Музей военной техники НТЦ ВАЗа (г. Тольятти)

Шла она морем, шла она сушей. Преодолела реки и озера, магистрали и даже сточный канал. В общем, ровно 10 лет назад в Тольятти прибыла подводная лодка, чтобы занять место в Техническом музее ВАЗа - самом крупном в Европе музее под открытым небом.

История ее транспортировки удивительная. 2 года ушло на то, чтобы "пригнать" субмарину в Тольятти. Переправляли ее из славного города Кронштадт, где нашу подводную лодку Б-307 застал приказ об "отставке". Однако вместо того, чтобы отправиться в утиль, лодка отправилась в Технический музей: руководство АВТОВАЗа обратилось к командованию ВМФ с просьбой передать ее в Тольятти в качестве экспоната.

Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Чтобы провести ее по водам страны, по бортам лодки установили пять пар понтонов. Два буксира т ащили ее через Ладожское, Онежское и Белое озера, через шлюзы Волги. Всего субмарина преодолела 2 200 км. После чего началось, возможно, самое сложное - доставить 2200-тонную "малютку" в музей, который, на секундочку, стоит не на берегу Волги. Соорудили специальный настил (так называемые "лыжи"), на который лодка была установлена. Буксировали по суше с помощью больших артиллерийских тягачей и эвакуаротов танков. Но прежде, чтобы вытащить лодку на берег и поставить ее на "лыжи", потребовалась углубить дно Волги и "срезать" уклон береговой зоны. На своем пути лодка преодолела дорожную магистраль и канал сточных вод.

Наконец, 22 апреля в 15.20 субмарина по имени "Б-307" встала на свое нынешнее место в Техническом музее ВАЗа. Под катом я разместила фотографии, иллюстрирующие историю непростого пути лодки из Кронштадта в тольяттинский музей. Фото предоставил сам музей. Они в небольшом разрешении, но на это стоит посмотреть.




Понтоны по бокам для нужной усадки

Одна субмарина, два буксира

Сооружают настил



Изначально на лодку были большие планы. Предполагалось привести ее в порядок, чтобы водить внутри нее экскурсии. Увы, до сих пор этого пока так и не случилось. Но надежда есть. В настоящее время готовится проект развития Технического музея (сегодня он называется Парковым комплексом). По предварительной информации, развитие затронет и подводную лодку. Директор музея Дмитрий Никитин в конце прошлого года говорил, что открытие субмарины для посещений является первоочередным проектом. При этом в ней предполагается открыть небольшой кинотеатр для показа образовательных фильмов и учебный класс для юный моряков.П

Перебирая старые фотографии, нашел историю прибытия в наш город подводной лодки Б-307. 23 ноября 2003 года этот экспонат Технического музея АВТОВАЗа без лишнего шума прибыл в речной порт Комсомольского района.
(автор всех фото этого поста - Артем Долгов)

Выпущенная в 1979 году на горьковском судостроительном заводе и отслужившая морякам 20 лет, была списана и в 2001 году оформлена как музейный экспонат. Железная громадина преодолела долгий путь от Кронштадта до Тольятти и стала жемчужиной музейной коллекции. Россиянам эта субмарина стала известна задолго до появления ее в музее ВАЗа, ведь в 1998 году, она участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».

Лодка проекта 641Б "Сом" (в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307. В настоящее время - экспонат в Техническом музее ВАЗа. Русские дизель-электрические подводные лодки типа "Tango" строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин типа "Foxtrot". Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.

Длина судна - 91 метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.

Подводные лодки проекта 641Б предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от субмарин противника.

В пути от Кронштадта до Тольятти предстояло пройти 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. И это при том, что ширина самой лодки вместе с понтонами составила 15 с лишним метров. Восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге таили свои опасности, на Онеге метеослужбы прогнозировали сильный шторм. Тем не менее все прошло на удивление легко. Онежский шторм переждали, питерские мосты прошли всего за одну ночь, шлюзы не пострадали, лодка не повреждена.

Понтоны, поддерживающие лодку, сильно замедляли движение. Два буксира очень медленно, с огромным трудом заводили субмарину в порт.

Мы люди отзывчивые, всегда готовые помочь хорошему делу. Поэтому, засучив рукава, взялись за трос. И выдернули репку... тьфу, ты - потянули лодку))).

Сейчас в музее лодка выглядит более импозантно. Но в этих потертостях и ржавчине чувствовалась какая-то правда, реальность жизни. Так и хотелось представить, что лодка возвращается из трудного похода с победой.

Поначалу создалось впечатление, что лодку пришвартуют прямо к пассажирскому причалу, где все горожане смогут на нее посмотреть (совершенно бесплатно, между прочим). Но оказалось, что капитан первого буксира решил заранее начать разворот, не доходя до грузовой части гавани. Да еще и поворачивать решил вдоль пассажирской стенки.


Тольятти, Технический музей ОАО "АвтоВАЗ". Здесь в качестве экспоната находится "Б-307" - самая большая дизельная подводная лодка ВМФ России. Габариты впечатляют: длина - 91 метр, высота - 14 метров, вес - 2 000 тонн. Установили субмарину 22 апреля 2005 года.



"Б-307" заложили на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком в начале марта 1980 года, а уже 30-го сентября спустили на воду. 30 декабря был подписан акт приема, лодка вступила в строй и началась боевая служба: Баренцево море, Средиземное, Атлантика и снова Северный флот. Свой боевой путь субмарина закончила в 2001 году в Кронштадте.


После списания она была выкуплена Волжским автозаводом. Интересно, что моряки сначала хотели подарить лодку музею, но вмешались федеральные власти - благородный порыв флота был расценен как разбазаривание гос. имущества. В итоге АвтоВАЗ купил подлодку за 768 тысяч рублей. Аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась в 48 миллионов рублей.


При передаче лодки военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как запчасти для аналогичных субмарин: сняли перископы, средства радиосвязи, пульты управления.


Субмарина технического музея АвтоВАЗа транспортировали из Кронштадта в Тольятти целиком по решению заводского руководства. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, а потом, доставив, на месте сваривали и окрашивали.

Подготовка подводного корабля к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Были выполнены работы для обеспечения непотопляемости, выгружен балласт и установлено 8 понтонов для обеспечения необходимой осадки. 3 ноября 2003 года подводная лодка "Б-307" с помощью двух толкачей отправилась из Кронштадта в Тольятти. Длина пути составила 2246 км. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.

ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК. Фото с rechflot-63

В порту Тольятти. Фото с rechflot-63

До весны следующего года лодка зимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Уплыть далеко не дали - с помощью речных буксиров ПЛ вернули на место стоянки. Дальше начинался самый сложный этап - вывод подводной лодки из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.

Выход на берег. Фото с rechflot-63

После того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали и вывезли весь цветной металл, до которого смогли дотянуться.

2004 год. фото отсюда

Чуть больше года занял путь от Волги до места последней стоянки на территории музея. 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка "Б-307" была установлена на специально подготовленное основание на территории Технического музея ОАО "АвтоВАЗ". В июне 2016 года, внутрь ПЛ начали водить экскурсии.

Интересный факт: В 1998 году эта лодка участвовала в съёмках фильма "Особенности национальной рыбалки" в роли мини-субмарины. Именно в её баки егерь Кузьмич выливает контрабандную водку.

Слух об этом быстро разлетелся по городу, но увидеть субмарину мало кому удавалось. Поначалу её прятали у причальной стенки грузового порта, затем она была отбуксирована вверх по течению и была пришвартована у безлюдного берега.

К месту швартовки никого не подпускали. Даже, когда в начале года в город приехала съёмочная группа программы "Человек и закон" и попыталась снять лодку, "весёлые" ребята из охраны не дали этого сделать и проводили журналистов до самого трапа самолёта.

Интересно какие секреты хранит в себе этот "монстр"?

Скоро стало известно, что лодка прибыла с Балтийского моря, где проходила службу и была списана. Затем субмарину выкупил ЛОГОВАЗ для "Музея техники ВАЗа". А последняя швартовка обусловлена тем, что от берега до самого музея прорыта дорога и по ней, её волоком доставят в музей.

Снега ждали всю зиму, но достаточного количества так и не нападало. И вот 3-го апреля субмарина, была отнесена от берега на расстояние более километра. Через несколько часов она оказалась зажата льдом и медленно дрейфовала по направлению к ГЭС.

На помощь "беглянке" было направлено два буксира - Шлюзовой-4 и Рейдовый-3. Медленно проходя через лед толщиной 25-40 см, буксиры смогли добраться до субмарины. Вслед за ними был направлен буксир ледокольного типа "Капитан Соловьев", который был задействован в транспортировке "Сома", как классифицируют лодку у нас, (TANGO - в классификации НАТО). Вот и "станцевал" наш "Сом" "танго" во льдах!

Лодку, освобожденную из ледяного плена, отбуксировали в речной порт. Попытавшись узнать судьбу "экспоната" пришлось повозиться с сообщениями в прессе (ведь факт буксировки такой махины по мирной российской территории не должен был остаться незамеченным). И вот удача - сообщение НТВ из Ст.Петербурга:

Неву в центре Санкт-Петербурга очищают от мазута

04.11.2003 15:23

Чрезвычайное происшествие в Санкт-Петербурге. В Неву попало дизельное топливо. Авария произошла при буксировке через Северную столицу списанной подводной лодки. Сейчас предпринимаются попытки удалить нефтяное пятно с поверхности реки, сообщает телекомпания НТВ. Обычно буксировку в акваторию Невы субмарины никто не анонсирует. Нынешняя стала известна благодаря нештатной ситуации - вылитого в него небольшого количества дизельного топлива.

Специалисты по очистке еще накануне определили, что источником загрязнения стала некая подлодка. Субмарина в центре города столкнулась с подводным препятствием. Как удалось выяснить из разных источников, подводный корабль "Б-307" построен более 20 лет назад. Служил в составе Балтийского флота, сейчас принадлежит ЛОГОВАЗу. Подлодку должны были отбуксировать в Тольятти...

Пока не сообщается, для каких целей ЛОГОВАЗ приобрел субмарину. Известно, что в мире именно лодки проекта "641" чрезвычайно популярны в качестве музейных экспонатов, правда, используют их и как развлекательные центры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оказывается наша "беглянка" ещё в начале своего пути успела немало "насолить" своим провожатым. Никак не хотелось уходить ей на заслуженный отдых.

Так что же это за лодка!!?

Продолжительные поиски всё же увенчались успехом.

Наша лодка - это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

проект 641Б "Сом"(в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307

Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный

Глубина погружения, м рабочая - 240 предельная - 300

Автономность, сут - 80

Дальность плавания, мили подводная-450, при РДП -14000

Экипаж (в т ч офицеров), чел -78(17)

Энергетическая установка тип - ДЭУ, кол-во (тип) х N ДД, л с - 3 (2Д42) х 1900

Аккумуляторная установка кол-во групп (тип) АБ х элем в гр - 4 (60СУ) х 112

Скорость хода наибольшая, уз надводная - 13.0, подводная - 15.0

Вооружение торпедное: кол-во х калибр НТА, мм - 6 х 533, боезапас (тип) торпед - 24 (ТЭСТ-71М и 53-65М или 53-65К), ПУГС - "Ленинград"

Радиоэлектронное: БИУС -"Узел", НК - "Мост-641Б", РЛК - "Каскад", ГАК - "Рубикон", СОРС -МРГТ-25.

Подводные лодки проекта 641Б строились в период с 1972 по 1982 год и предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от ПЛ противника.

Они несли боевую вахту в различных районах мирового океана. В период с 1973 г по 1982 г. ВМФ СССР передали 18 кораблей пр 641Б. Все они были построены на ССЗ "Красное Сормово" в г. Горьком. Из боевого состава флота ПЛ были выведены до 2001 года, в основном, в 1995-1996 гг.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Весной 2004 года начался подъём субмарины на берег. Была окончательно расчищена и подготовлена дорога к месту будущей стоянки. Благодаря усилиям сотен людей лодка, наконец, встала к своему "последнему причалу".

И ещё один интересный факт из жизни "нашей" ПЛ. Оказывается на ней проходили съёмки фильма "Особенности национальной рыбалки". И исполняла она роль сверхмалой секретной подводной лодки, которую"поили" водкой Кузьмич с Лёвой.

Сейчас лодка занимает самое почётное место в музее техники ОАО АвтоВАЗ. Хочется сказать огромное спасибо всем тем людям, кто "затеял" столь грандиозный прект, тем, кто принимал участие в подготовке лодки к транспортировке и экспонированию в музее, и всем тем, кто поддерживает её (да и все экспонаты) в великолепном состоянии! Можно гордиться людьми, которые вкладывают душу, силы и средства в память о нашем прошлом! Достойном прошлом!

В музее Тольятти появится гигантский экспонат.
Сергей ИШКОВ, Самара

Уже следующим летом жители Самарской области смогут увидеть в Техническом музее
"АвтоВАЗа" новый экспонат. Это подводная лодка Б-307 (проект 641), самая
большая дизельная подлодка в составе ВМФ РФ. Уникальность музейного экземпляра
в том, что в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями,
тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не
разрезая судно на части.

Б-307 была построена на горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего
таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. Длина судна - 91
метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном
плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24
торпеды.

Руководство Тольяттинского технического музея еще в 1998 году просило
командование Балтийского флота продать какую-нибудь списанную подлодку. Как раз
в это время готовилась к списанию Б-307, около 20 лет прослужившая морякам
верой и правдой. В 2001 году субмарина была оформлена, как музейный экспонат.

..
Перед перегоном лодку освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в
354 тонны и "посадили" на понтоны. Hа этих понтонах, прикрепленных к лодке с
обеих сторон, два буксира и доставили субмарину в Тольятти. Hа перегон из
Санкт-Петербурга в Автоград ушел месяц. В конце ноября 2003 года будущий
экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в
поселок Приморский, где для Б-307 был специально сооружен причал.

Сейчас субмарину вытаскивают из воды на сушу. Это очень сложная операция, к
которой готовились целый год. Тольяттинские инженеры специально ездили в
Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для
ремонта. В настоящий момент Б-307 показалась из воды уже на треть.

После того как субмарину полностью извлекут на сушу, ее по специально
расчищенной дороге длиной 4, 5 километра потянут в музей. Делать это его
сотрудники намереваются по льду, поэтому транспортировка подлодки к месту будет
возможна только в конце января начале февраля, когда грянут настоящие морозы.
Тогда-то Б-307 и покатится по ледяной трассе прямо к отведенной для нее
музейной площадке.

Hадо сказать, что до сих пор самым большим экспонатом в техническом музее
являлся бомбардировщик Ту-16. Hо, когда установят субмарину, по сравнению с
гигантской подлодкой бомбардировщик покажется просто игрушкой.

Сотрудники Технического музея уверены, что прийти посмотреть на настоящую
подводную лодку захотят тысячи людей. Тем более что именно эта субмарина в 1998
году участвовала в съемках всенародно любимого фильма "Особенности национальной
рыбалки".

..
6 декабря 2004 г.
Русский курьер



Поделиться