Основным компонентом социальной структуры общества является. Понятие социальной системы

Раздел III Социальная сфера общественной жизни

Тема 1. Социальная структура общества

Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое.

Основными элементами социальной структуры общества являются,

во-первых, индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли),

во-вторых, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы или иные общности.

В состав социальной структуры общества входят :

Социальные общности;

Социальные группы;

Социальные слои;

Социальные институты.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д. Она указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой критерий выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни - политиче­ской, профессиональной, культурной.



Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия . Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли - первое сословие и второе сословие) ко второй - ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая система . Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную . Горизонтальная мобильность - это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

Перемещение людей из одной социальной группы в другую происходит при помощи социальных институтов – «социальных лифтов». Это прежде всего армия, церковь, школа.

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект - группа или от­дельный человек - находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью. К маргиналам относятся группы, которые занимают промежуточное положение м/у устойчивыми общностями. Один из основаниях каналов маргинализации – массовая миграция населения из сельской местности в города. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживаются в городскую среду. На какое-то время они становятся людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Ещё одна группа, которая как бы выпадает из устойчивой социальной структуры общества – это ЛЮМПЕНЫ. К ним относятся люди, опустившиеся на дно общественной жизни, - бродяги, нищие, бомжи. Это выходцы из различных слоёв и классов.

Такие слои населения, неукоренённые, с неустойчивым общественным положением, стремились к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима. Это отрицательное последствие увеличения маргинальных групп. В тоже время, нельзя не признавать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство . Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство - характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, мар­ксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собствен­ности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.

Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют раз­личные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве сущест­вуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

Тема 2 Социальная роль

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям - национальным, социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование - принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений! Неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Ральф Дарендорф писал: «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением… Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически».

Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность - переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах называют социальной структурой. Она находит свое выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Существует две общепризнанные парадигмы рассмотрения социальной структуры: 1) теории социальных институтов и 2) теории социального неравенства.

Социальные институты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами, в общем подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Социальные институты - это специфические образования, которые обеспечивают относительную устойчивость связей и отношений в границах социальной организации общества, исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Социальные институты - исторически сложившиеся стойкие формы организации совместной деятельности людей. Они должны обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей индивидов, круп, общества в целом. Социальные институты определяют жизнедеятельность любого общества. Употребляя понятия «социальный институт», чаще всего имеют в виду различного рода упорядочения, формализацию общественных связей и отношений, овладение такими чертами, как:

постоянство и степень взаимодействий между участниками связей и отношений;

четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связей;

регламентация и контроль за взаимодействием субъектов, наличие специально подготовленных кадров, которые обеспечивают функционирование социальных институтов.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2) должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующий новую потребность;

3) чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Социальные институты многообразны:

Политические институты (государство, партия, армия);

Экономические институты (распределение труда, собственность, налоги и т.п.)

Институты родственности, брака, семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации) и пр.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое.

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих отношений собственности и власти.

Итак, социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности, а основными ее элементами являются:

o социальные общности (большие и малые группы);

o профессиональные группы;

o социально-демографические группы;

o социально-территориальные общности.

Типы социальных структур различаются в зависимости от уровня развития разделения труда и социально-экономических отношений.

Так социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности - ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д.

Социальная структура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов - феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные класс, где бы они ни возникли, различаются между собой по их месту в системе общественного разделения труда и социально-экономических отношений. Особое место в ней занимают сословия. Сословия - это социальные группы, место которых в обществе определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами.

В России, например, существовали такие сословия, как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих.

Основными элементами социалистического общества являются рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, профессиональные и демографические группы и национальные общности.

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Социальные группы - это относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, которые отличаются по роли и месту в системе социальных связей исторически определенного общества.

Социологи отличают социальные группы от агрегаций, тем, что первые объединяются на основе объективных обстоятельств и принадлежность к группе связана с объективным положением людей в системе социальных связей, выполнением определенных социальных ролей, а вторые - некоторое количество людей, которое собралось в определенном физическом пространстве и не осуществляет сознательных взаимодействий. Для того, чтобы совокупность людей признавалась группой, необходимо взаимодействие между ее членами и наличие ожиданий, разделяемых каждым членом крупы относительно других ее членов.

Различают формальную и неформальную группы:

Формальная группа - это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда в данном институте, организации». Важным является то, что для формальной группы характерна определенная иерархическая структура соподчиненности.

Неформальная группа - это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса. Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые социальные общности и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы.

По признаку принадлежности индивида можно различать ингруппу и аутгруппу.

Ингруппы - это те группы к которым индивид ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами, то есть понимает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым индивид не относится, являются для него аутгруппами, то есть «они».

Кроме ингруппы и аутгруппы выделяют также референтную группу, что означает реальную или условно-социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, взгляды, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Различают нормативную и сравнительную референтные функции группы. Первая проявляется в том, что группа выступает источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

Другая (сравнительная функция) проявляется в том, что референтная группа выступает как эталон, благодаря которому индивид может оценивать себя и других.

По характеру взаимоотношений между членами группы различают первичные и вторичные группы. В первичной группе каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Члены таких групп как друзья, семья стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными.

Во вторичных группах социальные контакты являются безличными и имеют утилитарный односторонний характер. Все контакты являются функциональными соответственно социальным ролям.

Для анализа социальной структуры общества используется такая элементарная часть общества, которая сосредоточивает в себе все виды социальных связей - это малая социальная группа, общественные отношения которой проявляются в форме непосредственных личных контактов. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Большая же группа может быть только вторичной. При изучении малых групп можно проследить зарождение социальных процессов, механизмы сплоченности, возникновение лидерства, ролевых взаимоотношений.

В обществе существует большое количество социальных групп, различающихся своим положением в системе социальных связей. Самыми важными социальными общностями являются национально-этнические образования, которые возникают на основе общности историко-географического происхождения и культуры; демографические, которые связаны социально-биологической природой человека.

К этническим общностям относятся семья, род, клан, племя, народности, нация. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей связанных общностью происхождения. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы, состоящих из группы кровных родственников и носящих имя предполагаемого предка. Несколько объединившихся кланов составляют племя, которое представляет собой более высокую форму организации, охватывающей большое число родов и кланов, обладающих собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией, общими церемониями.

В ходе дальнейшего экономического и культурного развития племена преобразовывались в народности, которые на высших стадиях развития превращались в нации.

Нация - это исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Она характеризуется общностью экономических условий жизни, территории, языка, известных черт психологии, а также общностью национального склада характера, проявляющегося в особенностях культуры и быта.

Формирование наций, как и более ранних общностей, связанно с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм. Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы - они». Если нет ощущения принадлежности к общности, нет осознания отличительных особенностей этнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознанию. Последнее, по мысли И.С. Кона, является главным признаком.

Социально-демографическая структура общества тесно связана с социально-поселенческой, национально-этнической, профессиональной, классовой подструктурами, результатом чего является их взаимовлияние и взаимодействие.

Социально-демографическую подструктуру общества составляют определенные социальные группы, общности по таким основным критериям, как пол, возраст, семейное положение.

Оптимальная структура по полу предусматривает равное распределение мужчин и женщин в обществе. В этом смысле важное значение приобретают такие категории, как биологические и социальные половые признаки. Биологические - физические и генетические различия между мужчинами и женщинами. Социальные признаки - это совокупность норм поведения и позиций, которые ассоциируются с лицами мужского и женского пола в каждом обществе.

Тип возрастной структуры определяется в соотношении таких групп:

Дети и подростки до 16 лет;

Молодые люди от 16 до 36 лет;

Люди среднего возраста 36-55 лет;

Пожилые люди 55 лет и старше.

По семейному положению различают, во-первых, принадлежность человека к семье, и, во-вторых, социальные роли, которые в ней выполняются.

Исходя из этого, объектом анализа демографической подструктуры является количество и качество населения, что выражается в его численности и темпах роста, численности и составе семей, структуре населения по полу, возрасту и т.д.

Рождаемость - это частота деторождения в той или иной совокупности людей, выражающаяся в отношении количества рожденных детей к численности одной или другой категории населения.

Смертность - это процесс вымирания населения, который складывается из совокупности единичных смертей, происходящих в разном возрасте среди различных слоев населения и измеряющейся отношением количества умерших к численности всего населения или его отдельных групп, дифференцированных по полу, возрасту, социальной принадлежности, территории.

Брачность - это все процессы, которые характеризуют вступление в брак и его прекращение. Понятие брачности связано с процессами овдовения и развода и составляет вместе с ними воспроизводство брачной структуры населения.

С понятиями количества и качества населения тесно связана категория миграции, которые сопровождаются увеличение или сокращение численности населения, изменением его половозрастного, семейного, этнического состава, социальной структуры территориальных общностей как в местах выбывания, так и в местах поселения мигрантов.

Украина - это достаточно разнообразная по этническому составу страна. В современных условиях здесь проживает более 100 национальностей из которых украинцы - главная составляющая национально-этнической структуры - около 75% всего населения и увеличивают свой удельный вес. Россияне составляют примерно 19% населения, а лица иного этнического происхождения - в границах 6%. Они уменьшают свой удельный вес.

На развитие Украины на протяжении последнего времени огромное влияние оказывала внешняя миграция. В конце 1980г. - в начале 1990г. XXв. украинцы и крымские татары массово возвращались в Украину. Вместе с украинцами прибывали и россияне, удельный вес которых в национально-этнической структуре иммигрантов уступал удельному весу украинцев. После резкого снижения уровня жизни населения в 1992-1993гг. на смену притягивающему фактору пришел фактор отталкивающий. Активизировалась эмиграция россиян.

Украинцы имеют богатый и целиком положительный опыт взаимодействия с иными этническими группами, с которыми им приходилось жить в составе единого государства. Социальные преобразования второй половины 80-х годов XX в. обусловили содержание национального самоутверждения и развитие национальной культуры. 28 октября 1989 г. был принят закон о языках в Украине, который предоставляет государственный статус украинскому языку и гарантирует свободное функционирование и развитие языков всех национальностей, которые проживают в Украине.

В течение 80-90-х годов были открыты сотни факультетов по изучению польского, болгарского, греческого, еврейского, крымско-татарского и иных языков, издаются словари, разговорники и т.д. В Украине начали действовать многочисленные национальные общества культуры национальных меньшинств. Основы национальной политики украинского демократического государства изложены в Декларации о государственном суверенитете и Декларации прав национальностей Украины. Подчеркивая необходимость национально-культурного возрождения украинского народа, эти документы гарантируют всем этническим меньшинствам и отдельным гражданам равные политические, экономические, социальные и культурные права. Документы стали правовой основой для сохранения межнационального согласия в Украине.

Оценивая социально-демографическую ситуацию в Украине, можно сказать, что общество на сегодняшний день переживает состояние демографического кризиса. Такой вывод позволяют сделать наблюдаемые тенденции.

Во-первых, преобладание смертности над рождаемостью, причинами которого являются дороговизна, инфляция, общий низкий уровень жизни населения, изменение системы ценностей и т. д. Снижение уровня жизни и утрата надежды на поддержку привычных социальных институтов, неуверенность в будущем семьи привели многих людей к пересмотру своих брачных и репродуктивных планов.

Во-вторых, и это является последствием первого, наблюдается старение населения, а значит - старение работающей части.

В-третьих, тенденции, связанные с рядом проблем семьи, которые характеризуются возрастанием альтернативных брачных форм семьи, большим количеством одиноких людей, переход к молодежной семье. Это связанно со снижением уровня жизни, потерей надежды на поддержку традиционных социальных институтов, неуверенностью в будущем семьи.

В-четвертых, тенденция к эмиграции, что влияет на снижение численности населения Украины.

Существование вышеназванных проблем свидетельствует о необходимости проведения определенным образом направленной демографической политики, которая является частью политики народонаселения, которая включает экономические, социальные и юридические процессы, и направлены на достижение в долгосрочной перспективе благоприятного характера процессов естественного воссоздания генераций.

Приоритетными направлениями демографической политики Украины должны быть:

Охрана материнства и детства;

Улучшение материального состояния многодетных малообеспеченных семей;

Организация и совершенствование службы быта;

Предоставление бесплатной медицинской помощи социально незащищенным слоям населения;

Предоставление льгот молодым семьям;

Создание благоприятных условий для творческого развития специалистов во всех отраслях общества и т.д.


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

Прежде чем перейти к теме нашего реферата, усвоим для себя понятие «социальной структуры общества».

Итак, социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп.

В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Существует две общепризнанные парадигмы рассмотрения социальной структуры: 1) теории социальных институтов и 2) теории социального неравенства.

Социальные институты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами, в общем подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Социальные институты - это специфические образования, которые обеспечивают относительную устойчивость связей и отношений в границах социальной организации общества, исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Социальные институты - исторически сложившиеся стойкие формы организации совместной деятельности людей. Они должны обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей индивидов, круп, общества в целом. Социальные институты определяют жизнедеятельность любого общества. Употребляя понятия «социальный институт», чаще всего имеют в виду различного рода упорядочения, формализацию общественных связей и отношений, овладение такими чертами, как:

1.постоянство и степень взаимодействий между участниками связей и отношений;

2.четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связей;

3.регламентация и контроль за взаимодействием субъектов, наличие специально подготовленных кадров, которые обеспечивают функционирование социальных институтов.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1. в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2. должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующий новую потребность;

3. чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

4. для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Социальные институты многообразны:

Политические институты (государство, партия, армия);

Экономические институты (распределение труда, собственность, налоги и т.п.)

Институты родственности, брака, семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации) и пр.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое.

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих отношений собственности и власти.

Итак, социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности, а основными ее элементами являются:

1.социальные общности (большие и малые группы);

2.профессиональные группы;

3.социально-демографические группы;

4.социально-территориальные общности.

Типы социальных структур различаются в зависимости от уровня развития разделения труда и социально-экономических отношений.

Так, социальную структуру рабовладельческого общества, составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности - ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д.

Социальная структура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов - феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные класс, где бы они ни возникли, различаются между собой по их месту в системе общественного разделения труда и социально-экономических отношений. Особое место в ней занимают сословия. Сословия - это социальные группы, место которых в обществе определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами.

В России, например, существовали такие сословия, как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих.

Основными элементами социалистического общества являются рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, профессиональные и демографические группы и национальные общности.

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Социальные группы - это относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, которые отличаются по роли и месту в системе социальных связей исторически определенного общества.

Социологи отличают социальные группы от агрегаций, тем, что первые объединяются на основе объективных обстоятельств и принадлежность к группе связана с объективным положением людей в системе социальных связей, выполнением определенных социальных ролей, а вторые - некоторое количество людей, которое собралось в определенном физическом пространстве и не осуществляет сознательных взаимодействий. Для того, чтобы совокупность людей признавалась группой, необходимо взаимодействие между ее членами и наличие ожиданий, разделяемых каждым членом крупы относительно других ее членов.

Различают формальную и неформальную группы:

Формальная группа - это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда в данном институте, организации». Важным является то, что для формальной группы характерна определенная иерархическая структура соподчиненности.

Неформальная группа - это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса. Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые социальные общности и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы.

По признаку принадлежности индивида можно различать ингруппу и аутгруппу.

Ингруппы - это те группы к которым индивид ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами, то есть понимает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым индивид не относится, являются для него аутгруппами, то есть «они».

Кроме ингруппы и аутгруппы выделяют также референтную группу, что означает реальную или условно-социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, взгляды, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Различают нормативную и сравнительную референтные функции группы.

Первая проявляется в том, что группа выступает источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

Другая (сравнительная функция) проявляется в том, что референтная группа выступает как эталон, благодаря которому индивид может оценивать себя и других.

По характеру взаимоотношений между членами группы различают первичные и вторичные группы. В первичной группе каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Члены таких групп как друзья, семья стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными.

Во вторичных группах социальные контакты являются безличными и имеют утилитарный односторонний характер. Все контакты являются функциональными соответственно социальным ролям.

Для анализа социальной структуры общества используется такая элементарная часть общества, которая сосредоточивает в себе все виды социальных связей - это малая социальная группа, общественные отношения которой проявляются в форме непосредственных личных контактов. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Большая же группа может быть только вторичной. При изучении малых групп можно проследить зарождение социальных процессов, механизмы сплоченности, возникновение лидерства, ролевых взаимоотношений.

Основные элементы социальной структуры общества

Элементами структуры общества являются большие или малые группы людей, объединенных вместе по схожим параметрам, будь то социально-демографические, социально-политические, экономические, культурологические и другие характеристики. Индивид тоже является элементом социальной структуры. Согласно структурно − функциональному анализу, индивид - деятель может обладать повышенной активностью по созданию тех или иных страт, в том числе и мощных монополий власти. Индивид находится в центре «общественной системы социального действия», он вовлечен в беспрерывный процесс метаболизма – обновления и замещения в социальной системе. В то же время не индивид, а страта, малая группа, является первичным элементом, атомом социальной стратификации.

М. Вебер, в своей программной статье «Основные понятия стратификации» выступил зачинателем самостоятельного теоретико-методологического направления в изучении социального неравенства - концепции социальной стратификации. Он считал, что люди могут объединиться в страты, малые группы, исходя из любой жизненной ситуации – по религиозному признаку, образовательному, исходя из престижа и популярности профессии, национальной принадлежности, культурных образцов поведения и др. Могут быть элитарные касты, к которым люди принадлежат по рождению - касты наследуемой харизмы.

Одним из первых стал прорабатывать тему социальной стратификации известный русско-американский ученый П. Сорокин. Он дал не только относительно полное теоретическое объяснение явления расслоения общества, но что особенно важно - объем эмпирических материалов, доказал, что стратификация - не выдумки ученых, а реальность. Сорокин считал, что социум можно представить себе в форме социального пространства, дискретные точки в нем являются социальными статусами, расстояние между ними по вертикали не равно. Скажем, расстояние между шофером и фрезеровщиком одно, а между шофером и профессором - иное, в социальном пространстве они значительно удалены друг от друга.

Сорокин дал следующее определение понятию «класс», который рассматривал в узком значении, т.е. как страту. Класс (страта) − это кумулятивная социальная группа, под которой понимается совокупная социальная группа, совокупность взаимодействующих сил, связанных в одно взаимодействующее целое рядом сходных элементарных признаков. Иными словами, это нормальная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, состоящая из кумуляции трех основных группировок:

1) профессиональная, 2) имущественная, 3) объемно-правовая.

Отметим, что Сорокин в стиле многих социологов начала ХХ в. стремится к использованию естественно-научных терминологий, дабы подчеркнуть, что к изучению человеческого сообщества можно применить биологические, физические законы, математические аксиомы − все они обогащают социологический метод. В тексте определения встречается слово «кумуляция» − от средневекового латинского термина cumulatio, что означает «скопление». Под кумулятивным эффектом понималась концентрация действия взрыва в одном направлении. Почему Сорокин называет страту кумулятивной социальной группой? По всей видимости, социолог использует здесь переносное значение термина «кумуляция»: страта − это не любая группа, случайным образом образованная, а только та, в которую ассоциируются похожие люди с ярко выраженными, «сильными» социальными свойствами. В страте происходит накопление, суммирование, концентрация этих свойств, и люди начинают действовать одинаковым образом, их реакция на жизненные процессы становится идентичной и даже предсказуемой. Единство кумулятивных свойств порождает единство мировоззрения. Вот почему социологи-эмпирики используют стратификационный метод выборки: достаточно опросить пропорциональное количество представителей тех или иных страт, важных для исследователя. Несколько агентов от каждой страты − и принцип репрезентации будет соблюден, потому что человек в данном случае защищает целое.

Сорокин считал главными признаками объединения в страты сходство профессии, уровня обеспеченности и гражданских прав. Эти сходства делают класс (страту) социальным типом и порождает сходство вкусов, убеждений, симпатий и антипатий и всего образа жизни одноклассовых лиц. Приведем примеры страт исходя из сорокинского определения.

1)Ученые–физики, получающие высокие доходы и пользующиеся рядом социальных привилегий;

2)Офицеры полиции, получающие относительно высокие и средние доходы, имеющие ряд социальных ограничений и живущие по законам закрытого корпоративного общества (неразглашение профессиональных тайн, назначений в иерархии и др);

3)Рабочие-сантехники, имеющие низкие доходы и ограниченный объем прав (вряд ли сантехник будет рассматриваться как потенциальный кандидат на пост президента страны и др).

Класс также может рассматриваться как элемент структуры. Если говорить о классе в широком плане как о большой группе людей, которых объединяет прежде всего экономические интересы – владение или невладение той или иной формой собственности, вовлечение в определенный тип производства и другое, то мы должны обратиться к марксистской трактовке класса. Как известно, Маркс не дал определение классу, именно на рассуждениях о том, как сложно дать это определение и обрываются его рукописи. Однако Маркс подчеркнул, что экономический критерий является ключевым при структуризации общества, и существование классов связано с определенными фазами развития производства. Законченное в своей логичности определение класса дал В.И. Ленин, которое до сих пор по праву считается классическим. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присвоить труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Вычленим из данного определения те классообразующие признаки, на которых концентрирует внимание Ленин:

1)место в системе производства

2)отношение к средствам производства

3)роль в организации труда

4)способы получения богатства



5)размеры богатства.

Маркс, Энгельс и Ленин считали основными классами общества капиталистов и промышленных рабочих, эксплуататоров и эксплуатируемых, владеющих огромной долей общественного богатства и нищих. К слову говоря, традиция рассматривать «богатых» и «бедных» в качестве основных классовых сил общества идет еще с Древней Греции и сохранилась до сих пор. Однако с социологической точки зрения такой подход можно расценивать как упрощенный, так как в качестве признака классообразования здесь избран один - материально-имущественный, подчеркнута крайняя поляризация общества, антагонизм классов. На деле во многих странах богатые насчитывают всего 3,8% социального состава населения (в том числе и в России) и не могут в силу своей малочисленности трактоваться как класс, скорее это - высшая экономическая страта общества, а остальные 95% также далеко не однородны по фактору дохода и не представляют собой монолитность «класса».

Классы как таковые, как социальный феномен появились на горизонте истории как продукт промышленной революции ХVIII-XIX вв., которая разрушила инертную и закостенелую федеральную систему сословий и вызвала к жизни новые социальные силы, которые и привели к формированию классового строя. Развитие торговли, промышленности, рынка привело к образованию новых профессий: предпринимателей, коммерсантов, банкиров, купцов. Появилась новая экономическая страта, которой не знало феодальное общество, - наемных индустриальных рабочих.

В работе «Классовая борьба во Франции» Маркс открывает такой социологический закон: развитие промышленного пролетариата обусловлено развитием промышленной буржуазии, лишь при господстве буржуазии пролетариат приобретает широкое национальное существование. Таким образом, как эксплуататоры, так и эксплуатируемые одинаково участвуют в формировании нового типа социальной стратификации.

В наше время иногда раздаются такие суждения: капитализм трансформировался, антагонизм между классами ослаблен, значение собственности на средства производства снижается, акциями одного предприятия могут владеть сотни тысяч людей – след

овательно, «классы исчезают». В этих рассуждениях есть, действительно, доля истины, потому что эпоха индивидуального и семейного капитализма канула в лету, в развитых странах средние обеспеченные слои составляют до 2)3 общества. Но классы - это не идеологическая выдумка марксистов, а реальность социальной жизни, ибо и сегодня, как и сто лет назад продолжает иметь место существенное различие в характере, содержании и оплате труда между специалистами умственного и физического труда, людьми, проживающими в городе и деревне, между начальниками и наемными работниками. Разница в экономических интересах, в доступе к ресурсам, власти, управлению предприятием или обществом в целом продолжает раскалывать общество на отдельные классы, и этот процесс объективен, так как неравенство присуще и современному типу общества.

Даже ученые, далекие от марксизма, признают важность выводов, сделанных Марксом. Так, например, датский социолог Томас Хойруп, автор книги «Модели жизни», пишет, что понятия «общественно-экономическая формация» и «способ производства» являются основополагающими в социологии. Т.Хойруп предлагает заменить термин «класс» более современным – «модель жизни», но содержание явления от этого не изменится. Класс, по Хойрупу, это не такая социальная группа индивидов, которой присущи общие черты, а своеобразная форма практики, способ существования, базирующийся на строго определенном способе производства. И в современном датском обществе ученый выделяет 3 главных класса:

1) работающие по самозанятости (фермеры, крестьяне, члены семейных предприятий);

2) наемные работники;

3) менеджеры и эксперты, ориентированные на успех.

О классах и классовых отношениях писали такие ученые, как Л. Гумплович, Г. Шмоллер, В. Зомбарт, Р. Кантильон, К. Маркс, В. Ленин, М. Ковалевский и другие, концепцию социальной стратификации разработали М. Вебер, Т. Парсонс, У.Л. Уорнер, П. Сорокин, Г. Ленски, Б. Барбер и др.

Социальная стратификация и мобильность

Социальная структура − это устойчивая связь элементов в социальной системе. Другими словами, это внутренний устрой общества, который состоит из соответственно расположенных элементов, которые взаимодействуют между собой.

Основными элементами социальной структуры общества являются,

во-первых, индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли),

во-вторых, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы или иные общности.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д. Она указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой критерий выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни - политиче­ской, профессиональной, культурной.

Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.



Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия . Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли - первое со?словие и второе сословие) ко второй - ремесленни?ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая . Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную. Горизонтальная мобильность - это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

Перемещение людей из одной социальной группы в другую происходит при помощи социальных институтов – «социальных лифтов». Это прежде всего армия, церковь, школа.

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект - группа или от­дельный человек - находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью. К маргиналам относятся группы, которые занимают промежуточное положение м/у устойчивыми общностями. Один из основнях каналов маргинализации – массовая миграция населения из сельской местности в города. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживаются в городскую среду. На какое-то время они становятся людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Ещё одна группа, которая как бы выпадает из устойчивой социальной структуры общества – это ЛЮМПЕНЫ. К ним относятся люди, опустившиеся на дно общественной жизни, - бродяги, нищие, бомжи. Это выходцы из различных слоёв и классов.

Такие слои населения, неукоренённые, с неустойчивым общественным положением, стремились к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима. Это отрицательное последствие увеличения маргинальных групп. В тоже время, нельзя не признавать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство . Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство - характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, мар­ксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собствен­ности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.

Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют раз­личные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве сущест­вуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

Виды социальных норм

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями . Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах, либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церковные нормы это правда, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по мере необходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе были ритуалы.

Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения .

Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.

Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название - деликвентное (буквально - преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

Социальная роль

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.



Поделиться