Константин Калинов

История Aviasales


Макс Крайнов, совладелец Aviasales

Популярность метапоисков

Данные за ноябрь по системе SimilarWeb

Аviasales
4,5 миллиона пользователей в месяц, 75 % из России

skyscanner
3,5 миллиона в месяц, 92 % из России

momondo
1,5 миллиона в месяц, 77 % из России

Kayak
300 000 в месяц, 77 % из России

Yandex.avia
860 000 в месяц*



Сотрудники Aviasales в офисе на Пхукете

Аналитика Aviasales на табло в офисе
Сотрудник Aviasales в офисе
Офис Aviasales

Офис Aviasales

Офис Aviasales

Новая цель

В этом году экономический кризис и банкротства туроператоров испортили планы российских туристических компаний. Aviasales вырос на 70 % против 100 % прошлого года. В России ещё много людей, которые покупают билеты в офлайне. Первая задача компании - заманить их на свой сайт. Вторая задача - освоить новые рынки, чтобы меньше зависеть от российской турбулентности и падающего спроса.

Попытку освоить международные рынки Aviasales предпринял в 2012 году, когда вслед за главным конкурентом, компанией Skyscanner, запустил поисковик под другим названием в Китае. Предполагалось, что миллиардная аудитория готова к такому продукту, гипотезу подтверждали данные маркетингового исследования, заказанного Aviasales годом ранее. Однако история о развитости китайского рынка оказалась мифом, а поход туда - ошибкой. Китайским агентствам не нужны метапоисковики. «Там всё происходит через поисковик Baidu, нашу модель они вообще не понимают», - говорит технический директор Aviasales Борис Каплуновский.

Когда покорение Китая оказалось утопией, Калинов решил сосредоточиться на других рынках, прежде всего - втором родном, тайском. Создание интерфейса на этом языке занимает больше времени, чем его разработка. Работать над тайской версией помогает менеджер Диди - она одна из шести тайских сотрудников на Пхукете. Диди кропотливо составляет слова в предложения, но когда их переносят в интерфейс, получается бессмыслица. «Когда в Великом Новгороде находили берестяные рукописи, там предложения писали cлитно, запятых не было, а пробелы cтавили между предложениями. Не было и гласных букв. Вот у тайцев это примерно так и сохранилось», - объясняет Каплуновский.

Пока компания проводит тесты и пытается понять, какое продвижение здесь сработает. Иногда Калинов в барах подходит к девушкам, показывает интерфейс и спрашивает, всё ли понятно. Так появляются отзывы от тайских пользователей из первых рук. Сейчас Aviasales привлекает популярных блогеров, среди которых звезда местного федерального канала «Три» IT Princess .

Компания приглядывается и к Америке. Для выхода на западные рынки созданный для выхода на международные рынки поисковик Jetradar пока не созрел (по данным SimilarWeb, у него всего 250 тысяч пользователей в месяц). «В Америке пускай бодаются бюджетами Kayak со Skyscanner. Когда у них закончатся деньги, мы спустимся с горы и *** (покажем им)», - бросать все силы на покорение самого большого и насыщенного в мире рынка пока рано.

Быть предпринимателем-эксцентриком и создавать потребительский сервис - большая удача. Слава о дурацких выходках, смешных одеяниях и крутом нраве всегда будет опережать информацию об экономических показателях бизнеса и привлекать внимание аудитории, даже если продукт недостаточно хорош. Харизматичные лидеры вроде Джобса, Брэнсона и Чичваркина не только обладают необыкновенным обаянием, но живут ради своего продукта и требуют полной отдачи в работе как от себя, так и от других.

Калинов начинал работу над Aviasales без желания изменить мир, но, отдав проекту семь лет жизни, близко подобрался к пантеону великих эксцентриков. Когда готовилась сделка по привлечению инвестиций, Калинов от волнения похудел на 25 килограммов и из пышущего здоровьем качка превратился в жилистого мужчину. Когда узнал, что несколько сотрудников планируют пропустить корпоратив ради отпуска на Бали, написал гневные письма: среди прочего обещал отменить премию, если они не перенесут поездку. Пропуск дня рождения компании кажется основателю предательством.

Aviasales уже стала крупнейшим метапоиском в России и диктует свои условия всему рынку. Одиозность Калинова не остановила развитие компании, не разрушила её, а, напротив, вызвала к ней ещё больший интерес. В России люди рады встать на сторону сильного и посмеяться над проигравшим. Им нужен лидер, который покажет дорогу. Калинов пришёл к успеху не только потому что построил хороший сервис, но и выделился из серой массы. Остаётся проверить, сработает ли такой подход в других странах.

История о развитости китайского рынка оказалась мифом, а поход туда - ошибкой, говорят сейчас в компании. Аналитики по продажам там не существует

Фотографии: 1-4, 7-14 – Алексей Ильин, 5, 6 – пресс-служба Aviasales

* По информации «Яндекса», «Яндекc.Авиа» входит в тройку российских метапоисков, аудитория составляет 1,3 миллиона в месяц

Вконтакте

Одноклассники

Точная причина смерти на данный момент не названа.

В конце 2016 года Калинов сообщил о своем временном уходе от оперативного управления компании из-за возникших проблем со здоровьем. Однако подчеркивал, что планирует вернуться после выздоровления. Константин оставался одним из собственников и принимал участие в стратегических решениях. С его стороны достаточно жестко критиковался выбранный курс развития и отдельные представители руководящего состава. Данный конфликт нашел отображение и в том, что Константин Калинов, основатель компании, впервые за несколько лет не был приглашен на вечеринку в честь дня рождения Aviasales. Этому был посвящен последний пост на странице бизнесмена в Facebook.

Константин Калинов — биография

Получил юридическое образование, окончив факультет подготовки оперативных сотрудников академии МВД. Некоторое время работал в уголовном розыске Выборгского района.

В конце девяностых годов стал активно заниматься интернет-бизнесом.

В 2007 году он создал Aviasales - персональный блог о путешествиях, в котором, в частности, были аккумулированы спецпредложения дешевых перелетов авиакомпаний. Позднее это стало основой для полноценного сервиса с различными алгоритмами поиска и покупке авиабилетов. Aviasales принадлежит компании Go Travel Un Limited, основателем которой также являлся Калинов. Это крупнейший метапоисковик билетов, отелей и различных туристических услуг на российском рынке. Спустя четыре года должность руководителя проекта занял Максим Крайнов, сам Калинов стал вице-президентом по продуктам, а позднее – маркетинговым руководителем.

Калинов называет себя «климатическим эмигрантом». Он родился в Петербурге, поступил на факультет подготовки оперативных сотрудников академии МВД и вышел оттуда с дипломом юриста. Одно время работал в милиции, но вспоминать об этом не любит и от документов в Aviasales старается держаться подальше.

Интернет-предпринимателем Калинов стал в конце девяностых - сделал сайт с эротическими фотографиями и начал их продавать. В нулевых ресурс превратился в партнёрскую сеть, которая гоняла трафик между десятками сайтов. Заработки были нерегулярные - то по 500 долларов в месяц, то по тысяче. Из сайта о любви вырос серьёзный хостинг-провайдер UPL Telecom, который и сейчас работает во многих странах Европы. «Adult-бизнес - очень жёсткая штука. Если ты не думаешь головой, не анализируешь поведение людей, а тупо лупишь баннеры, это не работает. Надо хорошо думать башкой», - Калинов считает, что школу выживания в интернете прошёл, когда занимался эротикой.

Работа на себя позволяла предпринимателю колесить по всему миру. Впечатлениями он делился в блоге Kosyan.com. Он всегда искал билеты подешевле и в какой-то момент написал простую программу, которая стала собирать лучшие акции туроператоров и авиакомпаний. Ничего подобного тогда в Рунете не было, и читатели блога стали активно пользоваться сервисом. В 2008 году Калинов продал долю в UPL Telecom за пятизначную сумму в евро и сосредоточился на любимой теме - путешествиях.

Вообще-то он не собирался совершать прорыв и не грезил о создании нового Facebook или WhatsApp. Он хотел сделать проект, который будет приносить «15−20 тысяч баксов в карман и не требовать очень много времени». Калинов всегда стремился к простым и понятным радостям: хороший достаток, солнце над головой и морской песок под ногами. Но, когда разглядел шанс совершить прорыв на туристическом рынке, решил «хватать его зубами».

В Москве выпадает первый снег, а на Пхукете палит солнце. Катя, дизайнер Aviasales, катит на байке мимо пальм и слонов в офис. Ей нужно ехать к пирсу Раваи, огромному бетонному сооружению, к которому давно не пришвартовываются большие корабли и паромы, и повернуть направо, сразу за большим золотым портретом короля.

Сейчас в компании чуть больше ста сотрудников. Семь лет назад вытаскивать программистов в Азию было сложно. «Они же все интроверты, из дома не выходят, а тут надо уехать к паукам, змеям», - говорит Калинов. Теперь соискатели проходят жёсткий отбор. Катя Кнышева дважды пыталась попасть в Aviasales и получила предложение после того, как отправила яркую презентацию о своей любви к проекту. «Когда маркетолог мне пишет и не может найти мою почту, *** (незачем) мне такой маркетолог. У нас работают бойцы со стальными яйцами», - гордится Калинов.

Претворяя в реальность своё желание перебраться в тепло из холодного Питера, Калинов увёз сотрудников подальше от соблазнов. В Москве миллион развлечений отвлекает от работы, а в Таиланде сотрудникам Aviasales коллеги заменяют и друзей, и соседей. Новые концепты появляются за чашкой утреннего кофе (в 12 часов в офисе, когда начинается рабочий день) и за бокалом «Май Тая» (после девяти, когда рабочий день заканчивается).

Сначала c Калиновым работал только редактор, получавший доллар за размещение предложения на сайте (не всё цеплялось автоматически, что-то приходилось забивать вручную). Во время развития adult-сайта Калинов научился привлекать аудиторию. В а 2011 году около 70 % пользователей приходили на Aviasales благодаря SEO.

«Я всегда хотел заниматься билетами, но сама продажа меня не интересует. Ты берёшь чужие деньги и несёшь за них ответственность - зачем это нужно», - объясняет он идею метапоиска. Всё должно существовать в рамках партнёрства - сайт с помощью алгоритма отслеживает сотни предложений и переводит пользователей туда, где они могут купить билеты. За посредничество метапоисковик получает комиссию.

Калинов утверждает, что семь лет назад не слышал о существовании западных конкурентов Skyscanner и Kayak. Хотя история создания Aviasales очень похожа на историю Skyscanner, его главного конкурента на российском рынке. Британский метапоиск придумали три программиста. Они любили путешествия и как-то решили найти дешёвые билеты, чтобы полететь во Францию кататься на лыжах. Поиск предложений требовал большой работы, так что один из них написал программу, которая автоматически получала тарифы с сайтов авиакомпаний. В 2002 году он опубликовал файл Excel в интернете и стал его обновлять.

Первый движок для Калинова написал выпускник «Военмеха» Антон Кириллов. Они работали вместе, пока отношения не разладились: «У Кости заканчивалось финансирование, он сильно переживал, в результате чего происходили нервные срывы. Чтобы сохранить дружеские отношения, я нашёл себе достойную замену и отчалил», - вспоминает программист. Это было сложное время: Калинов не платил себе зарплату, хотя ему нужно было обеспечивать жену и годовалого сына Артёма. Привлечь инвесторов не получалось.

Чтобы определиться с будущим, Калинов обратился к Максу Крайнову, создателю блога о личных финансах и бизнесе Kraynov.com. Калинов попросил оценить стоимость компании и посмотреть, сколько нужно времени, чтобы выйти в прибыль. Крайнов, гик-интеллигент из Самары, построил финансовую модель и посоветовал потерпеть три месяца. И не ошибся. В назначенный срок дела пошли в гору, впечатлённый Калинов предложил Крайнову стать партнёром. В 2011 году Крайнов присоединился к команде Aviasales. В отличие от Антона Кириллова, он чётко определяет границу: «С Костей у меня нет дружеских отношений, только конструктивные. Другие мешают работе».

Cложно найти двух более разных людей, чем Калинов и Крайнов. Калинов ненавидит бизнес-книги, Крайнов делится в блоге обзорами новинок издательства «МИФ». Калинов взрывной и эмоциональный, Крайнов - сдержанный и рассудительный. Калинов любит креативный хаос, Крайнов - чёткое планирование. На вопрос о разногласиях Крайнов отвечает, что нашёл подход к партнёру: «Лучше не пинать мёртвого слона и не давать Косте заниматься этим. Он как кошка, которая гуляет сама по себе, но это приносит пользу другим. Управлять им невозможно, но можно его сдержать».

Ещё в Петербурге Калинов начал эксперименты с нестандартными способами продвижения своего сервиса. Однажды он заказал за ночь исписать асфальт перед каждой авиакассой в городе предупреждениями: «Стой! Проверь цену на Aviasales.ru». Наутро у предпринимателя взрывался телефон. К Калинову грозились прислать бандитов и телевидение, а он радовался: «Это было шоу. Мне тогда куча друзей написали: „Ну ты *** (ненормальный)“».

Предприниматель не стесняется в выражениях и любит эпатаж, за что получает всегда полярную оценку - или восхищение, или раздражение. В феврале Калинов появился в офисе Aviasales в одних леопардовых стрингах. Он проиграл спор дизайнеру о повышении конверсии нового интерфейса главной страницы. Видео, в котором Калинов разгуливает по офису в трусах и шлеме, стало вирусом в соцсетях и попало в СМИ. Говорят, на самом деле в споре победил Калинов, но решил всё же появиться в неглиже для создания вау-эффекта: «Я сам по себе такой, но это и имидж тоже. Ты можешь быть сильно умным и какую-то умную херню двигать в этом Facebook. Но я не сильно умный».

И всё же история Aviasales - это серьёзный и кропотливый труд. Рядом с рабочим местом Калинова висит большой монитор с цифрами и графиками. Это аналитическая система, которую в Aviasales разработали, чтобы следить за каждым пользователем. Компания проводит около пяти тестов в неделю по одному продукту, раз в две недели запускается новая рекламная кампания. Калинов считает, что в России нет хороших маркетологов, которые улавливают тренды в воздухе. Лучшие медийные кампании Aviasales основаны на новостной повестке - генератор имён бразильских футболистов во время чемпионата мира по футболу в Бразилии на Sports.ru и баннеры на главной странице в день запуска Meduza. Больше 35 % человек, перешедших на Aviasales с этих медийных проектов, в первый месяц возвращались.

Основная выручка Aviasales - комиссия партнёров: агентств и авиакомпаний, которые появляются в выдаче поисковика. Сервис обеспечивает партнёрам приток новых клиентов и берёт около 2,5 % за проданный билет. В 2013 году через Aviasales продали 2 миллиона билетов на 400 миллионов долларов. Реклама приносит метапоиску ещё 20 % оборота. По подсчётам The Village, выручка компании составила около 10 миллионов долларов. Конкуренты Aviasales зарабатывают больше за счёт международных рынков: в 2013 году британский Skyscanner удвоил выручку до 100 миллионов долларов.

Будучи крупнейшим метапоиском в России, Aviasales навязывает свои условия. В отличие от конкурентов Skyscanner, Momondo и «Яндекс.Авиа», которым платят за количество переходов, компания Калинова в большинстве случаев получает деньги только после продажи билета. «Мне надо, чтобы человек купил, так что я *** (достану) это агентство, чтобы у меня была хорошая конверсия», - горячится Калинов. Ради повышения количества заказов Aviasales готов на многое. Например, сам создаёт страницы для мобильных версий агентств, куда переходят пользователи.

Онлайн-агентства (OTA) подтверждают, что требования Aviasales жёстче, чем у зарубежных конкурентов. Калинов пользуется положением монополиста и, если у агентства цена в поиске чуть выше, чем на сайте, отключает его. Если конверсия низкая, тоже отключает. Андрей Шеховцов из BravoAvia рассказывает, как его компания перестала работать с Aviasales: «Большинство вопросов по ценообразованию решается в нашем офисе в Швейцарии. Одна из целей - иметь определённый уровень заработка. Skyscanner наши условия устраивают, а Aviasales - нет».

Агентства застряли между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, метапоиск приносит им новых покупателей, с другой - на проданных через такие сервисы билетах заработать удаётся крайне редко и крайне мало. Чтобы получать большие объёмы, нужно «вставать на кнопку», то есть попадать на первую или вторую позицию в выдаче, где самые низкие цены. Агентство демпингует и в результате оказывается банкротом. Именно пристрастие к первым строчкам в метапоисковиках убили в прошлом году «Эвитерру». «Для нас получаются продажи в ноль: 2,5 % отдаёшь метапоиску и ещё на 2 % уменьшаешь стоимость билета, чтобы попасть на первую или вторую позицию», - говорит основатель агентства Biletix Александр Сизинцев. Калинов всё прекрасно понимает, но в бизнесе нет места альтруизму. Раз агентства не могут отказаться от трафика Aviasales - будут работать по его правилам.

Высказывать претензии Aviasales партнёры не спешат. Во-первых, никто не хочет вылететь из самого крупного метапоиска российского рынка навсегда. Во-вторых, все боятся лично оказаться в немилости создателя Aviasales. «Если ты попал во враги Калинова, это конец. Поэтому я стараюсь вообще его не трогать», - говорит один из участников рынка.

Стать врагом Калинова легко. Прошлым летом он позвонил среди ночи основателю сервиса бронирования отелей «Островок» Сергею Фаге, попросил решить проблему с отелем в Бейруте. Сонный предприниматель не помог, а сказал, что разберётся к утру. Калинов начал мстить. Устроил громкий скандал в Facebook, написав несколько уничтожающих постов в соцсети. Дизайнеры Aviasales нарисовали хоббита с лицом Сергея Фаге, Калинов предложил распечатать этот рисунок своим подписчикам и друзьям в соцсети и использовал изображение в рекламе своих сервисов. С тех пор при каждом удобном случае Калинов шпыняет Фаге, хотя работать с «Островком» продолжает - Aviasales не исключил его из своей базы отелей. Теперь сервис по бронированию общается только со вторым партнёром, Максом Крайновым.

В этом году экономический кризис и банкротства туроператоров испортили планы российских туристических компаний. Aviasales вырос на 70 % против 100 % прошлого года. В России ещё много людей, которые покупают билеты в офлайне. Первая задача компании - заманить их на свой сайт. Вторая задача - освоить новые рынки, чтобы меньше зависеть от российской турбулентности и падающего спроса.

Попытку освоить международные рынки Aviasales предпринял в 2012 году, когда вслед за главным конкурентом, компанией Skyscanner, запустил поисковик под другим названием в Китае. Предполагалось, что миллиардная аудитория готова к такому продукту, гипотезу подтверждали данные маркетингового исследования, заказанного Aviasales годом ранее. Однако история о развитости китайского рынка оказалась мифом, а поход туда - ошибкой. Китайским агентствам не нужны метапоисковики. «Там всё происходит через поисковик Baidu, нашу модель они вообще не понимают», - говорит технический директор Aviasales Борис Каплуновский.

Когда покорение Китая оказалось утопией, Калинов решил сосредоточиться на других рынках, прежде всего - втором родном, тайском. Создание интерфейса на этом языке занимает больше времени, чем его разработка. Работать над тайской версией помогает менеджер Диди - она одна из шести тайских сотрудников на Пхукете. Диди кропотливо составляет слова в предложения, но когда их переносят в интерфейс, получается бессмыслица. «Когда в Великом Новгороде находили берестяные рукописи, там предложения писали cлитно, запятых не было, а пробелы cтавили между предложениями. Не было и гласных букв. Вот у тайцев это примерно так и сохранилось», - объясняет Каплуновский.

Пока компания проводит тесты и пытается понять, какое продвижение здесь сработает. Иногда Калинов в барах подходит к девушкам, показывает интерфейс и спрашивает, всё ли понятно. Так появляются отзывы от тайских пользователей из первых рук. Сейчас Aviasales привлекает популярных блогеров, среди которых звезда местного федерального канала «Три» IT Princess.

Компания приглядывается и к Америке. Для выхода на западные рынки созданный для выхода на международные рынки поисковик Jetradar пока не созрел (по данным SimilarWeb, у него всего 250 тысяч пользователей в месяц). «В Америке пускай бодаются бюджетами Kayak со Skyscanner. Когда у них закончатся деньги, мы спустимся с горы и *** (покажем им)», - бросать все силы на покорение самого большого и насыщенного в мире рынка пока рано.

Быть предпринимателем-эксцентриком и создавать потребительский сервис - большая удача. Слава о дурацких выходках, смешных одеяниях и крутом нраве всегда будет опережать информацию об экономических показателях бизнеса и привлекать внимание аудитории, даже если продукт недостаточно хорош. Харизматичные лидеры вроде Джобса, Брэнсона и Чичваркина не только обладают необыкновенным обаянием, но живут ради своего продукта и требуют полной отдачи в работе как от себя, так и от других.

Калинов начинал работу над Aviasales без желания изменить мир, но, отдав проекту семь лет жизни, близко подобрался к пантеону великих эксцентриков. Когда готовилась сделка по привлечению инвестиций, Калинов от волнения похудел на 25 килограммов и из пышущего здоровьем качка превратился в жилистого мужчину. Когда узнал, что несколько сотрудников планируют пропустить корпоратив ради отпуска на Бали, написал гневные письма: среди прочего обещал отменить премию, если они не перенесут поездку. Пропуск дня рождения компании кажется основателю предательством.

Aviasales уже стала крупнейшим метапоиском в России и диктует свои условия всему рынку. Одиозность Калинова не остановила развитие компании, не разрушила её, а, напротив, вызвала к ней ещё больший интерес. В России люди рады встать на сторону сильного и посмеяться над проигравшим. Им нужен лидер, который покажет дорогу. Калинов пришёл к успеху не только потому что построил хороший сервис, но и выделился из серой массы. Остаётся проверить, сработает ли такой подход в других странах.



Поделиться