«Незаменимый Ирокез. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое США, Япония, Тайвань, Германия и Италия

Ну и какой же это авиационный музей,да и еще вертолетный,в котором бы не было Хьюи... Вот он красавец в самой распространенной конфигурации: Bell UH-1H Iroquois,всего было построено 5435 таких вертолетов.



Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш Bell UH-1H Iroquois 1966 года выпуска с армейским номером 66-16579,заводским 8773. Построен был в 1966 году как UH-1D. Всю свою жизнь он прослужил в US Army Aviation. В процессе был конвертирован в UH-1H,правда непонятно в каком году. И наконец 29 августа 1992 года после выхода в отставку он попал в музей.

Как и все вертолеты в этом музее,он плотно заставлен собратьями.

Тут почему то нет дворников.

Общий вид. Сдвижную дверь заменили на стекло,чтобы можно было рассмотреть внутренности.

Простой,надежный,в меру мощный... Но с присущими двухлопастной схеме недостатками.

Как смог,заглянул в кабину вертолета.

Кресла в броне.

Теперь смотрим на салон вертолета. Здесь все предельно аскетично.

Как оказалось сдвижную дверь не сняли,а лишь закрыли салон стеклом.

Для посетителей открыли для обзора единственный двигатель Lycoming T53-L-13 мощностью 1400 лс. Сейчас уже однодвигательные вертолеты не очень в ходу для таких задач.

Двухлопастной несущий винт диаметром 13,41 метра.

Хвостовая балка,где по верху идет под кожухом вал на рулевой винт.

Здесь же рядом расположили двигатель от младшего брата этого вертолета: Allison 250-C10 от OH-6A. Его мощность всего 250 лс.

Но ведь и размеры и вес его совсем не велики...

А это вроде как часть винта от Bell-212

Тут и табличка по этому поводу есть.

Здесь видно на чем держится лопасть. Кстати это сменная вещь,на том же Белл-206 ее надо менять раз в три года...

Особенно меня поражают на таких тяжелых вертолетах эти ручки. Это для управления вертолетом при буксировке на подставных колесиках. Их всего два и поэтому нужно поддерживать вертолет,чтобы он не шоркал лыжами по земле.

Общий вид сзади.

Втулка рулевого винта.

Горизонтальные стабилизаторы,мало того,что они меняют свой угол,так они еще и с обеих сторон балки.

Мощный выхлоп единственного двигателя направлен вверх.

Воздухозаборник двигателя с системой очистки от пыли и песка.

Втулка несущего винта.

ПВД в чехле рядом с резаком. Резак нужен для защиты от проводов на пути вертолета.

И еще один общий вид.

ЛТХ:
Модификация UH-1H
Диаметр главного винта, м 13.41
Диаметр хвостового винта, м 2.59
Длина,м 12.98
Высота,м 3.84
Масса, кг
пустого 2300
максимальная взлетная 4309
Внутренние топливо, л 916 + опционально 1325
Тип двигателя 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-13
Мощность, лс 1 х 1400
Максимальная скорость, км/ч 238
Крейсерская скорость, км/ч 204
Практическая дальность, км 615
Дальность действия, км 383
Скороподъемность, м/мин 427
Практический потолок, м 3505
Статический потолок, м 3230
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 8 солдат или 3 носилок, 2 сидячих раненых и 1 сопровождающий или 1361 кг груза в кабине или на подвеске
один 7.62-мм пулемет М60 в дверце кабины или 4 7.62-мм пулемета М60 на направляющих по бокам фюзеляжа
Возможно подвеска 2 пакетов с 24 70-мм НУР

США, Япония, Тайвань, Германия и Италия

Тип: вертолет общего назначения и непосредственной поддержки

Вместимость : пилот и до 14 пассажиров (модификация UH-1H)

Семейство вертолетов Bell UH-1, построенное со времени окончания Второй мировой войны в большем количестве, чем любой иной военный летательный аппарат, их эксплуатировалось в ВВС различных стран больше, чем других типов. Создан на базе прототипа ХН- 40, который был построен компанией «Белл» в ответ на потребность Армии США в вертолетах общего назначения и для эвакуации раненых. Первый серийный вертолет HU-1A, это обозначение он получил позже, поступил в эксплуатацию в конце 1950-х годов. В 1961 году компания «Белл» доработала конструкцию и создала вертолет модель 205, применив более длинный фюзеляж и мощный двигатель.

В результате вертолеты UH-1D/H стали самыми популярными у военных - они оставались в производстве до 1986 года. Только в Армию США было поставлено 2008 вертолетов модификации D. Основа аэромобильных частей во вьетнамской войне - вертолет «Ирокез» (Iroquois) во время войны вооружался также различными с пулеметами, как неподвижными в подвесных контейнерах, так и управляемых вручную неуправляемыми, а также использовался в роли вертолетной артиллерийской батареи.

Среди дальнейших модификаций были вертолеты, оснащенные двумя двигателями для военно-морских сил, противолодочными РЛС для поиска на море, а также очень увеличенный вертолет для транспортировки 17 солдат - исходный UH-1A мог разместить только шестерых. Все еще широко эксплуатирующийся сегодня вертолет Bell UH-1 в его многочисленных модификациях, несомненно, будет играть важную роль в вооруженных силах и в XXI веке. Большое количество освободившихся с военной службы вертолетов «Ирокез» было продано частным заказчикам в основном в США, где они выполняют самые разнообразные работы.

Техникой, которая в первую очередь ассоциируются с войной во Вьетнаме, является американский вертолет Bell UH-1 Iroquois (Ирокез). В свое время вертолеты очень хорошо показали себя в Корее. Это заставило американское командование обратить на них особое внимание.

UH-1 Iroquois фото

В начале 50-х годов был проведен конкурс по созданию легкого многоцелевого вертолета с возможностью установки пулеметного и ракетного вооружения. В 1955 г. оптимальным вариантом был признан проект фирмы Bell Helicopter Company.

Первый прототип (Model 204) был оснащен турбовальным двигателем Lycoming T53. Первый полет опытного образца состоялся 20 октября 1956 г. в Форт-Уорте (штат Техас). Армейский вариант обозначался как HU-1 Iroquois (впоследствии UH-1). В серийное производство пошли вертолеты UH-1A с двигателем Lycoming T53-L-1A (770 л. с.).


Двигатель Lycoming T53

Bell UH-1 Iroquois – это вертолет классической одновинтовой схемы с двухлопастным несущим винтом и двухлопастным рулевым винтом. Конструкция фюзеляжа полумонококовая, состоящая из двухместной кабины пилота, грузового отсека и хвостовой балки. Функции приспособления для посадки выполняют стальные лыжи. Силовая установка расположена в верхней части фюзеляжа и состоит из одного или двух двигателей в зависимости от модификации вертолета. Топливная система состоит из двух баков (625 л.), которые располагаются за кабиной пилотов. Вертолет может нести пулеметное и ракетное вооружение.

Со временем появлялись новые модификации данной машины. В 1961 г. в армию стали поступать UH-1B, на которых был установлен двигатель T53-L-5 (960 л.с.). В 1963 г. корпус морской пехоты США получил вертолеты UH-1E, которые оснащались более современным радиооборудованием. В 1965 г. появилась новая модификация машины, UH-1C, которая отличалась усовершенствованной конструкцией несущего винта. UH-1D отличался новой конструкцией фюзеляжа, позволявшей увеличит объем грузовой кабины. С 1965 г. предпринимаются попытки установить на UH-1 два двигателя. Результатом стала модификация UH-1N с двумя двигателями Pratt&Whitney PT6T-3 (общей мощностью 1800 л.с.). «Ирокез» является одним из самых массовых вертолетов в истории американской авиации, всего было построено более 8000 единиц. Машина экспортировалась и производилась по лицензии за рубежом.

Двигатель Pratt&Whitney PT6T-3

Спектр применения данного вертолета очень широкий, он активно использовался в армейской и гражданской авиации разных стран. Он засветился во многих военных конфликтах, как вертолет десанта и огневой поддержки.

Схема

Технические характеристики Bell UH-1:

    максимальная взлетная масса 4309 кг;

    максимальная скорость 238 км/ч;

    практическая дальность 615 км;

    практический потолок 3505 м;

    полезная нагрузка 1361 кг (или 8 полностью экипированных солдат).

UH-1 Iroquois
Назначение: многоцелевой вертолёт
Первый полёт: 22 октября 1956 года
Принят на вооружение: 1959 год
Всего построено: 16000
Производитель: Bell Helicopter Textron
Модификации: UH-1N Twin Huey, Bell 204/205, Bell 212, Bell 214, UH-1Y Venom
Габариты
Диаметр несущего винта: 14,63 м
Диаметр рулевого винта: 2,59 м
Длина фюзеляжа: 12,77 м
Высота: 4,42 м
Основные массы
Пустой: 2363 кг
Максимальная взлётная 4310 кг
Масса груза на внешней подвеске: 1759 кг
Внутренний запас топлива: 840 кг
Силовая установка
Количество, тип, марка: 1 х ГТД, Textron Lycoming T53-L-13
Лётно-технические характеристики
Экипаж: 1-4 чел.
Пассажиров: 14 чел.
Крейсерская скорость: 204 км/ч
Максимальная скорость 222 км/ч
в горизонтальном полёте:
Дальность полёта практическая: 511 км
Статический потолок: 4145 м
Динамический потолок: 5910 м
Максимальная скороподъёмность: 7.6 м/с
Вооружение
Подвесное M60С, M2HB, M134
стрелково-пушечное:
Управляемое ракетное: AGM-22, BGM-71 TOW
Неуправляемое ракетное: 7-зарядные или 19-зарядные 70 мм ракетные блоки

UH-1 Iroquois видео

Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) - американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Это одна из самых известных и массовых машин в вертолётостроения.
История UH-1 началась в середине пятидесятых годов, когда был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолёта, который должен был заменить поршневой Sikorsky UH-34 .

Из предложенных проектов в 1955 г., была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолете предполагалось установить новый турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трех прототипов вертолета, с обозначением ХН-40, совершил полет 20 октября 1956 г. на заводском аэродроме в Форт-Уорт штат Техас.
В середине 1959 года первые серийные вертолёты модификации UH-1A оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. начали поступать на вооружение армии США. В войсках они получили обозначение HU-1 Iroquois (с 1962 г. - UH-1). Часть вертолётов была вооружена двумя пулеметами калибра 7.62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм.

В марте 1961 г. на вооружение был принят улучшенный вариант вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с.
Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг., при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР.

В начале 1965 г. UH-1B в серийном производстве был заменен новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. На вертолете был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C . Он мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлетном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259км/ч.

Вскоре после принятия на вооружение новые вертолёты были отправлены во Вьетнам. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сформированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла задача изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспортных вертолетов. Через год роту перебросили в Таиланд, где она приняла участие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый боевой вылет на эскортирование транспортных вертолетов СН-21 "ирокезы" выполнили 3 августа.

5 января 1963 г. рота потеряла первую машину. В операции по высадке десанта в деревне Ап Бак принимали участие десять СН-21 и пять вооруженных "хью". Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южновьетнамскую пехоту. Первая волна достигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на полтора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепятственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины получили попадания пуль. У одного "Ирокеза" отстрелили лопасть несущего винта, он разбился, экипаж погиб.


По опыту боевых действий шло непрерывное совершенствование «Ирокеза», появлялись новые модификации, с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями.
UH-1D отличался от всех своих предшественников увеличенным до 6.23 м.куб. объемом кабины. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолет оснащался двигателем T53-L-11 мощностью на валу 820кВт.

Для Корпуса морской пехоты США (US Marine Corps) была создана модификация UH-1E. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 г. по лето 1968 г. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций.
По сравнению с армейской авиацией, Корпус морской пехоты имел относительно не много боевых вертолётов. Весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Вначале это были не вооруженные поисково-спасательные машины. Но вскоре развитие тактики поисково-спасательных операций привело к появлению специальных вооруженных машин. "Ирокезы" Корпуса морской пехоты зачастую выполняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использовались так же, как и армейские вертолеты. Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейских машин, на морских "ирокезах" пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели с двумя пулеметами М-60.

"Ирокезы" с июня 1963 г. стали поступать на вооружение легких аэромобильных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки.
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних "ирокезов" там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 - ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индокитае только "ирокезов" больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира - порядка 2500.
Широкую известность получили эскадрильи "воздушной кавалерии". В эскадрилью входило три взвода: разведывательный, огневой поддержки и транспортный. На вооружении первого состояли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго - UH-1В, а третий летал на UH-1D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в единых боевых порядках.

Для повышения грузоподъемности с вертолётов зачастую демонтировались кресла и двери, а также вспомогательное оборудование, без которого можно было обойтись в полёте. Снималась также бронезащита, которую экипажи считали бесполезным балластом. По мнению пилотов, главной защитой являлись скорость и манёвренность вертолётов. Но повышение лётных характеристик не могло гарантировать неуязвимости.
О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых "ирокезов". При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей - стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.

Очень скоро «Ирокез» стал «рабочей лошадкой» аэромобильных подразделений, американцы перешли от использования винтокрылых машин в составе мелких подразделений (взвод - рота) к формированию вертолетной дивизии. В середине февраля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи "воздушной кавалерии" полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11 или «ТОУ») и 18 транспортных UH-1D.

В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный батальон - 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота "следопытов". Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом - по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона "воздушной кавалерии", UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D. Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспортным в боевых вылетах составляла сначала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.

Самой совершенной модификацией используемой во Вьетнаме стал UH-1H с двигателем Avco Lycoming T53-L-13 мощностью на валу 1044 кВт. Поставки его начались с сентября 1967 года.

Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков "Хью". Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации UH-1B легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных, а самое главное - не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки - при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, двенадцати. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты серьёзную броню. Часто летчики в боевой обстановке загружали своих "коней" по принципу "лезь, пока есть место". В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной причиной не боевых потерь стали рефлекторные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, зацепив лопастью несущего винта телеграфный столб. Машина разбилась.


«Ирокез» стал, пожалуй, наряду с «Фантомом» и Б-52 наиболее узнаваемым символом Вьетнамской войны. Всего за 11 лет войны в Юго-Восточной Азии по официальным данным вертолеты армии США совершили 36 млн. вылетов, налетав 13,5 млн. часов, зенитным огнем была повреждена 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий- 1:18 000. Впрочем, значительная часть боевых потерь попала в графу «лётные происшествия».
Например, если подбитый вертолёт садился на своём аэродроме, где благополучно сгорал, то он не учитывался как сбитый. То же происходило со списанными машинами, которые сумели вернуться, но не подлежали восстановлению.


Из-за уязвимости вертолётов огневой поддержки UH-1В, которые несли большие потери, была начата программа создания на его базе специализированного ударного АН-1 «Кобра», который имел гораздо лучшую защиту. «Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового и в особенности крупнокалиберных пулемётов, составляющих основу системы ПВО Вьет-Конга.

Несколько сотен вертолётов было передано Южному Вьетнаму, эти машины вплоть до самых последних дней активно использовались в боях. Когда крах сайгонского режима стал неотвратим, они использовались для бегства из страны.


Южновьетнамский «Хьюи» сталкивают за борт корабля, чтобы освободить место на палубе

Значительная часть вертолётов переданных американцами Южному Вьетнаму, досталась после падения Сайгона в качестве трофеев армии ДРВ. Где они активно использовались до конца восьмидесятых.

После успешного дебюта во Вьетнаме, «Ирокезы» очень широко распространились по всему миру. Часто бывшие в употреблении вертолёты передавались «проамерикански» ориентированным странам в рамках военной помощи. Было экспортировано более 10000 вертолётов. В Японии и Италии их выпускали по лицензии, в общей сложности построено около 700 машин.

В начале семидесятых, на базе UH-1D для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) была создана двухдвигательная модификация UH-1N. Силовая установка вертолета PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC) состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг. В случае неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или непрерывной работы соответственно.

Это техническое решение позволило повысить безопасность полёта и выживаемость машины в случае повреждения одного двигателя.
Примерно в тоже время была создана гражданская версия вертолёта. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием.
8 вертолетов Model 212 в 1979г. были поставлены Китаю. Вертолеты Model 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta.

Вертолёты семейства UH-1 в армии США были постепенно вытеснены более грузоподъёмным и скоростным Sikorsky UH-60 Black Hawk.
Но КМП США не торопился отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя машины.
На палубах универсальных десантных кораблей компактные «Ирокезы» занимали места гораздо меньше.
Для замены стареющих UH-1N на фирме Bell Helicopter Textron, в начале 2000-х были начаты работы по созданию новой модификации вертолёта. Программа модернизации вертолёта велась параллельно с работами по вертолёту AH-1Z King Cobra.
Новая модификация «Хью» получила обозначение UH-1Y Venom.

На вертолёте установлен четырёхлопастный несущий винт из композитных материалов, 2 ГТД General Electric T700-GE-401, увеличен размер фюзеляжа для дополнительного БРЭО, установлен новый комплект БРЭО, включающего GPS и систему цифровой картографии, установлены новые системы пассивного и активного радиотехнического противодействия. Значительно расширен диапазон применяемого вооружения. Пассажировместимость увеличилась до 18 человек, а максимальная скорость до 304 км/ч. Серийное производство UH-1Y начато в 2008 году.

Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Хью» и «Суперкобр», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка UH-1Y на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами огневой поддержки AH-1Z King Cobra, что значительно упростит техническое обслуживание.

Тенденция к вымыванию из боевого состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52 и военно-транспортный С-130. Простые, привычные и надежные «Хью» тоже стали таким оружием.

С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16000 шт. UH-1 различных модификаций. Машины этого типа применялись более чем в 90 странах. Значительная их часть находится в лётном состоянии до сих пор. Учитывая запуск в производство новой модификации, нет никакого сомнения, что эти вертолёты будут подниматься в воздух ещё несколько десятилетий.

По материалам:
http://airspot.ru/catalogue/item/bell-uh-1y-iroquois
http://worldweapon.ru/vertuski/uh1.php
http://www.airwar.ru/enc/uh/uh1.html


Многоцелевые вертолеты Белл «Ирокез» и «Хью» являются самыми paспространенными в мире вертолетами и отличаются большим числом военных (под обозначениями UH-1, ТН-1 и НН-1), для вооруженных сил США, и гражданских (под обозначениями Белл 204,205 и 212) модификаций, которые производились длительное время в США, а также по лицензии во многих странах.

Разработка вертолета «Ирокез» началась в 1955 г. по контракту с армией США в соответствии со следующими требованиями: обеспечение транспортировки 6 солдат или груза массой 400 кг с крейсерской скоростью 135 км/ч при статическом потолке 1850 м и радиусе действия 185 км. Вертолеты «Ирокез» должны были иметь силовую установку из одного ГТД и обладать ресурсом основных агрегатов не менее 1000 ч. Они должны были заменить многоцелевые вертолеты Сикорский UH-19 (S-55), имеющие силовую установку из Одного ПД и способные перевозить также 6 солдат, но обладающие крейсерской скоростью только 135 км/ч и статическим потолком 610 м.

Основными особенностями конструкции опытного вертолета Белл «Йрокез», сохранившимися в большинстве последующих модификаций, явились использование двухлопастного несущего винта на универсальном шарнире со стабилизирующим стержнем и двухлопастного рулевого винта с общим горизонтальным шарниром, большой грузовой кабины с большими сдвигающимися грузовыми дверями и лыжного шасси с небольшой высотой стоек, чтобы обеспечивать быструю загрузку и выгрузку солдат и грузов.

Первый полет первого опытного вертолета состоялся 22 октября 1956 г., летные испытания 6 опытных и 9 предсерийных вертолетов UH-1 проводились в 1957-1958 тт.

С 1958 г. начинается серийное производство вертолетов UH-1A, а с 1963 г. – вертолетов UH-1D, которые стали базовыми для последующих модификаций.



Вертолеты Белл «Ирокез» во Вьетнаме


Многоцелевой вертолет Белл UH-1D “Хью” II

Развитие модификаций вертолетов UH-1 шло по пути увеличения их грузоподъемности, которая возросла от 400 до 1800 кг у серийных вертолетов и до 3 т у демонстрационного вертолета-крана, и некоторого улучшения их летных характер ристик. Это потребовало увеличения размеров грузовой кабины и значительного увеличения мощности силовой установки. Большинство вертолетов UH-1 было снабжено ГТД фирмы «Лайкоминг» со свободной турбиной с передним выводом вала, мощность которых у разных вариантов возросла от 630 кВт/ 860 л; с. до 1030 кВт/1400 л. с. у серий гшх вертолетов и до 1950 кВт/ 2650 л. с. у вертолета-крана. Параллельно велась разработка двухдвигательных вариантов вертолета § различными ГТД, общая мощность которых возросла от 1030 кВт/1400 л. с. до 1340 кВт/1800 л. с.

Особенно большим изменениям подверглась несущая система, хотя на большинстве вертолетов сохранились традиционные для фирмы «Белл» двухлопастные несущие винты с лопастями прямоугольной формы в плане, отличающиеся, однако, своим диаметром и хордой лопастей. На серийных вертолетах использовалось шесть различных типов несущих винтов: диаметром 13,42 м с хордой лопастей 0,331,0,553 и 0,686 м, диаметром 14,64 м с хордой лопастей 0,533 и 0,686 м и диаметром 15,24 м с хордой лопастей 0,686 м. Аналогично шло и развитие рулевых винтов, у которых также изменялись диаметр и хорда лопастей.

Увеличение диаметра несущего и рулевого винтов потребовало изменения длины фюзеляжа, что осуществлялось увеличением длины хвостовой балки при сохранении размеров грузовой кабины, а у модификаций с увеличенной грузоподъемностью -за счет увеличения габаритов грузовой кабины. Последние модификации отличаются также улучшенными аэродинамическими обводами для уменьшения вредного сопротивления.

Вертолеты UH-1 широко использовались во Вьетнаме, где в эксплуатации находилось около 1000 вертолетов UH-1. Во время войны во Вьетнаме резко возросло производство вертолетов UH-1, достигшее максимума в 1967 г., когда было построено 1645 вертолетов.

В США и по лицензии в других странах построено более 16 000 вертолетов «Ирокез» и «Хью» 27 различных модификаций, из которых 12 производились серийно, причем производство некоторых из них продолжается до настоящего времени.

Ниже приводится перечень модификаций вертолета «Ирокез» и их основные отличия.






Развитие многоцелевых вертолетов UH-1A, В, F, Н и N


Компоновочная схема вертолета Белл 205 A-I

1 – фюзеляж; 2 – главный редуктор; 3 – несущий винт; 4 – обтекатель двигателя; 5 – двигатель; 6 – рулевой винт; 7 – хвостовая балка; 8 – лыжное шасси

UH-1A – многоцелевые и тренировочные вертолеты для армии США с несущим винтом диаметром 13,4 м и хордой лопасти 0,381 м, с одним ГТД Лайкоминг T53-L-1 взлетной мощностью 630 кВт/ 860 л. с. и взлетной массой 2950 кг. В кабине могло разместиться при одном летчике 6 солдат или трое раненых на носилках с двумя сопровождающими санитарами. Из-за ограниченной мощности двигателя обладали ограниченной скоростью и грузоподъемностью, поэтому было построено только 173 вертолета.

UH-1B – многоцелевые вертолеты для армии с ГДТ T53-L-5 взлетной мощностью 710кВт/960 л. с., а затем T53-L-9 и 11 взлетной мощностью 360 кВт/1100 л. с. и взлетной массой 3850 кг. Новый несущий винт диаметром 13,42 м имел лопасти с хордой 0,533 м, максимальная взлетная масса возросла до 3850 кг. Кабина имела такие же размеры (1,52 х 2,34 х 1,32 м), но в ней могло разместиться до 9 солдат. Вертолеты UH-1B производились серийно с 1962 г. по 1967 г.; построено 1007 вертолетов.

На базе вертолетов UH-1A и UH-1B были созданы следующие модификации:

Белл 204А и В – гражданские варианты вертолетов UH-1А и В, поставлено 69 вертолетов. Производились по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 260 вертолетов АВ204В и в Японии фирмой «Фудзи», построившей 144 вертолета В 204;


Пассажирский вертолет Белл 205 А-1


Многоцелевой двухдвигательный вертолет Белл 212

UH-1C и М – многоцелевые вертолеты для армии США с одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810 кВт/1100 л. с. и 53-L-13 (1030 кВт/1400 л. с.); построено 787 вертолетов UH-1C;

UH-1E – многоцелевые вертолеты для корпуса морской пехоты и флота, поставлено 209 вертолетов, отличались новым несущим винтом диаметром 13,42 м с хордой лопастей 0,686 м и втулкой типа «дверная петля», которая имела более простую конструкцию и в дальнейшем использовалась на всех вертолетах;

UH-1T-тренировочные вертолеты для флота, отличались дополнительным оборудованием; поставлено 45 вертолетов;

НН-1К – поисковые и спасательные вертолеты для флота; поставлено 27 вертолетов;

UD-1P «Хью» – многоцелевые вертолеты для армии США с увеличенным диаметром несущего винта до 14,63 м и хордой лопастей 0,533 м и большими размерами фюзеляжа и кабины (2,59 х 2,39 х 1,47 м), в которой размещались два летчика и 10-12 солдат или 6 раненых на носилках с двумя сопровождающими санитарами. Вертолеты были снабжены одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810 кВт/1100 л. с.; производились в 1963-1968 гг. фирмой Белл, построившей 2430 вертолетов UH-1D, а также по лицензии в Германии фирмой «Дорнье», построившей 352 вертолета.

На базе вертолета UH-1D были созданы следующие модификации:

UH-1F – многоцелевой вертолет для ВВС с одним ГТД Дженерал Электрик T53-GE-3 мощностью 940 кВт/1272 л. с,; построено 146 вертолетов, а также 39 тренировочных вертолетов TH-1F и 50 пожарных и спасательных вертолетов HH-1F;

UH-1H – многоцелевой вертолет для армии США с одним ГТД T53-L-13 взлетной мощностью 1030 кВт/1400 л. с При одном летчике может перевозить до 15 солдат. Серийное производство началось в 1967 г. и продолжалось до 1980 г., построено 5064 вертолета для армии США, а вместе с вертолетами UH- 1D и F около 8050 вертолетов по программе общей стоимостью около 4,2 млрд долларов, кроме того, 1317 вертолетов экспортировано в различные страны до 1985 г. В 1985-1987 гг. поставлено 55 вертолетов для Турции, а позже 118 вертолетов для армии Тайваня. Предполагается, что в армии США сохранятся в эксплуатации до 2000 г. около 2700 усовершенствованных вертолетов UH- 1НР, на которых будут установлены новые двигатели и оборудование;


Вертолет Белл-212 над буровой вышкой

UH-1V – санитарный вариант, в который переоборудуются 220 вертолетов UH-1H; снабжены усовершенствованным оборудованием и спасательной лебедкой;

ЕН-1Н – вертолет радиоэлектронного противодействия; в 1981 г. поставлены три вертолета ЕН-1Н и позже еще семь для оценочных испытаний;

Белл 205 А – гражданский вариант вертолета UH-1H; построено фирмой «Белл» 558 вертолетов, производился по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 574 вертолета АВ-205, и в Японии фирмой «Фудзи», построившей 135 вертолетов;

Белл 208 «Туиндельта» – демонстрационный вариант вертолета с двумя ГТД Континентал Т72-Т- 2 взлетной мощностью 1050 кВт/1400 л. с. и несущим винтом вертолета UH-1D совершил первый полет в 1965 г.;

Белл 215 «Хьютаг» – демонстрационный вариант вертолета с одним ГТД T55-L-7 взлетной мощностью 1950 кВт/2650 л. с., ограниченной системой трансмиссии до 1480 кВт/2000 л. с., несущим винтом диаметром 15,24 м и лопастями с хордой 0, 686 м с сужающимися законцовками, снабжен системой уменьшения уровня вибраций. Совершил первый полет в 1968 г., предлагался в качестве вертолета-крана грузоподъемностью около 3000 кг при максимальной взлетной массе 6950 кг и статическом потолке 1220 м;

Белл 533 – экспериментальный винтокрыл на базе вертолета UH-1B со стреловидным; крылом: размахом 8 м и двумя ТРД Континентал J69- Т-9 тягой по 420 кг. Во время испытаний в 1964 г. достигнута максимальная скорость 379,8 км/ч при взлетной массе 3855 кг;

YUH-1B-экспериментальный винтокрыл на базе вертолета UH-1B с прямым крылом, четырехлопастным несущим винтом и двумя ТРД Пратт-Уитни JT-12 тягой по 1500 кг. Проходил испытания с 1965 г.; 15 апреля 1969 г. достигнута максимальная скорость 508,5 км/ч при взлетной массе 4180 кг. Во время полета концы лопастей обтекались со скоростью, соответствующей числу М=1,01. Максимальные скорости, достигнутые на винтокрылах Белл 533 и YUH-1B, не регистрировались в качестве международных рекордов для винтокрылов, хотя превышали их;

Белл 212 – двухдвигательный вариант вертолета Белл 205, начал разрабатываться в 1968 г. для министерства обороны Канады, заказавшего 80 вертолетов под обозначениями CUH-1 и CN-155. Вертолеты Белл 212 снабжены двумя спаренными канадскими ГТД РТ6Т- 5В общей взлетной мощностью 1340 кВт/1800 л. с. Первый полет состоялся в 1969 г., серийное производство начато в 1970 г. Построено в США фирмой «Белл» 805 вертолетов и в Канаде по лицензии 67 вертолетов;


Многоцелевой вертолет Агуста-Белл АВ 412SP с четырехлопастным несущим винтом

UH-1N – вариант вертолета Белл 212 для вооруженных сил США; построено 345 вертолетов для ВВС, флота и корпуса морской пехоты;

UH-1 «Пенетрейтор»-усовершенствованный транспортно-боевой вертолет, глубокая модернизация вертолета UH-1 с узким фюзеляжем, как у вертолета АН-1, выполненным из КМ, и с крылом. В двухместной кабине экипажа летчик размещается спереди, а стрелок сзади, в основной центральной кабине может размещаться до 10 десантников. Вооружение состоит из двух пулеметов калибром 12,7 мм, пушки калибром 20 мм, контейнеров с НАР и пусковых установок для УР. Максимальная взлетная масса 430 кг. Совершил первый полет в октябре 1991 г., дальнейшего развития не получил;

Белл 212 «Туин Твелф»-гражданский вариант вертолета, в 1977 г. получил сертификаты летной годности в США, Великобритании, Канаде и Норвегии и стал первым вертолетом в США с поплавковым шасси, сертифицированным для управления одним летчиком в полете по приборам. Поставлено 18 вертолетов в Австралию, КНР, Саудовскую Аравию и Японию. В 1988 г. серийное производство вертолетов Белл 212 передано на завод фирмы «Белл» в Канаде, где построено более 200 вертолетов;

АВ 212 – многоцелевой вертолет, производимый по лицензии в Италии фирмой «Агуста», построившей 335 вертолетов, в том числе 35 поисково-спасательных вертолетов для ВВС Италии;

АВ 212 А5 – противолодочный вариант вертолета для флота Италии, Греции, Ирака, Турции и Венесуэлы. Построено более 160 вертолетов, которые снабжены опускаемой гидроакустической станцией и системой автоматической стабилизации при полете на режиме висения. Вооружение состоит из двух противолодочных торпед или глубинных бомб;

Белл 412 – вариант вертолета Белл 212 с четырехлопастным несущим винтом, совершил первый по~ летв 1979 г., сертификат летной годности в США выдан в 1981 г. Производство перенесено в 1981 г. в Канаду, откуда поставлено более 400 вертолетов;


Оборудование кабины вертолёта Белл 412НР


Вертолет Белл 412НР с трехопорным колесным шасси


Боевой вертолет «Пенетрейтор»

Белл 412SP – усовершенствованный вариант с увеличенным запасом топлива и повышенной комфортабельностью. В 1989 г. производство вертолетов 412SP перенесено в Канаду, где будет построено 100 вертолетов. Заказано 10 вертолетов для Гондураса и 18 дня ВВС Норвегии. Будет производиться также по лицензии в Индонезии, где будет построено 100 вертолетов;

АВ 412 «Грифон» – многоцелевой военный вариант вертолета Белл 412, разработан в Италии фирмой «Агуста». Первый полет совершил в 1982 г., поставки начаты в 1983 г. Заказано 114 вертолетов для вооруженных сил Италии и 10 для ВВС Зимбабве, имеются заказы от других стран. Вертолет АВ 412 «Грифон» предназначен для разведывательных и штурмовых операций, непосредственной огневой поддержки и транспортировки боевого снаряжения, может использоваться для эвакуации раненых и поисково-спасательных операций.

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, одним или двумя ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, состоит из двухместной кабины экипажа, грузовой кабины и хвостовой балки с отогнутой вверх концевой балкой с рулевым винтом и стабилизатором.


Схема вертолета Белл-205

Обшивка выполнена из стеклопластиковых панелей с сотовым заполнителем. Предусмотрено бронирование ответственных элементов конструкции. Кабина экипажа рассчитана на двух летчиков, которые размещаются на бронированных сиденьях. Доступ в кабину экипажа осуществляется через две открывающиеся на шарнирах двери, которые могут сбрасываться в полете. На вертолете UH-1H в транспортном варианте в грузовой кабине шириной 2,34 м, высотой 1,25 м и объемом 6,23 м? можно разместить до 14 десантников на сиденьях повышенной прочности или грузы массой 1760 кг; в санитарном варианте в кабине устанавливаются 6 носилок и сиденья для двух сопровождающих. Доступ в кабину обеспечивается через две большие сдвижные двери размерами 2,34 х 1,24 м с каждой стороны фюзеляжа для обеспечения быстрой загрузки и выгрузки. Перед сдвижными дверями имеются шарнирно укрепленные створки, которые могут сбрасываться в полете; сдвижные двери имеют аварийные люки. В полу кабины предусмотрен 51 узел крепления сидений, носилок, лебедки и специального оборудования. За кабиной предусмотрен багажный отсек для размещения груза массой 160 кг. Кабина снабжена системой вентиляции принудительного типа. С нижней стороны фюзеляжа предусмотрены 13 узлов крепления груза и грузовой крюк. Возможна перевозка на тросе под фюзеляжем различных грузов массой до 1360 кг, в том числе легких военных автомобилей и самоходных орудий.

Несущий винт двухлопастный на универсальном шарнире, с конструктивным углом конусности 3°. Втулка выполнена из стали и легких сплавов, сверху втулки установлен стабилизирующий стержень, включенный в цепь управления шагом лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлялись из алюминиевых сплавов со штампованным лонжероном и секциями, позже из композиционных материалов с накладками из полиуретана и нержавеющей стали вдоль носка. Хорда лопасти 0,381 м (UH-1A), 0,533 м (UH-1B) и 0,686 (UH-1E) м. Тормоз несущего винта стандартного типа.

Рулевой винт диаметром 2,59 м, двухлопастный, цельнометаллический с общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, взаимозаменяемые. Хорда лопасти 0,213 м.

Оперение состоит из управляемого стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта. Стабилизатор размахом 2,59 м прямоугольной формы в плане. Отклонение стабилизатора синхронизировано с продольным управлением для увеличения диапазона центровок. Киль снабжен хвостовой опорой.

Силовая установка состоит из одного ГТД, установленного за валом несущего винта в обтекателе с боковыми воздухозаборниками. Смазка двигателей и общего редуктора осуществляется с помощью трех автономных систем. В двухдвигательных вариантах спаренные ГТД установлены рядом за валом несущего винта в общем обтекателе и имеют отдельные боковые воздухозаборники и общий редуктор. Каждый двигатель имеет независимую маслосистему, автоматическую систему управления и ограничения крутящего момента.

Топливная система состоит из двух взаимосвязанных магистралей с двумя электронасосами и пятью самоуплотняющимися топливными баками повышенной прочности общей емкостью 850 л. Три бака установлены в задней части кабины, два бака – под полом грузовой кабины. Два дополнительных топливных бака емкостью 568 л устанавливаются в перегоночном варианте. Заправка топливом через единую горловину с правой стороны фюзеляжа.

Трансмиссия включает главный редуктор, редуктор двигателя, редуктор привода рулевого винта и соединительные валы. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 1030 кВт.

Шасси лыжного типа усиленной конструкции, для передвижения по земле используются съемные спаренные колеса. Колея шасси 2,6 м. Может устанавливаться поплавковое шасси.

Система управления стандартного типа. Управление общим и циклическим шагом винтов бустерное с жесткой проводкой. Две параллельные гидравлические системы являются полностью автономными. Предусмотрена установка в кабине органов управления для второго летчика.

Электросистема стандартного типа. Цепь постоянного тока включает два стартер-генератора (50 В, 300 А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (34 А ч). В цепи переменного тока имеются три однофазных преобразователя переменного тока (250 ВА) на полупроводниковых элементах. Установлена посадочная фара и предусмотрена установка поисковой фары.

Электронное оборудование может включать стандартные пилотажно-навигационные системы, систему опознавания, радиовысотомер, КВ и УКВ системы связи с координированием передач, автоматический радиокомпас, дальномерную аппаратуру, доплеровскую РЛС и автоматическую систему управления полетом по четырем каналам.

Дополнительное оборудование: лебедка для спасательных работ грузоподъемностью 270 кг, крюк для подвески грузов массой 2230 кг, амортизатор подвески груза, комплект из шести носилок.

Вооружение. В военных вариантах предусматривается возможность подвешивания различных видов оружия: двух пушек калибром 20 мм, 4- 8 ПТуР «Тоу», двух пусковых установок в контейнерах по 19 НАР калибром 70 мм, двух пулеметов калибром 12,7 мм в контейнерах, четырех ракет класса «воздух-воздух» или четырех ракет класса «воздух-поверхность» типа «Си Скьюа» для атаки надводных кораблей, в противолодочном варианте вооружение состоит из двух противолодочных торпед или глубинных бомб.

На вертолетах Белл «Ирокез» и «Хыо» в 1964-1965 гг. был установлен 21 международный рекорд, в том числе скорости по прямой на базе 3 км и 15-25 км и по замкнутому маршруту 100, 500 и 1000 км, а также скороподъемности и дальности по прямой и замкнутому маршруту.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРТОЛЕТА UH-1H

Размеры, м:

длина с вращающимися винтами 17,62

длина фюзеляжа 12,77

высота с вращающимся

рулевым винтом 4,41

диаметр несущего винта 14,63

ометаемая площадь, м? 168,1

Двигатели: 1 ГТД Текстрон Лайкоминг T53-L-13

взлетная мощность, кВт/п. с. 1044/1400

Массы и нагрузки, кг:

максимальная взлетная 4310

пустого снаряженного 2520

Летные данные:

максимальная крейсерская скорость, км/ч 204

максимальная скороподъемность, м/с 6,1

динамический потолок, м:

с учетом влияния земли 4145

без учета влияния земли 3840

Bell UH-1 Iroquois (Бэлл Ирокез) – американский многоцелевой вертолет, разработанный фирмой Bell Helicopter Textron в 1950-хх. Более известен под названием Huey (Хьюи). Один из самых массовых вертолетов в истории.

История UH-1

Пятидесятые годы XX века ознаменовались истинным рождением вертолетной техники в мире. Технологии, в первую очередь, двигателестроение, достигли уровня, позволяющего создавать действительно эффективные машины – военные осознали, что вертолет уже не экзотика для локальных задач, а перспективная боевая единица. Именно в 1950-хх начались работы по созданию легендарных вертолетов и в СССР, а в США так же был объявлен конкурс по созданию универсального боевого и транспортного вертолета – вероятно, будущей самой знаменитой американской винтокрылой машины.

К 1955 году Пентагон остановил выбор на Model 204, разработанной фирмой Bell Helicopter и программа создания машины началась. Первый прототип оторвался от земли в 1956 году на аэродроме завода Bell в Техасе. Первая партия из трех прототипов испытывалась на объектах Bell, чуть позже к ним присоединились еще 6 машин, работавших в полевых условиях и, наконец, 9 предсерийных вертолетов, отправленных на испытания военным. Вертолет получил наименование HU-1 Iroquois – Ирокез. Название HU-1 сохранялось до 1962 года – позже, оно было заменено на уже известное UH-1.

Летом 1959 года ВС США получили первую партию из готовых к применению вертолетов UH-1A. Оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л.с., они были вооружены двумя пулеметами калибра 7,62 мм, 70 мм пусковыми установками неуправляемых ракет (НУР) и могли перевозить до шести человек. Часть этих машин получили были направлены во Вьетнам, где UH-1 получил боевое крещение.

Участие в боевых операциях ВС США во Вьетнаме выявило ряд недостатков базового вертолета, главный из которых – недостаточная тяговооруженность. Эта проблема была решена к 1961 году, когда на вооружение поступили UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с., а позднее и T53-L-11 мощностью 1100 л.с. (+43% тяги от базового двигателя). Полезная нагрузка новых вертолетов достигала 1360 кг.

Участие в боевых действиях позволяло испытывать вертолет в широком спектре работ: от ударных, до спасательных. Благодаря этому, машины постоянно модернизировались. Уже к 1965 году подоспела версия UH-1C с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. В остальном новый вертолет не отличался от своего предшественника.

Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для корпуса морской пехоты США. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В варианте вертолета огневой поддержки, он оснащался двумя пулеметами М60 калибра 7.62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм.

Самым совершенным из одномоторных Ирокезов являлся UH-1C, переоборудованный в 1968 году и получивший название Huey Tug. На вертолёте был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C мощностью 2850 л. с. и несущий винт диаметром 15,24 м. Вертолёт мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлётном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259 км/ч.

С апреля 1965 г. в семье Ирокезов появляются двухмоторные вертолеты. Первенцем оказалась Model 208, представлявшая собой серийный UH-1D, оборудованный парой двигателей Continental XT67-T-1 суммарной мощностью 1400 л. с. Вертолет послужил прототипом для дальнейших двухмоторных модификаций. Установкой на UH-1H в 1968 г. пары двигателей Pratt & Whitney PT6T-3, названных Turbo Twin Рас суммарной мощностью 1800 л. с., была получена новая модификация — Model 212. Для вооруженных сил Америки фирмой Bell было выпущено 145 таких вертолетов, получивших обозначение UH-1N. По заказу Канады фирма изготовила 70 CUH-1N. А в Италии они выпускались под обозначением АВ 212.

Видео пилотажа вертолета Bell UH-1 Huey (Хьюи) на авиашоу, 2013 год

Конструкция UH-1

UH-1 Ирокез – многоцелевой военно-транспортный вертолёт одновинтовой схемы с хвостовым рулевым винтом.

Фюзеляж полумонококовой конструкции, в его передней части размещена кабина для двух пилотов, сидящих рядом. За кабиной расположен отсек для полезной нагрузки. В нижней части фюзеляжа имеется петля для перевозки грузов на внешней подвеске. В качестве посадочных устройств используются стальные лыжи, на которые могут устанавливаться надувные поплавки, обеспечивающие взлёт и посадку вертолёта на воду.

Силовая установка состоит из одного или двух турбовальных двигателей. Редуктор и двигатель размещены по оси вертолёта в верхней части фюзеляжа за кабиной экипажа. Гидравлическая, пневматическая и электрическая системы вертолёта имеют привод от двигателя. Вертолёт оборудован комплексом навигационного и радиоэлектронного оборудования, посадочными прожекторами и навигационными огнями.

Вооружение

В дверных проёмах могут устанавливаться два пулемёта M60С или два пулемёта M2HB, или два шестиствольных пулемета М134 Minigun (Миниган) калибра 7,62 мм.
На внешней подвеске могут быть установлены пулемёты M60С, М134, управляемое ракетное вооружение: AGM-22, BGM-71 TOW; неуправляемое ракетное вооружение: 7-зарядные, 19-зарядные 70 мм ракетные блоки или 24-зарядные 70 мм ракетные блоки.
В носовой части вертолёта может быть установлен 40-мм гранатомёт M75 со 150 или 300 зарядами, полностью управляемый пилотом.

Модификации

Существует множество вариантов вертолёта UH-1, в том числе и гражданские варианты.

  • XH-40 - Первый прототип Bell 204. Всего было построено три опытных.
  • YH-40 - Шесть предсерийных вертолётов.
  • HU-1A - Первые строевые модели Bell 204, в 1962 году получившие обозначение UH-1A .
  • UH-1B - Модифицированный HU-1A. Разные внешние усовершенствования и оснащение улучшенным двигателем Lycoming T53-L-5 (960 л. с.), а позднее T53-L-11 (1100 л. с.).
  • UH-1C - UH-1B с улучшенным двигателем и модифицированными лопастями для улучшения ударных характеристик.
  • YUH-1D - Семь прототипов UH-1D.
  • UH-1D - Первая серийная модель Bell 205 (Bell 204 с удлинённой версией фюзеляжа) и первый двухдвигательный Ирокез. Разработан как военно-транспортный вертолёт, чтобы заменить CH-34, который тогда стоял на вооружении Армии США.
  • UH-1E - UH-1B/C для Корпуса морской пехоты США с новым составом радиооборудования и авионикой, а начиная с 1965 года - с новым несущим винтом. Первые модели были также оснащены выдвигающейся спасательной лебёдкой.
  • UH-1F - UH-1B/C для ВВС США с двигателем General Electric T58-GE-3 мощностью 1100 л. с.
  • UH-1G - Пропущенная модификация, чтобы предотвратить путаницу с AH-1G. Однако обозначение UH-1G давали ганшипам UH-1D/H, действовавшим в Камбодже.
  • UH-1H - Улучшенный UH-1D.
  • UH-1J - Экспортный вариант UH-1H для Японии.
  • HH-1K - Поисково-спасательный вертолёт для ВМС США со специальным оборудованием ВМС.
  • UH-1L - Многофункциональный вариант HH-1K.
  • UH-1M - ARA («ганшип») на базе UH-1L, для проведения ночных боевых операций, оснащённый спецоборудованием, двумя телекамерами и ночным прицелом.
  • UH-1N - Первая серийная модель Bell 212, с двумя турбореактивными силовыми установками PT6T Twin-Pac. Корпус морской пехоты проводил множество усовершенствований - от улучшения авионики и защиты вертолёта до установки инфракрасной камеры.
  • UH-1P - UH-1F вариант для ВВС США, разработан для операций специального назначения - выброска/эвакуация войск из тыла противника.
  • UH-1V - Медицинский вертолёт для Армии США.
  • UH-1U - Единственный прототип для выявления и подавления артиллерийских позиций. Потерпел крушение на авиабазе Эдвардс во время испытаний.
  • EH-1X - Десять вертолётов РЭБ и РЭП с оборудованием для проведения специальных операций. Заменён на EH-60A.
  • UH-1Y - Вертолёт, призванный заменить устаревший UH-1N для Корпуса морской пехоты США, будет поставляться по программе H-1 вместе с боевым вертолётом AH-1Z, с аналогичными изменениями и модификациями.

Эксплуатация UH-1

UH-1 является одним из самых массовых вертолетов в мире, выпущенный общим числом более 16 000 единиц. С момента появления он участвовал в большинстве военных конфликтов, в которых имели роль США или их союзники.

В первую очередь, UH-1 играл важную роль в своей первой войне – во Вьетнаме. В итоге, он стал одним из символов той войны.

Вертолёты широко использовались во Вьетнаме всеми американскими подразделениями, хотя обычная пехотная дивизия имела намного меньший авиапарк, чем аэромобильная. На пике войны американские вертолёты совершали несколько тысяч вылетов в сутки, и львиная доля приходилась на UH-1. Всего за время войны в боевых действиях участвовали в общей сложности 7013 американских вертолётов UH-1. Из этого количества 3305 машин были уничтожены а также значительная часть была передана Южному Вьетнаму.

Разные модификации UH-1 использовались во всём мире в разных боевых операциях. UH-1 применялся во время вторжения США на Гренаду и операции в Панаме. Участвовал в операции Буря в пустыне, принимал участие в миротворческой миссии в Сомали. Сейчас вертолёт используется вооружёнными силами США в Афганистане и Ираке.

Не смотря на свой возраст, вертолеты разных модификаций UH-1 до сих пор применяются в армиях более 60 стран.

Интересные факты

  • Хьюи (Huey) - неофициальное прозвище вертолёта, но официальное название в Корпусе морской пехоты США.
  • Имя Huey вертолёт получил из-за своего раннего (до 1962 года) обозначения HU-1 (Helicopter Utility - 1).
  • Армия США уже не пользуется данным типом вертолётов, заменив его на UH-60, но Корпус морской пехоты США продолжает его применять и вкладывает деньги в его усовершенствование. Последняя модель для морской пехоты - UH-1Y.
  • На основе UH-1 был создан первый в мире специализированный боевой вертолёт AH-1.
  • По крайней мере один бывший южновьетнамский UH-1 был после войны переправлен в СССР на изучение.
  • Первый полёт вертолёт совершил в 1956 году, а это значит, что на сегодня он является старейшим из остающихся в массовой эксплуатации этого типа вертолётов.
  • В гражданских авиакомпаниях до сих пор летают «Хьюи», которые участвовали во Вьетнамской войне

Схема вертолета UH-1 Ирокез



Поделиться