Основные направления внешнеэкономической деятельности предприятия. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Контрольная

Макроэкономика

Внешнеэкономическая деятельность предприятия Основные понятия Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отно...


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73019. ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ 1.2 MB
Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора. Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.
73020. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕТАЛЕЙ ШТАНГЕНИНСТРУМЕНТАМИ 1.44 MB
Цель работы: изучить назначение, особенность конструкции и область применения штангенинструмента; научиться правильно производить измерения геометрических параметров деталей. Приборы и инструменты: штангенциркуль; штангенглубиномер; щтангенрейсмас.
73021. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕТАЛЕЙ МИКРОМЕТРИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ 1.23 MB
Особенности конструкции и принцип работы микрометрического инструмента. Навертывая гайку 6 на коническую часть хвостика можно уменьшить осевой люфт микрометрического винта 7 который перемещается внутри стебля по резьбовой поверхности с шагом резьбы.
73022. ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ 479.5 KB
Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер. Задание: составить блоки плиток по заданным размерам. Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении.
73023. СОЗДАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДАННЫХ В IDEF1X 306 KB
Она включает сущности и взаимосвязи отражающие основные бизнес-правила предметной области. Такая диаграмма не слишком детализирована в нее включаются основные сущности и связи между ними которые удовлетворяют основным требованиям предъявляемым к ИС.
73024. Ввод, редактирование и форматирование текста в Word 61 KB
Изучить основные приемы ввода редактирования и форматирования текста; Контрольные вопросы Каково назначение программы Word Как изменить формат слова формат абзаца Как удалить ненужную часть текста Как изменить параметры страницы Как переместить и скопировать текст...
73025. Работа с таблицами в Word 130 KB
Таблица представляет собой сетку из столбцов и строк, образующих ячейки, в которые можно поместить тексты и рисунки. Небольшие таблицы создают с помощью кнопки Добавить таблицу на панели инструментов
73026. Ввод, форматирование данных и составление формул 126 KB
Цель работы: С помощью команды Формат Ячейки отформатируйте данные столбца D денежным форматом без десятичных разрядов. С помощью кнопки Формат по образцу скопируйте формат столбца D в E. Кнопками панели Форматирования задайте в столбце F процентный формат с двумя разрядами после запятой.
73027. Построение и редактирование диаграмм в Excel 160 KB
Научиться строить диаграммы с помощью Мастера; Научиться редактировать диаграммы. Контрольные вопросы Каково назначение диаграмм Какие виды диаграмм вам известны Как построить диаграмму на отдельном листе Как изменить тип диаграммы Как удалить диаграмму...

Введение

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации требуют соответствующего уровня конкурентоспособной экономики. Конкурентоспособность российской экономики во многом обусловливается неоднородностью экономического пространства, зависит от внутренней и внешней эффективности развития ее регионов.

Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся в различных формах, становится немаловажным источником повышения конкурентоспособности регионов. Приобретение регионами экономической самостоятельности позволяет им расширять свои международные полномочия, налаживать связи с регионами других стран, привлекать в свою экономику иностранные инвестиции, расширять экспортные возможности, развивать международное экономическое сотрудничество. Открытые для внешней торговли регионы более других подвержены колебаниям конъюнктуры мировых рынков, однако они же раньше выходят из состояния кризиса, быстрее перенимают новейшие технологии производства, используют объекты интеллектуальной собственности, внедряют современные методы управления.

Целью данной работы является анализ внешнеэкономических операций.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:

  • 1. Установление основных положений внешнеэкономической деятельности организаций и системы показателей её оценки.
  • 2. анализ внешнеторговой деятельности предприятия (на примере ООО «ПМС»).

Организация внешнеэкономической деятельности предприятий

1.1 Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий

Внешнеэкономическая деятельность является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности всех участников рыночных отношений. В условиях глобализации мирового хозяйства она выполняет важную функцию интернационализации экономики.

Статья 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» устанавливает, что внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999г. N 183-ФЗ (ред. от 18.07.2005). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» . Таким образом, в качестве основных форм внешнеэкономической деятельности выделяют внешнюю торговлю товарами и услугами, инвестиции как международное движение капитала и прочие виды деятельности.

В свою очередь, внешнеторговая деятельность - это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13 октября 1995г. N 157-ФЗ (ред. от 10.02.1999). Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» .

Об огромном значении международной торговли в современную эпоху свидетельствует то обстоятельство, что темпы роста мировой торговли существенно опережают темпы роста мирового производства. Международная торговля сильнее реагирует и на возникновение кризисных явлений. На рис. 1. показана динамика международной торговли и мирового производства за 2002-2011 гг., по данным МВФ.

Рис.1.

На рисунке достаточно хорошо видно, что развитие международной торговли происходит в том же направлении, что и международного производства, но с гораздо большей амплитудой колебаний.

Второй формой внешнеэкономической деятельности являются иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации 4 .

Помимо двух основных видов, торгового и инвестиционного, внешнеэкономическая деятельность включает производственное, научно-техническое сотрудничество и валютно-финансовые операции. Взаимосвязь видов и форм внешнеэкономической деятельности представлена в табл. 1.

Таблица 1 Виды и формы внешнеэкономической деятельности

Формы ВЭД

Внешняя торговля

Реэкспорт

Реимпорт

Приграничная торговля

Производственное сотрудничество

Совместное производство на основе специализации

Франчайзинг

Переработка давальческого сырья (толлинг)

Подрядное сотрудничество

Совместное производство в рамках совместного предприятия

Научно-техническое сотрудничество

Технический обмен

Лицензионные соглашения

Инвестиционное сотрудничество

Кредитное сотрудничество

Международный финансовый лизинг

Сотрудничество в рамках предприятия с иностранными инвестициями

Валютно-финансовые операции

Международн. платежи

Международная торговля валютой

Кредитование внешней торговли

Международное производственное сотрудничество имеет основной целью расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, использование эффекта масштаба для снижения издержек производства, повышение ее конкурентоспособности и облегчение процессов реализации продукции на внешнем рынке. Совместное предпринимательство базируется на обмене технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также реализуется в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.п.

Валютно-финансовые операции в качестве вида внешнеэкономической деятельности предприятий следует рассматривать как содействующие операции, которые обеспечивают реализацию внешнеторговой сделки.

Выделяют управленческий (на уровне государственных органов власти) и субъектный (на уровне предприятий и организаций) уровни внешнеэкономической деятельности. На уровне предприятий и организаций-участников целью внешнеэкономической деятельности является заключение и исполнение договоров и контрактов в пределах гражданского права для получения выгоды. На управленческом уровне внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дело, 2002. С. 8-9. . Таким образом, в российской концепции внешнеэкономической деятельности сформировалась двухуровневая модель государственного и субъектного управления Евченко Н.Н. Внешнеэкономический комплекс региона России: структура и подсистемы управления // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 2(февраль). С. 24-34. .

Если исторически система управления внешнеэкономической деятельностью формировалась на федеральном уровне, то в настоящее время нельзя не говорить о включении третьего элемента - регионов страны. Регионы становятся участниками международного разделения труда, региональный воспроизводственный процесс выходит на качественно новый уровень, развитие региональной экономики осуществляется на уровне различных форм международного экономического сотрудничества. Сейчас внешнеэкономическая деятельность регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом Стровский Л.Е., Казанцев С.К. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 98. .

На региональном уровне решаются вопросы совершенствования внешнеэкономической деятельности:

  • · формирование региональных организационно-управленческих структур;
  • · развитие приграничного сотрудничества;
  • · взаимодействие с иностранными инвесторами;
  • · поиск финансовых ресурсов для создания инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и формирование системы поддержки экспортеров;
  • · получение кредитов;
  • · реализация проектов государственно-частного партнерства с привлечением иностранного капитала; - решение вопросов трудовой миграции; и др.

В последнее время региональная экономика стала более интересна для иностранных инвесторов, однако сдержанность потенциальных иностранных инвесторов в контактах с российскими партнерами в регионах легко объяснима с позиций экономической нестабильности, недостаточности правовых гарантий защиты инвестируемых средств, значительного уровня коррупции, а также сложности решения бюрократических вопросов. Все это в совокупности отталкивает зарубежных инвесторов, которые не хотят рисковать, вкладывая свои фонды в запутанный механизм российской экономики Ларионова Н.А. Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности региона // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. № 2. С. 2-3. .

В экономической литературе выделяется ряд моделей интернационализации региональной экономики: центральная модель, приграничная модель, экспортная модель и точечная модель Головина П.П. Особенности развития региональной внешнеэкономической деятельности в направлении формирования международной конкурентоспособности региона // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 3. Ч. 2. С. 205-212. . Рассмотрим характерные формы внешнеэкономической деятельности предприятий при реализации данных моделей.

Центральная модель присуща российским регионам, изначально обладающим мощным экономическим и научным потенциалом. В данных регионах высока степень местной деловой активности, благоприятный инвестиционный климат. Внешнеэкономические связи разнообразны и сильно дифференцированы по географическим направлениям и предметному содержанию. На долю этих регионов традиционно приходится около половины объемов внешнеэкономической деятельности России и около 70% прямых иностранных инвестиций. К числу регионов, которым присуща центральная модель интернационализации экономики, относят Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Нижегородскую, Самарскую, Свердловскую, Ростовскую области, Пермский край, Республику Татарстан и Краснодарский край.

Приграничная модель присуща исключительно приграничным территориям России, определяет «сотрудничество с регионами сопредельных государств, направленное на развитие межрегиональной экономической кооперации в целях решения вопросов устойчивого развития приграничных территорий, повышения благосостояния населения, укрепления отношений с сопредельными странами; территория приграничного сотрудничества определяется в международных договорах РФ, соглашениях субъектов РФ с иностранными партнерами» Головина П.П. Указ. соч. С. 206. . Основной характеристикой таких регионов является их приграничное положение и привязка значительной доли внешнеторговых отношений к экономике сопредельного государства. К числу таких регионов П.П. Головина относит Приморский, Забайкальский, Хабаровский, Алтайский края, республики Тыва, Бурятия, Алтай, Читинскую, Оренбургскую, Астраханскую области и др. Там же.

Экспортная модель интернационализации экономики отличается значительной долей экспортных операций в ВРП. На долю экспортно-ориентированных регионов России приходится около 30% внешнеторгового оборота страны. Добыча и первичная переработка природных ресурсов делает эти регионы привлекательными для зарубежных инвесторов и кредиторов. Регионы характеризуются высокими показателями внешнеторговой открытости, обеспечивают значительную часть валютных поступлений в страну. К числу регионов, которым присуща экспортная модель интернационализации экономики, относят Ямало-Ненецкий Автономный округ, Коми, Саха (Якутия), Хакасию, Башкортостан, Тюменскую, Архангельскую, Омскую, Белгородскую, Мурманскую, Вологодскую, Иркутскую, Кемеровскую, Новгородскую и Челябинскую области Там же. .

Точечная модель «реализуется в «точках роста» -- часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами (СЭЗ, ОЭЗ), поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий; позволяет активизировать внешнеторговую и в целом внешнеэкономическую деятельность, привлечение иностранного и отечественного капитала, повысить международную конкурентоспособность территории, увеличить экспорт и рационализировать импорт» Головина П.П. Указ. соч. С. 206. . Точечная модель подразумевает сотрудничество во внешнеторговой сфере, ведущее к развитию инвестиционного сотрудничества. К числу таких регионов можно отнести Калининградскую, Магаданскую, Сахалинскую, Амурскую, Ульяновскую области и Хабаровский край.

Отнесение региона к той или иной модели развития внешнеэкономической деятельности позволяет определить специфические особенности его развития, дать конкретные характеристики, сформулировать перспективы внешнеэкономических отношений. Развитие внешнеэкономической деятельности во многом зависит от эффективности системы регулирования внешнеэкономических связей предприятий.

Внешнеэкономическая деятельность включает в себя торговлю товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, движение капитала (иностранные инвестиции), производственное, научно-техническое сотрудничество и валютнофинансовые операции.

Внешнеэкономические отношения подлежат регулированию со стороны федеральных, региональных и местных органов власти. К числу субъектов управления внешнеэкономической деятельностью на федеральном уровне отнесены Президент РФ, Совет Федерации, Правительство РФ и Министерство экономического развития. На региональном уровне субъектами управления внешнеэкономической деятельностью являются губернатор, законодательное собрание, региональная администрация, органы специальной компетенции. Все субъекты управления внешнеэкономической деятельностью наделены определенными функциями и полномочиями. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Важным условием развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий становится мониторинг ее состояния, что обусловливает необходимость разработки методических подходов к ее оценке. В работе предлагается осуществлять оценку внешнеэкономической деятельности по следующему алгоритму: общая характеристика внешнеэкономической деятельности предприятий региона, оценка ее эффективности, анализ показателей экспортной ориентации, притока иностранных инвестиций, выявление наиболее конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных видов деятельности в экономике региона.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предприятие-участник ВЭД - это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

Под внешнеэкономической деятельностью понимаются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов при взаимодействии с зарубежными организациями и фирмами. Основой внешнеэкономической деятельности являются соответствующие связи, возникающие при заключении различных внешнеторговых сделок или разных видах внешнеэкономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность -- это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий. ВЭД также представляет собой процесс реализации ВЭС, включая основные формы ВЭС.

Предметом изучения ВЭД является современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные экономические отношения в их сложной и противоречивой взаимосвязи и взаимодействии, и конкретные формы, методы и средства современного международного бизнеса.

Объектом изучения являются международные коммерческие операции в совокупности их видов, направленные на получение прибыли, а также операции, обеспечивающие международный товарооборот.

Основные направления ВЭД: внешняя торговля; технико-экономическое сотрудничество; научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля представляет собой обмен товарами в материально-вещественной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. К ним относятся операции:

  • · по международным перевозкам грузов;
  • · таможенные;
  • · по страхованию;
  • · по международным расчетам;
  • · транспортно-экспедиторские;
  • · по хранению.

Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.

ВЭД в сфере научно-технического сотрудничества представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные объединения, поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.

При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД концептуально определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

В России государственная внешнеторговая политика разрабатывается под руководством Президента Правительством РФ, а федеральные органы власти, непосредственно отвечающие за ее реализацию, - это Министерство промышленности и торговли РФ и Государственный таможенный комитет (ГТК).

Тема 23. Внешняя экономическая деятельность предприятия (фирмы)

23.1. Виды внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Выбор вида ВЭД зависит от конкретной специализации предприятия, его финансового положения, механизма государственного регулирования, форм собственности (рис. 23.1).

В настоящее время основной формой ВЭД предприятий России является внешнеторговая деятельность, которая заключается в обмене товарами и услугами между различными странами. По действующему законодательству в России практически любое предприятие или организация имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Это предполагает, что предприятие должно само решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с зарубежным партнером.

Сначала решается вопрос, какие товары или услуги предприятие может предложить на внешний рынок. Особое внимание здесь уделяется исследованиям перспектив сбыта данной продукции на внешнем рынке. Затем выбирается партнер по сделке. При выборе партнера очень важно получить из независимых источников информацию о его добросовестности при исполнении обязательств, о том, какое положение он занимает на данном рынке (является ли посредником или самостоятельным производителем-потребителем), насколько прочно его финансовое положение. На следующем этапе сделки предполагается установление делового контакта с выбранным партнером – переговоры. В процессе переговоров должны быть решены и согласованы все вопросы, касающиеся будущей сделки. Результатом переговоров между сторонами сделки является внешнеторговый контракт.

Представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России, свидетельства о прохождении товаров и др.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю координирует межотраслевые вопросы, осуществляет надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторскую проверку участников ВЭД.

В соответствии с законодательством субъекты Российской Федерации – республики, края, области – могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции: формировать и реализовывать программы ВЭД, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам ВЭД за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. В крупных административных регионах при главах местной администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей.

Согласно законодательству Российской Федерации все субъекты хозяйственной деятельности, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. С этой целью могут создаваться специализированные подразделения в структуре предприятий с правами юридических лиц или самостоятельные фирмы могут объединяться в союзы, ассоциации делового сотрудничества по отраслевому, территориальному и иным признакам и создавать внешнеэкономические службы. Многие объединения накопили опыт в международном экономическом сотрудничестве, имеют квалифицированных специалистов, системы продвижения товаров и услуг на международный рынок.

Предыдущая


Поделиться