Муп торговли по какому закону работает. Преобразование унитарного предприятия

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

Рассмотрим систему отношений между МУП и 44-ФЗ, последние новости в которые внес закон № 174-ФЗ от 29.06.2018. Новый акт вернул унитарным предприятиям возможность осуществлять закупки товаров, работ и услуг по закону 223-ФЗ. Так в контрактной системе произошла отмена 44-ФЗ для МУПов с 2019 года, а также и отмена 44-ФЗ для ГУПов.

Причем это касается только тех заказов, которые проводят за счет собственных средств.

Причина нововведений — отсутствие экономического эффекта от деятельности таких заказчиков в контрактную систему в 2017 г. Поэтому на вопрос: отменят ли 44-ФЗ для МУПов — можно теперь дать положительный ответ. К тому же заказы, проводимые по таким правилам, имеют более длительные сроки, нежели аналогичные закупки госкомпаний. Это не всегда удобно для унитарных организаций как государственного, так и муниципального уровней.

Например, если ГУП или МУП оказывает (теплоснабжение, водоотведение и т. д.), то в случае аварии нельзя оперативно посчитать точный объем заказа. А также такие ситуации требуют срочной ликвидации, а значит, и оперативных закупок. Что практически невозможно для заказов в контрактной системе.

Ожидается, что отмена 44-ФЗ для унитарных предприятий 2019 должна повлиять на эффективность деятельности таких организаций.

Для деятельности по новым правилам, которые отменяют 44-ФЗ для МУП в 2019 году, предприятие до 01.10.2018 должно утвердить либо изменить и опубликовать в ЕИС и . В противном случае придется проводить заказы по старым нормам до конца 2019 г.

А чтобы перейти на закон 223-ФЗ с 01.01.2019, вышеуказанные документы необходимо подготовить до 31.12.2018. Таким образом вопрос о том, отменят ли 44-ФЗ для МУПов в 2019 году, отпадает сам собой.

ГУП и МУП нужно внести правки в существующие план и план-график — убрать из них те заказы, которые будут проведены по 223-ФЗ.

Кого не коснутся изменения

Однако не все предприятия смогут воспользоваться такими новшествами, как отмена 44-ФЗ для МУП. Под новые правила не попали заказы, которые финансируются за счет субсидий федерального бюджета с целью:

  1. Капитальных вложений в строительство капитальных объектов государственной собственности.
  2. в собственность государства.

Поэтому тот факт, что 44-ФЗ для ГУПов отменят в 2019 году, на такие закупки никак не повлияет.

Чем завершится реформа

Отмена 44-ФЗ для МУПов — это только начало перемен.

С 01.01.2019 будет введен запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме случаев, когда:

  1. Организация создана в соответствии с федеральным законом либо актами Президента и Правительства.
  2. Учредитель предприятия — федеральный орган исполнительной власти, который составляет и исполняет политику в сфере безопасности и обороны государства.
  3. Организация работает в сфере естественных монополий.

Деятельность существующих государственных и муниципальных унитарных компаний на соответствие вышеуказанным требованиям будет проверять ФАС. Эта же служба будет выдавать разрешения на создание новых организаций такого типа.

С 01.01.2017 вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). 1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" регулирует положения не только государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП), но также муниципальных и казенных предприятий. Будет ли с 2017 года на муниципальные и казенные предприятия распространяться Закон N 44-ФЗ, или он коснётся только МУП и ГУП? 2. Как известно, и план закупок, и план-график утверждаются и размещаются в единой информационной системе (ЕИС) в течение 10 дней со дня принятия решения о бюджете сельского поселения. Как это положение будет применяться к МУП? 3. В силу части 40 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31.12.2016 унитарные предприятия обязаны осуществлять планирование закупок на 2017 год. Однако согласно правилам нормирования МУП должны представить проект плана закупок на 2017-2019 годы главному распорядителю бюджетных средств до 01.08.2016. Кому необходимо представлять проект плана закупок и в какой срок? 4. Какая сделка подпадает под п. 2 части 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (приведите пример)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обоснование вывода:

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ), 1 января 2017 года государственные и муниципальное унитарные предприятия (далее также - унитарное предприятие) будут признаваться заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ и услуг (п. 3 ч. 1 ст. 1 , п. 7 ст. 3 , ч. 2.1 ст. 15 этого Закона в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года). Исключение составляют закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с правовым актом (положением о закупке), предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в единой информационной системе.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении порядка предоставления в 2017 году субсидий Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Петербургский метрополитен" и Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию городского электрического транспорта на увеличение уставного фонда


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________


В соответствии с , Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативно-правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" и Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Порядок предоставления в 2017 году субсидий Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Петербургский метрополитен" и Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию городского электрического транспорта на увеличение уставного фонда (далее - Порядок) согласно приложению.

2. Комитету по транспорту Санкт-Петербурга в двухмесячный срок утвердить:

форму заявки на предоставление субсидии в соответствии с Порядком (далее - субсидия);

перечень документов, прилагаемых к заявке на предоставление субсидии;

порядок представления и рассмотрения заявки на предоставление субсидии;

порядок принятия решения о предоставлении субсидии;

перечень документов, подтверждающих обязательства получателя субсидии по совершению платежей;

порядок, сроки и формы представления отчетности об использовании субсидии;

перечень направлений затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии;

сроки проведения Комитетом обязательных проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с Порядком.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Албина И.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

Приложение. Порядок предоставления в 2017 году субсидий Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Петербургский метрополитен" и Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию городского электрического транспорта на...

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 23 июня 2017 года N 524

Порядок предоставления в 2017 году субсидий Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Петербургский метрополитен" и Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию городского электрического транспорта на увеличение уставного фонда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления в 2017 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту (далее - Комитет) статьями расходов "Субсидия на увеличение уставного фонда ГУП "Петербургский метрополитен" (код целевой статьи 0530060770) и "Субсидия на увеличение уставного фонда ГУП "Горэлектротранс" (код целевой статьи 0540060820) в приложении 3 к Закону Санкт-Петербурга от 07.12.2016 N 699-113 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" , в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 552 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга" на 2015-2020 годы" (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе государственному унитарному предприятию "Петербургский метрополитен" (далее - ГУП "Петербургский метрополитен") и Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию городского электрического транспорта (далее - ГУП "Горэлектротранс") (далее - получатели субсидий).

3. Субсидии предоставляются в целях увеличения уставного фонда ГУП "Петербургский метрополитен" для финансового обеспечения затрат по приобретению (созданию, модернизации) объектов движимого имущества и в целях увеличения уставного фонда ГУП "Горэлектротранс" для финансового обеспечения затрат на приобретение, реконструкцию и модернизацию объектов движимого имущества соответствующим получателем субсидии.
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2017 года N 1040 .

4. Субсидии предоставляются получателям субсидий в пределах средств, предусмотренных на их предоставление Комитету Законом Санкт-Петербурга от 07.12.2016 N 699-113 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" .

5. За счет средств субсидий обеспечивается финансирование затрат на приобретение, создание, модернизацию объектов движимого имущества ГУП "Петербургский метрополитен" и затрат на приобретение, реконструкцию и модернизацию объектов движимого имущества СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - затраты). Перечень направлений затрат утверждается Комитетом.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2017 года N 1040 .

6. Предельные размеры субсидий определяются по следующим формулам:

где:

(_) предельный размер субсидии на увеличение уставного фонда ГУП "Петербургский метрополитен",

- затраты по i -мероприятию по приобретению (созданию, модернизации) объектов движимого имущества ГУП "Петербургский метрополитен",

- предельный размер субсидии на увеличение уставного фонда ГУП "Горэлектротранс",


- затраты по i - мероприятию на приобретение, реконструкцию и модернизацию объектов движимого имущества ГУП "Горэлектротранс".
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2017 года N 1040 .

Перечень мероприятий, затраты на проведение которых финансируются за счет средств субсидии, количество приобретаемых (создаваемых, модернизируемых) объектов движимого имущества ГУП "Петербургский метрополитен" и приобретаемых (реконструируемых, модернизируемых) объектов движимого имущества ГУП "Горэлектротранс" утверждается Комитетом в планах финансово-хозяйственной деятельности соответствующего получателя субсидии.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2017 года N 1040 .

7. Условиями предоставления субсидий являются:

7.1. Наличие заключенных договоров на приобретение (выполнение работ по созданию, модернизации) объектов движимого имущества (для ГУП "Петербургский метрополитен").

7.2. Наличие заключенных договоров на приобретение, реконструкцию и модернизацию объектов движимого имущества (для ГУП "Горэлектротранс").
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2017 года N 1040 .

7.3. Отсутствие у получателей субсидий задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.4. Документальное подтверждение затрат по приобретению, созданию, реконструкции и модернизации объектов движимого имущества.

7.5. Наличие согласия получателей субсидий на осуществление Комитетом и Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее - КГФК) обязательных проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий (далее - проверки).

7.6. Отсутствие иных ассигнований бюджета Санкт-Петербурга, выделяемых получателям субсидий на цели, предусмотренные в пункте 3 настоящего Порядка.

7.7. Отсутствие проведения в отношении получателей субсидий процедур реорганизации, ликвидации, ограничений на осуществление финансово-хозяйственной деятельности или банкротства.

7.8. Отсутствие у получателей субсидий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации при использовании денежных средств, предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга за период не менее одного календарного года, предшествующего году получения субсидий, по которым не исполнены требования Комитета или КГФК о возврате субсидий, и (или) вступило в силу постановление о назначении административного наказания.

7.9. Получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.

7.10. Отсутствие у получателей субсидий просроченной задолженности по возврату в бюджет Санкт-Петербурга субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами и иной просроченной задолженности перед бюджетом Санкт-Петербурга.

7.11. Отсутствие информации о получателях субсидий в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

7.12. Неприобретение получателями субсидий за счет средств субсидий иностранной валюты.

7.13. Согласие на возврат получателем субсидии в бюджет Санкт-Петербурга остатка субсидии, не использованного в срок, установленный соглашением о предоставлении субсидии (далее - соглашение), в срок и порядке, которые установлены соглашением.

7.14. Получатели субсидий должны соответствовать требованиям, предусмотренным в пунктах 7.3, 7.6, 7.7, 7.9 и 7.10 настоящего Порядка, на 1 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашений о предоставлении субсидии.

8. Для получения субсидий получатель субсидии представляет в Комитет заявку на предоставление субсидии (далее - заявка) с приложением необходимых для предоставления субсидии документов. Форма заявки и перечень необходимых для предоставления субсидии документов, прилагаемых к заявке, утверждаются Комитетом (далее - перечень документов).

9. Порядок и сроки рассмотрения заявки и документов, предоставленных в Комитет для получения субсидии:

9.1. Комитет не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявки в Комитет, осуществляет регистрацию заявки в журнале учета заявок.

9.2. Комитет в течение пяти рабочих дней после регистрации заявки в Комитете:

проверяет заявку на соответствие установленной Комитетом форме заявки;

рассматривает документы, прилагаемые к заявке, на соответствие установленному Комитетом перечню документов, и действующему законодательству.

9.3. По истечении срока, указанного в пункте 9.2 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней готовит заключение.

9.4. Решение о предоставлении субсидии принимается Комитетом на основании заключения и в течение трех рабочих дней оформляется распоряжением Комитета, в котором указываются получатель субсидии и предельный размер предоставляемой субсидии.

10. Комитет принимает решение об отказе в предоставлении субсидий в случаях:

несоответствия представленных получателем субсидии документов, прилагаемых к заявке, условиям предоставления субсидий, перечню документов и требованиям, определенным Комитетом, или непредставления, представления в неполном объеме указанных документов;

недостоверности представленной получателем субсидии информации.

11. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, составленного в соответствии с типовой формой, разработанной Комитетом финансов Санкт-Петербурга.

12. Перечисление субсидий получателям субсидий осуществляется в порядке и в сроки, определенные в соглашении, по результатам рассмотрения представленных получателями субсидий документов, подтверждающих обязательства получателей субсидий по совершению платежей, в рамках исполнения договоров, указанных в пунктах 7.1 и 7.2 настоящего Порядка. Перечень указанных документов утверждается Комитетом.

Размер перечисляемой части субсидии определяется в соответствии с размером затрат, подтвержденных документами, подтверждающими обязательства получателя субсидии по совершению платежей, представленными получателем субсидии, с учетом пунктов 4 и 6 настоящего Порядка.

Формы, порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии утверждаются Комитетом.

Перечисление субсидий осуществляется на расчетный счет, открытый получателем субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, установленный в соглашении.

13. Комитет в установленный им срок осуществляет проверку, по результатам которой составляет акт проведения проверки (далее - акт).

Копия акта в течение трех рабочих дней после его подписания направляется Комитетом в КГФК.

14. В случае выявления при проведении проверок нарушений получателем субсидии условий ее предоставления Комитет одновременно с подписанием акта направляет получателю субсидии уведомление о нарушении условий предоставления субсидии (далее - уведомление), в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателем субсидии.

Копия уведомления в течение трех рабочих дней после его подписания направляется Комитетом в КГФК.

15. В случае, если нарушения в установленные в уведомлении сроки не устранены, Комитет в течение трех рабочих дней со дня истечения указанных сроков принимает решение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидии, полученной получателем субсидии, в форме распоряжения и направляет копию указанного распоряжения получателю субсидии и в КГФК вместе с требованием, в котором предусматриваются:

подлежащая возврату в бюджет Санкт-Петербурга сумма денежных средств, а также сроки ее возврата;

код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидии.

16. Получатель субсидии обязан осуществить возврат субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пункте 15 настоящего Порядка.

17. Проверка и реализация ее результатов проводятся КГФК в рамках осуществления им полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

18. Не использованный в установленный соглашением срок остаток субсидии подлежит возврату получателем субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в срок, установленный соглашением.

Возврат неиспользованного остатка субсидии осуществляется получателем субсидии в бюджет Санкт-Петербурга по коду бюджетной классификации, указанному в уведомлении о возврате субсидии, направленном Комитетом в адрес получателя субсидии.

19. В случае, если средства субсидии не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателем субсидии в сроки, установленные в пунктах 16 и 18 настоящего Порядка, Комитет в течение 15 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных в пунктах 16 и 18 настоящего Порядка, направляет в суд исковое заявление о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.

Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Уважаемые коллеги, в данном обзоре рассмотрим такой болезненный для всех унитарных предприятий вопрос, как необходимость и особенности их перехода с нового года на Закон о контрактной системе (далее – 44-ФЗ). И, хотя формально переход произойдет только с 1 января, огромный объем подготовительной работы необходимо активно проводить уже сейчас, чтобы после новогодних праздников не остаться без необходимых запасов продукции для осуществления текущей


Итак, рассмотрим правовую основу данных изменений.
Обязанность для государственных и муниципальных унитарных предприятий с 1 января 2017 года осуществлять закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ установил Федеральный закон от 03.07.2016 г. №321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц». Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – 161-ФЗ), в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие). Таким образом, абсолютно все унитарные предприятия с 01.01.2017 г. исключаются из числа заказчиков Федерального закона № 223-ФЗ (далее
– 223-ФЗ). При этом для них остается 2 основания , по которым они будут вправе проводить закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ при наличии размещенного до конца этого года в ЕИС Положения о закупке :
а) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями,
субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но, прежде чем брать на себя повышенные обязательства, давайте посмотрим, какие возможности предоставляет наше законодательство, чтобы по-прежнему остаться в сфере действия намного более лояльного 223 закона.


  • Согласно статье 34 закона 161-ФЗ, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение . Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию .

Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов. Напомним, что в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. То есть преобразование ГУПа или МУПа до конца этого года в автономное или, в крайнем случае, в бюджетное учреждение намного упростит его жизнь как минимум в следующем году. Загадывать на более долгий срок смысла нет, так как в закупках все очень стремительно меняется.


  • В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", унитарное предприятия может быть также преобразовано

в акционерное общество – если размер уставного капитала равен или превышает 100 тыс. руб.


в общество с ограниченной ответственностью – если один из таких показателей деятельности, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов малого предпринимательства, или если размер уставного капитала создаваемого общества меньше 100 тыс. руб. Если же вам не удастся пролоббировать один из указанных выше вариантов преобразования вашего ГУПа или МУПа в другую организационно-правовую форму, то в соответствии с 321-ФЗ вам будет необходимо до конца 2016 года выполнить ряд обязательных шагов, чтобы с утра 1 января начать работать и проводить закупки по 44-ФЗ, а именно:


  • Получить ключ усиленной электронной подписи в Казначействе;

  • Пройти регистрацию или перерегистрацию в ЕИС в соответствии с Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 27н;

  • Провести обучение сотрудников:

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч.6 ст.38 закона 44-ФЗ); Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч.5 ст.39 закона 44-ФЗ).


  • Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 закона 44-ФЗ если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) не превышает 100 млн. руб., заказчик создает контрактную службу или назначает контрактного управляющего;

если СГОЗ превышает 100 млн. руб., заказчик создает контрактную службу.


  • Создать комиссию по осуществлению закупок

  • Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями 44-ФЗ

План закупок формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана (программы) их финансово-хозяйственной деятельности


  • Если унитарное предприятие хочет осуществлять в 2017 году по предусмотренным 44-ФЗ основаниям закупки в соответствии с 223-ФЗ, то ему необходимо до 31 декабря 2016 года утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке в отношении закупок, предусмотренных частью 2.1 статьи 15 закона 44-ФЗ.



Поделиться