Контурная резкость. Увеличение резкости фотографий

Резкость изображения зависит от разрешающей способности оптики и контурной резкости. То есть, повышая контурную резкость, мы увеличиваем резкость фотографии. Рассмотрим один из способов повышения контурной резкости - фильтр фотошопа “Контурная резкость”.

Фильтр Unsharp Mask / Контурная резкость позволяет управлять процессом усиления резкости. Фильтр не может восстановить резкость на фотографиях со смазом и шевеленкой и не спасет снимки, на которых фокус находится в неправильном месте. Контурная резкость - это прием обработки фотографии, позволяющий добиться эффекта ощущения большей резкости за счет усиления контраста тональных переходов. Контурная резкость усиливает локальный контраст изображения на участках, на которых изначально присутствовали резкие изменения градаций цвета. Благодаря этому изображение визуально воспринимается как более резкое.

Фильтр Unsharp Mask/ Контурная резкость позволяет управлять процессом усиления резкости. Фильтр не может восстановить резкость на фотографиях со смазом и шевеленкой и не спасет снимки, на которых фокус находится в неправильном месте. Контурная резкость - это прием обработки фотографии, позволяющий добиться эффекта ощущения большей резкости за счет усиления контраста тональных переходов. Контурная резкость усиливает локальный контраст изображения на участках, на которых изначально присутствовали резкие изменения градаций цвета. Благодаря этому изображение визуально воспринимается как более резкое.

Заходим в фотошопе в меню в “Фильтры” - "Резкость". Здесь вы найдете несколько фильтров, которые влияют на резкость изображения. Выбираем Контурную резкость.

В диалоговом окне вы видите три ползунка.

Первый - Эффект (Amount) определяет, насколько сильно затемняются или осветляются участки изображения, находящиеся на границах контура. Он отражается в процентах. Значение 100 процентов означает, что разница в тоне на границе более светлого и более тёмного участка усилится в два раза. На размер возникающего светлого или тёмного ореола данный параметр не влияет. Чем выше Amount, тем сильнее проявляется эффект чёткости на изображении.

Радиус (Radius) регулирует ширину ореолов. Радиус влияет на степень размытия копии изображения, на ширину зоны, в которой будет проявляться изменение тона. Меньший радиус используется для подчёркивания мелких деталей. Большие значения радиуса могут привести к повреждению деталей. Если вы посмотрите на яблоко на рисунке, вы увидите темную линию и похожую на рисунок карандашом линию вдоль края.

Порог (Threshold) определяет насколько сильно должны отличаться соседние области, чтобы граница между ними считалась контуром. Если значение очень высокое, резкие области будут выглядеть еще более резкими, а нерезкие - еще более размытыми. Он ограничивает действие фильтра на различные по яркости детали - не даёт проявиться шумам и в то же время сглаживает зернистость. Чем ниже Порог, тем более незаметные (более мелкие) детали затрагиваются инструментом. В некоторых случаях применение этого параметра дает "пластмассовую", неестественную картину.

Галочка Preview (Просмотр) позволяет увидеть изменения на фото в процессе их появления, не нажимая на ОК. Для этого в окне фильтра есть уменьшенный вариант редактируемого изображение. Под картинкой расположены две кнопки со значками минуса и плюса, нажимая которые, можно масштабировать фото и просматривать более детально. Между кнопками указан процент увеличения. Изначально отображение стопроцентное.

Этот фильтр нужно использовать очень осторожно, чтобы достичь наилучшего эффекта. Слишком сильное увеличение резкости может испортить снимок, сделать его неестественным.

Сколько резкости? Какие параметры использовать?

Конечно каждый снимок требует индивидуального подхода. Но есть некоторые рекомендации для тех, кто только начинает работать с фильтром Контурная резкость. Установите "Радиус" в зависимости от разрешения изображения. Если это изображение, предназначенные для публикации в интернете, разрешение изображения будет скорее всего 72 пикселей на дюйм. (или 96ppi). Если изображение предназначено для печати, разрешение должно быть примерно 300ppi.

Если вы планируете обрабатывать изображение и менять его размер, проделайте сначала все операции по обработке и измените размер снимка, а потом поднимайте резкость. Поднятие резкости - последняя операция над снимком.

Для изображения с разрешением 72ppi вы можете использовать параметр радиуса около 0,4 - 0,5 пикселей. Если радиус будет меньше, вы не увидите изменений на снимке. Если больше - появятся ореолы. Для печати изображений, 300ppi, начните с 1 до 1,7 пикселей. Для параметра Radius (Радиус) большое значение имеет и характер фотографии, точнее размер деталей на ней. Чем мельче детали, тем меньше значение параметра. И наоборот, чем крупнее детали, тем больше Радиус.

Ползунок "Порог" должен устанавливаться очень индивидуально, в зависимости от изображения, часто в диапазоне от 0 до 20.

Вот картинка для увеличения резкости. Глубина резкости на снимке маленькая. Мы хотим получить одно яблоко в резкости.

Так как мы хотим опубликовать снимок в интернете, мы выберем радиус 0,4 пикселя. Теперь экспериментируем с ползунком Эффект. Перемещая ползунок вправо, вы в диалоговом окне можете оценить результат. Для начала переместите ползунок к значению 50-60 и постепенно увеличивайте значение, двигая ползунок в право, до тех пор, пока не появятся признаки «перешарпа»: ореолы и излишняя контрастность. Как только вы их заметите, передвиньте ползунок немного назад. Таким образом вы сможете подобрать наилучшее значение для Эффекта. Если вы передвинули ползунок до 500 и нет изменений, нужно поднять значение Радиуса. Если вы хотите распечатать фотографию, можете немного «перешарпить» фотографию. На бумаге она будет смотреться нормально.

Вот настройки, которые мы выбрали для данного снимка. Порог в основном сглаживает шумы, поэтому можно оставить его на нуле или поставить значение 1. Здесь мы выбираем значение 1.

Вот для сравнения, как будут выглядеть параметры и снимок, если его перешарпить:

Нет оптимального варианта настроек для всех фотографий. Наиболее подходящие настройки находятся методом проб и ошибок.

В этом уроке по Фотошоп мы рассмотрим разные способы усиления резкости и ситуации, в которых они используются. Давайте приступим.

Почему мы не используем Резкость, Резкость+ и Резкость на краях

В меню Photoshop Усиление резкости вы найдете четыре фильтра, которые я игнорирую: Стабилизация изображения, Резкость, Резкость+ и Резкость на краях. Давайте посмотрим, почему.

Стабилизация изображения является мощным фильтром с очень специфическим назначением: удаление размытия от дрожания камеры. Эту тему можно рассмотреть в отдельном уроке, но он не имеет к резкости никакого отношения. На мой взгляд, однако, чтобы избежать дрожания камеры, лучше использовать подходящую выдержку, а не полагаться на Photoshop.

Стабилизация изображения – это прекрасный фильтр, но он не участвует в процессе усиления резкости.

Фильтр Резкость является базовым для Резкость+ и Резкость на краях. Все эти три устаревших фильтра Adobe не рекомендует использовать. Они применяют к изображению количество резкости, заданное автоматически. У вас нет никакого контроля. Резкость применяет небольшое количество, Резкость+ немного сильнее, а Резкость на краях сосредоточена только на краях, игнорируя остальные участки. Этим фильтрам нет места в хорошем процессе постобработки.

А теперь давайте рассмотрим фильтры, которые следует использовать.

Контурная резкость: быстро и просто

Контурная резкость – это пленочная техника, где размытая копия вычитается из оригинального изображения; это создает «нерезкую маску» краев. Затем маска применяется для увеличения контраста на этих краях.

Вы можете самостоятельно приблизительно имитировать этот эффект в Photoshop:

  • Преобразуйте изображение в черно-белое.
  • Продублируйте исходное изображение.
  • Примените небольшое размытие по Гауссу.
  • Измените режим наложения на Вычитание. Это создаст нерезкую маску на краях.
  • Создайте новый слой и примените Объединить видимые.
  • Измените режим наложения на Экран и отключите слой с нерезкой маской.
  • Исходный файл теперь будет выглядеть более резким (достаточно плохо).

Процесс создания контурной резкости, описанный выше.

В этом уроке я покажу вам механику применения фильтра Контурная резкость в Photoshop; он гораздо лучше справляется с задачей, чем описанная вверху техника. Чем повторять одни и те же шаги, лучше давайте посмотрим, когда именно нужно применять фильтр Контурная резкость.

Контурная резкость – это самый простой управляемый метод усиления резкости ваших изображений. Он не самый лучший, но быстрый и простой в использовании. Для изображений, которым требуется небольшое количество общего усиления резкости, это очень удобный способ.

Я усилил резкость этого изображения для урока с помощью фильтра Контурная резкость.

«Умная» резкость, о которой мы поговорим далее, использует те же общие принципы, что и Контурная резкость. Если нет необходимости использовать дополнительные функции, то фильтр Контурная резкость будет лучшим выбором.

После того, как я усиливаю резкость файла в полном разрешении – обычно с помощью «умной» резкости или техники Цветовой контраст, о которой мы тоже поговорим – я уменьшаю копию файла до нужного мне размера. Затем я использую Контурную резкость, чтобы добавить немного резкости файлу, подготовленному для экспорта. Изображения, которые были уменьшены, например, до веб-размера, утратят небольшое количество резкости. Умеренное применение Контурной резкости является быстрым и приемлемым способом усилить резкость изображения.

« Умная » резкость : лучший универсальный вариант

«Умная» резкость – это лучший фильтр для усиления резкости в Photoshop. Здесь у вас есть полный контроль над тем, как применяется усиление резкости по всему изображению. Лучше всего повышать резкость в средних тонах. И для этого вам нужна «Умная» резкость».

Чтобы применить этот фильтр, создайте новый слой Shift-Command-N и Объединить видимые. Теперь вы работаете на копии исходного изображения и всех правках, которые вы сделали.

Перейдите Фильтр > Усиление резкости > «Умная» резкость… Если дополнительные параметры не видны, щелкните на Тени/Света, чтобы раскрыть их.

Диалоговое окно «Умной» резкости.

Варианты здесь немного другие, поэтому давайте рассмотрим, что они делают:

  • Эффект и Радиус такие же, как в Контурной резкости. Они контролируют силу эффекта и размер деталей, на которые воздействует фильтр.
  • Вместо Изогелия используется Уменьшить шум, чтобы предотвратить появление шумов при чрезмерном усилении резкости. Чем больше процент, тем более избирательно будет применяться усиление резкости. Но слишком высокие значения сделают изображение «пластмассовым».
  • Удалить имеет три варианта: Размытие по Гауссу, Размытие при малой глубине, Размытие в движении. Размытие по Гауссу наиболее подходит в большинстве случаев. Если вы пытаетесь удалить размытие от движения камеры или объекта, то Размытие при малой глубине или Размытие в движении могут подойти.
  • Ослабление эффекта контролирует то, как резкость применяется в тенях и светах. Значение 0% означает, что в них резкость так же усилена, как по всему изображению. Значение 100% говорит о том, что резкость не усилена совсем.
  • Ширина тонового диапазона определяет, какие участки считаются тенями и светами. Малое число означает, что только самые темные и светлые участки изображения будут затронуты.
  • Радиус используется для контроля над смежными пикселями в тенях и светах. Каждый пиксель, который находится в пределах радиуса значения пикселей тени или света, будут также рассматриваться, как тени и света. Это предотвращает чрезмерное усиление резкости небольших цветовых вариаций.

Чтобы использовать «Умную» резкость, начните сверху диалогового окна и спускайтесь вниз. Как и в случае с Контурной резкостью, введите Эффект между 100% и 200%, а затем понемногу увеличивайте радиус до тех пор, пока вас не удовлетворит резкость в средних тонах. На данный момент не затрагивайте участки теней и света.

Если шум не является проблемой полутонов, то установите Уменьшить шум на низкое значение. Я обычно использую 0%. Для большинства изображений оставьте Размытие по Гауссу в строке Удалить.

Посмотрите на участки теней на изображении. Они обычно имеют самые большие проблемы с шумом. Если усиление резкости создает некоторые проблемы, увеличьте Ослабление эффекта, пока они не исчезнут.

В зависимости от изображения, вы можете также использовать Ширину тонового диапазона, чтобы определить, что Photoshop рассматривает как тень. Если у вас проблемы только в самых темных участках, то уменьшите значение. Или же, на мой взгляд, около 50% обычно работает хорошо.

Посмотрите на те участки, где тени граничат со средними тонами и светами. Поиграйте со слайдером Радиус до тех пор, пока переход не будет выглядеть хорошо, а резкость не слишком слабая и не слишком интенсивная.

Наконец, повторите процесс для светов. Нажмите OK, и вы закончили.

Если резкость слишком интенсивна, вы можете снизить непрозрачность слоя. На самом деле это отличный способ вместо того, чтобы потратить время на тонкую настройку каждого слайдера в диалоговом окне, лучше немного переусердствовать с резкостью. Гораздо проще и быстрее уменьшить непрозрачность этого слоя, чем возвращаться обратно в диалоговое окно и исправлять чрезмерное усиление резкости изображения.

На изображение слева резкость была усилена с помощью Контурной резкости, на среднем с помощью « Умной » резкости , а справа разница между ними . Вы можете увидеть разницу в тенях и светах там, где я намеренно не усиливал резкость в деталях.

«Умная» резкость должна быть вашим обычным способом общего повышения резкости изображений. С ним у вас есть полный контроль над тем, как резкость воздействует на тени, средние тона и света.

Цветовой контраст : выборочная резкость

Фильтры Контурная резкость и «Умная» резкость прекрасно подходят для общего усиления резкости, но они более ограничены, когда речь идет об усилении резкости определенных участков изображения, таких как глаза модели. Возможность усилить резкость некоторых деталей, при этом не затрагивая другие, является важной часть креативного усиления резкости.

Я использовал три слоя Цветового контраста, чтобы усилить резкость различных участков этого изображения.

Мой любимый инструмент для таких целей – это Цветовой контраст. Вы найдете его в Фильтр > Другие. Он создает нерезкую маску без ее применения. Это означает, что вы можете точно видеть, на какие края он воздействует, и наложить маску на те участки изображения, к которым хотите ее применить.

Итоги

С помощью фильтров Контурная резкость, «Умная» резкость и Цветовой контраст вы сможете удовлетворить все потребности. Независимо от того, зачем вы хотите усилить резкость изображения, один из этих инструментов подойдет для этих целей. Существуют другие, более продвинутые техники, но, если вы не являетесь ретушером высокого класса, вы не увидите в них никаких преимуществ.

Про увеличение резкости фотографий написано уже немало. Но всегда есть возможность по-новому взглянуть на известную тему и узнать что-то интересное. В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности увеличения резкости и обсудим различные подходы к этому вопросу. Для полноты описания сперва вкратце будет рассказано о том, что такое резкость и какие возможности для ее увеличения предлагают графические редакторы. Если вы неплохо разбираетесь в этой теме, то можете сразу перейти к третьей части, где узнаете о том, что поможет вам делать фотографии лучше. Может быть, вы найдете в этой статье что-то, что противоречит вашему профессиональному взгляду на этот вопрос, но ведь именно из разнообразия мнений и подходов к теме и появляются оптимальные решения.

1. От чего зависит резкость изображения

Резкость изображения зависит от двух факторов - разрешающей способности оптики и контурной резкости. Кроме того, на матрицах большинства камер установлен так называемый антимуарный фильтр, который в различной степени размывает изображение. Тем самым предотвращается появление муара, но, в свою очередь, понижается и резкость изображения. Разрешающую способность оптики и камеры в графическом редакторе изменить, увы, невозможно, поэтому в этой статье мы рассмотрим только вопрос изменения контурной резкости.

3. Методы манипуляции резкостью

Каждый, начинающий работать в Photoshop, ищет такой фильтр, который сможет сделать все и сразу. Нажал кнопку - и из посредственного снимка получился шедевр. Но со временем большинство фотографов замечают, что оптимальные результаты достигаются не применением одного фильтра ко всему изображению, а вариациями различных фильтров с разными параметрами и для различных участков изображения в зависимости от особенностей мотива. Усиление резкости не является исключением. В этой части мы рассмотрим некоторые способы управления резкостью, дающие лучшие результаты, чем простое применение одного из трех упомянутых фильтров на все изображение.

3.1. Увеличение резкости по яркости

В цветовом пространстве RGB яркость пикселей и их цветовые значения взаимосвязаны, поэтому при манипуляциях с изображением могут возникать нежелательные изменения цвета. При увеличении резкости эти изменения выражаются в неверных цветах на контурах объектов. Чтобы избежать этого эффекта, резкость лучше увеличивать на отдельном слое и менять режим перекрытия этого слоя на Luminosity. В цветовом пространстве Lab в этом случае достаточно работать с резкостью только в L-канале.

Надо заметить, что в некоторых редких случаях изменение режима перекрытия на Luminosity может негативно сказаться на цветах. На этом примере видно, как уменьшилась насыщенность сине-желтой ленты под головой тигра при изменении режима перекрытия, что плохо. Но в то же время исчез голубой ореол вокруг фигурок в нижней части герба, что хорошо. Проще говоря, непростое это дело - чтобы и резко было, и красиво.

3.2. Использование масок

При усилении резкости по всему изображению присутствующий шум на сплошных поверхностях может становиться более явным. Некоторые области, находящиеся в фокусе, но представляющие мало интереса для зрителя, такие как предметы на заднем плане или структура кожи на портретах, также становятся резкими. Кроме того, фильтры пытаются увеличить резкость и на тех участках фотографии, которые находятся вне фокуса, и этот процесс ничего, кроме увеличения размера файла, не дает.

Вполне естественным решением этих проблем является создание копии слоя и увеличение резкости на этой копии. После чего к этому слою добавляется маска, и на ней закрашиваются все области, где усиление резкости для нашей фотографии нежелательно либо не представляет интереса. Чтобы эффект от этих манипуляций был качественнее, советую использовать кисточку с мягкими краями и прозрачностью 15–30%, проводя при необходимости несколько раз по одному участку.

На этом примере слева резкость была увеличена по всему изображению. Справа к слою с увеличенной резкостью была добавлена маска и открыта только средняя часть цветка. Как можно увидеть, сравнив две фотографии, исчезли ореолы на лепестках, где резкость имеет мало значения для зрителя, а заодно уменьшился размер фотографии.

3.3. Работа с режимами перекрытия

После увеличения резкости на некоторых фотографиях по контурам предметов появляются белые ореолы. Темные ореолы, также возникающие при увеличении резкости, обычно не так сильно бросаются в глаза. В этом случае может помочь разделение усиления резкости на светлые и темные части. Для этого мы создаем копию слоя, применяем к ней фильтр усиления резкости и меняем режим перекрытия этого слоя на Darken. Затем делаем копию этого слоя и меняем режим перекрытия на Lighten. Теперь по мере необходимости мы можем изменить прозрачность одного из слоев или, добавив к ним маски, скрыть участки, где соответствующие темные либо светлые ореолы слишком заметны.

На следующей фотографии темные деревья видны на фоне темного неба, и светлые контуры, возникающие при увеличении резкости, только мешают. Поэтому из слоя с повышенной резкостью в правой фотографии сделаны две копии и у копии в режиме Lighten прозрачность уменьшена до 20%.

3.4. Использование свойства слоя

Еще один удобный способ борьбы с ореолами при увеличении резкости - через свойства слоя. Для этого увеличим резкость на копии слоя и двойным кликом на этой копии в списке слоев откроем ее свойства. Теперь, удерживая клавишу Alt, разделим каретку светлых тонов и передвинем ее немного вправо. Подобную процедуру можно провести и с темными тонами, если темные ореолы станут слишком заметны.

На этой фотографии светлые ореолы были убраны этим способом, что особенно заметно на клюве и кругах воды слева от камня.

3.5. Увеличение резкости по каналам

В некоторых случаях имеет смысл увеличить резкость только в одном или двух каналах RGB, возможно с различными параметрами. Этот способ может пригодиться, например при наличии слишком сильного шума в синем канале или при увеличении резкости портретов, где основные контуры - волосы и глаза - находятся в красном и зеленом каналах, а синий содержит больше информации о неровностях. В этом случае следует сделать копию изображения и поменять режим перекрытия на Luminosity, поскольку цвета по краям объектов изменятся. Теперь можно, перейдя в список каналов, выбрать по очереди каналы RGB, оставляя видимым само изображение, и поэкспериментировать с изменением резкости.

3.6. Резкость и структуры на изображении

Как уже упоминалось выше, увеличение резкости по всему изображению подобно лечению всех болезней одной таблеткой и так же редко приводит к оптимальным результатам. При работе со многими мотивами имеет смысл создать несколько слоев, в каждом из которых резкость увеличена различными методами с различными параметрами, после чего к слоям добавить маски и открыть их только на соответствующих областях.

На следующей фотографии резкость сухого дерева и мелких структур на нем можно было смело увеличить посильнее. Для этого использовался фильтр Smart Sharpen. На песке деталей меньше, и на нем резкость лучше увеличить через Unsharp Mask или Smart Sharpen с параметром Gaussian Blur. Для облаков, содержащих много различных форм, нужно создать несколько копий изображения в режиме Overlay и применить к ним фильтр Highpass с различными параметрами и уменьшить их прозрачность в разной степени.

3.7. О резкости и контурах

Лет восемь-девять назад среди фотографов стал распространяться новый способ усиления резкости. При этом способе сначала нужно было определить контуры предметов и применить усиление резкости только к ним. Хотя мало кто помнит это, но главной целью этого метода было не улучшение качества фотографий, а уменьшение размера файла. В соответствующей newsgroup (такой доисторический предок форумов) один программист Adobe удивленно поинтересовался, зачем это нужно, если параметр Threshold в Unsharp Mask примерно за это и отвечает, но его проигнорировали и успешно забыли, воодушевленные новым интересным методом.

Лично я рекомендую не пользоваться контурной резкостью. Хотя в теории этот способ очень заманчив, на практике бывает очень сложно найти подходящие к мотиву параметры. Фотографии, в которых резкость была увеличена по этому методу, чаще всего легко определить по «мыльности» изображения. Сплошные поверхности в таких фотографиях практически лишены деталей, поскольку не подвергались усилению резкости, в то время как контуры предметов слишком бросаются в глаза. С мелкими структурами, как трава, дела обстоят еще хуже: при частичном включении их в увеличение резкости они напоминают кашу из иголок, при исключении их из обработки они остаются нерезкими. В ранних моделях цифровых компакт-камер использовался именно такой метод обработки данных с матрицы - усиление резкости по краям, необходимое, чтобы уменьшить размер файлов. Не исключаю возможности, что существуют поклонники фотографий такого качества, но пока мне никто в этом не признавался.

При увеличении резкости по всему изображению на границах объектов могут появляться светлые ореолы, которые особенно портят снимок, если сами объекты имеют темный оттенок. Да, я помню, что эта проблема несколько раз уже упоминалась в этой статье, но считаю ее самым серьезным аспектом работы с резкостью, поэтому иногда напоминаю о ней. Так вот - о резкости на контурах. На мой взгляд, зритель и так неплохо видит явные границы между объектами, поэтому нет смысла дополнительно указывать ему на них. Скорее качество изображения может улучшиться, если подчеркнуть только резкость структур и, наоборот, уменьшить влияние резкости на контурах, прикрыв ее маской.

Увеличение резкости только по контурам может быть оправданно только в одном случае - если на сплошных поверхностях, таких как небо, слишком заметен шум. Но дело в том, что визуально резкость создается также и за счет некоторого шума на поверхностях, который при этом методе как раз уменьшается. Поэтому в тех случаях, когда шум слишком мешает, лучше перед увеличением резкости воспользоваться шумодавом по сплошным поверхностям либо не применять увеличение резкости к таким поверхностям, скрыв их маской, а еще лучше - и то и другое.

Какой из этих двух способов использовать - усиление резкости на контурах либо уменьшение контурной резкости, каждый может выбрать сам, поэкспериментировав и с тем, и с другим методами. Так как они оба базируются на создании контурной маски, рассмотрим процесс, общий для этих методов.

1. Для начала перейдем в список каналов и выберем канал, в котором содержится самое большое количество контуров. Теперь сделаем копию этого канала, кликнув на него правой кнопкой и выбрав Duplicate Channel либо перетащив его на иконку нового канала. Если мы не сможем определить такой канал либо нам просто лень его искать, то выберем все изображение (Ctrl+A), создадим в списке каналов новый альфа-канал и скопируем в него изображение (Ctrl+V). Если вы умеете работать с диалогом Calculations, то вы сами знаете, как проделать эти манипуляции.

2. Теперь выберем наш новый альфа-канал и вызовем фильтр Stylize-Find Edges

3. Немного размоем найденные контуры с помощью фильтра Blur-Gassian Blur. Контуры должны стать достаточно мягкими, но все еще заметными.

4. Если вы работаете по второму методу, контурной резкости, то маску нужно инвертировать (Ctrl+I).

5. Теперь вызовем диалог уровней (Ctrl+L) и, передвигая каретки, определим, на каких участках будет видно влияние увеличения резкости. Если вы предпочтете первый вариант, скрытие резких контуров, то передвигайте правую и среднюю каретку влево, чтобы резкость была видна на достаточно больших участках изображения. Если же вы выберете второй вариант, увеличение контурной резкости, то передвигайте левую и среднюю каретку вправо.

6. Теперь выделим этот альфа-канал, кликнув на него при нажатой клавише Ctrl либо через самую левую иконку Load Selection под списком каналов.

7. Вернемся в список слоев, создадим копию изображения и добавим к ней маску. Выделение автоматически превратится в маску слоя.

8. Теперь можно вызвать ваш любимый метод увеличения резкости на маскированной копии изображения. Если влияние маски будет недостаточным, ее можно опять немного размыть, после чего изменить с помощью уровней или кривых.

Другой процесс создания маски, который я использовал раньше, немного сложнее, но он удобен тем, что эффект маски виден сразу, во время самого процесса. При этом методе делается копия изображения, к ней сразу добавляется маска, и в нее копируется какой-либо из каналов либо все изображение. Теперь увеличивается резкость копии изображения, и все упомянутые операции по нахождению контуров проводятся на маске.

На примере ниже я попробовал добиться оптимального результата, который позволяет каждый из методов. На изображении с усилением резкости контуров очевидна «мыльность», явно видимая на деревьях. В то же время по контурам гор видны ненужные ореолы повышения резкости. Но не исключено, что именно для вашего мотива именно этот способ даст оптимальные результаты.

Эта фотография с удалением резкости контуров выглядит гораздо качественнее. Но это на мой вкус.

Лично я давно уже не использую ни один из этих методов, предпочитая более долгий способ увеличения резкости по всему изображению с последующим закрашиванием на маске проблемных областей либо работу с резкостью по участкам с различными структурами.

3.8. Поэтапное уменьшение

Еще один из частых советов по уменьшению фотографий - делать это поэтапно и шарпить изображение после каждого уменьшения. Таким образом, как утверждается, сохраняются детали, которые при одноразовом уменьшении потерялись бы. Не буду говорить, что подобный способ никуда не годится, вполне возможно, что кому-то он помогает. Но надо заметить, что при уменьшении изображения мелкие детали пропадут так или иначе, только при пошаговом уменьшении они будут умирать медленно и мучительно, на каждом этапе обогащаясь темной и светлой каймой по контурам, которые будут при следующем уменьшении создавать очередные контуры. Если к тому же у вас на фотографии есть мелкие структуры и вы являетесь любителем разноцветных полосок, то поэтапное уменьшение - лучший способ добиться муара. На мой взгляд, который я, конечно же, никому не навязываю, поэтапное уменьшение с шарпингом годится только для того, чтобы убить лишнее время. Если кто-то сможет привести пример фотографии, уменьшенной этим способом так, что я не смогу добиться того же одноразовым уменьшением и шарпингом, обещаю взять свои слова обратно и принести свои извинения.

4. Некоторые общие правила для увеличения резкости

1. Проводите увеличение резкости в последнюю очередь, перед сохранением изображения. Исключение можно сделать только в том случае, если вы хотите создать на фотографии пресловутый «гламурный» эффект, сделав копию слоя в режиме перекрытия Soft Light и размыв ее. Тогда резкость лучше увеличивать до этой процедуры.

2. При увеличении резкости рассматривайте изображение в стопроцентном размере. В крайнем случае Photoshop дает возможность оценивать резкость в уменьшении 50% или 25%, но не в промежуточных масштабах.

3. При необходимости пройдитесь шумодавом по сплошным поверхностям на фотографии.

4. Пробуйте, какой способ подходит больше для вашего изображения: Unsharp Mask или Smart Sharpen, их результаты могут быть различными для разных случаев.

5. Не увеличивайте сильно параметр Threshold. Для большинства фотографий его лучше оставлять на нуле.

6. Увеличение резкости проводите либо на канале яркости в Lab, либо на отдельном слое с режимом перекрытия Luminosity.

7. Не забывайте, что на жидкокристаллических мониторах изображение выглядит более резким, чем на CRT. Кроме того, некоторые пользователи, покупающие ЖК-мониторы с большим разрешением, обнаруживают, что читать буквы такого размера довольно сложно, и устанавливают монитор на «неродное» разрешение. Это никогда не сказывается положительно на резкости, и насколько заметно ухудшение качества изображения, зависит от качества монитора.

5. Заключение

В качестве заключительного слова хотел бы напомнить… нет, не в очередной раз о белых ореолах. Хотел я напомнить, что описание различных методов работы с изображениями, в том числе и повышения резкости, должно подходить к вашим фотографиям, вашим мотивам и вашим предпочтениям. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, - перепробовать все способы и сделать так, как вы посчитаете нужным. И еще не стоит забывать, что главное в фотографии - это идея и момент, а обработка в Photoshop играет второстепенную роль.

Продолжим разговор о режиме More Accurate (Точнее) . Давайте откроем окно фильтра и выберем старый режим работы. А так же, сделаем активным режим More Accurate (Точнее) . Сделать это можно, как мы уже видели, нажав на пиктограмму с шестеренкой справа вверху. Раскрывается окошко, где нам предлагают проставить галочки "Использовать прежние" и "Точнее" . Вот, давайте их обе и поставим и перейдем в старый режим работы фильтра с включенным режимом "Точнее" , который мы сейчас и будем рассматривать:

Как мы видим, в старом режиме параметр "Уменьшить шум" стал неактивен.

Все, настроили фильтр так, как нужно, можно начинать разбираться с тем, как это все работает. Давайте вспомним картинку полученную со включенным режимом More Accurate (Точнее) :

Что здесь важно? Важно то, что на границе первичного ореола, формируется инверсный вторичный. А при сильном воздействии еще и инверсный вторичному, третичный ореол. То есть, что мы видим? Чередование светлых и темных ореолов. Ничего не напоминает? Вспоминаем итоговую формулу из 8 части:

«x1 + x0 | x2 — x0 | x3 + x0 | x4 — x0… - Восстановленное изображение

В итоге вместо размытого изображения получили исходное изображение, к пикселям которого добавлена неизвестная константа x0 с чередующимся знаком.»

Но мы применили фильтр не к размытому изображению, а к идеально резкому. Сделано это было для того, чтобы наглядно продемонстрировать структуру образующихся ореолов. Давайте для еще большей наглядности применим этот фильтр с разной силой воздействия. И, для сравнения, расположим рядом картинку с размытой границей.

Самый левый сегмент, это гауссово размытие контура с радиусом 20. Дальше идут различные варианты воздействия фильтра. В последнем сегменте, обычный Unsharp Mask (Контурная резкость).

Отчетливо видно, что при увеличении силы воздействия, помимо нарастания интенсивности первичных ореолов нерезкого маскирования, растет и интенсивность вторичных инверсных ореолов сформированных на границе первичных. Как я уже говорил ранее, в режиме форма ореолов специально сделана не с гауссовым распределением яркости. Это сделано для того, чтобы на их границе легче было сформировать вторичные инверсные ореолы.

С помощью пипетки легко убедиться в том, что ширина размытия в первом сегменте картинки точно такая, какой ей и положенно быть при радиусе 20. Ровно 50 пикселей. И ширина ореолов образованных точно такая же. И граница результатов работы точно такая же при максимальном его воздействии в четвертом сегменте. То есть, суммарная ширина ореолов точно такая же, как и при использовании Unsharp Mask (Контурная резкость) с таким же радиусом. А вот форма ореолов абсолютно разная.

Что это нам дает? А то, что применив такой алгоритм формирования ореолов к размытому контуру, можно его восстановить (смотрим формулу выше). То есть, такие чередующиеся ореолы восстановят границу и взаимно погасят друг друга. Но взглянув на картинку выше можно усомниться в этом. И совершенно верно. Потому что, во-первых, мы воздействовали фильтром не на размытую границу, а на идеально резкую. А во-вторых, на таких больших размытиях этот фильтр нормально работать и не будет. В силу достаточно простых алгоритмов заложенных в него.

А вот если мы возьмем реальное размытие, которое дает современная оптика, то картина будет уже совершенно иной. Размытие связки современный объектив-камера лежит где-то в районе гауссовых радиусов 0,3-1,5. За размытие цифрового изображения ответственен не только сам объектив, но и низкочастотный антиалиасный фильтр (Antialiasing Filter). То есть, если разглядывать саму фотографию, реальная ширина размытия будет от 1 до 4 пикселей. И вот на таких узких зонах фильтр уже будет работать нормально, как и задумывался.

Вот давайте теперь и посмотрим, как Smart Sharpen ("Умная" резкость) будет работать на малых размытиях. Возьмем за основу не профессиональную, но приличную зеркалку с не самым резким, но и не самым мыльным объективом. Размытие будет где-то в пределах 0,7-1,0. То есть, реально, 2-3 пикселя. Для тестирования возьмем не реальную фотографию (ибо размытие там, все же, может немного отличаться от гауссова), а такую вот нарисованную картинку:

И размоем ее гауссом с радиусом, скажем, 0,85

А теперь начинаем подбирать радиус и силу воздействия фильтра. При радиусе равном радиусу размытия (0,8) оптимальная сила воздействия составит для данной картинки 350%. Однако, если еще поэкспериментировать, то окажется, что наилучший результат получается с радиусом 0,6 и силой воздействия 400. Разницу можно заметить только при увеличени картинки до 200-400%, но она есть. А почему оптимальным оказался радиус, меньше радиуса размытия? Об этом поговорим позже, когда рассморим как работает новая версия фильтра.

Видим, что размытые контуры почти полностью восстановились. И, что самое главное, совсем отсутствуют ореолы нерезкого маскирования. И никаким из способов нерезкого маскирования такого восстановления получить не удастся. Можете сами попробовать и убедится.

Впрочем, не все так идеально, как хотелось бы. При масштабе 1:1 мы видим почти восстановленную картинку. Но если ее увеличить, станет виден некоторый "звон" из артефактов вокруг контуров:

И все бы ничего, можно было бы не обращать на них внимания, так как при просмотре в полном разрешении этих артефактов совсем не наблюдается, как вы могли видеть выше. Но вся беда в том, что на любой цифровой фотографии присутствует шум. Пусть почти неразличимый, но он есть. И вот эти артефакты вместе с воздействием самого фильтра его как раз и усилят, хотя и не катастрофично. Поэтому, это накладывает определенные ограничения на использование этого фильтра. Либо применять его к изображениям, где отсутствуют крупные однородные области (небо в пейзаже, кожа в лицевом портрете, и т.п.), либо маскировать их, либо предварительно убирать с них шум. Еще одним важным требованием для получения максимально качественного результата при использовании этого фильтра, является точный подбор радиуса и силы воздействия. Именно в паре. И еще одно замечание. Как вы могли заметить, наилучший результат дает не такое же значение радиуса, как радиус размытия, а немного меньшее. Это отмечал и Стефан Марш при описании работы своего экшена по повышению резкости. Думаю, что это, скорее всего, была недоработка разработчиков. Как мы увидим дальше, в новой версии фильтра это устранено.

Несмотря на наличие недостатков, эта старая версия фильтра, как мы увидим дальше, дает самое лучшее восстановление размытых деталей. Поэтому, не стоит ее списывать со счетов и пользоваться только новой версией фильтра. Для некоторых фотографий, этот способ повышения резкости является наилучшим.

Рассмотрим еще работу режима . Главной моей ошибкой в старой редакции статьи было то, что я моделировал смаз на идеально резком контуре и потом пытался применить этот режим для восстановления смазанного контура. Из-за чего и были сделаны неверные выводы.

Так как даже в не смазанной фотографии присутствует некоторое размытие, давайте сначала размоем контур и только потом применим к нему фильтр "Размытие в движении" . Пусть радиус общего размытие буде таким же, как и в предыдущих примерах 0,8. А размытие в движении зададим перпендикулярно контрастной границе со значением 3.

И применим к получившейся картинке фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) в режиме Motion Blur (Размытие в движении) с включенным режимом More Accurate (Точнее). Наилучший результат получился при силе воздействия 400% и радиусом 2,5.

Слева, имитация смаза на 3 пикселя, а справа попытка фильтра восстановить контур. Видно, что некоторое восстановление произошло. Но в отличии от режима Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) , качество восстановления еще далеко от удовлетворительного. При еще бОльших смазах, качество уже не выдерживает никакой критики.

Теперь, настала пора рассмотреть новую версию фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость) . Честно, не помню уже в какой версии Photoshop она обновилась. Так как со старой версией мы детально разобрались, в новой нам предстоит рассмотреть только новый параметр "Уменьшить шум" и дальнейшее развитие алгоритмов деконволюции.

Интерфейс нового фильтра мы уже видели выше. Чтобы задействовать новую версию фильтра, снимите галочку "Использовать прежние" . После этого параметр "Уменьшить шум" становится доступным.

Вот давайте и начнем с него. В первую очередь нужно отметить, что это не аналог параметра Threshold (Порог) в фильтре Unsharp Mask (Контурная резкость), и ничего общего с ним не имеет. По большому счету, говорить много о нем просто не о чем. По сути, это встроенный в фильтр шумодав, который не влияет на работу самого фильтра. Причем, весьма качественный. Сильные шумы от высоких ISO он не удалит, зато малозаметный шум на равномерных поверхностях, который неизбежно усилился бы при повышении резкости, удалят просто на ура. При этом, практически не затрагивая самых мелких деталей, что крайне важно.

Этот параметр работает независимо. То есть, можно сказать, что он предварительно подготавливает изображение для повышения резкости, удаляя шумы, чтобы избежать их усиления. Давайте взглянем на работу этого параметра на реальном изображении:

Слева, фрагмент оригинала фотографии.

В центре, без повышения резкости, ползунок удаления шумов выставлен на 10%. Как можно видеть, шумы удалены, а самые мелкие детали практически полностью сохранились.

Справа, так же, удалены шумы, плюс повышена резкость.

Таким образом, разработчики избавили от необходимости плясок с бубнами по маскированию, или предварительному выборочному шумоподавлению. За что им отдельное спасибо. После появления этого параметра, я практически забыл, что такое Noise Ninja.

Ну и в завершении, рассмотрим, что поменялось в алгоритмах повышения резкости в новой версии фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость).

Так же, как и в старой версии, наибольшее практическое применение имеет только режим Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) . Теперь галочка режима More Accurate (Точнее) недоступна. Потому что этот режим принудительно включен постоянно. Общий принцип остался тем же самым. За исключением двух моментов. Давайте сравним действие фильтра на резкую границу с одинаковыми параметрами в старой и новой версии. Зададим силу воздействия 500% и радиус 20.

Слева, результат работы старой версии фильтра. Справа, отработала новая версия. Видно, что общая форма ореолов одинаковая. Если промерить пипеткой, то и граница воздействия фильтра тоже одинаковая, 50 пикселей. Но вот распределение яркостей другое. Видно, что первичные ореолы стали уже, а вторичные немного интенсивней. Третичные ореолы в новой версии стали немного менее интенсивны и с более плавным градиентом.

Почему? Да просто потому, что разработчики доработали математику заложенную еще в старой версии. Давайте возьмем уже знакомую картинку с размытием 0,8 и подберем параметры для нее в новой версии фильтра. Здесь, оптимальными оказались 500% силы воздействия при радиусе 0,8.

Если сравнить ее в масштабе 1:1 с той, что была получена с использованием старой версии фильтра, различия едва заметны для глаза. Но они есть. Новая версия отработала чуть мягче. Увидеть различия можно при увеличении.

Кстати, обратите внимание, что здесь оптимальным оказался такой же радиус, который мы использовали для размытия. И это не случайно. На картинке выше, где мы сравнивали старую и новую версии фильтра, видно, что в новой версии первичные ореолы уже. Потому и оптимальный радиус оказался равным не 0,6 как на старой версии, а 0,8. Думаю, разработчики помимо улучшения математики алгоритма, это сделали специально. Так сказать, унифицировали.

Давайте взглянем на увеличенный фрагмент.

Видно, что артефактов практически нет. Хотя параметр удаления шумов стоял сдвинутый в ноль. Контуры слегка сглажены. Эта сглаженность, хоть и едва различимая, но видна и при масштабе 1:1 по сравнению с работой старой версии фильтра.

За счет чего это произошло? Тут у меня только догадки, но я полагаю, что разработчики по умолчанию включили в работу фильтра какое-то фиксированное значение аналога параметра Threshold (Порог) из фильтра Unsharp Mask (Контурная резкость) . С одной стороны, это хорошо. С другой, плохо. Потому что мы не можем никак влиять на его работу. Ни регулировать его, ни вообще отключить. Именно поэтому я и писал выше, что не стоит забывать про старую версию фильтра. Иногда она оказывается более полезной. Как раз из-за отсутствия там аналога Threshold (Порог) . Если бы в последующих версиях программы разработчики включили в фильтр регулируемый параметр Threshold (Порог) , тогда смело можно было бы забыть про старые версии и сказать им спасибо.

Зато теперь, в новой версии фильтра, благодаря подавлению артефактов, можно делать то, о чем я говорил в предыдущих частях. Последовательно поднимать резкость в несколько проходов, так как не образуется ореолов и артефактов при восстановлении контуров. Учитывая компромисс между скоростью работы фильтра и сложностью математического аппарата, более двух проходов пока не стоит делать. В первом проходе не нужно добиваться максимально хорошего результата. Важно добиться некоторого восстановления размытого контура при полном отсутствии ореолов и артефактов. Во втором проходе настройки фильтра, естественно, должны быть уже совершенно другими. Хотя бы потому, что в первом проходе мы уже частично устранили размытие. То есть, радиус размытия стал меньше. Значит и радиус в настройках фильтра нужно уменьшить. И такой двухпроходный метод действительно может выдать более качественный результат.

Всегда ли нужно обрабатывать в два прохода? Конечно же нет. Тут все уже зависит от конкретной фотографии. Ибо не существует единого универсального рецепта. Но если вы обрабатываете фотографию не в рабочем потоке, а индивидуально, так сказать, "вылизываете" ее, то имеет смысл попробовать различные варианты.

Давайте, справедливости ради посмотрим, как работает режим Motion Blur (Размытие в движении) с включенным режимом More Accurate (Точнее) в новой версии фильтра и сравним со старой.

Слева, имитация смаза. В центре, работа фильтра в старом режиме. А справа, то, как отработала новая версия фильтра. Несмотря на то, что результат оказался уже ощутимо лучше, все равно качество восстановления контура еще далеко от идеала. Чего не скажешь о режиме Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) , который восстанавливает контуры без образования ореолов уже очень хорошо.

В заключении, не могу не процитировать уважаемого мной Андрея Журавлева:

Почему я считаю Smart Sharpen трижды бестолковым.

Во-первых. Решение проблемы пробоев — это хорошо, но фильтр по прежнему не обеспечивает раздельного управления темными и светлыми ореолами (не говоря уже про более интересные вещи). А значит нам по прежнему нужен шаманский бубен.

Во-вторых. К этому фильтру (как и ко многим другим инструментам Photoshop) до сих пор нет нормального описания. Соответственно, в головах большинства пользователей нет нормального понимания алгоритма его работы. Как следствие, широко распространившаяся эйфория и приписывание Smart Sharpen возможностей, которых он реально не имеет (см. во-первых).

В-третьих. Общее успокоенность Adobe на тему реальных улучшений инструментов искусственного повышения резкости. А чего суетиться? Новый инструмент сделали! Резкость теперь «умная»! Какие еще претензии?

При всем уважении, не согласен с таким утверждением в корне.

Во-первых, хотя раздельного управления яркостью ореолов нет, как раз "более интересные вещи" в полной мере присутствуют. Этот фильтр даже в старом режиме работы оказался прорывом в области повышения резкости. За счет внедренных в него алгоритмов деконволюции.

Во-вторых, хотя вменяемого описания фильтра действительно нет (с этим трудно поспорить), тем не менее возможности фильтра, зачастую, не только не преувеличины, а скорее сильно недооценены.

Характерным примером "приписывания возможностей" без внятного понимания алгоритмов работы, является экшен Павла Косенко Intelligent Sharpen 2. Сам экшен работает достаточно качественно. Но вот за каким лешим туда приплели Smart Sharpen я не знаю. Видимо, чтобы "приписать возможности". Экшен предназначен для повышения резкости в ресайзах. А на таких малых радиусах размытия изображения (при его уменьшении в 4-5 раз радиус не превышает 1 пикселя) все фильтры работают почти одинаково. Ибо реальная ширина ореола у них у всех равна ровно одному пикселю. Правда, тут следует сделать важную оговорку. Если при включенном режиме More Accurate и максимальной силе воздействия 500% мы увеличим радиус до 0,2 (как в экшене), то начинают уже проявляться вторичные инверсные темные ореолы. Которые добавляют уже не резкость, не перешарп, как утверждает Павел, а просто грязь. Эту грязь, даже несмотря на ослабление воздействия фильтра в светлых областях, при увеличении легко можно увидеть вокруг мелких веток, на приведенной в качестве примера фотографии после повышения в ней резкости этим экшеном. Точно такого же результата (как в экшене), только вдобавок еще и без грязи, можно добиться с использованием Unsharp Mask и Blend If.

Вся мощь и все достоинства фильтра Smart Sharpen в режиме More Accurate проявляются при работе с фотографиями в оригинальном разрешении. Когда зона размытия контуров 2 и более пикселей. То есть, уже можно сформировать деконволюционные ореолы соответствующие зоне размытия.

В-третьих, резкость таки стала действительно "умной". Да, есть еще недочеты, есть, что улучшить, но появившаяся возможность восстановления размытого контура без образования опостылевших всем ореолов, вполне заслуживает называться "умной".

На этом мы закончим детально разбираться с новым фильтром. Впереди у нас остается еще один фильтр входящий в состав Adobe Camera Raw . А потом будем смотреть, как на практике можно применить полученные знания.

О программе Adobe Photoshop

Adobe Photoshop – один из наиболее популярных пакетов для обработки растровой графики. Несмотря на высокую цену, программой пользуются до 80% профессиональных дизайнеров, фотографов, художников компьютерной графики. Благодаря огромным функциональным возможностям и простоте использования Adobe Photoshop занимает доминирующее положение на рынке графических редакторов.

Богатый инструментарий и простота применения делает программу удобной как для простой коррекции фотографий, так и для создания сложных изображений.

Тема 3. Улучшение фотографий. Урок 5. Улучшение изображений с помощью группы фильтров «Усиление резкости» Adobe Photoshop.

На первый взгляд странно, что штатные методы Adobe Photoshop, позволяющие улучшить чёткость фотографии, рассматриваются на пятом уроке темы. Действительно, инструмент «Резкость» и группа фильтров «Усиление резкости» присутствуют в Фотошопе, начиная с первых версий и до Adobe Photoshop CS6. Они просты и наглядны. Однако, есть и минус. Большая часть инструментов автоматизирована. Это означает, что пользователь не всегда получает то, что ожидал.

Почему? Каждая фотография уникальна. Где-то необходимо очень деликатно поработать над чёткостью. В некоторых случаях необходимы глобальные изменения. Автоматические фильтры зачастую пасуют перед таким разнообразием задач.

Тем не менее, в работе по увеличению резкости фотографии штатные инструменты очень мощны и удобны, если знать, как ими правильно пользоваться. Соблюдая некоторые правила работы, можно быстро достигнуть впечатляющих результатов. Этому и попытаемся научиться в рамках данного урока по изучению Adobe Photoshop.

Практическая часть.

Где и когда применяются стандартные инструменты и заранее заданные параметры?

Конечно же, при необходимости быстрой обработки «типичных задач».

Для наглядности в качестве «жертвы» по усилению резкости возьмём фото из террариума. Любой снимок живого существа через стекло априори является слегка «смазанным». И увеличение контрастности идёт ему на пользу.

Инструмент «Резкость» Adobe Photoshop

Инструмент «Резкость » является базовым для графического редактора Фотошоп, он располагается на основной панели инструментов.

Организация управления инструментом стандартна. При выборе «Резкости» отображается Контекстное меню или панель свойств инструмента. Оно находится под основной линейкой меню Adobe Photoshop и построено на основании меню кистей. Поэтому предварительно стоит изучить основы управления кистями.

В панели меню видим три основных блока:

1. Размер и форма кисти. Вы можете выбрать любой вид кисти из предварительных установок или задать свои параметры. Для регулировки используются два ползунка. Верхний отвечает за диаметр кисти. Нижний – за жёсткость. В нашем случае под словом «жёсткость» понимается растушёвка краёв кисти. При установленном параметре 0% зона растушёвки занимает 50% площади кисти. «Жёсткость» на уровне 100% означает отсутствие растушёвки в принципе.

Более подробно о том, что такое растушёвка можно почитать в уроке «выделение с растушёвкой ».

2. Режимы наложения . В основе этого блока лежат режимы наложения слоёв. В уроке «выделение» подробно описано, что такое слои. А специфика работы части из способов наложения есть в занятии «усиление резкости с помощью слоёв в фотошоп ». Кисти резкости работают в нескольких режимах. Для изменения метода работы необходимо выбрать соответствующий пункт в блоке Режим (Mode). Опишем каждый из вариантов:

  • Нормальный : обычный алгоритм усиления резкости – темним тени и добавляем яркости в светлые области
  • Затемнение (Darken). В данном случае программа определяет основной оттенок (значение среднего) в зоне кисти и увеличивает резкость только для тёмных зон. Воздействие осуществляется исключительно на пиксели с параметром яркости ниже, чем у основного цвета.
  • Замена светлым (Lighten). Полная противоположность предыдущему методу. Фотошоп увеличивает резкость светлых областей.
  • Цветовой тон (Hue). Очень интересный инструмент. Он увеличивает присутствие дополнительных цветов. То есть тех, которые мало заметны на фотографии. В результате наша фотография становится более яркой, броской. Минусом инструмента может стать глобальное изменение цветовой гаммы. Не всегда приятное.
  • Насыщенность (Насыщенность). В данном режиме увеличивается резкость основных цветов нашего снимка. Если сказать просто – это усиление эффекта цветности фотографии.
  • Яркость (Luminosity), естественно, увеличивает контрастность канала яркости. Режим деликатен к цветовой гамме, но очень «медленный» (эффект достаточно слабый).

3. Следующий инструмент настройки называется «Интенсивность» или «Нажим». Даётся два названия, поскольку в различных вариантах русского фотошопа используются различные переводы. В оригинале это меню имеет название Pressure. Ползунок или числовое значение устанавливают в зависимости от того, насколько мощно нужно будет применить наш инструмент. 0% - нет эффекта. 100% - самый мощный.

Совет : старайтесь избегать использования граничных значений интенсивности или нажима любого инструмента коррекции. Лучше 2-3 раза применить один и тот же инструмент, чем излишне мощным воздействием испортить фотографию.

4. Дополнительные пункты настройки. Галочка возле слов «Образец со всех слоёв » приведёт к тому, что инструмент «Резкость» будет воздействовать на все слои изображения. Это не всегда оправдано. Отметка «Защитить детали» очень полезна. Она уменьшает воздействие инструмента в зонах с тонкими линиями и малыми площадями. Это спасает детализацию снимка.

Таким образом для работы с инструментом «Резкость»:

  • Выберите инструмент на панели инструментов
  • В возникшем контекстном меню установите необходимые параметры кисти
  • Проводя инструментом (с нажатой левой клавишей мыши) по целевым зонам исправьте параметры резкости

Без крайней необходимости не устанавливайте в инструментах коррекции жёсткость на 100% - будут отчётливо видны границы вашей работы. Мягкие контуры кисти обеспечивают плавный незаметный глазу переход от исправленной зоны к оригиналу.

Старайтесь не работать на слое основы. Это лишает Вас дополнительных возможностей. Создайте копию слоя. Увеличьте резкость на ней. В таком случае вы сможете регулировать силу полученного эффекта установкой параметра «Прозрачности слоя». А также дополнительно доработать резкость с помощью режима наложения. Как это делается – описано в уроке «увеличение резкости с помощью слоёв ».

Используйте последовательно несколько режимов инструмента «Резкость» (с мягкими параметрами кисти). Например, увеличив цветность, поработайте с насыщенностью и/или светлыми и тёмными зонами.

Если необходимо добиться максимального сохранения цветовой гаммы и не допустить образования ореола вокруг зон контрастности, работайте инструментом «Резкость» в режиме Яркость (Luminosity).

Улучшение вида фотографии с помощью группы фильтров «Усиление резкости»

Как понятно из названия, вызов инструментов группы осуществляется через меню «Фильтр». В русскоязычной версии фотошоп ищем пункт «Усиление резкости». В оригинальной – Sharpen.

Группа «Усиление резкости » состоит из пяти составляющих. Начнём с последних. (в английском варианте меню они первые).

  1. Усиление резкости (Sharpen) – автоматически усиливает резкость изображения. Сила эффекта сравнима с наложением слоя самого на себя в режиме «мягкий свет»
  2. Фильтр «Резкость +» (Sharpen More) . Абсолютно аналогичен по алгоритму фильтру Sharpen. За одним исключением – силе эффекта. Если «Резкость» даёт мягкое увеличение контрастности, сравнимое с наложением в «мягком свете», то «Резкость +» скорее похожа на «перекрытие».
  3. Резкость на краях (Sharpen Edges) . Данный фильтр интересен тем, что работает не со всем изображением, а с его фрагментами. При выборе контурной резкости Фотошоп определяет зоны перехода цветов (зоны контраста) и усиливает резкость только в этих областях. Таким образом, плавные переходы (небо, вода, кожа) остаются нетронутыми. Удобно, но есть недостаток – фильтр полностью автоматический и настроить его параметры невозможно.
  4. Контурная резкость (Unsharp Mask) – это та же резкость на краях, только с возможностью настройки.
  5. И, наконец, фильтр «умная резкость» (Smart Sharpen) . Наиболее мощный инструмент группы. С его помощью можно отрегулировать способ усиления резкости, детализацию в зонах света и тени и другие параметры.

О применении автоматических фильтров долго писать не стоит. Алгоритм прост:

  • В меню «Фильтр» - «Усиление резкости» выберите один из фильтров
  • При необходимости повторите операцию.

Теперь поговорим о сложном.

Фильтры с регулируемыми параметрами.

Начнём с «Контурной резкости» (Unsharp Mask) .

При выборе данного инструмента появляется палитра установок параметров. Её вид схож с палитрами других элементов. Имеет большое окно предварительного просмотра,на котором отображается часть фотографии. Под окном находятся две кнопки изменения масштаба (приблизить и отдалить). Текущий масштаб отображается между ними в цифровом виде.

Вы можете сами настроить, какую зону фотографии удобней просматривать в окне. Если навести указатель мыши на зону просмотра, курсор изменит вид (станет похож на руку). Удерживая левую клавишу мыши, можно регулировать отображение фрагментов в окне.

Справа под кнопками ОК и Отменить есть возможность включить предварительный просмотр всего изображения. Но, как показывает практика, это не особо удобно. Намного лучше видеть оригинал, а в окне инструмента - ожидаемый результат.

  • «Эффект» - данный ползунок отвечает за уровень резкости. Чем он больше, тем более контрастной станет фотография.
  • «Радиус» . Данная шкала измеряется в пикселях. Она отвечает за установку радиуса, внутри которого будет происходить поиск границ света и тени. Чем меньше радиус – тем больше деталей остаётся видимыми. Большой радиус напротив «уничтожает» мелкие объекты.
  • «Изогелия» устанавливает количество полутонов и плавность переходов между цветами. Излишне большие параметры этой шкалы могут существенно ухудшить снимок. Но бывают незаменимы при создании контурных изображений на основе «тёмных» фото.

Для применения данного фильтра:

  • Выделите целевую зону слоя (если не выделили – фильтр применяется ко всему активному слою)
  • В меню «Фильтр» - «Усиление резкости» выберите «Контурная резкость»
  • В возникшем меню инструмента установите необходимые параметры
  • Нажмите ОК.

Применение умной резкости (Smart Sharpen)

Работа данного фильтра во многом напоминает работу «Контурной резкости». Разница в том, что Smart Sharpen позволяет пользователю оперировать большим числом параметров.

Палитра свойств инструмента имеет 2 вида: обычный и расширенный. Разница между ними в доступности дополнительных инструментов регулировки работы.

Начнём с описания общих для обоих режимов блоков.

В левой части палитры находится окно предварительного просмотра. Его настройки и работа аналогичны такому же окну фильтра «Контурная резкость».

Справа находится переключение между обычным и расширенным режимами.

Ниже (в обычном режиме) две шкалы с бегунками.

  1. Первая называется «Эффект» и отвечает за уровень увеличения резкости.
  2. Вторая, «радиус» аналогична настройкам «Контурной резкости» - устанавливает радиус поиска граней.

Ниже находится выпадающее окно выбора из трёх вариантов. Это «Размытие по Гауссу», «Размытие при малой глубине» и «Размытие в движении». Данный пункт основной при коррекции контрастности. Он отвечает за то, какой тип размытия будет удаляться.

На рисунке ниже проиллюстрированы типы размытия.

  • Если у Вашего фото есть на гранях чистый контрастный цвет – выбирайте вариант «по Гауссу»
  • Если все переходы размыты – тогда наилучшим выбором будет способ увеличения резкости «при малой глубине»
  • Если же ваше фото динамичное, размытие имеет свои особенности: «смазанные» края по направлению движения неплохая резкость на боковых гранях. В таком случае выбирайте вариант «в движении».

Установка направления движения осуществляется следующим образом:

  • При выборе «Размытие в движении» окружность под названием инструмента становится яркого цвета – она доступна для изменения.
  • Наведя курсор мыши на край линии в круге, нажмите левую клавишу и, не отпуская её, перетащите конец чёрной прямой линии. Второй вариант – установите цифровое значение угла наклона в окне слева от окружности.

Обратите внимание : при изменении параметров применения (борьбы с размытием) работа фильтра даёт различные результаты.

Если то, как выглядит Ваша фотография, вас удовлетворяет, можете смело нажимать кнопку «ОК ». Если нет – прямой путь к дополнительным настройкам.

Для этого необходимо поставить флажок напротив слова «Расширенный » (под кнопками ОК и Отмена).

Если вы перешли в расширенный режим, вам стали доступны вкладки настроек работы в зонах света и в тенях. Доступные инструменты аналогичны. Разница лишь в том, что вкладка «Тень» работает с цветом яркости менее 50%, а «Свет» с пикселями, у которых параметр яркости находится в верхней половине шкалы.

Итак, нам доступны три основных параметра. Это шкалы «Ослабление эффекта» (Fade Amount), «Ширина тонового диапазона» (Tonal Width) и «Радиус».

В предыдущих занятиях уже говорилось, что при усилении контраста тени и света зачастую требуют дифференцированного подхода. Фильтры, увы, «гребут под одну гребёнку».

Для исправления ситуации служит шкала «ослабления эффекта». Она немного снижает резкость в выбранном диапазоне. Во вкладке тени работает с тёмными тонами. Во вкладке свет – с яркими пикселями.

Правило применения такое: чем правее находится ползунок на шкале, тем больше уменьшается резкость в диапазоне. При этом резкость не станет хуже, чем была. Инструмент ОТМЕНЯЕТ работу усилителя контраста. Но не размывает изображение.

Шкала «ширины тонального диапазона» устанавливает, на какое количество оттенков влияет работа предыдущей шкалы. Значение шкалы 0% фактически блокирует все манипуляции в тенях. Значение 100% позволяет работать со всеми пикселями, яркость которых менее 50%. Если грубо – чем меньше параметр, тем больше чёрного цвета в тенях. И большая резкость.

Работа шкалы «Радиус» полностью аналогична уже описанным одноимённым установкам инструментов. Например, «Контурной резкости».

Для того, чтобы усилить резкость с помощью фильтра Smart Sharpen в Фотошопе:

  • Выберите фильтр из меню «Фильтр »-«Усиление резкости »-«Умная резкость »
  • Установите параметры размытия с которыми собираетесь бороться (исходя из специфики фотографии)
  • Установите базовые параметры (сила эффекта и радиус зоны)
  • Если результат в окне просмотра вас не удовлетворяет, установите расширенный режим палитры инструмента
  • Во вкладках «Тень » и «Свет » уменьшите эффект усиления резкости для тёмных и светлых тонов
  • Нажмите ОК .

Минусы фильтров группы «Усиление резкости ». Основным минусом применения данных фильтров является излишний шум на границе света и тени. Это особенно заметно при сильном увеличении масштаба просмотра. Поэтому использование фильтров как единственного метода может быть неоправданным. Особенно, если вы занимаетесь широкоформатной печатью.

В связи с этим практический совет:

Самым лучшим способом использования возможностей группы фильтров «Усиление резкости» будет работа на отдельном слое. В таком случае вы усиливаете контрастность копии изображения (или его части). А потом можете доработать окончательный эффект с помощью режимов наложения. Подробнее об этом описано в уроке «усиление резкости с помощью наложения слоёв».



Поделиться