Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса. Бизнес под колпаком Мораторий на проведение проверок

  • В чем суть моратория на проверки малого бизнеса.
  • Что делать, если контрольный орган пришел с плановой проверкой в обход моратория.
  • Каковы результаты действующих «надзорных каникул».
  • Продлен ли мораторий на проверки для малого бизнеса до 2022 года.
  • Как получить статус малого или среднего предприятия.
  • Как подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу.

Мораторий – временное ограничение какого-либо правила. В 2016 году такое ограничение было наложено федеральным законом на все государственные проверки малого бизнеса.

Суть моратория на проверку малого бизнеса

На строго ограниченный период времени государство избавило субъекты малого предпринимательства от плановых проверок контролирующими органами.

От проверок не освобождены :

  • юридические лица, осуществляющие деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • компании, которые ранее допускали грубые нарушения КоАП РФ, это было установлено по итогам предыдущих проверок, лицо было привлечено к административной ответственности, дисквалифицировано, либо его деятельность была приостановлена, а лицензия аннулирована, с момента такой проверки не прошло трех лет.

Законодатель выделил стратегически важные сферы деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся :

  • соответствие нормам безопасности гидротехнических сооружений, если компания эксплуатирует опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения (1 и 2 классов опасности);
  • экологическая безопасность, если компания эксплуатирует объекты, отрицательно влияющие на окружающую среду (1 и 2 категории опасности);
  • соответствие нормам промышленной безопасности и пожарного надзора;
  • соблюдение требований радиационной безопасности и использования атомной энергии;
  • наличие действующей лицензии у компаний, которые управляют многоквартирными домами (УК);
  • охрана государственной тайны, если деятельность организации так или иначе связана с ее соблюдением;
  • деятельность аудиторских компаний (внешний контроль их работы).

Существуют объекты, чрезмерная лояльность к эксплуатации которых может стоить безопасности и жизни людей, поэтому тщательный государственный контроль и надзор в данных областях необходим. Мораторий касается только плановых проверок. Новые правила не защищают субъекты малого бизнеса от внеплановых проверок, которые в обязательном порядке проводит госорган по обращению заинтересованного лица. Поэтому руководству компаний, на которые распространяется вышеуказанный закон, не стоит пренебрегать требованиями техники безопасности, правами потребителей , санитарными нормами.

Проверки в обход закона

Если ваша компания отнесена к субъектам малого предпринимательства, можно рассчитывать, что, начиная с 2016 года, плановые проверки вам не грозят. Если надзорный орган все же пришел, его представителям будет достаточно показать документы, подтверждающие причастность компании к малому предпринимательству. Если такие документы в наличии и в порядке, то проверка должна быть прекращена немедленно. В случае, если вы обнаружили свою организацию в перечне лиц, в отношении которых планируется проверка, то вправе обратиться с заявлением в надзорный орган и потребовать исключения компании из ежегодного плана проверок. Так или иначе, руководителю организации, в которой была проведена проверка в обход закона о моратории, беспокоиться не о чем, так как ее результаты будут считаться недействительными.

С 1 января 2018 г. законодательством закреплен «риск-ориентированный подход». Этот метод направлен на сокращение издержек, как со стороны проверяющих надзорных органов, так и подконтрольных субъектов. Риск-ориентированный подход заключается в том, что все компании, над которыми ведется контроль, условно делят на группы соответственно классам их опасности и категориям риска. То есть классификация субъектов зависит от степени тяжести негативных последствий, которые вероятно могут наступить при административных нарушениях лица, а также от вероятности совершения таких административных проступков. Например, крупная производственная компания, эксплуатирующая объекты, которые представляют вред для окружающей среды, должна быть отнесена к более высокому классу риска, чем организация, оказывающая бытовые услуги населению.

С перечнем плановых проверок в отношении вашей организации вы можете ознакомиться на сайте ФГИС «Единый реестр проверок», для этого достаточно ввести ОГРН, ИНН или полное наименование организации.

Результаты моратория на 2018 год

Новшество доказало свою эффективность: значительно снижена административная и бюрократическая нагрузка на небольшие компании, открыт путь к развитию для многих отечественных стартапов . В рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности воплощено множество законодательных инициатив: внедрен Единый реестр проверок, активизируется процесс электронного взаимодействия органов власти, введен риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок.

По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», общее количество плановых проверок в 2017 году уменьшилось в среднем на 40 %.

За указанный период выросло число внеплановых проверок. Контролирующие органы сами нарушают законодательство или относятся к его исполнению недобросовестно. Ежегодно прокуратуре приходится отклонять множество предложений контролирующих органов о включении в сводный план проверок, если они составлены некорректно или с нарушением закона. Например, в отношении лиц, которых проверяли в последние три года или которые даже прекратили коммерческую деятельность. Крупные предприятия начали дробиться, регистрируя свои подразделения как отдельные юридические лица и стремясь к получению каждым из них статуса субъекта малого бизнеса. К такой уловке прибегли сетевые магазины, имеющие в своей структуре большое количество обособленных подразделений. Помимо снижения надзорной нагрузки статус малого предприятия дает преимущества в налогообложении, что оптимизирует издержки предприятия. Налоговая служба может расценить подобные манипуляции как способ ухода от налогов, что грозит уголовной ответственностью для руководителя.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года.

Продление моратория до 2022 года

В настоящий момент Правительство РФ планирует продление моратория на проверки бизнеса до конца 2022 года. Это связано со стремлением снизить административную нагрузку на отечественные предприятия. В Государственной Думе идет речь не только о пролонгации моратория, но и о расширении сферы его действия на средний бизнес. По мнению участников рынка, в 2017 году наибольшее количество административных проверок пришлось именно на субъекты среднего предпринимательства.

Новые правила проверок разрабатывались в рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ. А в проект «дорожной карты» по выполнению в 2018–2019 гг. «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», подготовленной Минэкономразвития РФ, внесена инициатива о бессрочном запрете плановых проверок субъектов малого бизнеса.

Инициатива – еще не законопроект, а законопроект – еще далеко не принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом федеральный закон. Государственная политика в отношении административных проверок предпринимателей может неоднократно измениться, однако на сегодняшний день есть все предпосылки говорить о том, что по субъектам малого и среднего бизнеса сохранится тенденция снижения административной нагрузки. В связи с этим у предпринимателей возникает вопрос: как получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства, чтобы легально пользоваться государственной поддержкой и льготами?

Статус субъекта малого бизнеса

Помимо освобождения от плановых проверок, статус субъекта малого бизнеса обеспечивает налоговые льготы, доступ к госзакупкам и иные меры государственной поддержки.

Для подтверждения статуса субъекта малого бизнеса нужно:

  • соответствовать определенным критериям, установленным законом;
  • включить компанию или ИП в реестр субъектов малого предпринимательства.

Закон называет всего 3 фактора для оценки:

  • состав учредителей (оценивается только у компаний, претендующих на положение малого предприятия, если в их числе есть другие организации, помимо физических лиц);
  • количество штатных сотрудников (за предыдущий годовой период не может превышать для малых предприятий – 100 человек, субъектов среднего бизнеса – 250 человек);
  • размер дохода (не должен превышать 800 миллионов рублей за прошлый год, при этом доходная часть суммируется по всем видам деятельности и режимам налогообложения).

Юридическое лицо не может стать субъектом малого предпринимательства, если его учредителями являются:

  • на 25 % – государственные образования (РФ, субъекты, муниципалитеты);
  • на 25 % – общественные или религиозные организации и фонды;
  • на 49 % – любые прочие организации.

Компания может попытаться получить статус, если основные ее акционеры-организации, занятые в инновационном секторе экономики, участники проекта «Сколково», либо они сами имеют статус субъектов малого или среднего предпринимательства.


Как подтвердить принадлежность к малому бизнесу

Чтобы подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу (например, при включении в план проверок в обход моратория), руководителю следует получить выписку из Единого реестра малого и среднего предпринимательства.

Ведением такого единого реестра занимается Федеральная налоговая служба РФ. ФНС России вносит сведения обо всех компаниях, которые подходят под критерии малого или среднего предпринимательства, автоматически. Никаких дополнительных действий от руководителя субъекта бизнеса не требуется. Налоговая самостоятельно анализирует сведения о доходах предприятий, среднесписочной численности штата, данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также информацию из других органов.

Чтобы получить выписку из Единого реестра, необходимо зайти на официальный сайт, ввести регистрационные данные юридического лица и распечатать готовый документ. Такая выписка будет иметь полную юридическую силу, так как на ней уже имеется усиленная электронная подпись. Дополнительного заверения этот документ не требует.

По указанию ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554@ местные налоговые инспекции не уполномочены выдавать справки о принадлежности юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.


Если вы полагаете, что ваша компания относится по всем критериям к числу субъектов малого или среднего предпринимательства, но не нашли ее в Едином реестре на сайте ФНС РФ, можно самостоятельно подать заявку. Налоговая инспекция в таком случае проведет анализ предоставленной информации и при положительном решении внесет юридическое лицо в Единый реестр вручную. Также на сайте можно исправить некорректные данные или внести дополнительные сведения о своей компании (сообщить о заключении новых контрактов, участии в программах партнерства, перечислить продукцию и дополнить контактные данные).

Мораторий выполнят ключевые функции, которые на него возложило Правительство РФ при разработке идеи снижения административного давления на малый бизнес. Продление новых правил, а также расширение области их действия на субъекты среднего предпринимательства кажутся вполне обоснованными и закономерными. У надзорных органов остается возможность проведения внеплановых проверок, а также сохраняется особый контроль за стратегически важными сферами деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся. Большим шагом в данном вопросе явилось внедрение риск-ориентированного подхода к проверке предприятий, он позволяет экономить время контролеров, а соответственно и бюджетные средства.

Мораторий на проверки малого бизнеса начал действовать первого января 2016 года, а закончится тридцать первого декабря 2018 года. Учитывая, что недавно была пройдена средина отведенного срока, то пора рассмотреть этот закон, особенности его реализации, и то, насколько теория совпадает с практикой.

Общая информация

Как было сказано ранее, закон о моратории проверок малого бизнеса работает в период времени с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. Что он даёт? Законом вводится запрет на осуществление плановых проверок юрлиц, которые отнесены к представителям малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Это было сделано с целью создания благоприятных условий для развития небольших экономических субъектов. Но всё же это неполноценная защита. Так, исключение сделано для радиационного, экологического и пожарного надзора, а также в сфере обеспечения государственной тайны и при использовании атомной энергии. Поэтому трехлетний мораторий на проверку малого бизнеса не в полной мере почувствовали те субъекты, что занимаются потенциально опасной деятельностью.

Законодательная база

Что нужно делать, если есть желание ознакомиться с оригиналом? В таком случае можно прочитать федеральный закон под номером N 294-ФЗ от двадцать шестого декабря две тысячи восьмого года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это конкретная часть. Но опирается она в плане теории на четвертую статью федерального закона под номером N 209-ФЗ от двадцать четвертого июля две тысячи седьмого года "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Далее в статье будет приведена краткое описание понятным «человеческим» языком о его действии.

Что же в законе написано?

Первоначально давайте обратим внимание на срок. Мораторий на малого бизнеса действует во временном диапазоне с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. И это закреплено на законодательном уровне, а не является распоряжением правительства, президента или кого-то ещё. Об этом говорится в статье 26.1 N 294-ФЗ этого документа. Следует отметить ещё раз, что запрет не является абсолютным. Так, он не распространяется на внеплановые проверки. Об этом идёт речь в статьях 10 и 26.1 N 294-ФЗ. Внеплановые проверки могут быть проведены без ограничений. От чего он защищает, ясно указывается в частях два и три статьи девять закона N 294-ФЗ. Также существуют определённые ограничения в базе действия. Так, если проверка не подчиняется требованию этого же закона под номером N 294-ФЗ, то она тоже может быть проведена без какого-то ограничения. Со всем списком можно ознакомиться в частях 3 и 3.1 первой статьи. Если кратко, то интерес здесь представляет федеральный закон под номером N 144-ФЗ от двенадцатого августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности". Не остановит закон и государственных служащих, что ориентируются УПК Российской Федерации. Иными словами - налоговые, полицейские, прокурорские, таможенные, страховые, валютные, банковские проверки будут продолжаться. Кроме них, ещё стоит упомянуть о соблюдении законодательства относительно а также при распространении информации или же при её хранении.

Где ещё мораторий не защитит?

Общий интерес представляют подпункты от первого и по восьмой шестой части статьи 26.1 в законе N 294-ФЗ. Как уже ранее писалось в статье (хоть и кратко), не отменены проверки пожарных инспекторов и Госгортехнадзора для производственных объектов, которые относятся к 1 или 2-му классу опасности. Кроме этого, следят за теми, кто имеет доступ к государственной тайне. Не освобождены от лицензионных проверок управляющие организации, что занимаются обеспечением проживания в многоквартирных домах. Не вздохнули и аудиторские компании, ведь внешний контроль над их деятельностью и качеством работы тоже не отменили. Мораторий на проверки малого бизнеса в России не отменён также в сферах образования, здравоохранения, электроэнергетики, теплоснабжения, энергетической эффективности, энергосбережения и относительно субъектов социальной направленности. Об этом говорится в девятой и первой частях соответственно статей 9 и 26.1. Несмотря на то что основные моменты прописаны в законе, определённое влияние оказывает и постановление, выданное правительством Российской Федерации N 944 от двадцать третьего ноября 2009 года. Почему так? Дело в том, что в законе N 294-ФЗ существует довольно много расплывчатых формулировок, поэтому и было принято решение о постановлении N 944.

Ещё меньше защиты

Мораторий на проверки малого бизнеса не действует также в случае соответствия субъекта экономической деятельности целому набору условий. Часть из них, следует признать, являются вполне адекватными и необходимыми. В иных же случаях возникает определённая доля сомнений в плане возможности возникновения манипуляции. Так, не приходится говорить про мораторий на проверки малого бизнеса в случаях, если было выявлено за последние 3 года деятельности такие нарушения, что привели к дисквалификации или приостановке деятельности субъекта экономической деятельности за грубые нарушения. Также должно вступить в свою законную силу решение об аннулировании лицензии или же о назначении административного наказания. И пока этого всего нет, вопрос остается в Данные требования находятся во второй части девятой статьи закона N 294-ФЗ.

Важный момент

Когда формировался план (или будет), то он должен быть подан в прокуратуру не позднее первого сентября текущего года. И со следующего он уже будет действовать. Такое требование предусматривается постановлением правительства РФ N 489 от тридцатого июня 2010 года. Хотя иные ведомства рекомендуют обращаться к ним ещё раньше. Так, в методических рекомендациях, утверждённых Рострудом под номером N 455 от двадцать восьмого октября 2010 года, говорится о том, что вся документация должна быть готова до первого июля. Это сделано с целью обеспечения своевременного реагирования на все запросы. Хотя следует не забывать, что это не требование, а рекомендация.

Изменение реальности

Увы, мораторий на налоговые проверки малого бизнеса не распространяется. И здесь ничего исправить нельзя. Но что, если предприниматель или организация считают, что они подпадают под действие закона, тогда как относительно их уже запланирована проверка? В таком случае изменить реальность вполне под силу. Что же для этого нужно сделать? Первоначально пишется заявление, где просят исключить проверку из ежегодного плана. В нём указывается, что текущее положение дел нарушает статью 26.1 N 294-ФЗ. Все требования и рекомендации к заявлению можно найти в постановлении N 1268 правительства РФ от двадцать шестого ноября 2015 года. В нём имеется перечень документации, которую необходимо подготовить для утверждения положительного решения. Но что делать, если плановая проверка буквально сейчас начнётся? В таком случае необходимо предоставить собранную для заявления документацию и указать на тот факт, что отсутствует нужда в проверке. И если до этого не было административных нарушений или же данных о них, то этот процесс будет прекращен. В этом случае составляют специальный акт, который предусмотрен пятой частью статьи 26.1 рассматриваемого N 294-ФЗ. Если проверка всё же была проведена, то можно подать апелляцию и признать её недействительной. В этом случае на помощь придут первая и седьмая части статей 20 и 26.1 соответственно.

Заблуждения

Иногда можно услышать неверную информацию, которая является или сознательным обманом, или же желанием видеть то, чего нет, но хочется. Так, можно встретить упоминание о том, что был введён мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Это неверно. Хотя подобные предложения и звучали, когда закон только обговаривался, но в конечном результате под его действие попали малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Также, как уже рассматривалось, он не даёт 100% неприкосновенности со стороны государственных чиновников. Ещё раз хочется сконцентрировать внимание на том, что мораторий направлен только на плановые проверки. Если же к соответствующим органам обратится заинтересованное лицо, избежать общения с государством в лице его представителей не получится. Таким, например, может выступить гражданин, у которого после питания в кафе заболел живот.

Зачем вводился этот закон?

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса направлен на улучшение экономической ситуации в стране и обеспечение деятельности субъектов экономической деятельности. Подразумевается, что он даст возможность предпринимателям развиваться, а не тратить время на бумажки. Насколько эта цель будет выполнена, можно будет судить только после завершения льготного периода. Сейчас же ограничимся Наибольшую пользу от рассмотренного закона получили те предприниматели, которые выбрали белую модель работы и не совершают правонарушений. И это хорошо, ведь они и были главной целью осуществляемого мероприятия.

Заключение

Несмотря на такой довольно неплохой закон, всё ещё есть много работы. Сейчас Российская Федерация переживает не самые лёгкие времена. Поэтому необходимо сконцентрироваться на создании собственной устойчивой экономики. У РФ уже успел закончиться один крупный резервный денежный фонд, ещё два на исходе. И всё активней стоят вопросы о том, что мы будем делать после их истощения. В таком случае можно будет полагаться только на себя. И во главе поезда, который вытянет нас всех, станут предприниматели - люди, которые не боятся брать на себя ответственность и действовать. Нам же следует озаботиться тем, чтобы честные и умелые оказались в самых благоприятных условиях. Для этого важно не мешать им действовать. И став богатыми, они сделают такими же и других людей, что окружают их. Нужно только запастись терпением.

От каких проверок освободили малый бизнес

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

От каких проверок освободили малый бизнес

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.

Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Важно запомнить!

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации

В последние годы в России на уровне властных структур начали поддерживать бизнес, особенно малый и средний. Одной из беспрецедентных мер такой поддержки стало введение моратория на проведение проверок в отношении этой категории предпринимательского сообщества. Запрет на контрольные мероприятия введен с начала 2016 года и продлится вплоть до 2019 года. Есть предпосылки к тому, чтобы продлить его еще на четыре года.

Также хорошей новостью для бизнеса стало применение рискоориентированного подхода при проведении аудита - когда глубина анализа, а значит и размер санкций, зависят от того, к какой категории опасности относится предприятие. Сами бизнесмены оценили это нововведение позитивно. Но все ли так просто? На кого конкретно распространяются эти «каникулы»? По какому принципу проводятся проверки малого бизнеса в 2018 году? Что делать, если налоговики, несмотря на запрет, нагрянули с проверкой?

Главное условие действия мониторинга - предприятие должно относиться к категории малых или средних. По каким критериям это можно определить?

  • Для средних предприятий (заработок за год до 2 млрд. рублей и число работающих сотрудников - порядка 250 человек);
  • Для малых компаний (выручка за год - до 800 млн. рублей, до сотни работников);
  • Для микрофирм (выручка до 120 млн. рублей и штат сотрудников - не больше 15 человек).
Предпринимателям с такими условиями (которые, кстати, являются основанием для включения в единый реестр юрлиц, что также дает определенные преимущества) можно еще на полтора года расслабиться - федеральным законодательством они освобождаются от проверок. Существует также перечень предприятий, которым такой подарок не достался - они входят в список исключений.
  • Фирмы, работающие в медицине, образовании и «социалке».
  • Управляющие компании многоэтажек;
  • Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • Аудиторские конторы;
  • Компании, за которыми в последние три года были замечены серьезные нарушения закона.

Какие проверки отменяет мораторий

Владельцам бизнеса стоит понимать, что введение моратория не означает, что налоговики в течение его действия вообще не заинтересуются фирмой. Отменяются только плановые проверки - и выездные, и документальные. В стандартном режиме проведут:
  • Внеплановую проверку на основании поступившей жалобы или после возникновения в компании аварии или ЧС;
  • Проверку на предмет соблюдения налогового законодательства;
  • Прокурорские, страховые, таможенные, валютные контрольные мероприятия;
  • Проверки в отношении объектов первых двух классов опасности (пожарной, экологической и т.д).

Как заявить о правах на действие моратория?

Нередки ситуации, когда предприниматель уверен, что его фирма имеет все критерии, чтобы в ее отношении не проводилась проверка, но мораторий на нее по какой-то причине не распространяется и компания включена в план проверок. Причин такого развития ситуации две: либо произошла досадная ошибка, либо налоговики просто хотят воспользоваться возможной неосведомленностью предпринимателя. В любом случае бизнесмен не должен бездействовать. Что нужно предпринять?

Направить в структуру, которая занималась утверждением плана аудита, заявление с требованием исключить предприятие из него. Обоснованием такой просьбы должен стать пакет документов, в который войдут:

  • Сведения о финансовой деятельности за год;
  • Численность работающих сотрудников.
В случае если аудит уже стартовал, владелец бизнеса имеет полное право предъявить инспектору требования о его прекращении, обосновав это документами, подтверждающими принадлежность его фирмы к категории малого и среднего бизнеса (список документов - тот же, что и в первом пункте). При этом, даже если за время аудита налоговик выявил какие-либо нарушения, никаких санкций за это предпринимателю не грозит - вынесенное инспектором решение признается недействительным.

Мораторий действует уже полтора года, и промежуточные экспертные отзывы о нем исключительно позитивные. Такие «каникулы» позволяют во много раз снизить административное давление на бизнес-сообщество, исключить бюрократические препоны и дать возможность развиваться, не боясь необоснованных санкций со стороны заинтересованных структур. Именно эти факты стали основанием для разговоров о продлении срока действия моратория до 2022 года.

Роспотребнадзор - это федеральный государственный орган, который контролирует соблюдение прав потребителей и санитарно-эпидемиологическое положение в России. Это ведомство может проверить деятельность любого бизнесмена, реализующего товары или оказывающего услуги населению, но чаще всего объектом его контроля становятся предприятия общепита, продуктовые магазины, салоны красоты, аптеки, лечебные и дошкольные учреждения, школы.

Не остаются без внимания Роспотребнадзора нарушения правил складирования отходов и мусора на территориях, прилегающих к различным объектам, превышение допустимого уровня шума от деятельности предприятий и организаций, вредные выбросы в окружающую среду и т.д.

По результатам проверки, кроме наложения , Роспотребнадзор уполномочен приостанавливать деятельность организаций и ИП и дисквалифицировать должностных лиц, что, конечно, скажется на бизнесе очень отрицательно. Вопрос о регулировании количества проверок Роспотребнадзора и другими надзорными органами не раз поднимался предпринимателями, в результате законом утвержден плановый порядок проверок - не чаще одного раза в три года.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года до конца 2018 года запрещены плановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому бизнесу. Запрет не распространяется на бизнесменов, ведущих деятельность в объектах I и II класса пожарной опасности или объектов I и II категории по негативному воздействию на окружающую среду. Кроме того, в план проверок Роспотребнадзора на 2017 год продолжат включать тех , в отношении которых за предыдущие три года были выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований и прав потребителей.

План проверок Роспотребнадзора на 2017 год, размещенный на официальном сайте, включает в себя 71 199 субъектов (организаций и ИП). По каждой запланированной проверке указана ее цель, начало и срок проведения, формат проверки (выездная или документальная), орган контроля. Если вы хотите узнать, включены ли вы в этот план, то можете воспользоваться формой поиска по своему ИНН и наименованию.

Плановые проверки на 2017 год Роспотребнадзор согласовывает с прокуратурой, аналогичный план проверок размещен на сайте Генеральной прокуратуры. В Единый реестр входят проверки Роспотребнадзора и других неналоговых госорганов, поэтому в форму поиска надо ввести не только наименование и ИНН интересующего вас субъекта, но и название надзорного органа.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2017 году

Если вы не нашли себя в плане проверок Роспотребнадзора, то успокаиваться не стоит. Визит проверяющих из этого органа может произойти в любой момент - по сигналу потребителя ваших товаров или услуг или сообщению о фактах, что ваша деятельность представляет угрозу здоровью и жизни граждан и окружающей среды. Кроме того, внеплановая проверка Роспотребнадзора проводится после выдачи предписания об устранении нарушений, выявленной предыдущей проверкой, а также в ходе расследования административного или уголовного дела. Инициаторами проверки вне плана могут быть и другие государственные органы.

Чаще всего причиной внепланового визита представителей Роспотребнадзора становятся жалобы потребителей на некачественные и просроченные товары, несоблюдение санитарно-гигиенических требований при оказании услуг общепита и индустрии красоты, мусор на прилегающей к торговым объектам территории, несоблюдение режима тишины в ночное время. Основанием для жалобы может быть нарушение правил торговли, закона о защите прав потребителей, даже отсутствующий уголок покупателя.

На официальном сайте Роспотребнадзора размещена специальная форма подачи жалобы с возможностью прикрепить фотографию или видео с фактом, подтверждающим нарушение прав потребителя или санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, каждый предприниматель, реализующий товары и оказывающий услуги населению, должен быть готов к тому, что его деятельность может оказаться в поле зрения представителей Роспотребнадзора в любое время, а не только раз в три года. Не стоит рассчитывать на то, что так называемые « » позволят до конца 2018 года не соблюдать требования закона в сфере защиты прав потребителей и нормы СанПин.

Что проверяет Роспотребнадзор при проверке?

Проверки Роспотребнадзора могут быть документарными или выездными, поэтому перечень мероприятий зависит от формата проверки. При документарной проверке организация или предприниматель должны в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направить указанные в нем документы. После получения документов орган Роспотребназдора вправе запросить дополнительные пояснения, а если по результатам проверки документов будут выявлены признаки нарушения требований закона, то после документарной проверки может быть назначена выездная проверка.

В ходе выездной проверки Роспотребнадзор проводит инструментальные и лабораторные исследования, берет на анализ пробы продукции и товаров, проверяет соблюдение норм СанПин, осматривает прилегающую территорию и сам объект, вплоть до измерения параметров дверных и оконных проемов и общего метража помещений.

Основной перечень документов, которые запрашивают проверяющие при выездной проверке, включает в себя:

  • Свидетельство о регистрации ИП или ООО;
  • Документы о постановке на учет ;
  • , если деятельность объекта относится к лицензируемой;
  • Документы на помещение (свидетельство о собственности или договор аренды);
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта нормам СанПин;
  • Программа производственного контроля, утвержденная территориальным органом Роспотребнадзора;
  • Договоры на вывоз мусора и дезинфекцию помещения;
  • Медкнижки работников.

Обязательно проверяют наличие правильно оформленного , единообразных ценников, сертификатов на товары, влияющих на здоровье потребителей, информации о производителях товарах на упаковках.

Проведение плановых и внеплановых проверок Роспотребназдора регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, согласно которому предприниматель должен быть уведомлен (заказным письмом или под подпись) о том, что в отношении его деятельности осуществляется контроль. О проведении плановой проверки сообщают за три рабочих дня, а о внеплановой - за один день до ее проведения. Внеплановая проверка Роспотребназдора, так же, как и плановая проверка, должна быть согласована с прокуратурой.

Только в крайних случаях, когда деятельность организации или ИП причиняет вред здоровью и жизни граждан, окружающей среде, безопасности государства, если в результате нее возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, уведомление о проведении проверки не требуется.

Штрафы Роспотребнадзора в 2017 году

При выявлении нарушений закона о защите прав потребителей и санитарных норм Роспотребнадзор составляет соответствующий акт. Размеры штрафных санкций приводим в таблице.

Нарушение

Нарушение действующих санитарных норм и правил или невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий

На ИП и руководителей организаций - от 500 до 1 000 рублей. На юридических лиц — от 10 000 до 2 0000 рублей.

Возможно административное приостановление деятельности ИП или организации на срок до 90 суток.

ст. 6.3 КоАП

Обман потребителя (обвешивание, обсчет или любой другой способ обмана)

На ИП и руководителей организаций - от 10 000 до 30 000 рублей. На юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей.

ст. 14. 7 КоАП

Нарушение прав потребителя на получение информации о товаре (работе, услуге)

На ИП и руководителей организаций - от 500 до 1 000 рублей. На юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

ст. 14. 8 КоАП

Введение потребителя в заблуждение о свойствах или качестве товара (работы, услуги) в целях сбыта

На ИП и руководителей организаций - от 12 000 до 20 000 рублей. На юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

ст. 14. 7 КоАП

Неповиновение законному распоряжению должностного лица надзорного органа

На ИП и руководителей организаций - от 2 000 до 4 000 рублей.

ст. 19. 4 КоАП

Невыполнение законного предписания надзорного органа

На ИП и руководителей организаций - от 1 000 до 2 000 рублей. На юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

ст. 19. 5 КоАП

Реализация товаров (выполнение работ оказание населению услуг) ненадлежащего качества или с нарушением требований законодательства РФ

На руководителей организаций - от 3 000 до 10 000 рублей. На ИП - от 10 000 до 20 000 рублей. На юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.

ст. 14. 4 КоАП

Нарушение санитарных норм, которое повлекло заболевание или отравление потребителей.

Наказание ИП или руководителя организации на сумму 80 000 рублей или в размере заработка за 6 месяцев, а также снятие с должности или ограничение свободы на период до 3 лет. Если нарушение повлекло смерть потребителя, виновный наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.



Поделиться