Мемы в маркетинге — что это такое и как их использовать. Использование интернет-мемов Использование мемов

Интернет проникает в нашу жизнь с каждым днём больше и больше. Независимо от возраста мы проводим очень много времени в социальных сетях. Зайдя «вконтакт» вечером, сразу же перед нами открывается лента новостей, где можно наткнуться на смешную картинку или вирусную цитату. Иногда, как-то не осознано, можно пролистать фидленту «глубоко» вниз засматриваясь на картиночки.

Мем — это медиавирус. Концентрированная идея, образ или другой объект нематериального мира, передающийся от человека к человеку через интернет. Мем, прямо как миф, может видоизменяться внутри сознания человека, оказывать влияние на окружение и его самого.

Зачем использовать мемы в маркетинге?

Многие западные частные и государственные компании стали использовать мемы для привлечения внимания к своей продукции. К примеру: администрация шведского метрополитена использовала известный среди молодежи мем Doge, чтобы проинформировать о более выгодном тарифе.

А вот Британская компания Virgin Media использует мем «успешный малыш» в своей рекламной компании. Как еще для молодых людей удобней донести информацию о том, что у нас более выгодные тарифы? По-моему, тут попали точно в цель.

На Российском рынке активно использует интернет мемы БургерКинг. Я уверен на 100%, что есть и отечественные компании, которые пытаются выстрелить с помощью интернета. Но видимо они слишком серые и незапоминающиеся, раз мы не можем вспомнить о них.

В любом случае, вся эта игра с интернет культурой помогает поднимать продажи, привлекать новых клиентов или держать аудиторию на одной волне с вами, что очень важно для имиджа бренда.

Как использовать мемы в маркетинге?

Использовать мемы на людях за 40+ не стоит, в 9 из 10 случаях это не эффективно. Допустим, ваша целевая аудитория – школьники и студенты.

Теперь, очень важно уловить тренд, это аудитория самая коварная. Не рекомендуется запускать картинку после того, как она год гуляет по интернету и не вызывает интереса.

Решите, как они должны отреагировать на это. Юмор у всех разный, есть мамкины циники и нигилисты, а есть глубоко религиозные люди.

Ну и самое главное, выберите самого виновника этого торжества, тот самый мем, который сможет гармонично сочетаться с вашей идеей. Может ли он донести информацию или произвести нужный эффект.

С уважением, Ваша Суть!

"ДП" вспомнил, как популярные мемы превращались в слоганы, отправляясь из Сети прямиком на рекламные щиты, а также выяснил, чем рискуют компании, решившиеся на подобные методы продвижения.

Фраза Дмитрия Медведева об отсутствии денег, произнесенная во время встречи с пенсионерами, успела стать интернет-мемом буквально за несколько часов. Она быстро разлетелась по социальным сетям, превратилась в песню и уже успела добраться до рынка рекламы. На прошлой неделе, почти дословно процитировав премьер-министра, к своим конкурентам обратился оператор сотовой связи Tele 2. Компания разместила в Москве несколько баннеров со слоганом: "Конкуренты, но вы держитесь там! Всего вам доброго, хорошего настроения, здоровья!" Правда, уже через несколько дней стало известно, что Tele 2 расторгла договор с агентством, разместившим рекламу. Ранее использовать слоган для продвижения в социальных сетях уже пытались и .

"ДП" вспомнил другие примеры использования популярных мемов в рекламе и узнал у специалистов, насколько такой способ продвижения действительно хорош.

Адепты "Ленинграда"

Другую ставшую не менее популярной фразу частично позаимствовала для продвижения своей продукции компания " ", "дочка" финского холдинга Atria Plc, которая выпускает мясные изделия под брендом " " и "Пит-продукт". Для кампании была использована уже набравшая популярность и разошедшаяся на хештеги строчка из песни группы "Ленинград". "В Питере – пить" маркетологи заменили на "в Питере – Пит", превратив часть песни в собственный рекламный слоган.

Интернет-мемы - это контент, который пользуется бешеной популярностью у пользователей. Не воспользоваться этим для продвижения своего брэнда непростительная ошибка.

Каждый, кто заходит в Интернет хоть пару раз в неделю, безусловно, знает о популярности интернет-мемов. Это, пожалуй, одно из самых популярных на сегодняшний день средств развлечения пользователей различный сайтов, форумов и социальных сетей. Однако мемы могут выполнять не только развлекательную функцию.

Бизнесмены, которые следят за последними тенденциями онлайн-культуры, сегодня все чаще используют забавных персонажей и ставшие крылатыми фразы в своих рекламных кампаниях. У такой рекламы есть свои плюсы: малые издержки, удобный способ распространения, ненавязчивость. Однако, как и любой другой инструмент, использовать интернет-мемы для продвижения компании или товара нужно грамотно. Для этого нужно знать несколько несложных правил. Для начала немного теории.

Итак, что же такое интернет-мемы и как они функционируют?

Интернет-мемом можно назвать совершенно любой объект нематериального мира, единицу информации, которая популярна в интернет-среде. При этом основное свойство интернет-мема — неограниченная способность к репликации, вирусному распространению. При этом копируется и передается эта информация от пользователя к пользователю.

То есть, сами посетители форумов и сайтов добровольно выступают распространителями медиавируса. Интернет-мем — это несущая юмористический характер, легкая для восприятия и быстро запоминающаяся информация. Поэтому потенциал использования этого явления в коммерческих целях очень велик.

В чем польза для бизнеса?

«Если вас нет в Интернете, вас нет в бизнесе» - эти слова принадлежат Биллу Гейтсу. И, действительно, многие предприниматели уже сейчас оценили по достоинству инструменты маркетинга, которые предоставляет Глобальная сеть.

Так вот: интернет-мемы — это контент, который пользуется бешеной популярностью почти во всех социальных сетях, а также во многих блогах, форумах и сайтах. Не воспользоваться этим для продвижения своего продукта — просто грех. Наиболее перспективным видится использование в рекламных кампаниях визуальных мемов — смешных и позитивных картинок.

Их легко загружать и распространять в любых социальных сервисах: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Google+ и т.д. Пользователи этих сервисом с большим удовольствием смотрят, «лайкают», размещают на своих страничках и пересылают друзьям понравившиеся изображения. При этом делают они это добровольно и совершенно бесплатно.

Как создать мем?

Создать мем довольно просто. У вас есть два варианта.

Вариант первый. Отслеживать последние тенденции Интернета. Дело в том, что мемы очень подвластны моде. То, над чем интернет-пользователи смеялись полгода назад, в настоящее время может быть безнадежно устаревшим и неактуальным.

Поэтому, если вы в своей рекламной кампании используете мем «не первой свежести», то это будет выглядеть, как привет из прошлого. Для того, чтобы быть всегда «на гребне волны», периодически просматривайте сайты, посвященные мемам, отслеживайте новинки, выбирайте те, которые могут быть как-то связаны с вашей рекламной кампанией.

После того, как нужный мем выбран, нужно будет скачать шаблон с ним и добавить нужную подпись в любом графическом редакторе. Также некоторые сайты (например, 1001mem.ru, makeyourmeme.ru или memgenerator.ru) позволяют создать мем в режиме онлайн. После этого вам нужно разместить мем на вашем сайте (не забыв при этом добавить плагины, позволяющие пользователю «утащить» картинку на свою страничку в социальных сетях). Также «запостить» изображения можно на нескольких тематических форумах или же в вашей группе ВКонтакте.

Вариант второй. Вы можете создать свой мем. Это будет уникальный, ассоциирующийся только с вами медиавирус. Но будьте готовы, что вам придется «раскручивать» его самостоятельно. И совершенно не факт, что этот мем «приживется» и придется по вкусу вашей целевой аудитории, ведь многие мемы возникают и распространяются совершенно спонтанно, и никакой логике не поддаются.

Мемы, которые были специально кем-то созданы, называют форсированными (forced memes). Рано или поздно форсированные мемы, созданные в коммерческих целях, пользователи «раскусывают». При этом, если мем действительно вызывает положительные эмоции и удивляет интернет-аудиторию, вашу компанию запомнят, как креативную и использующую современные и оригинальные способы продвижения бренда.

Если же медиавирус окажется не вполне удачным, вы дождетесь лишь комментариев, полных сарказма.

Таким образом, продвигать свой бренд вы можете как при помощи мемов, которые уже кто-то до вас придумал и распространил, так и при помощи созданного именно вами мема. Первый способ предполагает меньшие затраты времени и усилий на создание и распространение, однако ваш мем может затеряться в общей массе аналогичных картинок. Второй же способ позволяет создать совершенно уникальный контент, но в этом случае вам придется прикладывать собственные усилия на его «раскрутку», и есть риск, что ваши усилия не окупятся.

Что еще стоит помнить?

Также при создании мема помните, что ваша цель — не развлекать интернет-пользователей, а все-таки работать на свою целевую аудиторию. Поэтому четко определитесь, каков он, ваш покупатель, и уже исходя из потребностей вашего клиента, выбирайте мем.

Мемы используют при создании видеороликов. Например, образ Мойдодыра, рекламирующего стиральный порошок «Миф».

Санта Клаус (Santa Claus ), в России Дед Мороз - мемы Нового Года и Рождества. Образ Санта Клауса удачно использовала в своей рекламе компания «Coca-Cola» .

Ковбой Мальборо - мем, символизирующий мужественность, свободу, индивидуальность, приключения. За счет этого мема табачная компания «Marlboro» заняла лидирующее место в мире по объёму продаж.

Мотоциклы «Harley Davidson» ассоциируются у людей с образом брутального татуированного байкера. Когда компания «Harley Davidson» решила ввести в производство скутеры для городских жителей, аудитория негативно восприняла эту новинку (рис. 1) .

Рис. 1. Мем в честь выпуска компанией «Harley Davidson» городского скутера

Использование популярных мемов в рекламе

Один из самых простых приемов использования мема в рекламе - поместить логотип компании рядом с популярным мемом. Эффект создаётся за счет того, что бренд «нисходит до уровня масс».

Если оператор связи «Билайн» сделает рекламный щит, на котором поместит слоган компании и пару мемов (картинку «Будь мужиком» и «падонковское слово» «блеать») - это, скорее всего, вызовет массу обсуждений, но и одновременно - риск заработать отрицательную репутацию (рис. 3).

Мемы эффективнее использовать брендам, которые включают элементы «треша» (например, производителю молодёжной одежды или аксессуаров).

Создание рекламы, которая (или элемент которой) станет мемом

Герой ролика «Адская белочка» - потрёпанная белка в состоянии алкогольного безумия - сначала стала популярной на «YouTube» , а заказчики и создатели видео (Министерство здравоохранения и социального развития России и рекламное агентство «Znamenka») стали известны позже.

Существуют примеры фраз-мемов, которые были известны задолго до их использования в рекламе. После того, как их включили в видеоролик, популярность этих фраз в интернете и СМИ резко возросла. Например,

Время не стоит на месте. С развитием интернета появились новые маркетинговые инструменты для развития бизнеса. Мемы или вирусные сообщения - это новый способ усиления бренда. Что такое мемы? Как использовать вирусные сообщения в маркетинговой стратегии? Какой эффект ожидать от интернет-мемов? Об этом в статье.

Интернет-мемы или вирусные сообщения - это неотъемлемая часть современного киберпространства. Они встречаются повсюду - в социальных медиа, на информационных и развлекательных порталах, а также в переписке между пользователями.

Тематика мемов весьма разнообразна и охватывает всевозможные сферы жизни. Для социологов и социальных психологов вирусные сообщения являются архи интересным явлением. Сила, которая есть в интернет-мемах, очаровывает маркетологов.

Интернет-мемы - это современный вирусно-культурный символ. Большинство вирусных сообщений представлены в виде картинок или фотографий, реже в формате видео. Их главная цель публично высмеять поведение человека, поступок, образ жизни или идею. Некоторые вирусные сообщения имеют глубокий философский смысл.

Мир мемов примечателен тем, что это всемирное социальное явление, которое ведет себя как вирус гриппа, путешествуя от человека к человеку через социальные медиа. Они искрометны, врезаются в память, заразительны, ими хочется делиться. Использовать вирусные сообщения в маркетинговых целях можно по разному: забрендировать логотипом компании, продуктом или услугой, дополнить сатирическим слоганом или остроумной шуткой.

Имидж компании vs мемы

Вирусные сообщения имеют недостаток - один неверный шаг, неудачно подобранная картинка или выражение и компания станет посмешищем киберпространства. Интернет-мем - это обоюдоострый меч, который может как усилить имидж бренда, так и разрушить его.

Что делать, чтобы злокачественные вирусные сообщения не подорвали репутацию? Вы должны быть осторожными, особенно при непосредственном контакте с интернет-пользователями в социальных медиа. Сохраняйте спокойствие, даже если пользователи Facebook, Twitter, Instagram или другой соцсети ведут себя вульгарно или агрессивно. С уважением относитесь ко всем комментариям и отзывам о политике компании, товарах или услугах. Не реагируйте истерично на критику. Потребители имеют право делиться своим мнением, даже если оно идет в разрез с вашими убеждениям.

Как создать интернет-мем

В опытных руках вирусное сообщение станет мощной поддержкой для бренда. Проблема заключается в том, что чрезвычайно трудно создать интернет-мем. Можно придумать что-то броское и цепляющее, но на практике вирусное сообщение может не прижиться. Поэтому надо экспериментировать, тестировать, анализировать интересы целевой аудитории.

Пробуйте, создавайте интересные, оригинальные, смешные и даже шокирующие интернет-мемы. Используйте в качестве источника вдохновения поп-культуру. Пользователи интернета любят находить скрытые коннотации и ссылки на известные фильмы, песни, книги или картины.

После создания потенциального мема приходит время его распространения. Используйте для этих целей порталы, социальные медиа и развлекательные сайты.



Поделиться