Коспет занятия "встречаем птиц". Клубный час «Встречаем птиц – встречаем весну»

Классный час
«Встречаем птиц - встречаем весну!»
в 3-В классе
общеобразовательной школы I-III ступеней №1
отдела образования администрации города Кировское

Учитель начальных классов Воронова Лариса Ивановна
Клубный час «Встречаем птиц – встречаем весну»
Цели:
с помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы, правильного оценочного суждения действительности;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]познакомить с народными традициями встречи весны, способствовать сохранению фольклора;
показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;
расширять представления о природоохранной деятельности;
способствовать воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.
Оборудование: аудиозапись; маски птиц, скворечник.
Под музыку звучит стихотворение в исполнении обучающегося.
Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несется плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижеру смотрит в рот.
Весна – самое прекрасное время года. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?
(Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, температура становится выше, начал таять снег, лед).
А какие изменения произошли в живой природе?
(Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)
Что же стало причиной всех этих изменений
Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны.
Один из них 22 Марта - Сороки. День равен ночи.
На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали: «Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков» к шесту и раскачивая самодельных птиц, распевала:
(разыгрывается закличка весны)
Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам.
Принесите нам Весну – красну,
Зима надоела,
Хлеб весь поела.
С этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День деньской, от зари до зари!
(И. Никитин)
Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
(Выходит ученик – «грач»)
Грач.Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородом, полю – врач.
Глянцевитый, черный (грач).
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай».
Кто же первым из птиц «открывает» весну? (Грачи)
Кто следует за грачами?
(выходит ученик – «скворец»)
Скворец. На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец).
Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе потому, что от этих птиц много пользы: весной - собирают насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом - отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. У скворцов веселый нрав. У них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Мы проявляем заботу о скворцах, вывешиваем скворечники у домов, в садах, парках, делаем очень полезное дело!
Кто же прилетает вслед за грачами?
Чем мы можем порадовать пернатого друга?
Видели ли вы скворечники?
А кто делал сам с помощью взрослых?
(показ скворечника)
Почему надо делать скворечники?
Ласточка. Отгадайте загадку:
Шило-вило-мотовило, по-нашему говорило,-
Спереди шильце, сзади вильце,
На спине суконце, с исподу – белое полотенце.
Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.
Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
Ласточка под кровлю – к счастью.
Ранняя ласточка – к счастливому году.
Одна ласточка весны не делает.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
Чем отличается деревенская ласточка от городской?
(У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской – короткий)
Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.
Весь мир соловьиною песней прошит:
То слышится где-то свирель,
То что-то рокочет, журчит и стучит
И вновь рассыпается в трель.
(С. Маршак)
Соловей. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.
Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки, что в них уместятся капли росы.
Поет соловей полтора месяца, когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.
Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?
(Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки)
Дети, хлопайте в ладоши –
Прилетели к нам грачи!
Май зеленый, май хороший
Сеет по земле лучи.
Нет в полях ни горстки снега-
Все снега унес апрель.
На заре и в полдень с неба
Льется жаворонка трель.
Мы построили скворечник
Для пернатого жильца.
Дрозд, веселый пересмешник,
Дразнит вечером скворца.
Дети, хлопайте в ладоши-
Зеленеет вся земля!
Май веселый, май хороший
Подарил нам журавля.
(М. Лифшиц)
С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады. (Звучит запись «Голоса птиц»)
На фоне этого звучит стихотворение:
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну, синички
Где запомнишь названья
Просто птички и птички.
(А. Яшин)
А что вы знаете о птицах?
Решение задач природоведческой направленностью.
Задача. Ласточки, жаворонки, оляпки, иволги, скворцы относятся к отряду воробьиных. Кто из них живёт дольше и на сколько лет, если ласточка живёт 16 лет, жаворонок – 9 лет, оляпка – 8 лет, скворец – 20 лет, иволга – 15 лет?
Задача. Чтобы прилететь к нам из Центральной Азии иволга проделывает расстояние 600 км. Если вы уменьшите это число в 3 раза, то получите число, показывающее количество кормлений птенцов иволги за 1 день.

Задача. В кладке у соловья меньшее число яиц это 4, а если данное число увеличить на 2, то получится наибольшее число яиц. Какое наибольшее число яиц в кладке соловья?

Викторина «Знатоки птиц »
Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
Какая птичка самая маленькая? (Колибри)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)
Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
Какая птица ходит по дну водоемов? (Оляпка)
Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)
На какие 2 группы делятся птицы? (Зимующие и перелетные)
Как называется наука о птицах? (Орнитология)
Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета?
Рассуждалки
Почему весну «открывают грачи, а ласточки прилетают позже других птиц?
(Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно и ласточки прилетают позже других птиц)
Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат?
(птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц?
(потому что запах человека совершенно отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет)
Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?
(Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая - никогда).
Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.
Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?
Разыгрывается сценка (Лебедь и лебедушка)
Н. Заболоцкий «Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
(А. Яшин)
С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В каждой стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.
Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.
Каким скучным был бы мир без Птиц!
А чем мы можем помочь птицам?
Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится,
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без долга.
« Птичьи песни »
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,-
Я знаю все, о чем поет
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат»
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай наших гнезд!»
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
(З. Александрова)
Почему птиц называют друзьями человека?
Какие правила вы должны помнить?
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета.
Простите, птицы, нас, простите,
За неразумные дела.
Я верю, к нам вы возвратитесь,
Когда умчатся холода.
Вы расскажите всему миру,
Что много у земли друзей.
Прошу, пожалуйста, Простите
Таких безжалостных людей.
Мы обижали вас жестоко,
Но верю я, что в новый век,
Шагнет не варвар, не губитель,
А символ жизни – человек.
Ребята, чему вы сегодня научились на занятии, какой вывод для себя сделали?
Конкурс загадок
Белый как снег, надутый как мех, лопатами ходит, а рогами ест (гусь)
Пёстрая крякушка ловит лягушек (утка)
Чёрный, проворный, кричит «кряк», червякам враг (грач)
По поднебесью верёвка протянулась (журавли летят)
На шесте дворец, во дворе певец (скворец)
Оформление «уголка птиц» в классной комнате.
type="text/javascript" src="https://www.uroki.net/bp/adx.js"

Type="text/javascript" src="https://www.uroki.net/bp/adjs.php?n=574056789&what=zone:113&exclude=,&referer=http%3A//www.uroki.net/docnach.htm" type="text/javascript" src="https://www.uroki.net/bp/adx.js"

Type="text/javascript" src="https://www.uroki.net/bp/adjs.php?n=529947182&what=zone:113&exclude=,&referer=http%3A//www.uroki.net/docnach.htm" Заголовок 115

Ольга Гомина
Праздник «Встречаем птиц»

Праздник «Птицы прилетели , весну принесли» в старшей группе с ТНР.

Ведущий :

Если снег повсюду тает

День становится длинней.

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна ,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Дети хороводом заходят в зал под песню «Ой, бежит ручьем вода» Музыка А. Филипенко.

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой вода.

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы

Мы Весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ведущий :

А где-же Весна- Красна?

Давайте позовем.

Заклички :

1. Солнышко –ведрышко,

Красное колесушко,

Вывесь из-за облачка

Золотые косушки!

2. Солнышко, выгляни,

Красное высвети!

К нам на нивку ты иди –

Ладить косы и серпы.

3. Солнышко – солнышко

Выгляни в оконушко

Выйдут детки погулять

Будут бегать да играть.

4. Ой, ты, солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать, нам весну встречать !

Выходит девочка Солнышко и ведет за руку девочку Весну.

Солнышко :

Вам дарю свое тепло, чтобы все кругом цвело,

Чтоб листочки распускались птички песней заливались.

Весна : Я – Весна - красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед, светлым делаю восход

Всюду- в поле и в лесу - людям радость я несу.

ОДНА ИЗ ДЕВОЧЕК ПОДВОДИТ К СОЛНЫШКУ И ВЕСНЕ ТЕПЛО УКУТАННОГО МАЛЬЧИКА. ОНИ ОБХОДЯТ ЕГО И С УДИВЛЕНИЕМ РАЗГЛЯДЫВАЮТ.

Весна : Знаете что, снимите пальто!

Солнышко : Ваши калоши снимите тоже.

Весна : А то знаете что? Они надоели.

Солнышко : Знаете что? Дни потеплели.

Весна : Знаете что? Грачи прилетели.

Солнышко : Знаете что? Они просвистели.

Весна : Знаете что? Снимите пальто.

ДЕВОЧКИ ПОМОГАЮТ МАЛЬЧИКУ СНЯТЬ ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ : РАЗМАТЫВАЮТ НАВЕРЧЕННЫЙ НА НЕГО ПЛАТОК, СТАСКИВАЮТ ШУБУ, МЕХОВУЮ ШАПКУ, ВАЛЕНКИ.

Ведущий : Ребята сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Весна»

Весна : Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы разговаривают с перелетными. Очень интересный разговор….

Инсценировка.

Скворец :

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач :

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел :

Расскажите птицы ,

Где вы побывали?

Расскажите птицы

Что вы повидали?

Скворец :

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач :

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел :

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец :

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Вед : Ребата, а куда же вернутся птицы ? (в старые гнезда, в скворечники, будут новые строить гнезда) .

Вед : Предлагаю превратиться в птиц и поиграть в игру «Займи домик»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙМИ ДОМИК»

(обручи – это гнёзда, пока играет музыка птицы летают , когда музыка прекращается птицы занимают гнёзда (домики)

Ведущая : Ребята, а сейчас я хочу проверить вас на внимательность. Выходите в центр становимся в круг. Подвижная игра «Летит - не летит» .

Всем известно к слову «кит»

Рифма звонкая «летит»

Но кто слыхал, чтоб кит летал.

Давайте сыграем в «да» и «нет»

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки

кто летит, кто не летит.

Тот в игре и победит

Кто не вылетит ни разу.

На «да» - летаем.

На «нет» - стоим руки по швам

Летит - летит - орёл,

Летит - летит - козёл,

Летит - летит - щегол,

Летит – летит - синица,

Летит – летит - горчица,

Летит – летит - лягушка,

Летит – летит – старушка,

Летит - летит – кувшин,

Летит – летит - пингвин,

Летит - летит – дракон.

Ведущий : Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое … жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди! Давайте, посмотрим, как наши родители их смастерили, а ребята разукрасили.

Ребенок :

И сегодня в день весенний

Справим птичье новоселье.

Эти домики все вместе

На березках мы развесим

Скворушки, прилетайте,

Себе домик выбирайте

На дереве высоком

С крылечком широким.

Ведущий :

Пока мы пели и играли, наши повара испекли «жаворонков»

По старому обычаю в конце праздника дети съедали испеченных «жаворонков» . Давайте и мы угостимся сами и крошками угостим птиц , чтобы громче пели, весну несли.

Ведущий : Ребята, давайте, и мы подарим нашим гостям вот таких птичек – невеличек. Дорогие гости, эти птички не простые, а с секретом, кому что достанется. То и сбудется. Если зернышко - сытая и веселая жизнь, денежка – богатство, пуговка – обновка.

Дети пускают птичек.

«Встречаем птиц - встречаем весну!»

в 3-В классе

общеобразовательной школы I-III ступеней №1

отдела образования администрации города Кировское

Учитель начальных классов

Клубный час «Встречаем птиц – встречаем весну»

Цели:

· с помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы, правильного оценочного суждения действительности;

· "); //--> познакомить с народными традициями встречи весны, способствовать сохранению фольклора;

· показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

· расширять представления о природоохранной деятельности;

· способствовать воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Оборудование : аудиозапись; маски птиц, скворечник.

Под музыку звучит стихотворение в исполнении обучающегося.

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

Весна – самое прекрасное время года. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

(Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, температура становится выше, начал таять снег, лед).

А какие изменения произошли в живой природе?

(Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

Что же стало причиной всех этих изменений

Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны.

На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали: «Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков» к шесту и раскачивая самодельных птиц, распевала:

(разыгрывается закличка весны)

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам.

Принесите нам Весну – красну,

Зима надоела,

Хлеб весь поела.

С этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День деньской, от зари до зари!

(И. Никитин)

Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

(Выходит ученик – «грач»)

Грач .Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю – врач.

Глянцевитый, черный … (грач).

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай».

Кто же первым из птиц «открывает» весну? (Грачи)

Кто следует за грачами?

(выходит ученик – «скворец»)

Скворец. На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец).

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе потому, что от этих птиц много пользы: весной - собирают насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом - отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. У скворцов веселый нрав. У них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Мы проявляем заботу о скворцах, вывешиваем скворечники у домов, в садах, парках, делаем очень полезное дело!

Кто же прилетает вслед за грачами?

Чем мы можем порадовать пернатого друга?

Видели ли вы скворечники?

А кто делал сам с помощью взрослых?

(показ скворечника)

Почему надо делать скворечники?

Ласточка . Отгадайте загадку:

Шило-вило-мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу – белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)

С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В каждой стране создана Красная книга , где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц!

А чем мы можем помочь птицам?

Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится,

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

« Птичьи песни »

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю все, о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат»

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд!»

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

(З. Александрова)

Почему птиц называют друзьями человека?

Какие правила вы должны помнить?

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета.

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Ребята, чему вы сегодня научились на занятии, какой вывод для себя сделали?

Конкурс загадок

· Белый как снег, надутый как мех, лопатами ходит, а рогами ест (гусь)

· Пёстрая крякушка ловит лягушек (утка)

· Чёрный, проворный, кричит «кряк», червякам враг (грач)

· По поднебесью верёвка протянулась (журавли летят)

· На шесте дворец, во дворе певец (скворец)

Оформление «уголка птиц» в классной комнате. "); //-->

Занятие на тему

«Весну встречаем, птиц поджидаем!»

Цель: развивать связную речь у детей, используя приёмы мнемотехники.

Задачи:

Познавательные:

    Активизировать и расширять словарь детей по лексическим темам «Весна» и «Перелётные птицы»;

    Учить планировать высказывание, опираясь на графическую модель;

    Формировать практические навыки словообразования и построения фразы, используя приём картинно – графии;

    Закреплять знания детей о перелётных птицах и учить использовать их в составлении рассказов.

Развивающие:

    Развивать связную речь;

    Стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

    Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к окружающей природе и жизни перелётных птиц, умение заботится о них, быть добрыми, внимательными;

    Формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение друг к другу и гостям;

    Совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

Предварительная работа:

      Чтение произведений о весне, о жизни перелётных птиц;

      Заучивание загадок, стихов, пословиц, поговорок, примет по данным лексическим темам;

      Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр;

      Рассматривание картин, иллюстраций о весне, перелётных птицах.

Оборудование:

        Картины и иллюстрации о весне:

        Картинки с изображением перелётных птиц;

        Игра «Собери и прочитай»;

        Графический план для составления рассказа;

        Грачонок (поделка из бумаги);

        Фуражка лесника;

        Игрушечное ружьё, берет (для охотника);

        Мнемотаблицы.

Здравствуйте, дети! Сегодня мы посетим картинную галерею. Тему выставки картин я попрошу прочитать Мишу: «Весну встречаем, птиц поджидаем». Чтобы войти в зал, необходимо выполнить следующее задание, назовите одним словом всё, что я произнесу:

Март, апрель, май. – Весна.

Тает снег, с крыш капает. Капель.

Бежит, звенит, журчит. Ручей.

Участок земли, где снег растаял. – Проталина.

Птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются. – Перелётные птицы.

Домик для птиц. – Скворечник.

Цветок, растущий из-под снега. Подснежник.

Много воды. – Разлив.

Лёд идёт по реке. – Ледоход.

Проснулся медведь, ёжик. – Пробуждение.

Я сегодня поработаю экскурсоводом. Обратите внимание на эти картины. Что на них изображено?

Ледоход, прилёт птиц, первые дни весны.

Пройдите, пожалуйста, за мной. Что это такое? Кто-то испортил картины? Надо это исправить. Ребята, помогите, пожалуйста. (Дети играют в игру: «Сложи и прочитай». Карточки с иллюстрациями на данные лексические темы разрезаны на три части, их нужно правильно сложить и прочитать, получившиеся слова).

Сейчас мы поиграем в игру «Расскажи про свою птицу». По картинке и графическому изображению вам нужно составить фразу. (Картинки птиц: утка, скворец, соловей, грач, ласточка, кукушка. Графические изображения: открытый клюв с нотками, червячок, гнездо, волнистая линия, скворечник, гусеница).

Соловей звонко поёт песню.

Грач ходит по полю и ищет червячков.

Утка плавает в пруду.

Скворец заселяется в скворечник.

Ласточка строит себе гнездо из травы и глины.

Кукушка клюёт с листочка гусеницу. (Используется приём картинно — графия).

Дети, пока вы реставрировали картины, у вас устали руки и особенно пальчики, я предлагаю для них гимнастику .

Тили – тели, тили – тели —

(Большие пальцы скрещены и сцеплены, остальные плотно прижаты друг к другу. Это — летят « птицы.» и машут крыльями).

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

(При перечислении загибают пальцы.)

Серенькое пёрышко,

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж –

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

(Так же, как в начале «птицы» машут крыльями).

Песни звонкие запели.

(Открывают и закрывают «клювики»).

Дети, я приглашаю вас пройти в следующий зал. Обратите внимание на то, как много здесь иллюстраций разных птиц. А здесь лежат птицы, почему-то отдельно от картин. Что-то на них написано? Предлагаю прочитать: птица, птичка, птенец, птенчик, птицы, птичий (двор), птицелов. Что это за слова, дети?

Дети: Это родственные слова.

Логопед: Дополните, пожалуйста, картину, разместив птиц на дереве.

Посмотрите, ребята, какие необычные картины! Мне кажется, что здесь что-то закодировано? Посмотрите внимательно, какая информация закодирована на этой картине?

Дети: Информация о погоде.

Логопед: Надо раскодировать.

Дети: Какой был день?

Солнечный

Облачный

Ветреный

Дождливый, и т.д.

Логопед: Что закодировано здесь?

Дети: Какие были птенцы?

Маленькие

Беспомощные

Желторотые

Пушистые

Голодные

Прожорливые и т.д.

Логопед: Что с ними случилось?

Дети: напугала кошка

Налетел коршун

Прилетела стрела

Не воспитанный мальчик выстрелил из рогатки

Вывалился из гнезда на землю

Сдуло сильным порывом ветра и т.д.

Логопед: Кто мог помочь птенцам?

Добрый человек

Мама с папой

Птичья стая и т.д.

Логопед: Я предлагаю составить рассказ о том, что могло случиться с птенцами. А помогут вам в этом раскодированные картинки.

    Повторение плана рассказа по мнемотаблицам;

    Сначала нужно рассказать о погоде;

    Какими были птенцы?

    Кто их напугал? (Что случилось с птенцами?);

    Кто им помог?

Рассказы детей.

Логопед: Кто хочет рассказать о птенцах?

Кто хочет составить другой рассказ?

Оценка рассказов детей: Был ли рассказ Славика похож на Мишин? Ребята, как важно, чтобы в рассказе вы называли с птенцом каких птиц, случилась эта история.

Физкультминутка.

Дети, представьте себя стайкой грачей.

Вот на ветках тч, не кричи!

(Указательный палец поднести к губам, погрозить.)

Чёрные сидят грачи.

Разместились в гнёздышки,

Распустили пёрышки,

(Руки опустить вниз).

Греются на солнышке,

(Обхватить себя и погладить по рукам).

Головой вертят,

(Повернуть голову вправо, влево).

Полететь хотят.

(Встать, руки в стороны).

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!

(Хлопки руками, руки в стороны, лёгкий бег).

Полетали, полетали, прилетели

(Руки в стороны, лёгкий бег).

И опять все в гнёзда сели.

(Присесть, руки вперёд, замкнуть в круг).

Логопед: Дети, представим себя лесником, он осматривал лес и спас птенчиков. Саша будет лесником дядей Ваней. (Предлагаю фуражку лесника. Слушаем рассказ.)

За что можно похвалить нашего Сашу?

Кто ещё хочет рассказать о том человеке, который помог птенцам?

Охотником хочет быть Артём. (Надеваю берет, даю ему ружьё).

Интересный ли был рассказ у Артёма? Какой мы дадим ему совет?

Дети, я прошу вас устроить тишину в группе, кто-то давно постукивает в окно, да это…(показываю грачонка, сделанного из бумаги).

Дети: Грачонок!

«Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы рассказывали о птицах. И очень хочу, чтобы вы сочинили про меня сказочку.

Логопед: Можно я начну сказку? В некотором царстве, в лесном государстве жила-была птичья семья: папа грач, мама грачиха и маленький, чёрненький, очень любознательный грачонок.

Однажды, когда родителей не было дома, грачонок забрался на краешек гнезда и стал всё рассматривать. Он посмотрел вверх, по сторонам, затем наклонил голову вниз и …

Дети: (вывалился из гнезда). Грачонок стремительно падал вниз. Он подумал: «Я сейчас разобьюсь, но я не хочу погибать». Птенец замахал крыльями, закрыв глаза. Когда грачонок открыл глаза, он увидел, что сидит на земле, а перед ним толстая, зелёная гусеница. Вдруг он услышал: «Помоги мне, грачонок! Она меня съест». Грачонок присмотрелся и увидел рядом с гусеницей маленький росточек. Птенчик не задумываясь схватил гусеницу и стал клевать её. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грачонка своими вкусными семечками. (Сказку дети сочиняют по цепочке. Я сажу «грачонка» на плечо к ребёнку, тот продолжает сказку.)

Грачонок: «Очень интересная получилась сказка, я полечу в наш грачевник и расскажу её своим друзьям».

Логопед: Дети, мне очень хочется узнать, понравилась ли вам экскурсия в картинную галерею. Если понравилась, то улыбнитесь. Что вам понравилось больше всего?



Поделиться