Определение концепции исследования. Исследования и их роль в современном менеджменте

1) выбор предмета исследования;

2) главная направленность исследования;

3) проблема развития;

4) познание тенденции развития;

5) поиск путей эффективного развития.

Правильный ответ – 2

11. Назовите главный признак концепции исследования:

1) наличие всей необходимой информации;

2) наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования;

3) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследований;

4) совокупность эффективных подходов и исследования;

5) план организации и проведения исследования.

Правильный ответ – 3

Как соотносятся объект и предмет исследования?

1) предмет – это то, что подлежит изучению, а объект – конкретный элемент подлежащий изучению;

2) объект – это то, на что направлен процесс познания, а предмет – наиболее существенные стороны объекта, содержащие проблему;

3) это две стороны изучаемой системы, отражающие единство и многообразие применяемых методов.

Правильный ответ – 2

Опрос по темам:

1. Цель, задачи и виды диагностики в системах управления.

2. Показатели и порядок расчета эффективности.

3. Структурный анализ и его особенности.

4. Функциональный анализ и его особенности.

5. Информационный анализ и его особенности.

6. Параметрический анализ и его особенности.

Типовые оценочные материалы по теме 11.

Тема 11. Диагностика систем управления

Опрос по темам:

1. Экспресс-диагностика деятельности предприятия.

2. Диагностический инструментарий и его использование для решения проблемных ситуаций предприятия.

3. Формирование проблемного поля организации.

Типовые оценочные материалы по теме 12.

Тема 12. Научная и практическая эффективность исследования

Опрос по темам:

1. Организация процесса исследования систем управления

2. Потребность и пути оценки результатов исследования систем управления.

3. Социальная и экономическая эффективность исследования.

4. Исследования и повышение квалификации персонала управления.

5. Эффективность мышления исследователя

Шкалы оценивания

Критерии оценивания тестов по темам 3, 10

Критерии оценки эссе по теме 2

За подготовку эссе студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме эссе - соответствие содержания теме эссе - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению эссе

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует ди­намичности и перспективности управления, росту его инновационного по­тенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих ре­шений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный ди­ректор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно та­кого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инно­вационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно за­думаться.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организация, контроль, ре­гулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей дина­мичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины не­удачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, услож­няется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невоз­можно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают нео­жиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвое­временное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг­рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития эконо­мики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных измене­ний, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, ко­торый надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенден­ций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само уп­равление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмен­та, но и стиль функционирования всей системы управления, опреде­ленный тип организации деятельности персонала (требования, ответ­ственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусст­во управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении харак­тера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, меха­низмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных техно­логий и т. д. (схема 11). Могут быть комбинации различных проблем. Вы­брать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собствен­ное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традици­онном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых фак­торов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления - "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализо­вать эту формулу .

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, под­ходов.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника, в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что поддержи-вать.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследо-вательском подходе. Применение такого подхода способствует динамичности и перспективности управления, росту его инно-вационного потенциала и повышению профессионализма в при-нятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12% решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организацию, контроль, регулирование, координацию, активизацию (мотивацию).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, должен быть обоснован-ный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их реше-ние или вообще нерешение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг-рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на бу-дущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, та-ковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных из-менений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, ма-лых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не мо-жет быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, и эффек-тивным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия “исследование”.

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях.

Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и проч.).

Формула современного управления - “Управлять, совершенствуя и совершенствуясь”. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

Основные компоненты исследования - постановка целей и задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения; формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний - на сегодняшний день являются актуальными не только для теоретической науки, но для практики управления.

В современном менеджменте исследования являются главным фактором успеха, повышения эффективности управления. Исследования - это вид деятельности с более богатым содер-жанием, чем анализ, проектирование или диагностика. Иссле-дование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и на-блюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классифи-кация, и построение показателей, и многое другое. Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности.

В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в управлении, непосредственно зависит от исследовательского подхода, умения определять их истоки и последствия.

Идеология специальности “Менеджмент организации” предполагает воспитание и развитие у будущих менеджеров умения изучать проблемы творческого подхода к работе, стремления к поиску новых форм организации управления, научного подхода к управлению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Системы управления как объект исследования. Характеристики, определяющие его направленность и результаты. Анализ объекта и предмета исследования. Научная и практическая роль в деятельности человека. Место и значение систем управления в организациях.

    лекция , добавлен 17.01.2011

    Творчество и управление. Менеджер-исследователь. Системы управления и их исследование. Методы проведения исследования. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2007

    Понятие исследования и характеристика исследования систем управления. Цель, объект и предмет исследования. Исследования и их роль в научной и практической деятельности. Характеристика исследования систем управления. Основные подходы к исследованию систем

    курсовая работа , добавлен 14.12.2008

    Основные профессиональные и этические требования, предъявляемые к менеджерам исследовательского типа. Роли, выполняемые менеджерами-исследователями систем управления. Этические принципы поведения менеджеров при проведении исследования систем управления.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2009

    Характеристика исследования систем управления организациями, их роль в научной и практической деятельности человека. Основные понятия и принципы системного подхода к исследованию систем управления, разработка и содержание соответствующей концепции.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Система управления как объект исследования. Понятие о целях управляемой системы, их роль в управлении, специфика методики исследования. Целевое начало в деятельности организации в современных экономических условиях. Особенности формирования дерева целей.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Условия воспитания в менеджменте, цели и идейная база, основные методы и средства воспитательной деятельности. Роль менеджера в управлении и воспитании персонала. Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера и определение типов руководителя.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

В какой последова­тельности проводится системная диагностика системы управления промышленного предприятия? Диагностика производственной системы, системы управления, их взаимного соответствия

В чем главная особенность исследования социально-экономических систем? в) ограничены возможности экспериментирования

В чем наибольшая трудность проведения натурального исследования социально-экономических систем? Ограничены возможности экспериментирования

В чем преимущество диалектического подхода исследованию? в) ориентируется на поиск противоречий;

В чем преимущество методов тестирования г) позволяет исключить психологические и личностные нюансы;

Выбранная шкала измерений показывает влияние на: а) характер информации при проведении изучения какого-либо объекта;

Гипотеза отражает: в) отношение исследователя к проблеме.

Диалектический подход к исследованию систем управления подразумевает: а) развитие по спирали;

Если фирма испытывает различные системы, либо отельные элементы через существующие структуры, используемые конкретной фирмой, то она применяет метод: б) стандартного тестирования;

Зачем нужны исследования управления? б) для повышения качества управленческих решений;

Как взаимосвязаны методология и организация исследования? а) методология определяет вид и форму организации;

Какая из перечисленных форм организации исследований требует от персонала наиболее творческой и активной деятельности, а персонал на время исследования освобождается от выполнения основных обязанностей: г) создание специальных групп.

Какая последовательность разделов отчета о НИР соответст­вует требованиям ГОСТ Р? Список исполнителей, реферат, оглавление, перечень условных обозначений и сокращений, введе­ние, основная часть, заключение, список использован­ных источников, приложения

Какая технология проведения исследований изображена на рисунке: б) параллельная;

Какая технология проведения исследований изображена на рисунке: г) циклическая.

Какая технология проведения исследований изображена на рисунке? б) параллельная;

Какие виды «де­ревьев» целей наиболее часто используются при разработке целей? Нециклические и циклические

Какие квалиметрические методы чаще всего используются при проведении исследова­ний? Дифференциальный, комплексный и смешанный

Какие основные элементы включают сетевые графики? Работа, событие, критический путь

Какими параметра­ми, как правило, могут характеризоваться цели в «дереве» целей. Коэффициенты относительной важности и по­лезности

Каково наибольшее преимущество использования методов тестирования в управлении? Оперативное количественное обобщение высказываний

Какое требование наиболее значимо при разработке гипотезы исследования? Научность

Какое определение более полно соответствует термину «система управления»? Совокупность целостных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов

Какое определение соответствует термину «качество исследования»? Совокупность свойств исследования

Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полными? Познание законов общества и природы

Какой главный признак концепции исследования? Комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования

Какой из методов коллективных экспертных оценок предполагает опрос экспертов в несколько туров: в) метод Дельфи:

Какой из подходов при решении проблемы требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи: г) системный подход

Какой из принципов эффективного построения технологии совместной исследовательской деятельности необходим для всевозможных корректировок технологий исследований, для обратной связи и для связи различный видов деятельности: б) принцип минимального контроля;

Какой из фактов является решающим в успехе исследования? г) методология исследования;

Какой из факторов является наиболее важным в успехе исследования? Творческий потенциал менеджера

Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и пр.? в) способствует упорядочиванию и ранжированию проблем, факторов и пр.;

Контрольные исследования систем управления используются: а) при необходимости подтверждения определенных свойств управления в процессе ее функционирования;

Метод Дельфи предусматривает: а) опрос экспертов в несколько туров;

Назовите главный признак концепции исследования. в) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования;

Начальным этапом разработки методологии исследования является: б) определение объекта и предмета исследования;

По методологии проведения исследования могут быть: а) сравнительными

Поисковые исследования систем управления проводятся: а) для выявления неиспользованных возможностей фирмы;

Почему исследования становятся функцией современного менеджера? повышается сложность решаемых проблем или обостряется конкуренция

Почему исследовательские функции становятся необходимостью для современных менеджеров? Обостряется конкуренция

При исследовании результатов деятельности системы управления применяется: а) факторный анализ;

При исследовании систем управления в качестве предмета исследования может выступать: а) проблема

При исследовании систем управления методами тестирования используются различного рода тесты. Основными характеристиками теста являются: б) надежность и валидность;

При исследовании систем управления может применяться такой метод исследования как экспертиза.

При исследовании систем управления разрабатывается гипотеза исследования. Основными источниками гипотезы являются: в) интуиция

При решении сложных проблем применяется: в) метод экспертных оценок;

Принцип научности диалектического подхода к исследованию заключается в: б) в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений;

Сценарий исследования – это а) логическая последовательность процедур, позволяющая обеспечить достижение цели исследования;

Что позволяет вы­явить диаграмма Парето? Причины и факторы, влияющие на объект изучения

Что представляет собой методика иссле­дования? Последовательных операций по использованию методов исследования

Что дает менеджеру знание типологии исследования? г) способствует выбору наилучшего типа;

Что позводяет достичь прикладное исследование системы управления? Определить тенденции развития системы управления, получить новые знания, обеспечить нахождение путей и использования новых знаний по разрешению проблем управления, выявить проблемы в управлении.

Что позволяет диалектический подход к исследованию? найти связанные между собой противоречия;

Что позволяет исследователю проведение классификации исследования? Группировать объекты исследования по классификационному признаку

Что понимается под целью исследования? д) поиск путей эффективного развития.

Что представляет собой локальное исследование систем управления? Изучение системы управления вне связи с про­изводственной

Что представляет собой проблема в системе управления? Противоречие, требующее разрешения

Что представляет собой цель исследования? Желаемый результат исследования

Что представляют собой методы исследования? Способы проведения исследований

Что такое качество исследования? а) совокупность свойств исследования;

Что такое методология исследования? а) совокупность методов исследования;

Что такое методы исследования? в) способы проведения исследования;

Что такое принцип исследования? Правило, руководящая идея проведения иссле­дования

Что такое проблема? г) противоречие, требующее разрешения;

Что такое фактология исследования? г) система работы с фактами;

Что характеризует валидность показателя? Соответствие измеряемому показателю;

Что является основным в системном подходе к исследованию? целостность, взаимосвязи и взаимодействие элементов исследуемого объекта;

Что является главным в системном подходе к исследованию? г) определение целостности и связи явлений;

Что является системой управления? г) совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей;

Экспертиза – это б) мнение, идея, решение или оценка, основанная на реализации опыта специалиста;



Поделиться