Можно ли фотографироваться возле церкви. Как фотографировать в церкви: венчание, крещение

Вопрос: «Как фотографировать в церкви ?» – в принципе сводится к вопросу: « ?». Однако, учитывая ситуацию, в которой проводится обряд крещения или венчания, существует множество нюансов, которыми нельзя пренебрегать.Во-первых – храм, церковь или костел – это место, в котором весьма необычно соединяются источники света. Как правило, это маленькие окна и тусклое освещение. Свет источают лишь высоко подвешенные люстры и свечи. В любом случае фотографу предстоит столкнуться с тем обстоятельством, что для проведения съемки будет недостаточно света. Это в свою очередь грозит либо поднятием ISO и, как следствие сильными шумами, либо использованием вспышки, о чем будет рассказано ниже.

Во-вторых, церковь — это место, представляющее собой религиозную святыню, будь-то православный храм или католический костел. Это необходимо учитывать во время проведения фотосъемки. Поэтому, съемка в церкви должна проводиться с почтением к святому месту.

В-третьих – фотографу приходится сталкиваться со сложностью работы в маленьком помещении, особенно это имеет отношение к съемке крестин.

Если есть возможность, то необходимо осмотреть будущее место съемок и учесть степень его освещенности. Желательно захватить фотокамеру с собой, и прикинуть какую выдержку надо установить чтобы получилась корректная . Если же света действительно недостаточно, то придется использовать один из двух нижеприведенных вариантов, при которых съёмка в храме окажется удачной. Итак,

1. Использовать светосильные объективы
В этом случае вряд ли понадобятся зумы типа 24-70 2.8 и прочие дорогие 17-35 2.8. Наиболее простой стандартный объектив 50 мм со светосилой — 1.4 будет здесь более полезен. Как свидетельствует практика, хорошие снимки можно также получить светосильной и резкой оптикой — Nikkor AF-S 35mm f/1.8G DX и менее резкой — Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Не важно, какую систему предполагается использовать, и какая светосила приемлема. Если обычного китового зума со стабилизатором будет достаточно для съемки в помещении с плохим освещением, то можно использовать и его. Если же освещение совсем плохое, то надо будет поднять ISO до невероятных высот. При этом, стоит оговориться, что снимать придётся в RAW, а затем нужно будет подавить шумы в фоторедакторе. Зато, таким образом, сохранится атмосфера места съемки, что весьма важно. Кроме того, в случае необходимости можно поставить поправку экспозиции на минус треть или на минус единицу.

2. Аккуратно воспользоваться вспышкой
Если же по какой-либо причине отсутствует светосильный объектив, но есть внешняя вспышка, можно использовать ее. Но со вспышкой работать в церкви еще сложнее, нежели со светосильной оптикой. Обусловлено это тем, что сооружение имеет достаточно большую высоту. Это обстоятельство не дает возможности использовать внешнюю вспышку с отражением от потолка. Кроме того, отраженный свет будет иметь не самый приятный цветовой оттенок. Дело в том, что в церкви стены и потолки расписаны картинами, иконами или же покрыты фресками. Так что лучше использовать заполняющий свет с карточным отражателем или специальной рассеивающей насадкой. Рассеиватель позволит смягчить тени, однако нужно быть готовым к тому, что фотографии будут сделаны в стиле «вспышка в лоб». Иной раз с аналогичным результатом можно использовать и встроенную вспышку. В том случае если всё-таки разрешено использовать вспышку, то для того чтобы получить резкие снимки необходимо будет прикрыть диафрагму.

Как фотографировать в церкви со вспышкой

В первую очередь нужно узнать, можно ли использовать вспышку. Запрет может налагаться в связи с тем, что старые иконы и росписи стен чувствительны к жесткому импульсному свету. Перед съёмкой необходимо спросить у кого-нибудь из работников церкви или обратиться непосредственно к батюшке за благословением на съемку. Также надо узнать, можно ли пользоваться вспышкой и куда можно или же нельзя заходить. Не стоит пренебрегать этим советом. Как показывает практика, обычно батюшки охотно дают разрешение на съемку.

Во время съемки не стоит делать длинные серии по 10 кадров в секунду. В помещении церкви или храма присутствует особая акустика, которая усиливает звуки затвора и обрывает слова батюшки. Можно сделать серию снимков во время пения хора. И естественно, не надо бегать и громко разговаривать во время съемки в церкви, это элементарная культура.

Съемка венчания

Не стоит огорчаться, если в церкви мало места и получается сфотографировать, лишь затылки молодой четы – это вполне нормально. Хотя при этом и теряется художественная часть снимка. В связи с длительностью церемонии, молодые долгое время стоят со свечами. Разнообразия, конечно, не слишком много. Однако, в этот момент можно параллельно сделать несколько отличных снимков родителей и друзей, которых переполняют чувства. Не стоит забывать и о интересных местах храма, а также церковных атрибутах, таких как росписи на стенах, подсвечники, и т.д. Тем более, если всё действо происходит в таком городе как москва фотограф на свадьбу и последующее венчание просто обязан запечатлеть богатые элементы убранства собора.

Фотограф во время съемки венчания может сделать отличные кадры – это и символическое связывание батюшкой рук молодых, и восхитительные короны над их головами, и обход алтаря, который повторяется трижды.

Съемка крещения

Отдельно следует рассказать о фотосъемке крестин. Крайне важно предварительно осмотреть место предстоящей съемки обряда. Для того чтобы в небольшом помещении наилучшим образом запечатлеть церемонию, следует захватить с собой монопод, кусок пластиковой трубы, лыжную палку, швабру, в общем что найдете в качестве упора. Для проведения съемки лучше всего использовать настройки ISO в 800-1600, с диафрагмой F3.5-4. Выдержку следует подобрать по лицам. Во время съемки нужно стараться как можно больше двигаться, чтобы уловить все нюансы обряда. Камеру следует фокусировать то на ребенке, то на горящей свече в руках, то на спине батюшки. Хорошие снимки можно получить, опустив камеру вниз к полу или же сверху. Например, стоя на табуретке (если, конечно, позволят). Неплохо использовать мелкие серии. Также интересными будут кадры алтаря, а после окончания обряда — батюшки с младенцем и крестными родителями на фоне икон.

Используя эти нехитрые советы, получится запечатлеть древние христианские обряды, которые имеют большое значение в жизни виновников этих событий.

Вопрос о том, как фотографировать в церкви - относится к общему вопросу "как фотографировать вообще?". Но, учитывая саму ситуацию, есть множество нюансов, которые нужно учитывать.

Во первых - церковь, костел, храм - это место, в котором очень необычным образом сочетаются источники света. Обычно это маленькие окна, а еще куда-хуже - это тусклое освещение только от высоких люстр и свечей. Фотограф, в любом случае, столкнется с тем, что его камере в действительности будет мало света, а это чревато либо поднятием ISO со страшными шумами, либо использования вспышки, о которой будет ниже.

Во вторых - это само место, которое является религиозной святыней, будь-то католический костел или православная церковь и это нужно серьезно учитывать при проведении фотосъемки. Собственно, при съемке в церкви или подобном заведении очень серьезно нужно отнестись к святости того или другого места.

В третьих - сложность работы в малых помещениях - особенно это касается съемки крестин.

Процес венчание в действии

Если есть возможность, то рекомендую съездить на будущее место съемок и посмотреть как там обстоят дела с количеством света, его источникам. Желательно взять камеру с собой и прикинуть какие выдержки она требует для корректной экспозиции для того или другого объектива. Если света действительно мало, то нужно будет применить один из двух вариантов:

Использовать светосильный объектив, зумы по типу 24-70 2.8 и другие дорогущие 17-35 2.8 вряд ли Вам пригодятся, так как самый простой стандартный объектив в 50мм и 1.4 светосилой будет более полезен. Я прекрасно справляюсь с моим светосильным и резким Nikkor AF-S 35mm f/1.8G DX и менее резким Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. В данной статье часть фотографий как раз сделаны на 50мм. Но не важно какой системой Вы пользуетесь и какая светосила приемлемая - если обычного китового зума с стабилизатором будет достаточно для съемки в плохом освещении - пользуйтесь им на здоровье. Если с освещением уж совсем все плохо, то поднимайте ISO до сказочных высот, снимайте в RAW, потом давите шумы - зато останется атмосфера того места, что собственно главное в этой съемке. Также, по надобности можно установитьпоправку экспозиции на минус треть или даже на минус единицу.Если по какой либо причине светосильный объектив отсутствует и есть внешняя вспышка - нужно использовать ее. Но работать со вспышкой еще сложней в церкви, нежели просто со светосильной оптикой. Это связано с тем, что само сооружение имеет довольно большую высоту, что не позволит использовать внешнюю вспышку на отражения от потолка, также отраженный свет будет иметь не самую приятную цветовую температуру в силу того, что в церкви потолки и стены расписаны иконами, картинами и фресками. Потому лучшим вариантом я считаю использования заполняющего света с карточной отражателем либо специальной рассеивающей насадкой. Рассеиватель поможет смягчить тени, но все же готовьтесь к тому, что фотографии будут в стиле «вспышка в лоб». Иногда можно обойтись и встроенной вспышкой с тем же результатом. В данной статье часть фотографий сделана на простенький 18-55 (мне нужен был широкий угол) и SB-900. Если разрешили пользоваться вспышкой, то чтобы получить резкие фотографии советую прикрыть диафрагму.

Важно! Обязательно узнайте, можно ли пользоваться вспышкой в церкви. Обычно запрет может налагаться в силу чувствительности старых икон и росписей стен к жесткому импульсному свету лампы вспышки. Для этого достаточно кого-то спросить из работников церкви, а еще лучше, подойти непосредственно к батюшке и попросить благословения на съемку и узнать, можно ли пользоваться вспышкой и куда можно и нельзя заходить. Не проигнорируйте данную рекомендацию, как показывает практика, большинство батюшек охотно дадут разрешения и укажут, где лучше стоять и куда нельзя заходить. Также не заходите за иконостас - это допустимо только для батюшки. Всю остальную информацию Вам расскажут на месте.

При фотографировании старайтесь не делать длинные серии по 10 кадров в секунду. В храме или церкви присутствует особая акустика, которая звуки затвора моментально усиливает и обрывает слова батюшки или другого религиозного работника. Можете сделать серию при пении хора. И само собой, старайтесь не бегать и прыгать при съемке в церки, громко разговаривать и т.д. - это элементарная культура.

По поводу дресскода - опрятный вид, лично я снимаю в джинсах и кроссовках, так как это удобно и практично.

Снимаем церковную атрибутику

Также не расстраивайтесь, если места в церкви мало и Вам доступно фотографировать только затылки молодой пары - это вполне нормально, хоть и теряется художественная часть фотографии. В силу своей церемонии, молодые долго стоят со свечами,разнообразия не много. В это время можно параллельно сделать несколько хороших кадров родителей и близких, которые переполнены чувств и храмовых интересных мест и вещей - подсвечники, росписи стен и т.д.

Таинство венчания

Отличные кадры в христианской церкви - это символическое связывания священником (батюшкой) рук молодых, большие красивые короны над головами молодых, движение молодых по амвону.

В этом году я с семьей путешествовал по Крыму, был во многих храмах и монастырях. Конечно, хотелось сделать фотографии на память, но почти всюду были свои запреты. В одном монастыре нельзя фотографироваться рядом со святынями, во многих храмах запрещена съемка во время богослужения. Оправдан ли этот запрет? Федор

Отвечает священник Игорь ПАЛКИН, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, фотограф:
-- В Деяниях апостолов рассказывается, как тень апостола Петра исцеляла больных, лежавших рядом с дорогой, по которой он шел. Тень -- это тоже фотография. Причем в самом прямом смысле -- рисунок, сделанный светом. Сегодня известны случаи мироточения иконочек, исполненных типографским способом. То есть в основе этих иконочек -- тоже фотография.

Поэтому святыни фотографировать, конечно, можно. Цель таких фотографий -- сохранить память о местах, где мы прикоснулись к благодати. И когда нам плохо или мы унываем, взгляд на эти снимки вполне может укрепить в нас веру или побудить к молитве.
Почему же во многих храмах и монастырях не разрешают фотографировать? На это есть несколько ответов. Храм -- место молитвы, и запрет на съемку во время богослужения указывает именно на это. Не очень-то хорошо своим хождением и вспышками мешать молиться нескольким десяткам человек. Даже если в храме всего один человек, его молитва дороже прекрасной фотовыставки.

Монастырь же -- не просто несколько храмов, но и место, где живут монахи -- люди, ушедшие из мира ради молитвы. Монастырь для них -- дом в самом прямом смысле. Наверное, мало кому понравится, если у него в квартире будут его фотографировать без разрешения? Поэтому лучше взять благословение на съемку. Правда, иногда благословение предлагают купить (мне лично предлагали). Вот это, уверен, недопустимо. Конечно, необходимо объяснять паломникам значение жертвы и побуждать к ней, но не заставлять. Об этом неоднократно на епархиальных собраниях говорил Святейший Патриарх.
Еще часто не разрешают фотографировать из соображений безопасности. Архиереи древних епархий и настоятели старых храмов не понаслышке знают о том, что кражам святынь часто предшествует их фотосъемка. Увы.

Что же делать, если у вас не получилось взять благословение у настоятеля или идет служба, а уже пора уходить? Зайдите в книжную лавку. Там почти всегда в продаже есть фотографии, открытки или книжки про это святое место. Причем фотографии в них сделаны профессионалами в разное время года и наверняка будут лучшего качества, чем вы сделаете сами за пять минут. Я, например, поступаю именно так. А если уж и в лавке ничего нет -- сложите все, что увидели, в своем сердце, а Господь за мирное сердце и смирение вполне вас утешит.




Запрещено ли снимать в церквях и монастырях [без благословления настоятеля, священника, и т.п.]?

Любая церковь --- это обычная общественная организация. Устанавливать какие-то правила поведения, обязательные для посторонних, она не может. Так называемые «внутренние установления» религиозных организаций, предусмотренные законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 15), не могут противоречить законодательству.


Кроме того, при оказании церковью услуг (крещение, отпевание, и.т.п.) применим закон «О защите прав потребителей», шестнадцатая статья которого запрещает устанавливать какие-либо ограничения, помимо тех, что установлены федеральным законом или постановлениями Правительства. (Это не относится к отсутствию чеков: церквям разрешено торговать без кассовых аппаратов). Большинство церковных услуг имеют все признаки так называемой «притворной сделки», то есть, такой сделки, которая совершена с целью прикрыть другую, настоящую. Как правило, возмездное оказание услуги маскируется под «пожертвование», которое потребитель должен сделать в пользу прихода, причем размеры таких «пожертвований» чаще всего строго определены.

К сожалению, на практике добиться соблюдения закона от священника православной церкви, скорее всего, будет нереально, даже с помощью жалоб в контрольные органы. Политика тотального «оцерковления» приводит к тому, что государство смотрит «сквозь пальцы» на это и другие нарушения законодательства служителями православного культа (такие, например, как торговля без лицензии алкоголем и ювелирными изделиями, а также несоблюдение закона «О защите прав потребителей» при торговле в церквях, замаскированной под «сбор пожертвований»).

Многие церкви и монастыри являются объектами культурного наследия, и ограничения на доступ к ним могут устанавливаться только по согласованию с соответствующим надзорным органом: этого требует закон «Об объектах культурного наследия...» (ст. 57). Статьей 7 указанного закона доступ к таким объектам гарантирован всем.

На практике церковная администрация часто это правило нарушает, устанавливая произвольные ограничения на доступ и обработку информации о таких объектах, к которым относится и запрет на съемку. К тому же, такой запрет может преследовать еще одну цель: затруднить фиксацию нарушений режима содержания памятников культуры (самовольный ремонт, разрушение, и т.п.)

Кроме того, недавно добавленная в закон статья 474, детально описывающая порядок доступа к объектам культурного наследия, содержит дополнительные послабления для религиозных организаций: определяя такие условия, им можно учитывать «требования к внешнему виду и поведению лиц, ... соответствующие внутренним установлениям религиозной организации». Требования эти не должны противоречить закону, а запрет на съемку ему противоречит. Но такое послабление неминуемо станет оправданием для многих незаконных ограничений на территории церквей (чаще всего церкви эти будут православными).

Возможны ситуации, когда снимать на территории религиозных учреждений действительно нельзя, но они определяются на основе законодательства, а не внутренних церковных правил. Например, в монашеские кельи вас, скорее всего, не пустят, ссылаясь на тайну частной жизни.

Делаются попытки объявить «тайной частной жизни» и сам факт молитвы в церкви, но критики они не выдерживают. Такую тайну может составлять само содержание молитвы, а содержание исповеди является «тайной исповеди». Но фотография или видеозапись таких сведений не содержат, а сам факт нахождения лица в общественном месте «тайной» быть не может. К тому же, большинство запретов исходят не от самих верующих, а от администрации церквей.

По материалам сайта antirao.ru

Учтите, что хотя закон может быть и на вашей стороне, но до его торжества хорошо бы ещё дожить, а эта информация не делает вас неуязвимым.

Продолжение следует.

На дверях многих православных храмов имеется знак, изображающий перечеркнутый фотоаппарат. Понятно, что это означает запрет на съемку внутри помещения. Но для чего необходимо такое правило? Почему в церкви нельзя фотографировать?

Уважение к другим

Большинство священников, отвечая на вопрос о цели запрета на фотосъемку, сходятся во мнении, что если подобное разрешить, то с рвением современных людей к фотографированию других и себя (так называемые селфи) в церквях начнется настоящий хаос. По мнению Константина Пархоменко, который сам служит в храме и занимается фотографией, даже один человек с камерой и вспышкой не слишком уместен во время богослужения. Щелчки, свет и передвижения фотографа могут помешать молиться другим прихожанам.

Священник Игорь Палкин, клирик храма мученицы Татианы при МГУ и тоже фотограф отметил, что молитва одного человека дороже самой прекрасной фотовыставки. Поэтому ради уважительного отношения к остальным верующим священнослужитель посоветовал просто приобрести открытки или книги с изображением храма в иконной лавке.

Вред для икон

Подобные правила обусловлены также вредом, который может нанести вспышка фотоаппарата старинным иконам и фрескам. Яркий свет способен причинить урон красочному слою росписей. Кстати, именно поэтому знаки с перечеркнутым фотоаппаратом имеются и на дверях многих музеев.

Архитектор Михаил Нелюбин считает, что съемка со вспышкой почти всегда негативно воздействует объект этой съемки, и краска действительно может пострадать «из-за внутренних химических реакций пигмента со световым излучением».

Предотвращение преступлений

Кроме того, священнослужители называют запрет на фотосъемку не иначе как необходимой мерой безопасности. И, как выясняется, не зря. К примеру, по словам того же Игоря Палкина, многие настоятели знают немало историй, когда кражам древних икон и других религиозных предметов предшествовал именно приход человека с фотоаппаратом. Это не значит, что именно фотограф и оказался тем самым вором. Иногда для того, чтобы привлечь преступников достаточно выставить снимки в социальных сетях.

Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, возможность сделать несколько кадров в помещении храма все-таки есть. Для этого священники рекомендуют обратиться за благословением к служителям данной церкви.



Поделиться