Мастер-класс «Роспись деревянных ложек. Деревянные ложки из Хохломы

Несмотря на то, что современный век - это век пластмассы и металла, посуду и прочую домашнюю утварь до сих пор делают из дерева. Этому есть несколько причин. На наш непрофессиональный взгляд их как минимум две. Первая - экологичность и вторая, конечно же, это дань традициям. На Руси издревле делали посуду из дерева и из глины. Поэтому когда берешь в руки вещь «handmade», расписанную мастером, ощущения конечно же отличаются от фабричной штамповки. Но, как это ни парадоксально, в этой статье речь пойдет именно о современных предметах ремесла - хохломских ложках, которые, делаются в том числе и на фабриках.

А есть ли вообще подделки?

Хороший вопрос - а может ли быть вообще подделка у изделия, которое исторически изготавливалось в домашних условиях? Нет, конечно были специальные мастерские, но в них тоже не ЧПУ станки все делали, а сидели токаря-мастера и художницы-мастерицы и ручками все, ручками. Как в таких условиях найти оригинал? Как понять, что это фирменная вещь, а это поделка на коленке?

Раскроем вам великий секрет. На текущий момент, хохломские деревянные ложки делаются на фабриках, которые по факту представляют собой действительно небольшую артель мастеров, и в домашних мастерских (гараж, приусадебный участок). Поэтому в принципе такие изделия нельзя делить на «оригинал» и «подделку», а нужно делить на «фабричные» и «надомные». Естественно, что они будут различаться и внешне и по цене.

Ищем различия

Итак, давайте посмотрим на «фабричную» ложку. Вот она:

Красота, не правда ли? Добавим еще также, что ей можно есть, не опасаясь за свое здоровье, т. к. продукция артелей обычно сертифицирована. А теперь, ответьте себе на вопрос - можете ее отличить внешне вот от этой:

Неподготовленный человек, сразу никогда не определит разницу во внешнем виде - тем более что цена изделий различается в разы. Фабричная стоит в два, а иногда и в три раза дороже.

Давайте рассмотрим их вместе поближе и постараемся все-таки найти разницу!

Сразу бросается в глаза различие в формах - фабричная более круглая, а домашняя продолговатая. Но суть не в этом, заготовка просто разная. Основное отличие заключается в тонкости прорисовки. Посмотрим еще поближе:

Веточки и узоры на золотых лепестках выполнены более тонкой кистью. И само количество узоров на фабричной ложке намного больше - сравните например семечки на клубнике на обоих ложках. Прорисованы стебельки, цветочек на фабричной ложке более наполненный.

Теперь спустимся чуть ниже и рассмотрим ручку. Сразу бросается в глаза небольшая неровность домашней ложки.

Слева ручка выточена на станке, а справа - ручка резная, вырезана умельцем вручную и немного кривовата. Плохо это или хорошо - решать вам, мы же предпочитаем называть это - особенность:)

Стоит нам присмотреться поближе к домашней ложке и нам становятся видны факты, доказывающие ее домашнее, не фабричное происхождение.

Присмотритесь к месту, на которое показывает красная стрелка. Видите небольшое продолговатое пятнышко? Это место, на которое положили ложку после обработки лаком или краской. Т.е. мастер покрасил ложку и просто положил ее на стол. В заводских условиях, где отлажены все тех процессы, где есть контроль качества такое не возможно.

На фабрике работают знатные мастерицы. Кстати, ничего не мешает им расписывать ложки у себя дома, после работы. Или, набив руку на предприятии, создать собственное производство.

Но вернемся опять к нашим красавицам. Помните, в коробках конфет была такая бумажка с надписью «Упаковщица №5»? Отдел технического контроля есть и на хохломских предприятиях. Но как понять, какая художница расписала конкретную ложку, если их ежемесячно делается тысячи? При помощи своего авторского знака:

Художниц на фабрике работает несколько, поэтому и «подпись» на ложках будет разная, но само ее наличие говорит о заводском происхождении изделия.

Кроме, всех вышеперечисленных различий, есть еще одно: большая организация заботится о маркировке своей продукции. Поэтому также отличительным свойством будет этикетка на оригинальной ложке с названием производителя и даже возможно со штрих кодом!

Ну и последнее, конечно это цена. Заводская ложка должна стоить минимум 100 рублей (на дату написания статьи) у любого розничного продавца. Есть конечно, отдельные фрукты, которые и за топорную «чернушку» могут столько взять, но большинство, продавцов сейчас все-таки ориентированы на постоянного покупателя.

Если не видишь разницы, зачем платить больше?

Надеемся, мы помогли вам разобраться в этом вопросе и вы без труда определитесь при покупке. Давайте взглянем на них еще раз:

Так ли сильно они различаются? К тому же, при внимательном рассмотрении, нам удалось обнаружить недочеты и на фабричной хохломской ложке

Ну это как раз понятно-фабрика, фабрикой, но роспись то все равно ручная, дрогнула рука мастера:) Если рассматривать назначение предметов, то все становится яснее. Если вам нужны ложки например, для игры или для меда, имеет ли смысл переплачивать за бренд?

Продукты использованные в статье:

Все деревянные ложки на нашем сайте вы найдете в этом разделе каталога .

Остальные продукты из Хохломы

Дата добавления статьи 24.04.2018

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер-класс « Роспись деревянной ложки»

Инструкция 1.Деревянные ложки чаще всего вытачивают из липы, березы, ольхи, осины. Эти виды древесины легко раскрашиваются гуашью. Можно использовать также масляные краски. 2.Если поверхность ложки имеет шероховатости, перед росписью отшлифуйте изделие наждачной бумагой. 3.Прежде чем выбрать краску определите назначение изделия. Если ваша ложка будет чисто декоративной, не будет соприкасаться с влагой, можно смело расписывать цветной гуашью. Эта краски не потребуют предварительной грунтовки.

5.Если вы решили расписать ложку масляными красками, предварительно загрунтуйте ее в два-три приема. Состав простейшей грунтовки: 1 часть желатина или сухого столярного клея, 5 частей зубного порошка. Для стакана воды за меру достаточно взять чайную ложку. 7.Выберите для росписи небольшие кисти (№ 2-6), желательно беличьи. Заранее продумайте рисунок росписи (ягоды, листики, абстрактный рисунок и т.д.). При необходимости легкими штрихами нанесите контуры орнамента на поверхность изделия. 8.Нанесите краску на поверхность ложки согласно своему художественному замыслу. Обязательное правило мастеров росписи по дереву: краску надо наносить в один прием!

1. Отшлифовать изделия

2. Подготовить материал

3. Закрашивание основания ложки

Орнаменты хохломской росписи

4.Нанести орнамент

5.Готовое изделие

Полезные советы Сушите ложку после росписи не меньше восьми часов. Если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли. Обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов. Ложку, расписанную гуашью, желательно покрыть несколькими слоями прозрачного лака. Лак можно нанести на ложку кистью или тампоном. Есть и способ, именуемым способом окунки (изделие окунается в емкость с лаком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

Пожалуй, одним из самых незаменимых столовых приборов является ложка. В каждой стране ее всегда делали из доступных людям материалов, например, слоновой кости, бронзы, ракушек, серебра, а на Руси для этого использовали дерево, посуда из которого во все времена была в почете. Несмотря на то, что история деревянных ложек началась десять веков назад, они остаются востребованными и сегодня, поскольку такие расписные изделия можно не только дарить в качестве сувениров, но и применять их по прямому назначению. Украсить деревянные заготовки самостоятельно и создать уникальный вариант ложки, сегодня может каждый желающий.

Что потребуется для росписи

Прежде чем приступить к работе, необходимо основу из березы, липы, осины или ольхи правильно подготовить:

  • зачистить поверхность ложки;
  • нанести грунтовку (в зависимости от краски);
  • покрыть основу нужным цветом;
  • перевести рисунок и закрасить;
  • закрепить лаком.

В качестве красящих материалов чаще всего используются самые разные составы. Для росписи деревянных изделий подходят:

  • гуашь;
  • акрил;
  • акварель;
  • масло.

Помимо этого, можно взять и анилиновые краски. Чтобы изделие выглядело гармонично, необходимо достигнуть правильного цветового сочетания. К наиболее известным видам росписи деревянной посуды стоит отнести хохлому, мезенскую, петриковскую и городецкую технику. Для домашнего творчества лучшим вариантом будет приобрести деревянные заготовки оптом .

Правильный уход

Чтобы такие ложки служили долго и не потеряли свой внешний вид, необходимо грамотно за ними ухаживать. Для этого рекомендуется обрабатывать их горячей водой и моющими средствами (мыльный раствор) после каждого использования. Деревянная поверхность легко впитывает резкие запахи (чеснок, рыба, лук), поэтому лучшим вариантом здесь будут отдельные ложки для каждого определенного продукта. Помимо этого, необходимо следить, чтобы деревянные изделия не соприкасались с огнем. Несмотря на то, что сегодня невозможно обойтись без металлической посуды во время приготовления пищи, не стоит забывать и о столовых приборах из дерева, с которыми еда будет гораздо вкуснее и полезнее.

Деревянные ложки с узорами были на Руси в ходу. Они могли быть даже просто неокрашенными, а украшенными резьбой.

Поговорим сегодня о технологии хохломской росписи, а также ее аналогах, то есть о том, как можно создать ее подобие своими руками.

Ввиду большой сложности оригинальной техники, о которой я вкратце расскажу, подумаем как расписать бытовые предметы «под хохлому».

Хохломская роспись и роспись под хохлому — это не одно и то же, а совсем разные вещи. Поговорим немного об оригинальной технике.

Сложность оригинальной техники

Создать настоящую хохломскую роспись не так просто, дело это очень хлопотное, процесс долгий. Заготовки для росписи хорошо просушивают на воздухе, а затем в печи, чтобы удалить последнюю влагу.

Сначала болванки покрываются как минимум двумя слоями грунтовки — жидкой смесью глины с маслом. Ее втирают в стенки посуды, а затем снова отправляют в сушильную печь. Грунтовка нужна для того, чтобы закрыть поры на древесине. Далее идет выравнивание поверхности наждачной бумагой.

Теперь изделия не будут впитывать влагу из воздуха. Хохломская посуда прослужит долго, не потрескается. Теперь идет покрытие олифой, нанести нужно 2-3 слоя, каждый просушивают около 3 часов.

Последний слой не досушивают до конца, он должен не пачкать руки, но в то же время оставаться липким. Потом изделия лудят — покрывают металлическим порошком. В старину его изготавливали из олова, в наше время применяют алюминий, поскольку последний слой остается липким, пудра втирается легко.

Для росписи хохломские мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов. Одной кистью можно рисовать как тонкие, ак и толстые линии, достаточно лишь изменить силу нажима.

Еще используют «тычок» — им штампуют небольшие круглые ягодки или цветы. По окончанию работы утварь покрывают лаком, от этого поверхность приобретает золотой блеск, а не серебряный, как в самом начале. Далее следуют еще несколько покрытий, уже бесцветным лаком.

Принципы росписи гуашью

Как видите, процесс очень долгий, сложный и энергозатратный. Для «домашнего использования» его можно значительно упростить.

Нам же под силу повторить рисунок знаменитой народной росписи на деревянных предметах, но сделать это можно гораздо проще. Здесь подробно рассказано о технике, с помощью которой можно расписать дерево достаточно просто, технология несложная, что доступна даже новичкам. Краски можно использовать как гуашевые, так и акриловые.

На прилавках магазинов сейчас множество красок под металл, с золотым, серебряным или медным отливом, поэтому просто создадим фон — будем попросту рисовать.

Примеры ягодно-цветочных орнаментов на ложках

Теперь перейдем собственно к хохломским узорам на деревянных ложках. Тем, кто хочет повторить рисунки старых мастеров, предлагаю посмотреть немудреные мотивы-орнаменты. В основной своей массе они связаны с природой. Цветы, ягоды, листья, завитки — основные элементы.

На настоящей оригинальной росписи фон или оставляют металлическим, либо закрашивают почти полностью, оставляю незакрашенными отдельные детали, такие как листочки.

В первых примерах покрываем поверхность ложки черной краской, а затем рисуем узоры. Сначала крупные, а потом более мелкие.

Принято использовать не много разных красок, а лишь несколько, золотистые обязательны, также работают зелеными, желтыми, красными цветами.

Например, желтые кружочки можно штамповать «тычком», если вы расписываете штучные ложки, для себя или в подарок, то изготовить его можно хоть из картофелины. Макать в краску и наносить ровный кружок.

Обычно контуры рисунка предварительно не наносятся на ложку, вся картинка у художницы в голове. Хотя для нас простительно, да и гораздо проще взять готовый образец, разметить, раскрашивать по контурам.

На ложках как правило находится по одному золотому листку, нескольким красным плодам или цветочкам. Частый узор — рябинка, райские яблочки, клубника или малина.

Ложки расписывают с двух сторон — как с выпуклой, так и с вогнутой.

В случае, если фон хотим оставить «с позолотой», то сначала окрашиваем его полностью соответствующей краской «металлик», а затем рисуем контуры черным, крупные элементы основными цветами, а нюансы тем же черным, как показано на фото.

Я привожу здесь примеры росписи настоящих хохломских ложек, чтобы использовать узоры для домашнего творчества. Рисунки несложные, эффект создается за счет яркости красок, сиянии золота.

Последние примеры ложек — на сияющем фоне «позолоты». Нам проще выполнить так — окрашиваем внутренность золотым, размечаем очертания узора, закрашиваем темным фон между элементами.

Несколько красных кружочков оптически соединяют основной узор с фоном. Но этого можно не делать — пример тому на нижней картинке.

Еще раз смотрим общий вид ложек. Роспись идет только по выпуклым частям, черенки, а также хвостики как правило однотонные, чаще золотистые, фон красный или черный.

Мельхиор: чистка в домашних условиях ложек содой и фольгой

Если деревянные ложки нельзя ни в коем случае подвергать химическому воздействию, а также тереть абразивными веществами, то с серебряными и мельхиоровыми дело обстоит немного иначе. Здесь вы найдете описание простого и оригинального способа безопасно почистить столовые приборы — ложки, вилки, ножи — при помощи имеющихся почти у каждого на кухне составляющих.

Специальными красками, которые предназначены для работы со стеклянной или керамической поверхностью, можно разрисовать посуду — бокалы, тарелки, вазоны, подсвечники. Эта техника применима для создания картинок-витражей. Получаются очень яркие полупрозрачные поверхности.

Работа заняла

2 место

У нас дома есть несколько деревянных ложек. Мне всегда было интересно разглядывать рисунки на них. Но я не знала, что рисунки на ложках называются росписью,да еще и не просто росписью, а Хохломской росписью!

Мне очень захотелось попробовать такую ложку сделать самой. Не из дерева конечно, а хотя бы из бумаги. Но откуда появилось такое интересное название?

А вот откуда.

Русские умельцы всегда славились своим мастерством художественной резьбы по дереву. На протяжении столетий из поколения в поколение они передавали секреты своего умения изготовлять деревянные ложки. Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи.стория деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. В каждой стране ложки делали, используя разные материалы: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро. В России до 18 века пользовались деревянными ложками.

Расписывать ложки начали намного позже, начиная с XIX века. Создавая такую ложку, необходимо было выполнить 52 операции. Деревянную ложку отесывали из баклуши топориком, затем теслой, остругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и коковку обрабатывали ручной пилой. Украшали деревянные ложки резьбой и расписным узором

Самая известная из видов росписи в России – хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос. Каждому будет интересно узнать, откуда появилась эта необыкновенно красивая роспись.

В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.

Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.

Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.

Невозможно сейчас сказать, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент, но уже давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным инструментом русских.

Первые сведения об использовании ложек в качестве музыкального инструмента появились в конце 18 века. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражание испанским кастаньетам, потому, что они при соприкосновении могут издавать чистые звуки.Ложкари используют для игры комплект из 3 или 5 ложек разного размера. Звуки получаются от удара задней части двух черпаков. Обычно исполнитель играет тремя ложками, закладывая две между пальцами левой руки, а третью берёт в правую руку, ударяя при этом по руке или колену. Часто к ложкам крепят бубенчики. Это свойство деревянных изделий было оценено музыкантами всего мира. Сейчас действуют школы игры на деревянных ложках.

Еще с древних времен известно о способности дерева избавлять людей от накопившейся отрицательной энергии. Сувениры из дерева приносят в дом гармонию и уют. Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание. Поэтому и сегодня русские деревянные ложки – самый популярный сувенир среди зарубежных туристов. Они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты. Такая ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных.



Поделиться