Малыш не хочет спать? Принимаем меры. Почему он не хочет? Как приучить ребенка спать днем дома, а не на улице

Очень часто родители видят, что ребенок оттягивает время сна любыми способами: ему нужно попить, поесть, сходить в туалет. Кому-то это может показаться манипуляцией, но маленькие дети - это самые искренние существа на свете, они показывают то, что есть, хотя и не могут это объяснить. Если мы посмотрим на суть этого поведения, то увидим, что ребенок по какой-то причине просто не может уснуть. Давайте попробуем понять, что же ему мешает.

Что нам нужно, чтобы уснуть? Самое главное - достичь состояния покоя. Ребёнок, который оттягивает сон, явно не спокоен, его что-то тревожит или пугает. Ребёнок может даже говорить, что боится темноты, но не сможет объяснить, что же такого страшного в темноте. Он может сказать, что у него монстры под кроватью или чудища в шкафу.

Есть книга Астрид Лидгрен про двух сестер «Мадикен и Пимс из Юнибаккена», в которой по сюжету родители однажды уезжают в поездку, а девочек отправляют на соседскую ферму с ночевкой. Все хорошо, пока дело не доходит до укладывания спать. Когда девочки зашли в комнату, где они будут спать, младшая сестра сразу же спросила, что в шкафу. Ей ответили, что там зимняя одежда.

Дальше девочки укладываются в кровати, и через некоторое время старшая замечает, что младшая еще не спит. Младшая предлагает ехать домой, потому что в шкафу привидение, но старшая понимает, что никакого привидения нет, просто младшая тоже скучает по дому и ищет способ скорее вернуться. И действительно, младшая девочка не может признаться в том, что хочет домой, потому что это сделало бы ее чересчур уязвимой.

Замечали ли вы, что если вы убедите ребёнка, что в шкафу никого нет, то он переключится на другие страхи? Эти страхи иррациональны, и поэтому они не поддаются нашим рациональным объяснениям. Астрид Линдгрен права, привидение появилось потому, что девочка скучает по дому, родителям и любимой служанке Альве.

Итак, больше всего ребёнка пугает то, что во сне он разлучается с нами; ему мешает уснуть тревога по поводу или ожидания разлуки с нами. Почему именно это, разве нет ничего важнее?

Основная потребность любого ребенка - это потребность в привязанности, это хорошие отношения с близким взрослым. Привязанность - это отношения, характеризующиеся стремлением к близости и ее поддержанию. Нужно понимать, что привязанность - это главная потребность, она значительнее, чем голод. Если мой муж куда-то пропал (хотя он обычно приходит домой вовремя), а телефон не отвечает, то я начну тревожиться. Разве я смогу в такое время думать о еде? То же самое бывает у детей. Разлука, ожидание разлуки оказывается тем, что тревожит ребенка.

Структура привязанности

Давайте посмотрим, как выглядит привязанность. Гордон Ньюфелд создал модель привязанности из 6 последовательно расположенных уровней. В течение первых 6 лет жизни ребенок будет каждый год проявлять новый способ привязанности, если для этого созданы хорошие условия.

Ньюфелд выбрал аналогию с растением. Над землей мы обычно видим только само растение, но знаем, что оно врастает в землю корнями. Это похоже на привязанность у людей: мы видим ее результат, но не видим самой привязанности. Если корни плохие и слабые, то растение не будет хорошо развиваться. Как и у растения, у нас уходит много энергии на наши привязанности.

Первый уровень - привязанность через ощущения

Мы стремимся находиться в контакте, в близости с теми, к кому привязываемся, видеть, слышать, чувствовать их запах. Это стремление к единению.

Ко второму году жизни корни углубляются, начинается подражание, имитация, ребёнок пытается нас копировать, если он к нам привязан. Дети стремятся быть похожими на нас. Я помню, как мой старший ребёнок в этом возрасте старательно писал бумаги, пытаясь копировать папу. Дети стремятся помогать нам в этом возрасте, они становятся старательными помощниками по хозяйству. Это сильнейшее стремление подражать.

К третьему году жизни появляется привязанность через принадлежность, преданность

Ребенок хочет принадлежать нам и хочет обладать нами. Он начинает говорить: «Это моя мамочка, это мой папочка». Ребенок становится ревнивым, собственником. Я помню, что в детстве мне хотелось такие же немного кривые мизинцы, как у мамы и бабушки, я чувствовала, что иначе я какая-то не такая, как все, к тому же у моей младшей сестры мизинцы были такие же, как у них, и это было ужасно. Я все время ходила и загибала свои мизинцы, чтобы стать как они все.

Вслед за принадлежностью приходит преданность. Ребенок принимает нашу сторону, слушается нас, не задумываясь, верно это или нет. Нам становится легче управлять им. Это одна из причин, почему ребёнок должен быть привязан к нам.

Четвертый уровень - привязанность через значимость

Это уже более уязвимый «корешок», здесь мы заходим на территорию, где ребёнка легко ранить. Если мы хотим , нас легко ранить. Ребёнок к четвертому году понимает, что мама и папа близки с теми, кто им дорог, а значит, стать дорогим - это способ стать близким. Мои дети всегда расцветают, когда я им рассказываю истории об их детстве, показываю фотографии и т.д. Еще им нравится, когда я покупаю для них любимую еду, они чувствуют, что я купила это специально для них. Я специально стараюсь запоминать их любимые вещи, то, что они хотят.

В пять лет, если все развивается так, как нужно, корни привязанности опускаются в самое сердце - уровень любви

Ребёнок по-настоящему отдает нам свое сердце, начинает искренне говорить «я тебя люблю». Мы чувствуем его уязвимость при этом, потому что он рискует, что сердце будет разбито. Ребёнок обычно начинает рисовать сердечки в этом возрасте. У меня целая коллекция этих сердец от моих детей – в виде открыток, рисунков, поделок и т.д.

Затем, если все идет как надо, то к 6 годам ребёнок привязывается через познанность

Ему хочется всем делиться, раскрывать все свои секреты. Я помню, как мой старший ребенок признавался мне, что съел конфету, которую ему было нельзя. Меня очень тронуло, что он не смог держать это в секрете от меня. К этому возрасту близость становится психологической. Тогда нам кажется неправильным, если что-то встает между нами.

Тревога привязанности

Теперь мы знаем, как выглядит привязанность, поэтому сможем понять, что такое тревога привязанности. Это все то, что нам угрожает. Давайте пройдемся по тем же уровням:

1. Угроза не быть вместе, не быть рядом. Если ребёнок привязан только на этом уровне, то он будет ощущать огромную тревогу, когда мы попытаемся уйти, оставить его одного. Когда мой старший ребенок был младенцем, я не могла оставить его ни на минуту, он постоянно должен был видеть меня.

2. Угроза не быть похожим . Многие дети тревожатся, когда чувствуют, что они отличаются. Даже в детской литературе встречается этот мотив, вспомните «Гадкого утенка». В конце сказки утенок нашел тех, на кого он похож, и тем самым проблема была решена.

3. Угроза не принадлежать. Например, когда мама и папа не принимают сторону ребёнка, это тоже разделение. Многие помнят по своему детству, как неприятно, когда родители принимают сторону учителей или воспитателей. Разделение происходит и тогда, когда ребёнок разрывается между мамой и папой, которые ссорятся.

4. Угроза не быть значимым , не чувствовать свою важность и нужность.

5. Угроза не быть любимым, не ощущать эмоциональной теплоты, не видеть радости в глазах любимого человека.

6. Угроза не быть познанным, понятым близким человеком.

Способы успокоить тревогу ребенка перед сном

Теперь, когда мы поняли, как ребёнка может тревожить разлука, мы можем подумать о том, как сохранить у него чувство близости перед сном, чтобы он успокоился.

1. Через ощущения

Это самый простой способ: лежать вместе с ребёнком или сидеть с ним рядом. Для себя я сделала выбор спать вместе с детьми, пока они маленькие. Перед рождением старшего я прочитала, что совместный сон полезен и безопасен. Я пыталась уложить ребёнка в кроватку, но это оказалось совершенно невозможно. Я пробовала разные способы: например, пыталась его переложить, когда он засыпал на руках, но он все равно просыпался, как только касался кровати. В результате я перестала мучить ребенка и стала спать с ним в своей кровати.

Что еще относится к ощущениям? Например, грудное вскармливание, если оно есть. Постепенно оно может заменяться на поглаживание по спинке, объятия, какой-то физический контакт. Сейчас перед сном я читаю детям книжки, это тоже продление контакта через ощущения, потому что они слышат при этом мой голос. К ощущениям относится также пение колыбельных. Когда я была маленькая, папа играл мне на гитаре. Это тоже можно отнести к ощущениям.

Например, мы можем делать что-то одинаковое перед сном. Я надеваю пижамку, ребенок тоже надевает пижамку. У нас могут быть даже одинаковые или похожие пижамки. Когда мои дети едут с ночевкой к бабушке и дедушке, они слушают там проигрыватель с теми же пластинками, которые я слушала в детстве. Таким образом они ощущают, что они такие же, как я.

3. Через принадлежность

Мы можем давать ребёнку что-то свое: свою одежду, например. Мой старший ребёнок берет в кровать один из моих платков, потому что ему приятно ощущать, что с ним моя вещь.

4. Через значимость

Тут могут быть какие-то записочки, которые мы подкладываем под подушку ребенка, чтобы он утром прочитал, и ему было приятно. Я видела еще, как укладывают спать книжку под подушку, а с утра ее достают и читают вместе. Еще можно вести разговоры перед сном, вспоминать о детстве ребёнка. Дети очень любят слушать, как они появились на свет. Можно также вспоминать, что хорошего произошло за день.

5. Через эмоциональную близость

Это то, посредством чего мы можем наполнить ребёнка перед сном своей любовью. Это может быть массаж, специальные ванны с пеной, отдельное время, проведенное вместе. Это то тепло, которое ребёнок чувствует в нашем голосе, радость и блеск в глазах. Конечно, родителям может быть трудно, потому что они сами устают, но дети очень быстро почувствуют, если мы будем укладывать их без радости в глазах и голосе.

Если я буду укладывать ребёнка с легким раздражением, он это сразу же увидит, напряжется и будет тревожиться. С дочкой тоже замечала: если я долго ей не занимаюсь, например, работаю, то она довольно раздраженным голосом просит меня что-то сделать. Тут я взяла за правило: сразу же делать то, что она просит, если у меня есть силы, при этом с теплотой и радостью. Если бы я сделала это с раздражением, то ничего хорошего бы не было. Это требует, конечно, определенных усилий.

6. Через психологическую близость

То, что мы делаем в нашей семьей вместе с детьми, мы вырабатывали довольно долго. Сначала были сложности, но постепенно у нас начало получаться.

Перекрывая время разлуки

Давайте посмотрим, как еще мы можем время разлуки во сне.

Перекрывание - это такая практика привязанности, которую мы интуитивно используем ежедневно, когда говорим «до свидания», «до завтра». Когда я ухожу из дома, я говорю детям, что вернусь во столько-то, что мы вместе почитаем книжку, чтобы наконец узнать, что же случится в следующей главе. Также мы придумали с детьми такой ритуал: я брызгаю себя и их своими духами, когда ухожу. Получается привязанность на трех уровнях: физическом (запах), на уровне похожести (одни и те же духи), на уровне принадлежности (эти духи мне принадлежат). Детям это очень нравится.

Осенью я уезжала из дома на 4-5 дней, это было первое длительное расставание с детьми. Я оставила детям письма на каждый день, в которых рассказывала, что я делаю в тот момент, когда они читают это письмо. Я писала, как я скучаю, рисовала картинки. Дети открывали каждый день новое письмо и видели, что со мной происходит. В последнем письме была картинка, на которой я сажусь на поезд и выезжаю домой, к ним. Таким образом, эти письма послужили мостиком между нами. Когда нас ждет разлука, разделение, нам нужно подумать о ритуале перекрывания, о том, как я могу обратить внимание ребёнка на воссоединение, на следующую встречу, а не на разделение.

Вернемся к теме сна. Мы уже поговорили о том, как мы можем продлевать ощущение близости, а теперь посмотрим, как нам не дать ребенку столкнуться с разделением. Нам нужно понять, сколько разделения может выдержать наш ребёнок, что ему по силам, а затем переместить фокус на воссоединение.

Я часто перед сном говорю своим старшим детям, что увижу их во сне. Мне и правда иногда снятся дети, а утром я им рассказываю об этих снах. Это может быть целый семейный ритуал. В Провансе есть такая традиция: перед сном семья накрывает стол к завтраку, таким образом они сосредотачиваются на воссоединении, на совместном приеме пищи, на том, как они все вместе будут с удовольствием завтракать и разговаривать. Я говорю детям перед сном, что мы с ними будем делать завтра. Если я еще не придумала, что именно мы будем делать, то я говорю, что мы будем завтра делать «что-то интересненькое». Смысл здесь в том, чтобы направить взор ребёнка на следующий день, когда мы будем вместе, а не на разделение.

Это все подходит для достаточно больших детей, которые уже могут справиться с разделением. Если ребенок еще маленький, младше 3-4 лет, или если он не может выдержать и 5 минут разлуки, мы можем ставить таймер и приходить периодически к нему в комнату, пока он не уснет. Своим старшим детям я таймер не ставлю, но говорю им, что еще обязательно зайду их проведать, и заглядываю в их комнату несколько раз, пока они не уснут.

Как в нашем обществе чаще всего принято бороться с проблемой укладывания? Чаще всего предлагают использовать разделение, приучать ребёнка оставаться одному. Это может работать в отдельных случаях, но мы должны задумываться, какой ценой это работает, ведь разлука - это самое тревожное чувство.

В нашем обществе изменилось понимание того, что такое здоровый сон. Людям кажется, что глубокий беспробудный сон - это норма для младенца, но это не так. Он должен спать периодами и обязательно просыпаться через определенные промежутки.

Если младенец спит в отдельной комнате, и у него действительно глубокий сон, то это просто защита от разделения. Мозг включает защиту и уходит в глубокий сон. Для него это нехорошо.

Мы должны не сталкивать ребёнка лицом к лицу с разделением, а напитывать его контактом и близостью с нами. Кстати, в книге «Мадикен и Пимс» младшая сестра все-таки настояла на том, чтобы поехать домой. Дома девочек встретила любимая служанка Альва, и они спокойно уснули.

Я хотела затронуть еще один важный момент, который Линдгрен хорошо подметила: дети только к вечеру осознают свою тоску по родителям, а днем они веселятся. К вечеру у нас действительно накапливаются эмоции, и это мешает нам уснуть. Может накапливаться тревога, фрустрация (досада из-за того, что что-то не получается), поэтому некоторым детям по вечерам требуется сброс эмоций. Мой старший ребёнок любит перед сном возиться и играть с папой.

В знакомой семье дети перед сном скачут на диване, пока не выплеснут все, что накопилось. Это не универсальный совет, потому что некоторые дети могут от этого, наоборот, перевозбуждаться. Если мы не видим у ребёнка потребности скинуть свои эмоции, то не нужно ему это навязывать. Надо смотреть по своему ребёнку.

Что нам мешает уложить ребёнка спать?

Какие могут быть сложности с укладыванием с нашей стороны?

Наши ожидания

Лежим мы с ребёнком, а он все никак не уснет, а мы мечтаем, что сейчас посидим с мужем или попьем чай на кухне, посмотрим кино и т.д. Ребёнок всегда считывает наше напряжение и засыпает хуже, чем обычно. Ребёнок чувствует, что мы не с ним, а где-то в своих мыслях, и ощущает при этом разделение.

Сложность с уравновешиванием наших импульсов к вечеру

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.

Дневной сон очень важен для малыша. Отдых в послеобеденное время способствует нормальному развитию. А что делать, если ребенок в 2 года не хочет спать днем? И как это влияет на его самочувствие? В статье пойдет речь о причинах отказа от сна и возможности быстро решить эту проблему.

Зачем ребенку спать днем

Специалисты утверждают, что хороший послеобеденный сон увеличивает эффективность и концентрацию внимания, улучшает эмоциональное и психическое состояние крохи. Выспавшийся ребенок уравновешен, спокоен, самостоятельно себя развлекает и не требует постоянного присутствия взрослого рядом с собой. Педиатры отмечают пользу дневного сна не только для младенцев, но и для детей старшего возраста. Для профилактики неврологических и поведенческих проблем у детей после года важен ежедневный послеобеденный отдых.

Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок, не спавший днем, легче уснет в вечернее время. Чаще всего происходит другая ситуация: перевозбужденный малыш не может уснуть вечером, а ночью постоянно крутится и просыпается. Это свидетельствует о переутомлении.

Важно помнить, что в младенчестве дети спят столько, сколько им необходимо. А начиная с 2-летнего возраста их психика сильно меняется. Так почему ребенок в 2 года не хочет спать днем? Дело в том, что с этого возраста у крохи появляются чувство беспокойства, страха, возбуждения, поэтому качество и количество сна существенно сокращается. Если он постоянно находится в состоянии недосыпа, то у него снижается способность к обучению, ухудшается состояние иммунной системы.

Одна из главных задач родителей - правильно организовать дневной сон для малыша. Это поможет ему хорошо развиваться как интеллектуально, так и физически.

Сколько часов должен спать малыш

В вопросе сна не существует строгих норм, кроха самостоятельно определяет, как долго он хочет спать. Для некоторых детей нормальным считается длительный отдых, а для других - непродолжительный.

Сколько часов спит ребенок в 2 года? Так, согласно исследованиям доктора Комаровского, существуют такие нормы среднесуточной потребности детей в сне:

  • до 3 месяцев малышу следует спать от 16 до 20 часов;
  • до 6 месяцев - не менее 14,5 часов;
  • от 1 до 2 лет - не более 13,5 часов в сутки;
  • в 2-4 года - не менее 13 часов;
  • в 4-6 лет - около 11,5 ч в день;
  • в 6-12 лет суточная норма сна не превышает 9,5 часов;
  • после 12 лет ребенку достаточно спать 8,5 часов в сутки.

Если малыш до 3 лет спит менее 12 часов в сутки, то чаще всего он компенсирует недостаточный дневной сон в ночное время. Специалисты обращают внимание молодых родителей, что если кроха долго не спал, но остается спокойным, любознательным, веселым, то для него существуют индивидуальные нормы.

Обычно новорожденные спят от одного кормления до другого. И чем старше становятся, тем меньше отдыхают. Сначала кроха начинает бодрствовать после обеда, а спит не более 17 часов в сутки. Затем ребенок переходит на 2-хразовый дневной сон.

В каждом возрасте существуют свои особенности. Режим сна ребенка в 2 года меняется, и он спит всего 1 раз, а длительность такого сна не превышает 3 часов. Ближе к 3-4 годам он может полностью отказаться от дневного сна. Однако некоторые дети сохраняют потребность в послеобеденном отдыхе вплоть до 6-7 лет. И педиатры советуют дошкольникам до этого возраста отдыхать днем.

Что делать, если ребенок не хочет спать днем

Режим дня, питание, одежда, прогулки очень сильно влияют на качество сна малыша. Чтобы кроха с удовольствием отправлялся спать, нужно установить правильный режим сна в 2 года, а также родителям необходимо обеспечить:

  1. Правильное и сбалансированное питание.
  2. Постоянные прогулки и игры на свежем воздухе.
  3. Регулярную влажную уборку в детской комнате.
  4. Комфортную, чистую и мягкую постель.

Обычно у детей, имеющих свой график, не возникает капризов по поводу дневного сна. Они привыкли, что в определенное время идут кушать, играть, спать. Конечно, не нужно слишком тщательно соблюдать режим дня. Если ребенок выглядит уставшим ранее положенного срока, то его лучше уложить спать и не ждать нужного времени. Однако если он еще играет или досматривает последний мультик перед сном, то не следует прерывать процесс и силой тащить в постель. Лучше разрешить завершить начатое и спокойно пойти отдыхать.

Родителям не следует укладывать кроху обратно спать, если он проснулся раньше времени. Также не стоит будить его, если время, отведенное на дневной сон, уже закончилось. Лучше больше обращать внимание на состояние и самочувствие ребенка, чем на часы.

Причины отказа от дневного сна

Не у всех двухлетних детей имеется потребность в дневном сне. Поэтому если ребенок крепко спит ночью, у него достаточная физическая активность и не случаются истерики, то послеобеденный сон ему не нужен. Взамен в это время можно поиграть в спокойные игры, полежать и почитать интересную книгу.

Бывают случаи, когда родители замечают, что отсутствие дневного сна приводит к плохому самочувствию крохи. Поэтому ответом на вопрос о том, что делать, если ребенок в 2 года не хочет спать днем, станет рекомендация изучить самые распространенные причины и способы их решений.

Причина Описание причины Решение
Неправильный режим дня Ученые доказали, что существует определенное время, когда ребенок готов уснуть и получить сон высокого качества. В это время изменяется температура тела, обмен веществ замедляется и при наличии потребности организм засыпает. Оптимальным временем отхода ко сну для двухгодовалого ребенка станет промежуток между 12:30 и 13 часами дня. При условии, что кроха проснулся не позже 7 часов утра.
Резкая и частая смена деятельности Дети по своей природе очень любознательны и активны. Поэтому дневное время наполнено для них играми, смехом, слезами, песнями. И если в это время мама начнет укладывать спать без завершения процесса, то, скорей всего, столкнется с нежеланием ложиться и плачем. Родителям желательно сформировать ритуалы, которые помогут ребенку настроиться на дневной сон. Не стоит использовать слишком затянутую процедуру перед ночным отдыхом. Однако некоторые элементы можно взять. Знание последовательности действий поможет малышу эмоционально подготовиться к послеобеденному сну и избежать протестов.
Неправильная обстановка в комнате для сна Очень сложно засыпать, когда комната залита солнечным светом, из открытых окон доносится смех играющих детей, да и недавняя прогулка еще помнится. Детям, как и всем взрослым, проще заснуть в темном и хорошо проветренном помещение. Родителям не стоит открывать настежь окна или включать свет, лучше создать в комнате полутемную атмосферу. Это поможет организму малыша вырабатывать гормон мелатонин, который отвечает за хороший и крепкий сон. Чтобы создать в комнате атмосферу для сна, можно воспользоваться плотными шторами или кассетными жалюзи. Если на улице слишком шумно и звук проникает даже через закрытые окна, то можно включить в комнате белый шум. Фоном в комнате может стать шум статики между радиостанциями, звук дождя или прибоя. Такие звуки не вызывают привыкания. А вот классическая музыка для этих целей не подойдет.
Негативные ассоциации со сном

Пока малыш маленький, родители делают все возможное, чтобы он как можно дольше спал. И это правильно, вплоть до 4 месяцев ребенку очень сложно самостоятельно отходить ко сну. Но бывает, что такая ситуация продолжается до 1-2 лет. И единственная возможность уложить кроху спать - это держать его на руках или кормить грудью.

Решением этой задачи станут два метода: резкий и постепенный. Мало мам согласится на способ «уснет, когда наплачется», хотя его и считают одним из самых быстрых и эффективных. Во втором методе от мам потребуется терпеливость и настойчивость. В комнате должна быть полутень и свежий воздух без лишних шумов. Для начала мама должна качать малыша не до полного засыпания, а до глубокого сонного состояния. Затем просто держать на руках. После того как малыш привыкнет, можно укачивать и класть еще не заснувшего кроху в кроватку.

Здесь перечислены только самые распространенные причины. Иногда малыш отказывается от сна из-за недостаточной физической активности. Поэтому следует внимательно изучить режим дня ребенка. Это поможет определить, что следует исключить из него, а что лучше добавить.

Как уложить спать малыша без истерик

Не стоит тратить много усилий на укладывание ребенка. Несколько проверенных способов, как уложить ребенка в 2 года спать днем:

  • Родителям необходимо создать комфортные и спокойные условия в комнате для сна. Ничто не должно пугать малыша.
  • Перед сном необходимо прочесть добрые нестрашные сказки, детские стихи или спеть колыбельную.
  • Некоторых малышей успокаивает нежное, легкое поглаживание по спине или голове.
  • Родитель может прилечь рядом с ребенком, сославшись на усталость, и попросить его не шуметь.

Малыш, желая не будить взрослого, сам сможет уснуть рядом. Такие методы должны сработать в течение первого получаса. Если же укладывание задержалось, то родителям необходимо срочно сменить тактику и не настаивать на своем.

Влияние дневного сна на ночной

Если ребенок не спит днем, это не значит, что он плохо будет спать ночью. Главное, соблюдать несколько правил:

  • Родителям не следует играть с ребенком в шумные и подвижные игры перед ночным отдыхом.
  • Лучше исключить просмотр мультиков перед сном.
  • Крепко уснуть поможет неспешная прогулка вечером, купание, добрая сказка. Для хорошего сна поможет сказкотерапия. Она поможет не только осознать ребенку все события прошедшего дня, но и быстрее уснуть.

А как же режим детского сада?

Многие родители заставляют спать своего ребенка только потому, что в детском саду существует свой режим. Даже если ребенок в 2 года не хочет спать днем, то не стоит его пугать детским учебным учреждением.

Он должен знать, что там увлекательно, весело и интересно. А воспитатель в первую очередь - его друг, а не надзиратель. Чаще всего дети легко включаются в этот режим и с удовольствием вместе со сверстниками ложатся спать, кушают и играют.

Чем увлечь ребенка вместо дневного сна

Вместо дневного можно предложить тихие и спокойные игры. Например, прекрасно справляются с восстановлением нервной системы лепка и рисование.

Также родитель может предложить малышу вместе полежать на кровати и почитать любимые сказки, стихи или рассказы.

Заключение

Родителям необходимо быть терпеливее и учитывать индивидуальные потребности своего малыша. Так, если кроха не хочет спать днем и выглядит все таким же веселым, радостным, то не следует насильно заставлять его ложиться спать. Для такого ребенка вполне хватает ночного отдыха.

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа... Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор...»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка , которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“... О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал...»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания . У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки . Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок...»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям...

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Купить эту книгу

Обсуждение

Интересно, а если не получается снять напряжение дня никакими сказками, почесушками и покачиваниями?! У нас дочь может полтора часа лежать, балдеть, но не засыпать. 5 лет. Как быть в таком случае?! При этом я точно знаю, что она устаёт на занятиях по хореографии. Днём спит всего час-полтора. Потом я её бужу...

27.09.2018 00:51:49, Kotechka

У нас один закон: перед сном никаких игр, потому что потом перевозбуждается и не может уснуть

Комментировать статью "Ребенок не хочет спать: 8 причин. Сон ребенка 3 лет и старше"

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Ребенок не спит днем: как отказаться от дневного сна Дневной сон и плохие привычки: как отучить от укачивания Ребенок не спит в...

Обсуждение

Слезы для тебя, а для воспитательницы нет никаких слез:))) ей видней
а лучше выходной делать, чем забирать раньше - это да

Чем раньше тем лучше, а то ведь привыкнет что мама приходит после обеда. У меня у подруги так сейчас, до обеда нормуль, а потом прям беда, плачет что спать дома будет, потом прийдет после сна)))

Раздел: Сон (если ребенок в 3 года не укладывается спать устраивает истерики). Проблема с дневным сном. Мой сын (ему почти 4 года) не хочет ложится спать днем. Если же и ложится, то с истериками и криками. У кого-нибудь есть такая же проблема?

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. на шее у нее, вообще не понимают, что мать устает, что хочется отдохнуть, что хотя бы в выходной поспать ей утром подольше ну или в...

Обсуждение

Мы вот как полгода живем с супругой, я у нее второй муж, от первого брака остались двое детей, дочь 5 лет и сын 3 года, я нормально к ним отношусь как к своим, правда сын хам и невоспитанный, но я не обращаю внимания. Так вот воспитывала супруга их года 2 одна и набаловала, игрушек куча, сладостей по килограмму за день сьедают минимум и играется с ними постоянно и учит их читать, писать и подобное, плюс работает, я к тому это все что любит их безумно, все делает для них, а я смотрю со стороны и вижу, что им реально пофиг на все, им просто комфортно сидеть на шее у нее, вообще не понимают, что мать устает, что хочется отдохнуть, что хотя бы в выходной поспать ей утром подольше ну или в обед, то есть они то просыпаются рано, но пусть играют, а не достают ее с самого утра, дали бы хоть чуть отдохнуть ей, но не тут то было, однажды хотел шлепнуть сына за непослушание, в ответ услышал - "не смей бить моих детей" , ну короче я в воспитаним не учавствую, потомучто я иногда хочу кнутом воспитать, образно говоря, а она им только пряники и сует, это предистория была, теперь к суии, вобщем кое как ложатся в 10 вечера спать, часов в 5 утра на весь дом можно услышать, а то и в 3 часа утра - мам я не могу уснуть, а можно к тебе? Причем как одна так может зарядить, так и другой, мать им рассказ скажет - спи, второй, потом ну ладно, и идет к нам на кровать, ворочается здесь, сама или сам не спит и нам не дает, говорю раз скажи нормально, мол взрослые, спите в своей кровате и все и не орите, а пытайтесь уснуть и молчи, но они конечно все равно потом без спросу приходят, а я говорю отправляй обратно, поревут, пообижаются ночь, потом утром все равно как шелковые будут, без матери никуда, ни шнурки завязать ни попку вытереть, на что супруга мне всегда отвечает - мол не твое дело типа, как хочу так и воспитываю. Внимание знатоки вопрос, а стоит ли мне тогда жить с этой семьей? , если все вместе живем, а воспитывает только она, при чем не воспитывает, а балует только можно сказать, но на работу утром не выспавшиеся и усталые идем мы с ней оба, я бы понял, если бы она сказала, мол я воспитываю я не высыпаюсь типа и так далее, а тебе вроде как норм, они тебя не беспокоят. А так живем все вместе, а мне слова считай нельзя сказать, а можно только проглатывать все

29.01.2019 04:52:13, Maksgreen

16.07.2018 22:56:09, bobrova

Раздел: Сон (если ребенок в 3 года не укладывается спать устраивает истерики). Раздел: Няни, детсады (если ребенок не хочет спать в детском саду устраивает истерику). У нас как мне казалось адаптация до дневного сна длилась 2 месяца и месяц на то, чтобы ко сну привык.

Обсуждение

У нас как мне казалось адаптация до дневного сна длилась 2 месяца и месяц на то, чтобы ко сну привык. Ходим второй год, не плачет, но и желания ходить в сад тоже нет. Я бы вам посоветовала все-таки режма придерживаться: утром говорите, что у вас есть срочные дела и надо туда-то поехать(лучше в то место, куда дочка не хочет ехать или не может или далеко или про укол маме скажите), а в обед заберу. И так походите до тех пор, пока нормально не получится(у воспитателя спросите). А потом побольше дел придумайте и на сон оставляйте. И хорошего настроя побольше!

В прошлом году пошли в 1,11. До НГ ходили 2/2 недели (примерно), больше не выходило, минимум 4 дня было. На сон стали оставаться только где-то в феврале (но у нас еще и на меню все было завязано - т.е. когда хоть что-то можно в обед).
Нормально ходить и стал где-то с конца января. Но у нас воспитательница одна была очень мудрая - говорила, что можно уже оставить на сон.
Ходили всегда с игрушкой. Он ее так и носил постоянно в руках.
В этом году еще не выходили, но адоптация будет по новой, т.к. перешли в садовскую группу, да и не ходим с мая...

Как приучить спать отдельно. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения + 1. Купили новую мебель, ребенок был в восторге и сам высказал желание спать на новой красивой кроватке. С тех пор и спит...

Обсуждение

Эх, мне бы ваши проблемы. Анютик с рождения принципиально спокойно спит только отдельно, рядом положишь - орет. Совсем недавно стала маму баловать - приходит ночью и ложится поспать, сопит рядом комочек родной тепленький.

Да, ладно! У меня мои досих пор любят засыпать со мной. Старшая потом почти сама уходит (ейтолько направление придать надо и проследить, чтобы углы не сосчитала), а маленькую относим. Спят всегда у себя.

не хочет спать один. Детско -родительские отношения. Детская психология. Ребенок 6 лет.Достаточно проблемный,чрезмерно тревожный,стеснительный мальчишка. Спит с мамой.До последнего времени я (мама) укладывала его спать,он засыпал и я спокойно занималась...

Обсуждение

Плохого психолога вы посещали, раз не берется во внимание состояние ребенка. Может, попробовать другого психолога?

Не пугайте детя более его страхов.Вы сейчас ему нужны,поскольку он не может победить их внутри себя.Нужна последовательность и покой.а Вы со своей стороны предлагаете во имя Ваших,безусловно важных "своих дел",внезапно обрушить на него еще и бремя традиционного воспитания,к которому он не привык.Рекомендации психолога хорошо действуют на здоровых детей и не всегда применимы к невротикам.Посоветуйтесь с врачом-неврологом,а то такое"перевоспитанние" может закрепить старые страхи и создать новые невротические реакции.Придется повозиться некоторое время-укладывать,спать-хотя бы в одной комнате,успокоить,что Вы-рядом.Ну хоть спинку на ночь погладить.Успокаивающая ванна на ночь.Предсказуемый режим,пусть даже с занятиями.ИМХО:не советовала бы сейчас менять отношение к ребенку - как и любому взрослому\а он у Вас уже "взрослый"\ему будет трудно понять,почему вместо разумных доводов,которые ему приводились раньше,вдруг началась жесткая дрессура.Потерпите.У нас со старшей этот период длился 6 лет,после рождения младшей сама постепенно перебралась в свою кровать,хоть страхи были долго.даже сейчас ей неуютно,если я или сестра спим в другой комнате.А вот у младшенькой было-по желанию-хошь так,хошь-сяк.и страхи вроде были..нО ОНА-ЛЮБИТ СПАТЬ ОДНА. и ушла из моей кровати в 4 года в другую комнату.и сейчас спит в гостиной,потому,что нравится.одна-в комнате!А не потому.что психолог прописал.и потому.что знает-будет страшно-придет позовет,я не наору,а успокою.Тоже бывает-и бессонница перед спектаклем и усталость.но занятия она сама себе определяет,я не давлю ни в ту, ни в другую сторону,лишь бы любимым делом занималась.Сама в детстве пережила эту проблему. помнится,результаты "воспитания по правилам"послушного ребенка выразились в стойкой бессоннице,лунатизме,изгрызенных карандашах и косах,страшных снах и полном родительском благолепии.Выберите,что Вам важнее.И от этого пляшите в выборе методики воспитания.ИМХО:у детенышей животных нет ни психологов,ни эдипового комплекса \доверьтесь инстинкту\-у них только и есть-теплое мамкино брюхо.гнездо.так же,как у нас-ненадолго.

Появление малыша на свет – это самое большое чудо для его родителей. Но как только счастливое семейство переступает порог дома, то оно обязательно сталкивается со всеми «прелестями» своего нового статуса – это забота о малыше и, конечно же, бессонные ночи. Последнее доставляет очень много неудобств, и забирает все силы не только у родителей, но так, же и у малыша.

После очередной ночи без сна, они просто мечтают о волшебной кнопке, благодаря которой можно было бы быстро уложить ребенка спать. Но, к сожалению, такой кнопки не существуют. А проблему нужно решать. Ведь здоровый полноценный сон очень важен для нормального развития и роста ребенка. Не зря же говорят, что дети растут во сне. Поэтому очень важно обеспечить все условия, для того чтобы малыш как следует, выспался.

Самый главный вопрос, который наиболее часто задают родители – как же можно быстро уложить ребенка спать? Ведь бывает так, что малыш никак не хочет засыпать, капризничает, злится и не поддается ни на какие уговоры. И чем старше становиться ребенок, тем сложнее его уложить спать. Особенно это касается дневного сна.

Для многих родителей это целая проблема. Так как же быть? Ведь сон жизненно необходим, и очень важно, чтобы ребенок хорошо спал как ночью, так и днем? Прежде всего, давайте разберемся, почему малыш не хочет ложиться спать днем или ночью?

Почему он не хочет?

  • Маленькие дети очень привязаны к своим родителям, особенно к маме. Причиной протеста против сна месячного младенца может быть то, что за все время беременности ребенок привык к теплу маминого тела, и родившись на свет, ему еще некомфортно в этом мире без маминого тепла. Поэтому, как только малыш оказывается один в холодной кроватке, то это вызывает у него страх и неизвестность, и он всячески старается привлечь к себе внимание, чтобы вернуться, обратно на руки к маме.
  • Очень часто малыш может заснуть прямо во время кормления, особенно если он находится на грудном вскармливании. После этого мама старается аккуратно переложить его в кроватку. Почувствовав это, младенец может проснуться, и запомнить этот момент. В следующий раз он будет сопротивляться сну, чтобы мама не смогла положить его в кроватку.
  • Кроме того нежелания спать у грудного малыша может быть вызвано физиологическими причинами. Например, у него болит животик (колики) или режутся зубки. Также ребенка могут беспокоить головные боли из-за повышенного внутричерепного давления. В любом случае, если малыш не спит уже ни один день, лучше обратиться к врачу. Он поможет выяснить причину такого поведения.
  • Также младенец не хочет ложиться спать, если он однажды чего-то испугался лежа в своей кроватке. Например, проснулся мокрым и голодным, замерз, а мама вовремя не отреагировала на его крик. И все это время малыш чувствовал себя одиноким, думая, что мама его бросила. После такого стресса ребенок может бояться повторения подобной ситуации, и всячески будет сопротивляться сну.
  • Еще одна распространенная причина отказа ребенка от сна, особенно дневного – это неизрасходованная им энергия, т.е. малыш попросту еще не устал, и спать ему не хочется.
  • Детки постарше не хотят ложиться спать из-за нежелания расстаться с каким-нибудь очень интересным занятием, игрой, рисованием и т.п.
  • Возможно, малыш боится темноты, и именно поэтому протестует против сна, чтобы не остаться одному в темной комнате.
  • Сложности с укладыванием ребенка спать наиболее часто возникают у родителей, которые не приучили своего малыша к правильному режиму дня, т.е. ребенок всегда ложится спать, когда ему самому захочется, а это может быть и в 12 часов ночи. Теперь же когда родители пытаются его заставить спать в удобное для них время – малыш всячески этому сопротивляется.

Это, конечно же, не все причины, из-за которых детки бунтуют против сна, но мы постарались немного ознакомить вас с некоторыми из них. Каждый ребенок – индивидуальность, а значит причины такого поведения, как отказ от сна, у каждого малыша могут быть свои. Задача родителей – выяснить эти причины, и сделать все, чтобы их кроха хорошо высыпался.

Чтобы хорошо спалось

Теперь давайте поговорим об условиях, которые должны создать родители для комфортного сна своих малышей.

  1. Температурный режим. Идеальная температура в комнате малыша составляет 22-23ºС, а для сна лучше всего подойдет 18-20ºС. Не переживайте, если вам покажется, что малыш может замерзнуть. Вспомните себя, ведь и вы лучше спите, когда в комнате немного прохладно. Если вы все же боитесь, что малышу будет холодно, оденьте его в пижаму, так как он может с себя сбросить.
  2. Свежий воздух. Всегда, перед тем как укладывать ребенка спать хорошо проветривайте детскую, так как в душной комнате малышу будет некомфортно. А летом форточку можно вообще не закрывать, чтобы обеспечить постоянный приток свежего воздуха. Даже ночью можно открывать окно на несколько минут, тем более если вы все равно встаете к маленькому крикуну.
  3. Спокойная обстановка. Укладывая малыша спать, лучше всего отключить все источники раздражающих звуков, будь то телевизор, громкая музыка и т.д. Даже если ребенок уже заснул под них, он плохо выспится, так как его мозг все равно будет реагировать на эти раздражители. Но абсолютную тишину тоже не стоит делать. Иначе малыш будет просыпаться, услышав малейший звук. Лучше всего если ребенок будет засыпать под какую-нибудь монотонную, спокойную мелодию.
  4. Режим сна. Всегда придерживайтесь одного и того же времени когда укладываете малыша спать, будь то дневной или ночной сон. Кроме того норма сна для каждого возраста своя. Так детки до года должны спать примерно 18 часов в сутки, 2-4-х лет – 16 часов, 4-8 лет – 12 часов, а дети в возрасте 8-12 лет – 10 часов. Имеется в виду дневной и ночной сон вместе. Дошкольники в обязательном порядке должны спать днем. Если ваш малыш немного отклоняется от этих норм – это не страшно. Каждый ребенок уникален. Но суммарная продолжительность сна в большинстве случаев должна быть примерно похожей на цифры, которые указаны выше.
  5. Повторное укладывание. Бывает, что малыш просыпается и сразу же начинает капризничать. Возможно, он просто не выспался, так как его что-то разбудило. Попробуйте уложить его спать заново. Ведь хорошо выспавшийся ребенок всегда проснется в хорошем настроении.
  6. Режим дня. Разрабатывайте такой режим дня для вашего малыша, чтобы он мог эффективно растрачивать свою энергию. Имеется в виду активные игры, прогулки на свежем воздухе и т.д. Но за час до сна лучше перейти к более спокойным занятиям, чтобы ваш кроха не перевозбудился, иначе его будет сложно уложить спать. А вечером лучше переходить к спокойным играм за 2 часа до сна.
  7. Комфортное место для сна. Всегда укладывайте ребенка спать в одном и том же месте. Так малышу будет легче настроиться на сон. Постельное белье должно быть из натуральных тканей. Подушку лучше выбирать из искусственных материалов, так как пуховая может вызвать аллергию. Она должна быть такого размера, чтобы на ней помещались голова и плечи вашего малыша. Одеяло должно соответствовать росту ребенка, и «расти» вместе с ним.

А теперь поговорим непосредственно о способах, благодаря которым можно уложить спать вашего любимого кроху.

  • Сон после кормления. Если вы практикуете кормление грудью, то, наверное, замечали, что малыш очень часто засыпает прямо у вас на руках. Самое главное – не спешить, с перекладываем малютки в его кроватку. Иначе он может проснуться. Лучше дождитесь, пока сон малыша перейдет в более глубокую стадию, когда его лицо и тело станут более расслабленными. И только тогда переносите его на другое место.
  • Укачивание. Это самый распространенный и действенный способ, особенно для самых маленьких деток. Укачивать можно на руках, в колыбельке и т.д. Но, как и в предыдущем способе, нужно это делать вплоть до стадии глубокого сна. Иначе придется начинать все заново. Кроме того нужно учитывать вес малыша. Ведь не каждая мама сможет долго удерживать на руках «кроху» весом более 10 кг.
  • Совместный сон. Плюс этого способа состоит в том, что вам не надо перекладывать ребенка в его кроватку. Он спокойно засыпает, вдоволь наевшись, и при этом чувствует, что его мама всегда рядом с ним. В результате малютка спит здоровым крепким сном. Конечно, маме может быть не совсем удобно спать на одной кровати с крохой, да и папа страдает от этого, но зато не надо вставать ночью и по нескольку раз бежать к детской кроватке.
  • Ритуал. Имеется в виду регулярное повторение одних и тех же действий изо дня в день. Этот способ очень эффективен, но для начала нужно набраться терпения. Для того чтобы добиться положительного результата нужно без перерывов и выходных в одно и тоже время выполнять одни и те же действия. Это позволит выработать у ребенка привычку, и он будет быстро засыпать. Особенно этот способ хорош, когда малыша укладываешь спать ночью. Именно в это время можно выполнить действия, которые сами по себе настраивают на сон. Например, ребенка можно каждый день в одно и то же время , расстилать кровать, одевать пижамку, читать любимую сказку или петь колыбельную. Родители могут сами выбрать любую последовательность действий. Если вы сделаете все правильно, то уже через 1-2 месяца, ваш кроха сам будет знать, что пора спать, как только вы начнете подготовку ко сну.
  • Любимая игрушка. Очень часто детки, которых мама хочет приучить спать самостоятельно, чувствуют себя одиноко в своей кроватке, и поэтому не хотят ложиться спать. Если вы подарите ребенку какую-нибудь мягкую игрушку, которую он сможет обнять и ему будет комфортно, то сам факт того, что эта игрушка рядом с ним в кроватке уже будет сигналом для крохи, что нужно ложиться спать.
  • Поглаживания. Многие малыши намного быстрее засыпают, когда их родители рядом с ними и нежно поглаживают их по спинке или по голове.
  • Ванная с добавлением успокаивающих трав. После такой процедуры крохе точно захочется лечь спать.
  • Метод Фербера. Суть этого метода состоит в том, что малыш должен научиться засыпать без помощи мамы. Конечно, придется запастись терпением, так как без слез и капризов крохи вам не обойтись.

Итак, как только вы сделали все вечерние процедуры и уложили ребенка в постель, пожелайте ему спокойной ночи и выйдете из комнаты. Скорее всего, малыш сразу же начнет вас звать. Не поддавайтесь. Выждете 3 минуты, и только после этого заходите обратно в комнату.

Успокойте ребенка, но не берите его на руки, снова пожелайте спокойной ночи, и опять покиньте комнату. Если кроха продолжает плакать, выждете уже 5 минут, и опять попытайтесь его успокоить. Следующий раз выходите уже на 7 минут. И так, пока ребенок сам не уснет.

Каждый новый день увеличивайте время ожидания еще на 2 минуты. Самые главные условия, которым должны следовать родители, используя этот метод — ребенок должен быть здоров и приучен к правильному режиму дня.

Какие бы способы и методы вы не использовали для того чтобы уложить ребенка спать, самое главное — не отступать от намеченного пути, даже если у вас с первого раза что-то не получилось. Ведь ребенок, который хорошо спит – это здоровый ребенок!

© Иллюстратор: Елизавета Стрельцова

Kонсультант по сну Нина Гофман объясняет, что нарушение сна - это серьезная штука, которая у детей встречается довольно редко. Гораздо чаще сами родители допускают ошибки, из-за которых дети испытывают сложности со сном. Но не стоит отчаиваться, все можно исправить.

Вовремя укладывайте

Нормальное время для отхода ко сну для малыша - от 18.30 до 19.30. Начиная с 6 недель у младенцев к вечеру начинает вырабатываться большее количество гормона сна - мелатонина, с его помощью нам проще уснуть. С его же помощью удлиняются фазы глубокого сна, которого у младенцев очень мало. Это очень важная фаза сна, в том числе она способствует выработке гормона роста, работе в особом режиме нашего пищевого тракта, печени и других внутренних органов.

Этот глубокий сон происходит как раз в первую половину ночи (примерно с 19 до часу ночи). Правильно последовательно укладывайте младенца именно в это время, вскоре паттерн его сна изменится.

Забудьте про гибкий режим

Режим - это ритм дня, который для младенца крайне важен, начиная с 3-4 месяцев. Это возраст, когда ребенок начинает потихоньку ориентироваться, и все внешние раздражители превращаются для него из сплошного потока в отдельные куски информации. Этих раздражителей много, мир перед ребенком огромный, непонятный, а в режиме он находит цепочки, последовательность событий. Вот он спит, потом просыпается, ест, активничает, гуляет, потом ему меняют памперс, готовят ко сну, закрывают занавески, и тут он снова спит. Ему спокойно, комфортно, он примерно понимает, чего ждать. Есть рутина, которая успокаивает, не слишком много сюрпризов. Дети – страшные консерваторы, они не любят ничего нового, они быстро привыкают к определенным порядкам и не хотят ничего менять. Не потому что они контрол фрики, а потому что им необходимо минимальное ощущение контроля над своей жизнью. Важно также проговаривать младенцу, что мы собираемся с ним делать – слов он не поймет, но постепенно у него возникнут ассоциативные связи слова с действием.

Я часто слышу от родителей «он не хочет спать». Речь, например, идет о восьмимесячном младенце. Он что, сам встал и сказал, что не хочет спать? Он лежит в кровати и орет. Часто бывает, что ребенок перевозбудился - так это не потому, что он ЕЩЕ не хочет спать, а потому что он УЖЕ не хочет спать. Как это происходит? Мы рождаемся с незрелым мозговым аппаратом, но после рождения он развивается с космической скоростью - в него поступают тонны новой информации. Вся информация должна уложиться в мозгу, каким-то образом увязаться друг с другом. Каждые сутки мозг младенца вырабатывает порядка 3 миллионов новых связей. Его мозг работает очень интенсивно, и ему надо отдыхать. Отдых для мозга - это сон. Но мозг не может сам пойти уложить себя спать, он не может, как батарейка, взять и сесть. Он зовет на помощь гормоны стресса, они помогают ему функционировать в этих условиях. Он дает команду щитовидке: а ну, дай-ка мне адреналина и кортизола. Чтобы это произошло, ребенку нужно просто не заснуть вовремя – достаточно 10 минут, получаса, часа (в зависимости от возраста и врожденной степени возбудимости). И механизмы торможения у детей поначалу не работают или работают очень плохо, поэтому им нужна грудь, чтобы взяли на ручки, еще что-то внешнее, чтобы их утихомирить (соска, коляска, и т.д.). Все эти истерики, невозможность заснуть - это адреналин.

Следите за дневным рационом

Этот пункт больше касается младенцев. У младенцев часто бывает так, что в течение дня они недоедают. В районе 6-7 месяцев наступает период, когда есть становится скучно – то дети висели на груди по сорок минут и не отцепишь, а тут 5 минут поели и завертели головой. В этом возрасте происходит очередной скачок развития, они видят гораздо больше вещей, у них появляются новые возможности для исследования, познания мира. Это пересиливает потребность в еде. Заморил червячка и пошел исследовать дальше. Получается, что они днем недоедают, а ночью просыпаются каждый час, чтобы поесть.

Дневной сон должен быть полноценным

Бывает, что днем дети недосыпают, у них накапливается усталость, и к вечеру они слишком возбуждены. Некоторые родители ошибочно предполагают, что если не дать слишком много спать днем, то ночной сон улучшится. Но в результате из-за повышенного уровня гормонов стресса в крови не только заснуть тяжело, но и сон получается некачественный, менее глубокий, поверхностный. Из такого сна легко проснуться. И некоторые просыпаются каждые 10-15 минут.

Давайте детям уставать физически

Есть младенцы, которых столько таскают на руках, что в результате они недостаточно устают физически. Это может стать триггером для поверхностного сна. Мозг должен быть не переутомлен, но тело должно быть уставшим. Перед сном постепенно замедляем темп, заглушаем свет, заранее к нему готовимся.

Проводите время с детьми качественно

Мама с папой приходят с работы вечером, ребенок к ним бросается, перевозбуждается, а дальше понятно – уложить его невозможно. Спать-то он хочет вне зависимости от этого. Мозгу нужно спать, а ребенок хочет тусоваться с родителями. Или еще бывает так: ребенка кладут вовремя, а ночью он просыпается и требует маму или папу. Так он компенсирует отсутствие родителей днем.

Один из самых действенных способов удовлетворить потребности ребенка в том случае, если мы все вынуждены работать - это выделять ему на постоянной основе quality time (время нетто, проведенное с ребенком, без параллельных занятий чем-то еще, включая мобильник). И тут дело не количестве, а в качестве этого проведенного вместе времени. Это может быть и 10 минут, про которые он будет всегда знать, что перед тем, как он идет в ванну, у него есть время с мамой или с папой или с обоими. Это его личное время, он будет знать, что он всегда может на него рассчитывать, и ему не нужно с боем его отвоевывать. Ему не надо будет вести себя так, чтобы привлечь внимание. Важно, чтобы этот момент происходил по инициативе родителя – тогда ребенок видит, что родителям важно это время, проведенное с ним. Такие 10-15 минут в день могут изменить картину.

Бывает, что мамы с детьми проводят круглые сутки (особенно с младенцами), а у детей все равно дефицит внимания. Потому что мама параллельно живет своей жизнью, она закидывает стирку, должна что-то приготовить, а вот она в телефоне что-то смотрит, с кем-то говорит. Нужен пузырь, который создает родитель, в котором есть только он и ребенок. Я считаю, что в такой ситуации родителям стоит попросить помощи в уходе за ребенком или взять няню на часть времени, а то получается, что ребенок с вами постоянно, при этом он должен клянчить ваше внимание. Иногда лучше взять няню или отдать в сад, чтобы потом проводить вместе час в день, но качественно. И ребенок будет доволен, и у вас будет ресурс.

Смените ассоциацию на засыпание

Начиная с 4 до 6 месяцев ребенок уже созрел для того, чтобы самому засыпать (есть достаточно гормона сна). Родители не всегда это знают и продолжают его укачивать, усыплять на груди, с бутылкой, соской, в коляске, в машине. Так возникает ассоциация на засыпание, зависимость. Ребенок тоже не знает, что умеет засыпать самостоятельно, потому что мы не даем ему шанса об этом узнать. Он знает: «я засыпаю только так, чтобы уснуть, мне нужна помощь».

Сон - это самое беззащитное состояние для человека. Для того, чтобы в случае необходимости человек мог защитить себя, сон делится на эпизоды (у взрослых – 1,5-2 часа, у детей до 2-3 лет – 40-60 минут). Между эпизодами сна происходит просыпание, буквально на пару секунд. Мозг в это время находится в режиме бодрствования. Мы это даже не замечаем, поворачиваемся на другой бок и начинаем следующий эпизод. Но если ребенок не умеет засыпать самостоятельно, а тут во время этого просыпания какая-то помеха пробудила его окончательно, ему нужна помощь. А помешать ему может масса внешних и внутренних раздражителей, например, газик в животе, зуб болит, посторонний звук, холодно, жарко, рука застряла между прутьями кровати. Кроме того, его может разбудить смена обстановки. Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на кухне на полу. Так и для ребенка, который уснул на груди, а проснулся в кровати. И тогда начинается ночной марафон.

Важно отметить, что существует метод, когда ребенка оставляют одного “проораться”. Я категорически против его применения. Он работает неплохо, но цена слишком велика – ребенок отчаивается получить необходимую ему помощь, и это может послужить причиной многих психологических проблем. Приучить к самостоятельному засыпанию можно с помощью постепенной и поэтапной замены ассоциации на менее зависимую, в результате чего ребенок засыпает без посторонней помощи.

Учитесь ставить границы (для детей старше года)

Примерно с года (или начала самостоятельной ходьбы) у ребенка происходит огромный скачок и потребность в самостоятельности. Я расту, я взрослый, я сам хочу решать - начинается борьба за власть с родителями. Кто решает, когда ребенок идет спать? Кто решает, какой режим? Что вообще решает сам ребенок? Если ребенок не получает достаточной свободы выбора на свой возраст или получает слишком большую свободу выбора - результат один и тот же. Он не уверен в том, что можно и чего нельзя. И тогда он начинает пробовать проверять все - скандалы в магазине, на площадке, откуда он не хочет уходить. Это не намеренная манипуляция, а изучение ассоциативных связей в жанре "я это не съел, и мама занервничала". Это может происходить вокруг еды, вокруг отправления естественных потребностей, когда мы хотим приучить к горшку, и вокруг сна, потому что мы тоже хотим спать, и у нас терпения меньше. Когда нас разбудили ночью, мы хотим только одного – чтобы это поскорее закончилось, и наши механизмы торможения работают плохо.

Тут важно дать ребенку право выбора (там, где он может взять за него ответственность). Например, право выбрать, какие штаны он наденет –красные или синие. Выбор из двух блюд – мясо с рисом или с картошкой? С двух лет можно дать больше выбора: «Смотри, мы идем в душ, тебе надо помыться. Это решаю я. Но ты можешь выбрать, как ты хочешь пойти в душ – чтобы нам было в кайф и мы там поиграли, или ты можешь пойти со слезами, но тогда мне придется тебя тащить в воду, чего я бы совсем не хотела. Что делать, нам нужно в душ. Что ты выбираешь?». Ребенок понимает, что поведение тоже выбирает он, и ему не надо своим поведением выдирать у нас этот контроль.

То же самое с укладыванием на ночь или ночными просыпаниями – если мы не устанавливаем в этом четкие границы, не проговариваем, как все будет происходить, то ребенок начинает тянуть волынку: писать, какать, пить, забыл взять игрушку в кровать или сообщить нечто важное. Если мы ведемся на такое поведение, укладывание может занять и все три часа (реальная цифра из практики).

Готовьтесь к укладыванию заранее

Все должно происходить так, как сказали родители, потому что их словам можно верить. Не в формате «я сказал - ты сделал», нет. А рассказываем ребенку, что сейчас произойдет. «Сейчас мы посмотрим мультик, потом поужинаем, потом мы пойдем в душ, потом будем читать и после сказки ляжем спать. Если мы быстренько все это сделаем, то успеем прочитать целых две сказки». Так ребенок будет знать, чего ему ждать, он знает, какой план. У него есть время к нему привыкнуть.

Тут крайне важно выполнять обещанный план действий. Если мы говорим, что сейчас пойдем в душ, после чего уступаем ребенку и сначала читаем книжку, то он, не будучи уверен в вашем слове, будет продолжать пробовать все больше растягивать эту границу.

И тут не надо советоваться с детьми, спрашивая, когда они хотят лечь спать. Давать выбор нужно, например, такой: ты хочешь спать с мишкой или с самолетиком?

Не перевозбуждайте ребенка

Родитель пришел с работы, очень соскучился, начинает подкидывать ребенка, бегать с ним, "разгуливать" его перед сном. Это плохо сказывается на засыпании и на сне, потому что активные игры вечером повышают адреналин. Постарайтесь играть в спокойные игры - строить конструктор, собирать пазл, рисовать.

Заведите четкий ритуал перед сном

Уход в сон - это своего рода расставание – с миром, с папой, с мамой, с собой. Любое расставание дается ребенку тяжело. Ритуал здесь очень важен. Это несколько действий (в соответствии с возрастом ребенка), которые происходят в определенном порядке, после последнего из которых – только сон. Желательно, чтобы ритуал включал в себя все “причины” отложить момент засыпания – туалет, попить, взять игрушку, почитать книжку. Также в это время детям нужно много физического контакта, объятий, поцелуев, самым последним может быть какой-то ваш особенный поцелуйчик перед сном. Еще важно дать детям ощущение того, что завтра обязательно наступит: «Вот ты проснешься, и мы попрыгаем в сад на одной ножке», «ты проснешься, и к нам придет Петя в гости», «ты проснешься, мы поедем на рынок и приготовим обед». Если после всего этого ребенок продолжает вставать с кровати, приходить к вам и просить еще чего-то, мы просто молча отводим его за руку в кровать (о чем он тоже должен быть предупрежден). Если мы будем последовательны в укладывании и в наших реакциях на их просыпания, то эти "гуляния" довольно быстро прекратятся.

В заключение хочу дать общий совет – если вы чувствуете, что не справляетесь с налаживанием нормального сна ребенка, а значит и всей семьи, обращайтесь за профессиональной помощью. До трех лет у детей развивается до 80% объема головного мозга, и накопленный до этого возраста недосып может оказать пагубное влияние на развитие (и когнитивное, и эмоциональное и физическое) и спровоцировать многие проблемы в будущем.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.



Поделиться