Медитация «Исцеление ребенка. Медитации для детей

Медитация для детей «Волшебный остров»

Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Представьте волшебный необыкновенный остров. Может быть вы раньше видели его на картинке, или же это то место, где когда-то отдыхали с мамой и папой и вам хочется в него возвращаться снова и снова.
Это необитаемый остров и ты на нем совершенно один. На нем живут лишь звери и птицы. Много цветов и удивительных растений. Прислушайся, какие звуки ты услышишь? Почувствуй необыкновенный запах экзотических растений. Вдохни глубоко. Тебе приятно?
Совсем рядом слышны волны. Море удивительно теплое, ласковое. Окунись в него и поплавай. Оглянись и заметь какая погода на острове?
Как ты чувствуешь себя на этом волшебном острове? Ведь ты совершенно один! Сохрани это чувство и вернись в свою комнату. Представляй себе свой остров тогда, когда захочешь. Помни, ты всегда можешь отправиться в свой райский уголок.

Медитация для детей «Достань звезду»

Ты знаком с выражением «Достать с неба звезду»? Что оно обозначает? (Если ребенку не знакомо значение выражения, то можно пояснить смысл: сделать что-то особенное, реализовать мечту, добиться успеха).
А теперь закрывай глаза и отправляйся в лес на поляну. Над тобой — темное-претемное небо, которое просто усыпано необыкновенными звездами. Их яркий свет притягивает тебя, кажется, что они совсем рядом.
Многие считаю, что когда звезда падает, то можно загадать желание. Оно непременно сбудется! А ее говорят, что звезду нельзя достать. Давай попробуем!
Отыщи взглядом самую привлекательную, самую яркую звездочку и загадай желание. Представь, что же тебе хочется больше всего?
Открой глаза, вдохни и задержи дыхание. Изо всех сил постарайся дотянуться до звезды. Тянись, тянись… Старайся, напряги руки, можешь встать на носочки. Еще чуть-чуть, почти-почти… Уффф, молодчина, достал свою звезду. Выдохни, расслабься.
Твое счастье в твоих руках. Можешь сохранить свою звезду в потайной коробочке. Радуйся, глядя на нее.
Ты отлично потрудился, теперь давай отдохнем. Вновь закроем глаза и представим, что твоя мечта сбылась.

Медитация для детей «Малыш».

Малыш который только-только родился очень беззащитен. Он не успел ни в чем провиниться. Его все любят просто за то, что он есть на этом белом свете.
Закрой глаза и представь себя крошкой. Ты лежишь в колясочке или детской кроватке. Рядом находится мамочка и другие родные тебе люди. Тебя нежно гладят, носят на ручках, ласково обнимают и прижимают к груди. Ты чувствуешь себя в безопасности и очень надежно.
Ты совсем еще ничего не можешь делать сам. Тебя пеленает мама, дает соску, укладывает спать. Тебе тепло и уютно. А вот принесли бутылочку, чтобы покормить. Потяни ручки с маме, улыбнись ей. Тебе хорошо, спокойно. Ты всем доверяешь, ведь все вокруг заботятся о тебе. Тебя все любят.
Запомни и сохрани эти ощущения.
Постепенно открывай глаза.

Желает приятных занятий!

Интересное

Д ети – это наше будущее. Они доверены нам. Они уникальные личности, а не просто наши маленькие версии. Они невинны. Они счастливы. Благодаря детям, появляется причина и цель в нашей жизни. С ними мы остаемся молодыми.

Д ети у нас для того, чтобы научить нас, так же как для того, чтобы и мы научили их. Чему они учат нас? В первую очередь, безусловной любви. Они любят нас без каких-либо условий, без причин. Они доверяют нам, потому что они знают, что являются частью нас, и что мы рядом с ними. Мы на их стороне, а они на нашей. Узнав, что ребенок попал в беду (не важно, где в мире это произошло), мы стремимся помочь или молимся о его безопасности.

Д ети так сильно влияют на нас. Они дают нам надежду. Они - наше богатство. В некоторые моменты нашей жизни мы можем почувствовать, что потеряли свой путь, потеряли чистоту, что наша невинность исчезла. Но затем мы смотрим на ребенка – и все вспоминаем. Мы можем быть очень-очень многим во время наших жизней, но одна вещь остается неизменной для нас: мы все однажды были детьми. И, как любой ребенок, мы все были близки к своему истинному "Я". Простая истина такова: невинность детей разрушает наше эго.

Д ети просты, они в настоящем, и они спонтанны. Все эти качества являются целью в Сахаджа Йоге . Но это не означает, что мы должны вести себя, как дети. Мы должны вести себя в соответствии со своим возрастом, но мы должны попытаться перенять три базовых детских качества: простота, спонтанность и способность жить в настоящем.

Д ети способны медитировать . Более того, дети могут медитировать, как взрослые, или даже лучше. Они могут медитировать, чувствовать вибрации и исправлять себя. В Сахаджа Йоге предусмотрены творческие методы медитации через установление сбалансированного союза с маленьким ребенком. С помощью простых и веселых занятий можно оценить пользу ежедневной медитации, которая может стать частью повседневной жизни. Можно проводить медитационные игровые занятия со своим ребенком. Не стоит спешить, необходимо наслаждаться этими медитациями, поскольку не сразу, но через определенное время появляется осознание той значительной пользы, которая она приносит и взрослому, и ребенку.

Медитация для детей до 2 лет

П ервые два года жизни – переходное время для ребенка, время его адаптации к жизни во внешнем мире. Ребенок следует за ритмом и естественными особенностями своей матери, которая является самым важным человеком в течение этих лет. Она - та, кто направляет ребенка, чтобы он обрел твердую почву под ногами.

Х арактер ребенка, индивидуальность и восприимчивость развиваются в течение первых двух лет жизни, поэтому это идеальное время, чтобы поддержать рост ребенка и установить надежную связь между материнской энергией Кундалини и миром, в котором растет ребенок.

Е сли ребенок еще очень мал и не может сидеть самостоятельно, уложите его на спину и поднимите Кундалини над ним. Или же сядьте позади ребенка и поднимите его Кундалини сзади.

С ледующий шаг - это накрыть ребенка вибрациями, которые обеспечат его защиту. Эта защита известна как бандан . Представьте, что Вы рисуете радугу над головой ребенка, направляя свою правую руку от левого бедра малыша к правому и обратно. Туда и обратно - это один раз. В радуге семь цветов, и в нашей тонкой системе семь чакр , поэтому нужно рисовать радугу семь раз, чтобы ребенок был защищен полным банданом. Вы можете пропевать названия семи чакр, если хотите: Муладхара, Свадистан, Наби, Войд, Анахата, Вишудхи, Агния и Сахасрара.

О чень важно, чтобы день ребенка начинался с хорошего и мягкого массажа его чакр. В позвоночнике расположены семь чакр, и каждой из них присущи хорошие качества, которые активизируются, когда Вы их правильно массажируете.

Р ебенок должен лежать на животике, капните немного детского масла на его спину. Все чакры расположены вдоль позвоночника на различном расстоянии. Посмотрите на рисунок ребенка с чакрами (справа), чтобы иметь представление об их примерном расположении. Когда Вы массажируете чакру на спине ребенка, мягко нажимайте на это место своей правой рукой и массажируйте круговыми движениями против часовой стрелки.

1. Массаж первой чакры (Муладхара или корень): 4 круговых движений.
2. Массаж второй чакры (Свадистан): 6 круговых движений.
3. Массаж третьей чакры ( Набхи или живот): 10 круговых движений.
4. Массаж четвертой чакры (Анахата): 12 круговых движений.
5. Массаж пятой чакры (Вишудди или горло): 16 круговых движений.
6. Массаж шестой чакры (Агния): массажируйте правый и левый висок против часовой стрелки, чтобы убрать эго и суперэго.
7. Массаж седьмой чакры (Сахасрара или родничок): массажируйте область родничковой кости с большим количеством детского масла.

П ривычка каждый день поднимать Кундалини своего ребенка, делать ему бандан и массировать чакры - красивый и приятный способ укрепить Вашу связь с ним. После массажа Вы заметите, что ребенок стал более расслабленным и спокойным. По мере укрепления Кундалини ребенка у него начнет развиваться вибрационное осознание . Вы также заметите, что у ребенка улучшилось кровообращение, он меньше страдает от колик и газов и спит лучше. Мы рекомендуем массировать чакры ребенка каждый день утром и вечером. Вечерний массаж поможет ребенку успокоиться и крепко заснуть.

Медитация для детей от 2 до 6 лет

У тренняя медитация. Сядьте удобно. Поднимите свою Кундалини и выполните бандан . Затем поднимите Кундалини ребенка и сделайте ему бандан.

Т еперь вы готовы начать медитацию. Попросите своего ребенка ненадолго закрыть глаза. Затем скажите вслух: "Кундалини, пожалуйста, дай мне почувствовать твою волшебную силу". Эта волшебная сила проявляется как энергия и радость, которую ваш ребенок может почувствовать, когда Вы озвучиваете это утверждение


Ч тобы укрепить Кундалини ребенка, поместите свою правую руку на основание его позвоночника (область крестцовой кости) и поднимите ее вдоль позвоночника до верха головы. Этим движением Вы поднимаете энергию Кундалини и помогаете ей находиться все время в поднятом состоянии. Сделайте это семь раз.

М едитируйте, держа Ваше внимание на Сахасрара-чакре . Если появляются какие-либо мысли, просто позвольте им уйти. Ваша медитация может быть недолгой, потому что маленькие дети активны, и они могут удерживать свое внимание на чем-то одном только несколько минут. Вы можете удерживать внимание ребенка дольше, если будете петь. Закончив петь, попросите ребенка немного тихо посидеть, за это короткое время он почувствует проявление Кундалини и испытает радость от этого. Закончив медитировать, поднимите себе и ребенку Кундалини и сделайте над собой и над ним бандан.

О бъяснить суть медитации Вашему ребенку Вы можете следующим образом. Медитация – это время побыть со своим Духом и позаботиться о нем. Например, когда мы голодны, наш животик просит нас что-нибудь съесть. Когда мы поели, мы чувствуем себя счастливыми, удовлетворенными, и у нас есть силы для игры. То же самое мы должны делать для нашего Духа. Нам нужно питать его с помощью ежедневной медитации.

Р екомендуется начать с короткой медитации на 5-7 минут два-три раза в день. Лучше всего медитировать рано утром и перед отходом ко сну.

О чень благоприятно перед выходом из дома защищать себя и своего ребенка поднятием Кундалини и банданом. Это усилит вибрации и привлечет позитивную энергию, когда Вы вне дома. Во время прогулки показывайте ребенку всю красоту природы и объясняйте важность Матери-Земли для нас.

К ак познакомить ребенка со своим тонким телом? Внутри нашего тела есть невидимое дерево. Мы не можем его видеть, но мы можем его чувствовать! Это дерево называется "Волшебной Системой", или можно его назвать древом истины. Предложите ребенку изучить все три составляющие нашей "Волшебной Системы". Внутри нас существует три канала: "солнечный" (правый), "лунный" (левый) и "лотосный" (центральный). Лунный канал расположен вдоль левой стороны нашего тела и контролирует наши чувства. Солнечный канал расположен вдоль правой стороны тела и контролирует наши действия. Лотосный канал располагается вдоль нашего позвоночника.

Т акже внутри нас есть семь "цветков", которые расположены вдоль лунного канала от позвоночника до макушки головы. Каждый из этих прекрасных цветков обладает определенным качеством, которое может проявиться с помощью медитации. Каждый цветок отражается на наших ладошках и пальчиках.

В низу позвоночника находится очень важное место, где спит "золотая спиралька", Кундалини . Когда мы просим ее проснуться, она проходит через семь "цветочков" и раскрывает их. Когда Кундалини достигает макушки нашей головы, на ней раскрывается "прекрасный лотос", Сахасрара . Мы может ощутить это в виде прохладного ветерка над головой.

Н иже приведена рекомендация по ежедневной практике, которой Вы и Ваш ребенок можете следовать в любое удобное время. Рекомендуется ежедневно очищать чакры Вашего ребенка с использованием ванночек для ног . Вы можете делать ванночки для ног в любое время, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок устал или, наоборот, чрезмерно активен и беспокоен. Также рекомендуется делать ванночки для ног перед сном.

Н аполните тазик водой, чтобы она покрывала щиколотки. Попробуйте использовать теплую воду, если Ваш ребенок устал. Если ребенок слишком активен, используйте прохладную воду. Важно, чтобы температура воды была комфортной для Вашего ребенка. Наполните ковшик водой, добавьте в тазик горсточку соли. Соленая вода благоприятна для очищения Муладхары, Свадистана, Наби и Войда. Предложите ребенку сесть на стул, выполнить подъем Кундалини и бандан, опустить ноги в тазик и помедитировать.

Ч тобы разнообразить процесс, вы можете спеть песенку (приводится ниже) . Во время исполнения делайте круговые движения по часовой стрелке для каждой чакры. Это поможет им быстрее очиститься. Помните, что начинать чистку нужно с нижних чакр постепенно поднимаясь наверх.


Вращай вращай, негативность ушла.
Вращай вращай, негативность ушла.
Моя Муладхара чиста.

Мой Свадистан чист.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Мои Наби Войд чисты.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Анахата чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Вишуди чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Агия чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Сахасрара и все мои чакры чисты.

З атем предложите ребенку послушать тишину внутри себя, чтобы Кундалини смогла подняться и очистить каждый цветочек. Когда Вы закончили процедуру, ополосните стопы чистой водой из ковшика и вытрите их полотенцем. Вместе с ребенком выполните подъем Кундалини и бандан. Воду из тазика следует вылить в унитаз и сполоснуть тазик чистой водой. Рекомендуется использовать особый тазик, неиспользуемый ни для чего иного.

Информационная перегрузка и отвлечения современного мира сильнее всего влияют на детей. Мозг человека пластичен, особенно детский мозг, и мы можем помочь нашим детям с детства жить более внимательной, здоровой и счастливой жизнью. Эта медитация взята из книги “Медитация для детей”, полную версию которой можно скачать .

© Медитация для детей.

Перевод © Светлана Хамаганова

Предлагаемые упражнения помогут детям перенести фокус их внимания с внешнего мира на внутренний мир медитации. Вы­полняя эти упражнения с детьми, очень важно помнить следую­щее:

  • демонстрируйте все позы, тогда дети смогут подражать вам. Вы сами должны быть хорошо знакомы с этими упражне­ниями, чтобы вдохновить других на их выполнение;
  • говорите медленно и мягко, это также произведет на детей успокаивающий эффект;
  • напоминайте детям, что дышать необходимо медленно и глубоко, но без напряжения;
  • движения должны быть медленными и плавными;
  • с детьми младшего возраста старайтесь использовать игро­вой язык;
  • если дети отвлечены или чересчур активны, настоятельно рекомендуем провести с ними упражнения на расслабление;
  • лучше всего, если дети одеты в удобную, не стесняющую движений одежду;
  • поверхность пола, на котором выполняются упражнения, должна быть удобной, чистой и ровной;
  • время, в течение которого дети способны удерживать вни­мание на выполняемом упражнении, различно, поэтому проявляйте гибкость и учитывайте потребности группы.

Малышам очень хорошо начинать свои занятия с дыхательной медитации. Они могут попробовать выполнять эту медитацию уже с пятилетнего возраста. Помните, что упражнения должны быть непродолжительными. Если в вашей группе есть маленькие дети, то 1 -2 минуты сидения достаточно долгое время для них.

Медитацию можно превратить в игру: «Кто сможет просидеть 30 секунд, а может быть, даже целую минуту с закрытыми глазами, не разго­варивая и не вертя головой по сторонам?». Это не такая уж простая задача для данной возрастной группы. Малышам всегда нравится получать «звездочки» и награды за приложенные усилия.

Эта медитация эффективна и для детей постарше, у которых уже есть опыт медитации, а также для взрослых. Продолжительность может быть увеличена по мере того, как ваша группа становится все более опытной.

Здесь описаны три варианта этого несложного упражнения: концентрация на области живота, использование специального слова и внутренний счет.

Первый уровень

Живот - хорошее место для начала такой медитации. До начала сессии вы можете рассказать детям о животе – продемонстрировать, как поднимается и опу­скается ваш живот, когда вы вдыхаете и выдыхаете, и по­просить каждого ребенка почувствовать, как увеличивается и уменьшается его живот при дыхании. После этого посте­пенно и мягко введите их в медитацию.

Примите удобную сидячую позу. Сфокусируйтесь на своем дыхании. Дышите мягко и естественно. Вы знаете, где находится ваш животик? Положите на него вашу руку. Вот так.

(Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать).

Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под ру­кой, когда вы вдыхаете и выдыхаете.

Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, направив внимание на животик и просто ощущая, как он увеличивается с каж­дым вдохом и уменьшается с каждым выдохом.

Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.(Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и при­слушайтесь к звукам окружающего мира.

Благопожелание

Второй уровень

Как альтернативу первому методу вы мо жете использовать концентрацию на особом слове, которое ассоциируется с каждым вдохом и выдохом. Для некоторых этот способ может оказаться более привлекательным.

Примите удобную сидячую позу. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Выберите специальные слова, например, «счастье», «доброта».

Вдох: «Счас-», выдох: «-тье».

Вдох: «Добро-», выдох: «-та».

Продолжая сидеть в той же позе, дышите, произнося это слово в своем уме, так, чтобы вы слышали его внутри себя, но люди вокруг вас не смогли бы его услышать.

Мы будем выполнять это упражнение в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая. (Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках.

Посидите спокойно еще немного, оглянитесь вокруг себя и при­слушайтесь к звукам окружающего мира.

Благопожелание

Пусть добрая энергия этой медитации поможет мне стать счастли­вым, спокойным и иметь ясный ум, чтобы все, что я делаю, при­носило радость другим живым существам.

Третий уровень

Когда дети уже знакомы с методом наблю­дения за дыханием, можно использовать счет вдохов и вы­ дохов про себя. Детям постарше может понравиться идея считать свои вдохи и выдохи - эта техника позволит им стабилизировать свой ум, как руль стабилизирует движение лодки в стремительном потоке.

Постарайтесь выяснить, какие методики оказались наиболее эффективными, опрашивая детей и проводя групповые обсуждения после медитации.

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь.

Сфокусируйтесь на том, как воздух входит и выходит из ваших ноздрей. Сидите спокойно, вдыхая и выдыхая.

Дышите мягко и естественно.

Считайте в уме каждый цикл вдоха-выдоха, фокусируясь на от­верстиях ноздрей.

Считайте до 10 и затем обратно до 1.

Медленно считайте, демонстрируя детям:

Вдох и выдох – один.

Вдох и выдох -два.

Вдох и выдох – три.

Если вы сбились со счета, не расстраивайтесь и начните сначала.

Мы будем выполнять это упражнение в течение 5 минут, совер­шая вдохи и выдохи.
(Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

Если в процессе медитации у вас в голове появятся посторонние мысли, просто заметьте их и дайте им уйти.

Мягко верните фокус вашего внимания на кончик носа, на то место, где воз­дух входит в ваше тело и покидает его.

Благопожелание

Пусть добрая энергия этой медитации поможет мне стать счастли­вым, спокойным и иметь ясный ум, чтобы все, что я делаю, при­ носило радость другим живым существам.

Волшебные путешествия — медитация направленного воображения

Цели: обучать детей релаксации (снимать напряжение, развивать саморегуляцию, достигать расслабления и ощущения покоя); стимулировать воображение, управлять своими мыслями.

Материалы : фонограммы музыкальных произведений для медитации.

Радуга

1. Закройте глаза и представьте экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, а еще то, что захотите сами.

2. Первый цвет — голубой. Он может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубое небо, голубые цветы — незабудки. Что еще бывает голубого цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете голубой цвет.

3. Следующий цвет — красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Красный цвет — цвет огня. Что еще бывает красного цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете красный цвет?

4. Желтый — приносит нам радость. Он согревает, как солнечный свет, и мы улыбаемся. Что бывает желтого цвета? Желтый лимончик, желтый одуванчик, много- много желтых одуванчиков. О чем вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

5. Зеленый — цвет природы. Цвет природы помогает нам чувствовать себя лучше. Зеленые травы, кусты, деревья. Что еще бывает зеленого цвета? О чем вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Расскажите, что вы представляли.

Сад чувств

1. Сядьте поудобнее, спина прямая и расслабленная. Закройте глаза.

2. Представьте, что вы входите в заброшенный сад и становитесь его садовником. Вам хочется очистить его от мокрых листьев и веток. Вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете свою работу: собираете сухие листья, срезаете старые ветки, ходите по саду и везде наводите порядок. Сажаете новые цветы, кустарники.

Сад наполняется разными звуками: вы слышите жужжание пчел, пение птиц, невдалеке журчит ручеек... Вы отдыхаете, вас окружает прекрасная природа. Вы чувствуете себя спокойно, расслабленно, легко и радостно.

Вы ощущаете запах розы, жасмина и других цветов, их так много. Как пахнет свежестью и хвоей сосны! Воздух отдает дымком. Кто- то разжег костер. Вероятно, собираются приготовить еду. Представьте что-нибудь вкусное...

3. Представьте, что сидите на бревне, а теперь опустите руку с края бревна, коснитесь прохладной, влажной земли.

Вы можете надолго остаться в этом саду. Волшебный сад дарит за вашу маленькую заботу в благодарность возможность вернуться сюда вновь. Этот сад прекрасен, и вы можете прийти в него в любое время. Он цветет в вашем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

4. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза. Нарисуйте какой-нибудь уголок своего воображаемого сада.

Тропический остров

1. Сядьте поудобнее. Можно закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали или видели на картинке, или любое, нарисованное вашим воображением.

2. Каждый из вас — единственный человек на этом острове. Кроме вас — только добрые звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите? Какие запахи чувствуете?

3. Вы видите чистый берег и чистую прозрачную воду. Поплавайте в море. Какое оно? Какая погода на вашем острове?

4. Как вы себя чувствуете там? Ведь каждый из вас здесь совершенно один. Захватите это чувство с собой, возвращаясь назад в свою комнату. Теперь вы можете представлять этот остров, когда захотите.

Отправляйтесь в свой собственный райский уголок, на свой чудесный остров, когда захотите, в любое время.

Путешествие в волшебный лес

1. Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Представьте себе: летний теплый день, вы видите невдалеке лес. Вы идете по тропинке, вдоль которой возвышаются раскидистые деревья, растут незнакомые кустарники и очень красивые цветы. Вы заходите все дальше в лес... В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядьте на нее, отдохните.

2. Прислушайтесь к звукам. Почувствуйте, как пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.

3. Представьте, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли к вам. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат вас. Подружитесь с ними.

4. Как вы себя чувствуете? Вас ждет долгая дорога домой из вашего сказочного леса. Вы идете, смотрите вокруг и разговариваете со своими новыми друзьями. Послушайте их советы.

Золотой путешественник

1. Сядьте поудобнее (можно прилечь). Закройте глаза. Дышите глубоко. Вдохните и представьте, что вы вдохнули золотой свет. Этот свет постепенно заполняет все-все внутри, руки и ноги. Тело начинает светиться, ноги, руки, пальцы... От вас исходит золотой свет. Подумайте об этом как об энергии, укутывающем и всепроникающем облаке мягкого золотого цвета, как о силе. Глубоко дышите. Мысленно произнесите: «Я спокоен...». Вы чувствуете золотую энергию, ваше тело расслаблено, вы отдыхаете.

2. Откройте глаза. Некоторое время посидите спокойно. Как вы себя чувствуете? Теперь медленно вставайте. Вы зарядились энергией. Вы бодры и веселы.

3. Скажите, на что был похож золотой свет? Что вы представляли и где были в своем воображении?

Небо

1. Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно присесть или прилечь на коврик, пол). Закройте глаза.

2. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Представьте прекрасное голубое небо. Вы спокойны, уравновешены. Вам хорошо, вы счастливы. Вы ощущаете покой, тишину и радость.

3. Откройте глаза. Некоторое время посидите спокойно. Затем медленно встаньте.

Путешествие в лес

Сегодня мы совершим маленькое путешествие в лес. Будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Дышите спокойно. Представьте себе, что вы идете по лесной тропинке, прекрасный летний день, вокруг — лес. Светит солнышко, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Вы идете вперед, ощущая твердую почву, и слышите, как под ногами шелестят листья. Тропинка выводит вас к прекрасному лесному ручью.

Вы садитесь на камушек, он очень теплый, удобный, и глядите на воду. Она сверкает в лучах солнышка, пузырится и поет, протекая мимо вас. Вы легко можете перейти через ручеек, если захотите, но продолжаете сидеть на камушке, свесив ноги в прохладную воду. Небо синеет над головой. Все дышит миром и спокойствием. Вы видите, как листья тихо падают с деревьев в воду и плывут, переворачиваясь в водном потоке. Вы слышите, как поют птицы. Вам хорошо и спокойно. Ничто не беспокоит, все в порядке, и вы можете оставаться на этом месте, у лесного озера, в сказочном лесу столько, сколько захотите. (Пауза.)

Вы оборачиваетесь и видите оленя, который выходит из леса к другой стороне озера. Олень останавливается и оглядывается. Вы сидите тихо-тихо, наблюдая за ним. Вам он очень нравится, и вы передаете ему свои мысли, что все в порядке и что вы его друг. Он смотрит на вас и, кажется, понимает, что может вам доверять. Он склоняет голову к ручью и пьет воду. Затем медленно и спокойно поворачивается и уходит в лес.

Вы по-прежнему сидите на камушке, тихо и спокойно, отдыхаете и любуетесь окружающим: лесом, этим озером, вспоминаете сказочного оленя...

Потом вы неторопливо встаете с камушка, возвращаетесь на лесную тропинку, которая выводит вас обратно из леса в эту комнату.

Раз, два, три, вы здесь, в этой комнате. Вы сидите на стульях, ваши ноги касаются пола. Вы начинаете слышать звуки в комнате. А теперь спокойно откройте глаза.

Путешествие к морю

Сделайте бесшумно, чтобы никто не услышал, три медленных глубоких вдоха и выдоха.

Сегодня мы с вами совершим путешествие к морю. Мы будем использовать вашу фантазию, чтобы создать тот мир, который хотим увидеть. Чтобы подготовиться к путешествию, сделайте 3 — 4 глубоких вдоха и медленных выдоха. Вдох... Задержите на миг дыхание, затем медленно выдохните. Ваше тело успокаивается, расслабляется...

Используйте ваше воображение. Представьте, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Нежно и ласково светит солнышко. Вас мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Вы закрываете глаза и слушаете звуки моря, слышите, как тихо плещутся волны. Слышите крики морских чаек и видите, как они лениво летают в синем небе... Вам хорошо и спокойно. Вы лежите, глядя на белые пушистые облака, на морских чаек, чувствуете запах свежего, солоноватого от моря, воздуха, слушаете ритм моря, чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, и вам очень хорошо. Вы лежите на песке и отдыхаете... (Пауза.)

Вы отдохнули и пора возвращаться назад. Поднимайтесь с песка. До свидания, море.

Раз, два, три! Откройте глаза. А теперь, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату.

Жизнь в лесу

Давайте поиграем. Будем превращаться в различных животных! Пофантазируем... Мы будем жить понарошку в одном волшебном лесу.

Ах, ведь звери не знают человеческого языка. Как же им общаться? Давайте придумаем свой язык. Когда мы хотим поздороваться, то тремся друг о друга носиками (психолог показывает, как это нужно делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить: «Как дела?» — хлопаем своей ладонью по ладошке другого (показ), когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — кладем голову на плечо другу, а когда проголодаемся — показываем на рот, а если хотим спать, осторожно трем глазки. Готовы? Включите вашу фантазию. Раз, два, три! Превращения...

Сейчас утро. Лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра. Вы только-только что проснулись. Выглянуло солнышко... Потянулись, потянулись... Поздоровайтесь друг с другом. Такая хорошая погода — можно пойти погулять. (Далее произвольный ход игры.)

Пришла ночь, и звери ложатся спать.

Добрые эльфы

Дети садятся в кружок, и психолог начинает рассказывать сказку.

Психолог. Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали днем и ночью и, конечно же, уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, посылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — желание добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы.

Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит справа, будут «людьми», а те, кто слева — «эльфами». А потом мы поменяемся. Готовы? Начнем!

Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.

Дети, изображающие «людей», лежат на коврике, а дети-«эльфы» подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, осторожно поправляют волосы и т.п. Потом ребята меняются ролями.

Достань звезду

«Достать с неба звезду» — что означает это выражение? Сделать что-то особенное, добиться успеха, осуществить мечту...

Детям предлагается удобно сесть и закрыть глаза.

Психолог. Представьте себе, что вы стоите на поляне. Над вами — темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом.

Люди говорят, что когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но, может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. Загадайте желание. О какой мечте она вам напоминает? Хорошенько представьте себе: чего бы вы хотели. (Пауза.)

А теперь откройте глаза, глубоко вдохните, задержите дыхание, постарайтесь дотянуться до «звезды». Это непросто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки... Еще, еще немного, вы уже почти достали ее. Уф, достали «звезду»! Выдохните и расслабьтесь. Ваше счастье в ваших руках. Положите свою «звезду» перед собой в красивую шкатулочку. Порадуйтесь, глядя на нее. Теперь можно немного отдохнуть. Закройте глаза. Представьте, что ваша мечта исполнилась.

Если хотите, нарисуйте свою мечту.

Малыш (этюд)

Когда ребенок очень маленький, только-только появился на свет, он беззащитен, еще не успел ничего совершить в своей жизни, ни в чем не провинился, его все любят, любят просто за то, что он есть, этот малыш.

Представьте себя совсем крошкой: вы лежите в колясочке или маленькой уютной кроватке. Вас окружают любящие люди: мамочка, родные. Вас нежно гладят, берут осторожно на руки, ласково прижимают к груди. Вам приятно, радостно, вы чувствуете себя надежно. Вы еще ничего не можете делать сами. Вас то пеленают, то берут на руки, дают соску; затем укрывают симпатичным одеяльцем. Вам удобно, тепло и уютно. А вот вас кормят чем-то очень вкусным из бутылочки. Вы доверчиво протягиваете ручки. Вам хорошо и спокойно, вы доверяете им, ведь рядом мама, любящие вас близкие родные люди, они заботятся о вас. Вас все любят. Вы чувствуете себя спокойно и хорошо.

Свеча в торте

1. Расслабьтесь, сядьте поудобнее. Закройте глаза.

2. Представьте себе следующее: вы — праздничная свеча в торте, прямая, красивая. Свеча зажжена. Горит теплое, ровное, крошечное пламя, которое согревает. Маленький огонек радует окружающих. Свеча стоит прямо, возвышаясь среди целого поля кремовых цветов. Но вот свеча, отдавая тепло, начинает таять. Она становится мягче и мягче и начинает оседать и уменьшаться. (Руки расслаблено опущены, голова наклонена.)

3. А теперь постепенно «выходим из образа». Раз, два, три. Откройте глаза, вы в нашей комнате.

Вариант. «Снежная Баба» («Снеговик»). Снежный человечек стоит на пригорке, вокруг него мягкий, пушистый снег. Солнечные лучики пригрели снеговика. Он начинает медленно-медленно таять.

Облака в небе

1. Расслабьтесь. Сядьте поудобнее. Закройте глаза.

2. Вы видели, как плывут по небу облака?.. Кто не мечтал, представляя их мягкими и пушистыми, как перина, оказаться на одном из них? Представьте, что ваше желание сбылось: вы оказались на облаке. Вдох — вы вдыхаете свет и становитесь все легче и легче... И вот вы уже в вышине. Вы лежите, раскинув руки, медленно покачиваетесь на мягком, пушистом и самом большом, какое только можно вообразить, облаке. Вам легко и свободно. Вы отдыхаете. Облако мягко покачивается, словно убаюкивает вас. Вы утопаете в белоснежном мягком облаке. Только синее-синее небо и белоснежный простор облака — вот и все, что вас окружает. Одно ваше желание, и облако может подняться выше в небо или опуститься ниже к земле. Что вы решаете? Ваше маленькое путешествие на облаке подходит сегодня к завершению. Чудесный полет. И сейчас вы можете спуститься ниже к земле, затем еще ниже. Плавно, медленно и мягко вы опускаетесь на землю, осторожно ее касаетесь. Вот и спустились с облака.

Учитель Трансцендетальной Медитации (ТМ) и йоги, Киев

Как происходит обучение детей ТМ?

Детей обучать очень здорово. Они обучаются с момента самоосознания, когда формируется интеллект. Около 3-5 лет, но, конечно, все индивидуально. Процесс обучения детей отличается от взрослых. У них своя техника, детская. В отличие от взрослых, они медитируют с открытыми глазами, они также получают свою мантру (вибрацию), они учатся мысли не думать и происходит это в процессе активности: когда убирают игрушки, застилают постель или складывают Lego. Детки с удовольствием медитируют.

Их обучают в форме сказки. Им рассказывают историю про один важный секрет, который позволяет с волшебным словом реализовать все желания. Дети счастливы, обладать этим секретным знанием. И это дает им внутреннюю удовлетворенность: «Вот я что-то знаю такое, что больше никто не знает, кроме одного дяди. Даже мама не знает». Но прежде чем обучился ребенок, очень важно, чтобы родители медитировали, знали техники безопасности и могли подкорректировать, подсказать ребенку.

Самой захотелось стать ребенком и получить такой секрет. А не бывает таких ситуаций, когда ребенок приходит в школу, детский сад и рассказывает, что он медитирует, а другие дети начинают его сторониться, считать странным?

Дети очень спокойно на это реагируют. У них фраза «Я медитирую» воспринимается также как «Я летала в Турцию». Серьезно. Это секретики, которые дети в друг друге уважают.



Поделиться