Нефтяная платформа "Беркут"07.09.2014. Буровая платформа беркут

Платформа «Беркут» предназначена для разработки Аркутун-Даги, третьего месторождения проекта «Сахалин-1».

Разработка месторождения Аркутун-Даги позволит добавить к общей годовой добыче проекта «Сахалин-1» до 4,5 миллиона тонн.

Эксон Нефтегаз Лимитед», действующая от имени консорциума «Сахалин-1», объявила 25 сентября 2012 об успешном завершении этой установки основания гравитационного типа (ОГТ) для новой морской платформы.

Платформа под названием «Беркут» спроектирована специально для работы в суровых субарктических условиях и сможет противостоять волнам высотой до 18 метров, давлению ледовых полей толщиной до двух метров и температуре до -44 C°. Она состоит из специально спроектированного железобетонного ОГТ и верхних строений с буровым и эксплуатационным оборудованием. После того, как верхнее строение будет установлено на ОГТ в 2013 году, платформа «Беркут» станет самой крупной морской платформой в России.

ОГТ было построено в сухом доке порта Восточный под Находкой на Дальнем Востоке России. Общий вес основания примерно 160 тысяч тонн, что включает в себя 52 тысячи кубических метров бетона и 27 тысяч тонн стальной арматуры, преднатянутых тросов и оборудования. В течение двух лет почти 4000 российских специалистов было занято в строительстве ОГТ, которое было завершено за два года.

После завершения строительства ОГТ была отбуксирована на расстояние 1024 миль, или 1870 км, со строительной площадки к месторождению Аркутун-Даги через Японское и Охотское моря и пролив Лаперуза. Буксировка заняла около двух недель при средней скорости 3,5 узла (примерно 5,5 км/час). Для буксировки основания были задействованы пять судов, включая три буксировщика океанического класса. ОГТ было установлено на морское дно на свое постоянное место приблизительно в 25 км от о-ва Сахалин на глубине воды около 35 м. Управление балластировкой производилось дистанционно со вспомогательного судна при полном отсутствии персонала на ОГТ. После установки было проведено цементирование, укладка скальных масс и присоединение к объектам промысловой инфраструктуры проекта «Сахалин-1».

4. Инновационные технологии добычи нефти на континентальном шельфе

4.1. Технология скоростного бурения.

В качестве одного из примеров можно привести технологию скоростного бурения (ТСБ), которая позволила «ЭксонМобил» существенно улучшить производственные показатели буровых операций. Эта технология, основанная на законах физики, сочетает в себе цифровой анализ (проводимый в реальном масштабе времени) уровней энергопотребления при выполнении буровых операций и систематизированный подход к планированию операций бурения и проектированию скважины с целью ее наиболее эффективного и быстрого строительства. Применение этого метода позволило почти удвоить скорость проходки.

Технология скоростного бурения специально разработана с учетом характера операций компании «ЭксонМобил» и продолжает совершенствоваться благодаря имеющейся у нас возможности быстро накапливать знания и опыт, а также распространять их в глобальном масштабе в качестве передовых методов производства работ.

Внедрение ТСБ повысило технологические показатели бурения скважин любых типов, в породах любой твердости и в стволах любой конфигурации. В рамках реализации проекта «Сахалин-1» с помощью этой технологии был установлен мировой рекорд по протяженности скважин БОВ.

Благодаря этой технологии удалось увеличить механическую скорость проходки и добиться формирования очень ровных стенок стволов скважин, что исключительно важно для экономически эффективного заканчивания скважин.

В последние годы в мире происходит посто­янное наращивание объемов бурения горизон­тальных скважин, что объясняется как эконо­мическими соображениями, так и снижением доступности объектов бурения для обычных скважин. В США в эксплуатации сегодня нахо­дится более 12 тыс. горизонтальных скважин, что составляет 8 % от общего количества дейст­вующих фондов. В России пробурено около 1100 горизонтальных скважин, их доля в общем фонде скважин намного меньше 1 %.

В начале 70-х годов на основании геологи­ческой информации было начато строительст­во первой наклонно-направленной скважины с большим отходом от вертикали для разведки запасов находящейся под акваторией Охотско­го моря части месторождения Одопту-море. Скважина была закончена бурением в 1973 го­ду при длине ствола 3406 м и горизонтальном отходе 2435,4 м. Такой отход от вертикали в те­чение более 10 лет был рекордом страны, одна­ко при тогдашних технологиях «дотянуться» до залежей углеводородов не удалось.

Разведка нефтегазовых запасов сахалинско­го шельфа с использованием плавучих буровых установок (ПБУ) началась после подписания в 1975 году соглашения между японской компа­нией «СОДЕКО» и Минвнешторгом СССР, а уже в 1977 году в 4-10 км от берега было от­крыто Одоптинское нефтегазоконденсатное ме­сторождение - Одопту-море. Первая поиско­вая скважина (2500 м) пробурена на западном крыле Северного купола Одопту-море, где глу­бина моря не превышает 18 м, и до 1982 года с плавучих буровых установок «Боргстен Дол- фин» и «Хакури-2», СПБУ «Хакури-4» и «Оха» на месторождении было пробурено 3 поиско­вых и 12 разведочных скважин. Однако сравни­тельно небольшие запасы нефти и растворенно­го газа на Северном куполе Одопту-море, кото­рые были утверждены ГКЗ СССР в апреле 1985 года, на тот момент делали его разработку тра­диционным способом с использованием ледо- стойкой стационарной морской платформы и подводных коммуникаций нерентабельной вви­ду больших капитальных затрат.

После анализа имеющихся мировых дости­жений и собственного производственного опы­та бурения, в ОАО «НК «Роснефть - Сахалин- морнефтегаз» было признано целесообразным использование для разработки Северного купо­ла месторождения Одопту-море, на который компания имеет лицензию, вариант бурения скважин с берега . Таким образом, ОАО первым в России начал приобретать опыт бурения скважин со сверхдаль­ними отклонениями забоев от вертикали. Со строительством в 1998 году наклонно-направлен­ной скважины № 202 на Северном куполе место­рождения Одопту-море (рис. 2) с отходом от вер­тикали на 4781 м начата промышленная добыча нефти на шельфе Сахалина. Сегодня из 12 сква­жин компания ежедневно добывает на шельфе более 1600 м 3 безводной нефти. Причем себестои­мость разработки месторождений, удаленных от берега на 5-10 км, с помощью наклонно-направ­ленных скважин оказывается в 4-5 раз ниже, чем при добыче с ледостойких стационарных плат­форм. Оператор проекта «Сахалин-1», компания Exxon, уже решила использовать опыт «Сахалин- морнефтегаза» при разработке месторождений Чайво и Центрального купола Одопту.

Решение проблем на стадии подготовки про­екта и в процессе его выполнения

Поскольку задачи подобной сложности при бурении горизонтальных скважин российскими нефтяными компаниями в тот период не реша­лись, вполне естественно, что российское буровое оборудование и технологии не удовлетворяли требованиям проекта.

Для строительства скважин на Северном куполе Одопту-море используется оборудова­ние - буровая установка, долота, бурильные и обсадные трубы зарубежных фирм (IRI, IDEKO, CANRIG, Grant, Sumitomo, Securiti). Установка, грузоподъёмностью 400 тонн, оснащена верх­ним приводом, имеет морское исполнение элект­рооборудования; обеспечивает возможность передвижения вышечного блока для кустового бурения. Установка имеет механизированную систему приготовления и очистки бурового раствора, адаптированную под использование бурового раствора на углеводородной основе (инвертной эмульсии), есть возможность сбора шлама для последующего вывоза и утилизации. По мере накопления опыта производится модер­низация и дооснащение оборудования. Так, был смонтирован третий буровой насос, произве­дена замена и пополнение оборудования для очистки раствора. Изменения в технологии про­водки скважины обусловили необходимость дальнейшей модернизации системы очистки.

Работы по исполнению траектории, а также по геофизическим исследованиям в процессе бурения горизонтального ствола, ввиду отсутствия прием­лемых российских аналогов, пришлось поручать специализированным зарубежным компаниям.

Спуск 244,5 мм технической колонны до от­метки не менее 4000 м в практически горизонталь­ный ствол является наиболее сложной операцией при строительстве скважин на месторождении Одопту-море (Северный купол). На первой сква­жине - № 202 колонна остановилась на отметке 3677 м, вместо проектной глубины - 4000 м.

Проведенные расчеты сил и моментов при спуске обсадных колонн в условно-горизон­тальный ствол показали, что заполненная буро­вым раствором колонна до отметки более 5000 м не дойдет. В качестве альтернативы в ра­бочий проект, после проведения расчетов на смятие, ввели дополнение: спуск 9" колонны - проводить без заполнения ее буровым раство­ром. Расчеты также показали, что условия спус­ка колонны значительно улучшатся, если ни­жнюю половину скважины заполнить раствором большей плотности, например, р=1250кг/м 3 , а верхнюю - меньшей, например, р = 1180 кг/м 3 . В этом случае нижняя часть колонны будет в большей степени облегчена, в то время как верхняя часть колонны в большей мере сохра­нит свой вес для создания движущей силы.

По вышеописанной технологии произведе­ны успешные спуски колонн 9 5 /8 " во все сква­жины, в т.ч. за 44 часа до отметки на 6446 м в скважину № 208.

Конструкция скважин

Для разработки Северного купола ме­сторождения Одопту-море с берега необ­ходимо бурить скважины с горизонталь­ным отклонением 4500-6000 м при вер­тикальной глубине около 1600 м. По ко­эффициенту сложности (отношение гори­зонтального отхода к вертикальной глу­бине), который в данном случае равен примерно четырем, такие скважины при­нято считать сложными (рис 3).

Конструкция наклонно-направлен­ных скважин была выбрана исходя из ус­ловий предотвращения осложнений в

процессе бурения (рис 4).

Верхняя неустойчивая часть ствола скважин (пески), где возможно поступле­ние в скважину морской воды, до глуби­ны 100-150 м перекрывается кондукто­ром. Ствол скважины под кондуктор бу­рится долотом 0 660,4 мм на глубину 90-130 м, кондуктор 0 508 мм спускает­ся и цементируется на ту же глубину. При этом ниже кондуктора не имеется зон с условиями бурения, несовместимыми по градиентам давлений столба бурового раствора. Чтобы исключить грифонооб- разование (при газонефтепроявлениях с открытым фонтанированием), в ствол 0 444,5 мм предусмотрен спуск промежу­точной колонны 0 340 мм, которая це­ментируется до устья. Глубина спуска (1300 м) определяется из условия исклю­чения возможности разрыва слабо сце­ментированных песков под башмаком кондуктора после полного замещения бу­рового раствора в скважине герметиза­ции устья. В скважинах с большими угла­ми наклона бурение длинного открытого ствола сопровождается значительным желобо- образованием с последующими возможными прихватами бурильных колонн в процессе бу­рения и обсадных колонн при их спуске. Во из­бежание этого, выход из-под башмака преды­дущей колонны ограничивается до 4400 м, что достигается спуском второй промежуточной колонны 0 244,5 мм в ствол, пробуренный до­лотом 0 311,2 мм на глубину 4000-6400 м. Ко­лонна перекрывает вышележащие нефтеносные и водоносные пласты, предполагая в последую­щем возврат на эти объекты. Спуск второй про­межуточной колонны повышает гарантии ус­пешного спуска эксплуатационной колонны (хвостовика) до проектной глубины в горизон­тальном стволе. Увеличение его длины позво­лило уменьшить крутящий момент сопротивле- ния и спускать хвостовик с вращением, что в сочетании с применяемым инвертно-эмульси- онным раствором - значительно снизило тре­ние труб о стенки скважины. Эксплутационная колонна 0 168 мм спускается лайнером (хвос­товиком) в горизонтальный ствол с перекрыти­ем башмака предыдущей колонны на 50-100 м по стволу, и устанавливается в интервале 4000-6800 м. При этом эксплуатационную ко­лонну и предшествующую ей промежуточную колону связывает герметичное соединение.

Профиль скважины и обеспечение его факти­ческого исполнения

Наиболее приемлемым для данных условий бурения был признан 9-интервальный профиль скважины, основные достоинства которого: возможность получить максимальное отклоне- ние от вертикали, при относительной простоте реализации. Исходя из условий последующей эксплуатации, в целях обеспечения проходимо­сти колонн, для всех скважин была принята длина вертикального участка в 200 м и боль­шой радиус искривления, равный 382 м.

Расчеты проектного профиля производятся в нескольких вариантах, с учетом возможных углов падения пород целевого горизонта.

При бурении горизонтальных скважин все операции (выбор оптимальных параметров ре­жимов бурения, профилактические проработ­ки, спускоподъемные работы, цементирование и т. д.) подчинены решению основной задачи - получению качественно обсаженного ствола, проведенного по заданной траектории. Поэто­му все операции строго регламентируются.

На первых 10 скважинах применялась следу­ющая технология:

после крепления скважины удлиненным на­правлением, бурение долотами 0 444,5 и 311 мм (в том числе и набор угла с интенсивностью 0,8-2,7°/10 м) выполнялось турбинно-ротор­ным способом с компоновкой низа бурильной колонны (КНБК), включающей забойные от­клонители. Ствол 0 215.9 мм бурился, как пра­вило, роторным способом. Помимо обеспече­ния стабилизации ствола, выбор КНБК и тех­нологии бурения (способа, параметров режима, типа долот) был обусловлен необходимостью минимизации числа СПО для предотвращения желобообразования. Существенную роль в ми­нимизации СПО сыграл переход на лопастные долота, армированные материалом РДС, что позволило довести среднюю проходку на доло­то 0 311 мм до 3200 м

В процессе бурения осуществлялась коррек­тировка проектного профиля, рассчитывались ожидаемые осевые нагрузки и крутящие момен­ты при бурении и креплении скважин, выполня­лись гидравлические расчеты промывки при бурении, выбор компоновки бурильной колон­ны с целью снижения величины крутящих мо­ментов. Для последующего анализа составля­лись сводные таблицы с параметрами режимов бурения, параметров бурового раствора, ба­ланса календарного времени и др.

Результатом выполняемого мониторинга бурения скважин, наряду с приобретаемым бу­ровой бригадой опытом, явилось постоянное улучшение технико-экономических показате­лей бурения, достижение высоких технологиче­ского и экономического эффектов. Так, ком­мерческая скорость достигла величины около 2200 м/ст. мес. и стоимость метра проходки около 1000 Однако практическая стабилизация указан­ных показателей на последующих скважинах показала, что организационные и технические возможности данной технологии близки к ис­черпанию. Кроме того, практика выявила ряд существенных недостатков применявшейся тех­нологии.

При работе забойным отклонителем по изменению траектории ствола скважины в го­ризонтальном стволе при больших отходах компоновка зависала, а для проталкивания компоновки приходилось вращать ее верхним приводом. Таким образом, при работе забой­ным отклонителем, после проталкивания ком­поновки, бригада вынуждена была снова ори­ентировать отклонитель в необходимом направлении, что приводило к дополнитель­ным затратам времени на бурение скважины. Вследствие этого, пробуренный ствол скважи­ны получался в виде синусоиды. При длине ствола более 5000 тыс. м прогрессивно падала управляемость компоновки, т.е. возможности оперативного изменения траектории ствола.

В процессе проработок ствола скважины, при наличии в компоновке бурильной колонны забойного отклонителя, происходило увеличе­ние диаметра ствола скважины. Все это приво­дило к затяжкам инструмента в процессе подъ­ема бурильной колонны и затруднениям при спуске обсадных колонн.

Приобретенный опыт, навыки бурения сква­жин с большими отходами, опыт зарубежных фирм позволил для бурения одиннадцатой и двенадцатой скважины (№№ 216 и 217) долота­ми 0 311 и 215.9 мм использовать КНБК с ро­торной управляемой системой (РУС).

Подтвердились преимущества РУС перед КНБК с забойными двигателями: лучшая уп­равляемость; плавное изменение траектории; отсутствие потерь времени на ориентированное бурение (забойным двигателем); уменьшение давления, возможность повышения подачи на­сосов; повышение суточной проходки и улуч­шение очистки ствола от шлама за счет выше­перечисленных факторов.

Кроме того, выявлено уменьшение шламо- образования и связанное с этим сокращение расхода материалов для приготовления раство­ра, затрат на вывоз шлама и значительное улуч­шение условий работы вибросит за счет более равномерного распределения нагрузки на них во времени.

В целом, результатом применения РУС яви­лось увеличение коммерческой скорости на 25-32 % при практически неизменной стоимо­сти метра.Промывочная жидкость

Выбор типа бурового раствора при бурении наклонно-направленных скважин на Сахалине определяли не особенности геологических ус­ловий бурения, а конфигурация стволов сква­жин. Большие величины углов наклона (до 85-90°) и горизонтальных отходов (до 6 км), длинные наклонные участки, при вертикаль­ной глубине до 1,5 км, требуют от буровых растворов, прежде всего, высокой смазываю­щей способности, обеспечивающей коэффици­ент трения < 0,3; исключения прихватов из-за перепадов давлений; хорошего выноса шлама, уменьшения кавернообразования и замедле­ния желобообразования .

В наибольшей степени этим требованиям со­ответствует буровой инвертный эмульсионный раствор (БИЭР) на углеводородной основе, рецептура которого, а также рекомендации по перечню и объёмам химических реагентов и материалов, разработаны специалистами «Сахалинморнефтегаза» совместно с учеными УГНТУ . С начала работ первоначально вы­бранная рецептура (на основе отечественных материалов) потребовала лишь незначитель­ных корректировок.

Выводы и заключения

Использование метода наклонно-направ­ленного бурения при освоении морского место­рождения Одопту-море позволило ОАО «Рос­нефть - Сахалинморнефтегаз» первым начать промышленную эксплуатацию нефтегазовых запасов шельфа Сахалина, опередив крупные международные проекты «Сахалин-1» и «Саха­лин-2». За 6 лет на Северном куполе месторож-

дения были построены 11 скважин однозабой­ной конструкции с углом отклонения от верти­кали 80°-88 °, и одна скважина с двумя ствола­ми. Достигнутые значения отхода скважин от вертикали находятся на уровне мировых дости­жений.

Длительная эксплуатация скважин, до сих пор дающих безводную продукцию, подтверж­дает высокий профессионально-технический уровень крепления скважин. Освоение место­рождения Одопту-море (Северный купол) пу­тем бурения наклонно-направленных скважин с берега позволило ОАО «НК «РН» - СМНГ» за 5 лет нарастить годовую добычу с него до 350 тыс. т (рис. 5) и поддержать уровень добы­чи в целом по предприятию, эксплуатирующе­му, в основном, место­рождения, находящиеся 300 350 400 на завершающей стадии разработки.

Промыслово-геофи­зические исследования в процессе бурения сква­жин позволяют вести по­стоянный контроль за траекторией стволов, расчлененностью и про­дуктивностью вскрывае­мого разреза. На их основании уточнено геологическое строение месторождения, откры­ты две новые нефтяные залежи, приуроченные к XX 3 пластам, и приращены извлекаемые запасы нефти категории С 1 и С 2 в сумме 5 млн. т.

Что не менее важно, метод освоения морско­го месторождения условно-горизонталными скважинами по сравнению с традиционными методами обустройства морскими стационар­ными сооружениями позволил значительно снизить расходы. Строительство одной ледо- стойкой платформы обошлось бы в $200 млн., плюс расходы на подводные коммуникации и обеспечение экологической безопасности. Вме­сте с тем «Сахалинморнефтегазу» за счет совер­шенствования технологии удается постепенно увеличивать скорость бурения и снижать себес­тоимость скважин. Немаловажно, что при та­ком подходе практически снимаются экологи­ еские риски разработки месторождения, име­ющие место при добыче с морских стационар­ных платформ.

В ходе работ ОАО «НК «Роснефть-Сахалин- морнефтегаз» приобрел ценный опыт проводки наклонно-направленных скважин со сверхдаль­ним отходом от вертикали, почерпнуть который из технической литературы невозможно (подоб­ные материалы не публикуются) и который зна­чительно улучшил ТЭП строительства скважин (рис. 6).

Получена чрезвычайно важная информация о потенциальных возможностях морских мес­торождений, которая позволяет повысить сте­пень достоверности проектирования их разра­ботки.

«Роснефть» и ExxonMobil в составе консорциума «Сахалин-1» ввели в эксплуатацию платформу «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги, успешно выполнив установку верхнего строения на основание гравитационного типа.

Платформа была введена в эксплуатацию 27 июня в ходе видеомоста с Президентом РФ Владимиром Путиным, на платформе в это время находились Президент, Председатель Правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, Президент ExxonMobil Russia Гленн Уоллер и Вице-президент «Эксон Нефтегаз» Роджер Хайем. Президент РФ дал старт к запуску нефтегазодобывающей платформы.

Владимир Путин подчеркнул: «Освоение Сахалина: природных ресурсов и морского шельфа - имеют для нас большое, можно сказать - общегосударственное значение. И благодаря таким проектам, как платформа «Беркут», мы можем задействовать богатейшие, но малодоступные месторождения, создавать новые производства, новые рабочие места, в целом укреплять социально-экономическое развитие важнейшего для нашей страны региона - Дальнего Востока».

«Я хочу отметить также позитивную работу «Роснефти» с нашими американскими партнёрами, с компанией ExxonMobil. Знаю, что у вас большие совместные планы, в том числе по освоению новых месторождений, строительству мощностей по производству сжиженного природного газа», - добавил Президент России.

Для установки верхнего основания платформы была проведена уникальная транспортная операция по его доставке на плановую точку на расстояние более 2600 км. В ходе изготовления, доставки и монтажа фундаментального верхнего строения было установлено несколько отраслевых мировых рекордов, в том числе, монтаж в открытом море методом надвига. Вес верхнего строения 42 тысячи тонн, общий вес вместе с основанием более 200 тысяч тонн. Это самое крупное сооружение подобного рода в мире. Все операции по стыковке на «Беркуте» выполнены с учетом требований безопасности, все системы, подлежащие подключению на первом этапе - протестированы.

После запуска платформы Игорь Сечин сказал: «Самая мощная из существующих в мире буровых установок позволяет обеспечить, согласно модели разработки, бурение скважин с отходом по вертикали не менее 7 километров, а в принципе - до 14 тысяч метров, такие рекорды уже поставлены, это буровая установка «Ястреб». Несмотря на то, что проект отличается высокой сложностью, выгода для всех участников очевидна. В частности, доля наших партнеров из ExxonMobil в прибыльной продукции - 30 процентов».

Уже в ближайшее время на Беркуте будут введены в эксплуатацию противопожарные системы и начнется заселение жилого модуля. Осенью текущего года, после завершения имитационных испытаний буровых систем, будет дан старт бурению первой добывающей скважины.

Начало добычи на платформе ожидается в конце этого года. Разработка месторождения Аркутун-Даги позволит добавить к годовой добыче проекта «Сахалин-1» до 4,5 млн. тонн нефти. Проект «Роснефти» обеспечит существенные инвестиции в экономику Дальневосточного региона.

Буровая платформа «Беркут» - весомое подтверждение высокого уровня профессионализма и уникальных компетенций «Роснефти» на шельфе Российской Федерации. Старт работы «Беркута» усилит позиции России на мировых рынках, укрепить энергетическую безопасность страны, увеличит поступления в бюджет Сахалинской области.

Видеоконференция с буровой платформы «Беркут» с участием Президента РФ Владимира Путина

Буровая платформа «Беркут»

Справка:

Длина платформы - 105 метров, ширина - 60 метров, высота с основанием - 144 метра. Практически равна 50-этажному зданию. Самая мощная из существующих в мире буровых установок позволяет обеспечить, согласно модели разработки, бурение скважин с отходом от вертикали не менее 7 километров. Таким образом, платформа, по сути, является гигантской кустовой площадкой, позволяющей максимально эффективно обеспечить разработку морских месторождений.

С одной этой платформы будет пробурено 45 скважин с пиком суточной добычи в 12 тысяч тонн, что даст 4,5 млн. тонн нефти в год. Предусматривается бурение 28 нефтедобывающих и 16 водонагнетательных скважин и 1 скважины для закачки шлама. Платформа расположена на расстоянии 25 км от берега, на участке, где глубина моря достигает 35 метров.

На «Беркуте» установлен самый мощный в мире верхний привод бурового механизма с крутящим моментом верхнего приводам 142 килоньютонов на метр с подъемной мощностью станка 1150 тонн), что позволяет бурить скважины с максимальным отклонением от вертикали до 7 км - это особенно важно для эффективности и безопасности морского бурения. Здесь впервые установлена интегрированная система интеграции бурового процесса, то есть процесс бурения осуществляется практически без применения ручного труда.

На «Беркуте» впервые в мире применена система сейсмозащиты, позволяющая выдержать удар землетрясения силой в 9 баллов, без нарушения работоспособности. «Беркут» не боится низких температур и рассчитан на работу в условиях минус 44 градуса, выдержит волну высотой более 18 метров (это практически цунами) и давление льда толщиной два метра.

Вся жизнедеятельность платформы обеспечивается автономной энергосистемой, состоящей из 4 газотурбинных агрегатов на 60 Мвт, работающих на сепарированном на платформе попутном газе, с возможной когенерацией на дизельном топливе в случае необходимости. Предусмотрена запасная схема из трех дизельгенераторов общей мощностью 5.4 Мвт, обеспечивающих автономный режим работы платформы с нулевыми выбросами в окружающую среду.

В 2009 году в порту Находки началось строительство гравитационного основания платформы. На строительной площадке работало более 2000 человек. К строительству основания были привлечены свыше 2000 специалистов. Проект «Роснефти» обеспечил существенные инвестиции в экономику региона, только в зоне строительства было возведено 2 бетонных завода, использовавших гравий из местных разрезов.

Для дополнительной защиты от льдин на основание был «надет» так называемый ледовый пояс. Это уникальное конструкторское решение, разработанное при участии ведущих специалистов «Роснефти».

«Сахалин-1» — первый масштабный шельфовый проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях СРП (заключено в 1996 г.). Всего в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 64 млн. тонн. К 2018 г добыча нефти вырастет на 33% по отношению к текущим показателям проекта. За счет вывода на полку месторождения Аркутун-Даги добыча по проекту «Сахалин-1» к 2018 году превысит 10 млн. т нефти в год.

Доли участников проекта:
НК «Роснефть» - 20%
ExxonMobil - 30%
SODECO - 30%
ONGC Videsh Ltd. - 20%

Настоящие материалы содержат заявления в отношении будущих событий и ожиданий, которые пред-ставляют собой перспективные оценки. Любое заявление, содержащееся в данных материалах, которое не является информацией за прошлые отчетные периоды, представляет собой перспективную оценку, связанную с известными и неизвестными рисками, неопределенностями и другими факторами, в результате влияния которых фактические результаты, показатели деятельности или достижения могут существенно отличаться от ожидаемых результатов, показателей деятельности или достижений, прямо или косвенно выраженных в данных перспективных оценках. Мы не принимаем на себя обязательств по корректировке содержащихся здесь данных, с тем чтобы они отражали фактические результаты, изменения в исходных допущениях или факторах, повлиявших на перспективные оценки.

Нефтяная платформа "Беркут"

Сегодняшняя Россия, несомненно, набирает темпы в экономическом и промышленном росте, несмотря на внешнеполитические факторы. Трудно однозначно сказать, что явилось толчком для такого резкого промышленного подъема в нашей стране. В настоящее время средний россиянин может не ощущать каких-либо изменений в промышленном секторе экономики, его больше интересует, какие продукты на прилавках, по каким ценам, уровень безработицы в стране, социальная и миграционная политика и другие бытовые вопросы. Но, как многие понимают, без промышленного подъема и выхода на государственное самообеспечение в плане продовольствия, обороны, машиностроения, тяжелой и легкой промышленности, энергетики и прочих, невозможна экономическая независимость страны.

Сейчас многое делается для достижения поставленных целей. На фоне санкционных мер в банковском секторе, разрабатывается собственная межбанковская платежная система. Укрепляется сотрудничество со странами БРИКС по всем возможным направлениям, прежде всего для осуществления экономической и финансовой независимости от европейских и американских банков. В этом году главами стран БРИКС был даже основан международный банк со стабилиционным фондом в 100 млрд. долларов (аналог международного валютного фонда в Европе).

Программа импортозамещения тоже немаловажная составляющая для российской промышленности. Ни для кого не секрет, что больше половины рынка в России занимают импортные товары во всех сферах экономики от продовольствия до лекарств и технологий. В некоторых сферах импорт товаров достигает почти 100%, что недопустимо для российского производителя. Как говорят многие политики: «Россия - страна самодостаточная. У нас есть все предпосылки, чтобы полностью обеспечить страну продовольственными товарами и еще пустить на экспорт. У нас огромные территории и подходящие климатические условия для развития сельского хозяйства, животноводства, птицеводства. У нас самые большие в мире лесные и водные ресурсы, сибирские кладовые, нераспечатанная Арктика. Надо строить больше заводов, электростанций, ферм, прокладывать дороги, осваивать недра и т.д.»

Всё это, несомненно, так. И у нашей страны уже есть определенные успехи. Но нам еще не хватает высококвалифицированных кадров, своих уникальных технологий и, разумеется, денег на развитие всего, чего хочется и как можно быстрее. Есть два пути для осуществления проектных решений помимо выделения бюджетных ассигнований: это внешнее заимствование и привлечение инвестиций. И то и другое активно используется нашей страной.

В последние годы стал активно развиваться Дальний Восток. Самым заметным проектом стал проект «Сахалин-1», целью которого стала разработка нефтяных и газовых месторождений на северо-восточном шельфе о. Сахалин. Район включает в себя месторождения Чайво, Одопту-море и Аркутун-Даги. Это совместный международный проект. Его участниками являются компании ExxonMobil с долей 30%, Sodeco - 30%, ОАО «Роснефть» - 20% и ONGC Videsh Ltd - 20%.

Самым заметным событием в этом году стала установка и запуск нефтяной платформы «Беркут».

«Беркут» - это сложнейшее инженерно-техническое сооружение на сегодняшний день является самым передовым в мире. При производстве этой платформы были использованы уникальные конструкторские решения, аналогов которым нет в мире, в том числе использование мобильной буровой установки, способной бурить круглый год на удалении до 7 км. Эта платформа должна выдерживать волны высотой до 18 м, быть устойчивой при силе ветра до 120 км/ч, способна выдерживать удары льдин толщиной до 2 м и устоять при землетрясении силой в 9 баллов по шкале Рихтера. Срок эксплуатации такой платформы 40 лет.

Основание платформы были выполнено из железобетонных конструкций с использованием высокотехнологического бетона и особо прочных стальных каркасов, усиленных для работы в субарктических широтах. Периметр основания составил 133 м. на 100 м. Было создано четыре бетонных опоры высотой около 50 м., в них поместили суперпрочные трубопроводы. Вес основания составил 160 тыс. тонн.

Основание было построено еще в 2012 году в порту г. Находка Приморского края, который является сейчас самым крупным и развитым узловым промышленным центром. 25 мая 2012 года основание платформы было отбуксировано на место установки над месторождением Аркутун-Даги.


В это время шло создание надводной части нефтедобывающей платформы «Беркут». Ее производством занималась компания Daewoo (Корея). Этот модуль включил в себя все необходимые установки для бурения, закачки, накопления сырой нефти, новейшее оборудования для систем жизнеобеспечения на платформе, пожаротушения, жилые помещения для рабочих и обслуживающего персонала, грузоподъемные механизмы, вертолетную площадку и прочее. Вес этого сооружения составил 45 тыс. тонн. Затраты по созданию платформы обошлись в 12 млрд. долларов.

Транспортировка надводной части нефтяной платформы заняло несколько дней. С особой осторожностью это гигантское сооружение преодолело почти 2800 км от берегов Кореи до Аркутун-Даги в Охотском море. Установка на основание было произведено с особой точностью в 2013 г.

Еще год понадобился, чтобы закрепить надводный модуль на основании и произвести монтаж всех агрегатов, настройку систем и оборудования.


27 июня 2014 Президент России В. Путин в ход видеоконференции дал команду к пробному запуску НП «Беркут». На платформе в этот момент находились Глава «Роснефти» И. Сечин, Глава Компании ExxonMobil Г. Уоллер и другие важные лица.

Владимир Путин отметил всю важность этого события для экономики нашей страны и эффективное международное сотрудничество в рамках подобных масштабных проектов. Поблагодарил всех инженеров и строителей, которые приняли участие в создании этой платформы.

Начало добычи запланировано на конец 2014 г.

В Охотском море запущена в эксплуатацию крупнейшая в России нефтегазодобывающая платформа "Беркут". Сигнал о запуске платформы дал по видеосвязи президент России Владимир Путин. "Начинайте", - сказал он. После этого глава "Роснефти" Игорь Сечин доложил, что платформа запущена.

Путин заметил, что освоение природных ресурсов Сахалина имеет важное общегосударственное значение.

"Благодаря таким проектам, как платформа "Беркут", мы можем задействовать богатейшие, но малодоступные месторождения, создавать новые производства и рабочие места, в целом укреплять социально-экономическое развитие Дальнего Востока", - подчеркнул президент, добавив, что перед компаниями, работающими на платформе, стоит задача выйти на годовой объем добычи 4,5 млн тонн нефти.

Особо Путин отметил, что при строительстве и эксплуатации платформы соблюдаются самые жесткие экологические требования. Глава государства поблагодарил за труд и добросовестное отношение к делу всех, кто принимал участие в строительстве и транспортировке платформы. Он также пожелал успехов в дальнейшем сотрудничестве компаниям "Роснефть" и "Эксон Мобил". "Знаю, что у вас большие совместные планы, в том числе по освоению новых месторождений, строительству мощностей по производству сжиженного природного газа. Хотел бы еще раз всех поздравить, пожелать всем партнерам успехов в этой большой совместной работе", - заключил глава государства.

В свою очередь глава "Роснефти" Игорь Сечин доложил, что промышленная нефть с этой платформы будет добыта уже в декабре этого года. Он добавил, что платформа "Беркут" выдерживает землетрясение силой 9 баллов, волну до 18 метров и температуру до минус 44 градусов без потери работоспособности.

Работа платформы обеспечивается автономной системой энергоснабжения. "Несмотря на то, что проект отличается высокой сложностью, выгода для всех участников очевидна. В частности, доля наших партнеров из "ExxonMobil от прибыльной продукции - 30%", - подчеркнул глава "Роснефти".

Вес платформы (верхней и нижней части) превышает 200 тыс. тонн, количество скважин на платформе - 45. Платформа на Аркутун-Даги будет расположена на расстоянии 25 км от берега, на участке, где глубина моря достигает 35 м. Бурение будет осуществляться с помощью морской буровой установки, рассчитанной на круглогодичное бурение скважин в радиусе до 7 км от платформы.

Разработка месторождений проходит в несколько этапов. Первый этап предусматривает разработку запасов нефти месторождения Чайво /начата в 2005 году/ и месторождения Одопту. В рамках второго (с 2014 года) этапа участники приступят к разработке запасов газа месторождения Чайво. Третий этап предполагает разработку, также с 2014 года, запасов нефти месторождения Аркутун-Даги. Жизненный цикл проекта продлится до 2040-2050 гг.

Платформа "Беркут" спроектирована специально для работы в суровых субарктических условиях и сможет противостоять волнам высотой до 18 метров, давлению ледовых полей толщиной до двух метров и температуре до -44 C°. Разработка месторождения Аркутун-Даги позволит добавить к общей годовой добыче проекта "Сахалин-1" до 4,5 млн тонн.

"Сахалин-1" - первый масштабный шельфовый проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях СРП (заключено в 1996 году). Проект предусматривает разработку трех месторождений - Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря.



Поделиться