Ненецкая народная сказка "кукушка". из оленьего мех

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;
  • формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
  • обогатить словарный запас;
  • воспитать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.

Технология: критическое мышление

ХОД УРОКА

I. Побуждение

1) Оргмомент

2) Опрос домашнего задания

– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви человека, птицы и зверю к своему дитя) (Слайд 1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам?
– Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
– А какие проблемы существуют в настоящее время в отношениях родителей и детей?

(Просмотр видеоролика) (Слайд 2)

II. Осмысление

– Такая ситуация распространена почти во всем мире, немало можно прочесть об этом и в художественных произведениях, газетных статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, где освещена эта проблема.

Словарная работа

ненцы – жители севера;
чум – жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы – обувь
малица верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами (Слайды 3, 4)

Чтение сказки учителем, показ иллюстраций (Слайды 5, 6)

– Почему мать превратилась в кукушку?
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
– Какой урок мы должны извлечь из сказки “Кукушка”?
– Какому виду относится сказка?
– Какая из пословиц соответствует сказке?

  • Родни много, а мать одна
  • Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
  • Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)

(Рассуждения детей)

III. Рефлексия

– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из героев нашего урока. Напомню, письма бывают благодарственные, письма-уведомления, просьбы, претензии.
– И в заключение нашего урока предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд 8)

Домашнее задание: Сравнить ненецкую сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей» (Слайд 9)

В нашей семье никто не осуждает кукушку за то, что не вьёт она себе гнезда и не растит сама своих детей. Я помню, как я плакала, когда мне мама читала сказку «Кукушка», как мне было жалко кукушку-мать, а потом так же плакала моя дочь, когда я ей читала эту сказку, и крепко прижималась ко мне. И внучке уже прочитана эта сказка…

Народная ненецкая сказка «Кукушка»

Цель: воспитание доброты, внимательности и отзывчивости к родным.

Задачи:

- помочь понять и оценить характеры героев ненецкой народной сказки «Кукушка»;

- развивать интерес к художественной литературе;

Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению.

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

«Лауреаты Нобелевской премии по литературе» - Проверьте себя. Гении в литературе. Борис Пастернак. Александр Солженицын. Лесков. Иван Бунин. Михаил Шолохов. Гений. Иосиф Бродский. Лауреаты Нобелевской премии.

«Самый лучший читатель» - Закрыли глазки, полетели..! Введение. Рекомендации: Включать больше импровизации в театральную постановку. Мама. Авторская программа. У меня есть кот Татошка! Ассоль маленькая, Семилетова Анжела. «Чайка». Автор Рослов Влад. Мама! - лучше слова нет! Художественное произведение «всеобщее письмо», которое писатель посылает людям.

«Виды справочной литературы» - Время поиска. Признаки энциклопедии. Педагогические энциклопедии. Поморская энциклопедия. Государство и право. Справочный аппарат Детской энциклопедии. Словарная статья. Переводные словари. Виды справочной литературы. Как располагается материал в энциклопедии. Искусство. Дефектология. Алфавитное расположение.

«Премия Цветаевой» - «Зимний собор». Из истории Литературной премии им. М.И.Цветаевой. «Встретимся у Марины». Евгений Александрович Поспелов. Елена Николаевна Крюкова. Вячеслав Михайлович Головко. Сельма Ансира. «Крылатый ковчег». Лауреаты первой литературной премии имени Марины Цветаевой 2007 года. «Дорогие сердцу лица».

«Энциклопедии» - Виды энциклопедий. Британская энциклопедия. 32 тома. Любая энциклопедия содержит справочный аппарат. Энциклопедия «Что такое? Немного истории. Картотеки. Детская энциклопедия. Для библиографического поиска используйте прежде всего содержание. Энциклопедии. Практическая работа с энциклопедиями и словарями.

«Премия по литературе» - Бен МАРКУС. Джонатан Фрэнзен. Национальная книжная премия в области художественной литературы. МАЙКЛ ЧЕЙБОН MICHAEL CHABON [р. 1963]. Вы будете счастливы!!! Фрагменты интервью с Майклом Чейбоном «Иностранная литература», № 4 за 2004 г. На обочине дороги. ПЕН/Фолкнер существует с 1981 года. 2003 год: Джеффри Евгенидес.

Всего в теме 18 презентаций

Урок литературного чтения Тема урока:

Ненецкая народная сказка «КУКУШКА»

  • Подготовила: Адайбаева М.Г.

Цель урока:


  • - учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;
  • -формировать необходимый уровень читательской компетенции;
  • -способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
  • -формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Добрый день, начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не молчать Всем работать, отвечать.


добрым молодцам урок"


АЙОГА

ЛИСА И МУРАВЕЙ


НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

АЙОГА

ЛИСА И МУРАВЕЙ



К Ш К У А У К




  • Ее кукуканье слышали, наверное, все, но очень мало кто видел эту осторожную птицу. Кукушка чуть больше голубя и имеет серое с поперечными полосами оперение, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки перелетные птицы, поэтому у нас их можно увидеть только со средины весны до конца лета.

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.


4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.






Тундра - холодные северные безлесные пространства.


– жилище в форме конуса,

покрытое оленьими шкурами.

Верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Пимы - высокие сапоги

из оленьей шкуры.



Физминутка «Хомка»

Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, шейку трет. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.



Составьте пословицы о матери, соединив части:

Нет на свете лучше дружка,

солнца греет.

При солнышке светло,

не заменишь.

Родную мать никем

при матери добро.

Сердце матери лучше

чем родная матушка.


"Сказка - ложь, да в ней намек:

добрым молодцам урок"


Рефлексия «Дерево успеха»

Розовый -мне было скучно

Желтый -я понял, но есть вопрос

Зеленый -мне было интересно


Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«КУКУШКА» Ненецкая народная сказка

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

О т жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: - Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов. Другой говорит: - Я без шапки. Третий говорит: - Я без одежи. А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа

Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа...



Поделиться