Назначение и история социально-психологического тренинга. Основные стадии развития тренинговой группы

Комментарий: Насколько я смогла разобраться, к методам воздействия в социальной психологии относят групповую дискуссию (как метод принятия групповых решений, к ней же относится и мозговой штурм), игровые методы и социально-психологический тренинг. Причем, в тренинге, очевидно, применяется и групповая дискуссия (но уже как обсуждение), и различные игровые упражнения. Надо сказать, что какой-то единодушной классификации этого всего не существует, каждый автор волен в интерпретациях, в этом варианте ответа я в основном опиралась на структуру курса Прихидько и лекции, слайды Гулевич (что касается групповой дискуссии и мозгового штурма). На экзамене могут начать спрашивать про цели и задачи каждого метода, про специфику и прочее, обратите на это внимание и подумайте над этим на досуге). Кроме того, как сказала Белинская, к методам воздействия можно отнести всю массовую коммуникацию, но это я уже не стала писать, смотрите соответствующие вопросы.

План ответа

    Групповая дискуссия.

    Игровые методы.

    Социально-психологический тренинг (СПТ).

3.1. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

3.2. Понятие СПТ.

3.3. Основные цели и задачи СПТ

3.4. Виды тренинговых групп.

3.5. Организация и проведение СПТ.

3.6. Структура групп СПТ.

3.7. Требования к ведущему.

3.8. Основные стадии развития тренинговой группы.

3.9. Основные принципы конструирования программы СПТ.

3.10. Оценка эффективности СПТ.

1.Групповая дискуссия.

Групповая дискуссия – способ организации совместной деятельности, цель которого - интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

Функции групповой дискуссии:

1) Изменение мнения.

Социально-психологическое изучение групповой дискуссии связано с работами К.Левина, появившимися в 1940-е г. Цель экспериментальной работы - заставить американских домохозяек покупать субпродукты. После обычной лекции о пользе субпродуктов – только 3% слушателей лекции изменили свое отношение к субпродуктам, а после группового обсуждения – 32%.

Члены группы искренне соглашаются с групповым решением и изменяют поведение в соответствии с ним.

2) Качество решения.

  • Повышение активности членов группы

  • всестороннее обсуждение проблемы

    принятие более качественных решений по сравнению с индивидуальными

Причины некачественных решений:

    Нормативное влияние

    Информационное влияние

    Иллюзия продуктивности

    Распределение ответственности

    Неспособность скоординировать усилия, обсуждение только той информации, которая известна всем

Стадии групповой дискуссии (подробнее - см. слайды Гулевич по психологии коммуникаций, тема 9)

    Стадия подготовки

    Стадия сбора информации

    Стадия интерпретация информации

    Стадия оценки принятого решения

Мозговой штурм (А. Осборн). - На этапе выработке идей запрещается критика, что способствует выработке максимально креативных решений.

Виды мозгового штурма:

    Обратный – узкий, несколько человек;

    Коллективный – 200-250 участников делятся на подгруппы, а потом пленарное заседание;

Упрощенные процедуры:

    Совет пиратов – участники высказывают решение по иерархии, в итоге решает капитан.

    Каскадное решение - сначала одни люди, потом другие.

    Синектика (У.Гордон) – использование аналогий, метафор. Участники представляют, что бы они почувствовали, если бы были элементом проблемы.

Условия эффективности мозгового штурма:

Процедура проведения:

    инкубационный период

    узнавание высказавшего идею

    ориентация на оценку личности

    знакомство с другими идеями

    фиксация решений

Особенности задачи: важность

Особенности участников:

    конкурентная ориентация

    знания и опыт

Стадия оценки принятого решения:

    экспертная оценка

    метод усредненного мнения группы

    правило большинства

    метод единодушного решения

    метод консенсуса

2.Игровые методы.

Подразделяются на операционные и ролевые. Операционные (деловые) игры имеют сценарий и очень четко ориентируются на инструментальный аспект деятельности. Определяются как метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Часто их называют имитационными управленческими играми. Ролевые игры направлены на изменение установок, мешающих эффективному взаимодействию людей с окружением. Одна из форм ролевой игры – техника психодрамы, разработанная Дж. Морено. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании ситуации конкретного человека, чьи проблемы и конфликты предстоит решать группе, и других действующих лиц.

    Ролевая игра создает участникам условия для того, чтобы они смогли:

    Уяснить нормы поведения и общения, а также собственные представления, чувства и мысли, связанные с той или иной ролью.

    Развить умение входить в положение других людей, лучше понимать их позиции и чувства, что непосредственно связано с социально-психологическими явлениями идентификации и эмпатии;

    Опробовать новые роли и формы общения в ситуациях, моделирующих реальную жизнь.

3.1. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали еще наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию "животного магнетизма" Франца Антона Месмера австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель.

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. На Левина оказали влияние работы социолога Георга Зиммеля (Simmel, 1950), который рассматривал общество как систему функциональных взаимоотношений, объединяющих индивидуумов в сообщества. Он заметил, что, будучи членами общества, все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга. Левин начал применять динамические концепции Зиммеля по мере того, как переносил свои психологические исследования из лаборатории в полевые условия, то есть в нормальные естественные условия общественных процессов. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Работы Левина (Lewin, 1948, 1951), в области групповой динамики стали классическими. Его идея создания групп и изучения их деятельности на основе научно обоснованных фактов стала краеугольным камнем движения Т-групп. Подход Левина к изучению Т-групп получил название "действенного исследования".

Первая Т-группа возникла случайно. В 1946 г. несколько специалистов в области общественных наук во главе с Лилендом Брэдфордом, Рональдом Липпиттом и Куртом Левином участвовали в работе мастерской межгрупповых отношений, названной Коннектикутским проектом и призванной помочь бизнесменам и общественным лидерам успешно применять принятый незадолго до этого Закон (акт) о справедливом найме на работу. После одного из рабочих занятий специалисты собрались вечером для обсуждения своих наблюдений. На обсуждении пожелали присутствовать несколько участников группы. Вскоре стало ясно, что наблюдения специалистов не всегда совпадают с восприятием участников группы. Эти вечерние встречи оказались столь привлекательными для специалистов и участников, что превратились в эффективный метод обучения. Это был первый пример анализа участниками группы своего опыта с помощью получаемой от других обратной связи.

Успех нового метода исследования групповой динамики привел к созданию в следующем году в г. Бетеле, штат Мэн, Национальной лаборатории тренинга (НЛТ), вслед за которой возник целый ряд аналогичных лабораторий. В основе практики Т-группы- групповая дискуссия. Предметом групповой дискуссии являются реальные межличностные отношения участников, а задачей – изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.

В теоретическом плане на практику Т-групп несомненно влияние психоаналитической традиции. Это проявляется в акценте на возможности расширения опыта личности путем доведения до осознания и постановки под его контроль тех механизмов поведения, которые функционируют, используются личностью, но не осознаются ею. В целом, теоретическое обоснование практики Т-групп остается недостаточным. Одна из попыток построения теории – теория группового развития Бенниса и Шепарда (см. вопрос про психоаналитический подход).

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии – или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов.

      Понятие СПТ.

Существует большое количество определений СПТ. Во всех определениях: 1) отмечается, что в тренинге используются активные методы обучения, под которым понимаются игры, специальные упражнения в подгруппах, групповые обсуждения, отчеты о работе в подгруппах; 2) отсутствует указание четкой целевой отнесенности, конкретизации. Цели могут быть связаны с развитием разных структур.

Одним из наиболее комплексным определением СПТ является следующее:

СПТ – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности (Жуков Ю.М., Петровская Л.А. и Растянников П.В.).

Под активными методами понимаются игры, специальные упражнения в подгруппах, групповые обсуждения.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

    Совокупность определенных знаний (в том числе - знания о нормах, правилах поведения в социальных ситуациях);

    Коммуникативные умения (определенные техники общения);

    Коммуникативные установки (на тот или иной вид общения, н-р, закрытое или открытое общение).

Специфические особенности тренинга:

      наличие группы , которая в течение определенного времени находится вместе и ведет работу.

      В тренинговой работе соблюдается ряд принципов (тренинговое обучение отличается от традиционного).

Основные правила групповой работы:

    "Здесь и теперь"

Предмет анализа - процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

    Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

    Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний.

    Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

    Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

      Основные цели и задачи СПТ.

Цели могут стоять самые разные, но так как речь идет о тренинге коммуникативной компетентности, то в целом, результатом тренинга должна быть возросшая компетентность личности в отношении собственных мотивов, целей, стратегий поведения партнеров по общению, осмысление помех взаимопонимания, и т.д. На групповом уровне целью является установление валидной коммуникации: 1) каждый член группы способен точно и свободно сообщать о своих чувствах, мотивах, интенциях и т.д. 2) восприятие каждым членом своего места в группе согласуется с восприятием других членов группы (Беннис, Шепард).

      Виды тренинговых групп.

Подход Жукова

Существуетдва «процедурно-технологических» подхода к практике тренинга: компетенциарный (фокусированный на компетенциях) и экспериентальный (основанный на опыте).

В компетенциарном подходе акцент делается на предмете тренинга- на системе компетенций, т.е. в рамках компетенциарного подхода разработана дифференцированная система понятий для описания и оценки того, что подлежит формированию, совершенствованию и развитию. Компетенциарный подход популярен в бизнес-среде (отбор, аттестация, оценка, обучение кадров). Различают понятие компетентности, компетенции и компетенций. Компетентность- преимущественно субъектная характеристика (то, что относится к индивиду как к объекту профессиональной деятельности), компетенция – характеристика позиции (роли, должности),компетенции – то, что индивид должен сделать, когда занимают определенную позицию в соответствии с предписаниями и стандартами, соответствующими этой позиции. На основе компетенциарного подхода выстраивают интегрированные системы оценки и обучения. Плюсы подхода: создание гибкого и дифференцированного концептуального аппарата, способного описывать круг требований, предъявляемых к человеку на рабочем месте и связанных с его функционированием в профессиональной и социальной среде. Критика подхода: невозможность формирования компетентностей высшего порядка, ориентированных не на реагирование на уже свершившееся и устоявшееся, а тех, которые нацелены в будущее. .

Экспериентальный подход сосредоточен на методах обучения, т.е. на том, как учить и учиться. В рамках этого подхода разработана совокупность моделей процесса обучения (процесса приобретения опята). Предмет тренинга при этом находится на втором месте. Классическая модель экспериентиального обучения – модель Д. Колба: процесс обучения рассматривается как состоящий из четырех последовательных фаз – конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактная концептуализация, активное экспериментирование. Плюсы: разработана внушительная совокупность представлений о процессе научения, осуществляющемся как в «стихийном порядке», так и в ходе участия в специальных образовательных программах. Недостатки: неразработанность центрального понятия концепции - понятия опыта.

      Организация и проведение СПТ.

Тренинговые занятия должны проходить в специально подготовленных помещениях. Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Поскольку занятия могут длиться достаточно долго, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Помимо удобных и легких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор. Перерывы в работе делаются в среднем через полтора – два часа на 10- 15 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв. Все зависит от программы тренинга (сколько по времени длится, если целый день, то понятно, что нужен обеденный перерыв и т.п.)

      Структура групп СПТ (состав группы).

При рассмотрении структурных элементов тренинговых групп выделяются следующие аспекты: количественный и качественный состав группы, ролевое распределение в группе, цели и нормы групповой работы.

Количественного состав группы . Оптимальное число участников в группе обычно фиксируется в промежутке между 6 и 14. Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ее неотъемлемой частью (Рудестам). В большинстве случаев программы тренинга предусматривают участие лиц, которые ранее не были знакомы друг с другом.

Под качественным составом группы понимается распределение в группе профессионально-демографических, должностных и личностных характеристик участников. Разные авторы приводят свои аргументы, как в пользу однородности, так и разнородности группы, однако в большинстве случаев специалисты склоняются к мнению, что умеренно разнородные группы обладают преимуществом, связанным с наличием разносторонних точек зрения на решаемые в группе проблемы.

Нормы , устанавливаемые в группе, должны соответствовать целям группы. Нормы помогают решать вопросы о том, надо ли выражать свои чувства, как это правильно делать, как строить взаимоотношения с другими участниками группы. Соблюдение норм зависит от целого ряда обстоятельств, например, от группового статуса участника: при низком статусе нормы игнорируются, тогда как при среднем статусе участники склонны придерживаться существующим стандартам. Наибольшая готовность к принятию групповых норм наблюдается в сплоченных группах (придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую популярность, что способствует повышению их самооценки).

Ролевой репертуар . На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: "козел отпущения", "эксперт", "аутсайдер", "тряпка", "обвинитель", "хулиган", "жертва" и т. п. Основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.

      Требования к ведущему.

Функция руководителя – включить участников в работу и постепенно устраняться от руководящей роли (становясь латентным руководителем), предоставляя участникам свободу для самовыражения. Основные функции ведущего (по Рудестаму):

    функция эксперта: комментирует то, что происходит в группе (поведенческий аспект);

    катализатор – способствует развитию событий и побуждает к активности, привлекает внимание к текущим задачам и чувствам участников.

    Дирижер – регулирует взаимообмен между участниками, облегчает передачу информации, которая касается их эмоционального состояния.

    Образец – демонстрирует, как вести себя в группе.

Личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

Требования к ведущему (лекции Прихидько):

    Умение сохранять спокойствие, не поддаваться всеобщему волнению

    Ролевая гибкость

    Ведущий должен быть хорошим стратегом и организатором

    Хорошо, если у ведущего есть свой собственный стиль

    Ведущий е должен искать в группе социального признания (искушения воздвижения на пьедестал)

      Основные стадии развития тренинговой группы.

Выделяют 4 этапа в развитии тренинговой группы: начальную, кризисную, рабочую и завершающую.

Начальная стадия . Наличие тревоги у участников, волнение, страх неизвестности и неопределенности, подчеркнутая доброжелательность, псевдосплоченность. На этой стадии происходит установление норм группы, формирование ролевой структуры.

Кризисная стадия . Возрастание скептицизма и недовольства участников группы. Кризис вызывается, с одной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, а с другой стороны – вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими.

Рабочая стадия.

Преодоление периода кризиса. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Участники переосмысливают свое поведение, свою личность, они все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Основным результатом этой стадии является выбор и принятие решения действовать.

Завершающая стадия.

Психологический смысл этой завершающей стадии – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию.

Иногда участникам тренинга сложно расставаться, так как для многих людей в группах участники становятся эмоционально более близкими, чем родственники и друзья.

      Основные принципы конструирования программы СПТ.

Выбор того или иного методического приема определяется следующими факторами:

В последнее время акцент смещается на всё более «свободное» построение тренинговых программ. Каждое отдельное занятие, каждая встреча представляет собой самостоятельную ценность, отдельный блок в составе целостной программы (модуль) - Жуков.

Три части модуля:

    вступительная (увертюра). Момент встречи, установление контакта, знакомство, прояснение целей и задач тренинга.

    Основная часть. Разогревы, мини-лекции, основные упражнения, дискуссии, анализ и подведение итогов конкретных упражнений. Шерринг.

    Подведение итогов (в широком смысле слова). Ведущий уточняет какие-либо моменты, отвечает на вопросы, благодарит участников за работу.

В состав каждого модуля также входят отдельные элементы – номера. Каждый номер имеет определённую цель, тему, сюжет, схему позиционирования участников, правила поведения, структуру исходов, критерии оценки и ключи анализа. Цели номера – это те задачи, которые он выполняет в целостной программе тренинга. Два блока целей номера: содержательные или предметные (отражают основное содержание модуля или всей программы тренинга) и функциональные или динамические (обеспечивают более эффективное протекание процессов в группе). Участники тренинга перед началом номера получают информацию о его содержании, необходимую для его проведения (инструкцию). Также проводится позиционирование участников – распределение ролей, комплектование подгрупп, установка очерёдности. Она может производится как тренером, так и самими участниками. Важнейшим компонентом проведения номера является обратная связь, которую участники могут получать как во время, так и после упражнений.

До начала ХХ века поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие систематически не изучались. Были известны отдельные случаи использования групп для лечения больных туберкулезом (Дж. Пратт- 30-е годы), неврозами (Фрейд и его ученики- 30-е годы). Я.Морено в 1932 году ввел термин групповая психотерапия, работая над методами социометрии и психодрамы. Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в 1946 году К.Левиным и его коллегами, заметившими, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. В 50-60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Эллис и др.), и интерес этот был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах, явными преимуществами групповой терапии.

Было выявлено, что СПТ группы (группы социально-психологического тренинга) дают возможность участникам получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других, в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции, усиливает уверенность в себе, способствует возникновению ощущения комфортности нахождения с себе подобными.

И. Ялом выделил десять лечебных факторов СПТ групп: сплочённость, внушение надежды, обобщение (человек перестаёт считать свои проблемы уникальными), альтруизм, предоставление информации, множественный перенос (похожесть группы на семью), межличностное обучение (апробирование новых форм поведения), развитие межличностных умений, имитирующее поведение (подражание образцам), катарсис (психологическое очищение, облегчение) .

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране мононография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.

Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

Основная цель социально-психологического тренинга -- повышение компетентности в общении -- может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, -- вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

вопросов в области гос. образования.

Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новыгх методов изменения поведения в условиях различных групп.

Со временем, однако, участники Н. л. т. заинтересовались тж проблемой индивидуального психол. роста.

Концепция лаборатории тренинга предполагает временное существование нек-рого сообщества, к-рое призвано обеспечить своим членам учеб. опыт. Благодаря формальным и неформальным процессам, отдельные участники могут приобрести навыки, необходимые для продуктивного участия в группах демократического об-ва. Один из ключевых элементов - тренинговая группа базисных навыков, или Т-группа, к-рая была создана для обеспечения окружения, в к-ром участники смогли бы изучать групповую динамику и анализировать реакции, к-рые они вызывают у окружающих.

Идеи и технические приемы Н. л. т. использовались в педагогике, менеджменте и медицине, а тж в соц. психол.

См. также Группы достижения изменений, Групповая психотерапия, Т-группы

К. Ландау

Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)

В 1980-х гг. люди, прибегавшие к услугам психологов, начали требовать больше информ. о тех, кто предоставляет эти услуги, их деятельности и самих услугах в сфере психич. здоровья. отребители и покупатели услуг в сфере психич. здоровья стали обращать внимание на определенность процесса лечения тех или иных психич. расстройств. Страховые компании, правительственные агентства и орг- ции регулируемого психиатрического здравоохранения стали уделять особое внимание оценке умения справляться с такими расстройствами, как употребление алкоголя и др. наркотических веществ, депрессия, тревога, а тж вопросами, относящимися к сфере совладания со стрессом. В то время как возросла необходимость более узкого определения услуг, широта законов о лицензировании в психологии не позволяла адекватно оценивать многочисленные и разнообразные виды деятельности тех, кто предоставляет психол. услуги. Одно только лицензирование не могло выполнять роль механизма адекватной оценки качества услуг, предлагаемых психологами.

Кроме того, как и потребители услуг, работодатели тж стали все больше обращать внимание на такие краткосрочные процедуры лечения, к-рые позволили бы сократить число дней, проведенных на больничном, и повысить производительность труда. Соображения возмещения расходов стали причиной того, что акцент в оказании психол. помощи сместился с изменения всей личности на лечение отдельных расстройств. Эта тенденция вместе с появлением множества «новых» профессий, претендующих на исключительные права по профессиональному лечению тех или иных заболеваний, привела к тому, что психологи все реже могли заниматься своей деятельностью так, как раньше.

В 1981 г. была предложена Национальная программа ординаторской подготовки (National Residency Training Program, NRTP) для психологов, обеспечивающая проверку квалификации и подготовку по специальностям, отвечающим специфическим потребностям об-ва, и, что более важно, в тех областях, к-рые бы могли финансироваться за счет третьей стороны в системе предоставления услуг здравоохранения. одобная подготовка позволила бы психологам предлагать более специализированные услуги. Таким орг-циям, как Гос. регистр (National Register) или Ассоц. центров интернатуры по психологии (Association of Psychology Internship Centers, APIC), было предложено начать разрабатывать соотв.

Квалификационные требования и учеб. программы. В 1983 г. NRTP была официально представлена совету представителей Американской психол. ассоц. (АРА). Для изучения связанных с ней вопросов была создана специальная президентская комиссия АРА. Предложенная программа была развита в двух направлениях.

Первая инициатива касалась создания академических центров повышения квалификации, к-рые бы предлагали программы последокторского образования, включавшие специализированную подготовку для психологов, приводящую к формированию кадров высшей квалификации и исследователей. При первоначальном обсуждении было определено около 14 областей специализации, включ. такие, как нейропсихология, психофармакология и судебная психология. На съездах АРА в 1990 и 1991 гг. специальная комиссия проводила семинары. Впоследствии для разработки предварительных положений были учреждена группа экспертов. Проводились исслед. по разработке принципов защиты курсовых работ. В Миннесоте для психологов начал создаваться целый комплекс программ послевузовского обучения, в рамках к-рого должны быть разработаны конкретные программы подготовки научных сотрудников, подобные предложенным в NRTP. Эти программы предполагали групповое обучение (с обязательным посещением занятий) в ун-тах под руководством специалистов по подготовке преподавателей и исследователей в той или иной области.

Большинство психологов - ок. 60-70 тыс. - к 1991 г. уже прошли половину своего профессионального пути, и им было бы сложно - в смысле времени и финансов - вновь сесть за университетскую скамью, чтобы выполнить требования, необходимые для получения того или иного последокторского звания, позволяющего предоставлять услуги и проводить научные исслед. Вследствие этого был предложен альтернативный путь подготовки к получению диплома, подтверждающего профессиональную квалификацию, - Н. к. п. п. Он был задуман как механизм удостоверения квалификации уже работающих психологов для признания их компетентности по определенной специализации. ринимая во внимание, что продолжительное обучение и

профессиональная подготовка, необходимые для получения докторской степени и лицензии, уже позволили психологам приобрести всесторонние знания в своей области, Н. к. п. п. предложил программу курсов непрерывного образования, к-рая позволяла бы психологам совершенствовать свою квалификацию в области узкой специализации.

Стало удовлетворяться требование более точного определения деятельности психологов и их квалификации. Это совпало с предложениями Дж. Виггинса о создании гос. справочной службы.

Теперь, когда для осн. потребителей услуг в области психич. здоровья эти услуги можно четко квалифицировать, гос. справочная служба могла бы помочь свести вместе специально подготовленных психологов и потребителей из коммерческого, правительственного и общественного секторов.

См. также Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям), Альтернативные докторские программы, Американская психологическая ассоциация, Клиническая психология: программы подготовки специалистов через аспирантуру, Психология потребителя, Службы системы здравоохранения, рофессиографический анализ, Оценка деятельности, Государственная

политика

История социально-психологического тренинга

Автор реферата: Петр Холявчук

I. Введение

II. История СПТ

— Групповая терапия

— Профессиональный тренинг и АТ

— К. Левин

— Национальные Тренинговые Лаборатории

— СПТ в ГДР

— Развитие СПТ в отечественной психологии

III. Выводы

IV. Список использованной литературы

I Введение

История возникновения и развития социально-психологического тренинга в социальной литературе освещена весьма поверхностно. Поэтому цель реферативной работы отследить хронологию событий и выделить основные движущие силы в развитии СПТ.

Прежде чем переходить собственно к истории СПТ следует определится с понятиями, о которых пойдет речь. Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они порождают своим взаимодействием. Отличительной особенностью Т-групп, несомненно, возникшей под влиянием идей Роджерса, является стремление к максимальной самостоятельности участников при формировании и функционировании группы. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои отношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникации. Обучение при этом оказывается результатом проб и ошибок участников группы, а не усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение (4).

Задачи Т-групп сформулированы Кэмпбеллом:

1. Добиться понимания участниками тренинга своего поведения по отношению к другим людям, а также как их поведение влияет на других людей.

2. Научиться понимать, поведение других людей.

3. Овладеть навыками активного слушания.

4. Создания взаимоотношений для понимания того, как действует группа и какие виды групповых процессов возникают при определенных условиях.

5. Способствовать возрастанию толерантности к поведению других людей.

6. Создание условий, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с людьми и получить обратную связь о том, как влияют на них эти новые способы.

II История социально-психологического тренинга

Групповая терапия

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга — ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904 1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И.В. Вяземского (Россия) и Дж. Пратта (США). Одним из первых, кто начал использовать групповой подход в лечении больных, был бостонский врач Джозеф Пратт. Он лечил больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. Пратт собирал таких больных в группы, говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь больные рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсуждали проблемы и поведение отдельных участников своей группы.

Вначале такой групповой подход в лечении больных имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт обратил внимание на то, что сама группа, воздействие ее членов друг на друга являются достаточно мощным психотерапевтическом фактором, который положительно воздействует на течение основного заболевания. Пратт настолько уверовал в целебные свойства группы, что разработал методику групповой терапии для людей, не имеющих соматических заболеваний. (3).

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки — психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии — или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов (как, например, гештальттерапия Фрица Перлза и т.п.) (2).

Так, большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изучения психологии масс, взаимоотношений масс и лидера и т.д. Его ученики Альфред Адлер, Луис Уэндер, Пауль Шильдер одними из первых попытались использовать психоаналитическое лечение в условиях группы.

Так А. Адлер, в отличие от своего учителя, придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер создал центры групповых занятий, ориентированные не на элитарную психоаналитическую работу (как это было в Европе), а на лечение представителей пролетариата — больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он так же организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей (2).

Американские психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями.

Однако, родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия» (Moreno, 1932). В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал «Impromptu», переименованный в последующем в «Group Psychoterapy» (3).

Профессиональный тренинг

Для многих операторских и управленческих специальностей и некоторых других характерно достижение целей деятельности в экстремальных ситуациях, когда специалисту необходимо решать задачи прогнозирования развития событий, принимать управленческие и прочие решения в условиях недостатка информации и времени. В связи с этим возникала необходимость подготовки соответствующих специалистов к выполнению указанных функций, посредством обучения навыкам саморегуляции состояний с целью поддержания высших психических функций на требуемом уровне активности.

Как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическими знаниями, и «безопасного» приобретения трудовых навыков в начале ХХ века появляются научно обоснованные индивидуальные формы профессионального тренинга. Подобные формы тренинга широко разрабатывались в 30-е годы в нашей стране и за рубежом в ряде научных центров, психотехнических и психологических лабораторий. Особенно широко индивидуальные формы нашли применение в профессиональной подготовке специалистов операторского профиля с использованием тренажеров, программированных инструкций и индивидуальных порождающих игр. Тренажеры способствовали овладению определенным конечным набором навыков на операциональном уровне и восстановлению их после длительных перерывов в работе (4).

Групповые формы профессионального тренинга предназначены преимущественно для формирования навыков и умений, а также установок и отношений специалистов в области общения и управления людьми (4).

Эффективная профессиональная деятельность руководителя, педагога, психолога, врача, офицера предполагает преодоление импульсивных и стереотипных элементов взаимодействия с людьми. Эта задача особенно продуктивно может быть решена в групповом контексте. В силу этого основное место в профессиональном тренинге руководителей, менеджеров, педагогов и т.д. занимают групповые формы, повышающие познавательную активность и работоспособность всех членов группы. Эти обстоятельства во многом объясняют постоянно растущий интерес к групповым видам тренинга у специалистов социономической группы (4).

АТ (аутогенная тренировка)

Одной из задач, в подготовке специалистов, работа которых зачастую проходит в экстремальных ситуациях, либо в условиях продолжительного стресса, являлось обучение навыкам снятия нервно-психического напряжения и самоконтроля. Во многом благодаря решению этой задачи возникла аутогенная тренировка.

В 1922 г. американский психофизиолог Р.Д. Джейкобсон разработал систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. Однако аутогенная тренировка в ее классическом варианте была разработана только в 1932 г. И.Г. Шультцем, который отметил эффект снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением. Сегодня под АТ принято понимать совокупность методов регуляции эмоциональных и активационных составляющих состояний человека (4).

В целом применение АТ в различных профессиональных группах можно разделить на два класса:

1. Модификация общего действия. Имеет преимущественно психологическое действие и преследует цели общего повышения работоспособности. Они мало дифференцированы по различным профессиям, в содержании используются комплексы успокаивающих и мобилизующих упражнений.

2. Более узкие, профессионально ориентированные приемы психического самовоздействия, для решения узкопрофессиональных задач. Такие методики используются при подготовке летного состава, актеров, операторов химических предприятий и др. (4).

Применение АТ способствует выработке у специалистов привычке к самоконтролю, самообладанию, сохранению высокой работоспособности, самонаблюдению за внешними проявлениями эмоций и состояний, умения самостоятельно преодолевать напряжения разных видов. В самом широком смысле эффективное применение методов психологической саморегуляции приводит к повышению восприимчивости к самообращению, самоприказу.

К. Левин

История создания групп тренинга тесно связана с именем известного социального психолога Курта Левина. Эмигрировав в 1933 году из Германии, он начал работать в США над проблемами групповой динамики и социального действия. (1). Работая сначала в лаборатории, а затем в «полевых» условиях, Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Он утверждал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Levin, 1951). Его «теория поля» заложила основы для «групповой динамики» и стала краеугольным камнем в создании групповой психотерапии. (3).

Разработанные К. Левиным и К. Роджерсом теории поля, групповой динамики и клиент-центрированной терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. К. Левин утверждал, что большинство устойчивых изменений в установках и поведении личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. В связи с этим, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие (4). Он говорил: «Легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них по отдельности» (3).

В 1939 году в статье «Эксперименты в социальном пространстве» Левин впервые употребляет термин «групповая динамика», который очень скоро становится общеупотребительным. (1).

В 1945 году в США создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области общественных наук, включая Левина (3).

Встреча первой Т-группы, группы — предшественницы экспериентальной группы, состоялась в 1946 г. Администрация штата Коннектикут приняла «постановление о справедливом приеме на работу» (Fair Employment Practices Act) и обратилась к выдающемуся социальному психологу Курту Левину, с просьбой подготовить лидеров эффективно справляться с трениями между группами. Общая цель проекта заключалась в изменении расовых установок в обществе. Левин организовал тренинг для малых групп по 10 человек в каждой. Руководство группами осуществлялось в манере, традиционной для того времени. Это были «дискуссионные» группы, встречи которых посвящались анализу «домашних» проблем участников (7).

Левин, руководствуясь принципом никакого исследования без действия, никакого действия без исследования «приписал» к каждой из малых групп исследователей-наблюдателей, для фиксации поведенческих проявлений в группах. По вечерам ведущие групп и исследователи-наблюдатели собирались и делились своими наблюдениями о поведении ведущих, участников и групп в целом. Некоторые участники групп, узнав об этих встречах, обратились с просьбой разрешить им посещать их. Исследовательский персонал с неохотой согласился — они опасались, что на поверхность выйдут их собственные недостатки. Кроме того, они не знали, какое воздействие такое открытое обсуждение поведения окажет на участников.

В итоге участникам группы в качестве пробы разрешили присутствовать на вечерних встречах и наблюдать за их ходом. Исследователи, которые протоколировали эти встречи, сообщают, что эксперимент оказал «электризующее» воздействие как на участников, так и на персонал (7).

Вскоре формат вечерних встреч расширился: теперь участникам групп разрешалось отвечать на наблюдение ведущих и исследователей, и вскоре уже встречи были посвящены анализу и интерпретации их взаимодействия. Прошло немного времени, и все участники групп стали посещать вечерние встречи, которые часто длились по три часа. Многие сходились во мнении, что эти встречи дают участникам новое понимание их поведения, гораздо более богатое (7).

Исследователи немедленно осознали, что случайно натолкнулись на эффективный метод обучения человеческим отношениям: метод научения через переживание, опыт (экспериентальное). И здесь распознаются корни характерного для современной групповой психотерапии использования «здесь и теперь». Участникам приносит огромную пользу, когда им предъявляют объективные, сделанные по свежим следам, наблюдения по поводу их собственного поведения и воздействия их собственного поведения на окружающих: они получают возможность узнать что-то новое о своем межличностном стиле, о реакциях на других людей и о групповом поведении в целом (7).

Национальные Тренинговые Лаборатории

Успешная работа К. Левина и его сотрудников в мастерской межгрупповых отношений (г. Бетель), оказывавшей помощь бизнесменам и управленцам, привела к созданию в США в 1947 г. Национальной лаборатории тренинга (4). Эксперимент, который столь успешно прошел в Коннектикуте, в последующие годы повторялся в аналогичных лабораториях. Малые дискуссионные группы получили название «группы тренинга базовых навыков», а в 1949 г. оно было сокращено до «Т-группа». К 1950 г. в рамках Национальной Ассоциации Образования (National Educational Association) была создана, в качестве постоянно действующей, финансирующая организация «Национальные Тренинговые Лаборатории» (National Training Laboratories), НТЛ (7). В 1950-х гг. в рамках НТЛ было открыто несколько региональных филиалов. Постепенно Т-группы каждого из филиалов обретали свою «специализацию». Т-группы по своему целевому назначению стали делится на 1) группы умений (подготовка руководителей, деловых людей) — родились из недр бихевиоризма, — ориентированны на поведенческие модели обучения (2), 2) группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и 3) группы «сензитивности» группы ориентированные на рост и самосовершенствования личности, преодоление нерешительности и т.п.). Тем не менее, акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оптимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т.п. (3). НТЛ и в наши дни — процветающая организация, а в 1960-е гг., период, на который приходится пик ее деятельности, в ее сеть входили несколько сот обученных ведущих, которые проводили тренинги человеческих отношений для тысяч участников (7).

Т-группа представляла собой только один компонент этих одно-двухнедельных семинаров по развитию навыков человеческих отношений. Были еще межгрупповые упражнения и упражнения для больших групп, а также образовательные семинары по теории группы и перенесению усвоенного — т.е. применению того, чему участники научились в группе, к ситуациям их внегрупповой жизни (7).

Сначала ведущие настаивали на том, что Т-группа — предприятие образовательное, а не психотерапевтическое, она призвана лишь помочь участникам в усвоении навыков межчеловеческих отношений. Однако постепенно, в 1950 — 1960-х гг., акцент сместился с социологического и образовательного на клинический. Все более активное участие в тренингах человеческих отношений стали принимать клиницисты — последователи Роджерса и Фрейда.

Значительное влияние на развитие СПТ оказал Карл Роджерс. В 60-е гг. опираясь на его идеи возникает движение тренинга жизненных умений. Тренинг жизненных умений использовался в профессиональной подготовке учителей, консультантов, менеджеров, военнослужащих. В нем использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.

Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, самоуправление и развитие Я- концепции.

В основе второй модели находится четыре категории умений: межличностное общение и взаимоотношения, поддержания здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.

Третья модель включает в себя тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

К групповому тренингу специальных умений также относятся программы, ориентированные на профессиональную подготовку специалистов к работе в особых условиях, например психологический тренинг, разработанный после аварии на АЭС в США. Тренинг преследовал цели подготовки специалистов АЭС к действиям в экстремальной ситуации, формирования навыков принятия решений, анализа принятых решений, достижения взаимопонимания, определения потенциальных критических проблем управления и стимулирования творческой инициативы при выполнении заданий (4).

Наряду с рассмотренными подходами, развивавшимися преимущественно в США, следует отметить опыт групповой работы в Великобритании, накопленный в основном в Тевистокском институте и формировавшийся как альтернатива Т-группам. Созданная в Великобритании практика 5-групп была направлена на изучение и понимания участниками детерминант и моделей поведения человека и группы, при этом значительное внимание уделялось проблеме власти и авторитета (4).

Шаг за шагом, Т-группа двигалась в направлении еще большего акцента на межличностном взаимодействии. Обсуждение внешнего материала (там-и-тогда), включающего в себя текущие домашние проблемы или прошлую личную историю, тормозилось, в то время как работа на материале «здесь-и-теперь» всячески поощрялась. Т-группе обязаны своим появлением некоторые серьезные технические инновации — как, например, обратная связь, которые оказали большое влияние на психотерапевтическую группу (7).

В 1962 г. появляется статья, ведущих групп южнокалифорнийского филиала НТЛ в которой описывалась модель Т-группы как инструмента «групповой терапии для здоровых», ясно сигнализировало о смещении акцента с групповой динамики на личностную, с развития межличностных навыков на большую озабоченность личностным ростом (7).

1967 г. результаты лонгитюдного исследования Д. Мак-Клелланда, установившего, что высокомотивированные студенты Гарвардского университета после его окончания занимают ведущие посты в экономике страны, используются в разработке программы мотивационного тренинга. Тренинг мотивации базировался на теории атрибуции, а также идеях Мак-Клелланда, согласно которым представления и мысленные действия позволяют изменить мотивы субъекта деятельности. Данная программа тренинга не утратила своей актуальности, и в наше время он входит в число средств, используемых ЦМОО (Организация по промышленному развитию при ООН), а также применяется при роботе со школьниками (4).

В конце 60 — начале 70-х гг. — Т-группы и группы сензитивности получили широкое распространение в условиях организаций. Основной целью их использования было улаживания конфликтных ситуаций в рабочих группах, о также оптимизация отношений рабочих и служащих. В 1964 г. вышел сборник, суммирующий опыт 17-летнего развития Т-групп. В нем были обобщены четыре основные проблемы: 1) профессионализация тренеров, 2) модификация метода Т-групп, 3) расширенное использование лабораторного метода в не лабораторных условиях, 4) рост исследований и развитие теории (4).

СПТ в ГДР

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М.Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом — СПТ. Теоретической основой механизмов изменений в социально-психологическом тренинге М. Форверга стала теория установки Д. Узнадзе, согласно которой установка рассматривалась как наиболее доступная форма связи действующего субъекта с окружающей средой. Основными средствами тренинга выступили ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов явилась социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:

1. Группы, направленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Личностные проблемы участников не прорабатывались, если они не были непосредственно связаны с профессиональными затруднениями или с усвоением новой модели поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. От ведущего требовалась специализация в области психологии труда и социальной психологии, хорошее знание профессии тренируемых, допускалось только добровольное участие в работе группы. По организации работы этот тип тренинга относился к наиболее гибким, эффект не поддавался полному контролю, хотя создавал предпосылки для эффективного профессионального общения и лучшей ориентации в социально-психологических аспектах профессиональной деятельности. СПТ этого типа практиковался на промышленных предприятиях ГДР, в Центре повышения квалификации руководящих работников химической промышленности в Варшаве (4).

2. Группы, направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности, подготовку к управлению групповой динамикой, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В этом типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики, возрастает активность тренируемых и эмоциональность подкрепления требуемых моделей поведения. От ведущего требовалась подготовка в области психотерапии и индивидуальной психдиагностики. Допускалось организованное направление на тренинг по решению администрации, но предпочиталось добровольное участие. Ужесточились требования по временной организации тренинга, который стал проводиться непрерывно в течении 4−5 дней.

3. Основными целями тренинга становятся психогигиена и псиопрофилактика, от ведущего требуется подготовка по клинической психологии и психотерапии. Группы формировались исключительно добровольно с учетом медицинских показаний из числа руководителей с повешенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Временной режим строго не регламентировался (4).

4. Ведущая цель — развитие социальной компетентности в общении, ориентации в самом себе, партнере и социальной ситуации. Профессиональные проблемы затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга. Тренинг проводился преимущественно с высокопоставленными руководителями (4).

5. Цель тренинга пятого типа — развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни. Продолжительность тренинга занимает несколько циклов по 8 −10 дней каждый с годовым интервалом. Этот тренинг применялся в ГДР только для повышения квалификации психотерапевтов, врачей, психологов-консультантов, тренеров (4).

На основании большой экспериментально — исследовательской роботы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность (2).

Основные тенденции в развитии социально-психологического тренинга в ГДР характеризовались постепенным переходом к решению все более сложных задач в ходе тренинга, к достижению изменений на все более сложных уровнях организации психики, а в отношении рассмотренных типов — в повышении требований к профессиональной подготовке ведущих, расширение целей от сугубо профессионально значимых к связанным с достижением физического, социального и морального благополучия.

В настоящее время в мире существует множество разновидностей Т-групп, порой смыкающихся с иными направлениями тренинга. Беря начало из групп тренинга базовых умений, сейчас Т-группы в основном разделились на три течения. Это общее развитие индивидуума 1) группы сензитивности, 2) формирование и исследование межличностных отношений и, так называемое, 3) организационное развитие — подход, в рамках которого специалисты по тренинговым методам работают над улучшением деятельности целых организаций путем организации трудовых взаимоотношений.

Тренинговое направление сейчас представлено удивительным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Принципы, выдвигаемые в качестве краеугольного камня представителями различных направлений группового движения, порой в корне противоречат друг другу. Некоторые «групповоды» грешат откровенным эклектизмом, провозглашая практическую эффективность единственным своим принципом (2).

В настоящее время Т-группы в условиях организаций используются реже и избирательней и являются одним из направлений подхода, получившего название «организационное развитие». Основу организационного развития составляют модель исследовательских вмешательств и опора на обучение, основанное на совместном опыте его участников. Традиционная Т-группа вытесняется применением тренинговых методов, обозначаемых как тренинг формирования команды, где целью выступают не столько изменения в конкретных профессионалах, сколько эффективные изменения в социальных системах и их элементах (4).

Обращает на себя внимание, что социально-психологический тренинг обнаруживает тенденцию к распространению в различных профессиональных группах как в традиционных для него направлениях, так и принципиально новых для нашей культуры. Разрабатываются и проводятся программы социально-психологического тренинга для медицинских работников, работников средств массовой коммуникации, коммерческих агентов, безработных и пр.

Развитие СПТ в отечественной психологии

Элементы методов, получивших в последствии наименование тренинговых, активно использовались и в нашей стране еще в 20-е-30-е гг. (2). Речь идет, прежде всего, о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов (2). Элементы сензитивного тренинга использовались в программах подготовки руководителей трудовых коллективов и представителей профессий типа «человек-человек».

Однако, групповое движение стало интенсивно развиваться в СССР только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей (2).

В начале 80-х гг. социально-психологический тренинг получает широкое распространение в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А.Петровской в 1982 г. Социально-психологический тренинг использовался для психологического обеспечения профессиональной деятельности руководителей, педагогов и психологов, а также людей, испытывающих трудности в общении. Опыт его использования отражен в работах Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Х. Миккина, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящевой и др. (4).

В 80-е гг. отечественные психологи были весьма скептически настроены по отношению К СПТ, в том виде, в котором он был представлен на Западе. Так, например, в Психологическом словаре, среди основных его недостатков называют следующий:

«Практика СПТ, особенно «тренинга сензитивности», оторвана от содержания реальной деятельности, связывающей людей. Она преследует в основном «космические» цели, если речь идет о развитии межличностных отношений. По-настоящему эту задачу можно решать только на основе анализа значимой совместной деятельности, а не «свободного», внедеятельностного общения). В этой связи практика групповой трудотерапии и те формы группового трудового воспитания, которые нашли теоретическое обоснование а работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. советских педагогов, более перспективны и глубоки, чем Т-группы». Довольно забавное высказывание, особенно в контексте того, что общение не может быть внедеятельностным, поскольку само является видом деятельности по мнению тех же психологов (5).

Группы тренинга сензитивности получили широкое распространение в групповой психотерапии, а группы организационного развития — в психологии организации и управления.

В Украине в развитии СПТ отмечается две тенденции:

Первая отражает попытки пересадить западные тренинговые программы (да и методологию) на отечественный грунт. Некоторые тренинговые компании стремятся, не считаясь с расходами, учить своих тренеров за границей (чаще всего это Германия). К сожалению, такая политика тренинговых компаний вряд ли оправдана, поскольку западные специалисты не знакомы со спецификой славянской души, соответственно и обучение за границей, мягко говоря, несколько оторвано от наших реалий.

Вторая тенденция — стремление изучать и развивать тренинг, абстрагируясь от многолетнего опыта зарубежных коллег, в попытке опереться лишь на отечественный, пусть и младенческий, опыт.

Разумным решением, пожалуй, является интеграция зарубежного опыта — с одной стороны, и развитие собственной, ориентированной на славян школы СПТ — с другой стороны.

Что же касается дальнейшего развития СПТ на Украине и в СНГ в целом можно предположить следующее. Поскольку, с одной стороны, потенциальные покупатели психологических услуг имеют низкий уровень доходов (как и общество вообще), что не позволяет оплачивать индивидуальную работу с психологом; с другой стороны, условия — социальные, политические и экономические — в которых, оказалась наша страна, стимулируют спрос на психологические услуги, перспективы групповой формы работы вообще, и СПТ в частности, кажутся весьма радужными.

III Выводы 5. Групповая психотерапия (Адлер — групповая терапия пролетариата, клиент-центрированная терапия Роджерса — многие принципы работы Т-группы соответствуют требованиям в клиент-центрированной терапии; гештальт-терапия — одна из задач тренинга сензитивности — повышение чувствительности к сигналам, исходящим от сомато-вегетативных источников).

В разделе:

Киевская школа тренеров социально-психологического тренинга готовит специалистов по обучению персонала. Социально-психологический тренинг как метод наиболее подходит для обучения в тех сферах деяте...



Поделиться