Основные закономерности управления. Законы, закономерности и принципы управления

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. Например, связь качества преподавания и качества обучения, показана на рис.3.

1,2,3 – закономерности закона

В настоящее время в работе Э.М.Короткова представлены основные закономерности управления.

Рассмотрим их кратко.

1. Закономерность интеграции.

Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления.

Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации.

Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления.

Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений.

Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

Закономерность управляемости организации.

Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7.Закономерность ресурсообеспечения управления.

Если объем деятельности по управлению зависит от масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления.

Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления.

Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Таким образом, мы рассмотрели основные закономерности управления. Взаимодействие закономерностей управления отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

8. Закономерности управления различными системами. Принципы менеджмента

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.

Процессы управления и производства объективны. Они проявляются в деятельности людей, и от того, насколько полно и глубоко люди осознают закономерности развития производства и управления и учитывают их в своей деятельности, зависит и состояние этих сфер деятельности людей.

В отечественной теории управления выделяют следующие закономерности:

1. Единство системы управления производством:

o единство принципов управления всех звеньев;

o единство организационных форм системы управления, проявляющееся в типизации структурных характеристик;

o единство функций управления;

o единство методов управления;

o единство процесса управления в его ритмичности, согласованности всех операций;

o единые требования к кадрам.

2. Пропорциональность производства и управления.

3. Централизация и децентрализация.

4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражаются при постановке практических и хозяйственных задач управления. Отсюда основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

Принципы менеджмента

1) Принцип научности - понимается как причины несовпадения целей и результатов, видение противоречий между теорией и практикой, знание теории управленческих систем, определенных методов трудовой деятельности.

2) Принцип системности и комплексности - определение наиболее значимых комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных систем, подсистем, входящих в организацию. (Система кадров, подсистема - подготовка на рабочем месте)

3) Принцип единачалия и коллегиальности выработки решений - когда за реализацию коллективно принятого решения ответственность несет руководитель организации.

4) Принцип демократического центризма - необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начала в управлении соотношения прав и ответственности между руководством и коллективом.

5) Принцип баланса власти - главное: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя. Это закон.

6) Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организации) и территориальных (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов) интересов.

7) Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ.

8) Принцип оптимального сочетания социально-психологических аспектов - это постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию

9) Структура системы менеджмента

структура системы менеджмента – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

структура системы менеджмента:

1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2 – ресурсосбережение;

1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;

1.4 – организационно-техническое развитие производства;

1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 – стратегический маркетинг;

3.2 – НИОКР;

3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 – производство;

3.5 – тактический маркетинг;

3.6 – сервис выпущенных товаров;

4.1 – управление персоналом;

4.2 – разработка управленческого решения;

4.3 – оперативное управление реализацией решения.

Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами, как объектами управления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей.

Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являются следующие:

1. Миссия и виденье организации

2. Оперативные, тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)

3. Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализа процесса достижения поставленных стратегических задач

4. Структура процессов производства продукции или услуги

5. Организационная структура сотрудников и подразделений (дивизионов...)

6. Наличие и качество систем информационного обеспечения

7. Знания соответственных методов теории принятия решений и исследования операций

8. Учёт специфики управления персоналом

9. Соблюдение финансового равновесия организации (

Современные системы менеджмента не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения. Системы менеджмента могут служить помощью в принятии решений управленцам и могут быть "принимающими решения" и таким образом "прописывающими" действия управленцев, при стандартном исполнении. Последнее делается с целью понижения ошибок менеджмента при обработке большого объёма информации или при решении комплексных задач

10.Природа и состав функций менеджмента

Менеджмент - это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом; посредством выполнения четырех основных функций: планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три ключевые группы навыков, - концептуальные, гуманитарные и технические. Хотя некоторые теоретику менеджмента определяют еще некоторые дополнительные функции (подбор персонала, налаживание коммуникации, координация, принятие решений), однако все они включаются в четыре основные функции.

1. Планирование.

Выбор целей и путей их достижения (планирование основывается на знании внешней среды организации, в том числе глобальной, понимании социальной ответственности организации и ее социальной сущности, понимании сущности и специфики самой организации или управляемого объекта, его природы, включает организационное планирование и постановку целей, принятие управленческих решений).

2. Контроль.

Мониторинг и корректировка деятельности.

3. Организация деятельности.

Установление ответственности за выполнение задания (это разработка структуры, осуществление и изменений и развития, управление человеческими ресурсами, управление разнообразием персонала).

4. Лидерство.

Использование влияния, чтобы стимулировать сотрудников (по Дафту это означает понимание и реализацию природы и основ организационного поведения, лидерства, мотивации, коммуникаций и командной работы).

Менеджмент использует для достижения целей организации следующие виды ресурсов.

Человеческие.

Финансовые.

Сырьевые.

Технологические.

Информационные.

Результат деятельности менеджера в общем случае выражается в следующем.

Достижение целей.

Продукты.

Эффективное использование ресурсов (экономичность).

Эффективность.

11.Цели и функции менеджмента. Миссия организации

Функция - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами:

Товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский

учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются:

Предвидение - прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

Прогнозирование - это предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание- это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели - это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров - добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления.

Важным этапом при планировании является выбор целей.

Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.

Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.

При определении миссии организации необходимо учитывать:

Формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;

Положение фирмы по отношению к внешней среде;

Культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;

Кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.

Цели различают:

1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.

2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.

3. По рангу: главные и второстепенные.

4. По временному фактору: стратегические и тактические.

5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.

6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.

7. По субъектам: личные и групповые.

8. По осознанности: действительные и мнимые.

9. По достижимости: реальные и фантастические.

10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.

11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.

12. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

12. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Функции управления – относительно самостоятельные участки управленческой деятельности.

Основные функции управления – те функции, которые выполняет любой менеджер независимо от уровня управления и сферы деятельности организации.

Планирование - функция управления, связанная с определением целей будущей работы организации и задач и ресурсов, необходимых для достижения этих целей

Понятие “планирование” обычно имеет два значения: планирование означает определение целей организации и определение путей их достижения.

Таким образом, планирование имеет три взаимосвязанных компонента:

· определение целей - Чего мы хотим?

· оценка состояния - Где мы сейчас?

· описание действий - Как этого достичь?

Организация - функция управления, связанная с постановкой и группированием задач для подразделений и выделением ресурсов для этих подразделений.

Заметим, что слово "организация" приобретает два значения. Организация как группа людей и организация, как функция управления. В некоторых источниках функцию управления определяют как "организовывание".

Данная функция создает реальные условия для достижения запланированных целей. Организовывание включает в себя создание структуры организации, то есть разделение и распределение работы в организации, установление взаимосвязи между различными работами, а также распределение полномочий и ответственности за выполнение работы. Другая задача этой функции – создание условий для формирования организационной культуры организации.

Мотивирование- это руководящая функция, связанная с использованием влияния для побуждения (мотивации) работников к достижению целей деятельности организации.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников.

Контроль - функция управления, связанная с наблюдением за деятельностью работников, обеспечением сохранения направления движения организации к поставленной цели и, если необходимо, внесением необходимых корректив.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи.

Процесс управления – это сумма всех взаимосвязанных между собой функций управления.

(управленческий цикл)

У всех основных функций есть две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация, т.е. эти две характеристики связывают все четыре основные функции, обеспечивая их взаимозависимость, поэтому их называют связующими процессами.

Отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), на сферу деятельности туристского региона, – туристские организации и их структуру, виды туристских организаций и туристические предприятия. При изучении темы № 4: «Экскурсионный менеджмент». Студенты должны обратить особое внимание на роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности, – деятельность менеджера и его задачи...





3. Разработайте производственный план организации. 4. Сформулируйте сильные и слабые стороны развития. Занятие № 4. Принятие управленческого решения как основная управленческая функция стратегического менеджмента Вопросы для обсуждения: 1. Системный подход как основа разработки стратегии. 2. В чем значение системного анализа. Какую роль играет при...

Закон – необходимое, закономерное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе.
Три группы законов:
1. Всеобщие – универсальные – диалектики.
2. Общие для больших групп явлений.
3. Частные – специфические.
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Их нельзя запретить, изменить или уничтожить.
Закономерности управления следует воспринимать как частные законы общества. На сегодняшний день они мало исследованы. В управленческой литературе 70-80-х годов о них даны только начальные понятия. В современной управленческой литературе они почти не упоминаются, хотя приводится множество принципов управления, которые вытекают из закономерностей управления.
Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств :
- выявление конкретной общественной потребности,
- исследование потребности на устойчивость или повторяемость,
- исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления,
- выявление устойчивой связи между явлениями.
Закономерности управления:
1. Единства производственных сил и производственных отношений – действует в рамках одной экономической формации.
2. Расширенного товарного воспроизводства – распространяется на несколько общественно экономических формаций и предполагает динамичную последовательность изменений форм товара с приращением стоимости после каждого периода.
3. Планомерного и пропорционального развития народного хозяйства – действует в обществе с государственно регулируемой экономикой, построенной на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики.
4. Распределения общественного продукта по труду – в соответствие с теорией стоимости распределение общественного продукта пропорционально количеству и качеству затраченного труда работника.
5. Возрастания издержек – с ростом производства одного продукта за счет снижения производства другого издержки на производство единицы продукта увеличиваются.
6. Предельной полезности – выражается в том, что по мере роста потребительских благ их предельная полезность падает.
7. Тенденции падения нормы прибыли (отношение прибыли к стоимости авансированного капитала) – с ростом производительной силы труда и с изменением строения капитала происходит снижение нормы прибыли.
8. Падающей производительности труда и капитала – говорит о снижении эффективности последующих затрат труда и капитала на производство однотипного продукта.
9. Синергии (роста или падения потенциала организации) – для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет всегда больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов.
10. Самосохранения – каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого все свои ресурсы (производственные, финансовые, кадровые, технические, материальные, научные, информационные и интеллектуальные).
11. Развития – каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
12. Информированности-упорядоченности – чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большую вероятность она имеет для устойчивого функционирования.
13. Эмерджентности (единства анализа и синтеза) – каждая социальная организация стремится настроиться на более экономичный режим функционирования в результате постоянного изменения своих функций и структуры по одной из выбранных моделей развития:
a. Анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ.
b. Создание – реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание.
14. Композиции и пропорциональности (гармонии) – каждая система стремится сохранить в своей системе все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности и пропорции.
15. Рационализации диапазона управления – число прямых единичных, прямых групповых и переменных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены нормы управления: высшее руководство – 4-8 человек; средний уровень – 8-20 человек; низший уровень – 20-40 человек.
16. «Растущая пирамида» Пакерсона – утверждает, что существуют и осуществляются внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией (рост числа сотрудников происходит в среднем за год на 5,7% независимо от роста объема работы).

Внутреннюю среду организации составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди.

Цель – это желаемое состояние организации.

Задача – предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленным способом в заранее определенный срок.

Технология – средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию.

Структура управления – логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей.

Люди – главная производительная сила организации. В зависимости от роли в процессе управления их подразделяют на администрацию (занятые в аппарате управления) и персонал.

2.2. Закономерности функционирования социальных систем управления

Социальные системы управления рассматривают на разных уровнях управления: макроуровне (национальная экономика в целом), региональном уровне (например, хозяйство субъекта Российской Федерации), микроуровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления, которые отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся, существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий ее членов. Этот феномен определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение внутренней энергии как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, так как управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды).

Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т. п.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т. е. организация изменяется во времени. Она «рождается», развивается и «умирает». Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом ее развитие должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей является залогом успешного развития организации. После определения цели осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

К числу важнейших законов функционирования организации относится и закон композиции , который отражает стремление организации к объединению. Этот закон особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках которой они разрабатывают стратегию совместных действий и следуют ей.

Законы функционирования социальных систем управления реализуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

К общим закономерностям управления относятся: закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимущественной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении.

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого, системного подходов и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 1970-е гг., потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся закономерности изменения функций управления, оптимизации числа ступеней управления, концентрации функций управления и распространенности контроля.

Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т. п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-10 человек в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей.

В социальных системах управления нередко происходят сбои и нарушения деятельности. Для объяснения этих явлений следует помнить о некоторых психологических закономерностях, к числу которых обычно относят: закономерность неадекватности оценки человека человеком, неадекватности самооценки, искажение информации по мере ее прохождения по иерархической лестнице, закономерность компенсации и др. Однако эти психологические закономерности не следует абсолютизировать, так как они помогают объяснить сбои и нарушения, возникающие в системе управления.

Закономерности функционирования социальных систем управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления персоналом.

2.3. Принципы управления персоналом

Принципы управления персоналом отражают руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления людьми. Так же как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и отрасли народного хозяйства.

К общим принципам управления относятся: целенаправленность, разделение труда, дисциплина, ответственность, компетентность, стимулирование, иерархичность.

Принцип целенаправленности управления предполагает четкую постановку и ранжирование целей перед каждым предприятием и его подразделением. При этом выделяются основная цель на базе миссии организации и цели-средства, необходимые для ее достижения. Цели управления должны быть нагруженными, но реальными, достижимыми. Определяться они должны предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип разделения труда применительно к управлению предполагает выделение уровней управления и специализацию отдельных работников на выполнении соответствующих функций. Так, на промышленном предприятии можно выделить следующие уровни управления: мастера, начальника участка, начальника цеха, директора. На каждом из этих уровней решаются свои задачи, что позволяет сделать управленческий труд более эффективным. Например, мастер освобождается от задач, решаемых директором предприятия, и наоборот.

Дисциплина подразумевает безусловное выполнение полученных заданий и распоряжений, а также ответственность каждого исполнителя за порученное ему дело. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине всего персонала – от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина должна не стеснять инициативу работников, способствовать творческому отношению к работе. Только при условии наличия дисциплины можно обеспечить четкую и слаженную работу всех подразделений организации и направить их усилия на достижение поставленных целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания – возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это в конечном счете нередко становится причиной ликвидации организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Этот принцип связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, для обеспечения необходимой компетенции.

Принцип стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, причастности, успехе и т. п.

Стимулирование неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Оно включает в себя также использование моральных стимулов и мотиваций и справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построении аппарата управления, расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы управления, так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.

К числу частных принципов управления персоналом относят:

Полное доверие к сотрудникам фирмы;

Уделение главного внимания в управлении людям и их инициативе;

Определение результатов работы организации сплоченностью коллектива;

Максимальное делегирование полномочий исполнителям;

Систематическое совершенствование системы стимулирования и мотивации труда и т. п.

2.4. Методы управления персоналом

Методы управления персоналом – это конкретные приемы и способы воздействия администрации на персонал для достижения определенных целей. Они многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

В поведении людей важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: экономических, организационно-распорядительных (административных) и правовых, социально-психологических.

Экономические методы управления. Одним из основных экономических методов, применяемых на уровне предприятия (организации), является внутрифирменное планирование.

Планирование предусматривает заблаговременное принятие решений. Оно устанавливает связь между существующим положением дел и тем, которое необходимо достичь, а также дает возможность реализовать предоставляющиеся возможности и свести к минимуму будущий риск.

Место планирования среди других методов управления обусловливается, во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления, а во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и устанавливаются средства достижения этих целей.

Таким образом, целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:

Устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;

Сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;

Эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;

Облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности руководства предприятия.

Для достижения различных целей разрабатывают планы и в зависимости от того, каким целям они служат, выделяют их следующие виды: стратегические, текущие и проектные.

Планирование осуществляется посредством системы планов, включающей в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.

Долгосрочные планы составляются на 5-10, 10–12 лет, они имеют стратегический характер и отражают глобальные цели и основные этапы их достижения. В этих планах точно не указывают, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяют имеющиеся ресурсы. Они должны учитывать состояние и перспективы развития внешней среды, а также собственные преимущества и недостатки, т. е. внутреннюю среду организации.

В стратегических планах решается вопрос о том, чего предприятие хочет добиться в будущем, а в тактических – как добиться поставленных целей. Для увязки стратегии и тактики используют среднесрочные планы . Они составляются на 3–5 лет и охватывают все основные аспекты деятельности торговой фирмы (торгово-технологический процесс, маркетинг, финансы, кадры, научно-исследовательские и др.).

Краткосрочные планы имеют тактический характер, они разрабатываются на различные календарные сроки до одного года включительно. Показатели планов предельно конкретны.

Внутрифирменное планирование – это экономический метод, который является основным инструментом, способствующим оптимизации управленческих решений. В рамках процесса планирования рассматривают следующие направления управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и стратегический менеджмент.

Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как товарные фонды, управленческие кадры и технологический опыт и т. п.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия, которые улучшают отношения торговой фирмы с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться как к благоприятным внешним факторам, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация представляет собой координацию деятельности торговой фирмы, учитывающую ее сильные и слабые стороны, для достижения эффективной интеграции внутренних операций. Важным элементом внутренней координации является разработка организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает развитие систематического мышления менеджеров, а также их способность учиться на прошлом опыте, что позволяет корректировать стратегическое развитие организации. Устойчивый успех обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

Основой деятельности предприятий торговли должна быть концепция стратегического менеджмента – система взглядов, позволяющая организации добиться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.

Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия торговли, является коммерческий расчет . Он предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов деятельности.

Для отечественного управления государственными предприятиями был характерен хозрасчет – метод хозяйствования, который предполагал, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль от результатов своей деятельности. Этот метод предусматривает определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также их рентабельную работу.

Различали следующие виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет. В современных российских условиях этот метод хозяйствования становится просто неосуществимым из-за низкой рентабельности или даже убыточности государственных предприятий.

Использование экономических методов управления для индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и характеризуется фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных – оговаривается при заключении контракта о найме на работу.

При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.

Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система . Размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязывается с результатами работы, выраженными важнейшими экономическими показателями: объемом произведенной продукции, объемом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т. п.

Закономерности управления

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. Закономерности управления выражают наиболее устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами в сфере управления.

В настоящее время наиболее актуальными являются следующие закономерности управления. Рассмотрим их кратко.

1. Закономерность интеграции. Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления. Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления.

Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации. Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления. Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений . Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

6. Закономерность управляемости организации. Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7. Закономерность ресурсообеспечения управления. Если объем деятельности по управлению зависит от масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления. Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления. Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.



Поделиться