На чьих ошибках учатся. Можно ли учиться на чужих ошибках, вместо того чтобы совершать свои

Фразу: «Все, я так больше делать не стану!» мы говорим себе постоянно. И, конечно, снова и снова повторяем одни и те же ошибки, и в школе, и в университете, и на работе, и в семье. При этом мы свято продолжаем верить, что учимся на собственных ошибках.

Помимо всего, нас буквально завораживают успехи других. Мы считаем, что в состоянии извлечь из этих успехов для себя какие-либо уроки. Мы с удовольствием платим немалые деньги за книги, семинары, мастер-классы тех, чей самый большой успех заключается в умении продавать себя в качестве образцов успеха . То, что от их супер рецептов мало проку, нас совсем не останавливает.

Если Вы сейчас узнали в чем-то себя, то полагаю, что с этим надо покончить. Большинство психологов утверждают: единственный способ научиться быт ь успешным -это почаще вспоминать о собственных успехах . Когда мы достигаем так или иначе некоей поставленной перед собой цели , данная модель поведения закрепляется или иными словами «заучивается». Если успех приходит более или менее регулярно, скорость такого «заучивания» увеличивается.

С другой стороны, разве жизнь не напоминает гольф в том смысле, что состоит в основном из неудач? Разве мы не промахиваемся гораздо чаще, чем попадаем в цель? Все правильно, но это вовсе не означает, что мы учимся на своих ошибках в большей степени, чем игрок, промазавший по мячу.

Промахи в нашей жизни были, есть и будут случаться постоянно. Неудачи очень важны для нас. Нам просто необходимо ошибаться. Если мы не ошибаемся, то у нас нет шансов оценить свои истинные возможности. Например, лыжники, которые никогда не падают, ездят на лыжах не в полную силу. Тем не менее из этого вовсе не следует, что наши ошибки чему-либо нас учат.

Когда мы учимся на своих успехах , то напоминаем человека, пребывающего в отличной физической форме, для которого все складывается удачно. Для него нет ничего невозможного, его стимулируют собственные достижения. Совершая несколько правильных действий подряд, мы обретаем силы и уверенность в себе и далее продолжаем двигаться в том же направлении. В результате мы достигаем еще большего успеха . И, наоборот, ряд неудач деморализует нас. Таким образом, мы учимся на своих успехах , а не на своих ошибках.

Рассмотрим теперь убеждение, что известие об успехах других людей стимулируют нас. Но, хотите верьте, хотите нет, но ничто так не придает уверенности в себе и вдохновляет, как чужие ляпы и ошибки. Особенно, когда ошибается человек опытный. Но, есть более веские основания учиться на чужих ошибках, чем мысль о том, что супер профессионалы тоже ошибаются. Все дело в нашей чисто человеческой склонности сопереживать не тем, кто достиг успех а, а неудачникам. Именно так мы и накапливаем опыт.

Известный американский психолог Карл Роджерс признавался, что часто не знал, о чем говорить с людьми, пока те не начнут говорить о своих проблемах. Я могу откровенно сказать, что то же самое в какой-то степени верно и в отношении меня самой. К тем, кто делился со мной неудачами, я относилась намного лучше, чем к тем, кто рассказывал об успехах .

Думаю, что это явление можно отнести ко всем людям вообще. Очень немногие из нас способны искренне воспринимать чьи-то успехи , в отличие от чужих неудач. По всей видимости сопереживая чужим неудачам мы получаем что-то полезное для нас. И дело не в том, что мы хотим, чтобы другие люди страдали, а в том, что нам гораздо легче найти общий язык с неудачником, а не со счастливцем.

Вот в чем заключается феномен того, что сплетни объединяют людей. Мы всеми путями пытаемся уменьшить их значение, но тем не менее именно они сильнее всего связывают людей. О чужих успехах люди сплетничают редко, гораздо чаще обсуждают чужие неудачи. Поэтому мы и учимся в основном не на своих ошибках, а ошибках чужих людей.

А что Вы думаете по этому поводу? Оставляйте свои комментарии.

http://www.cosmo.ru/psychology/psychology/pochemu-my-ne-uchimsya-na-oshibkah/

Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других - изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.

Первая называется «негативом, связанным с ошибкой» (error-related negativity - ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как «позитивность ошибки» (error positivity - PE), происходит где-то между 100−500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых - более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.

В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа - с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения.

Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же время, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие.

Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», - говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках «Быть неправым».

Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз наступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа - в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя «хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, - объясняет психолог. - Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне «нормы», вызывает массу эмоций - от беспомощности до гнева».

Мы часто говорим, что боимся ошибиться! Чтобы делать меньше «промахов» в жизни, не стоит торопить события. Помните поговорку, поспешишь - людей насмешишь, она правда работает! А также, стоит уповать не только на свой жизненный опыт!

Родители

Проблема отцов и детей стара, как мир. Молодые люди признаются, что порой им легче обратиться за помощью к своим сверстникам, нежели к родителям, мол, первые намного лучше понимают их. Но давайте признаемся честно, редко какой родитель пожелает несчастье своему ребенку. Даже если мы склонны так думать, это мнение априори можно считать ошибочным. Родители способны понять и принять любую ситуацию, они могут в целях воспитания (даже если ребенку за 30 лет) пожурить, но все равно помогут найти выход из ситуации. К тому же, на их ошибках стоит учиться. Часто они нам желают: Я хочу, чтобы ты жил лучше, чем мы с папой! Примите эти слова как руководство к действию. У вас есть наглядный пример, что делать, чтобы не идти по пути своих родителей. Даже если вы считаете, что они неправильно вас воспитывали, у вас есть шанс не делать то же самое со своими детьми.

Бабушки и дедушки

Часто мы считаем, что бабушки и дедушки отстали от современной жизни, мол, их молодость прошла под баян и поэтому им не понять, как можно танцевать под электронную музыку всю ночь напролет. Но согласитесь, жизненные истины во все времена остаются неизменными. К тому же, они могут научить и рассказать то, что в книгах не напишут. Ведь согласитесь, самые вкусные пирожки получаются только у бабушки и вряд ли микроволновая печь способна с этим справиться!

Дважды на грабли

Сложно найти человека, который с уверенностью может сказать, что он не наступал дважды на одни грабли. Порой нам мало одного раза, чтобы понять, хочется повторить попытку. Отсюда одна из любимых фраз: Я дать ему (себе) еще один шанс! Причиной всему - вера! Мы спотыкаемся, но продолжаем верить в то, что это больше с нами не произойдет, даже если мы решим пойти по тому же пути, и это неверно!

Чтобы не совершать ошибки, учитесь на своей первой оплошности, делайте объективные выводы, и вы не будете тратить время на повторные. Помните, поговорка «повторение - мать учения» в этом случае не работает!

Наличие ошибок – непременное условие для получения жизненного опыта, без которого человек никогда не повзрослеет и не сможет развиваться, ведь без учета своих неудач, поражений и неправильных поступков он не исправится и не станет лучше. Нравится нам или нет, шишки, ссадины и шрамы – закономерности бытия, согласно которым существует цивилизация. Конечно, приятно учиться на чужих ошибках, чтобы уберечь себя от их последствий. Но всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих? Будет ли это так же эффективно?

Выдающиеся писатели и мыслители на протяжении всего исторического процесса задумывались над этой темой так же, как и я сегодня задумываюсь над этим письменным столом. Мне вспоминается роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», где главный герой Григорий Мелихов, пережив многочисленные потрясения и боевые походы под разными знаменами, наконец, осознает, что война, на чьей бы стороне она не была, это гибель ни в чем неповинных людей и опустошение земель. Он начинает свой жизненный путь, не задумываясь о сущности ратных подвигов. Молодой казак – отличный боец и, что называется, в рубашке родился. Он отлично видел, как война калечит его односельчан нравственно и духовно, но ему нужен был собственный опыт, чтобы понять это. Без него он не нашел бы правды, которую искал. На чужих ошибках такие вещи не осознать.

Михаил Булгаков тоже коснулся этой темы в своем романе «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат, один из самых сложных его героев, совершает фатальную ошибку, которая определила ход мировой истории в последующие столетия. Он отдал распоряжение о казни проповедника Иешуа, понимая, что руки его будут запятнаны кровью невинного человека. За это решение Пилат понес суровую кару, ожидая прощения и терзаясь муками совести не одну тысячу дней. Какой урок вынес римский чиновник? Свою роковую ошибку он точно исправить не смог, да и случаев ему больше не представится. Нет, его опыт не был столь поверхностным и буквальным, это не мораль в басне. Герой осознал, что он — не бог, и не может выносить приговоры, где решается вопрос жизни и смерти. Его власть – всего лишь земная. Но он, похоже, единственный владыка, который понял свое бесправие и принял его. Это прозрение можно почувствовать лишь ценой опыта, ведь иные власть имущие умирают, так и не узнав истину. Взамен иллюзии они отдали душевный покой и независимость. Пилат, в отличие от них, пережив испытания, стал свободным. Чужие ошибки не помогли бы ему это сделать.

Таким образом, я делаю вывод, опираясь на опыт великих русских писателей, что чужие ошибки не всегда могут нам помочь. Свой опыт гораздо полезнее, ведь чужой мы можем истолковать неправильно, так как не знаем того, что знает этот человек. Кроме того, кардинальные изменения могут совершить в нас только собственные выводы и уроки, которые мы получили.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Человек учится на ошибках» — каждому из нас хорошо известна это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этой пословице? Ведь это действительно очень верно сказано. К сожалению, мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

Поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а его жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать. Но еще говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих.

И это действительно так. Зачем делать те же жизненные ошибки и попадать в те же неприятные жизненные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть умным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае — это опыт других людей, которые прошли гораздо длинный жизненный путь. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.

Однако по этому поводу можно и поспорить, поскольку существует еще одна пословица, приобретенное жизненным опытом многих поколений людей. «Не взаймы у соседа ума» — говорит эта пословица. Это значит, что не надо полагаться на опыт и знания других, не надо слушать, что тебе советуют другие, а лучше всего надо жить своим умом и проверять все на собственном опыте. Поэтому есть немало исторических и жизненных примеров. Интересный, например, тот факт, что еще Аристотель написал в одном из своих трудов, что у мухи восемь ног. На это опиралась научная среда всего мира и это заявление не подвергалась сомнению вплоть до начала XIX века.

Хотя казалось бы, чего уж проще — поймать муху и посчитать количество ее ног, чтобы убедиться в верности утверждения Аристотеля. Но это никому даже в голову не пришло, потому что все полагались на непревзойденный авторитет великого ученого. Видимо, так считали и дальше, если бы не один итальянский естествоиспытатель, которому, видимо, никогда не приходилось читать труды Аристотеля. Он взял и перечислил количество ног у мухи — их оказалось шесть!

Вот так и в обычной жизни мы достаточно часто полагаемся на то, что слышим от других, а проверить все самому — нет никаких трудностей. И задумываемся над тем, что можно было бы все сделать по собственному согласию лишь тогда, когда сожалеем, что сделали все неправильно, положившись на советы других.



Поделиться