Максимальная скорость самолета т 50. О вооружении для истребителя пак фа

Работы по проекту «Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации» приближаются к своему завершению. Представители военного ведомства и авиационной промышленности уже называют время появления первой серийной техники и сроки начала ее освоения в войсках. Параллельно с доводкой самого самолета ПАК ФА/Т-50 отечественной промышленности приходится заниматься созданием вооружения для него. В отличие от самолета-носителя перспективные авиационные средства поражения могут не привлекать много внимания, однако они являются важнейшей составляющей текущих программ развития боевой авиации.

Согласно различным сообщениям последних лет, самолет Т-50 должен будет нести и применять разнообразное вооружение множества классов и типов. Проект истребителя пятого поколения предусматривает возможность нанесения удара по наземным целям и борьбы с летательными аппаратами противника, для чего должны будут использоваться управляемые и неуправляемые вооружения. По имеющимся данным, к настоящему времени в области вооружений для ПАК ФА достигнут определенный прогресс. Уже в обозримом будущем перспективный самолет сможет получить новое .

Пожалуй, самая громкая во всех смыслах о вооружении истребителя ПАК ФА появилась в середине сентября. В рамках информирования общественности о ходе текущих работ Объединенная авиастроительная корпорация опубликовала видеозапись испытаний встроенной пушечной установки. Проверки макета носовой части самолета с пушечной установкой ННПУ-50 проводились на полигоне Государственного казенного научно-испытательного полигона авиационных систем в г. Фаустово. Проверка вооружения проводилась самым очевидным методом: стрельбой по мишеням.

Как сообщает ОАК, истребитель пятого поколения получает пушечную установку ННПУ-50, главным элементом которой является автоматическое орудие 9-А1-4071К. Эта 30-мм пушка является дальнейшим развитием существующего изделия ГШ-30-1, однако имеет некоторые отличия, прямо влияющие на основные характеристики. Сообщается, что изделие 9-А1-4071К является одним из самых легких представителей своего класса. Боекомплект пушечной установки Т-50 будет состоять из 150 снарядов.

В официально опубликованном видео были показаны процесс монтажа пушки на макете самолета, подготовка боекомплекта и стрельба по мишени. Технические подробности проекта и точные сведения о новом орудии, по понятным причинам, не сообщались. По некоторым данным, пушка новой модели отличается от предыдущих аналогичных систем повышенными эксплуатационными характеристиками и уменьшенной массой. Значительные отличия в боевых качествах отсутствуют.


Пушка 9-А1-4071К на испытательном стенде. Кадр из видео ОАК

Тем не менее, пушечное вооружение современных боевых самолетов является только вспомогательной системой. Главным оружием Т-50 должны стать ракеты и бомбы существующих и новых типов. Для их транспортировки самолет должен получить большое количество узлов подвески, как на внешней поверхности фюзеляжа и крыла, так и во внутренних грузоотсеках. По разным данным, перспективный истребитель получит до восьми узлов для подвески оружия под крылом и фюзеляжем, а также такое же количество внутренних узлов. Все это позволит с максимальной эффективностью использовать возможности самолета, который, по разным оценкам, сможет брать на борт до 10 т вооружения.

Разработка перспективного ракетного вооружения для истребителя ПАК ФА началась достаточно давно. К настоящему времени подобные проекты привели к некоторым испытаниям, однако значительное число новых вооружений все еще не готово к началу эксплуатации. В последний раз на данный момент тематика разработки ракетных вооружений для истребителя пятого поколения затрагивалась официальными лицами в конце октября. В последний день прошлого месяца информагентство ТАСС опубликовало интервью с генеральным директором корпорации Тактическое ракетное вооружение (КТРВ) Борисом Обносовым. Руководитель корпорации рассказал о нескольких текущих проектах, в том числе о работах над ракетами для Т-50.

Б. Обносов напомнил, что для нового самолета будут создаваться в основном новые авиационные средства поражения. Также потребовались некоторые дополнительные технические решения, необходимость которых была связана с размещением ракет во внутренних грузоотсеках. Тем не менее, работы продолжаются и дают определенные результаты. Первый этап создания новых вооружений планируется завершить уже в следующем году.


Установка ННПУ-50 ведет огонь. Кадр из видео ОАК

Гендиректор КТРВ рассказал о некоторых затруднениях, связанных с необходимостью импортозамещения. При производстве некоторых ракет, созданных в ГосМКБ «Вымпел», использовались комплектующие импортного производства. Для решения этой проблемы было разработано изделие РВВ-МД класса «воздух-воздух», строящееся только из отечественных узлов и агрегатов. Из-за проблем на международной арене под вопросом оказался выпуск противокорабельной ракеты Х-35Э. С участием предприятия «Сатурн» была создана ракета Х-35УЭ с повышенными характеристиками.

Одной из главных задач при создании вооружения для ПАК ФА оказалось обеспечение использования ракет с внутренними узлами подвески истребителя. Такое применение оружия привело к необходимости разработки складываемых плоскостей, а также к изменению процедур пуска. Это усложнило работы по созданию оружия, однако основные задачи уже были решены, что привело к получению реальных результатов.

Ранее представители оборонной промышленности упоминали, что к 2017 году перспективный истребитель должен будет получить шесть принципиально новых ракет. До конца десятилетия будут завершены еще столько же новых проектов. Также утверждалось, что к настоящему времени четыре проекта ракет, предназначенных для использования с внутренней подвеской, уже разработаны и вышли на испытания. К примеру, в апреле этого года появились фотографии одного из опытных Т-50 с макетами ракетно-бомбового вооружения под крылом.

Согласно разным источникам, основным вооружением самолета Т-50, предназначенным для борьбы с авиацией противника, станут ракеты РВВ-БД, РВВ-СД и РВВ-МД, а также некоторые другие изделия, созданные на основе существующих наработок. Должны использоваться ракеты, пригодные для транспортировки во внутренних грузоотсеках и на внешней подвеске. Есть основания полагать, что на внутренних отсеках будут транспортироваться именно ракеты «воздух-воздух», требования к которым позволяют довести габариты до приемлемых пределов. Упоминалось, что подобное оружие будет испытываться с привлечением самолетов ПАК ФА, тогда как другие образцы могут проверяться и с иными носителями.


Выставочный макет ракеты "воздух-воздух" РВВ-МД. Фото Bastion-karpenko.narod.ru

В соответствии с требованиями к проекту, истребитель ПАК ФА должен иметь возможность атаки не только воздушных, но и наземных или надводных целей. Для этого в номенклатуру вооружений самолета вводится ракетное и бомбовое вооружение различных типов. Имеются сведения о возможности применения существующих изделий класса «воздух поверхность» различных модификаций. В разных источниках упоминается возможность использования ракет Х-31, Х-35 и Х-38 разных модификаций.

Специально для Т-50 была создана управляемая ракета Х-58УШКЭ, предназначенная для поражения радиолокационных станций противника. Результатом глубокой модернизации существующего изделия Х-58 стало появление ракеты с фюзеляжем измененного сечения и с обновленным бортовым оборудованием. Такая ракета предназначается для транспортировки во внутренних грузоотсеках истребителя, из-за чего проектом предусматривается получение целеуказания от носителя, до выхода за пределы его фюзеляжа. Макет ракеты Х-58УШКЭ впервые был представлен широкой публике в прошлом году на выставке МАКС-2015.

В следующем году на испытания должна будет выйти крылатая ракета воздушного базирования BrahMos II. Это оружие создается совместными усилиями российской и индийской оборонной промышленности. Ожидается, что ракета будет развивать гиперзвуковую скорость, обеспечивающую преодоления средств противовоздушной обороны противника. Согласно ранее публиковавшимся данным, перспективный истребитель FGFA, планируемый к разработке в интересах ВВС Индии, сможет нести две ракеты BrahMos II. Будет ли российский Т-50 нести такое оружие – пока не уточнялось. Тем не менее, появление подобных вооружений могло бы значительно повысить боевой потенциал самолета.


Выставочный макет ракеты Х-58УШКЭ. Фото Saidpvo.livejournal.com

Сообщалось о возможности использования истребителем ПАК ФА управляемых авиабомб отечественного производства калибра до 500 кг. Габариты подобных изделий дадут возможность перевозить их как на внешней подвеске, так и на внутренних узлах. Имеющееся бортовое радиоэлектронное оборудование должно будет обеспечить применение корректируемых бомб всех существующих типов.

По-видимому, истребитель пятого поколения сохранит возможность использования неуправляемого вооружения. На внешней или внутренней подвеске можно будет устанавливать свободнопадающие бомбы или блоки неуправляемых ракет. Современный прицельно-навигационный комплекс даст возможность получения приемлемых характеристик точности. Возможности самолета в теории позволят нести и применять подавляющее большинство состоящих на вооружении неуправляемых вооружений. В то же время, специфика применения Т-50 не поспособствует частому использованию такого оружия.

Согласно официальным сообщениям военного ведомства и оборонной промышленности, к настоящему времени в рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» построено и привлечено к испытаниям несколько опытных образцов. Эта техника уже была замечена с макетами авиационных средств поражения на внешней подвеске. По внешнему виду в макетах были опознаны ракета «воздух-воздух» РВВ-МД и «воздух-поверхность» Х-31. Продолжение испытаний позволяет предполагать, что к настоящему времени самолеты-прототипы успели выполнить, как минимум, часть программы проверок с подвеской макетов и полноценного вооружения.


Опытный Т-50 с макетами оружия. Фото Alex S / Russianplanes.net

Новые образцы управляемого ракетного вооружения, разработанные специально для истребителя Т-50, должны будут появиться в самое ближайшее время. В общей сложности к концу десятилетия планируется создать более десятка ракет разных типов и различного назначения. Кроме того, вскоре должна завершиться интеграция существующих вооружений и доводка перспективной автоматической пушки. После завершения всех подобных работ самолет ПАК ФА сможет полноценно решать все поставленные боевые задачи.

В начале июля этого года заместитель министра обороны Юрий Борисов огласил текущие планы, касающиеся сроков завершения проекта ПАК ФА. Поставки серийных самолетов нового типа запланированы на 2018 год. Чуть ранее появлялись неподтвержденные данные от неназванных источников, согласно которым Т-50 уже готов к серийному производству, а в ближайшее время должен появиться контракт на поставку первых 12 машин. Согласно нескольким заявлениям последнего времени, к концу года Воздушно-космические силы должны будут получить около полусотни новых самолетов.

Вместе с завершением подготовки к полномасштабному производству новой авиационной техники должны будут подойти к концу работы по вооружению для перспективных истребителей. Специально для нового самолета разрабатывается большое число средств поражения различного назначения с разными характеристиками. Часть проектов вооружения будет завершена в ближайшее время, что станет важным достижением в рамках более крупной и важной программы.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://interfax.ru/
http://lenta.ru/
http://rueconomics.ru/
http://aviaport.ru/
http://vpk.name/
http://uacrussia.ru/
http://ktrv.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/

ПАК ФА, Т-50, И-21 - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации - «ОКБ Сухого». Самолёт разрабатывается для замены в российских ВВС истребителя Су-27. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft - истребитель пятого поколения).

ПАК ФА Т-50 — видео

Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений. Серийное производство самолёта должно начаться в 2016 году, собираться они будут на КнААЗе, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийные поставки ПАК ФА в войска, как ожидается, начнутся в 2017 году, всего военные должны до 2020 года получить 55 истребителей пятого поколения.
Первый полет Т-50 с двигателем второго этапа (изделие 30) состоится в 2018 году.

Разработка

В 2002 году начались работы по проекту. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта, а в 2005 году началось финансирование разработки. 30 января 2015 года глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что начинаются поставки ПАК ФА в интересах Минобороны России.

Лётные испытания

29 января 2010 года первый лётный экземпляр ПАК ФА впервые поднялся в воздух, совершив полёт длительностью около 45 минут. Машину пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Герой России Сергей Богдан.
14 марта 2011 года в ходе лётных испытаний ПАК ФА Т-50 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полётов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях.
24 июля 2012 года начались испытания третьего лётного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036, с установленным на нём радаром с активной фазированной антенной решёткой. По состоянию на 28 октября 2013 года совершено более 450 полётов. 18 сентября 2015 начат завершающий этап испытаний.

Экспортная модификация

Экспортная модификация ПАК ФА для поставки в Индию и, возможно, в другие страны, получила название FGFA (англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft).
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания займётся разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте возьмёт на себя российская компания «Сухой».
В рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и корпорацией HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения, в 2010 году в подмосковном Жуковском на аэродроме «Раменское» состоялась демонстрация ПАК ФА представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также корпорации HAL. Предполагается, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 %. Общая стоимость проекта оценивается в 8-10 миллиардов долларов. Предполагается, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспорт. ВВС Перу планируют приобрести российские истребители пятого поколения Т-50. По подсчетам перуанских военных, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трех подобных истребителей. Как считают военные аналитики Перу, «учитывая состояние обороноспособности Перу, необходимо взять на вооружение новейшее мощное оружие сдерживания».

Владимир Путин после наблюдения за ходом испытаний самолёта заявил, что «на первом этапе создания самолёта было потрачено 30 миллиардов рублей, ещё столько же требуется для завершения проекта». Он пояснил, что затем начнётся модернизация двигателя, вооружения и так далее. При этом, по словам Путина, самолёт будет в 2,5-3 раза дешевле зарубежных аналогов.
Индия планировала (2012) закупать ПАК ФА по цене 100 млн долларов за самолёт.

Конструкция

Большая часть информации о ПАК ФА является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолёта. По размаху крыла и длине Т-50 больше F-22, но меньше Су-27. По массе, вероятно, относится, подобно Су-27, к классу тяжёлых истребителей. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен (в том числе благодаря комбинации Стелс-технологий и средств РЭБ), обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащён передовой электроникой, многофункционален.

Кабина

Кабина Т-50 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолёта. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С. Имеется генератор кислорода.
Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15″, одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным индикатором для отображения текущей полётной информации выше-справа, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота.
Органы управления - центральная РУС и боковой РУД.
Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается он сдвиганием назад задней части (аналогично Т-10). Задняя часть фонаря у Т-50-1 и Т-50-3 имеет продольный переплёт, у остальных (Т-50-2, Т-50-4, Т-50-5) переплёт отсутствует. Известно также, что в будущем фонарь кабины может быть значительно изменён. С внутренней стороны фонаря наносится радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность на 30 %.

Генеральный директор и главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков сообщил Интерфаксу, что на ПАК ФА будет установлено катапультное кресло пятого поколения. По его словам, новое кресло по ряду параметров превосходит предыдущие кресла, стоящие на самолётах ВВС России.
Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолёта. Цифровая ЭВМ этой системы в автоматическом режиме анализирует скорость самолёта, его высоту полёта, углы тангажа, крена, угловые скорости и другие параметры. При этом учитывает многие другие данные, в том числе рост и вес лётчика - от 44 до 111 кг. Испытания нового кресла проходят параллельно с испытаниями самолёта. По его словам, завершить испытания катапультного кресла нового поколения планировалось в 2010 году. Снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на ПАК ФА также будут новыми. Их разработка и испытания также завершатся в этом году, добавил конструктор.

Планер

Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряжённым с фюзеляжем. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и −14° соответственно.Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. На концах крыла присутствуют скосы.
Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью - аналогом ПГО вместо небольшой поворотной кромки - носка. При неработающих двигателях поворотные части наплыва находятся в висячем положении. Более естественным является их не отклоненное нерабочее положение - на случай отказа в полете. На предыдущих самолётах (Су-30, Су-33, Су-34) ПГО применялось для повышения маневренности из-за отсутствия двигателей с УВТ. Наличие ПГО повышает риски отказов управления. Поэтому на Су-35 ПГО не применяется - для повышения маневренности достаточно двигателей с УВТ.

Хвостовое оперение включает цельноповоротные трапецевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26° для уменьшения заметности. В основании килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования самолёта. В качестве аэродинамического тормоза для увеличения лобового сопротивления применяется отклонение килей.
Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3-1,4 м. Там же, друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних отсеков вооружения. От поворотной части наплыва крыла, назад на несколько метров, тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней расположены створки внутренних отсеков вооружения.

В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится далеко выступающая за сопла, как у Су-27, хвостовая балка, в которой установлен выдвижной контейнер с парашютно-тормозной системой самолёта. На правой стороне носовой части самолёта установлена авиапушка, на левой - выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.
Шасси Т-50 трёхстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полёта. Колея шасси, благодаря широкому фюзеляжу, составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколёсная с двумя посадочными фарами и грязеотбойником. Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок. Передние створки длиннее задних и открываются только в момент уборки/выпуска шасси, находясь в закрытом положении при выпущенной стойке для снижения воздействия бокового ветра. Основные стойки шасси одноколёсные (диаметр колёс - 1 м) и оснащены тормозами. Их ниши расположены у наружных сторон воздухозаборников. При уборке основные стойки совершают поворот по двум осям.

В значительной степени форма планера Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности, что характерно для всех истребителей пятого поколения.
Масса планера снижена за счёт широкого применения композиционных материалов - по словам главного конструктора А. Давиденко, по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности - 70 %. Также он отметил что, по сравнению с Су-27, в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей. Это позволяет уменьшить трудоёмкость и сократить время изготовления, что влияет на снижение цены машины. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, во ФГУП «ВИАМ» для Т-50 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолёта.

Двигатели АЛ-41Ф1

На прототипе Т-50, а также на первых серийных образцах, которые должны поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа - «АЛ-41Ф1» (Изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, созданный «НПО „Сатурн“» по заказу «ОКБ Сухого», он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания. В отличие от двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100 для F-22 Raptor имеет круглое, а не прямоугольное сопло. Двигатель второго этапа будет разработан в течение 10-12 лет с даты начала тендера Минобороны РФ, в котором будут участвовать ОДК и «Салют».
От двигателя для Су-35С (Изделие 117С) его отличает повышенная сила тяги, сложная система автоматизации, полностью цифровая система управления, новая турбина и улучшенные расходные характеристики.

Тип 30

Альтернативный двигатель для истребителя 5-го поколения, под условным обозначением «Тип 30». В дальнейшем он может получить индекс «АЛ-…». В планах довести его до серийного производства к 2017 году.
По данным на июнь 2015 года, технический проект на двигатель второго этапа готов, идёт разработка конструкторской документации. Первых два опытных образца изготовят в 2015 году.

Разработка двигателя второго этапа для ПАК ФА - «изделие 30» включает:

  • Научно-исследовательская работа (НИР) «129» - компрессор низкого давления (КНД), 3 ступени.
  • НИР «133» - газогенератор (ГГ) - 5 компрессор высокого давления (КВД) + камера сгорания (КС) + 1 ТВД (турбина высокого давления).
  • Турбина низкого давления (ТНД) 1 ступень, специфического номера нет
  • НИР «135»
  • НИР «137»

Вооружение

Истребитель оснащён 30-мм авиапушкой 9-А1-4071К, впервые испытанной в 2014 году. Пушка разработана специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х гг.

Авионика

Радио- и оптоэлектронное оборудование

По заявлениям Юрия Белого, генерального директора НИИП, радиоэлектронная система ПАК ФА будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя «умную обшивку». Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense Brief (англ.)русск., уточнил, что интегрированная многофункциональная радиолокационная система ПАК ФА будет содержать 5 встроенных антенн.

На ПАК ФА планируется устанавливать новую РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разработки НИИП, содержащей 1526 приёмо-передающих модулей, что обеспечит самолёту большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применения по ним управляемого ракетного оружия. Плоскость ФАР расположена под наклоном, что несколько снижает её мощность при работе по наземным целям, однако существенно снижает её вклад в ЭПР самолёта. Радар построен полностью на российской элементной базе на основе наногетероструктур арсенида галлия (GaAs) и передовых технологий антенных систем с электронным управлением лучом. Новый радар был впервые представлен общественности на авиасалоне МАКС-2009, где представитель НИИП сообщил, что испытания РЛС были начаты в ноябре 2008 года, работы по совместным испытаниям с другими системами самолёта - летом 2009 года, а выпуск первой полностью готовой к боевому применению БРЛС запланирован на середину 2010 года.

Кроме основной БРЛС на МАКС-2009 также была представлена дополнительная РЛС для ПАК ФА L-диапазона, конструктивно размещаемая в предкрылке. Применение дополнительной РЛС, разнесённой с основной как по положению, так и по частотному диапазону, позволит не только увеличить помехозащищённость и боевую живучесть конструкции, но и в значительной степени нейтрализует технологии снижения заметности самолётов противника, которые способны уменьшить заметность лишь в определённом диапазоне длин радиоволн. Предполагается, что подобные РЛС смогут быть также размещены в любых конструктивных элементах планера. По мнению некоторых зарубежных экспертов, ПАК ФА будет оснащён новой оптико-локационной станцией «ОЛС-50М», которая позволит получить преимущество в обнаружении малозаметных воздушных целей и может стать первичным датчиком в воздушном бою с самолётами F-22 и F-35.

В состав радиолокационного комплекса Ш-121 входят: антенная система переднего обзора Н036-1-01, антенная система L-диапазона Н036L-1-01 и антенные системы бокового обзора - Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б.
Проектируемая РЛС - Н036 Белка с АФАР. Использование на ранних этапах РЛС Н035 Ирбис невозможно из-за несоответствия габаритов, однако, в разрабатываемой Н036 Белка использована часть технологий, применяемых на Н035 Ирбис (по некоторым данным, значительная часть технологий, используемых на Н035 Ирбис, будет использоваться в РЛС Н036, большая часть характеристик пока остается неизвестной). В 2009 году на МАКС-2009 был впервые показан прототип Н036 Белка.

Характеристики РЛС Н036 Белка

По состоянию на 2015: РЛС состоит из перспективной АФАР X-диапазона в носовом отсеке, двух радаров бокового обзора, а также АФАР L-диапазона вдоль закрылков. Представлена впервые публично на МАКС-2015.

Малозаметность

Малозаметность является одним из основных требований к истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения возможности обнаружения самолета в радио-, инфракрасном и видимом световом диапазонах длин волн, а также акустически. Это станет одним из факторов повышенной боевой выживаемости истребителя.
Снижение заметности Т-50 в радиодиапазоне обеспечиваются как формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета, так и средствами РЭБ. В частности, кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов. Также в конструкции исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта уголкового отражателя. Радиопоглощающие материалы конструкции и покрытия планера в значительной степени снижают силу отражаемых сигналов. В некоторых случаях (напр. в остеклении кабины) применяются отражающие материалы.

Кроме того, снижение радиозаметности стало одной из основных причин размещения части вооружения во внутренних отсеках. Благодаря этим мерам отражаемый сигнал значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате РЛС противника не получает информацию о пространственном положении и скорости самолета. Поскольку абсолютной незаметности добиться невозможно, всегда присутствует сигнал, который, отразившись от самолета, все-таки возвращается к источнику. Его характеристика выражается значением эффективной площади рассеяния (ЭПР), уменьшение которой, по сути, и является основной целью мер снижения радиозаметности. Значение ЭПР самолета (объекта сложной формы) существенно зависит от направления, из которого исходит излучение. Как правило, ЭПР малозаметных истребителей намеренно делается ниже в передней полусфере, чем в задней, что определяется основной тактикой их боевого применения. Стоит заметить, что вышеприведенные меры наиболее эффективны против РЛС с совмещенными приёмниками и передатчиками. Именно такими РЛС оснащаются истребители и иные боевые самолеты любого противника. Такими же РЛС оснащены и ЗРК и ЗРПК ближнего действия.

Снижение заметности в видимом диапазоне обеспечивается камуфляжным (маскировочным) окрашиванием планера. Маскировочная окраска может быть защитной (сливающейся с фоном) и деформирующей (искажающей зрительное восприятие формы самолета). Последнее достигается окрашиванием выделяющихся частей и краев планера в более темные цветовые тона и, напротив, окрашиванием в более светлые тона не выделяющихся, центральных частей. Окраска первого летного экземпляра Т-50 - зимняя, деформирующая. Снижение тепловой (инфракрасной) и акустической (звуковой) заметности в значительной степени определяется конструкцией двигателей самолета (см. раздел Двигатели).
Также важную роль в малозаметности истребителя играет его способность оперативно получать информацию о противнике, не обнаруживая себя. Для этого самолет должен иметь систему пассивных датчиков и сенсоров и надежные каналы обмена информацией.

Эксперты австралийского портала Air Power Australia, посвящённого аналитике военной авиации, проводя анализ первого прототипа Т-50, пришли к выводу, что Т-50 есть прекрасное первое достижение исключительно российских инженеров в проектировании самолёта с использованием технологий малозаметности. Однако они предполагают, что первый прототип создан в первую очередь для испытаний лётно-технических возможностей, а не технологий малозаметности и судить о его будущих возможностях в этой области пока рано. Вместе с тем, можно констатировать, что Т-50 - это удачный компромисс между высокими лётными качествами и малозаметностью, который в сочетании с продвинутыми средствами обнаружения (РЛС с АФАР L-диапазона, оптико-локационная станция) и РЭБ позволит серийным образцам добиться превосходства в воздухе над всеми существующими в настоящее время самолётами.

Тактико-технические характеристики ПАК ФА Т-50

Экипаж 1 человек
Длина 19,7 м
Размах крыла 14 м
Размах заднего ГО 10,8 м
Высота 4,8 м
Площадь крыла 82 м²
База шасси 6 м
Колея шасси 5 м
Масса пустого 18500 кг
Масса нормальная взлётная 30610 кг
Масса максимальная взлётная 37000 кг
Масса топлива 11100 кг
Двигатель турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
Модель двигателя «АЛ-41Ф1» (на прототипе и самолётах первых партий, двигатель «второго этапа» имеет заводское обозначение «Тип 30»)
Тяга максимальная: 2 × 8800 (около 10900 на «Тип 30») кгс
на форсаже: 2 × 15000 (около 18000 на «Тип 30») кгс
Масса двигателя 1350 кг
Тяговооружённость при нормальной взлётной массе со 100 % топлива: 0,98 (~1,17 с «Тип 30») кгс/кг
Тяговооружённость при максимальной взлётной массе 0,85 (~1,01 с «Тип 30») кгс/кг
Предельная скорость на высоте 2600 км/ч
Максимальная крейсерская (бесфорсажная) скорость M=2,1
Практическая дальность на дозвуковой крейсерской скорости со 100 % топлива 4300 км; с 2 ПТБ: 5500 км
Практическая дальность на сверхзвуковой крейсерской (бесфорсажной) скорости со 100 % топлива 2000 км
Продолжительность полёта до 5,8 ч
Практический потолок 20000 м
Скороподъёмность 330 м/с
Вооружение:
Пушечное 30 мм встроенная пушка 9А1-4071К (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)
1310-10000 кг
Для воздушного боя, в отсеках вооружения 1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД)
Против наземных целей, в отсеках вооружения 4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД)
Точки подвески внутренние: 8 или 10; внешние: 8 или 2

Во внутренних бомбоотсеках будут использоваться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД, средней дальности РВВ-СД (Изделие 180) и большой дальности РВВ-БД (Изделие 180-БД). Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальности, чувствительности, помехозащищённости и возможности обнаружения и захвата цели во время автономного полёта, что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооружений. Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних узлах подвески. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы.

Летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071К, позволяющей отработать весь боекомплект носителя в любом режиме, проходили в 2014 году на самолете Су-27СМ. На самолете пятого поколения Т-50 опытно-конструкторская работа по отработке этой пушки планируется в 2015 году после завершения испытаний.

Пятый прототип малозаметного сверхманевренного многоцелевого истребителя 5-го поколения ПАК ФА - Т-50-5Р. Машина получила один из красивейших камуфляжей в ВКС России «Акула»

С момента первого полёта опытного образца российского сверхманевренного многоцелевого истребителя 5-го поколения Т-50-1 ПАК-ФА, 29 января 2010 года, прошло более шести с половиной лет. За это время в сети можно было встретить тысячи дискуссий среди любителей боевой авиации и специалистов относительно боевых качеств этой великолепной машины в противостоянии с лучшим серийным истребителем 5-го поколения ВВС - F-22A «Raptor», тремя модификациями самого известного и популярного на западе перспективного тактического истребителя F-35A/B/C, а также различными истребителями переходного поколения, производимыми западноевропейскими аэрокосмическими корпорациями. Было чётко определено, что над всеми машинами поколения «4++» («Рафаль», EF-2000 «Typhoon», JAS-39NG, «Супер Хорнет», F-15SE и т.д.) Т-50 ПАК ФА будет одерживать неоспоримое превосходство в сверхдальнем, дальнем и ближнем воздушных боях.

Подобная ситуация будет складываться и с американскими строевыми и экспортными F-35, даже при условии их оснащения дальнобойными управляемыми ракетами «воздух-воздух» (УРВВ) AIM-120D. Правда, благодаря значительно меньшей радиолокационной заметности «Лайтнинга», происходить это будет на значительно меньшем (в 1,5 - 2 раза) расстоянии, чем с машинами переходного поколения. Лайтнинг с ЭПР 0,15 - 0,2 м2 будет обнаружен бортовой РЛС Н036-01-1 на расстоянии 175 - 200 км, откуда может начинаться атака с использованием ракет РВВ-БД («изделие 610М»), а также более приспособленных для этого высокоманевренных ракет с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, известных как «изделие 180-ПД». РЛС AN/APG-81, установленная на F-35A, сможет обнаружить ПАК ФА с ЭПР менее 0,3 м2 на дальности от 120 до 140 км, так что применять дальнобойные AMRAAMы придётся не по данным радиолокационной станции, а по информации системы предупреждения об облучении, что подчёркивает отставание от российского перспективного авиационного комплекса.

Но по-прежнему горячие споры продолжаются по поводу вероятных боёв Т-50 с F-22A. На «Рапторе» и РЛС в разы мощнее, чем у F-35A, и помехозащищённость у неё повыше будет. А что до радиолокационной заметности (ЭПР), то она не превышает 0,05 - 0,07. Аналогично Т-50, «Раптор» оснащён двухдвигательной силовой установкой с ОВТ и является сверхманевренным истребителем. Это является отличной почвой для продолжения моделирования воздушного противостояния двух лучших в мире истребителей.

МНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЗАПАДНЫХ СМИ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ОБЪЕКТИВНЫМ

Так, 16 сентября 2016 года, очередное краткое сравнение двух авиационных комплексов 5-го поколения опубликовало интернет-издание известнейшего журнала «The National Interest». Здесь была донесена абсолютно взвешенная позиция, где Т-50 был представлен в качестве равного перед «Раптором» истребителя следующего поколения. В своей статье «TNI» отметили РФ и КНР в качестве действующих мировых лидеров по разработке и производству лучших образцов истребительной авиации в мире. Несмотря на краткость аналитического обзора, Никсоновский центр (так часто называют «The National Interest») очень грамотно подошёл к сравнению двух лучших истребителей 5-го поколения, указав их основные преимущества и недостатки, выраженные конструктивными различиями.

Так, по важнейшему для истребителей 5-го поколения критерию - эффективной поверхности рассеяния (ЭПР), автор обзора отдал большее предпочтение американскому F-22A, указав что при создании «Раптора» огромное внимание уделялось всеракурсному снижению его радиолокационной сигнатуры, в то время как «ОКБ Сухого» сосредоточило усилия на снижении радиолокационной заметности передней полусферы (проекции) нашего истребителя. Такой вывод полностью соответствует действительности. У обоих истребителей все элементы конструкции планера передней проекции представляют собой наклонные плоскости без прямых углов с нанесённым радиопоглощающим покрытием. Носовая часть фюзеляжа имеет многогранное сечение как с двумя острыми боковыми рёбрами, так и со скруглениями в нижней её части для максимально возможного отведения электромагнитного излучения РЛС противника. Полотна РЛС с активной ФАР Н036-01-1 (Ш-121) и AN/APG-77 имеют некоторый наклон в сторону верхней полусферы (у AN/APG-77 около 15 градусов) для дополнительного снижения ЭПР, но с некоторой потерей собственных энергетических и дальностных возможностей при работе по целям с принижением относительно носителя. Правда данный наклон способен хорошо снизить ЭПР лишь против тех радиолокационных комплексов наземного или воздушного базирования, которые находятся относительно носителя с принижением в несколько километров, а также на небольшой дальности в три -пять десятков километров. Против высокопотенциальных радаров, расположенных ближе к радиогоризонту (на удалении 250-300 км), 15 градусов наклона полотна (4-6% уменьшения ЭПР) не сыграют большой роли.

Беспереплётный фонарь кабины пилота F-22A имеет немного лучшие показатели малозаметности, чем обрамлённый одной «полосой» фонарь Т-50. Тем не менее, несмотря на большую площадь плана машины, площадь миделевого сечения нашего истребителя всего на 2,3% превышает показатель «Раптора» (9,47 против 9,25 м2), что говорит о достаточной компактности фюзеляжа машины с минимальным количеством внутренних объёмов. Естественно, на достойном уровне остаётся и радиолокационная сигнатура Т-50 ПАК ФА, немного превышающая показатели «Раптора». Единственными деталями, способными плохо сказаться на эффективной отражающей поверхности, являются: фонарь с одним переплётом, а также турель оптико-электронного прицельного комплекса ОЛС-50М.

Эти вопросы также вполне разрешимы: во время выполнения боевой операции по целеуказанию в режиме полного радиомолчания, турель ОЛПК может быть развёрнута в сторону фонаря кабины пилота, а задняя её часть будет выполняться из радиопоглощающих материалов, переплёт из конструкции фонаря также может быть благополучно убран. Но если с радиолокационной заметностью передней проекции всё предельно ясно, то задняя полусфера самолёта вызывает очень много вопросов, все из которых решить вряд ли удастся.

Как говорилось немного ранее, аэродинамически идеальный планер Т-50 имеет минимально возможную площадь миделевого сечения, что объясняется традиционной для всех «Сушек» конструкцией фюзеляжа, где между двумя воздухозаборниками и мотогондолами находится пространство шириной около 1,5 м, внутренняя образующая этого зазора формирует несущую поверхность площадью в несколько квадратных метров, благодаря чему подъёмная сила машин семейства возрастает. Улучшаются возможности полёта с большими углами атаки, а также угловая скорость разворота. Также, по сравнению с другими двугдвигательными истребителями (F/A-18E/F, F-22A «Raptor»), возрастает живучесть Т-50 в случае повреждения одного из двигателей. Но имеет такая конструкция и недостаток.

Связан он с практически «открытой» архитектурой силовой установки. Двигатели F-22A «Pratt & Whitney F119-PW-100», как известно, скрыты в глубине конструкции хвостовой части фюзеляжа. У Т-50 двигатели разнесены в отдельных мотогондолах, каждая из которых выделяется на фоне хвостовой части истребителя словно огромная «свеча». Судя по фотографиям, мотогондолы не покрыты слоями радиопоглощающих материалов, а внутренние пространства между мотогондолами и турбинами двигателей АЛ-41Ф не имеют теплопоглощающих материалов и воздушных каналов системы охлаждения для снижения инфракрасной заметности истребителя. Мотогондолы Т-50 ПАК ФА, по общей площади незащищённых от радиолокаторов и инфракрасных оптико-электронных средств противника участков, примерно в 3-5 раз превосходят угловатые обводы компактных мотогондол «Раптора» с плоскими соплами. Имеем результат: открытая конструкция силовой установки Т-50 доводит ЭПР до 0,5 - 0,8 м2 при облучении РЛС противника с задней полусферы. Кроме того, быстро нагревающиеся мотогондолы Т-50 ПАК ФА, особенно на форсажных режимах работы, позволяют оптико-электронным комплексам истребителей противника обнаруживать нашу машину на расстоянии примерно до 100 км (при обзоре в профиль, либо в заднюю полусферу), в переднюю полусферу ИК-датчики обнаружат наш Т-50 не дальше 40-50 км. У «Раптора» эти цифры будут в несколько раз меньше.

Да и что тут говорить, Т-50 ПАК ФА создавался для одержания победы над противником, находящимся в ППС во время дальнего воздушного боя, а также для сверхманевренного ближнего воздушного боя, где сниженная радиолокационная и инфракрасная сигнатуры не будут играть большого значения. Весь упор делался на сохранении уникальных лётно-технических характеристик, присущих всем изделиям «ОКБ Сухого», снижении ЭПР передней проекции для скрытного сближения с вражеской авиацией, а также на оснащении нового перспективного авиационного комплекса на голову превосходящими противника радиотехническими средствами. Именно в этом вопросе и показали свою некомпетентность авторы «The National Interest».

БОЛЬШЕЕ СУММАРНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО Т-50 ПЕРЕД «РАПТОРОМ» ОЧЕВИДНО, ЧТО НА ЗАПАДЕ ПЫТАЮТСЯ ВСЯЧЕСКИ СКРЫТЬ

В своей статье они утверждают, что бортовое радиоэлектронное оборудование Т-50 и F-22A обладает схожими параметрами. Любого сведущего человека может просто «передёрнуть» от подобных высказываний. Во-первых, разработанный более 25 лет назад YF-22, прошедший модернизационный путь от версии F-22A Block 20 Increment 2 до версии Block 35 Increment 3.2B (Milestone-C), хоть и получил последние версии программного обеспечения для управления различными режимами БРЛС AN/APG-77, а также интеграции новейших типов высокоточного вооружения, всё равно продолжает качественно уступать в этом плане Т-50 ПАК ФА.

Дело в том, что элементная база и энергетические возможности бортовой РЛС Ш-121 гораздо новей, нежели электронная база американских AN/APG-77. Дальность обнаружения цели типа «крылатая ракета» (ЭПР 0,1 м2) для нашей станции составляет 165 - 170 км, для американской - порядка 115 км. Разрекламированный американцами режим LPI (с «низкой возможностью перехвата»), при котором AN/APG-77 излучает широкополосный шумоподобный сканирующий сигнал с псевдослучайной перестройкой рабочей частоты, было невозможно вычислить с помощью устаревшей системы предупреждения об облучении СПО-15ЛМ «Берёза», где за информирование пилота отвечал простой индикаторный блок с возможностью сопровождения всего 1 обнаруженного радиолокационного комплекса и классификации 6 типов РЛС. Простой алгоритм работы приёмо-вычислительного устройства «Берёзы» не мог определить излучение типа LPI. Более совершенная СПО типа Л-150-35, установленная на Су-35С, а также её более продвинутый аналог, входящий в состав БРЭО Т-50 вместо лампочных индикаторных панелей, используют для отображения всей информации ЖК МФИ на приборной панели пилотов, благодаря чему пилот может быть осведомлён не только о классе облучающей РЛС, но имеет возможность идентифицировать её. Количество типов РЛС, загруженных в цифровой накопительный банк, составляет 1024 единицы (вместо 6 у «Берёзы»).

Модернизированные системы предупреждения об облучении типа Л-150 обладают возможностями целеуказания по радиолокационным обнаружителям и МРЛС зенитно-ракетных комплексов для противорадиолокационных ракет, а также по радиоизлучающим воздушным целям для ракет РВВ-СД/БД. Благодаря этому системы Л-150 принято называть станциями непосредственной радиотехнической разведки (СНРТР). Похожими характеристиками обладает и американская СПО AN/ALR-94, установленная на F-22A. Штатовский образец имеет более 30 пассивных антенных датчиков, установленных в различных участках планера «Раптора»; работают они в L, VHF, UHF, S, G, X, Ka и Ku-диапазонах. Согласитесь, - система продвинутая, и обеспечивает всеракурсную пеленгацию радиоизлучающих целей с возможностью целеуказания ракетам AIM-120D и высокоточному класса «воздух-земля/корабль» начиная с расстояния 200 км. На ПАК ФА пассивных датчиков СПО не так много, зато присутствует козырь-концепция XXI века.


На фото главная бортовая РЛС перспективного малозаметного истребителя Т-50 ПАК ФА - Н036 «Белка», также известная под шифром Ш-121. Приёмо-передающие модули активной фазированной антенной решётки изготовлены из самого качественного прямозонного полупроводника - нитрида галлия (GaN). В сравнении с арсенидом галлия, данное вещество имеет более высокую стойкость к повышенным температурам и механическим нагрузкам. «Белка» управляется наиболее мощной БЦВМ Н036УВС, аппаратная и программная части которой на порядки совершенней и производительней тех, которые установлены на большую часть авиапарка F-22A «Raptor»

Представляют её дополнительные 4 радиолокатора комплекса Н036 (Ш-121). Первые 2 сантиметровых радиолокатора (Н036Б и Н036Б-01)Х-диапазона расположены сразу за основной антенной решёткой в носовой части фюзеляжа. Они в полной мере обеспечивают сопровождение целей, находящихся в боковых полусферах от Т-50, и позволяют пилоту обстреливать ракетами РВВ-МД цели по принципу «через плечо» даже без ОЛС-50М и нашлемной системы целеуказания. Дальность действия этих РЛС по типовым целям может доходить до 50-70 км. Вторые 2 РЛС (Н036Л и Н036Л-01) работают в дециметровом L-диапазоне. Они установлены в носках крыла и предназначены для обнаружения, сопровождения и госопознавания воздушных объектов. Кроме того, РЛС L-диапазон имеют отличные возможности по картографированию рельефа местности с обнаружением даже небольших радиоконтрастных наземных объектов. РЛС Н036Л/Л-01, теоретически, могут быть отличным средством для полётов в режиме следования рельефу местности с одновременным слежением за морской/земной поверхностями и ближним воздушным пространством. Основная БРЛС Н036-01-1 при этом может не задействоваться, что будет держать воздушные средства разведки противника в заблуждении о типе летательного аппарата до самого последнего момента. Незаменимы эти РЛС при полётах на малой высоте в сложных метеоусловиях, когда бортовые и контейнерные оптико-электронные комплексы имеют низкую эффективность. У F-22A подобных средств на борту не наблюдается, а БРЛС AN/APG-77 в боковые полусферы «заглядывать» не может: сектор обзора по азимуту составляет порядка 120 градусов.

Впору напомнить и о заднем радиопрозрачном контейнере Т-50, в котором по образу и подобию Су-34 может устанавливаться уже 6-я по счёту бортовая радиолокационная станция для работы в задней полусфере. Судя по размеру радиопрозрачного «пятна» на хвостовом контейнере, здесь установлена малогабаритная дециметровая РЛС с АФАР «Копьё-ДЛ». Используется она в качестве станции обнаружения атакующих в хвостовую часть ракет противника. Крупные ЗУР могут быть обнаружены на расстоянии 6 км, ракеты типа AIM-120C - с 5 км, зенитные управляемые ракеты типа FIM-92 («Stinger») - с 4 км. Истребители обнаруживаются с 7-16 км в зависимости от типа и ЭПР.

«Копьё-ДЛ» реализует в одном истребителе просто огромные возможности по ведению ближнего воздушного боя и обороны от приближающихся ракет противника. При наличии на подвесках сверхманевренных ракет БВБ Р-73РМД-2 или РВВ-МД, Т-50 может уничтожать любое потенциальное средство воздушного нападения, находящееся позади самолёта: весь процесс будет реализован лишь с помощью «Копья». По неофициальной информации, интерцепторное газодинамическое управление ракетами Р-73РМД-2 и РВВ-МД даёт возможность маневрировать с перегрузками до 65 ед, а поэтому перехвачены могут быть даже зенитные ракеты, совершающие манёвр с перегрузкой до 20G.

Если говорить более точным языком, радиотехнический облик российского Т-50 ПАК ФА в несколько раз превосходит официально известные качества радиолокационного оборудования американского F-22A, информацией о чём полностью пренебрегли в TNI.

Забыли упомянуть и об отсутствии у американского истребителя 5-го поколения оптико-локационного прицельного комплекса (ОЛПК), необходимого для скрытного самостоятельного ведения воздушных боёв средней и малой дальности без внешнего целеуказания, когда радары истребителей противника и комплексы РЭП также отключены. «Раптор» в подобной ситуации окажется в просто губительном положении, из которого смогли бы легко выйти пилоты обыкновенных МиГ-29СМТ или Су-27, оснащённых оптико-электронными прицельно-навигационными комплексами первых поколений. На перспективном авиационном комплексе Т-50 будет стоять гораздо более продвинутая ОЛС-50М, которая легко обнаружит F-22A «Raptor» на расстоянии 35 км в переднюю полусферу, если же американец развернётся относительно Т-50 боковыми, а также нижней и верхней проекциями, - дальность пеленгования увеличится с 35 до 60 - 80 км: «Раптор» окажется «как на ладони», ещё и без возможности ответного обнаружения и сопровождения нашего Т-50. Это основной факт, который свидетельствует о качественном превосходстве нашего передового истребителя над американским.

Единственным, положительным для пилота F-22A, моментом является наличие станции предупреждения о пусках ракет AN/AAR-56. Станция имеет распределённую оптико-электронную апертуру из 7 инфракрасных датчиков, симметрично размещённых на верхней поверхности воздухозаборников (2 е.), нижней образующей носовой части фюзеляжа (4 ед.), а также перед фонарём кабины (1 ед.). Миниатюрные тепловизионные камеры являются упрощённым аналогом более совершенной системы DAS, устанавливаемой на F-35A, и способны обнаруживать и сопровождать стартующие ракеты по факелу ракетного двигателя до момента выгорания топлива. Для обнаружения теплового излучения реактивных двигателей самолётов противника на бесфорсажных режимах AN/AAR-56 вряд ли подойдёт (светосила объективов и чувствительность матриц не те). Зато обнаружить ближние пуски ЗУР и ракет воздушного боя эта станция вполне способна. По назначению имеется приличное сходство со станцией обнаружения атакующих ракет (СОАР), установленной на наших МиГ-35.

В середине своей публикации, авторы «The National Interest» напомнили о высоких возможностях российского ВПК в области разработки систем радиоэлектронного противодействия, указав об их применении на Т-50 ПАК ФА. И совершенно не ошиблись. По этим параметрам американский F-22A многократно уступает российскому истребителю.

На американской машине используется станция радиоэлектронной борьбы «Сандерс/Дженерал Электрик» AN/ALR-944. В качестве её основной излучающей антенны применяются приёмо-передающие модули (ППМ) бортовой РЛС AN/APG-77. Благодаря этому «Раптор» может осуществлять постановку прицельных по частоте и угловым координатам помех с точностью, приближенной к основным режимам работы РЛС AN/APG-77. AN/ALR-944 может работать по целеуказанию внешних средств, но основным источником данных являются 30 датчиков системы предупреждения об облучении и радиоэлектронной разведки AN/ALR-94. Система РЭП истребителя «Раптор» не лишена недостатков: высокая точность постановки прицельных помех осуществляется исключительно в пределах 120-градусного сектора обзора бортовой РЛС, т.е. только в передней полусфере. В задней полусфере, по-видимому, постановка заградительных шумовых помех осуществляется по слабонаправленному методу с помощью небольших излучателей хвостовых элементах планера. Для постановки всеракурсных прицельных помех «Раптору» потребуется подвесной контейнер РЭБ, который однозначно увеличит радиолокационную заметность истребителя, а поэтому подобный вариант исключается. Данную роль будут выполнять самолёты РЭБ F/A-18G.

Российский Т-50 ПАК ФА оснащён куда более передовой станцией радиоэлектронной борьбы «Гималаи». Она также использует энергетические и физические ресурсы бортового радиолокационного комплекса Н036 (Ш-121). Это говорит о том, что прицельные помехи могут излучаться не только основной носовой РЛС, но и вышеописанными станциями бокового обзора Н036Б/Б-01; в этом случае, высокая точность помехового воздействия по РЛ-средствам противника может осуществляться и в боковые полусферы (до 120-140 градусов относительно курсового направления), что более, чем в 2 раза больше «рапторовской» станции РЭБ. Крыльевые РЛС L-диапазона могут быть запрограммированы на точечное подавление спутниковых навигационных средств наземного противника, работающих в частотном диапазоне от 1176,45 до 1575,42 МГц. «Раптор» такими способностями явно не обладает.

В окончании статьи-сравнения Т-50 ПАК ФА и F-22A, автор напомнил о высочайших маневренных качествах Т-50, достигнутых за счёт отклоняемого вектора тяги турбореактивных двигателей АЛ-41Ф1. Это действительно так. К примеру, скорость отклонения вектора тяги у этого двигателя составляет 60 град./с, а углы отклонения относительной продольной оси двигателя - 20 градусов. ОВТ наших двигателей всеракурсный, благодаря чему и Су-35С и Т-50 ПАК ФА, при выполнении сверхманевренных фигур, могут выполнять очень энергичные развороты в плоскости рыскания. У американского F-22A плоские поворотные сопла двигателей F119-PW-100 также отклоняются на 20 градусов, но только в вертикальной плоскости, да и скорость отклонения составляет всего 20 град./с, из-за чего манёвры «Раптора» выглядят более «вязко» и реализуются исключительно в плоскости тангажа, что вы можете сами пронаблюдать, посмотрев некоторые выступления этих машин на западных авиасалонах.

Перечислив множество технологических достоинств нашего истребителя следующего поколения, не стоит забывать и о существующем недостатке, который должен быть устранён к моменту принятия на вооружение частей ВКС первого серийного Т-50. Двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1, установленные на машинах первого опытного этапа, выдают суммарную тягу всего в 30000 кгс, нормальная взлётная масса (с полными внутренними баками топлива и несколькими управляемыми ракетами дальнего воздушного боя) при этом доходит до 30610 кг, из-за чего тяговооружённость не достигает 1 кгс/кг и остаётся на уровне 0,98. У «Раптора» в аналогичной ситуации тяговооружённость доходит до 1,08 кгс/кг. Это означает, что американская машина на сегодняшний день может иногда доминировать на вертикалях, а также имеет меньшую скорость замедления при переходе в вертикальный полёт. Согласно сообщениям главы ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Юрия Слюсаря, в скором времени ситуация с этой характеристикой начиная с машин второго этапа резко изменится. Истребители начнут оснащать модернизированной силовой установкой «Изделие 30» (модернизация АЛ-41Ф1) с увеличенной до 18000 кгс тягой, а также улучшенным показателем ресурса работы и топливной эффективности. Это говорит о сохранении дальности полёта и резком росте тяговооружённости Т-50. Впервые в боевой авиации XXI века истребитель 5-го поколения достигнет тяговооружённости 0,97 при максимальной взлётной массе 37 тонн. При нормальной взлётной массе в 30610 кг этот параметр составит 1,18 кгс/кг. F-22A останется далеко позади.


После установки «Изделия 30» Т-50 в полной мере освоят сверхзвуковые крейсерские скорости в 1,8 - 1,9М. Тяга данного ТРДДФ на максимальном режиме работы составит 11 тонн, на форсаже - 18 тонн

Тактические моменты при сравнении двух машин также имеют очень большое значения в возможном противостоянии на ТВД XXI века. Т-50 с 12900 кг топлива во внутренних баках имеет боевой радиус действия, при условии применения режима крейсерского сверхзвука на определённом отрезке траектории, около 1050 км. Если режим крейсерского сверхзвука не применялся, боевой радиус может достичь 1900-2000 км, одна дозаправка в ходе полёта увеличит его до 2700 км. Без дозаправки ПАК ФА, поднявшись с одной из авиабаз в Московской области, может прибыть в воздушное пространство Дании, уничтожить там пару-тройку F-16A и ещё парочку F-35A, а затем вернуться на аэродром дислокации. Что же может «Раптор»?

Топливные баки F-22A вмещают 8200 кг топлива, которых едва хватает для выполнения ударной операции в радиусе 760 км, с учётом использования сверхзвука. Если же учесть воздушный бой с противником, который требует времени, манёвров и расхода топлива, радиус может сократиться до 600 - 650 км при неминуемом использовании сверхзвуковой крейсерской скорости со снижением в тропосферу. Если используется стандартный режим полёта на скорости около 950 км/ч, радиус действия без дозаправки может достигнуть всего 1250 км, чего едва хватит для достижения западных границ России, а также Финского залива. Учитывая, что в период возможного конфликта с НАТО в Калининградской области и Белоруссии будут развёрнуты дивизионы и системы С-400 «Триумф», натовские самолёты-заправщики не смогут поддержать тактическую авиацию коалиции в воздушном пространстве Балтии, и боевые операции полностью лягут на плечи пилотов малозаметных истребителей типа F-22A и F-35A. О ведении длительных воздушных боёв вблизи наших воздушных границ пилоты «Рапторов» с их радиусом действия не могут и мечтать. В ту же очередь, Т-50 ПАК ФА имеет гораздо больше технологических и тактических наворотов, благодаря которым машина может считаться истинным «стратегом среди тактиков».

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=163171#p163171
http://www.paralay.com/pakfa/pakfa.html
http://www.paralay.com/f22.html

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Фото ПАК ФА (Т-50).

ПАК ФА (также называемый Т-50) - истребитель пятого поколения, разработка которого ведется для ВВС России. Должен прийти на смену основному истребителю российских ВВС Су-27 .

История создания

Работа над проектами истребителей 5-го поколения началась еще во времена СССР. В рамках этого направления были созданы прототипы машин МиГ 1.44 и Су-47 , но из-за финансовых трудностей в серию они не пошли. Однако эти наработки были использованы ОКБ «Сухого» при получении задания на создание перспективного самолета проекта ПАК ФА в 2002 году.

Полетные испытания первой машины прошли в 2010 году. В 2011 проводились испытания при полетах на сверхзвуковых скоростях, а в 2012 на опытном экземпляре был испытан радар с АФАР – отличительный признак истребителей 5-го поколения. На 2016 год были построены и испытаны 7 экземпляров машины.

Окончание испытаний и начало серийного производства этих истребителей планируется на 2017 год.

Фото ПАК ФА (вид снизу).

Фото ПАК ФА на взлётно-посадочной полосе.

Фото: ПАК ФА готовится к взлёту.

Фото ПАК ФА.

Фото: пара ПАК ФА на ВПП.

Особенности конструкции

ПАК ФА должен стать первой полноценной российской машиной 5-го поколения, включающей все признаки новейшего истребителя.

Двигатель позволяет разогнаться до сверхзвука, не применяя форсаж. Система управления полностью цифровая, а зажигание – плазменное, что позволяет двигателю работать без кислорода. Крейсерская скорость самолета – сверхзвуковая – 2500 км/ч.

В кабине истребителя монтируется уникальная для российских самолетов система жизнеобеспечения, которая позволяет пилоту производить сложные маневры при повышенных перегрузках.

Это первый российских самолет, на котором широко применяются стелс-технологии. Для достижения сверхмалой заметности самолета используются его форма, специальные отражающие материалы и средства РЭБ. Кроме того, часть вооружения скрыта внутри самолета.

В конструкции ПАК ФА используется большое количество композитных материалов, они составляют до четверти массы самолета.

Планер характеризуется расширенным фюзеляжем, переходящим в плоскость крыла. Само крыло имеет поворотную переднюю часть. В целом, аэродинамическая схема ПАК ФА делает самолет высокоманевренным.

Оборудование кабины во многом напоминает самолёта Су-35 , но присутствуют и новые решения. Пилот получает информацию с двух многофункциональных индикаторов, оснащенных дисплеями. Имеется также голосовое оповещение, а часть необходимой информации транслируется прямо на стекло шлема летчика.

Фото ПАК ФА.

Фото ПАК ФА.

Фото ПАК ФА.

Фото ПАК ФА.

Вооружение

Для самолета разрабатывается новое вооружение воздушного боя. Оно представлено управляемыми ракетами всех трех дальностей, которые имеют повышенную защищенность от постановки помех, а также способны найти и захватить цель уже во время полета. На самолете планируется установка и ракет сверхбольшой дальности.

Поражать наземные и морские цели ПАК ФА может управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами.

РЛС самолета значительно отличается от всех остальных российских аналогов. Помимо главной РЛС, оснащенной АФАР, имеется еще ряд интегрированных станций, рассредоточенных в различных местах самолета («Умная обшивка»).

Фото ПАК ФА.
Фото: истребители ПАК ФА и МиГ-29.

Самолёт ПАК ФА Т 50 (СУ-57) – многоцелевой истребитель пятого поколения, который в 2018 г. находится в самом начале своей лётной жизни. В его конструкцию заложены новейшие научные и технические достижения(в т. ч. высокая скорость, мощный двигатель, сверхманевренность, малозаметность, эффективное вооружение), многие из которых, однако, пока лишь проходят проверку. Машина является новейшей военной разработкой, вследствие чего многие ее тактико-технические характеристики на некоторое время останутся в секрете. Однако именно концепция Т50 ПАК ФА в ближайшие десятилетия будет определять облик отечественной истребительной авиации.

Работа над истребителем пятого поколения в СССР и США началась одновременно – в начале 1980-х. Но если отечественный истребитель создавали довольно долго, то американские прототипы истребителя 5 поколения вышли из ангаров уже в 1990 году. Для продолжения испытаний американцы в итоге выбрали вариант YF-22, а в 2002 года, его серийный вариант был принят на вооружение под обозначением Raptor F-22 . Именно эта машина на сегодняшний день является основным конкурентом нового отечественного истребителя Т-50, который проходит испытания по сей день.

История Т-50 ПАК ФА

В нашей же стране, пережившей в 90-е годы серьёзные потрясения, работы над перспективным комплексом фронтовой авиации затянулись. Поэтому новости про российские прототипы истребителей пятого поколения начали появляться только ближе к 2000 году. Первоначально разработкой ПАК ФА занималось КБ им. Микояна, и еще в 1994 году оно представило прототип МиГ 1.44 МФИ . Правда, испытания этой машины из-за отсутствия финансирования остановились, фактически так и не начавшись. Попытка реанимировать проект состоялась в 1999 году, однако самолёт уже тогда морально устарел.

К тому времени проект 1.44 уже был не единственным прототипом истребителя пятого поколения в России. В 1997 году в воздух поднялся СУ-37, спроектированный в ОКБ Сухого. В дальнейшем самолёт получил обозначение СУ-47 и собственное имя «Беркут». Однако эта во многом революционная машина с обратной стреловидностью крыла в итоге так не стала основой для создания ПАК ФА, но послужила его экспериментальной моделью для отработки ряда необходимых технологий. СУ-47 и сегодня помогает оттачивать технические решения, которые получит перспективный российский истребитель, возможно, уже шестого поколения . Тем не менее работа была проделана серьёзная и во многом успешная, поэтому именно именно КБ Сухого было поручено создание нового прототипа истребителя пятого поколения.

Машина получила название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации», или ПАК ФА. К нему предъявлялись следующие требования:

  • сверхманевренность;
  • полёт в крейсерском режиме на сверхзвуковой скорости без форсажа;
  • низкая радиолокационная заметность;
  • высокие характеристики вооружение для поражения воздушных и наземных целей.

Реализован проект был в крайне сжатые сроки – уже в 2004 году был готов эскизный проект истребителя. Опытные экземпляры Т50 в Комсомольске-на-Амуре начали собирать в 2007 году. В 2009 году на первой машине, ещё не предназначенной для полётов, т. н. «наземном стенде», были выполнены рулёжки и пробежки по полосе аэродрома. Первый же российский лётный экземпляр ПАК ФА, получивший двигатель от СУ-35 , был изготовлен в 2010 году. В конце января того же года настал исторический момент – самолёт взлетел. В 2014 году испытывались уже 5 лётных прототипов.

Конструктивные особенности СУ-57 ПАК ФА

Некоторые технические характеристики планера Т-50:

  • Крыло оборудовано отклоняемыми носками для улучшения обтекания, а также флаперонами и элеронами;
  • Передние части корневых наплывов выполнены поворотными;
  • Вертикальное оперение – цельноповоротное, способное поворачиваться под углом 90 градусов, выполняя при этом роль воздушного тормоза;
  • Горизонтальное оперение – цельноповоротный стабилизатор;
  • Для уменьшения дистанции пробега при посадке используется тормозной парашют;
  • Имеется система дозаправки топлива в полёте.

В конструкции истребителя широко применены композиционные материалы на основе углепластика. Испытания ПАК ФА Т-50 показали, что такие материалы значительно выигрывают по удельной прочности в сравнении с металлическими конструкциями, а также по возможности создания изделий сложной формы. В общей сложности примерно четверть всех используемых материалов в Т-50 – это композиты. Максимальная их доля используется на внешней поверхности самолёта, тем самым сильно снижая его радиолокационную заметность.

Для ещё большего снижения данного показателя на ПАК ФА Т-50 применён целый комплекс мер:

  • многие конструктивные элементы машины выполнены параллельно друг другу, что минимизирует количество направлений отражённого сигнала;
  • новый основной комплект вооружения Т-50 размещён во внутренних отсеках, закрывающихся створками;
  • двигатель имеет изогнутые каналы воздухозаборников для того, чтобы сигнал радиолокатора не отражался от компрессоров.

В результате использования стелс-технологий эффективная площадь рассеяния (ЭПР) уменьшается с 12 кв. м, как у большинства истребителей четвёртого поколения, до примерно 0,4 кв. м, как у американского F-22.

Высокая тяговооружённость и раннее обнаружение целей

Еще одно требование к самолётам пятого поколения – выход на сверхзвуковую скорость без использования форсажного режима. Это позволяет, во-первых, экономить топливо, а во-вторых, снижает заметность самолёта в ИК-диапазоне. Многоцелевой российский истребитель Т50 оснащается парой турбореактивных двухконтурных двигателей с управляемым вектором тяги.

Следует отметить, что вышел на испытания истребитель, имеющий двигатель «первого этапа» или «изделие 117». Это усовершенствованный двигатель АЛ-41Ф1, устанавливаемый на серийные машины СУ-35. Новый двигатель «второго этапа» уже достаточно скоро обеспечит ПАК ФА ещё более широкие возможности. Максимальная скорость самолёта на высоте составляет 2600 км/ч, крейсерская скорость, которую ПАК ФА может развить без форсажа, равна 2,1 М.

Важнейшая конструктивная составляющая самолёта – новый локатор с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). В каждой из тысячи или даже двух тысяч ячеек такой антенны имеется миниатюрный передатчик и приёмник сигнала. АФАР способен сопровождать десятки целей, обнаруживая их на большом расстоянии. Максимальная дистанция обнаружения — до 400 км.

Кроме того, для нового Т-50 разработана многофункциональная радиоэлектронная система, которая не только обнаруживает наземные и воздушные цели, но и решает задачи навигации, опознавания, радиоэлектронной разведки и противодействия. В системе управления вооружением имеется и оптико-электронная станция, имеющая форму шара и размещенная перед фонарём кабины. Она находит цели по их тепловому излучению, а расстояние определяет при помощи лазерного дальномера. Работать в ближнем бою ОЭС может совместно с нашлемной системой целеуказания.

Вооружение и техническое оснащение СУ-57

На самолёте пятого поколения не отказались от пушечного вооружения. В специальном отсеке установлена сдвоенная модернизированная 30-мм пушка, боекомплект которой — 100 снарядов. Основное вооружение включает в себя две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, размещенных в двух внутренних отсеках. Кроме того, до 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.

Прообразом кабины ПАК ФА можно считать кабину современного истребителя поколения 4++ Су-35. В ней отображается вся необходимая информация – скорость, высота, навигация и т. д. Данные выводятся на два 15-дюймовых дисплея, причём все выводимые параметры лётчик может скомпоновать так, как ему удобнее. На индикаторе лобового стекла отображается важная пилотажная и прицельная информация. Причём в отличие от того же СУ-35, на Т-50 этот новейший ИЛС широкоформатный, большой.

Многоцелевой самолёт Т 50 предназначен не только для ведения индивидуальных боевых действий. Самолёт представляет собой часть динамической системы, из которой он получает целеуказание, наведение и в которую транслирует самостоятельно им полученную информацию, в соответствии с которой другие самолёты и средства иных типов могут применять собственное вооружение. Первоначальная обработка информации по степени угроз, целям и их типам обеспечивается системой интеллектуальной поддержки экипажа или «электронным пилотом».

\таким образом, летчик Т-50 получает максимальную информацию от наземных, космических систем и датчиков самолёта уже в виде готовых рекомендаций к определённым действиям, с которыми он должен либо согласиться, либо нет. Пожалуй, ни один зарубежный самолёт, за исключением F-22, не сможет соперничать с ПАК ФА в бою «один на один».



Поделиться