Особенности широкоугольных объективов. Основы широкоугольной фотографии

Широкоугольные объективы часто неправильно используются или выбираются по ошибочным причинам. Многие новички покупают действительно хороший объектив с широким углом, 50-миллиметровый (потому что кто-то посоветовал) и более длинный зум-объектив. Но самой большой ошибкой является непонимание того, как они работают, почему вам нужен конкретно каждый из них и для какой ситуации.

В этой статье мы рассмотрим широкоугольные объективы. Что они делают, как их использовать и как избежать следующих пяти наиболее распространенных ошибок, которые допускают фотографы.

  • Все на изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива.
  • Отсутствует четкий объект съемки.
  • Широкоугольный объектив используется только для того, чтобы поместить больше объектов в кадр.
  • Съемка неудачных фотографий людей.
  • Съемка с широкоугольным объективом без причины.

Что такое широкоугольный объектив?

Технически это любой объектив, который имеет более широкий угол обзора, чем человеческий глаз. Еще во времена пленки 50-миллиметровый объектив считался "нормальным", потому что он дает картинку, которая ближе всего к той, которую видит человек. Теперь с "цифрой" это немного сложнее - 50 мм считается нормальным для полнокадровых камер, что соответствует приблизительно 35 мм для APS-C или кроп-сенсоров (для того же угла обзора).

Таким образом, фокусное расстояние которых превышает 50 мм (полный кадр) или 35 мм (APS-C), считаются широкоугольными объективами. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире будет кадр, например; 15 мм, который является сверхшироким (полный кадр) или 10 мм (специальный объектив, сделанный только для камер APS-C). Еще более широкие объективы считаются объективами "рыбий глаз", при съемке изображение становится практически круглым.

Что делает широкоугольный объектив?

Широкоугольные объективы искажают предметы и улучшают перспективу: объекты, расположенные ближе к камере, кажутся более крупными, чем те, которые находятся дальше, даже если они одинакового размера в реальности.

Посмотрите на фотографию знака метро выше; обратите внимание, насколько больше его часть, расположенная ближе к камере, по сравнению с дальней. Это результат работы широкоугольного оптического объектива. То же самое видно на фотографии с Бруклинским мостом сверху и со зданиями ниже.

Давайте сравним изображения ниже, снятые при помощи широкоугольного и телеобъектива соответственно.

17-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (для получения этого угла обзора вам нужно использовать 11 мм на APS-C)

75-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (50-мм объектив на фотоаппарате APS-C даст вам примерно тот же угол обзора)

Посмотрите на размер трактора на двух изображениях. Обратите внимание, насколько визуально больше трактор на первом фото по сравнению с объектом на заднем плане. Посмотрите, как изменилось соотношение размеров на втором изображении? Трактор не двигался между снимками, расстояние между объектами тоже не менялось. Единственное, что изменилось - объектив, который использовал фотограф, а также расстояние между объектом и камерой.

5 ошибок начинающих при использовании широкоугольного объектива

  • Все на вашем изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива

Чтобы использовать широкоугольный объектив правильно, вам нужен какой-то объект на близком расстоянии к объективу.


Это было снято с 24-миллиметровым объективом. Здесь отсутствует объект, потому что все элементы находятся на одном и том же расстоянии от камеры. Сравните с изображением трактора выше, особенно с широкоугольным снимком: трактор на нем буквально оживает

Теперь посмотрим на два изображения велосипеда ниже. На снимке слева нет ничего выделяющегося. По мере приближения переходит на велосипед. Фотограф находился всего лишь в нескольких дюймах от передней шины, когда делал второй снимок.

Вы не можете оставаться незаметным, когда занимаетесь широкоугольной съемкой. Чтобы сделать ваши снимки более интересными, иметь больше глубины и перспективы - вам нужно приближаться к снимаемым объектам. Попытайтесь найти объект на очень близком расстоянии к объективу, что-то еще на среднем расстоянии, а фон оставить еще дальше. Это придаст вашей фотографии глубины.

Изображение выше было снято с бедра (буквально), когда фотограф пересек улицу в Нью-Йорке. Готовое изображение было обрезано и обработано следующим образом.

Истинный Нью-Йорк - шумный центр деятельности. И перспектива, полученная при помощи широкоугольного объектива, переносит зрителя в самую гущу. Вы чувствуете хаос через фото?

Еще один пример.


Красивый восход солнца, но может показаться, что ему чего-то не хватает


Лучше всего добавить человека в кадр, близость к камере вносит глубину

  • В изображении нет четкого объекта

Эта ошибка тесно связана с первой. Когда все находится на равном расстоянии от объектива, . Как только вы приблизитесь, чтобы сделать объект в кадре более крупным, он начнет визуально выделяться.

В этих примерах фотограф начал с 17-мм и очень низкого угла съемки. Он хотел подчеркнуть перспективу через сходящиеся линии железнодорожных путей.


В первом снимке (выше) этого не удалось достичь, в нем нет четкого объекта, на котором бы зритель мог задержать взгляд. Затем фокус был сделан на гвозде, который торчал из доски. Вышло лучше, но потом обнаружился торчащий из гнилых досок желтый лист. Подсвеченный солнцем, он действительно выделялся на фото. Лист стал фокусной точкой изображения не только из-за своего размера в кадре, он яркого теплого цвета, не центрирован, а также на него определенным образом.

Какую историю вы хотите рассказать в своей фотографии?

Используйте все свои чувства, чтобы проникнуться тем, что происходит вокруг вас, когда вы фотографируете. Как вы можете связать это с вашим изображением?

Изображение выше было сделано в Базилике Нотр-Дам в Монреале.

Широкоугольный объектив был использован, чтобы сосредоточить больше внимания на статуях и кафедре и меньше - на главном алтаре. Глаз зрителя "идет" к ним из-за их размера в кадре.

Наконец, продумывайте композицию и освещение. Если объект съемки будет размещен не в центре, фотография будет интереснее. Убедитесь, что он хорошо освещен, а задний план не отвлекает зрителя.

  • Ошибка №3 - попытка вместить слишком много всего в кадр

Уличный продавец в Гаване, Куба; 17-миллиметровый объектив (полный кадр)

Выберите что-то интересное на прилавке, чтобы сфокусироваться, пока остальная его часть будет играть роль фона. Необходимо выбрать какой-то один объект, а не всю комнату, рынок или другое место. Ваш посыл будет разбавленным, если вы попытаетесь вместить как можно больше вещей в кадр.

Упрощайте - упрощайте - упрощайте. Часто в фотографии, меньше - это больше. Скажите больше с меньшим количеством вещей в своих изображениях. Посмотрите, насколько просты, но в то же время графичны, фотографии ниже?

Широкоугольные объективы искажают объекты в кадре. Таким образом, нос человека на фото будет удлиняться, челюсть будет торчать, а голова - выглядеть просто громадной!


17-миллиметровый объектив - не очень удачное фото модели

Такая съемка, как правило, не подходит большинству людей. Если вы хотите удачно сфотографировать человека, просто не используйте широкоугольный объектив. Вам нужно понять, какой эффект он будет производить на фото и использовать с мудростью.


35 мм - немного лучше


70 мм - другое дело. 85 мм является общим фокусным расстоянием для портретных фотографий. Лицо выглядит приятно, отображается меньше фона, внимание зрителя фокусируется на лице модели


160 мм - отлично подходит для съемки головы

Поэкспериментируйте со всеми объективами, которые у вас есть, подумайте, если бы фотографировали вас, то вы бы хотели в итоге получить изображение, снято с каким объективом? С ним и фотографируйте.

Используйте широкоугольный объектив, чтобы фотографировать людей, которые показывают свое окружение (вспомните владельца магазина в приведенном выше примере), добавьте веселья или даже немного юмора, расскажите историю. Но знайте, что это фото, вероятно, не будет лестным для модели.

Если вы намерены сделать лестный для модели портрет - выберите объектив чуть длиннее обычного в коротком телефото диапазоне (85-135 мм в полноэкранном режиме, 60-90 мм APS-C).


Широкоугольный вид показывает всю картину целиком. Это путеводитель и шаман в Перу, играющий в Мачу-Пикчу. Задний план в данном случае очень важен - он рассказывает часть истории


Юмор и широкоугольная съемка отлично сочетаются

Дети - очень важный объект съемки, с которыми вы можете немного повеселиться. Пусть в них проснется дух исследователей, и они приближаются к широкоугольному объективу. Это добавит ощущение игривости и веселья всем фотографиям.

  • Съемка с широкоугольным объективом хороша просто "потому что хороша"

Последняя ошибка заключается в использовании широкоугольного объектива только потому, что "он классный". Часто, когда люди покупают новый объектив, какое-то время только его и используют, причем где нужно и не нужно.

Успех с широким объективом

Выберите свой объектив, отталкиваясь от эффекта, который вы хотите получить в своих снимках.


Сходящиеся линии длинного коридора ведут зрителя к сцене

Подходите ближе, находите четко определенный и понятный объект съемки, не старайтесь поместить в кадр как можно больше вещей, правильно фотографируйте людей с широкоугольным объективом и принимайте осознанные решения о его использовании в целом.

Широкоугольный объектив стоит покупать, если вы хотите снимать пейзажи, уличные фото, интерьер. Если вы хотите снимать что-то другое, то такой объектив лучше не покупать. Во-первых, вы не получите то, что хотите видеть. Во-вторых, потратите немалую сумму.
Итак, вы решили, что хотите фотографировать природу, пейзажи, но как же выбрать подходящий объектив? Стоит помнить о том, что такие объективы обладают большой глубиной резкости. Поэтому, получаются объемные и красочные изображения. Таким объективом можно снять какую-то достопримечательность.

Широкоугольными объективами называют объективы, у которых фокусное расстояние от 24 до 40 мм. Если же вы хотите объектив с фокусным расстоянием меньше 24 мм, то это уже будет сверхширокоугольный объектив. И стоит он будет гораздо дороже. Если вы начинающий фотограф или любитель, то лучше приобрести широкоугольный объектив.

Широкоугольные объективы можно выбрать с постоянным фокусным расстояниям или с переменным. Постоянное фокусное расстояние, например, 34 мм. А переменное, например, от 24 до 40 мм. Объективы с постоянным фокусным расстоянием лучше по качеству. Но они и стоят дороже. И что бы снять какую-то картину, нужно приблизиться самостоятельно. А вот переменное фокусное расстояние позволяет, не сдвигаясь с места, приблизить или отдалить картину. Но по качеству они уступают объективам с постоянным фокусным расстоянием. Помните ещё и то, что объективы с постоянным фокусным расстоянием — легче. Поэтому, какое фокусное расстояние выбрать – решать вам.

Остаётся рассмотреть диафрагму . Если на объективе написано два числа F через дефис, то это означает, что диафрагма может меняться. Если же одно, то диафрагма — определённая. Например, диафрагма f 2.8. Чем меньше диафрагма, чем качественнее будут получаться ваши фото. Но не стоит забывать и о разновидности. Так, например, для объектива – портретника идеальная диафрагма – 1.4. А вот для широкоугольного объектива идеальной диафрагмой считается f:2,8-4,0.
Это основные параметры, на которые стоит обратить внимание при выборе широкоугольного объектива.

Основываясь на своем опыте, мы собрали основные советы и рекомендации по съемке широкоугольным объективом, которые позволят сделать ваши фотографии более интересными и узнаваемыми как в композиционном, так и содержательном плане. К слову сказать, во всех смартфонах установлены именно такие объективы, а значит, эти советы будут полезны всем любителям мобильной фотографии.

Пейзаж, архитектура, узкие пространства и улочки старых городков, путешествия, уличная фотография и даже портретная съемка. Применение широкоугольника возможно в любом жанре и направлении. Однако, фотосъемка на «ширик» может стать для вас как кошмаром, так и удовольствием в зависимости от того, научитесь ли вы правильно применять приведенные ниже советы и трюки.

Что такое широкоугольный объектив

Прежде всего, в фотографии нет четкого справочного соотношения между категорией объектива и его фокусным расстоянием. Есть некие условные границы, которые каждый фотограф может в некотором роде «подогнать» под себя лично. Если взять небезызвестного Кена Роквела, то он выделяет для себя целых три категории только под широкоугольные объективы :


В данной статье для простоты восприятия предлагаем все упростить и остановиться на следующем: под широким углом будем понимать любой объектив с фокусным меньше 24 мм (в полнокадровом эквиваленте). Когда вы захотите купить себе один из таких объективов, рекомендуем ознакомиться с нашим выбором лучшего широкоугольника для Canon и выбором лучшего широкоугольника для Nikon. В каждой статье мы выбираем основных претендентов в интересующей нас категории, подробно анализируем их слабые и сильные стороны, что позволяет в конечном счете рекомендовать вам определенную модель для покупки.

#1. Выберите интересный передний план


Широкоугольник способен поместить в фотографию значительное расстояние, находящееся перед вами и чтобы зрителю было интересно рассматривать ваше фото, чтобы он не заскучал от огромного пустого пространства – ему нужно что-то показать на переднем плане. Это особенно полезно для пейзажной фотографии.

#2.Снимайте на минимальной дистанции фокусировки


Как правило «ширики» позволяют вам фокусироваться намного ближе, чем стандартные, а тем более телеобъективы. Реально близко! В среднем это 20-24 см и это расстояние считается не от передней линзы, а от матрицы вашего фотоаппарата, т.е. до фотографируемого объекта будет дистанция около 10 см. Получается что-то вроде широкоугольного макро, да еще зачастую с размытием заднего фона.

#3. Используйте искажения в свою пользу


При компоновке кадра во время съемки убедитесь, что искажения, характерные широкоугольным объективам, будут работать в плюс вашей будущей фотографии и вашему замыслу. Чем ближе к краям кадра и ближе к объективу находятся объекты, тем большим искажениям они подвергаются. Сильнее всего это будет бросаться в глаза для человеческих фигур.

Это вовсе не значит, что портрет на широкоугольник невозможен. Как раз наоборот, можно получить очень интересные и эффектные снимки. Если вы захотите сохранить нормальные пропорции фотографируемого, просто поместите человека в центр кадра.

#4. Используйте сходящиеся линии


Сходящиеся линии это очень сильный и часто применяемый композиционный прием. Линии заставляют зрителя переводить взгляд туда, куда нужно именно вам и в итоге оказаться в задуманной точке или на задуманном объекте съемки, который является центральной смысловой точкой вашей фотографии. Очень часто этот прием можно встретить на свадебных фотографиях, снятых внутри помещения или на городских улицах.

Широкоугольный объектив еще больше усиливает перспективу, вытягивает все линии и, немного потренировавшись, вы сможете находить их практически везде. Кстати, линии не обязательно должны быть прямыми, к примеру, тропинка, стволы деревьев, берега реки или ручья так же прекрасно подходят.

#5. Меняйте точку съемки


Этот совет прекрасно сработает и для всех остальных объективов. Меняя точку съемки, у вас есть шанс показать зрителю непривычную ему точку зрения, а это всегда интересно и заставляет остановить взгляд. Попробуйте сделать несколько кадров уровня земли, потом поднимите камеру высоко над головой, еще пару кадров, а затем посмотрите на результат. Обратите внимание, что линии, присутствующие у вас в кадре и о которых мы писали чуть ранее – удлинились еще сильнее.

#6. Следите за экспозицией


Так как в кадр попадает большое пространство, в котором могут быть как темные, так и светлые области, фотоаппарату бывает очень сложно понять, что же является главным объектом съемке. Эта часть полностью ложится на фотографа, у которого не так уж много выходов из этой ситуации.

  1. Внести поправку экспозиции, тем самым пересветить\недосветить определенный участок на фото и потом попытаться выправить его в редакторе.
  2. Скомпоновать кадр по-другому, исключив из него выбивающийся по экспозиции объект.
  3. Если речь идет про съемку пейзажа, то появляется вариант 3 – необходимо использовать градиентный фильтр, который снизит яркость неба на фотографии. В этом варианте вы еще раз скажите нам спасибо, т.к. в своих статьях при выборе лучшего широкоугольника ( и ), мы обращаем внимание на объективы, передняя линза которых не вращается при фокусировке.
  4. Снимать в режимное время, сразу после рассвета или незадолго до заката. Кроме того, что вы получите прекрасный слабо-рассеянный свет, который будет отлично смотреться на фото и который все так любят, это еще и приведет к снижению в разнице экспозиции земли и неба.

#7. Солнечных зайчиков заказывали?


Широкоугольники довольно сильно подвержены такого рода засветке, когда вы снимаете против источника света (так называемый контровой свет). В результате чего на вашем фото достаточно легко может появиться солнечный заяц, убрать который при постобработке будет почти нереально.

Если зайцев на своей фотографии вы видеть не желаете, то убирать его нужно в момент съемки и сделать это достаточно просто. Необходимо понемногу изменять угол съемки и он пропадает сам собой. Если источника света в кадре нет, то можно попытаться закрыть от него объектив свободной рукой. Однако помните, что этот прием в виде зайца можно использовать и себе на пользу, все зависит от того, нравится ли вам этот эффект и будет ли он уместен на фото.

#8. Где ваша тень?


Когда вы фотографируете при источнике света у вас за спиной (а это больше половины всех ваших фото), то очень легко не заметить тот факт, что ваша собственная тень будет присутствовать на каждой фотографии. За этим нужно обязательно следить и менять точку съемку при необходимости.

#9. Учитывайте глубину резкости


Еще одна из особенностей широкоугольных объективов это очень большая глубина резкости, т.е. ГРИП – глубина резко-изображаемого пространства. К примеру, возьмем любительские серии камер Nikon или Canon (серии Nikon D3000+, D5000+, D7000+; серии Canon 1000D+, 550D+, 70D+ и так далее), оденем широкоугольник и выставим фокусное расстояние в 16 мм, диафрагму на значение f/5,6 и сфокусируемся на предмет, находящийся от нас на расстоянии в 2,5 метра. Глубина резкости будет начинаться уже с 1,2 метра и доходить до бесконечности! Если хотите поиграться самостоятельно с глубиной резкости – просто напишите в поисковике слова «калькулятор ГРИП», а лучше всего убедиться в этом на настоящем объективе.

Друзья, в заключение хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что все перечисленные выше приемы и советы могут как навредить и испортить фотографию, так и быть использованы для создания атмосферы, эффектности снимков и большего вовлечения зрителя. Результат вашей съемки широкоугольным объективом будет полностью зависеть от вас, от вашего опыта и вашего творческого видения.

Если вы знаете какой-либо полезный прием и мы забыли его упомянуть, вы хотите рассказать и обратить на него внимание – обязательно напишите о нем в комментариях.

У вас есть друг или подруга, которые любят фотографировать? Поделитесь этими советами, используя кнопки шаринга.

Широкоугольный объектив может быть мощным инструментом акцентирования глубины и относительного размера в снимке. Однако, это также и один из наиболее сложных типов в освоении. Данная статья развеивает некоторые общераспространённые недоразумения, а также обсуждает способы полноценного использования уникальных характеристик широкоугольного объектива.


сверхширокоугольный объектив 16 мм - закат поблизости от Долины Смерти, Калифорния, США

Обзор

Объектив обычно называется «широкоугольным», если его фокусное расстояние составляет менее 35 мм (для полного кадра; см. «Объективы: фокусное расстояние и диафрагма »). Это соответствует углу зрения, который превышает 55° по широкой стороне кадра. Определение сверхширокого угла несколько более размыто, однако большинство соглашается на том, что эта часть начинается с фокусных расстояний порядка 20-24 мм и менее. Для компактных камер широкий угол зачастую означает максимальное раскрытие зума, однако сверхширокий угол для них обычно недоступен без специального адаптера.

В любом случае, ключевая концепция такова: чем короче фокусное расстояние, тем больше проявляются уникальные эффекты широкоугольного объектива.

Данная диаграмма показывает максимальные углы, под которыми лучи света
могут достигать сенсора камеры. Точка пересечения лучей необязательно
равна фокусному расстоянию, но примерно пропорциональна ему.
Угол зрения, как следствие, увеличивается обратно пропорционально.

Что делает широкоугольные объективы уникальными? Распространённое недоразумение состоит в том, что широкоугольные объективы в-основном используют тогда, когда невозможно отдалиться от предмета достаточно далеко, но вы тем не менее хотите уместить предмет съёмки в один кадр. Однако, если бы это было единственным применением, это было бы большой ошибкой. В действительности широкоугольные объективы зачастую используют для прямо противоположного: чтобы иметь возможность приблизиться к предмету!

Что ж, посмотрим подробнее на то, что делает широкоугольный объектив уникальным:

  • Он охватывает широкий угол зрения.
  • Он обычно имеет минимальную дистанцию фокусировки.

Несмотря на то, что эти характеристики могут показаться совсем базовыми, они означают изрядный набор возможностей. Остаток статьи посвящён способам наилучшего использования этих особенностей для получения максимального эффекта от широкоугольной съёмки.

Широкоугольная перспектива

Очевидно, широкоугольный объектив является особенным в силу своего широкого угла зрения - но что это в действительности даёт? Широкий угол зрения означает, что относительный размер и расстояние гипертрофируются при сравнении близких и далёких объектов . Это приводит к тому, что близлежащие объекты выглядят гигантскими, а дальние как правило кажутся маленькими и очень далёкими. Причиной этого является угол зрения:

Несмотря на то, что два контрольных столбика находятся на одинаковом расстоянии, их относительные размеры значительно отличаются на снимках, полученных с помощью широкоугольного и телеобъектива, сделанных так, чтобы ближний столбик целиком заполнял кадр по вертикали. Для широкоугольного объектива удалённые объекты составляют намного меньшую часть общего угла зрения.

Недоразумением является утверждение, будто широкоугольный объектив влияет на перспективу, - строго говоря, это не так. На перспективу влияет только ваше положение относительно объекта в момент съёмки. Однако на практике широкоугольные объективы зачастую заставляют вас значительно приблизиться к предмету съёмки - что, разумеется, влияет на перспективу.

Преувеличенные цветы размером 3 дюйма
в Кембридже, Англия. Использовался
сверхширокоугольный объектив 16 мм.

Такое преувеличение относительного размера может использоваться, чтобы добавить акцент и детальность объектам переднего плана, охватывая при этом широкий фон. Если вы хотите сполна использовать этот эффект, вам понадобится максимально приблизиться к ближайшему предмету в сцене.

В сверхширокоугольном примере слева ближайшие цветы практически касаются передней линзы объектива, что значительно преувеличивает их размер. В действительности эти цветы меньше 10 сантиметров шириной!

Непропорциональность тела,
вызванная широкоугольным объективом.

Однако следует проявлять особую осторожность, снимая людей. Их носы, головы и другие части тела могут оказаться неестественных пропорций, если вы слишком приблизитесь к ним для того, чтобы сделать снимок. Пропорциональность, в частности, является причиной того, что в традиционной портретной фотографии распространены более узкие углы зрения.

На примере справа голова мальчика стала ненормально большой относительно его тела. Это может стать полезным инструментом для придания драматичности или характерности прямолинейному снимку, но очевидно, это не то, как большинство людей хотели бы выглядеть на портрете.

Наконец, поскольку удалённые объекты становятся совсем маленькими, иногда хорошей идеей является включить в кадр какие-нибудь элементы переднего плана, чтобы зафиксировать композицию. Иначе снимок пейзажа (сделанный с уровня глаз) может показаться перегруженным, или ему не будет хватать чего-то такого, что привлечёт глаз.

В любом случае, не бойтесь подходить значительно ближе! Именно в этом случае широкий угол раскрывается во всей красе. Просто уделите особое внимание композиции; предельно близкие объекты могут сильно смещаться в изображении вследствие малейших движений камеры. Как следствие, может оказаться довольно сложно разместить объекты в кадре именно так, как вы этого хотите.

Наклон вертикали

Всякий раз, когда широкоугольный объектив направляют выше или ниже горизонта, это приводит к тому, что исходно параллельные вертикальные линии начинают сходиться . В действительности это справедливо для любого объектива - даже телеобъектива - просто широкий угол делает эту сходимость более заметной. Далее, при использовании широкоугольного объектива даже минимальное изменение в композиции значительно изменит положение точки схождения - что приводит к заметной разнице в том, как сходятся чёткие линии.

В данном случае точкой схождения является направление, в котором направлена камера. Наведите курсор на подписи к следующей иллюстрации, чтобы увидеть имитацию того, что происходит, когда вы направляете камеру выше или ниже линии горизонта:

В данном примере точка схождения сдвинулась не слишком сильно по отношению к общему размеру снимка - но это оказало огромное влияние на здание. В результате здания как-будто падают на зрителя или от него.

Хотя схождения вертикальных линий в архитектурной съёмке обычно стараются избегать, порой его можно применять как художественный эффект:

слева: широкоугольный снимок деревьев на острове Ванкувер, Канада.
справа: часовня Колледжа Короля, Кембридж, Англия.

В примере с деревьями широкоугольный объектив был использован для снимка мачтовых деревьев способом, который создаёт впечатление, будто они смыкаются над зрителем. Причиной этого является то, что они выглядят как-будто обступающими со всех сторон и сходящимися в центре изображения - несмотря на то, что в действительности они все стоят параллельно.

Аналогично, архитектурный снимок был сделан близко к дверям, чтобы преувеличить видимую высоту часовни. С другой стороны, тем самым заодно создаётся нежелательное впечатление, будто здание вот-вот завалится назад.

Способы уменьшить схождение вертикали немногочисленны: либо направлять камеру ближе к линии горизонта (1), даже если это означает, что помимо предмета съёмки будет снят большой участок поверхности (который вы откадрируете позже), либо значительно отдалиться от предмета (2) и использовать объектив с большим фокусным расстоянием (что не всегда возможно), либо использовать Photoshop или другие программы и растягивать верх снимка (3) так, чтобы вертикаль сходилась меньше, либо использовать объектив tilt/shift для управления перспективой (4).

К сожалению, у каждого из этих методов есть свои недостатки, будь то потеря разрешения в первом или третьем случаях, неудобства или потеря перспективы (2) или стоимость, технические знания и некоторые потери в качестве изображения (3).

Интерьеры и замкнутые пространства

Широкоугольный объектив может оказаться абсолютно необходим для замкнутых пространств, просто потому что достаточно отдалиться от предмета, чтобы он целиком поместился в кадр (используя нормальный объектив), невозможно. Типичным примером является съёмка интерьеров комнат или других помещений. Такой тип съёмки заодно является, вероятно, простейшим способом использовать широкоугольный объектив по максимуму - в частности, потому, что он форсирует вас находиться на близком расстоянии к предмету.

слева: фокусное расстояние 16 мм - Каньон антилопы, Аризона, США.
справа: спиральная лестница в Новом суде, Колледж св. Иоанна, Кембридж, Англия

В обоих примерах можно сдвинуться всего на несколько шагов в любом из направлений - и при этом снимки не показывают ни малейшей стеснённости.

Поляризационные фильтры

Национальный парк
Коралловый риф, Юта, США.

Использование поляризационного фильтра с широкоугольным объективом практически всегда нежелательно . Ключевой особенностью поляризатора является зависимость его влияния от угла относительно солнца. Если вы направите камеру под прямым углом к солнечному свету, его эффект будет максимален; аналогично, направив камеру прямо по солнцу или против него, вы практически исключите его влияние.

Для широкоугольного объектива одна граница кадра может оказаться почти по солнцу, а вторая практически перпендикулярно ему. Это означает, что изменение влияния поляризатора отразится на кадре, что обычно нежелательно.

На примере слева синее небо претерпевает чётко видимые изменения в насыщенности и яркости слева направо.

Управление светом и широкий угол

Пример использования фильтра -
маяк на мысе Нора, Сардиния.

Типичной препоной в использовании широкоугольных объективов является сильная вариация интенсивности света в изображении. При использовании обычной экспозиции неравномерная освещённость приводит к тому, что часть изображения будет передержана, а другая часть недодержана - несмотря на то, что наши глаза адаптировались бы к изменению яркости при взгляде в разных направлениях. Как следствие, приходится дополнительно озаботиться определением нужной экспозиции.

Например, при пейзажной съёмке листва на переднем плане зачастую значительно менее интенсивно освещена, чем небо или гора в отдалении. Это приводит к передержанному небу и/или недодержанной земле. Большинство фотографов для борьбы с таким неравномерным освещением используют так называемые градиентные нейтральные фильтры (graduated neutral density - GND).

Кроме того, широкоугольный объектив гораздо сильнее подвержен бликам , в частности потому, что солнце имеет гораздо больше шансов попасть в кадр. К тому же может оказаться затруднительным оградить объектив от попадания боковых лучей посредством бленды, поскольку она не должна при этом блокировать свет, формирующий кадр, под широким углом.

Широкоугольные объективы и глубина резкости

Обратите внимание, что ничего не было сказано о том, что широкоугольный объектив имеет большую глубину резкости . К сожалению, это ещё одно распространённое заблуждение. Если вы увеличите предмет съёмки в той же степени (т.е., заполните кадр в той же пропорции), широкоугольный объектив обеспечит такую же* глубину резкости, как и телеобъектив.

Причиной того, что широкоугольные объективы имеют репутацию повышающих глубину резкости, не являются никакие особенности собственно объектива. Причина в наиболее частом способе их применения. Люди редко приближаются к предметам съёмки настолько близко, чтобы заполнить кадр настолько же, как при использовании объективов с более узким углом зрения.


Широкоугольный объектив незаменим при съемке пейзажей, архитектуры, или интерьерной съемки. Только с широкоугольным объективом вы можете показать всю полноту картины, предоставив зрителю, в прямом смысле широкий взгляд на вещи. Но какой широкоугольный объектив выбрать? Ответу на этот вопрос и посвящена наша сегодняшняя статья. В обзоре одновременно представлены лучшие широкоугольные объективы Canon и Nikon.

Давайте сначала определимся, какой объектив считать широкоугольным. Широкоугольным принято считать фокусное расстояние 27 мм (полнокадровая матрица), но это просто отправная точка в мире широкоугольной фотографии, потому что существуют, так называемые, ультра широкоугольные объективы, их фокусное расстояние бывает 10мм, и 12мм. Стоит отметить, что ультра широкоугольные объективы стоят на порядок дороже, чем стандартные широкоугольные модели.

Что бы лучше ориентироваться в терминах, ознакомьтесь с пояснениями сокращений для объективов и .

Лучший широкоугольный объектив. Nikkor AF-S DX 10-24мм f/3.5-4.5G ED

Nikkor DX 10-24мм представляет собой отличный высококачественный широкоугольный объектив, который отлично сочетается с фотоаппаратами DX-формата. Установленный на фотокамере DX, объектив будет иметь эквивалентный диапазон 15-36мм, что лучшим образом подходит для фотосъемки привлекательных широкоугольных пейзажей, или работе в тесных условиях помещения. Кроме того, объектив обеспечивает автоматическую фокусировку даже с фотокамерами начального уровня DX. Сегодня это не самая востребованная модель, так как с момента выпуска прошло практически пять лет.

Лучший широкоугольный объектив. Canon EF-S 10-22мм f/3.5-4.5 USM

Canon EF-S 10-22мм USM является одним из лучших ультра широкоугольных объективов. Объектив будет работать и с кропнуми, и с полнокадровыми камерами, имея эквивалентный диапазон 16-35мм. Расстояние идеально подходит для захвата широких пейзажей и фотографирования масштабных сооружений. Купить Canon EF-S 10-22мм f/3.5-4.5 USM можно за 850 долларов.

Лучший широкоугольный объектив. Nikkor AF-S 14-24мм f/2.8G ED

Nikkor 14-24мм – это превосходный ультра широкоугольный объектив, предназначенный для съемки с любым фотоаппаратом DX или FX формата. Постоянная диафрагма F2.8 позволяет работать с камерой даже в непростых условиях, когда света недостаточно. Объектив может показаться относительно большим, тяжелым и дорогим, но отличное качество сборки и компонентов модели, оправдывает и высокую цену, и габариты модели. На данный момент, это один из лучших широкоугольных объективов. Стоимость Nikkor AF-S 14-24мм f/2.8G ED составляет практически 2000 долларов.

Лучший широкоугольный объектив. Canon EF 16-35мм f/2.8L II USM

Canon EF 16-35мм F2.8L II USM является новейшей версией профессионального широкоугольного объектива фирмы Canon. Объектив работает при постоянной диафрагме F2.8, обеспечивая быструю и бесшумную фокусировку. Что бы приобрести оптику, придется выложить не мало денег, но Canon EF 16-35мм f/2.8L II USM стоит каждой копейки. Цена на Canon EF 16-35мм f/2.8L II USM составляет примерно 1750 долларов.

Лучший широкоугольный объектив. Nikkor AF-S 16-35мм f/4G ED V

Если вы ищите высококачественный ультра широкоугольный объектив Nikon, но пока что не можете себе позволить Nikkor AF-S 14-24мм f/2.8G ED, то данная модель то, что нужно. Nikkor AF-S 16-35мм f/4G ED VR стоит почти в два раза меньше, чем выше упомянутая оптика Nikkor AF-S 14-24мм f/2.8G ED, имеет меньшую постоянную диафрагму, но все еще позволяет снимать при достаточно широких углах. Качество линз, используемых в объективе отличное, так же имеется низкодисперсионное стекло, способствующее качественному изображению. Стоит упомянуть, что это один из немногих широкоугольных объективов, имеющих оптическую стабилизацию. Приобрести Nikkor AF-S 16-35мм f/4G ED V можно примерно за 1250 долларов.

Лучший широкоугольный объектив. Canon EF 17-40мм f/4L USM

Canon EF 17-40мм f4.0L USM представляет собой относительно доступный и качественный широкоугольный объектив. Оптика может работать в сочетании с полнокадровыми фотоаппаратами, предоставляя невероятно широкий угол обзора. Объектив фокусируется быстро и тихо, постоянная диафрагма F/4.0 это не так хорошо, как f/2.8 в Canon EF 16-35мм f/2.8L II USM, но все же достаточно ярко. Модель отлично подходит тем мастерам, кто не может позволить себе дорогую оптику. Стоимость Canon EF 17-40мм f/4L USM составляет около 850 долларов

Лучший широкоугольный объектив. Nikkor AF-S 28мм f/1.8G

Nikkor AF-S 28мм f/1.8G это классический широкоугольный объектив, обеспечивающий отличный широкий угол обзора. Светосильный объектив с большим обзором будет хорошим помощником при съемке в помещениях, где часто возникают проблемы с освещенностью кадра. Кроме того, апертура f/1.8 позволяет добиться прекрасной малой глубины резкости, а высокое качество линз помогает в точной передаче цветов и оттенков. Объектив не дешевый, но высокая цена модели вполне оправдана качеством объектива. Объектив отлично работает с фотокамерами DX, но и при покупке полнокадрового фотоаппарата, он все еще будет актуален. Цена Nikkor AF-S 28мм f/1.8G составляет примерно 750 долларов.

Лучший широкоугольный объектив. Canon EF 8-15мм f/4L Fisheye USM

Canon EF 8-15мм f/4L Fisheye USM представляет собой уникальный объектив, предлагающий 180 градусный обзор. Оптика сочетается с фотоаппаратами формата APS-C, APS-H и полнокадровыми моделями. Кроме того, на полноформатном датчике пользователи смогут насладиться еще большим углом обзора. Это делает модель очень гибкой для тех, у кого есть несколько камер Canon, с разными форматами матриц. Объектив отличается потрясающим качеством сборки и линз. Стоимость Canon EF 8-15мм f/4L Fisheye USM составляет примерно 1700 долларов.

Лучший широкоугольный объектив. Nikkor AF DX Fisheye 10.5мм f/2.8G ED

Еще один рыбий глаз, но теперь уже от компании Nikon – Nikkor AF DX Fisheye 10.5мм f/2.8G ED. Рыбий глаз охватывает большое поле зрения, и преднамеренно искажает действительность для еще большего эффекта. Он создан исключительно для фотоаппаратов DX-формата, но обеспечивает вид на 180 градусов и предоставляет большую глубину резкости и минимальное расстояние фокусировки для более проникновенных результатов. Использовать объектив стоит с зеркалками со встроенным мотором фокусировки, с такими моделями как D40, D60 и D3000 фокусироваться можно будет только вручную. Стоимость Nikkor AF DX Fisheye 10.5мм f/2.8G ED составляет примерно 850 долларов.



Поделиться