Материально-производственная деятельность человека.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика методов познания

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Реформа; революция; социальная динамика; эволюция; общественный регресс.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) замечание, 2) санкция, 3) социальная норма, 4) политическая идеология, 5) осуждение, 6) материальная культура.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом.

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

7

Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Акция представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

2. Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части прибыли предприятия, называют акцией.

3. Ценные бумаги бывают именные и на предъявителя.

4. Вексель предоставляет своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получение дивидендов.

5. Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.

8

Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Владелец фирмы составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного он может использовать как внешние источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. совершенствование производственных технологий

2. выпуск и размещение акций предприятия

3. повышение производительности труда

4. доходы от реализации продукции предприятия

5. привлечение кредитов

6. налоговые отчисления

10

11

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны

1. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

12

В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних граждан страны Z им задавали вопрос: «Кто читал Вам в детстве книжки?». (Любое число ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кому в детстве книжки читали родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.

2. Равным долям опрошенных каждой группы в детстве книжки читали бабушка/дедушка.

3. Среди 25-летних тех, кому книжки в детстве читали другие родственники, меньше, чем тех, кому книжки в детстве читали воспитатели в детском саду.

4. Среди 50-летних тех, кому книжки в детстве читали бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книжки читали воспитатели в детском саду.

5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 50-летних меньше, чем среди 25-летних.

13

Выберите верные суждения о политических (государственных) режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.

2. Тип политического режима определяется состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности.

3. К признакам политического режима относят механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.

4. Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).

5. Режиму любого типа (вида) свойственна реализация принципа разделения властей.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Какие характеристики относятся к типу политического лидерства в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. региональный

2. общенациональный

3. демократический

6. харизматический

16

Что из перечисленного относите к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры под которыми они указаны.

1. выбор профессии, рода деятельности

2. защита Отечества

3. обращение в органы государственной власти

4. участие в выборах Президента РФ

5. сохранение природы и окружающей среды

17

Выберите верные суждения о процессуальном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отрасли процессуального права непосредственно регулируют общественные отношения, в них основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

2. Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.

3. По общему правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика

4. Административную юрисдикцию могут осуществлять судьи, комиссии по делам несоврешеннолстних и защите их прав, органы внутренних дел (полиция), налоговые органы, таможенные органы, военные комиссариаты и др.

5. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон обвинения и защиты.

18

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Выпускник медицинского университета Леонид нашёл работу врача. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Какие ещё документы, согласно Трудовому Кодексу РФ, Леонид должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. выписку из финансово-лицевого счёта

4. налоговое уведомление

5. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

6. диплом о высшем образовании

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое__________(А), связанная с претерпеванием виновным определённых __________(Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения __________(В). Она связана с государственным принуждением, под которым понимают__________(Г) обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения__________(Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения__________(Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. возможность государства

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.

При формировании институтов государства эти принципы в разных объёмах сочетаются с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту мажоритарный принцип порождает два институциональных типа демократии - парламентский и президентский. Законодательная и исполнительная ветви власти могут быть организованы по принципу либо чёткого разделения, либо отсутствия строгого разделения властей. Применение этого принципа организации ветвей власти зависит от формы правления.

Парламентская форма политического устройства не предусматривает чёткого разделения властей. Народное большинство выявляется на основе единой системы голосования - избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путём: глава правительства и члены кабинета избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после формирования правительства. Лидер, получивший поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти. Правительство опирается на поддержку парламента, контролируется им и отправляется в отставку. Плюрализм интересов и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция. Классический пример парламентской формы правления даёт Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курсов страны играет премьер- министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние.

Президентская форма политического устройства предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, предусматривает наличие у законодательной и исполнительной ветвей власти собственного независимого электората, поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путём общенациональных выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительство), руководит его деятельностью. Он ответственен непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной ветвей власти.

Типичным примером президентской модели демократии являются США.

Выбор парламентской или президентской формы правления обусловливает структуру институтов власти, технологию реализации властной воли. Как это ни парадоксально, но парламентская модель способствует усилению исполнительной власти, а президентская республика укрепляет власть парламента. В парламентской модели главные функции парламента состоят в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске. В остальном влияние законодательной власти ограничено. Полномочия же правительства значительны, включая и законотворческие инициативы, а возможности его влияния обусловлены поддержкой парламентского большинства.

В президентской форме правления парламент обладает самостоятельными властными полномочиями и правит наряду с президентом. В президентской модели не требуются компромисс или несогласие между исполнительной властью и парламентским большинством. Парламентское большинство может выполнять роль оппозиции по отношению к президенту и тем самым сдерживать его. Иная ситуация в парламентских республиках: поскольку правительство работоспособно только в случае создания коалиции парламентского большинства, постольку в парламентской модели велико значение компромиссов между законодателями и правительством.

Для того, чтобы не отождествлять исполнительную и законодательную ветви власти, в западных странах были созданы сдерживающие начала в виде системы правового государства, в котором политические институты, группы, личность действуют в рамках права, уважают и подчиняются ему.

Иногда в литературе этот режим называется режимом правовой демократии. Однако представляется, что различия режимов, основывающихся на мажоритарном и правовом принципах, достаточно условны, поскольку западные демократии во всех своих разновидностях являются творением права».

(Р. Т. Мухаев )

Показать ответ

  1. Указан показатель эффективности: способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.
  2. Названы два принципа.

В основе современных западных демократий лежат два принципа: мажоритарный принцип, в соответствии с которым власть принадлежит большинству народа, и правовой принцип, означающий верховенство права, равную ответственность власти и граждан перед законом.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Назовите два критерия формирования двух типов демократии. Что лежит в основе такого формировании? Объясните роль принципа разделения властей в данном процессе.

Показать ответ

  1. Критерии: "в зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту".
  2. Основание: принцип разделения властей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.

На второй вопрос ответа в тексте нет, задание направлено на привлечение знаний.

Во-первых, принцип разделения властей является основой для формирования демократии, так как обеспечивает народовластие через представителей-парламентариев, учет мнения и интересов разных социальных групп, препятствия для узурпации власти. Во-вторых, принцип разделения властей разграничивает парламентскую и президентскую демократии в зависимости от четкости выделения ветвей власти.

Сформулируйте три признака, отличающие парламентскую форму политического устройства от президентской. Используя знания конституционного устройства РФ, проиллюстрируйте каждое отличие.

Показать ответ

  1. Отличия парламентской формы от президентской
  2. Каждое отличие должно быть проиллюстрировано положениями Конституции РФ
  • в) Парламент формирует Правительство (в соответствии со ст. 111 и ст. 112 Конституции РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, Президент по предложению Председателя Правительства утверждает федеральных министров).

Могут быть приведены другие уместные примеры .

В чём смысл правовой демократии? Используя текст и обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примером два сдерживающих начала правового государства.Показать ответ

1. Смысл понятия, например: состав преступления - совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих свершенное деяние как конкретный вид преступления.

2. Одно предложение, содержащее информацию о признаках преступления, например: К признакам преступления относятся общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса признаки юридической ответственности ).

3. Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса основание, исключающее наличие состава преступления, например: Отсутствие объективной стороны, т. е. связи между деянием и последствиями деяния исключает наличие состава преступления.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности административной ответственности ).

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) тенденция (по тексту задания) - гуманизация образования:

2) другая тенденция с соответствующей характеристикой , допустим:

Интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);

Информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

Могут быть названы другие тенденции (не по условию задания), приведены другие характеристики

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Социальные нормы и санкции как элементы социального контроля.

2. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

3. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

4. Структура морали:

б) принципы;

5. Мораль и нравственность.

6. Взаимосвязь морали и других социальных норм.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека... » (Д.С. Лихачёв)

29.2. Экономика «В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». (К. Рокне)

29.3. Социология, социальная психология «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)

29.4. Политология «Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)

29.5. Правоведение «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

Деятельность

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие деятельность? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

2.Составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности, и одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности

3.Выберите верные суждения о деятельности
1.Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом

  1. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному
  2. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности
  3. Один и тот же вид деятельности может быть вызван различными мотивами людей
  4. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств и её достижения
    4. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет – форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения целей:
    1.Изучение испанского языка
  5. Покупка туристической путёвки
  6. Общение в Интернет
  7. Чтение книг об Испании
  8. Знатоки испанского искусства
  9. Путешествие по Испании
    5. Одиннадцатиклассник Мирон готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в списке цели этой деятельности Мирона:
    1.Чтение учебников, справочной литературы
  10. Поступление в вуз
  11. Получение высокого балла
  12. Проведение экзамена
  13. Консультация педагогов
  14. Получение аттестата о среднем общем образовании
  15. Выберите верные суждения о деятельности:
    1. Одна и та же деятельность может быть связана с различными мотивами людей
  16. Духовная деятельность связана с созданием идей, образов
  17. Деятельность человека от активности животных отличает умение находить средства удовлетворения потребностей
  18. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека
  19. Деятельность человека от активности животных отличает использование предметов природного происхождения
  20. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории. Найдите в списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели:
    1.Поступление в университет

2.Занятия в школе юного журналиста

3.Получение профессии журналиста

4.Написание статей

5.Выбор профессии

6.Изучение литературы, истории, русского языка

  1. Составьте развернутый план ответа

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика методов познания

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Реформа; революция; социальная динамика; эволюция; общественный регресс.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) замечание, 2) санкция, 3) социальная норма, 4) политическая идеология, 5) осуждение, 6) материальная культура.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом.

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

7

Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Акция представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

2. Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части прибыли предприятия, называют акцией.

3. Ценные бумаги бывают именные и на предъявителя.

4. Вексель предоставляет своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получение дивидендов.

5. Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.

8

Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Владелец фирмы составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного он может использовать как внешние источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. совершенствование производственных технологий

2. выпуск и размещение акций предприятия

3. повышение производительности труда

4. доходы от реализации продукции предприятия

5. привлечение кредитов

6. налоговые отчисления

10

11

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны

1. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

12

В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних граждан страны Z им задавали вопрос: «Кто читал Вам в детстве книжки?». (Любое число ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кому в детстве книжки читали родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.

2. Равным долям опрошенных каждой группы в детстве книжки читали бабушка/дедушка.

3. Среди 25-летних тех, кому книжки в детстве читали другие родственники, меньше, чем тех, кому книжки в детстве читали воспитатели в детском саду.

4. Среди 50-летних тех, кому книжки в детстве читали бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книжки читали воспитатели в детском саду.

5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 50-летних меньше, чем среди 25-летних.

13

Выберите верные суждения о политических (государственных) режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.

2. Тип политического режима определяется состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности.

3. К признакам политического режима относят механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.

4. Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).

5. Режиму любого типа (вида) свойственна реализация принципа разделения властей.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Какие характеристики относятся к типу политического лидерства в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. региональный

2. общенациональный

3. демократический

6. харизматический

16

Что из перечисленного относите к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры под которыми они указаны.

1. выбор профессии, рода деятельности

2. защита Отечества

3. обращение в органы государственной власти

4. участие в выборах Президента РФ

5. сохранение природы и окружающей среды

17

Выберите верные суждения о процессуальном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отрасли процессуального права непосредственно регулируют общественные отношения, в них основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

2. Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.

3. По общему правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика

4. Административную юрисдикцию могут осуществлять судьи, комиссии по делам несоврешеннолстних и защите их прав, органы внутренних дел (полиция), налоговые органы, таможенные органы, военные комиссариаты и др.

5. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон обвинения и защиты.

18

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Выпускник медицинского университета Леонид нашёл работу врача. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Какие ещё документы, согласно Трудовому Кодексу РФ, Леонид должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. выписку из финансово-лицевого счёта

4. налоговое уведомление

5. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

6. диплом о высшем образовании

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое__________(А), связанная с претерпеванием виновным определённых __________(Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения __________(В). Она связана с государственным принуждением, под которым понимают__________(Г) обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения__________(Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения__________(Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. возможность государства

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.

При формировании институтов государства эти принципы в разных объёмах сочетаются с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту мажоритарный принцип порождает два институциональных типа демократии - парламентский и президентский. Законодательная и исполнительная ветви власти могут быть организованы по принципу либо чёткого разделения, либо отсутствия строгого разделения властей. Применение этого принципа организации ветвей власти зависит от формы правления.

Парламентская форма политического устройства не предусматривает чёткого разделения властей. Народное большинство выявляется на основе единой системы голосования - избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путём: глава правительства и члены кабинета избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после формирования правительства. Лидер, получивший поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти. Правительство опирается на поддержку парламента, контролируется им и отправляется в отставку. Плюрализм интересов и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция. Классический пример парламентской формы правления даёт Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курсов страны играет премьер- министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние.

Президентская форма политического устройства предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, предусматривает наличие у законодательной и исполнительной ветвей власти собственного независимого электората, поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путём общенациональных выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительство), руководит его деятельностью. Он ответственен непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной ветвей власти.

Типичным примером президентской модели демократии являются США.

Выбор парламентской или президентской формы правления обусловливает структуру институтов власти, технологию реализации властной воли. Как это ни парадоксально, но парламентская модель способствует усилению исполнительной власти, а президентская республика укрепляет власть парламента. В парламентской модели главные функции парламента состоят в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске. В остальном влияние законодательной власти ограничено. Полномочия же правительства значительны, включая и законотворческие инициативы, а возможности его влияния обусловлены поддержкой парламентского большинства.

В президентской форме правления парламент обладает самостоятельными властными полномочиями и правит наряду с президентом. В президентской модели не требуются компромисс или несогласие между исполнительной властью и парламентским большинством. Парламентское большинство может выполнять роль оппозиции по отношению к президенту и тем самым сдерживать его. Иная ситуация в парламентских республиках: поскольку правительство работоспособно только в случае создания коалиции парламентского большинства, постольку в парламентской модели велико значение компромиссов между законодателями и правительством.

Для того, чтобы не отождествлять исполнительную и законодательную ветви власти, в западных странах были созданы сдерживающие начала в виде системы правового государства, в котором политические институты, группы, личность действуют в рамках права, уважают и подчиняются ему.

Иногда в литературе этот режим называется режимом правовой демократии. Однако представляется, что различия режимов, основывающихся на мажоритарном и правовом принципах, достаточно условны, поскольку западные демократии во всех своих разновидностях являются творением права».

(Р. Т. Мухаев )

Показать ответ

  1. Указан показатель эффективности: способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.
  2. Названы два принципа.

В основе современных западных демократий лежат два принципа: мажоритарный принцип, в соответствии с которым власть принадлежит большинству народа, и правовой принцип, означающий верховенство права, равную ответственность власти и граждан перед законом.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Назовите два критерия формирования двух типов демократии. Что лежит в основе такого формировании? Объясните роль принципа разделения властей в данном процессе.

Показать ответ

  1. Критерии: "в зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту".
  2. Основание: принцип разделения властей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.

На второй вопрос ответа в тексте нет, задание направлено на привлечение знаний.

Во-первых, принцип разделения властей является основой для формирования демократии, так как обеспечивает народовластие через представителей-парламентариев, учет мнения и интересов разных социальных групп, препятствия для узурпации власти. Во-вторых, принцип разделения властей разграничивает парламентскую и президентскую демократии в зависимости от четкости выделения ветвей власти.

Сформулируйте три признака, отличающие парламентскую форму политического устройства от президентской. Используя знания конституционного устройства РФ, проиллюстрируйте каждое отличие.

Показать ответ

  1. Отличия парламентской формы от президентской
  2. Каждое отличие должно быть проиллюстрировано положениями Конституции РФ
  • в) Парламент формирует Правительство (в соответствии со ст. 111 и ст. 112 Конституции РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, Президент по предложению Председателя Правительства утверждает федеральных министров).

Могут быть приведены другие уместные примеры .

В чём смысл правовой демократии? Используя текст и обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примером два сдерживающих начала правового государства.Показать ответ

1. Смысл понятия, например: состав преступления - совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих свершенное деяние как конкретный вид преступления.

2. Одно предложение, содержащее информацию о признаках преступления, например: К признакам преступления относятся общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса признаки юридической ответственности ).

3. Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса основание, исключающее наличие состава преступления, например: Отсутствие объективной стороны, т. е. связи между деянием и последствиями деяния исключает наличие состава преступления.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности административной ответственности ).

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) тенденция (по тексту задания) - гуманизация образования:

2) другая тенденция с соответствующей характеристикой , допустим:

Интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);

Информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

Могут быть названы другие тенденции (не по условию задания), приведены другие характеристики

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Социальные нормы и санкции как элементы социального контроля.

2. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

3. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

4. Структура морали:

б) принципы;

5. Мораль и нравственность.

6. Взаимосвязь морали и других социальных норм.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека... » (Д.С. Лихачёв)

29.2. Экономика «В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». (К. Рокне)

29.3. Социология, социальная психология «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)

29.4. Политология «Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)

29.5. Правоведение «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

Трудовая деятельность - явление многогранное. Различные аспекты труда стали предметом изучения нескольких общественных наук.
С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. Ученые-правоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.
Науки, изучающие труд, во многих случаях тесно соприкасаются, нередко пересекаются. Всестороннее знание о таком явлении, как труд, могут дать только его комплексные исследования, в которых объединяются усилия различных наук. Содержание этого параграфа интегрирует некоторые результаты изучения трудовой деятельности общественными науками, преимущественно социологией.

ТРУД КАК ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель - создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.
Социологи характеризуют трудовую деятельность, независимо от способа, средств и результатов, рядом общих свойств.
Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые включают в себя различные трудовые приемы, действия и движения. (С какими видами труда вы знакомы? Какие операции и приемы в них применяются?) В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механизированным и т. д.
Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. Напомним, что квалификацию не следует отождествлять с профессионализмом. Она является необходимым, но недостаточным условием эффективного труда. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно приобрести опыт, ему должны быть свойственны обязательность, самодисциплина, деловая честность, ответственность.
В-третьих, трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда. (Подумайте, от чего зависит производительность труда и всегда ли это связано только с желанием человека.)
Современная техническая база предприятий представляет собой сложное сочетание средств труда разного типа, поэтому имеет место значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это влечет за собой его существенную неоднородность. Большое количество рабочих занято монотонным, нетворческим трудом. В то же время многие выполняют работу, требующую активной умственной деятельности, решения сложных производственных задач.
В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность.
Очевидно, что труд предпринимателя, характеризующийся высокой степенью самостоятельности и материальной ответственности за принятые им решения, отличается от характера труда наемного работника, который по условиям трудового соглашения обязан выполнять распоряжения управляющих производством. (С этой точки зрения подумайте, чем характеризуется индивидуальная трудовая деятельность.)

В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами , определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.
Современное производство требует соблюдения определенного технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает достижение цели производства, т. е. получение продукта с заданными качественными показателями. Всякий знает, что, если, например, не отрегулировать силу огня в плите, продукт на сковородке может не зажариться, а сгореть. Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной.
Когда предприятия связаны между собой договором, определяющим, например, поставки сырья, полуфабрикатов, деталей, узлов для производства готового продукта, строгое следование условиям договора называют договорной дисциплиной. Ее несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в отлаженной производственной деятельности многих людей.
Выполнение правил, норм, договоров, приказов, распоряжений руководителей производства называют также исполнительностью. Но исполнительность невозможна без инициативы. В самом деле, получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. Невозможно в правилах, приказах, инструкциях предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен в конкретных условиях найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему предписание. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель - плохой работник. Напротив, инициатива - свидетельство высокого профессионализма.
В социологии труд рассматривается с использованием понятий «содержание труда» и «характер труда». Содержание труда зависит от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупностью выполняемых работником операций, их соотношением и взаимосвязью; от соотношения исполнительных и управленческих функций, а также функций контроля, наблюдения и наладки оборудования; от степени предопределенности действий, самостоятельности, уровня творческих возможностей и т. д. Изменение состава необходимых операций и соотношения трудовых функций означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения - научно-технический прогресс.
Современные технологические процессы предполагают максимальную интеллектуализацию труда (представьте себе труд оператора АЭС или пилота современного лайнера), такую его организацию, когда личность не низводится до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет об изменении содержания труда, который на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим.
Характер труда представляет отношения между участниками трудового процесса, влияющие на отношение работников к труду и на его производительность.
Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физические (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и иные излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибки).
Особо вредные, экстремальные условия труда (например, добыча угля в шахтах) опасны возможностью тяжелых профессиональных заболеваний, серьезных травм, крупных аварий, сопровождающихся гибелью людей.
Большую роль играет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.
Трудовая деятельность - это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

Человеческий фактор - это наиболее широкое обозначение всей совокупности свойств работника (квалификации, мотивов поведения, интересов, сознания, культуры и т. д.). Употребляется в сопоставлении с техническими и экономическими факторами. Близок к понятиям «персонал», «рабочая сила», «работник» и т. п.
Научно-технический прогресс радикально меняет положение человека (субъекта труда) в системе производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Еще раньше человек передал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую. Теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение опосредованных видов труда, связанных с выполнением контрольно-управленческих и логических функций все более высокого уровня, с принятием ответственных решений.
Научно-технический прогресс вызывает изменение роли человека в процессе производства, воздействует на содержание его трудовой деятельности.
Существенно меняется соотношение между физическим и умственным трудом , физическими и интеллектуальными способностями. Если прежде рабочий реализовывал в процессе труда преимущественно физические способности (выносливость, мускульную силу, профессиональную натренированность), то создание машин, выполняющих логические операции, математические расчеты и т. д., выдвигает на первый план такие человеческие способности, как умение анализировать обстановку, сопоставлять данные, ставить цели и т. п. Четкую границу между умственным и физическим трудом установить трудно. Ремонт компьютера связан и с ручным (физическим), и с умственным трудом. А можно ли разделить два вида труда, например, в деятельности хирурга?
Однако и у нас, и во всем мире научно-техническая революция влечет за собой усиление умственных функций труда. При этом возрастает творческое начало - способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Новейшие техника и технология стимулируют развитие способностей человека и в то же время предъявляют высокие требования к личности работника. Следствием ошибки рабочего-станочника могла стать одна испорченная деталь. Ошибки оператора автоматической линии влекут за собой сотни бракованных деталей. Ошибки оператора АЭС или ошибки пилота авиалайнера могут обернуться тягчайшими последствиями. Казалось бы, работа сводится к слежению за приборами и нажатию кнопок, на деле же усиливаются эмоциональное напряжение, психические нагрузки, возрастает роль таких моральных качеств личности, как чувство ответственности, самодисциплина, самоконтроль.
Таким образом, наряду с преобразованием технического фактора производства значительно увеличивается роль человеческого фактора. Это должны учитывать создатели сверхсложных инженерных систем, в которые включен человек. Поскольку человеческое поведение в социотехнических системах может быть фактором риска, необходимо повышение надежности работника в непредвиденных ситуациях.
Исследователи указывают на новые квалификационные требования к современным профессиям, имеющим дело с высокотехнологическим оборудованием. Среди этих требований:
- способность к абстрактному мышлению и умение свободно пользоваться языком информатики;
- умение анализировать статистическую и графическую информацию, логически мыслить, гибко и быстро реагируя на всякое изменение производственной ситуации;
- знание некоторых общеобразовательных дисциплин (математики, физики, программирования) в объеме, превышающем уровень средней школы.
Рост информационного компонента в трудовой деятельности происходит и в связи с возросшими темпами старения информации в различных сферах человеческой деятельности. Отсюда - требование к работнику быть способным непрерывно в течение своей трудовой жизни обновлять и пополнять свои знания.
Свойства человеческого фактора в современном мире меняются под влиянием значительных сдвигов в жизни общества (прежде всего в связи с обновлением материально-технической базы, а в нашей стране еще и вследствие перехода к рыночной экономике), а также по мере его собственного развития (роста образования, общей культуры, качества жизни).
Заметим, что в науке отмечается ограниченность понятия «человеческий фактор». Человека нельзя рассматривать лишь как фактор производства. Человек, его разностороннее развитие - это самоцель; его жизнь, права и свободы - высшая ценность.



Поделиться