Окно в сон: Почему набегавшийся и уставший ребенок не засыпает. Что делать, если ребенок не хочет спать

Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет ложиться спать. Вы узнаете, по каким причинам это происходит, рассмотрим отдельные варианты дневного, ночного сна, а также тихий час в детском саду. Вы выясните причины, по которым малыш не может уснуть , когда этого действительно хочет. Будут рассмотрены способы решения сложившейся проблемы.

Зачем нужно спать днем

Видеть сновидения в дневные часы важно для полноценного развития маленького карапуза. Они благоприятно влияют на хорошее настроение, усвоение информации, выводят из организма стрессовый гормон кортизол. Благодаря сну днем, малыш накапливает энергию и получает физический отдых. По мере взросления дети постепенно перестают ложиться спать в дневное время. Однако, нужно учитывать вероятность преждевременной отмены, которая может приводить к возникновению серьезной нагрузки на нервную систему малыша. Чтоб родители поняли, готов ли их карапуз полностью отказаться от дневных сновидений нужно обратить внимание на ряд признаков:

  • малыш находится в хорошем настроении на протяжении всего дня;
  • из-за того, что карапуз лег днем спать, он очень долго не может заснуть в вечерние часы;
  • родители тратят много времени на то, чтобы убаюкать малыша днем, иногда у них это получается, а временами — все безуспешно;
  • если ребенок днем не поспал, вечером ложиться своевременно и крепко спит на протяжении всей ночи.

Согласно статистическим данным:

  • в 3 года дневной сон присутствует у 90% малышей;
  • в 4 – у 50 % пять раз в неделю;
  • в 5 лет — 25%, в среднем 4 раза в неделю;
  • в 6 лет — дети отказываются от дневных сновидений.

Проблемы дневного сна

Иногда родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не хочет спать днем. В большинстве случаев, это наблюдается у деток в 2 года. Причинами такого поведения могут быть следующие факторы.

  1. Позднее пробуждение. Ведет к тому, что малыш не успевает устать. Если у ребенка отсутствует режим, и он просыпается в то время, когда ему хочется, например, в 10 часов, то периода бодрствования не хватает, чтоб в обед уже ложиться спать.
  2. Избыток эмоций не позволяет улечься спать. Такое может наблюдаться при появлении гостей в вашем доме или, когда ребенка пытаются уложить, например, у бабушки.
  3. Некомфортная кроватка. Возможно, карапузу жарко под одеялом или ему не нравится новая подушка, может он вырос и ему теперь тесно в детской кроватке.
  4. Недостаток активных игр и прогулок на свежем воздухе. Ребенок не затрачивает энергию в нужном объеме, поэтому не возникает необходимости в дневном отдыхе.
  5. Отвлекающие факторы. Ребенку сложно уснуть, если в помещении слишком холодно или жарко, включен свет, слышны посторонние шумы.
  6. Гиперактивность малыша. Возможно, ваш карапуз просто чересчур активный и ему в принципе сложно долго находиться на одном месте и бездействовать.

Как помочь малышу

  1. Обязательно гулять в утренние часы, позволять ему больше двигаться. Хорошо потратить энергию и устать, можно используя или . Отлично провести время и утомить малыша, можно попрыгав на батуте.
  2. Установите дневной распорядок. Будите малыша пораньше. Желательно, чтобы пробуждение и отход ко сну происходили всегда в одно и то же время.
  3. Обратите внимание на то, чтоб в помещении была оптимальная температура и влажность, также отсутствовали раздражающие факторы.
  4. Обеспечить ребенку спокойные игры, начиная за час до отхода ко сну.
  5. Если у вас так и не получается уложить малыша спать, то не стоит нервничать, ругать или шантажировать ребенка. Лучше просто займитесь каким-то приятным делом, например, вместе порисуйте.
  6. Не стоит исключать вариант, что ваш ребенок просто перестал спать днем. В таком случае его ночной сон должен увеличиться, а эмоциональное состояние должно быть отличным.
  7. Нужно помнить, что детки медленнее засыпают, чем взрослые, особенно днем. Дайте своему малышу хотя бы полчаса на это.
  8. Если ребенок сильно заигрался, аккуратно переведите его внимание на спокойное занятие. Вы можете поиграть теми же игрушками, но уже в более спокойные игры. А потом перейти, например, на чтение.
  9. Показывайте малышу пример. Рядом с ним может улечься старший братик или мама.

У моего сына в 3 года был такой период, когда он днем соглашался лечь спать только, если я лягу рядом с ним. Так вместе и засыпали.

  1. Объясните ребенку, почему так важно ложиться днем в кроватку.

Нежелание спать по ночам

Наверное, многие родители столкнулись с ситуацией, когда ребенок не хочет спать ночью. Каковы же причины такого поведения?

  1. Активные и подвижные игры в вечерние часы, непосредственно перед сном. Также это может быть какое-то новое занятие, например, ребенок рассматривает новую книгу, она его очень заинтересовала, конечно, он не хочет ложиться спать.
  2. Страх оставаться в темном помещении.
  3. Недавно приснившийся кошмар. Малыш может бояться, что это снова повторится.
  4. Карапуз старается, как можно дольше не засыпать, чтобы больше времени провести с мамой. Особенно, если ребенку не хватает ее внимания.
  5. Если незадолго до сна малыш присутствовал при ссоре или находился в шумном помещении.
  6. Не может заснуть на новом месте.
  7. Некомфортная одежда или жаркое одеяло, неудобная подушка.
  8. Неправильная температура или повышенная влажность в помещении.
  9. Карапуз не может уснуть, потому что хочет пить или очень голоден.
  10. У ребенка может нарушиться ночной сон из-за начавшегося заболевания.

Моя племянница в 1 год достаточно часто устраивала маме сцены, не хотела ночью спать. Так они вместе бодрствовали до полуночи. Настена при этом чувствовала себя великолепно, была полна сил и энергии, с радостью сидела и рисовала.

Как решить проблему

  1. Заведите ритуал укладывания ко сну:
  • читайте сказки;
  • принимайте ванну;
  • делайте массажик.
  1. Ближе ко сну аккуратно переключайте внимание ребенку на спокойные действия, не давайте малышу новые игрушки или книги перед сном.
  2. При необходимости ложитесь рядом с карапузом.
  3. Если кроха , оставляйте свет включенным. Это может быть ночник или включенный свет в коридоре.
  4. Исключите шумы и яркое освещение во второй половине дня.
  5. Не допускайте ссор и скандалов в присутствии ребенка.
  6. Если малыш тяжело засыпает на новом месте, не ругайте его, ему сложно адаптироваться.
  7. Создайте распорядок дня. Следите за тем, чтоб малыш развивался, ложился в одно и то же время, у него был своевременный дневной сон.
  8. Если карапуз голоден перед сном, то мама должна продумать, как правильно его кормить в течение дня, чтобы такого не происходило.
  9. Приобретите мягкую игрушку, которой будет поручена роль охранника сна ребенка. Скажите малышу, что новый плюшевый дружок пришел специально для того, чтоб у него были сладкие сны.
  10. Если карапуз не засыпает и хандрит, возможно, у него что-то болит. Будьте повнимательней и, при необходимости, покажите малыша врачу.

Детский сад

Некоторые детки, которые дома отказывается спать днем, попадая в дошкольное учреждение, с радостью отправляются в кроватку. По мнению психологов это происходит из-за того, что малыш оказывается в компании других детей и не хочет от них отличаться или просто совместно выполняет указания воспитателя. Другие карапузы наоборот, дома с легкостью отправляются в кроватку в обеденные часы, а в садике — нет.

Почему карапуз не спит

  1. Смена обстановки и адаптационный период. Родители должны быть готовы к тому, что, возможно, малыш не сможет первый месяц укладываться спать днем в детском саду.
  2. Страх перед разлукой с мамой. Нахождение в дошкольном учреждении уже является серьезным стрессом для организма карапуза, у него наблюдается повышенная тревожность. Ребенок может волноваться, что если ляжет спать, пропустит возвращение мамы.
  3. Наличие дневных ритуалов засыпания. Вы обязательно столкнетесь с проблемой того, что ребенок не хочет спать в детском саду, если приучили его засыпать под колыбельные или с бутылочкой во рту.
  4. Поздний утренний подъем. Не исключено, что при нехватке периода активности, ребенок откажется лечь спать. Важно знать, что перед тем, как детсадовский малыш отправится в кроватку днем, ему нужно погулять не меньше шести часов.
  5. Отсутствие режима в выходные. Вы можете столкнуться с проблемой отказа от сна в детском саду, если на выходных малыш будет просыпаться и укладываться спать в другое время отличительно от будних дней, а также, если не ляжет спать днем.

Что делать

  1. Если проблема в периоде адаптации, то малыш скоро привыкнет и все наладится.
  2. Если карапуз боится расставания с мамой, необходимо соблюдать такие рекомендации:
  • посещая детский сад в первые дни, забирайте ребенка до дневного сна, потом после, но обязательно будьте в хорошем настроении и желательно отправляться после этого на прогулку;
  • говорите с малышом, объясняйте, что дневной сон также важен в саду, как и дома;
  • не забывайте говорить карапузу, как сильно вы его любите, почаще обнимайте и прижимайте к себе;
  • наладьте контакт с воспитателем, вам важно быть в курсе всего, что происходит в саду;
  • если у ребенка есть любимая мягкая игрушка, то пусть он берет ее с собой в детский сад, чтобы малышу было спокойнее засыпать, обнимая своего плюшевого друга.
  1. Если ваш карапуз засыпает после проведения определенных ритуалов, то во время, когда приближается поступление в детский сад, отмените все обычаи и приучите ребенка засыпать без этого.
  2. Будите малыша по утрам в такое время, чтобы у него было не меньше шести часов до дневного сна в саду.
  3. Заранее узнайте, какой распорядок в дошкольном учреждении, приучите ребенка к такому режиму. Не забывайте о его соблюдение и в выходные дни.

Можете ознакомиться со статьей о .

Уставший малыш не может заснуть

Некоторые детки при наступлении времени, подходящего для отправления в кроватку, остаются бодрым и веселым, и совершенно не хотят засыпать. Однако есть ситуации, когда ребенок хочет спать, но не может уснуть. Если при этом родители замечают, что малыш сонный, хандрит, плачет, скорее всего, у него гиперусталость. В такой ситуации можно предпринять следующие меры:

  • начинайте укладывать малыша сразу, как только вы увидели, что он сонный;
  • важно, чтобы маленький ребенок днем спал не меньше пятидесяти минут;
  • ложитесь рядом, чтоб карапузу было спокойнее.

Помните, что нельзя кричать на малыша, и тем более его за такое поведение.

Теперь вам известно, по каким причинам ребенок может отказываться от дневного или ночного сна, а также от сновидений в детском саду. Придерживайтесь рекомендаций, изложенных в этой статье, и у вас все наладится. Главное не отчаиваться и никогда не срываться на малыше, если он отказывается спать.

© Иллюстратор: Елизавета Стрельцова

Kонсультант по сну Нина Гофман объясняет, что нарушение сна - это серьезная штука, которая у детей встречается довольно редко. Гораздо чаще сами родители допускают ошибки, из-за которых дети испытывают сложности со сном. Но не стоит отчаиваться, все можно исправить.

Вовремя укладывайте

Нормальное время для отхода ко сну для малыша - от 18.30 до 19.30. Начиная с 6 недель у младенцев к вечеру начинает вырабатываться большее количество гормона сна - мелатонина, с его помощью нам проще уснуть. С его же помощью удлиняются фазы глубокого сна, которого у младенцев очень мало. Это очень важная фаза сна, в том числе она способствует выработке гормона роста, работе в особом режиме нашего пищевого тракта, печени и других внутренних органов.

Этот глубокий сон происходит как раз в первую половину ночи (примерно с 19 до часу ночи). Правильно последовательно укладывайте младенца именно в это время, вскоре паттерн его сна изменится.

Забудьте про гибкий режим

Режим - это ритм дня, который для младенца крайне важен, начиная с 3-4 месяцев. Это возраст, когда ребенок начинает потихоньку ориентироваться, и все внешние раздражители превращаются для него из сплошного потока в отдельные куски информации. Этих раздражителей много, мир перед ребенком огромный, непонятный, а в режиме он находит цепочки, последовательность событий. Вот он спит, потом просыпается, ест, активничает, гуляет, потом ему меняют памперс, готовят ко сну, закрывают занавески, и тут он снова спит. Ему спокойно, комфортно, он примерно понимает, чего ждать. Есть рутина, которая успокаивает, не слишком много сюрпризов. Дети – страшные консерваторы, они не любят ничего нового, они быстро привыкают к определенным порядкам и не хотят ничего менять. Не потому что они контрол фрики, а потому что им необходимо минимальное ощущение контроля над своей жизнью. Важно также проговаривать младенцу, что мы собираемся с ним делать – слов он не поймет, но постепенно у него возникнут ассоциативные связи слова с действием.

Я часто слышу от родителей «он не хочет спать». Речь, например, идет о восьмимесячном младенце. Он что, сам встал и сказал, что не хочет спать? Он лежит в кровати и орет. Часто бывает, что ребенок перевозбудился - так это не потому, что он ЕЩЕ не хочет спать, а потому что он УЖЕ не хочет спать. Как это происходит? Мы рождаемся с незрелым мозговым аппаратом, но после рождения он развивается с космической скоростью - в него поступают тонны новой информации. Вся информация должна уложиться в мозгу, каким-то образом увязаться друг с другом. Каждые сутки мозг младенца вырабатывает порядка 3 миллионов новых связей. Его мозг работает очень интенсивно, и ему надо отдыхать. Отдых для мозга - это сон. Но мозг не может сам пойти уложить себя спать, он не может, как батарейка, взять и сесть. Он зовет на помощь гормоны стресса, они помогают ему функционировать в этих условиях. Он дает команду щитовидке: а ну, дай-ка мне адреналина и кортизола. Чтобы это произошло, ребенку нужно просто не заснуть вовремя – достаточно 10 минут, получаса, часа (в зависимости от возраста и врожденной степени возбудимости). И механизмы торможения у детей поначалу не работают или работают очень плохо, поэтому им нужна грудь, чтобы взяли на ручки, еще что-то внешнее, чтобы их утихомирить (соска, коляска, и т.д.). Все эти истерики, невозможность заснуть - это адреналин.

Следите за дневным рационом

Этот пункт больше касается младенцев. У младенцев часто бывает так, что в течение дня они недоедают. В районе 6-7 месяцев наступает период, когда есть становится скучно – то дети висели на груди по сорок минут и не отцепишь, а тут 5 минут поели и завертели головой. В этом возрасте происходит очередной скачок развития, они видят гораздо больше вещей, у них появляются новые возможности для исследования, познания мира. Это пересиливает потребность в еде. Заморил червячка и пошел исследовать дальше. Получается, что они днем недоедают, а ночью просыпаются каждый час, чтобы поесть.

Дневной сон должен быть полноценным

Бывает, что днем дети недосыпают, у них накапливается усталость, и к вечеру они слишком возбуждены. Некоторые родители ошибочно предполагают, что если не дать слишком много спать днем, то ночной сон улучшится. Но в результате из-за повышенного уровня гормонов стресса в крови не только заснуть тяжело, но и сон получается некачественный, менее глубокий, поверхностный. Из такого сна легко проснуться. И некоторые просыпаются каждые 10-15 минут.

Давайте детям уставать физически

Есть младенцы, которых столько таскают на руках, что в результате они недостаточно устают физически. Это может стать триггером для поверхностного сна. Мозг должен быть не переутомлен, но тело должно быть уставшим. Перед сном постепенно замедляем темп, заглушаем свет, заранее к нему готовимся.

Проводите время с детьми качественно

Мама с папой приходят с работы вечером, ребенок к ним бросается, перевозбуждается, а дальше понятно – уложить его невозможно. Спать-то он хочет вне зависимости от этого. Мозгу нужно спать, а ребенок хочет тусоваться с родителями. Или еще бывает так: ребенка кладут вовремя, а ночью он просыпается и требует маму или папу. Так он компенсирует отсутствие родителей днем.

Один из самых действенных способов удовлетворить потребности ребенка в том случае, если мы все вынуждены работать - это выделять ему на постоянной основе quality time (время нетто, проведенное с ребенком, без параллельных занятий чем-то еще, включая мобильник). И тут дело не количестве, а в качестве этого проведенного вместе времени. Это может быть и 10 минут, про которые он будет всегда знать, что перед тем, как он идет в ванну, у него есть время с мамой или с папой или с обоими. Это его личное время, он будет знать, что он всегда может на него рассчитывать, и ему не нужно с боем его отвоевывать. Ему не надо будет вести себя так, чтобы привлечь внимание. Важно, чтобы этот момент происходил по инициативе родителя – тогда ребенок видит, что родителям важно это время, проведенное с ним. Такие 10-15 минут в день могут изменить картину.

Бывает, что мамы с детьми проводят круглые сутки (особенно с младенцами), а у детей все равно дефицит внимания. Потому что мама параллельно живет своей жизнью, она закидывает стирку, должна что-то приготовить, а вот она в телефоне что-то смотрит, с кем-то говорит. Нужен пузырь, который создает родитель, в котором есть только он и ребенок. Я считаю, что в такой ситуации родителям стоит попросить помощи в уходе за ребенком или взять няню на часть времени, а то получается, что ребенок с вами постоянно, при этом он должен клянчить ваше внимание. Иногда лучше взять няню или отдать в сад, чтобы потом проводить вместе час в день, но качественно. И ребенок будет доволен, и у вас будет ресурс.

Смените ассоциацию на засыпание

Начиная с 4 до 6 месяцев ребенок уже созрел для того, чтобы самому засыпать (есть достаточно гормона сна). Родители не всегда это знают и продолжают его укачивать, усыплять на груди, с бутылкой, соской, в коляске, в машине. Так возникает ассоциация на засыпание, зависимость. Ребенок тоже не знает, что умеет засыпать самостоятельно, потому что мы не даем ему шанса об этом узнать. Он знает: «я засыпаю только так, чтобы уснуть, мне нужна помощь».

Сон - это самое беззащитное состояние для человека. Для того, чтобы в случае необходимости человек мог защитить себя, сон делится на эпизоды (у взрослых – 1,5-2 часа, у детей до 2-3 лет – 40-60 минут). Между эпизодами сна происходит просыпание, буквально на пару секунд. Мозг в это время находится в режиме бодрствования. Мы это даже не замечаем, поворачиваемся на другой бок и начинаем следующий эпизод. Но если ребенок не умеет засыпать самостоятельно, а тут во время этого просыпания какая-то помеха пробудила его окончательно, ему нужна помощь. А помешать ему может масса внешних и внутренних раздражителей, например, газик в животе, зуб болит, посторонний звук, холодно, жарко, рука застряла между прутьями кровати. Кроме того, его может разбудить смена обстановки. Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на кухне на полу. Так и для ребенка, который уснул на груди, а проснулся в кровати. И тогда начинается ночной марафон.

Важно отметить, что существует метод, когда ребенка оставляют одного “проораться”. Я категорически против его применения. Он работает неплохо, но цена слишком велика – ребенок отчаивается получить необходимую ему помощь, и это может послужить причиной многих психологических проблем. Приучить к самостоятельному засыпанию можно с помощью постепенной и поэтапной замены ассоциации на менее зависимую, в результате чего ребенок засыпает без посторонней помощи.

Учитесь ставить границы (для детей старше года)

Примерно с года (или начала самостоятельной ходьбы) у ребенка происходит огромный скачок и потребность в самостоятельности. Я расту, я взрослый, я сам хочу решать - начинается борьба за власть с родителями. Кто решает, когда ребенок идет спать? Кто решает, какой режим? Что вообще решает сам ребенок? Если ребенок не получает достаточной свободы выбора на свой возраст или получает слишком большую свободу выбора - результат один и тот же. Он не уверен в том, что можно и чего нельзя. И тогда он начинает пробовать проверять все - скандалы в магазине, на площадке, откуда он не хочет уходить. Это не намеренная манипуляция, а изучение ассоциативных связей в жанре "я это не съел, и мама занервничала". Это может происходить вокруг еды, вокруг отправления естественных потребностей, когда мы хотим приучить к горшку, и вокруг сна, потому что мы тоже хотим спать, и у нас терпения меньше. Когда нас разбудили ночью, мы хотим только одного – чтобы это поскорее закончилось, и наши механизмы торможения работают плохо.

Тут важно дать ребенку право выбора (там, где он может взять за него ответственность). Например, право выбрать, какие штаны он наденет –красные или синие. Выбор из двух блюд – мясо с рисом или с картошкой? С двух лет можно дать больше выбора: «Смотри, мы идем в душ, тебе надо помыться. Это решаю я. Но ты можешь выбрать, как ты хочешь пойти в душ – чтобы нам было в кайф и мы там поиграли, или ты можешь пойти со слезами, но тогда мне придется тебя тащить в воду, чего я бы совсем не хотела. Что делать, нам нужно в душ. Что ты выбираешь?». Ребенок понимает, что поведение тоже выбирает он, и ему не надо своим поведением выдирать у нас этот контроль.

То же самое с укладыванием на ночь или ночными просыпаниями – если мы не устанавливаем в этом четкие границы, не проговариваем, как все будет происходить, то ребенок начинает тянуть волынку: писать, какать, пить, забыл взять игрушку в кровать или сообщить нечто важное. Если мы ведемся на такое поведение, укладывание может занять и все три часа (реальная цифра из практики).

Готовьтесь к укладыванию заранее

Все должно происходить так, как сказали родители, потому что их словам можно верить. Не в формате «я сказал - ты сделал», нет. А рассказываем ребенку, что сейчас произойдет. «Сейчас мы посмотрим мультик, потом поужинаем, потом мы пойдем в душ, потом будем читать и после сказки ляжем спать. Если мы быстренько все это сделаем, то успеем прочитать целых две сказки». Так ребенок будет знать, чего ему ждать, он знает, какой план. У него есть время к нему привыкнуть.

Тут крайне важно выполнять обещанный план действий. Если мы говорим, что сейчас пойдем в душ, после чего уступаем ребенку и сначала читаем книжку, то он, не будучи уверен в вашем слове, будет продолжать пробовать все больше растягивать эту границу.

И тут не надо советоваться с детьми, спрашивая, когда они хотят лечь спать. Давать выбор нужно, например, такой: ты хочешь спать с мишкой или с самолетиком?

Не перевозбуждайте ребенка

Родитель пришел с работы, очень соскучился, начинает подкидывать ребенка, бегать с ним, "разгуливать" его перед сном. Это плохо сказывается на засыпании и на сне, потому что активные игры вечером повышают адреналин. Постарайтесь играть в спокойные игры - строить конструктор, собирать пазл, рисовать.

Заведите четкий ритуал перед сном

Уход в сон - это своего рода расставание – с миром, с папой, с мамой, с собой. Любое расставание дается ребенку тяжело. Ритуал здесь очень важен. Это несколько действий (в соответствии с возрастом ребенка), которые происходят в определенном порядке, после последнего из которых – только сон. Желательно, чтобы ритуал включал в себя все “причины” отложить момент засыпания – туалет, попить, взять игрушку, почитать книжку. Также в это время детям нужно много физического контакта, объятий, поцелуев, самым последним может быть какой-то ваш особенный поцелуйчик перед сном. Еще важно дать детям ощущение того, что завтра обязательно наступит: «Вот ты проснешься, и мы попрыгаем в сад на одной ножке», «ты проснешься, и к нам придет Петя в гости», «ты проснешься, мы поедем на рынок и приготовим обед». Если после всего этого ребенок продолжает вставать с кровати, приходить к вам и просить еще чего-то, мы просто молча отводим его за руку в кровать (о чем он тоже должен быть предупрежден). Если мы будем последовательны в укладывании и в наших реакциях на их просыпания, то эти "гуляния" довольно быстро прекратятся.

В заключение хочу дать общий совет – если вы чувствуете, что не справляетесь с налаживанием нормального сна ребенка, а значит и всей семьи, обращайтесь за профессиональной помощью. До трех лет у детей развивается до 80% объема головного мозга, и накопленный до этого возраста недосып может оказать пагубное влияние на развитие (и когнитивное, и эмоциональное и физическое) и спровоцировать многие проблемы в будущем.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа... Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор...»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка , которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“... О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал...»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания . У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки . Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок...»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям...

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Купить эту книгу

Обсуждение

Интересно, а если не получается снять напряжение дня никакими сказками, почесушками и покачиваниями?! У нас дочь может полтора часа лежать, балдеть, но не засыпать. 5 лет. Как быть в таком случае?! При этом я точно знаю, что она устаёт на занятиях по хореографии. Днём спит всего час-полтора. Потом я её бужу...

27.09.2018 00:51:49, Kotechka

У нас один закон: перед сном никаких игр, потому что потом перевозбуждается и не может уснуть

Комментировать статью "Ребенок не хочет спать: 8 причин. Сон ребенка 3 лет и старше"

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Ребенок не спит днем: как отказаться от дневного сна Дневной сон и плохие привычки: как отучить от укачивания Ребенок не спит в...

Обсуждение

Слезы для тебя, а для воспитательницы нет никаких слез:))) ей видней
а лучше выходной делать, чем забирать раньше - это да

Чем раньше тем лучше, а то ведь привыкнет что мама приходит после обеда. У меня у подруги так сейчас, до обеда нормуль, а потом прям беда, плачет что спать дома будет, потом прийдет после сна)))

Раздел: Сон (если ребенок в 3 года не укладывается спать устраивает истерики). Проблема с дневным сном. Мой сын (ему почти 4 года) не хочет ложится спать днем. Если же и ложится, то с истериками и криками. У кого-нибудь есть такая же проблема?

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. на шее у нее, вообще не понимают, что мать устает, что хочется отдохнуть, что хотя бы в выходной поспать ей утром подольше ну или в...

Обсуждение

Мы вот как полгода живем с супругой, я у нее второй муж, от первого брака остались двое детей, дочь 5 лет и сын 3 года, я нормально к ним отношусь как к своим, правда сын хам и невоспитанный, но я не обращаю внимания. Так вот воспитывала супруга их года 2 одна и набаловала, игрушек куча, сладостей по килограмму за день сьедают минимум и играется с ними постоянно и учит их читать, писать и подобное, плюс работает, я к тому это все что любит их безумно, все делает для них, а я смотрю со стороны и вижу, что им реально пофиг на все, им просто комфортно сидеть на шее у нее, вообще не понимают, что мать устает, что хочется отдохнуть, что хотя бы в выходной поспать ей утром подольше ну или в обед, то есть они то просыпаются рано, но пусть играют, а не достают ее с самого утра, дали бы хоть чуть отдохнуть ей, но не тут то было, однажды хотел шлепнуть сына за непослушание, в ответ услышал - "не смей бить моих детей" , ну короче я в воспитаним не учавствую, потомучто я иногда хочу кнутом воспитать, образно говоря, а она им только пряники и сует, это предистория была, теперь к суии, вобщем кое как ложатся в 10 вечера спать, часов в 5 утра на весь дом можно услышать, а то и в 3 часа утра - мам я не могу уснуть, а можно к тебе? Причем как одна так может зарядить, так и другой, мать им рассказ скажет - спи, второй, потом ну ладно, и идет к нам на кровать, ворочается здесь, сама или сам не спит и нам не дает, говорю раз скажи нормально, мол взрослые, спите в своей кровате и все и не орите, а пытайтесь уснуть и молчи, но они конечно все равно потом без спросу приходят, а я говорю отправляй обратно, поревут, пообижаются ночь, потом утром все равно как шелковые будут, без матери никуда, ни шнурки завязать ни попку вытереть, на что супруга мне всегда отвечает - мол не твое дело типа, как хочу так и воспитываю. Внимание знатоки вопрос, а стоит ли мне тогда жить с этой семьей? , если все вместе живем, а воспитывает только она, при чем не воспитывает, а балует только можно сказать, но на работу утром не выспавшиеся и усталые идем мы с ней оба, я бы понял, если бы она сказала, мол я воспитываю я не высыпаюсь типа и так далее, а тебе вроде как норм, они тебя не беспокоят. А так живем все вместе, а мне слова считай нельзя сказать, а можно только проглатывать все

29.01.2019 04:52:13, Maksgreen

16.07.2018 22:56:09, bobrova

Раздел: Сон (если ребенок в 3 года не укладывается спать устраивает истерики). Раздел: Няни, детсады (если ребенок не хочет спать в детском саду устраивает истерику). У нас как мне казалось адаптация до дневного сна длилась 2 месяца и месяц на то, чтобы ко сну привык.

Обсуждение

У нас как мне казалось адаптация до дневного сна длилась 2 месяца и месяц на то, чтобы ко сну привык. Ходим второй год, не плачет, но и желания ходить в сад тоже нет. Я бы вам посоветовала все-таки режма придерживаться: утром говорите, что у вас есть срочные дела и надо туда-то поехать(лучше в то место, куда дочка не хочет ехать или не может или далеко или про укол маме скажите), а в обед заберу. И так походите до тех пор, пока нормально не получится(у воспитателя спросите). А потом побольше дел придумайте и на сон оставляйте. И хорошего настроя побольше!

В прошлом году пошли в 1,11. До НГ ходили 2/2 недели (примерно), больше не выходило, минимум 4 дня было. На сон стали оставаться только где-то в феврале (но у нас еще и на меню все было завязано - т.е. когда хоть что-то можно в обед).
Нормально ходить и стал где-то с конца января. Но у нас воспитательница одна была очень мудрая - говорила, что можно уже оставить на сон.
Ходили всегда с игрушкой. Он ее так и носил постоянно в руках.
В этом году еще не выходили, но адоптация будет по новой, т.к. перешли в садовскую группу, да и не ходим с мая...

Как приучить спать отдельно. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения + 1. Купили новую мебель, ребенок был в восторге и сам высказал желание спать на новой красивой кроватке. С тех пор и спит...

Обсуждение

Эх, мне бы ваши проблемы. Анютик с рождения принципиально спокойно спит только отдельно, рядом положишь - орет. Совсем недавно стала маму баловать - приходит ночью и ложится поспать, сопит рядом комочек родной тепленький.

Да, ладно! У меня мои досих пор любят засыпать со мной. Старшая потом почти сама уходит (ейтолько направление придать надо и проследить, чтобы углы не сосчитала), а маленькую относим. Спят всегда у себя.

не хочет спать один. Детско -родительские отношения. Детская психология. Ребенок 6 лет.Достаточно проблемный,чрезмерно тревожный,стеснительный мальчишка. Спит с мамой.До последнего времени я (мама) укладывала его спать,он засыпал и я спокойно занималась...

Обсуждение

Плохого психолога вы посещали, раз не берется во внимание состояние ребенка. Может, попробовать другого психолога?

Не пугайте детя более его страхов.Вы сейчас ему нужны,поскольку он не может победить их внутри себя.Нужна последовательность и покой.а Вы со своей стороны предлагаете во имя Ваших,безусловно важных "своих дел",внезапно обрушить на него еще и бремя традиционного воспитания,к которому он не привык.Рекомендации психолога хорошо действуют на здоровых детей и не всегда применимы к невротикам.Посоветуйтесь с врачом-неврологом,а то такое"перевоспитанние" может закрепить старые страхи и создать новые невротические реакции.Придется повозиться некоторое время-укладывать,спать-хотя бы в одной комнате,успокоить,что Вы-рядом.Ну хоть спинку на ночь погладить.Успокаивающая ванна на ночь.Предсказуемый режим,пусть даже с занятиями.ИМХО:не советовала бы сейчас менять отношение к ребенку - как и любому взрослому\а он у Вас уже "взрослый"\ему будет трудно понять,почему вместо разумных доводов,которые ему приводились раньше,вдруг началась жесткая дрессура.Потерпите.У нас со старшей этот период длился 6 лет,после рождения младшей сама постепенно перебралась в свою кровать,хоть страхи были долго.даже сейчас ей неуютно,если я или сестра спим в другой комнате.А вот у младшенькой было-по желанию-хошь так,хошь-сяк.и страхи вроде были..нО ОНА-ЛЮБИТ СПАТЬ ОДНА. и ушла из моей кровати в 4 года в другую комнату.и сейчас спит в гостиной,потому,что нравится.одна-в комнате!А не потому.что психолог прописал.и потому.что знает-будет страшно-придет позовет,я не наору,а успокою.Тоже бывает-и бессонница перед спектаклем и усталость.но занятия она сама себе определяет,я не давлю ни в ту, ни в другую сторону,лишь бы любимым делом занималась.Сама в детстве пережила эту проблему. помнится,результаты "воспитания по правилам"послушного ребенка выразились в стойкой бессоннице,лунатизме,изгрызенных карандашах и косах,страшных снах и полном родительском благолепии.Выберите,что Вам важнее.И от этого пляшите в выборе методики воспитания.ИМХО:у детенышей животных нет ни психологов,ни эдипового комплекса \доверьтесь инстинкту\-у них только и есть-теплое мамкино брюхо.гнездо.так же,как у нас-ненадолго.

Очень часто родители видят, что ребенок оттягивает время сна любыми способами: ему нужно попить, поесть, сходить в туалет. Кому-то это может показаться манипуляцией, но маленькие дети - это самые искренние существа на свете, они показывают то, что есть, хотя и не могут это объяснить. Если мы посмотрим на суть этого поведения, то увидим, что ребенок по какой-то причине просто не может уснуть. Давайте попробуем понять, что же ему мешает.

Что нам нужно, чтобы уснуть? Самое главное - достичь состояния покоя. Ребёнок, который оттягивает сон, явно не спокоен, его что-то тревожит или пугает. Ребёнок может даже говорить, что боится темноты, но не сможет объяснить, что же такого страшного в темноте. Он может сказать, что у него монстры под кроватью или чудища в шкафу.

Есть книга Астрид Лидгрен про двух сестер «Мадикен и Пимс из Юнибаккена», в которой по сюжету родители однажды уезжают в поездку, а девочек отправляют на соседскую ферму с ночевкой. Все хорошо, пока дело не доходит до укладывания спать. Когда девочки зашли в комнату, где они будут спать, младшая сестра сразу же спросила, что в шкафу. Ей ответили, что там зимняя одежда.

Дальше девочки укладываются в кровати, и через некоторое время старшая замечает, что младшая еще не спит. Младшая предлагает ехать домой, потому что в шкафу привидение, но старшая понимает, что никакого привидения нет, просто младшая тоже скучает по дому и ищет способ скорее вернуться. И действительно, младшая девочка не может признаться в том, что хочет домой, потому что это сделало бы ее чересчур уязвимой.

Замечали ли вы, что если вы убедите ребёнка, что в шкафу никого нет, то он переключится на другие страхи? Эти страхи иррациональны, и поэтому они не поддаются нашим рациональным объяснениям. Астрид Линдгрен права, привидение появилось потому, что девочка скучает по дому, родителям и любимой служанке Альве.

Итак, больше всего ребёнка пугает то, что во сне он разлучается с нами; ему мешает уснуть тревога по поводу или ожидания разлуки с нами. Почему именно это, разве нет ничего важнее?

Основная потребность любого ребенка - это потребность в привязанности, это хорошие отношения с близким взрослым. Привязанность - это отношения, характеризующиеся стремлением к близости и ее поддержанию. Нужно понимать, что привязанность - это главная потребность, она значительнее, чем голод. Если мой муж куда-то пропал (хотя он обычно приходит домой вовремя), а телефон не отвечает, то я начну тревожиться. Разве я смогу в такое время думать о еде? То же самое бывает у детей. Разлука, ожидание разлуки оказывается тем, что тревожит ребенка.

Структура привязанности

Давайте посмотрим, как выглядит привязанность. Гордон Ньюфелд создал модель привязанности из 6 последовательно расположенных уровней. В течение первых 6 лет жизни ребенок будет каждый год проявлять новый способ привязанности, если для этого созданы хорошие условия.

Ньюфелд выбрал аналогию с растением. Над землей мы обычно видим только само растение, но знаем, что оно врастает в землю корнями. Это похоже на привязанность у людей: мы видим ее результат, но не видим самой привязанности. Если корни плохие и слабые, то растение не будет хорошо развиваться. Как и у растения, у нас уходит много энергии на наши привязанности.

Первый уровень - привязанность через ощущения

Мы стремимся находиться в контакте, в близости с теми, к кому привязываемся, видеть, слышать, чувствовать их запах. Это стремление к единению.

Ко второму году жизни корни углубляются, начинается подражание, имитация, ребёнок пытается нас копировать, если он к нам привязан. Дети стремятся быть похожими на нас. Я помню, как мой старший ребёнок в этом возрасте старательно писал бумаги, пытаясь копировать папу. Дети стремятся помогать нам в этом возрасте, они становятся старательными помощниками по хозяйству. Это сильнейшее стремление подражать.

К третьему году жизни появляется привязанность через принадлежность, преданность

Ребенок хочет принадлежать нам и хочет обладать нами. Он начинает говорить: «Это моя мамочка, это мой папочка». Ребенок становится ревнивым, собственником. Я помню, что в детстве мне хотелось такие же немного кривые мизинцы, как у мамы и бабушки, я чувствовала, что иначе я какая-то не такая, как все, к тому же у моей младшей сестры мизинцы были такие же, как у них, и это было ужасно. Я все время ходила и загибала свои мизинцы, чтобы стать как они все.

Вслед за принадлежностью приходит преданность. Ребенок принимает нашу сторону, слушается нас, не задумываясь, верно это или нет. Нам становится легче управлять им. Это одна из причин, почему ребёнок должен быть привязан к нам.

Четвертый уровень - привязанность через значимость

Это уже более уязвимый «корешок», здесь мы заходим на территорию, где ребёнка легко ранить. Если мы хотим , нас легко ранить. Ребёнок к четвертому году понимает, что мама и папа близки с теми, кто им дорог, а значит, стать дорогим - это способ стать близким. Мои дети всегда расцветают, когда я им рассказываю истории об их детстве, показываю фотографии и т.д. Еще им нравится, когда я покупаю для них любимую еду, они чувствуют, что я купила это специально для них. Я специально стараюсь запоминать их любимые вещи, то, что они хотят.

В пять лет, если все развивается так, как нужно, корни привязанности опускаются в самое сердце - уровень любви

Ребёнок по-настоящему отдает нам свое сердце, начинает искренне говорить «я тебя люблю». Мы чувствуем его уязвимость при этом, потому что он рискует, что сердце будет разбито. Ребёнок обычно начинает рисовать сердечки в этом возрасте. У меня целая коллекция этих сердец от моих детей – в виде открыток, рисунков, поделок и т.д.

Затем, если все идет как надо, то к 6 годам ребёнок привязывается через познанность

Ему хочется всем делиться, раскрывать все свои секреты. Я помню, как мой старший ребенок признавался мне, что съел конфету, которую ему было нельзя. Меня очень тронуло, что он не смог держать это в секрете от меня. К этому возрасту близость становится психологической. Тогда нам кажется неправильным, если что-то встает между нами.

Тревога привязанности

Теперь мы знаем, как выглядит привязанность, поэтому сможем понять, что такое тревога привязанности. Это все то, что нам угрожает. Давайте пройдемся по тем же уровням:

1. Угроза не быть вместе, не быть рядом. Если ребёнок привязан только на этом уровне, то он будет ощущать огромную тревогу, когда мы попытаемся уйти, оставить его одного. Когда мой старший ребенок был младенцем, я не могла оставить его ни на минуту, он постоянно должен был видеть меня.

2. Угроза не быть похожим . Многие дети тревожатся, когда чувствуют, что они отличаются. Даже в детской литературе встречается этот мотив, вспомните «Гадкого утенка». В конце сказки утенок нашел тех, на кого он похож, и тем самым проблема была решена.

3. Угроза не принадлежать. Например, когда мама и папа не принимают сторону ребёнка, это тоже разделение. Многие помнят по своему детству, как неприятно, когда родители принимают сторону учителей или воспитателей. Разделение происходит и тогда, когда ребёнок разрывается между мамой и папой, которые ссорятся.

4. Угроза не быть значимым , не чувствовать свою важность и нужность.

5. Угроза не быть любимым, не ощущать эмоциональной теплоты, не видеть радости в глазах любимого человека.

6. Угроза не быть познанным, понятым близким человеком.

Способы успокоить тревогу ребенка перед сном

Теперь, когда мы поняли, как ребёнка может тревожить разлука, мы можем подумать о том, как сохранить у него чувство близости перед сном, чтобы он успокоился.

1. Через ощущения

Это самый простой способ: лежать вместе с ребёнком или сидеть с ним рядом. Для себя я сделала выбор спать вместе с детьми, пока они маленькие. Перед рождением старшего я прочитала, что совместный сон полезен и безопасен. Я пыталась уложить ребёнка в кроватку, но это оказалось совершенно невозможно. Я пробовала разные способы: например, пыталась его переложить, когда он засыпал на руках, но он все равно просыпался, как только касался кровати. В результате я перестала мучить ребенка и стала спать с ним в своей кровати.

Что еще относится к ощущениям? Например, грудное вскармливание, если оно есть. Постепенно оно может заменяться на поглаживание по спинке, объятия, какой-то физический контакт. Сейчас перед сном я читаю детям книжки, это тоже продление контакта через ощущения, потому что они слышат при этом мой голос. К ощущениям относится также пение колыбельных. Когда я была маленькая, папа играл мне на гитаре. Это тоже можно отнести к ощущениям.

Например, мы можем делать что-то одинаковое перед сном. Я надеваю пижамку, ребенок тоже надевает пижамку. У нас могут быть даже одинаковые или похожие пижамки. Когда мои дети едут с ночевкой к бабушке и дедушке, они слушают там проигрыватель с теми же пластинками, которые я слушала в детстве. Таким образом они ощущают, что они такие же, как я.

3. Через принадлежность

Мы можем давать ребёнку что-то свое: свою одежду, например. Мой старший ребёнок берет в кровать один из моих платков, потому что ему приятно ощущать, что с ним моя вещь.

4. Через значимость

Тут могут быть какие-то записочки, которые мы подкладываем под подушку ребенка, чтобы он утром прочитал, и ему было приятно. Я видела еще, как укладывают спать книжку под подушку, а с утра ее достают и читают вместе. Еще можно вести разговоры перед сном, вспоминать о детстве ребёнка. Дети очень любят слушать, как они появились на свет. Можно также вспоминать, что хорошего произошло за день.

5. Через эмоциональную близость

Это то, посредством чего мы можем наполнить ребёнка перед сном своей любовью. Это может быть массаж, специальные ванны с пеной, отдельное время, проведенное вместе. Это то тепло, которое ребёнок чувствует в нашем голосе, радость и блеск в глазах. Конечно, родителям может быть трудно, потому что они сами устают, но дети очень быстро почувствуют, если мы будем укладывать их без радости в глазах и голосе.

Если я буду укладывать ребёнка с легким раздражением, он это сразу же увидит, напряжется и будет тревожиться. С дочкой тоже замечала: если я долго ей не занимаюсь, например, работаю, то она довольно раздраженным голосом просит меня что-то сделать. Тут я взяла за правило: сразу же делать то, что она просит, если у меня есть силы, при этом с теплотой и радостью. Если бы я сделала это с раздражением, то ничего хорошего бы не было. Это требует, конечно, определенных усилий.

6. Через психологическую близость

То, что мы делаем в нашей семьей вместе с детьми, мы вырабатывали довольно долго. Сначала были сложности, но постепенно у нас начало получаться.

Перекрывая время разлуки

Давайте посмотрим, как еще мы можем время разлуки во сне.

Перекрывание - это такая практика привязанности, которую мы интуитивно используем ежедневно, когда говорим «до свидания», «до завтра». Когда я ухожу из дома, я говорю детям, что вернусь во столько-то, что мы вместе почитаем книжку, чтобы наконец узнать, что же случится в следующей главе. Также мы придумали с детьми такой ритуал: я брызгаю себя и их своими духами, когда ухожу. Получается привязанность на трех уровнях: физическом (запах), на уровне похожести (одни и те же духи), на уровне принадлежности (эти духи мне принадлежат). Детям это очень нравится.

Осенью я уезжала из дома на 4-5 дней, это было первое длительное расставание с детьми. Я оставила детям письма на каждый день, в которых рассказывала, что я делаю в тот момент, когда они читают это письмо. Я писала, как я скучаю, рисовала картинки. Дети открывали каждый день новое письмо и видели, что со мной происходит. В последнем письме была картинка, на которой я сажусь на поезд и выезжаю домой, к ним. Таким образом, эти письма послужили мостиком между нами. Когда нас ждет разлука, разделение, нам нужно подумать о ритуале перекрывания, о том, как я могу обратить внимание ребёнка на воссоединение, на следующую встречу, а не на разделение.

Вернемся к теме сна. Мы уже поговорили о том, как мы можем продлевать ощущение близости, а теперь посмотрим, как нам не дать ребенку столкнуться с разделением. Нам нужно понять, сколько разделения может выдержать наш ребёнок, что ему по силам, а затем переместить фокус на воссоединение.

Я часто перед сном говорю своим старшим детям, что увижу их во сне. Мне и правда иногда снятся дети, а утром я им рассказываю об этих снах. Это может быть целый семейный ритуал. В Провансе есть такая традиция: перед сном семья накрывает стол к завтраку, таким образом они сосредотачиваются на воссоединении, на совместном приеме пищи, на том, как они все вместе будут с удовольствием завтракать и разговаривать. Я говорю детям перед сном, что мы с ними будем делать завтра. Если я еще не придумала, что именно мы будем делать, то я говорю, что мы будем завтра делать «что-то интересненькое». Смысл здесь в том, чтобы направить взор ребёнка на следующий день, когда мы будем вместе, а не на разделение.

Это все подходит для достаточно больших детей, которые уже могут справиться с разделением. Если ребенок еще маленький, младше 3-4 лет, или если он не может выдержать и 5 минут разлуки, мы можем ставить таймер и приходить периодически к нему в комнату, пока он не уснет. Своим старшим детям я таймер не ставлю, но говорю им, что еще обязательно зайду их проведать, и заглядываю в их комнату несколько раз, пока они не уснут.

Как в нашем обществе чаще всего принято бороться с проблемой укладывания? Чаще всего предлагают использовать разделение, приучать ребёнка оставаться одному. Это может работать в отдельных случаях, но мы должны задумываться, какой ценой это работает, ведь разлука - это самое тревожное чувство.

В нашем обществе изменилось понимание того, что такое здоровый сон. Людям кажется, что глубокий беспробудный сон - это норма для младенца, но это не так. Он должен спать периодами и обязательно просыпаться через определенные промежутки.

Если младенец спит в отдельной комнате, и у него действительно глубокий сон, то это просто защита от разделения. Мозг включает защиту и уходит в глубокий сон. Для него это нехорошо.

Мы должны не сталкивать ребёнка лицом к лицу с разделением, а напитывать его контактом и близостью с нами. Кстати, в книге «Мадикен и Пимс» младшая сестра все-таки настояла на том, чтобы поехать домой. Дома девочек встретила любимая служанка Альва, и они спокойно уснули.

Я хотела затронуть еще один важный момент, который Линдгрен хорошо подметила: дети только к вечеру осознают свою тоску по родителям, а днем они веселятся. К вечеру у нас действительно накапливаются эмоции, и это мешает нам уснуть. Может накапливаться тревога, фрустрация (досада из-за того, что что-то не получается), поэтому некоторым детям по вечерам требуется сброс эмоций. Мой старший ребёнок любит перед сном возиться и играть с папой.

В знакомой семье дети перед сном скачут на диване, пока не выплеснут все, что накопилось. Это не универсальный совет, потому что некоторые дети могут от этого, наоборот, перевозбуждаться. Если мы не видим у ребёнка потребности скинуть свои эмоции, то не нужно ему это навязывать. Надо смотреть по своему ребёнку.

Что нам мешает уложить ребёнка спать?

Какие могут быть сложности с укладыванием с нашей стороны?

Наши ожидания

Лежим мы с ребёнком, а он все никак не уснет, а мы мечтаем, что сейчас посидим с мужем или попьем чай на кухне, посмотрим кино и т.д. Ребёнок всегда считывает наше напряжение и засыпает хуже, чем обычно. Ребёнок чувствует, что мы не с ним, а где-то в своих мыслях, и ощущает при этом разделение.

Сложность с уравновешиванием наших импульсов к вечеру

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.

Экологичное родительство: Вы замечаете у своего ребенка вечером резкий всплеск активности? Ребенок внезапно становится очень активным, шумным, порой неуправляемым? Несмотря на позднее время, кажется, что он сейчас начнет бегать по стенам и чего-чего, а спать он точно не хочет?

Стоит посетовать на то, что ваш малыш долго не может уснуть вечером, - и вам кто-нибудь обязательно посоветует укладывать его позже и давать как следует набегаться перед сном. Такой совет хорош для взрослого, но не подходит для ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет спать вовремя

Циркадианные ритмы

Функционирование всего нашего организма настроено по определенным природным ритмам. Им подчинено все живое на Земле, и в том числе человек.

Эти ритмы называются циркадианными и построены на 24-часовом цикле . Устойчивости циркадианных ритмов способствуют не только факторы освещенности, но и гормоны, вырабатывающиеся в нашем организме с определенной цикличностью.

Природные ритмы маленьких детей настроены на раннее пробуждение утром и, соответственно, раннее укладывание на ночной сон . К этому времени организм вырабатывает все нужные для засыпания гормоны, своеобразное «естественное снотворное».

Аварийная ситуация

А что происходит, если человек (в данном случае не важно, ребенок или взрослый) не лег спать в «положенное» время?

Наш мозг, как и сотни лет назад, исходит из того, что «что-то случилось» . И ему, в общем, не важно, что это: наводнение, нападение диких зверей или врагов - или всего лишь планшет с игрушками.

Важно, что ситуация расценивается как «форс-мажор», и мозг начинает выполнять новую задачу - не спать . И не хотеть спать. И теперь вырабатываются новые гормоны, помогающие именно в этом.

«Второе дыхание»

Вероятно, вам доводилось испытывать такое ощущение: вроде бы хотелось спать, и даже очень хотелось. Вы попили чай, посидели у телевизора, сделали что-то по хозяйству… И обнаружили, что спать совершенно не хочется!

Это вступили в игру те самые гормоны, помогающие не хотеть спать. И пока не кончится их действие, уснуть будет очень сложно.

То же самое происходит у детей. Если не уложить малыша вовремя, в то время, когда его организм готов уснуть (мы называем это «окно в сон»), то ребенок «перегуливает» - и трудности с засыпанием обеспечены.

Как это выглядит

Вы замечаете у своего ребенка вечером резкий всплеск активности? Ребенок внезапно становится очень активным, шумным, порой неуправляемым? Несмотря на позднее время, кажется, что он сейчас начнет бегать по стенам и чего-чего, а спать он точно не хочет? Скорее всего, пропущено «окно в сон». Теперь, действительно, уложить ребенка будет трудно, пока ребенок не «упадет от усталости».

Такое бодрствование происходит за счет резервов организма в целом и нервной системы в частности. Нет большой беды, если подобное случается время от времени с ребенком, в целом высыпающимся. Но, происходя постоянно, это не только наносит вред ребенку и его развитию, но и приводит к закреплению вредной привычки.

Что делать?

Если вы узнаете свою ситуацию и хотели бы ее изменить, стоит изменить время укладывания ребенка на сон. Важно, чтобы подготовка ко сну завершалась раньше наступления периода вечерней активности. Если к моменту укладывания ребенок будет спокоен и расслаблен, а вы научитесь точно попадать в «окно в сон», засыпать малыш будет намного легче и быстрее.

Чтобы определить время «окна в сон», запомните (а лучше для надежности запишите) время, в которое вы обычно наблюдаете резкое возбуждение ребенка . За некоторое время до этого момента можно увидеть признаки усталости ребенка, - начните укладывание немедленно!

Лучше всего организовать день так, чтобы к моменту появления признаков усталости и вы, и ваш ребенок были уже полностью готовы к отходу ко сну.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet



Поделиться