Кто создал айкидо. Биография основателя айкидо

В современном мире существует множество боевых искусств. Большинство из них имеют древнюю историю, неразрывно связанную с традициями Востока. Одним из самых загадочных и интересных является айкидо. Это исконно японский В нашей статье мы рассмотрим принципы и суть данного единоборства. Постараемся дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Борьба айкидо - что это?»

Формулировка

Айкидо - это японское боевое искусство, объединившее в себе несколько видов древних техник борьбы и самообороны. Среди них айкиджитсу, искусство фехтования на копьях и мечах, айки-дзюцу, дзю-дзюцу и т.д.

Айкидо - это по нему не проводят соревнований и чемпионатов, поэтому человечество мало что знает о данном искусстве, гармонично объединившем в себе физические и духовные практики.

Для справки

Популярный на Западе, а также и у нас в стране киноактер Стивен Сигал является обладателем седьмого дана по айкидо. Это высший ранг в данном единоборстве, означающий, что Сигал владеет им в совершенстве. В свое время он долгие годы провел в Японии, где изучал данный и даже имел свою школу, которая находилась в Токио.

История создания айкидо

Айкидо - это относительно молодой вид единоборств. Его основатель Морихей Уешиба появился на свет в 1883 году. А годом рождения айкидо можно считать 1925-й. В детстве Морихей был болезненным и хилым. Это подвигло его заняться изучением боевых искусств. Парень настолько увлекся практическим освоением древних единоборств, что не заметил, как из слабого ребенка превратился в мужчину с железными мышцами, гибкостью, как у пантеры, и безграничной выносливостью.

Уешиба долго странствовал по Японии в стремлении отыскать самых лучших учителей и жадно перенимал их знания и опыт. Спустя 20 лет тренировок он обрел славу непобедимого. Никто из соперников не мог его одолеть. И хоть тело спортсмена находилось в идеальной форме, душа Морихея все никак не находила покоя. Тогда он еще глубже погрузился в философские и религиозные учения. Результатом этого стало открытие собственной школы под названием Айкикай в 1925 году, которая и стала началом развития айкидо.

Создатель боевого искусства очень осторожно обращался со своим детищем. Считая айкидо мощнейшим оружием, прятал его от глаз людских и обучал в своей школе лишь малую группу проверенных лиц. И только после окончания Второй мировой войны айкидо было «выпущено на волю». Япония тогда находилась в плачевном состоянии, и Уешиба решил, что новое боевое искусство сможет помочь растерянным и угнетенным землякам обрести веру в себя и свою страну.

Что такое айкидо: суть айкидо и его философия

Если попытаться коротко сформулировать суть айкидо, то можно сказать, что она заключается в гармонии движений и дыхания, тела и ума, а также в полном отказе от личных амбиций.

Движения естественны, просты и лишены агрессии. Они направлены не на атаку, а на защиту. Тело борца во время схватки должно быть максимально расслабленным, а ум - напряженным. Именно уму, сознанию, духу Уешиба отводил основную роль в своем учении. Если большинство единоборств базируются на грубой физической силе, то в данном случае весь упор делается на мягкую силу разума.

Айкидо - это боевое искусство, которое не ставит перед собой цель победить. Ведь победа - субстанция относительная. Она никому не приносит пользы, лишь только ласкает самолюбие. Сегодня победишь ты, а завтра - тебя. Айкидо считает, что в этом нет никакого смысла.

Приверженцы учения Морихея Уешибы не атакуют и не дают отпор, не отвечают агрессией. Они как бы «уговаривают» противника отказаться от своих злых намерений, перенаправив его силы в безопасное русло.

Но чтобы добиваться таких результатов, нужно обладать высочайшим уровнем развития. Поэтому главная цель борцов айкидо - завоевать себя. Взять верх над собственными слабостями, вознестись над миром материальным в мир духовных высот.

Вся история человечества пронизана войнами и конфликтами. По мнению Уешибы, это является результатом амбиций и желания победить любой ценой. Человека, зверя, природу… Кто-то опускает руки и проигрывает. Кто-то развивает боевые качества и побеждает. Но всегда найдется новый агрессор, который сделает сегодняшнего победителя проигравшим. На этом основана жизнь человека и базируется большинство боевых искусств.

Философия же айкидо иная. Она сводится к тому, чтобы равняться на природу, в которой нет конфликтов, а царят гармония и любовь. Создатель этого боевого искусства верил, что его детище сможет изменить человечество - сделает его счастливым.

Техника айкидо

В этом виде единоборств отсутствуют атакующие приемы. В техническом арсенале захваты, броски, маневрирование, уходы с линии атаки. Имеется также несколько видов ударов, но они носят, скорее, отвлекающий характер, чем атакующий. Мастер айкидо изучает движения противника и разгадывает, что он будет делать в следующий миг. Он использует энергию атакующего и ставит его в неудобное положение своими действиями. Таким образом атака противника разрушается, ему приходится придумывать что-то новое.

Как расшифровывается название?

Слово «айкидо» состоит из трех иероглифов, каждый из которых отражает частичку сути боевого искусства. Так, «ай» - это гармония и истинная любовь. «Ки» означает дух, внутреннюю энергию. А «до» переводится как путь. Получается, что айкидо - это духовный путь к гармонии.

Универсальность данного единоборства

В общепринятом понимании назвать этот вид единоборств спортом, наверное, нельзя. Кто-то может сказать по поводу айкидо: «Что это за спорт, если нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнований?» Все это действительно так. Но его приверженцы и не стремятся к мирскому признанию в виде титулов, кубков и грамот. У них совершенно иные приоритеты и задачи. Более того, если спортсменом может стать только человек определенного возраста и физического развития, то мастерство айкидо с его простыми и естественными движениями доступно абсолютно каждому. И ребенку, и женщине, и глубокому старику. Чтобы побеждать себя, нужно только одно - желание.

Принципы айкидо

Ответить на вопрос: «Борьба айкидо - что это такое?» - помогут принципы этого боевого искусства. Среди них выделяют такие:

  • Расслабленность и непрерывность движений.
  • Постоянный контроль мышц.
  • Правильная работа рук.
  • Концентрация воли.
  • Уверенность в себе.
  • Умение работать в группе.
  • Умение защитить себя.
  • Постепенность тренировок - от простого к сложному.
  • Занятия в хорошем расположении духа.

Айкидо Айкикай

Айкидо Айкикай - это Международная организация искусства айкидо, которую в 40-м году прошлого века официально признало японское правительство.

После кончины Морихея Уешиба ее возглавил сын Учителя Киссемару. И по сегодняшний день династия Уешиба руководит Айкидо Айкикай. Она старается сохранить учение в его первозданном виде. Айкикай - это классическая версия айкидо.

Штаб-квартира организации и основная методико-тренировочная база находятся в Токио. Центром всех мировых филиалов Айкидо Айкикай является одноименный фонд. Его глава и руководитель центра тренировок - Досю Моритэру Уешиба. Фонд Айкидо Айкикай осуществляет методическую поддержку различных организаций данного боевого искусства, экзаменует спортсменов и выдает сертификаты. Больше никто, кроме него, не имеет на это права.


«Ай» - «гармония»
«Ки» - «энергия»
«До» - «путь»

Все упражнения айкидо должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Таидэи). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого - в вашей Харе.

Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза) .

Айкидо (в переводе с японского "ай" - "гармония", "ки" - "энергия", "до" - "путь, способ") - боевое искусство, созданное в первой половине XX века японцем Морихэем Уэсибой и представляющее собой синтез его исследований различных способов ведения боя, философских концепций и религиозных взглядов. Уэсиба стремился создать и как можно шире распространить направление Будо, дающее возможность решения конфликтов с минимальным нанесением ущерба для обеих сторон (атакующего и обороняющегося).

Акцент в айкидо делается на слияние с силой атаки противника и перенаправление энергии атакующего (в то время как многие боевые искусства базируются на встрече силы с силой). Чтобы освоить это сложное искусство, придется заниматься не только освоением различных техник защиты и нападения, увеличения силы, выносливости, быстроты реакции и т.д., но и уделять немало времени управляемому расслаблению тела и ума, тренировкам сознания, развитию духа и силы ("ки").

Современный, постоянно убыстряющийся темп жизни в социуме требует от человека виртуозного умения владеть своими чувствами и эмоциями, контролировать ситуацию, выдерживать все возрастающие умственные нагрузки. Да и поддерживать физическое тело в должной форме людям, особенно занимающимся бизнесом или же интеллектуальным трудом, становится все труднее.

Восточные единоборства - один из способов решения возникающих проблем, однако довольно часто человек, пытающийся узнать что-либо о том или ином направлении боевых искусств, сталкивается с ошибочными представлениями или откровенными мифами о том, как, кого и чему обучают мастера избранной им школы. Мы постараемся рассказать как можно больше об одной из таких школ, попутно прилагая максимум усилий для развенчания наиболее устойчивых и известных мифов об айкидо.

Мифы об айкидо

Начинать знакомство с миром боевых искусств лучше всего с айкидо. Многие специалисты рекомендуют вначале несколько лет посвятить изучению более жестких стилей, и лишь после этого начинать постигать Айкидо. Следует отметить, что большинство мастеров этого направления предпочли именно такой путь.

Айкидо менее значимо, чем другие боевые искусства. Такое мнение чаще всего высказывают люди, знакомые с айкидо лишь понаслышке. На самом же деле мир боевых искусств един, к тому же между различными школами Будо идет активный взаимообмен техниками и движениями.

Занятия айкидо не предусматривают работу с оружием. Совершенно ошибочное мнение. Ведь основатель этого боевого искусства мастерски владел мечом и копьем, был чемпионом дивизии по фехтованию на штыках. Этот опыт отнюдь не был отброшен им за ненадобностью. Напротив, смысл айкидо (во всяком случае, большинства движений защиты и нападения, составляющих базу данного боевого искусства) можно понять, лишь овладев оружием самурая. Кроме того, некоторые движения разрабатывались в расчете на определенный вид обмундирования воина - это также следует учитывать при постижении айкидо.

Впервые термин "айки" появился в 1922 году , когда Сокаку Такэд, обучавший когда-то Уэсибу Дайто-рю дзюдзюцу, приехал к своему бывшему ученику, чтобы помочь ему обучать искусству ведения боя последователей секты Омото. Обнаружив, что Морихэй изменил техники Дайто-рю, Сокаку был немало огорчен этим фактом, и договорился с Уэсибой, что для именования нового стиля Будо О-сенсей будет использовать термин "айки" ("Дайто-рю айкидзюдзюцу" вместо "Дайто-рю дзюдзюцу"). Также существует мнение, что данный термин был выбран при деятельном участии со-основателя секты Омото Онисабуро Дэгути. Через некоторое время сам Сокаку Такэд тоже начал использовать термин "Дайто-рю айкидзюцу" для описания преподаваемого им боевого искусства. Сын Сокаку, Токимунэ, утверждал, что его отец, в зависимости от характера и способностей учеников, тем, кто тренировал лишь физическое тело, преподавал "дзю-дзюцу", а достигшим более высокого уровня - более совершенное "айки".

Термин "Айкидо" придумал Морихэй Уэсиба. Действительно, многие считают, что О-сенсей посредством данного термина ("айкидо" переводится как "путь (до) гармонизации (ай) универсальной энергии (ки)") хотел отразить духовную сущность созданного им искусства, способствующего установлению мира и гармонии на всех уровнях человеческого существа. На самом деле Уэсиба к возникновению данного термина не имеет никакого отношения.

Только основатель Морихэй Уэсиба владел искусством Айкидо. Действительно, уровень мастерства О-сенсея чрезвычайно высок. Но, в то же время, Уэсиба обучил немало учеников (в том числе и европейцев), демонстрирующих довольно высокие результаты, и, кроме того, творческий, новаторский подход к данному искусству ведения боя.

Для описания будо Морихэя Уэсибы использовались такие термины, как "Уэсиба-рю дзю-дзюцу", "Айки-дзю-дзюцу", "Дайто-рю Айки-будзюцу", "Асахи-рю дзю-дзюцу" и "Айки будо", причем наиболее часто употреблялся последний из упомянутых терминов. Такое положение вещей имело место до 1942 года. Именно тогда Дай Нихон Бутокукай - организация боевых искусств, которую во время войны контролировало военное правительство Японии - начала работу по стандартизации терминологии, использовавшейся в отношении современных боевых искусств. Именно на одном из заседаний был официально утвержден термин "айкидо" (причем сам Морихэй при этом даже не присутствовал - в зале находился лишь Минору Хираи, главный управляющий Кобукан Додзё Морихэя).

Добиться успехов в овладении айкидо можно либо за короткий срок, следуя индивидуальной программе и подолгу занимаясь ежедневно, либо за несколько десятков лет постоянного обучения. Безусловно, ежедневные тренировки, упорство в достижении поставленной цели дают определенные результаты. Но, в то же время, многое зависит от учителя и от того, как ученик понимает суть избранного Будо.

Айкидо можно использовать только для защиты. Такое мнение возникло неспроста. Дело в том, что в то время, когда создавалось айкидо, во многих странах (в том числе и в Японии) боевые искусства были официально запрещены. Лишь дополнив айкидо пространными рассуждениями о ненасилии, использовании силы противника против него самого, взаимодействии энергий, О-сенсей сумел преодолеть бюрократические препоны и не вызвать недовольства властей. При внимательном изучении можно заметить, что в данном искусстве присутствуют как способы защиты, так и стратегия нападения (в которое, кстати, довольно часто переходит защита). Ведь основой данного боевого искусства служат знания и умения, приобретенные на протяжении столетий в кровавых стычках не на жизнь, а на смерть. В таких условиях выживали лишь универсальные школы, всесторонне готовящие ученика к ведению реального боя.

Айкидо можно разделить на "жесткое" (или боевое) и "мягкое", лишенное какой-либо агрессии искусство. Это не так. Айкидо - целостная, самодостаточная система, причем техники выглядят "мягкими" лишь у начинающих - мастера в спарринге демонстрируют жесткость (вспомним хотя бы выступления Уэсибы и Годзо Сиоды). Вышеупомянутое разделение происходит лишь потому, что некоторым инструкторам не по душе какая-то из взаимодополняющих составляющих этого боевого искусства.

Не существует соревнований по айкидо, следовательно, невозможно определить, кто из учеников чего достиг. Действительно, спаррингов на победителя в айкидо нет, но, даже в процессе обычной тренировки, легко определить, кто лучше овладел данным боевым искусством.

В Айкидо немало хитростей, позволяющих одержать победу. На самом деле искусство айкидо представляет собой систему принципов движения Природы, используя которые можно решить любой конфликт с наименьшим ущербом для себя и для нападающего. Ведь главный принцип айкидо: "Уберечь себя от удара и удержать противника от их нанесения".

Овладев приемами айкидо, слабенькая девушка легко сумеет победить рослого сильного мужчину. Создавая айкидо, Уэсиба, как истинный патриот, полагал, что это боевое искусство поможет японцам обрести себя, вернуть потерянный боевой дух, оздоровить нравственный климат нации. Потому слабость физическая и духовная в Айкидо отнюдь не приветствуется, и уж тем более не культивируется. А вот умение управлять своей силой и силой нападающего действительно дает возможность одержать победу над более сильным противником.

Айкидо чаще всего занимаются физически слабые или болезненные люди, дабы разнообразить свой досуг. Совершенно ошибочное мнение. Грамотно преподаваемое айкидо - это настоящий экзамен на прочность как физического тела, так и духа ученика. Благодаря этому искусству человек может избавиться от внешних и внутренних блоков, зажимов и ошибочных представлений о мире и о себе. Результатом занятий становится не только обретение умения контролировать любую конфликтную ситуацию (причем не обязательно сводящуюся к "разборкам" на физическом уровне), но и победа над собственными страхами и слабостями, обретение гармонии с собой и природой.

Не имеет значения, где и как обретал знания преподаватель айкидо. Довольно длительное время боевые искусства были запрещены, потому обычным явлением стало изучение того или иного Будо по книгам (порой не совсем точно переведенным и не очень разборчиво переписанным вручную), а несколько позже - по видеокассетам. Если ваш сенсей обучался искусству айкидо именно таким способом, да еще и свою "руку приложил" к обогащению данного боевого искусства новыми техниками, движениями и принципами - не стоит тратить время на изучения того, что преподает этот человек. Истинное мастерство передается от сердца к сердцу, от учителя, знающего и умеющего, к ученику. Лишь в этом случае можно постичь истинную суть Айкидо.

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

В дословном переводе с японского «айкидо» означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и традиционно считается одним из видов «будо» (Путь боевых искусств). Тем не менее, в виде, в котором айкидо существует и практикуется в нынешнее время во всем мире, оно представляет собой целый комплекс физического, духовного и нравственного воспитания цельной личности. Отличие айкидо от иных японских и ставших международными боевых искусств в том, что в нем ярко выражен оборонительный характер, отсутствуют состязания и особая система тренинга, которая подходит для лиц любого возраста, пола и физических кондиций. А также серьезной философской базой, в основе которой лежит принцип общей гармонии, достижимой через овладение энергией Ки.

Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (в наше время — префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, был избран членом местного муниципалитета и являлся одним из уважаемых людей. Его активная деятельность вызывала зависть политических оппонентов, которые частенько пользовались услугами наемных бандитов, жестоко избивавших Ёроки. Наблюдаемое в раннем детстве насилие оставило серьезный след в сознании Морихэя и желание отомстить обидчикам отца стало основополагающим мотивом в его стремления к физическому совершенствованию.

В юношестве Уэсиба был хрупким и болезненным, и тем не менее, энергичность, умение добиваться поставленной цели и хорошие манеры выгодно отличали его от остальных детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определило его общение с буддийскими служителями Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро, которые были его наставниками. По велению отца он пробовал себя в плавании и сумо; в это самое время начинает проявляться его тяга к боевым искусствам.

Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба

Освоив грамоту в возрасте семи лет и благополучно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба устраивается на работу служащим в налоговом управлении, а потом, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он пробует себя в торговле, и даже открывает в квартале Асакуса свой магазин «Уэсиба Сокай». Его интерес к будо растет, и все свободное время он отдает обучению под руководством мастера Токусабуро Тодзава, а также в додзе Синкагэ-Рю. Но вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден вернуться в Танабэ, где через какое-то время женится на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, только отойдя от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, серьезно и постоянно увеличивая нагрузки. Его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетнего юбилея, Морихэй выглядит разительно иначе. Его тело очень мускулистое и, невзирая на свой маленьий рост (всего 152 см.), он гораздо сильнее многих. Однако, просто физическое совершенство не может дать ему удовлетворения и Уэсиба едет в Сакай к знаменитому мастеру Накаи Масакацу изучать ; полученные им на этих занятиях навыки органично вплелись потом в движения айкидо.

В этот период Уэсиба тратит массу сил для решения местных социально-экономических проблем, и его бурная деятельность в качестве политика приносит ему популярность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал железной волей. Его желание всегда быть впереди других видно во всем, в том числе и в деревенских соревнованиях по изготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь виртуозно и энергично управлялся с массивной кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял за спиной всех конкурентов.

В 1903 году отношения между Россией и Японией сильно осложнились, и Уэсиба идет добровольцем в находящийся в Вакаяма пехотный полк, который совсем скоро был переведен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и храбрость Уэсибы в период боевых действий были оценены командованием, и ему присваивается сержантский чин. Незадолго до демобилизации Уэсибе предлагают поступить в военную академию, но он решительно отказывается от продолжения карьеры военного.

Вернувшись в Танабэ. он полностью уходит в общественную жизнь округа, что, тем не менее, не мешает ему организовать для молодежи клуб , руководителем которого стал имевший тогда третий дан Киечи Макаги. В этом зале Уэсиба сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает заниматься в Ягю-Рю у Накаи, с которым он сохранил связь на протяжении всего срока армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.

В 1910 году японское руководство начинает осуществлять проект массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает возможность сменить обстановку и попробовать силы в освоении новой территории, и он становится главой группы энтузиастов, которая весной 1911 года приступает к возделыванию земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

Демонстрация техники Уэсибой

В течение первых двух лет труд колонистов не приносил видимых результатов, однако упорное трудолюбие, в конце концов, победили, и земля начала давать неплохой урожай. Уэсиба целиком уходит в дела колонии: по его инициативе появляется торговый центр, школа и больница; он вносит значимый вклад в расширение местного храма и организует компанию по строительству в регионе железнодорожных путей. Его радение о всеобщем благе, самоотверженность и сметка вызывали доверие и благодарность поселенцев, которые уважительно называли его «Король Cиротаки».

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба знакомится с известным мастером Сокаку Такэда , который дал согласие обучать его искусству и, через некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и полностью заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало специальной платы за обучение, которая составляла от трехсот до пятисот йен за каждый выученный прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (также, как и деньги) обучению и, прозанимавшись лично с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году ожидаемый диплом . Этот достаточно недолгий период его жизни самым значительным образом связан с созданием известного во всем мире айкидо.

В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о серьезной болезни отца и, оставив все свое состояние учителю Такэда, уезжает на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ проживает Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий громадным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы исцелить отца, Уэсиба решает нанести визит Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит настоящее потрясение на Уэсибу. Он возвращается на родину, но, приехав в Танабэ, к своей глубокой скорби узнает, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный уходом самого близкого в мире человека, ощущая свое бессилие перед не знающей жалости смертью, Уэсиба уходит в себя и проводит время в горячих молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, он в конце концов, решает стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжаете с семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, целиком отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в том числе изучению искусства владения копьем.

В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою давнишнюю мечту — создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких обличенных доверием адептов секты, сопровождает его в этом опасном путешествии по территории, на которой в то время бились друг с другом китайская и японская армии. Светлая миссия Дэгучи потерпела неудачу и ее участники, перенесшие много лишений и не один раз оказывавшиеся на пороге смерти, спаслись исключительно благодаря вмешательству правительства Японии.

Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба снова посвящает себя упорным тренировкам, стараясь проникнуть в сущность будо. Именно тогда ему нанес визит один морской офицер — мастер , беседа с которым внезапно переросла в ссору и закончилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно бросился на Уэсибу, однако, ни один из его ударов не попал в цель. Полностью обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что ощущал каждый удар еще до того, как он был нанесен в реальности. Эта способность предугадывать и видеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда старавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему удивлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он ощутил некий мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до действия в реальности.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба неожиданно испытал ранее неизвестное ему чувство. На него снизошло просветление, и ему открылась сущность будо. Он не мог тронуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебет птиц и почувствовал способность разгадать даже замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы победить противника используя силу, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, радостно принять все сущее и помочь его расцвету. Он осознал, что практика будо в любом случае должна приводить к возвышению нас самих и окружающего нас мира. Это озарение полностью изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало отличает все японские боевые искусства, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Взяв в основу философии нового будо определение Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба закончил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он затем назовет айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, популярность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ часто посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих почитателей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает преподавать искусство айкидо военной элите и представителям знати. Он периодически получает приглашения показать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, уже имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Одновременно, постоянного Додзе он в то время еще не имеет и вынужден арендовать залы в разных районах Токио.

Одним из наиболее памятных событий этого периода стал визит в школу Уэсибы основателя дзюдо профессора Дзигаро Кано , который, резюмируя свои впечатления, сказал: «Вот мой идеал будо»,- и вскоре прислал несколько лучших своих учеников в Айки Додзе.

Весной 1931 года строительство нового Додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо подошло к концу. Оно получило название Кобукан . В то время количество постоянно живших в школе Уэсибы учеников — учидэши — было не более нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали серьезными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи тяжело выдерживали тренировочные нагрузки и место их тренировок вскоре получило известность как «Адское Додзе» в Ушигомэ».

Эти годы можно с полным основанием назвать периодом наибольшего расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется огромным авторитетом в сфере будо, его искусство признается всеми, число занимающихся и филиалов постоянно растет.

С началом Второй Мировой войны большое количество талантливых учеников Уэсибы уходит в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому ненавистно мысль об использовании будо в военных целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится «Святыня Айки» и занимается будо и земледелием. Тренировки в токийском Центре проводит его сын Кисшомару — нынешний Дошу (Мастер Пути) и именно в это время название «айкидо» начинает использоваться в официальных документах.

Окончание войны и оккупация Японии породили запрет на занятия любыми видами боевых искусств, продлившийся примерно два года. В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновляет свою работу и получает признание на государственном уровне. Министерство просвещения Японии обозначает айкидо в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа).

Начинается период возрождения и бурного шествия айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс международного интереса к айкидо охватывает около тридцати стран. В 1976 году появляется Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Японии) свыше трех миллионов человек.



Поделиться