Моряк - это служитель моря. Где моряки ищут работу за рубежом

Я пошёл на моряка потому, что думал, буду путешествовать по всему миру, учить английский и ещё бабки за это получать. Все эти представления оказались неверными. Начнём с бабок: по столичным меркам, платят там мало, но для морских городов, откуда в основном и идут в моряки, деньги хорошие. По тысяче-полторы долларов в месяц. При этом ты полгода проводишь на корабле и ничего не тратишь. То есть при выходе у тебя в кармане около 6-9 тысяч.

Но за полгода социальные навыки атрофируются. Ты уже разучился нормально тратить деньги. Мой одногруппник пришёл из рейса в понедельник, а в четверг купил себе кабриолет. С европейскими номерами, нерастаможенный, скоро у него отвалилось колесо, надо было ремонтировать, а запчасти найти было очень трудно и дорого. Другой купил мотоцикл. Я сам - пятый iPhone, который сразу же потерял. Деньги улетают очень быстро, и снова надо идти в море.


О семьях

Личную жизнь иметь практически невозможно. Это только говорят, что у моряков в каждом порту по жене. С кем можно познакомиться за 6 часов, пока длится твой отгул? В каждом морском городе есть seamen"s клубы, в которых моряки могут бесплатно пользоваться интернетом, играть в бильярд, брать книжки почитать. Там и девушки есть. Но надо платить. Как вы понимаете, это трудно назвать нормальными отношениями. Есть ещё Manila бары, их по всему миру держат филиппинцы, они и вовсе нацелены на развлечение, там за 20 долларов можно купить себе «любовь». Чаще всего не моряков можно обвинить в неверности, а их жён. Помню, на нашем корабле как-то был большой праздник у филиппинской части экипажа. Громко гуляли - праздновали рождение ребёнка у одного матроса. На следующий день он ходил по палубе очень грустный: радость прошла, и он подсчитал, что не виделся с женой уже 10 месяцев.

О филиппинцах

Большая часть моряков - филиппинцы, около 80 %, потом украинцы, русские и индусы. Меньше всего - африканцев и поляков. В общем, всё это страны третьего мира, у которых нет других альтернатив. Все иностранные компании нанимают экипаж именно тут, потому что ни один европеец, американец или австралиец не согласится работать за такие деньги и в таких условиях.

Филиппинцы имеют свойство кучковаться, строить заговоры против других. Особенно если это филиппинцы в возрасте, молодые всё-таки больше склонны идти на контакт. Я был на судне, на котором на палубе, кроме меня, работало 11 филиппинцев, им было очень легко: они могли просто не разговаривать со мной на английском и подставлять перед начальством. Про индусов все говорят, что они ужасно воняют - надо сказать, что после рабочего дня мы все, наверное, не благоухали, но у индусов действительно какой-то особый запах.


Русским в море очень свойственна дедовщина. Стоит ему доработаться до самого мизерного офицера, он уже ходит и всем указывает, что делать, хотя ему по должности не положено. Кстати, такой национальный состав подразумевает, что английский язык ты на судне не выучишь. Так что и второе моё представление тоже неверным было. Там такие разговоры:«Ми ноу хэв!», «Вот ю гат». Если ты используешь конструкцию have been - тебя уже не поймут. Конечно, проблема не столько в национальности, сколько в том, что в моряки идут люди с довольно низким уровнем культуры.

О работе

Владеют суднами богатые украинцы, русские или европейцы. Кстати, если судно европейское, немецкое например, то экономить на всём будут ещё больше, чем на русском или украинском. Дают дурацкую еду, комбинезон рвётся через неделю, весь дырявый. Команда очень маленькая, так что работать приходится так много, что даже в душ не успеваешь сходить. Начинающие матросы с 8 утра до 6 вечера драят палубу. Отбивают ржавчину, замывают от соли, надстройку внутри моют. Есть большие судна, которые совершают длинные переходы через Атлантику по 20 дней. Там - рутинная работа. Есть судна поменьше, на котором работал я. Они как почтальоны ходят по Европе, в день может быть по три порта.

Это значит, что ты с 8 утра до 10 драишь палубу, потом готовишься к входу в порт, таскаешь длинные тяжёлые канаты, которыми привязывается корабль. Потом стоишь вахту то на трапе, то в грузовом отсеке. То есть как охранник следишь, чтобы на корабль никто не зашёл, или проверяешь документы на груз, следишь, чтобы не было повреждений.

Ты матрос, ещё молодой, но на тебе уже ответственность. Если погрузят контейнер помятый, а ты не сообщил об этом, не составил специальный акт о повреждении, то тебя могут списать и за свой счёт отправить с другого конца мира домой. Потому что эти контейнеры стоят очень дорого, внутри ценный груз. Потом ночью тебя могут поставить на вахту на капитанском мостике. На маленьком пароходе из-за такого расписания я часа 3-4 спал каждый день.

Вообще по нормативам у тебя должен быть сон и еда по чёткому расписанию, но если будешь качать права - тебя просто спишут по каким-то формальным причинам. Один раз я сказал начальнику, что не должен чего-то делать, потому что это не входит в мои должностные обязанности. Подошёл старпом и вежливо так спрашивает: «Олег, что такое? Не надо выебываться, мы тебе можем такую характеристику написать, что ты никогда в жизни работу не найдёшь. Если мы захотим тебя заставить - заставим, и не надо с нами идти на конфликт».

О столкновениях

Сейчас столкновений практически не происходит. Рулит авторулевой, на экране проложен маршрут, на телеграфе выставлена скорость, стоят алармы, если отклоняешься от курса - они звенят. Но мимо постоянно ходят пароходы, надо, конечно, знать правила движения на море, как вы знаете правила дорожного движения.

В землю мы врезаться не можем, мы ходим по проложенным маршрутам, а вот в другой теплоход - такая опасность есть. Может человек заснуть на вахте. Он по радару слева и должен тебя пропустить, но не уступает по какой-то причине. Ты ему звонишь, он не берёт трубку. А по правилам ты должен идти до последнего момента прямо и не предпринимать никаких действий. И только когда последняя миля остаётся, можешь действовать.

Но пароход - не автомобиль, его, например, нельзя быстро затормозить. Нужно сначала позвонить в машину, а если ночь, то они могут спать. Они должны снизить обороты двигателя, запустить его в обратном направлении. Поэтому остаётся отвернуть. То есть сделать так, чтобы он врезался не в центр, где находится машинный отдел, а, например, в нос корабля. Его можно заменить - срезать, поставить новый. Он не утонет.

Сейчас никто не боится ни штормов, ни айсбергов, ни столкновений. Зато появилась другая реальная опасность - пираты.

О пиратах

Мы были в Нигерии - стояли недалеко от порта, ждали своей очереди, чтобы войти и разгрузиться. А рядом с нами бункеровалось судно - нефть из танкера перекачивали на другое судно. Вдруг мы увидели, что к танкеру движутся небольшие рыбацкие лодки, только с очень мощными двигателями - пираты. С танкера стали подавать бедственные сигналы, кричать: «Пираты! Пираты!» Но мы не могли им помочь, а прибрежная полиция не торопилась. Пираты перерубили все концы, высадились в танкер, разграбили его. И только спустя 5-6 часов пришёл контроль, но ловить было уже некого. Все говорят, что они связаны с властями этих стран, вокруг которых грабят.

Я с пиратами сам не сталкивался - наши корабли были защищены: огорожены колючей проволокой, были люди с автоматами на судне.


Но вот корабль, на котором раньше плавал мой отец, захватили пираты, дали всем по морде, обокрали пароход, забрали капитана, стармеха и боцмана - и увезли в неизвестном направлении. Капитан был одессит, стармех - русский. За них ни выкупа не попросили, ничего. Всех остальных моряков потом с судна списали, компания не выплатила никакой страховки. О тех, кого украли, ничего не слышно.

Пираты довольно спокойно себя ведут. Такие чёрные голодные очень худые ребята. Они курят много травки, но действуют очень быстро. Подбираются к кораблю, закидывают кошки, забираются на палубу. Всех, кто пытается сопротивляться, убивают. Никто из моих близких не пострадал, но один мой знакомый видел человека, который сбежал от них на шлюпке. У них на корабле боцман начал сопротивляться, и его разрубили мачете. Тот парень немного свихнулся после этого - от страха, наверное.

О путешествиях

Иногда у тебя есть время выйти на палубу, посмотреть на закат. Часто рядом с кораблём плавают дельфины - они заплывают в зону перед кораблём, и поток воды несёт их вперёд - они так отдыхают. Видел огромных китов, в портах в Африке к нам забегали обезьянки. Но вот, в общем-то, и всё, что я видел. Сначала ты покупаешь себе крутую камеру и фотографируешь всё подряд. Но месяц на пятый ты про фотоаппарат забываешь. Устаёшь и привыкаешь к пейзажу.

Я был во всех европейских портах, заходил в Гану и Нигерию. Да, это удивительно и интересно: прибрежные бары, сторожи-негры в африканских портах. Но ты видишь не так много, и в основном не лучшую сторону страны. В припортовой зоне ведь в основном одна беднота.

Помню, сидел со мной на вахте негр и курил огромный косяк - я думал, такие только во взрослых мультфильмах бывают. Он показался мне отличным парнем, и когда он сказал: «My friend, can you give me chop-chop?» (а chop-chop - это у них «еда»), - я сходил и принёс ему свой ужин. После этого мы стояли в порту ещё около суток, и каждый раз, когда он меня видел даже издалека, он смотрел очень жалобными глазами и одними губами повторял: «Chop-chop».

Корабль предоставляет тебе возможность на чём-то сосредоточиться. Но чаще всего люди после тяжёлого дня сидят и смотрят телевизор на кухне. Там очень много филиппинских фильмов - они любят смотреть вестерны. У многих есть DVD-проигрыватели, они смотрят кино прямо в каюте. Я тоже до какого-то времени залипал в кино, пока не прочитал «Мартина Идена». После этого я скачал себе пособия по дизайну и несколько месяцев их штудировал. Сейчас я пытаюсь найти работу дизайнера, больше на судно я возвращаться не хочу. В офисе лучше.

Иллюстрации: Саша Похвалин

Когда дело приближается к выпуску, самые предусмотрительные курсанты начинают запасаться жёнами. Пока ты доучиваешься в большом городе, у тебя есть достаточный выбор кандидаток и время, чтобы присмотреться друг к другу, а то и успеть развестись.

А то ведь получишь назначение в какую-нибудь заполярную базу - какие там невесты? Да и не до того будет, лейтенанту хватает других забот. Жениться же во время отпуска - большая лотерея, хотя вот такой случай из воспоминаний однокашников. В Питере в те ещё времена в ресторане заключили пари - поведу под венец любую, да вон хоть из-за того столика!

Подходит: девушка, предлагаю вам выйти за меня замуж! А та отвечает - да нет проблем (хотя в те времена это по-другому звучало). Ах, так! ну поехали в ЗАГС. А там отпускникам послабления были в плане сроков. Короче, вышли мужем и женой.

И жили они долго и счастливо, но не вместе:) Милые девушки, решившие связать свою судьбу с моряком! Будьте готовы к тому, что жизнь вам в основном придётся прожить в одиночестве, в смысле, без мужа. Есть много профессий, где мужчины часто отсутствуют дома, но флотские в первых рядах.

И начаться это может буквально сразу после выпуска. Как известно, чтобы стать адмиральшей, надо выйти замуж за лейтенанта, а то и пораньше. И пройти с ним все этапы службы и быть готовой к этому одиночеству.

А бывало и так - приезжает лейтенант с супругой к месту службы. Представляется начальству и интересуется, где можно поселить жену. Ему же отвечают: товарищ лейтенант, вы служить прибыли, или где? Вот столько-то вам часов на отправку жены к маме, одна нога тут, другая там!

Если же исхитрится и пристроит её где-нибудь - сидеть ей в этом где-нибудь одной. Сперва он должен сдать на допуск к самоуправлению согласно занимаемой должности. Месяц на это даётся. А потом начинается служба корабельная, неважно, что корабль у стенки стоит. Даже старпому Корабельный устав в статье 191 вменял: " Частое оставление корабля старшим помощником командира корабля несовместимо с должным исполнением им своих служебных обязанностей."
Что уж там о лейтенантах говорить?

Мне досталось служить на ракетных катерах. Команда на них не живёт за исключением когда катер является дежурным. Для офицеров в казарме помещений не было предусмотрено, вроде бы вот оно, ежедневная семейная жизнь!

Ага. В части вы должны появиться не позже полвосьмого утра, значит, встать соответственно с предполагаемым временем приведения себя в порядок и переезда общественным транспортом, возможно, с другого конца города. Вечером раньше девятнадцати о сходе не стоит и помышлять, а там, как комдив решит, ему-то ещё дольше сидеть, как комбриг решит:)

А кроме того - оргпериоды, дежурства, патрули, обеспечения, парково-хозяйственные дни и что там ещё придумает изобретательный ум начальства, чтобы вы реже появлялись дома. Я вот лейтенантом, сменившись с суточного дежурства, ездил на жд станцию руководить разгрузкой картошки для бригады, в выходной день водил матросов в культпоходы, а проводя с ними занятия по специальности и политзанятия, и так своё скудное свободное время тратил на подготовку к ним.

Что уж говорить о больших кораблях, стоявших на якорях в севастопольской бухте - жёны могли полюбоваться ими с Графской пристани и сказать детям: воон на том кораблике сейчас папа.

Как-то мы с женой посчитали: из 21 года нашей семейной жизни, пока я носил погоны, только 11 я был в Севастополе, а теперь вычтите из них все эти дежурства и пр. и длительность служебного дня.

Мой старший сын вырос практически без моего участия. Срочную тоже служил на флоте. Когда я спросил его, а не хотел бы он пойти в моряки, он с удивлением глянул на меня и сказал: я видел, как вы прожили с мамой, я себе такой жизни не хочу.

Впрочем, не будем кривить душой и делать вид, будто нет такой категории лиц женского пола, которую подобное положение дел вполне устраивает, деньги-то муж исправно высылает. - Я не для того училась в консерватории, чтобы киснуть с тобой в каком - нибудь занюханном Лиинахамари (а есть места и более занюханные:) - и остаётся в Питере.

Сколько может просуществовать такая семья - по разному бывает.

Проблема жилья. Есть такие места, где ключи можно получить сразу по прибытию к месту службы, обычно это места отдалённые. А в Севастополе, например, снять комнату семейному было очень нелёгкой проблемой, с наличием ребёнка ещё более усложнявшейся.

Проблема работы. Почти сто процентов гарантии, что по специальности она работать не будет, а скорее всего, что и не по специальности тоже. Во-первых, вакансий нет, во-вторых, появляются дети, а их куда? Детских учреждений-то тю-тю.

Трудно молодой здоровой женщине сидеть одной в четырёх стенах, пусть даже и общаясь с такими же, как она. Бывало и попивать с тоски начинали, сперва понемножку "с девочками", а там как кривая вывезет. Проблему заместителей мужей в физическом плане затрагивать не хочу, она была, есть и будет.

Но время идёт, и в вашей семье, не смотря ни на что, подрастают такие дочери:

Станут ли они жёнами офицеров? Вопрос, конечно, интересный.

Моряк — человек, который работает на транспортнои или специальном судне или служит на корабле Военно-морского флота. Моряк это морская профессия.

Моряк — общее определение занятия. В зависимости от выполняемых функций или специализации моряки могут быть разделены на более точные профессии, например: капитан, штурман, лоцман, матрос и т. д. В зависимости от того, в какую команду (службу, часть) моряки входят на судне или корабле, они принадлежат к этой или нескольким командам, например, палубной команде.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы - занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Моряк должен уметь плавать. Насколько хорошо? Плавать нужно уметь так, чтобы плыть самому и буксировать своего потерявшего сознание товарища. Каждые пять лет это проверяется, причем засекается время, за которое надо переплыть бассейн.

Морякам нельзя быть безответственными: слишком многое им доверено.

Люди на судне работают по графику «6 часов работы - 6 часов отдыха».

В последние годы участились случаи пиратства и похищения людей - даже в Европе. Тем не менее оружие экипажам выдавать запрещено. Шланг для тушения пожара - это всё, что есть на судне из оборонительного арсенала.

Образование

Чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить годичный курс мореходной школы. Ее выпускники обычно попадают на работу на российские суда. Желающим работать под иностранным флагом необходимо удовлетворительное знание английского и опыт работы.

Те же, кто решил стать морским офицером, поступают на обучение в высшие мореходные учебные заведения, где учатся, набираясь опыта работы во время практики. Существуют также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. У выпускников морских вузов есть все шансы устроиться на работу прямо в иностранную компанию.

Английский в морских учебных заведениях изучают углубленно: именно этот язык признан международным языком во флоте. По-английски составляются все документы, ведутся радиопереговоры, происходит общение в смешанных экипажах, набранных в разных странах.

Моряков с плохим здоровьем в море не бывает: ни один врач не возьмет на себя такую ответственность - выпустить больного в рейс.

Работа в море традиционно считается мужской. И всё-таки, на какие должности в будущем могут рассчитывать девушки, желающие получить морское образование наравне с мужчинами? Традиционно это буфетчица, повар, дневальный (уборщица), но также это может быть, например, и штурман.

Кто такой моряк? Сразу представляется статный молодой человек, о котором смело можно сказать "косая сажень в плечах". Все при нем: рост, красота, тельняшка и фуражка. Но внешняя красота - это не главное. Куда более важна суть.

Моряк: кто это? Просто красивый юноша в тельняшке? Отнюдь. Под этим словом скрывается отдельный мир.

Просто моряк?

Моряк - это не простая служба. Давайте начнем со значения данного слова. Моряками называют тех, кто служит на морском транспорте. Сколько отраслей в морском деле, столько и служителей моря. Оно никогда не останется без "подчиненных". Несмотря на трудности, и узкоспециализированный профиль, молодые люди продолжают выбирать данную профессию.

Отрасли морской службы

Значение слова "моряк" мы рассмотрели выше. Теперь разберем отрасли, в которых востребована такая профессия.

Сразу представляется красиво, престижно и интересно. Но флот - не единственное место, где может работать человек, выбравший "морскую" профессию. Сейчас очень распространены морские суда, занимающиеся той или иной деятельностью. Например, химические грузы перевозят на химовозах, автомобили - на автомобилевозах. Есть для животных - животновозы. Существуют комбинированные грузы, а значит, и соответствующие морские "машины" для их перевозок.

И для всей этой деятельности нужна команда моряков.

Виды морских служб

Их можно разделить на две категории. К первой относится палубная служба, ко второй - машинная.

Возглавляет обе эти команды капитан. А дальше начинается разделение. В состав палубной службы входят офицеры - помощники капитана, рядовой состав в лицах боцмана, матросов, поваров и официантов. Экипаж туристического судна может составлять около 1500 тысяч человек, к примеру.

За что отвечает палубная служба? Конечно же, за маршрут судна, за эксплуатацию трюмов и палубных механизмов, за качественную работу экипажа.

Как мы видим, моряк - это общее название представителей морских служб. Машинная состоит из морских инженеров, старшего механика, его помощников, электромеханика, рефрижераторного механика и рядового состава - уборщиков, сварщиков, токарей и т. д.

В задачу машинной команды входит обеспечение бесперебойной работы комплекса механизмов машинного отделения.

Как стать моряком?

Моряк: значение его в морской службе разное. Но каждое из указанных выше званий - особое. Где учат будущих любимцев Посейдона?

Для "рядового состава" достаточно лишь закончить годичные курсы в мореходной школе. Но по окончании такого обучения можно устроиться только на российские суда.

Те молодые люди, которые мечтают об офицерской морской должности, проходят обучение в высших мореходных учебных заведениях. Такие выпускники способны устроиться работать на зарубежные судна.

Каждый член той или иной службы обязательно должен владеть английским языком. Почему? Потому что существуют единые требования Международной Морской Организации. И данных требованиям подчиняются все владельцы судов.

Кроме обязательного знания английского, моряки проходят ежегодную комиссию на профпригодность. При поступлении в морские ВУЗы абитуриентам придется пройти медицинскую комиссию и сдать психологический тест. Откуда и для чего такие сложности? Дело в том, что профессия подразумевает высокую степень ответственности. Например, больной механик на вахте может погубить не только себя, но и весь экипаж. Ни один врач не возьмет на себя такую ответственность - выпустить в рейс моряка с плохим здоровьем.

Одна из главных задач моряка - это умение хорошо плавать. Насколько хорошо? Так, чтобы при необходимости спасти свою жизнь и буксировать потерявшего сознание другого члена экипажа. Эти навыки и умения проверяются каждые пять лет.

Что еще можно сказать об обучении? Его стоимость довольно высокая. Объясняется это как высоким уровнем получаемых знаний, так и возможностью получать неплохие деньги в будущем.

Заглянем в прошлое и узнаем все самое интересное, что могло быть в жизни первых "морских волков".

    У первых моряков не было карт. Их ориентиром служила птица. Ее выпускали и следовали за ней. Считалось, что пернатое всегда летит к суше.

    Зачем на носу парусников устанавливали женские фигуры? Все очень просто, но не очень красиво. Под ними скрывались отходные места.

    Моряки трапезничают за столами, накрытыми мокрыми скатертями. Это делается для того, чтобы во время качки тарелки не соскальзывали на пол.

    В старину "морские волки" знали способы завязать 500 морских узлов.

    Серьга в ухе означала, что моряк опытен в своем деле. Особые круглые и большие серьги носили только те, кто прошел мыс Горн.

    Быть несчастью. Такова морская примета.

Кстати о женщинах. Последним в наше время проще получить профессию морского офицера, стать капитаном. Чем той же уборщицей на корабле или механиком.

Заключение

Итак, теперь мы знаем, что моряк - это общее наименование тех, кто служит морю. Море - это не профессия, это образ жизни. Весь ее смысл и вся любовь.

Не бывает «просто моряков». Есть много профессий, востребованных судовладельцами. Морские суда используются также многими отраслями. Сжиженный газ перевозят на газовозах. Опасные химические грузы — на химовозах. Автомобили — на автомобилевозах, а на морских паромах — иногда целые составы поездов. Животных — на овцевозах. Есть рыболовецкие суда. Есть грузы, которые можно комбинировать — с этой целью существуют суда для генеральных грузов. Сыпучие грузы (зерно, уголь, руду) перевозят на балкерах, скоропортящиеся (фрукты, мясо, рыбу) — на рефрижераторах, жидкие (нефть, воду, вино) — на танкерах, контейнеры — на контейнеровозах.

Наконец, на пассажирских судах перевозят пассажиров — например, туристов.

Значит ли всё это, что на борту должны быть то химики, то инженеры автомобильного транспорта, то биологи, то гиды?

Главное здесь то, что экипаж любого судна традиционно имеет одинаковую структуру. Он делится на две основные службы — палубную и машинную.

Капитан возглавляет экипаж и палубную службу, куда входят офицеры — старший, второй, третий, четвертый помощники капитана, а также рядовой состав — боцман, матросы, повара и официанты. На некоторых судах есть радиооператоры и врачи. На пассажирских судах работают множество дополнительных специалистов. Экипаж пассажирского судна может достигать полторы тысячи человек.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы — занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Машинную службу возглавляет старший механик, которому подчиняются офицеры — второй, третий, четвертый, системный механики, электромеханик, рефрижераторный механик, а также рядовой состав — мотористы, уборщики, сварщики, токари.

Машинная команда поддерживает в работоспособном состоянии весь комплекс механизмов машинного отделения. Морские инженеры имеют дело с разнообразными механизмами и системами различного назначения. На судах используются практически все существующие типы двигателей и даже ядерные реакторы. Каждый год появляются новые и новые технические решения в сфере судовых энергетических установок. Кстати, уникальные знания и опыт морских инженеров могут быть востребованы в иных областях промышленности.

На дне

Моряками бывают и роботы. А точнее — подводные роботы-автоматы, управляемые с поверхности воды. Чтобы они приступили к работе, специальные геофизические суда исследуют, квадрат за квадратом, морское дно и всё, что находится под ним, в поисках новых и новых месторождений нефти — основного источника энергии на планете.

В последнее время количество нефти, добываемой из не слишком глубоких и достаточно старых скважин, уменьшается. А новые месторождения находятся на большой глубине. К примеру, у побережья Бразилии пробурена скважина на глубине 2300 м. Для разработки таких месторождений требуются суда с совершенно фантастическим оборудованием, ведь буровую платформу в таких условиях невозможно поставить на якорь. Что делать? Появились суда и гигантские плавучие платформы, управляемые с помощью спутниковых систем навигации, за счет работы которых платформа и удерживается на месте.

Буксиры доставляют на места и устанавливают новые платформы, добывающие в море нефть и газ. Порой огромные платформы буксируются через океаны. Суда-снабженцы день и ночь доставляют на платформы оборудование, цемент, топливо, воду, продукты. Водолазы контролируют состояние трубопроводов и платформ. А контроль в недоступных человеку местах — уже прерогатива роботов.

Итак, буровые суда бурят скважины в морском дне. Кстати, они разыскивают в океане не только нефть, но даже алмазы.

А еще есть суда, которые прокладывают в океане трубопроводы и кабель, связывая материки между собой.

Как стать моряком: получаем образование

Чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить годичный курс мореходной школы. Ее выпускники обычно попадают на работу на российские суда. Желающим работать под иностранным флагом необходимо удовлетворительное знание английского и опыт работы.

Те же, кто решил стать морским офицером, поступают на обучение в высшие мореходные учебные заведения, где учатся, набираясь опыта работы во время практики. Существуют также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. У выпускников морских вузов есть все шансы устроиться на работу прямо в иностранную компанию.

Владельцы судов всего мира подчиняются единым требованиям Международной морской организации (IMO), в том числе — в сфере подготовки кадров. Поэтому каждое морское учебное заведение должно соответствовать не только национальным, но и международным требованиям. Соответственно, документ об образовании, полученный в таком учебном заведении, автоматически признается всеми государствами мира и издается на английском языке морской администрацией России.

Медицинская комиссия и психологический тест — это первое, с чем встречается абитуриент морского учебного заведения. Ежегодное прохождение медкомиссии будет сопровождать успешного кандидата на всем протяжении его морской жизни. Моряков с плохим здоровьем в море не бывает: ни один врач не возьмет на себя такую ответственность — выпустить больного в рейс.

Моряк должен уметь плавать. Насколько хорошо? Плавать нужно уметь так, чтобы плыть самому и буксировать своего потерявшего сознание товарища. Каждые пять лет это проверяется, причем засекается время, за которое надо переплыть бассейн.

Высокая стоимость обучения — это тоже отличительная черта морского учебного заведения. Трудно сказать, плата ли это за высокое качество знаний либо за возможность получать в будущем относительно неплохие деньги. Впрочем, традиционно есть и бюджетные отделения.

Организация учебного процесса дневных отделений морских учебных заведений подразумевает прямо-таки военный порядок. Дисциплина и высокий уровень профессионализма — это те две вещи, которые требуются для успешной работы в непростой, а иногда даже критической обстановке.

Морякам нельзя быть безответственными: слишком многое им доверено. Стоимость современного контейнеровоза порой достигает 30-50 миллионов долларов, и это не считая стоимости груза. Экипаж такого судна составляет 25 человек. Пассажирский лайнер способен вместить 3 тысячи пассажиров. Крупнотоннажный танкер может иметь на борту 500 тысяч тонн нефти либо более опасного вещества. Стоит ли говорить о том, каким должен быть уровень подготовки специалистов для гарантии безопасности человеческой жизни, экологии и сохранности судна?

Когда под килем 5 тысяч метров воды, до берега впереди — неделя полным ходом, до берега позади — столько же, на борту возникает пожар, а на помощь рассчитывать не приходится, случайный сон механика на вахте может стоить жизни каждому члену экипажа. А если какой-нибудь неопытный четвертый помощник недостаточно знает английский, он не сумеет правильно понять текст поступившего предупреждения о навигационной опасности.

Английский в морских учебных заведениях изучают углубленно: именно этот язык признан международным языком во флоте. По-английски составляются все документы, ведутся радиопереговоры, происходит общение в смешанных экипажах, набранных в разных странах.

Работа в море традиционно считается мужской. И всё-таки, на какие должности в будущем могут рассчитывать девушки, желающие получить морское образование наравне с мужчинами? Традиционно это буфетчица, повар, дневальный (уборщица), но также это может быть, например, и штурман. Женщине реальнее стать капитаном, чем механиком, а вообще она, скорее, лишь пройдет практику на судне в качестве кадета, чем останется работать надолго: слишком велики нагрузки. Гораздо чаще всего женщину с морским образованием можно встретить в офисе стивидорной (владеющей причалом) компании, берегового агентства по обслуживанию судов, а также в крюинговой компании — о таких компаниях пойдет речь ниже. Много есть и женщин-корабелов, которые проектируют и строят суда, но оканчивают они уже другое учебное заведение — кораблестроительное, а не непосредственно морское.

Трудоустройство моряков

Подбором кадров для судовладельца и оформлением документов для следования моряка на судно чаще всего занимаются крюинговые компании — посредники между судовладельцем и моряком, расположенные по всему миру. Связь с ними поддерживается по телефону и электронной почте.

Один из важнейших документов — морское удостоверение личности. Судовладелец организует и оплачивает получение моряком таких документов, а также перелет моряка на судно и возвращение его домой.

Как устроиться на судно, работающее под иностранным флагом? Моряку необязательно являться на собеседование в другую страну: всё делается по телефону. А вот чтобы получить лицензию страны флага на право работы, кандидатам на место на судне иногда приходится лететь и сдавать экзамен на английском языке в страну, выдающую документ.

Поначалу, когда нет достаточного опыта работы, крюинговые компании предлагают контракты продолжительностью до 9—10 месяцев. Иногда судовладелец заключает с моряком постоянный контракт. В иностранных компаниях моряки работают чаще всего по временным контрактам.

Более высокую зарплату опытным морякам предлагают европейские и американские компании. Зарплата русского старшего механика, к примеру, может составлять 500 долларов в день при продолжительности контракта 6 недель. На этом же судне зарплата помощника повара из Непала — всего 200 долларов в месяц при продолжительности контракта 2 года. Кстати, полноценное питание на борту также предоставляется моряку за счет судовладельца.

В некотором смысле, моряк не выбирает, где ему работать, ведь один и тот же пароход может перевозить грузы как между несколькими определенными портами по заранее составленному расписанию (это называется линейным судоходством или работой на линии), так и между разными портами, меняющимися при каждом новом грузе (это называется трамповым судоходством, от английского слова tramp — бродяга).


Работа и отдых

Моряк — это больше образ жизни, нежели профессия. Начавший морскую карьеру человек попадает в настоящую зависимость от нее. Романтикам, прежде чем поступать на службу к властелину морей, надо хорошо подумать, чем они жертвуют. Четко осознайте специфику этой работы, чтобы в будущем не возникало неприятных сюрпризов.

Часто в экипаже, кроме вас, больше нет ни одного человека, говорящего по-русски. Не всегда выдается возможность позвонить домой. В море нет ни суббот с воскресеньями, ни праздников. Ради снижения затрат судовладельцам выгодно сокращать численность экипажа и перекладывать весь труд на плечи оставшихся моряков.

Люди на судне работают по графику «6 часов работы — 6 часов отдыха». Впрочем, отдых — понятие относительное. Качка, сильные электромагнитные поля, ограниченное пространство, 45—60°С на палубе и в машинном отделении, высокий уровень шума, ощущение вибрации двигателей, запахи топлива и многочисленных ядовитых веществ, постоянная смена часовых поясов, продукты питания, хранящиеся на борту иногда по месяцу, вода, полученная из дистиллята либо из непроверенного источника с берега — вот краткий перечень «прелестей» этой работы. Надо иметь очень хорошее здоровье и иммунитет, чтобы уверенно работать на судне в условиях длительных (иногда больше месяца) океанских переходов и отсутствия врача. Есть такие понятия, как восстановление организма, реабилитация. Если перегруженному моряку не дать вовремя отдохнуть, усталость переходит в болезнь. А болезнь — в свою хроническую стадию.

Аналогично и в психологическом плане: девять месяцев жизни, далекой от обычного земного существования, накладывают сильный отпечаток на характер и мышление. Когда это повторяется из года в год с короткими перерывами в 2—3 месяца, человека бывает практически не узнать.

В Великобритании, например, существует закон, согласно которому моряк, вернувшийся из рейса продолжительностью более трех с половиной месяцев, не допускается к участию в выборах до окончания периода отдыха.

А еще следует помнить: работа ни по постоянному, ни по временному видам контракта не входит в трудовой стаж моряка в России. По существующим российским законам, граждане России, находившиеся за границей свыше 183 суток, даже освобождаются от уплаты налогов.

Как ни странно, моряк, проработавший в море несколько месяцев, считается... безработным. Человек, годами приносящий стране прибыль в виде ввозимой валюты, попросту не имеет права на получение пенсии на основании трудового стажа, поскольку официально был безработным. В случае потери здоровья моряк и в самом деле станет безработным, поскольку медкомиссия признает его негодным, а компенсаций со стороны государства не будет.

На берегу

Современные суда и транспортные системы проектируются так, чтобы сократить до минимума простои дорогостоящих судов в портах. Например, танкер любого размера должен выгружаться не долее, чем за 12 часов. Стоянка контейнеровоза в порту — считанные часы. Тенденция такова, что экипажу всё труднее получить возможность выхода на берег для отдыха.

Но и на берегу моряка подстерегает множество опасностей. Как правило, он ступает на твердую землю после окончания рабочего дня — в вечернее и ночное время. В это время припортовые районы кишат любителями легкой наживы. Местная полиция, даже если и появляется, обычно не защищает интересы иностранца, а скорее, и сама не откажется поучаствовать в процессе приобретения материальных ценностей.

В последние годы участились случаи пиратства и похищения людей — даже в Европе. Тем не менее оружие экипажам выдавать запрещено. Шланг для тушения пожара — это всё, что есть на судне из оборонительного арсенала.

Значительная часть территории планеты располагается в тропической зоне, где моряка подстерегают непривычные болезни — хотя бы та же малярия. Местные бактерии не оказывают такого влияния на жителей страны, как на ее гостей.

А что с родным берегом?

Психология человека, годами бороздившего океаны, меняется. Исчезает тоска по дому, мир становится настолько знакомым, что пропадает понятие привязанности к определенной местности. Человек начинает считать, что вправе выбрать для проживания любую страну. Многие так и поступают в силу каких-то личных обстоятельств — обзаводятся семьями и живут в разных уголках нашей прекрасной планеты. Тем более что дома их порой уже не ждут: не секрет, что не все способны долго ждать моряков.

Береговым знакомым и даже родственникам бывает трудно понять того, кто живет в море. Возвращаясь на родину, скиталец каждый раз попадает в новый для него мир, к которому нужно заново адаптироваться. Ему трудно приспособиться к уже чужому для него, забытому ритму береговой жизни. Результатом бывает одиночество: те, кто могут понять моряка, в основном, тоже моряки, а моряки, как водится — в море. Порой друзья не могут встретиться годами.

И всё же даже в промежутках между рейсами моряк продолжает жить морем. Он скучает по океанскому простору, лазурной воде, свежему ветру, новым странам. По ясному и установленному укладу жизни, в которой каждый полезен и необходим.

Комментировать статью "Морские волки: романтическая профессия или тяжелый труд?"

Приезжайте в гости в военный городок. Правда у нас морские офицеры и не только офицеры 04.01.2017 11:04:19, Светлана 7. Морская авиация же. И шо я таки получила? Праааавильно, мужа-офицера. Еще и иностранного.

Изучение гражданами учебных дисциплин по программе военной подготовки проводится на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин В ВШЭ получали звание офицера запаса одновременно с окончанием бакалавриата, бучение было рассчитано на 3 года.

По международным морским договорам американские корабли не могут находиться в Чёрном море более 14 суток, и превышение этого срока дает легальное право России совершить ракетную атаку и уничтожить данные корабли Доблесные американские моряки, чё уж там.

Обсуждение

Вы любому бреду верите? :)
Штаты постоянно участвуют в конфликтах в разных странах. Ни разу не стрельнувшии россиискии бомбардировщик - вообще не угроза по сравнению с реальными боевыми деиствиями в других горячих точках. Армия в штатах контрактная. И в последсние годы туда идут только те, кто реально готов воевать. А что из американскои армии уволиться можно только под трибунал всем популярно объяснили во время протестов против воины в Ираке, с весьма наглядными примерами.

17.04.2014 04:05:13, __nevazhno___

Как только американский эсминец приблизился к берегам Крыма, экипаж стал говорить о необходимости какого-то референдума и отделении корабля от остального флота. Продолжаются попытки заменить флаг на другой, с меньшим количеством полос.

Хочу стать воспитателем в д саду. Нужен совет. Работа и образование. И стала я думать о работе воспитателя... Вижу одни плюсы: рядом с домом, работа по полдня,зарплата 40-50тыр(на сайте нашего сада-простого и обычного именно такие цифры указаны)...

В "Клубе" упоминается еще " Морская волшебница" Саббатини. А еще лет в 12 мне нравилась книга "Боцман знает все" (автор по-моему...занимательные занятия по экологии, во вторник - морские путешествия с первооткрывателями или пиратами и «Академия Что почитать детям...

Обсуждение

Помогите вспомнить название книги- как раз лет в 10-11 нашла толстую разваливающуюся книгу о реальных мореплавателях- история Кука, Магеллана, Колумба- в художественном исполнении и исторической точности
Я эту книгу просто запоем читала, потом еще несколько раз перечитывали... но я сказки не любила никогда, больше нравилось что-то "настоящее"
А теперь название не могу вспомнить(((

В "Клубе" упоминается еще "Морская волшебница" Саббатини. А еще лет в 12 мне нравилась книга "Боцман знает все" (автор по-моему Виктор Конецкий) - сборник забавных рассказов о приключениях моряков в годы войны и после.

Обсуждение

Да у нас тоже такое. Поставили перед фактом: «вы все едете на сборы». Запрягли даже пацана, которому и 16 нет (ещё не поставлен на учёт). Подробностей никаких не раскрывают. Мало лию увезут в чащу какую-нибудь и, под предлогом «воинского долга», локальную дедовщину устроят с бесконечными маршированиями, ором и прочими «прелестями». Скатились хуже некуда, а ещё «правовым государством» зовёмся.
СПб

25.04.2018 22:10:22, Ратибор 3000

Нам тоже объявили,что сборы будут происходить на территории военного института(военных дирижеров),хамовнические казармы,на Комсомольском проспекте.Будут возить автобусами по 100чел. в стрелковый тир.И так далее...
Я в глубоком сомнении...Если б это были бы какие-то технические части,как ниже писАли про связистов,или танковые,или т.п.....Меня смущает МЕСТО проведения сборов(((

Но стать Толик хочет не футболистом, а моряком. Для этого ему надо поступить в морское училище в Кронштадте – и сейчас Толик твёрдо Моряком был его дедушка, именно поэтому мальчик выбрал эту профессию. У Толика есть младший брат Петя, которого Толик опекает и...

Обсуждение

Петя П. 7-и лет. Очень серьёзные и «взрослые» глаза. И сам он мальчик ответственный и серьёзный – старательно выполняет все задания, помогает сверстникам и взрослым, любит мастерить и делать поделки. У Пети спокойный и сдержанный характер, хотя он, конечно, любит погонять мячик с друзьями. Петя хорошо читает стихи, рисует, разукрашивает, успешно занимается чтением и письмом. Опора и защитник для него – старший брат Толик, с которым Петя очень дружит. Им обоим очень нужны ответственные люди, которые примут их в свою семью и помогут справиться со всеми жизненными трудностями.

Анкета добавлена 11.08.2011

Катя 9-и лет. Очень красивая и изящная девочка, тихая и спокойная. Катя хорошо занимается в школе, ей вообще нравится учиться – писать в прописях, читать, рисовать. Часто Катя и в свободное время сидит с книжкой или рисует в альбоме. Обычно она изображает что-нибудь красивое: цветы, животных. Её любимое животное – белка, потому что она пушистая и милая. А ещё – павлин, из-за красивого хвоста. Катя очень ценит и чувствует красоту, она и стать хочет медсестрой, потому что они помогают людям и носят красивые белые халаты. Катя мечтает съездить в Москву и на море и отвезти туда свою сестрёнку Машу, которую очень любит и о которой заботится как может.
Катя и Маша очень ждут любящих родителей!

Костюм моряка. Школа. Ребенок от 7 до 10. Девочки, подскажите, кто-нибудь видел в продаже костюм моряка? Оооочень нам нужен для сына в школу. Ии может кто-то может дать на прокат?

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей" "Школьное и дополнительное образование детей". попросили прояснить воспрос, человек кончил 9 классов, возникла крайняя необходимость получить аттестат о среднем образование, желательно за год.

Обсуждение

Я тоже думаю, что вечерняя школа.
У меня дочь по ряду причин заканчивала там 9 классов. Но мы не в Москве.
Кто хочет учиться- тому радуются и помогают учиться. Кто не хочет- помогают получить "корочки". А есть люди, которые просто проплатили эти самые "корочки",-они им по жизни ну никак не нужны для работы продавцом на развале.
Обсуждение

Спасибо! ;)
Будем думать. Ясно одно - в любом случае нужно немало и времени, и денег...

Сама имею второе высшее образование, полученное в 29 лет. В нашей группе учились всякие люди, у некоторых из которых есть дети-студенты. Так что возраст - это не проблема, если голова варит (конечно, память в 35 уж не та, что в 22, но зато есть некий жизненный опыт, который компенсирует возможное незапоминание).Основным подводным камнем считаю вот что. Образование в таком возрасте надо получать, если оно действительно необходимо (т.е. имею ввиду знания, которые мы зовем образованием). Т.е. если человек работает, и чувствует, что ему не хватает этих самых знаний. А в этом случае лишних часов не бывает. Бывает, что не хватает. А если нужна только корка - так зачем она человеку с богатым жизненным и трудовым опытом?
Второй подводный камень - хорошее (а ради плохого зачем так напрягаться?)образование за 2 года (тем более по почте) не получить, особенно если это образование - первое. Волшебных мест не бывает. То есть надо положить 4-5 лет. Это точно, по себе знаю - пробовала учиться в "быстром" институте - это халтура, ерунда для тупых детей богатых родителей, которым лень ходить в школу еще 5 лет, или для тех, кто ищет легких путей и быстрых "корочек" (простите, если кто считает, что это отнюдь не так - может, мне просто попался такой институт). В итоге, я поступила на вечернее платное в МГЮА, проучилась там 4 года, и теперь имею нормальный диплом, такой же, какой имеют все выпускники-очники.



Поделиться