Особенности формирования представлений о профессиях у дошкольников. Формирование позитивного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста

Кулагина Наталья Сергеевна г. Новокузнецк Кемеровской области МБ ДОУ «Детский сад № 250» комбинированного вида Дошкольное образование Главная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников Актуальность В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Мною была выдвинута следующая гипотеза:
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если: - осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру; - используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий
- создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.
Таким образом, целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Данную цель я решала через следующие задачи: · проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу; · создать предметно-развивающую среду; · развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения; · научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям; · сформировать у детей добросовестное отношение к труду; · воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Принципы, лежащие в основе моей работы:
Доступность:
-учет возрастных особенностей детей;
-адаптированность материала возрасту.
Систематичность и последовательность:
-постоянная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
-учет особенностей мышления.
Динамичность:
-интеграция в разные виды деятельности
Дифференциация:
-учет возрастных особенностей;
-создание благоприятной среды для усвоения норм и правил. Методы реализации работы.
1. Словесные
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-дидактические игры
-подвижные игры;
-развлечения;
-моделирование ситуаций;
-наблюдения
2. Наглядные
-сбор иллюстраций, фотоматериалов;
-рассматривание иллюстраций;
-театрализованная деятельность;
-аудиовизуальная техника;
-пример взрослых.
2. Практические
-создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей;
-моделирование ситуаций.
В результате проведённой мною работы были достигнуты следующие результаты: 1. Дети смотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий. 2. Дети научились отражать в сюжетно- ролевой игре особенности профессий. 3. У детей появилось представление о востребованных в обществе профессиях. 4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей. Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, дети проявляли активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращали внимание на их форму, рассуждали, продавцу, повару она нужна – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражали в игре. Игры детей стали эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

Наталья Кулагина
Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Актуальность

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Мною была выдвинута следующая гипотеза :

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:

Осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;

Используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий

Создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.

Таким образом, целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Данную цель я решала через следующие задачи :

Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;

Создать предметно-развивающую среду;

Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;

Научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;

Сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Принципы , лежащие в основе моей работы:

Доступность:

Учет возрастных особенностей детей;

Адаптированность материала возрасту.

Систематичность и последовательность:

Постоянная подача материала от простого к сложному;

Частое повторение усвоенных правил и норм.

Наглядность:

Учет особенностей мышления.

Динамичность:

Интеграция в разные виды деятельности

Дифференциация:

Учет возрастных особенностей;

Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.

Методы реализации работы.

1. Словесные

Чтение художественной литературы;

Дидактические игры

Подвижные игры;

Развлечения;

Моделирование ситуаций;

Наблюдения

2. Наглядные

Сбор иллюстраций, фотоматериалов;

Рассматривание иллюстраций;

Театрализованная деятельность;

Аудиовизуальная техника;

Пример взрослых.

2. Практические

Создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей;

Моделирование ситуаций.

В результате проведённой мною работы были достигнуты следующие результаты :

1. Дети смотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.

2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

3. У детей появилось представление о востребованных в обществе профессиях.

4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, дети проявляли активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращали внимание на их форму, рассуждали, продавцу, повару она нужна – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все полученные знания дети отражали в игре. Игры детей стали эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

Соларева Мария Сергеевна

Должность

Учитель начальных классов

Педагогический стаж

9лет

Ученая степень

Отраслевые награды

Ученое звание

Место работы

МАОУ «Полазненская СОШ №1»

Почтовый адрес

Пермский край, Добрянский район, п.Полазна, ул.Клубная, 19

индекс 618703

Телефон

89082574000

e-mail

[email protected]

Страна

Россия

«Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников»

В данной статье раскрывается тема ранней профориентации детей младшего школьного возраста посредством сюжетно-ролевых и дидактических игр. Рассматриваются рабочие тетради, но основе которых строится работа по профориентации младших школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Делается акцент на том, что в данных тетрадях представлены задания, позволяющие развить познавательный интерес учащихся, помочь им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Ключевые слова: профориентация, рабочая тетрадь, дети младшего школьного возраста, профессия, профориентационные игры, задания.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

(В.Маяковский)

В мире так много разных профессий, и все они очень интересные... Кем же стать? Какую профессию выбрать? Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы, так как перед учащимися не стоит проблема выбора профессионального пути. Но поскольку профессиональное самоопределение связано со всеми этапами развития личности, младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для дальнейшего выбора профессиональной сферы.

На первой ступени общего образования, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой специальности есть область, которую можно представить в виде наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала, ребенок мог чувствовать себя уверенно, осмысленно анализировал профессиональную сферу.

Целью и задачами профориентационной работы в начальной школе являются:

    расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;

    расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и мире профессий, а также предоставление учащимся возможности в игровой ситуации «примерить на себя различные профессии»;

    выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

    развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

В 2015– 2016 учебном году я поставила цель: познакомить своих учеников с разнообразием профессий.

Проанализировав психолого – педагогическую литературу, литературу по профориентации младших школьников и программы по предметам начальной школы, я сделала вывод, что программы мало нацелены на ознакомление с миром профессий. Поэтому мною была разработана серия рабочих тетрадей «Все профессии нужны, все профессии важны», которые могут быть использованы на следующих уроках: чтение, окружающий мир, русский язык, технология и изобразительное искусство, а также во внеурочное время. В помощь учителю к тетради прилагается диск с презентациями.

Рабочие тетради «Все профессии нужны, все профессии важны» предназначены для учащихся 1- 3 классов, а так же для учителей и родителей, стремящихся помочь ребенку освоить мир профессий.

Основная цель рабочей тетради – развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания, развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий

Материал, приведенный в пособии, позволяет проводить работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно.

Преимущества тетради:

    Красиво оформлена: ее рисунки привлекают внимание ребенка;

    Полезная: работа с ней расширяет/формирует конкретные навыки и знания;

    Позволяет проводить диагностику на знание профессий: дает обратную связь взрослому/педагогу, а взрослый/педагог анализирует и выстраивает дальнейшую работу;

    Дифференцированная по уровню сложности: так как есть дети читающие и не читающие.

Задания позволяют развить познавательный интерес учащихся, помогают им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Тетрадь содержит задания разного уровня, игры, головоломки, кроссворды, лабиринты, ребусы, раскраски, «Профисказки» и т.д. Так во время рефлексии на уроке ознакомления с такими профессиями как врач и полицейский, можно предложите детям следующее задание: игра «По признаку подбери название инструмента», направленное на соревновательный и сугубо игровой процесс. Суть данной игры: по предмету определить профессию, в которой он используется.

На этапе актуализации знаний, можно провести такую игру, как «Бюро находок» узнай, кому принадлежат вещи (предметы): КОЛЕСО, КИРПИЧ, ИГЛА-ТАБЛЕТКИ, НИТКИ, МУКА, МЕЛ, НОЖНИЦЫ и т.д.

В игре «Головоломка» необходимо расшифровать слова, в которых скрыто название профессии.

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Профориентационная игра «ПИРАМИДА»: выложить правильную пирамиду с женскими и мужскими профессиями отгадав их по описанию.

Примерные вопросы «ПИРАМИДА МУЖСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

    Это одна из самых опасных в общем списке профессий. Работы ведутся под землей, а это грозит возникновением непредвиденных ситуаций, несмотря на все меры предосторожности. Эту профессию выбирают только сильные и выносливые люди. (ШАХТЕР)

    Женщинам не запрещается работать по этой профессии, но она считается для женщины физически трудной. Чтобы часами сидеть и следить за дорогой, нужно хорошее внимание, зрительная память, выдержка и многое другое. (ВОДИТЕЛЬ)

«ПИРАМИДА ЖЕНСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

    Это интересная и творческая профессия, преображающая внешность людей. Но у человека, выбравшего эту профессию, очень быстро устают ноги, потому что он работает стоя. (ПАРИКМАХЕР)

    Эта работа занимает почетное место в списке профессий для девушек, поскольку позволяет всегда быть в отличной форме и получать зарплату за возможность заниматься тем, за что другие обычно должны платить сами. (ИНСТРУКТОР ПО ФИТНЕСУ)

В данных тетрадях представлены «Профисказки», в которых раскрывается функционал профессий, их взаимосвязь, указываются атрибуты труда, позволяющие отличать и узнавать профессии.

Каждая профисказка – это история об одной конкретной отрасли через призму того « откуда берется… ». Откуда берется каша? Это история о сельском хозяйстве. Откуда берется электричество? - Энергетика. Как построить дом? Строительство. Кто такие инженеры? Как создаются машины? Как добывают нефть и газ? Что такое металлургия? Как работает транспорт? И много другое.

При организации профориентационной работы я использую самые разнообразные внеурочные формы: мастер-классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, встречи с родителями, с людьми интересных профессий и т.д.

Огромную помощь в знакомстве с различными профессиями оказают родители: одни проводят встречи с детьми и рассказывают о своих профессиях, другие подбирают загадки профессиональной направленности. Очень интересными оказались задания, которые составили родители по своим профессиям. Ребята с удовольствием и гордостью выполняли задания своих родителей, писали диктанты, решали задачи, кроссворды. Вот некоторые из этих заданий.

Мама: Ольга Владимировна, операционист, место работы - Сбербанк России

Задача: В банке работают два операциониста. За один день первый операционист обслужил 47 клиентов, а второй на 9 клиентов больше, чем первый. Сколько клиентов за один день обслужили оба операциониста?

Мама: Наталья Владимировна, юрист

Диктант: Профессия юриста по праву считается одной из самых древних и уважаемых. Адвокаты, юрисконсульты, прокуроры, нотариусы, судьи и следователи обеспечивают выполнение законов и подзаконных актов, а также гарантируют неотвратимость наказания в случае их несоблюдения.Лишь несколько веков спустя юриспруденция оформилась как наука. Профессия юриста – это, прежде всего, огромный уровень ответственности. В руках специалиста порой находятся судьбы людей, предприятий и даже государств.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям о том, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает родителям разобраться с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Для определения результативности были проведены диагностики на предмет знания детьми профессий в начале учебного года и в конце. Были получены следующие результаты. Выяснялось, что на начало года только у 18% учащихся проявлялся интерес к профессиональной сфере. Лишь 24% продиагностированных детей имели начальное представление о профессиональной сфере.

После проделанной работы интерес детей к профессиям возрос на 70%. И только 12% детей показали слабые знания о профессиональной деятельности взрослых.

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Литература:

    Профориентационная работа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методические рекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Челябинск, 2006.

    Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 2009.

    Что? Где? Когда? Профориентационная игра. //Школьный психолог «ПС"-2012- 36-с. 12

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 88»

муниципальное образование города Братска

Статья на тему:

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Составил:

Серкова Елена Степановна

г. Братск

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:

Осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;

Используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий

Создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.

Таким образом, целью является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Доступность:

Учет возрастных особенностей детей;

Адаптированность материала возрасту.

Систематичность и последовательность:

Постоянная подача материала от простого к сложному;

Частое повторение усвоенных правил и норм.

«Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников»

В данной статье раскрывается тема ранней профориентации детей младшего школьного возраста посредством сюжетно-ролевых и дидактических игр. Рассматриваются рабочие тетради, но основе которых строится работа по профориентации младших школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Делается акцент на том, что в данных тетрадях представлены задания, позволяющие развить познавательный интерес учащихся, помочь им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Ключевые слова: профориентация, рабочая тетрадь, дети младшего школьного возраста, профессия, профориентационные игры, задания.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

(В.Маяковский)

В мире так много разных профессий, и все они очень интересные... Кем же стать? Какую профессию выбрать? Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы, так как перед учащимися не стоит проблема выбора профессионального пути. Но поскольку профессиональное самоопределение связано со всеми этапами развития личности, младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для дальнейшеговыбора профессиональной сферы.

На первой ступени общего образования, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой специальности есть область, которую можно представить в виде наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала, ребенок мог чувствовать себя уверенно, осмысленно анализировал профессиональную сферу.

Целью и задачамипрофориентационнойработы в начальной школе являются:

    расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;

    расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и мире профессий, а также предоставление учащимся возможности в игровой ситуации «примерить на себя различные профессии»;

    выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

    развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

В 2015– 2016 учебном году я поставила цель: познакомить своих учеников с разнообразием профессий.

Проанализировавпсихолого – педагогическую литературу, литературу по профориентации младших школьников и программы по предметам начальной школы, я сделала вывод, что программы мало нацелены наознакомление с миром профессий.Поэтомумною была разработана серия рабочих тетрадей «Все профессии нужны, все профессии важны», которые могут быть использованы на следующих уроках: чтение, окружающий мир, русский язык, технология и изобразительное искусство, а также во внеурочное время. В помощь учителю к тетради прилагаетсядиск с презентациями.

Рабочие тетради «Все профессии нужны, все профессии важны» предназначены для учащихся 1- 3 классов, а так же для учителей и родителей, стремящихся помочь ребенку освоить мир профессий.

Основная цель рабочей тетради –развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания, развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий

Материал, приведенный в пособии, позволяет проводить работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно.

Преимущества тетради:

    Красиво оформлена: ее рисунки привлекают внимание ребенка;

    Полезная: работа с ней расширяет/формирует конкретные навыки и знания;

    Позволяет проводить диагностику на знание профессий: дает обратную связь взрослому/педагогу, а взрослый/педагог анализирует и выстраивает дальнейшую работу;

    Дифференцированная по уровню сложности: так как есть дети читающие и не читающие.

Задания позволяют развить познавательный интерес учащихся, помогают им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Тетрадь содержит задания разного уровня, игры, головоломки, кроссворды, лабиринты, ребусы, раскраски, «Профисказки» и т.д. Так во время рефлексии на уроке ознакомления с такими профессиями как врач и полицейский, можно предложите детям следующее задание:игра «По признаку подбери название инструмента», направленное на соревновательный и сугубо игровой процесс. Суть данной игры: по предмету определить профессию, в которой он используется.

На этапе актуализации знаний, можно провести такую игру, как «Бюро находок» узнай, кому принадлежат вещи (предметы):КОЛЕСО, КИРПИЧ, ИГЛА-ТАБЛЕТКИ, НИТКИ, МУКА, МЕЛ, НОЖНИЦЫ и т.д.

В игре «Головоломка»необходимо расшифровать слова, в которых скрыто название профессии.

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Профориентационная игра «ПИРАМИДА»:выложить правильную пирамиду с женскими и мужскими профессиями отгадав их по описанию.

Примерные вопросы «ПИРАМИДА МУЖСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

    Это одна из самых опасных в общем списке профессий. Работы ведутся под землей, а это грозит возникновением непредвиденных ситуаций, несмотря на все меры предосторожности.Эту профессию выбирают только сильные и выносливые люди. (ШАХТЕР)

    Женщинам не запрещается работать по этой профессии, но она считается для женщины физически трудной. Чтобы часами сидеть и следить за дорогой, нужно хорошее внимание, зрительная память, выдержка и многое другое. (ВОДИТЕЛЬ)

«ПИРАМИДА ЖЕНСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

    Это интересная и творческая профессия, преображающая внешность людей. Но у человека, выбравшего эту профессию, очень быстро устают ноги, потому что он работает стоя. (ПАРИКМАХЕР)

    Эта работа занимает почетное место в списке профессий для девушек, поскольку позволяет всегда быть в отличной форме и получать зарплату за возможность заниматься тем, за что другие обычно должны платить сами. (ИНСТРУКТОР ПО ФИТНЕСУ)

В данных тетрадях представлены «Профисказки», в которых раскрывается функционал профессий, их взаимосвязь, указываются атрибуты труда, позволяющие отличать и узнавать профессии.

Каждая профисказка – это история об одной конкретной отрасли через призму того «откуда берется… ». Откуда берется каша? Это история о сельском хозяйстве. Откуда берется электричество? - Энергетика. Как построить дом? Строительство. Кто такие инженеры? Как создаются машины? Как добывают нефть и газ? Что такое металлургия? Как работает транспорт? И много другое.

При организации профориентационной работы я использую самые разнообразные внеурочные формы: мастер-классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, встречи с родителями, с людьми интересных профессий и т.д.

Огромную помощь в знакомстве с различными профессиями оказают родители: одни проводят встречи с детьми и рассказывают о своих профессиях, другие подбирают загадки профессиональной направленности. Очень интересными оказались задания, которые составили родители по своим профессиям. Ребята с удовольствием и гордостью выполняли задания своих родителей, писали диктанты, решали задачи, кроссворды. Вот некоторые из этих заданий.

Мама: Ольга Владимировна, операционист, место работы - Сбербанк России

Задача: В банке работают два операциониста. За один день первый операционист обслужил 47 клиентов, а второй на 9 клиентов больше, чем первый. Сколько клиентов за один день обслужили оба операциониста?

Мама: Наталья Владимировна, юрист

Диктант: Профессия юриста по праву считается одной из самых древних и уважаемых. Адвокаты, юрисконсульты, прокуроры, нотариусы, судьи и следователи обеспечивают выполнение законов и подзаконных актов, а также гарантируют неотвратимость наказания в случае их несоблюдения.Лишь несколько веков спустя юриспруденция оформилась как наука. Профессия юриста – это, прежде всего, огромный уровень ответственности. В руках специалиста порой находятся судьбы людей, предприятий и даже государств.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям о том, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает родителям разобраться с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Для определения результативности были проведены диагностики на предмет знания детьми профессий в начале учебного года и в конце. Были получены следующие результаты. Выяснялось, что на начало года только у 18% учащихся проявлялся интерес к профессиональной сфере.Лишь 24% продиагностированных детей имели начальное представление о профессиональной сфере.

После проделанной работы интерес детей к профессиям возрос на 70%. И только 12% детейпоказали слабые знания о профессиональной деятельности взрослых.

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Литература:

    Профориентационная работа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методические рекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Челябинск, 2006.

    Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 2009.

    Что? Где? Когда? Профориентационная игра. //Школьный психолог «ПС"-2012- 36-с. 12



Поделиться