Кривая спроса. Что такое предложение

Понятие института возникло в юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т.п. Заимствование данного понятия сначала социологией, а затем социальной психологией и педагогикой значительно расширило трактовку данного термина. Под социальным институтом понимается:

  • – форма социальных взаимоотношений; особые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и в качестве устойчивых конфигураций образующие статусно-ролевую структуру общества (Т. Парсонс);
  • – совокупность различного рода норм, формальных и неформальных правил, принципов, установок, исполняющих регулятивную функцию в обществе (Л. А. Седов);
  • – модели поведения, воспроизводящие те или иные нормы, обычаи, стереотипы мышления (Т. Веблен);
  • – сознательно регулируемая и организованная форма деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение (С. Липсет, Дж. Ландберг, П. Блау, Ч. Миллс);
  • – исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности (К. Маркс);
  • – системы учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп (Я. Щепаньский);
  • – правила игры, созданные в обществе людьми и организующие определенным образом взаимодействия между ними (Д. Норт).

Возникновение социальных институтов – процесс, во многом обусловленный социально-исторической необходимостью. Существует пять основных потребностей общества , для удовлетворения которых на различных этапах его становления возникли основные группы социальных институтов:

потребность в воспроизведении рода – институт брака;

В целом процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

  • 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  • 2) формирование общих целей;
  • 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  • 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  • 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
  • 6) установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  • 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

В социально-педагогической литературе термин "институт" чаще употребляется в значениях либо общности людей (семья, неформальная группа и т.п.), либо организации, учреждения (школа, клуб и др.).

Классификация социальных институтов может строиться на различных основаниях:

  • 1. По предметному критерию, т.е. характеру выполняемых институтами задач, выделяют:
    • – политические институты (государство, партии, армия);
    • экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.);
    • – институты родства, брака и семьи;
    • – институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.), и др.
  • 2. По характеру организации институты делятся:
    • – на формальные. Их деятельность основана на строгих нормативно и юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.п. К формальным институтам относятся государство, армия, суд и т.д.;
    • неформальные. В них подобная регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности, а также санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется неформальным регулированием через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.

К числу самых общих признаков социального института относят:

  • а) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
  • б) определенную (более или менее формализованную) организацию;
  • в) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
  • г) наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в ней.

Указанные признаки не являются строго нормативно закрепленными. У формальных институтов (таких, как армия, суд и т.п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других институтов, в основном неформальных либо только возникающих, – менее отчетливо.

Выделяют структурные элементы социального института (Я. Щепаньский):

  • 1) цель и сферу деятельности;
  • 2) функции, предусмотренные для достижения цели;
  • 3) нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
  • 4) средства и учреждения достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции.

Принципиально важным является понимание института как сферы социализации – в этом смысле можно говорить об институте социализации . Такого рода институт выступает основным каналом получения внешних ресурсов для конкретного человека в процессе социализации. Обязательным условием доступности ресурса конкретного института для человека является принятие им норм и ценностей данного института, правил поведения в нем и т.п. В институциональной сфере совокупность и взаимозависимость институциональных норм и ценностей, с одной стороны, обеспечивает константность социальных статусов и ролей конкретной личности, а с другой – делает доступным личностный и социальный рост члена общества через осознанное принятие им известных и однозначно трактуемых в конкретном обществе норм и ценностей. Относительная устойчивость социальных связей, ролей и статусов представителей микросоциума конкретной личности позволяет человеку использовать ресурс микросоциума в качестве просоциальной сети поддержки в психотравмирующих ситуациях.

Сфера института – это совокупность людей и территории, на которую распространяются принятые в институте нормы и ценности. В этом смысле социум можно характеризовать как совокупность институциональной и внеинстиуциональной сфер.

Институциональная сфера – пространство социума, в котором пересекаются сферы различных институтов.

Внеинституциональная сфера социума понимается как совокупность людей и территории, на которую не распространяются нормы и ценности конкретного института либо группы институтов. Можно говорить о двух разнонаправленных потенциалах внеинституциональной сферы социума:

  • а) конструктивном, способствующем развитию личности ребенка при условии наличия педагогического сопровождения;
  • б) деструктивном, создающем условия для перенапряжения адаптационных механизмов личности, возникновения девиантных и делинквентных форм поведения, других нарушений социализации.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [

Социализация - это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Главными социальными институтами являются:

Семья́ - социальный институт, базовая ячейка общества

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям . Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем . Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Рели́гия (лат. religare - воссоединять) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя сводморальных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозную общину) .

1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализи­рующие оттенки).

2. Система образования (от детских дошкольных учреждений...
до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).

3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы мате­риального производства, обслуживания, управления, силовых струк-тур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и дело­вого общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).

4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, ис­кусство, массовая культура, средства массовой информации).

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усво­ивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудо­вом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами пози­тивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

Термин «социализация» используется социологами, социальными психологами, антропологами, государствоведами и педагогами, чтобы обозначить постоянный процесс наследования и распространения норм, обычаев и идеологий, обеспечивающий индивида навыками, необходимыми для взаимодействия внутри общества. Согласно социальным наукам, этот процесс обеспечивают разнообразные механизмы и институты социализации, существующие внутри общества. Таким образом, социализация - это средство, благодаря которому сохраняется социальная и культурная целостность.

1. Семья. Она является наиболее важным фактором социализации: это центр жизни ребенка, поскольку дети, особенно в раннем возрасте, целиком зависимы от взрослых. Не всякая социализация является намеренной, во многом это зависит от окружения. Самым сложным моментом является гендерная социализация, однако на плечах семьи также лежит ответственность за привитие культурных ценностей, позиции по отношению к себе и другим. Дети непрерывно обучаются в той среде, которую создают взрослые.

2. Религия. Институты социализации могут иметь различное влияние на человека (в зависимости от религиозной традиции). Некоторые системы верований имеют качества этнических или культурных категорий, когда порвать связь с религиозной принадлежностью крайне сложно. Участие родителей в религиозном воспитании является наиболее важным элементом в данном виде социализации, и его влияние оказывается сильнее, чем других верующих или самих верований.

3. Сверстники. Группа сверстников - это социальная общность, члены которой имеют сходные интересы, похожую социальную позицию и являются ровесниками. Очевидно, что институты социализации вовсе не обязательно предполагают надзор со стороны опытных взрослых, но могут представлять собой пространство, где дети учатся строить отношения самостоятельно. Влияние сверстников усиливается в период полового созревания, тем не менее в общей сложности оно лишь частично затрагивает интересы личности, в отличие от семьи, которая влияет на человека постоянно.

4. Экономическая система. Социализация внутри экономической системы - это процесс изучения последствий экономического выбора. Она оказывает влияние на решения относительно потребительской активности и прививает социальные ценности, связанные с ней.

5. Правовая система и система наказаний. Институты социализации принуждают ребенка подстраиваться и подчиняться определенным правилам, действующим в группе. Отношение родителей к правовой системе оказывает влияние на взгляды малыша относительно того, что является незаконным.

6. Средства массовой информации. Медиа являются средствами безличной коммуникации, направленными на широкие массы. Поскольку они оказывают грандиозное влияние на взгляды и поведение людей, что особенно заметно в отношении агрессии, они являются видными соучастниками процесса социализации.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я" (Бернс, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989. С. 26).

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Я.Л.Коломинский, например, употребляет понятие "возрастная социальная психология" и активно отстаивает право на существование такой области психологической науки (Коломинский, 1972). Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период "ролевого моратория", потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967. С. 166). Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения - хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт "десоциализации" в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное "извлечение" из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленное в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.



Поделиться