Основные идеи И. Г

Иоганн Генрих Песталоцци внёс огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Уже в юности он стремился самоотверженно служить народу. В 1774 году он открыл приют для детей из бедных семей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.

Взгляды и идеи педагога носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически. Основные принципы Песталоцци : — принцип самоценности личности, который отрицал возможность приношения личности в жертву даже на благо общества; — принцип природосообразости, который подразумевает развитие физических и духовных возможностей ребёнка, заложенных в него природой, посредством воспитания; — принцип наглядности, способствующий всестороннему развитию ребёнка.

Важнейшим средством воспитания Песталоцци считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания. «Элементарное образование» предполагало построение процесса обучения таким образом, что в процессе познания объекта дети выделяют самые простые элементы, продвигаясь в обучении от простого к сложному, поднимаясь с одной ступени на другую, совершенствуя всё больше знания и умения.

Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования. Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы. Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПЕСТАЛОЦЦИ О ДЕТЯХ:

  • Ребёнок - зеркало поступков родителей.
  • Природа вложила в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении покоя в самый ранний период жизни ребёнка. Эта забота проявляется у людей повсюду в виде присущей матери материнской силы и материнской преданности.
  • Час рождения ребенка является первым часом его обучения.
  • Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.
  • Исходные начала и точки соприкосновения с тем, чему ребёнок должен учиться в школе, подготовлены и существуют в нём благодаря познаниям, почерпнутым из наблюдений в домашней жизни.
  • Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.
  • Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.
  • Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЕСТАЛОЦЦИ В ЦИТАТАХ:

  • Воспитание и только воспитание — цель школы.
  • Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет.
  • Начальное образование способно средствами своего искусства содействовать естественному ходу развития мыслительных способностей и поощрять его.
  • Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.
  • Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении.
  • Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Природа моих средств интеллектуального образования ни в коей мере не произвольна, она необходима. Так как эти средства лишь постольку хороши, поскольку определяются самой сущностью человеческой природы, то они в основном также неизменны.

ФИЛОСОФСКИЕ МЫСЛИ ПЕСТАЛОЦЦИ:

  • …это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем.
  • Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей, я делил с ними в бедности мой хлеб, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески.
  • Мы знаем, чего мы хотим.
  • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
  • По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.
  • В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.
  • Сущность человечности развивается только при наличии покоя. Без него любовь теряет всю силу своей истинности и благотворного влияния.
  • Беспокойство по сути является порождением чувственных страданий или чувственных желаний; оно — дитя жестокой нужды или ещё более жестокого эгоизма.
  • Умственное развитие и зависящая от него культура человечества требуют постоянного совершенствования логических средств искусства в целях природосообразного развития наших мыслительных способностей, наших способностей к исследованию и суждению, до осознания и использования которых человеческий род возвысился с давних пор.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.
  • Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы.
  • Способность человека воспринимать правду и справедливость по своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой склонностью, которая может находить себе пищу в простых, немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.
  • Три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.
  • Значительное число людей получает образование не путём усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину, присущую действующим силам.
  • Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил.
  • Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни — любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через само действие мышления.

И.Г. Песталоцци родился в г. Цюрихе (Швейцария), которую он ни разу не покидал, в семье врача. После смерти отца его воспитывали мать и преданная служанка из крестьян. Особое влияние оказал дед по матери – деревенский пастор.

Образование получил в латинской средне школе, коллегиуме (философско-филологический факультет). В юношеские годы разделял мысль «уничтожить источники горя, в которые… погружён был окружавший народ». В 1764 г. вступил в «общество патриотов» для защиты прав и справедливости угнетаемых. Увлекался книгой Руссо «Эмиль…» Женившись, приобрёл ферму, которую назвал "Нейгоф" («Новый двор»), где занялся сельским хозяйством. Потерпев неудачу в фермерском деле, основал там же благотворительное воспитательное "Учреждение для бедных" (1774-1780). Непрактичность и неопытность привели к закрытию приюта. В течение последующих 18 лет занимается литературной деятельностью. Он написал социально-педагогический роман "Лингард и Гертруда", в котором развивает идеи о соединении обучения с производительным трудом, гуманистическом воспитании детей. В 1798 г. в г. Станце открыл приют для беспризорных детей в возрасте от 5 до 10 лет, который был закрыт в период наполеоновских войн. С 1799 г. проводил экспериментальную работу в школах Бургдорфа, предусматривающую реализацию идеи элементарного образования. Там же в 1800 г. открыл институт, объединивший среднюю школу с интернатом и учреждение для подготовки учителей. Пишет сочинения "Как Гертруда учит своих детей", "Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить", "Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении", "Наглядное учение о числе". С 1805 по 1825 г. возглавляет организованный им в Ивердене аналогичный институт. В возрасте 79 лет после возвращения в Нейгоф написал книгу "Лебединая песня" – итог его педагогических исканий. Умер в бедности. На памятнике высечены слова: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в "Лингарде и Гертруде", отец сирот в Станце, основатель народной школы в Бургдорфе, в Ивердене – воспитатель человечества. … Всё для других, ничего для себя».

Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.

Человек должен «обнаруживать во всём, о чём он судил, во всём, что советовал, и во всём, что предпринимал, здравый и развитой ум, твёрдую, мощную, способную на всё возвышенное и на всякое усилие доброжелательную душу, также ловкость и настойчивость в делах, что всегда обеспечивало за ним успех в том, чего он хотел».

«Человек, как общественное существо, так же мало нуждается в нравственности (т.е. во внутреннем совершенствовании), как мало способен к ней в качестве животного существа… Нравственность совершенно индивидуальна».

«Для ребёнка, любовь которого не пробуждена отцом и матерью, всякий взгляд на мир становится лишь взглядом животного».

«Для эгоиста, живущего в мире, не имеет значения зрелище самого возвышенного и великого».

«Человек! Подражай этому действию великой природы, которая из зерна даже самого крупного дерева выгоняет сначала только незаметный росток».

«…моральные устои – обычаи и нравы каждого сословия и каждой профессии в каждой местности и стране – так важны для человека, что и счастье, и покой, и благоденствие всей его жизни в тысяче случаев против одного зависят от безупречности его нравов».

«Чтобы быть поистине добрым, надо казаться суровым».

«…любовь в деле воспитания человека приносит пользу лишь тогда, когда идёт рядом со страхом или следом за ним».

«Воспитание человека… не что иное, как шлифовка отдельных звеньев одной общей цепи, связывающей воедино всё человечество; ошибки воспитания и руководства в том и заключаются, что отдельные звенья вынимают, над ними мудрят, точно они существуют сами по себе, а не составляют лишь часть одной общей цепи».

«Человек во всех своих проявлениях подобен самому себе. В нравственном отношении он представляет из себя то же самое, что в умственном и физическом».

«…нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро».

«В природе заложены начатки языка нравственности так же, как и лепет языка чувств».

«…материнская сила и материнская преданность природосообразно развивают в младенце ростки любви и веры. Эта сила и эта преданность призваны подготовить и заложить основы благотворного влияния отцовской силы, братского и сестринского чувства и таким образом постепенно распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни… Круг человеческой любви и человеческой веры ребёнка всё более расширяется».

«…совокупность средств искусства воспитания, применяемых в целях природосообразного развития сил и задатков человека, предполагает если не чёткое знание, то во всяком случае живое внутреннее ощущение того пути, по которому идёт сама природа, развивая и формируя наши силы».

«Человек хочет всего, к чему в себе самом чувствует силы, и он должен всего этого хотеть в силу этих присущих ему стремлений».

«Любое одностороннее развитие одной из наших сил – не истинное, не природосообразное развитие; оно лишь кажущееся образование, медь звучащая и кимвал бряцающий образования, а не само образование.

Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к… совершенствованию человеческих сил. Односторонность же развития этих сил по самой своей сути ведёт к подрыву, к разложению и в конце концов к гибели той совокупности сил человеческой природы, из которой и может только истинно и природосообразно возникнуть это стремление».

«И сама природа каждой из этих сил побуждает человека к их упражнению. Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом зачатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразрывном состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы».

«Благочестие, вера и любовь даже у слабого и заблуждающегося стремятся к покою. Духовные силы, способности к мастерству и профессии без веры и любви становятся неиссякаемым источником животного беспокойства, а оно причиняет огромный вред природосообразному развитию человеческих сил».

«Природосообразные средства образования, проистекающие из духовного начала… воздействуют на отдельного человека в общем в той степени, в какой эти начала в нём оживлены».

«Бог близко от того места, где люди выказывают друг другу любовь».

«…всё, чему можно научить человека, лишь постольку делает из него пригодное для жизни существо, на труд и знания которого можно положиться, поскольку эти знания и умения приобретены упорным, тяжёлым трудом в годы его учения».

«…в деле воспитания человека серьёзное и строгое профессиональное образование должно предшествовать словесному обучению».

«Чем большей высоты достигает односторонне развитие какой-нибудь нации, тем глубже погрязает она в пороках своего ложного образования».

«Общее развитие внимания ко всем видам ежедневного труда, привычка к прилежанию и порядку во всякого рода делах – вот… истинный фундамент законов о целомудрии».

«Есть гении сердца, есть гении ума и гении умения».

Форма, число и звук – «начальные пункты всякого обучения».

«…азбука навыков должна начинаться ранними, но расположенными в психологической последовательности упражнения в этих навыках вообще и в каждом отдельном, в особенности. Эта азбука упражнения отдельных членов, естественно, должна быть соединена с азбукой упражнения чувств и со всеми предварительными механическими упражнениями мышления, т.е. с упражнениями, заключающимися в учении о числе и формах…»

«Только истина, вытекающая из наблюдений, … даёт человеку силу, которая мешает вторжению в его душу предрассудков и заблуждения».

«Правильно видеть и слышать есть первый шаг к житейской мудрости».

«Надо только руководить детьми, а не побуждать их».

«Только сердце может направлять сердце».

Иоганн Генрих Песталоцци

(1746-1827 гг.)

педагог

Воспитание и только воспитание – цель школы.

Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Песталоцци Песталоцци (Иоганн Генрих Pestalozzi, 1746 – 1827) – знаменитый педагог, родом из Цюриха, сын глазного врача. Рано лишившись отца, он был окружен в детстве заботами матери. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступив в

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Фюсли Иоганн-Генрих Фюсли Иоганн-Генрих (1742 – 1825) еще в детском возрасте занимался рисованием потихоньку от своего отца, который, вследствие недостаточной развитости его руки, не хотел пустить его на художественное поприще. Несмотря на то, что юношеские рисунки Ф.

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Генрих I Король Франции из рода Капетингов, правивший в 1031 -1061 гг. Сын Роберта II и Констанции Прованской.Ж.: с 1051 г. Анна, дочь великого князя Киевского Ярослава Владимировича Мудрого (ум. 1065 г.).Род. 1008 г. ум. 1061 г.Генрих ещё при жизни отца получил титул герцога Бургундского и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Генрих II Король Франции из рода Валуа, правивший в 1547-1559 гг. Сын Франциска I и Клотильды Французской.Ж.: с 28 окт. 1533 г. Екатерина, дочь герцога Лоренцо Урбиноде Медичи (род. 1519 г. ум. 1589 г.).Род. 31 марта 1519 г. ум. 10 июля 1559 г.Генрих был вторым сыном короля Франциска I и не считался

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЮ) автора БСЭ

Фосс Иоганн Генрих Фосс (Vob) Иоганн Генрих (20.2.1751, Зоммерсдорф, Мекленбург, – 29.3.1826, Гейдельберг), немецкий поэт и переводчик. Учился в Гёттингенском университете (1772–76); с 1805 профессор Гейдельбергского университета. Был организатором группы «Союз рощи» (иначе –

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЯН) автора БСЭ

Шюц Генрих Шюц, Шютц (Sch?tz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (14.10.1585, Кёстриц, Тюрингия, - 6.11.1672, Дрезден), немецкий композитор, капельмейстер и педагог. Пел в Кассельской придворной капелле (с 1599). В 1609-12 изучал композицию под руководством Дж. Габриели (Венеция). Основоположник

Из книги 100 великих дипломатов автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

ГЕНРИХ ИОГАНН ФРИДРИХ ОСТЕРМАН (1686–1747) Российский государственный деятель, дипломат, граф (1730). Член Верховного тайного совета. Фактически руководил внутренней и внешней политикой России при Анне Иоанновне. После дворцового переворота 1741 года, возведшего на престол

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) педагог Воспитание и только воспитание – цель школы.Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт,

Из книги автора

Иоганн Генрих Даниель Цшокке (1771-1848 гг.) писатель Никакое горе так не велико, как велик страх перед

Из книги автора

ВОСС, Иоганн Генрих (Voss, Johann Heinrich, 1750–1826), немецкий поэт 268 Кто не любит вина, женщин и песен, Так дураком и помрет (Без женщин, песен и вина Нам жизнь и даром не нужна). // Wer nicht liebt Wein, Weib und Gesang, Der bleibt ein Narr sein Lebelang. «Девиз одного поэта» (1775); авторство Восса предположительно? Gefl.



Поделиться