Осуществление отдельных видов государственного контроля.

При рассмотрении проблемы функционирования социальных групп в различных общественных системах большое значение имеет особенности процесса их институционализации. Понятие "институт" лежит в основе теории социальной структуры, разработанной американским радикальным социологом Р. Миллсом. Под институтом Миллс понимает "общественную форму определенной совокупности социальных ролей&qu

ot;. В ходе взаимодействия институты, структурированные в "соответствии с задачами, которые они должны выполнять" и "стабилизированные лидерами", образуют "институциональный порядок". Комбинация этих "порядков" составляет, в свою очередь, социальную структуру.

Р. Миллс использует понятие "институт", по существу, в значении, эквивалентном понятию "социальная группа", выдвигая на передний план властный характер практически любого вида групповой организации. "Какие бы цели не преследовали взаимодействующие партнеры, отмечал он, - и какие бы средства не применяли, между ними существуют отношения господства и подчинения".

В современных западных обществах Миллс выделял пять институциональных порядков:

1) политический, - включающий институты власти, причем члены этих институтов обладают различным авторитетом и возможностью влиять на решения власти в пределах социальной структуры;

2) экономический - институты, организующие трудовую деятельность, хозяйственные ресурсы и технические новшества с целью производства и распределения товаров и услуг;

3) военный, - гарантирующий стабильность и законный порядок;

4) семейный - институциональная совокупность, регулирующая законные половые отношения, рождение и воспитание детей;

5) религиозный - учреждения, организующие различные виды коллективного почитания Бога.

Акцентировка Миллсом внимания на отношениях господства и подчинения как основы функционирования любой социальной группы (института) имела принципиальное значение, поскольку она затрагивала важнейшую теоретическую проблему соотношения целей, которые ставят перед собой члены группы и средств, необходимых для их реализации.

Исходным моментом теории групп традиционно выступала предпосылка, в соответствии с которой индивиды стремятся объединяться в группы как с целью самовыражения и заботы о собственной безопасности, так и с целью реализации групповых интересов, защита которых приносит индивидам выгоду и пользу, что является для них благом. Еще в конце 60-х гг. ХХ в. этот традиционный подход был поставлен под сомнение американским политологом М. Олсоном в книге "Логика коллективного действия" (1968 г). Разделяя общую предпосылку, согласно которой индивиды, как правило, действуют рационально, исходя из своих собственных интересов, Олсон однако стремился доказать, что внутри больших групп индивид не будет действовать в целях достижения общих или групповых интересов, даже пребывая в твердом убеждении в том, что реализация этих целей принесет ему выгоду. "Если члены большой группы, - отмечал он, - рационально стремятся достичь максимума своего личного благосостояния, они не будут стремиться к продвижению своих общих или групповых целей до тех пор, пока принуждение не заставит их сделать это или же пока некоторые иные побудительные причины, отдельные от достижения общих или групповых интересов, не будут индивидуально представлены членам группы на тех условиях, что последние примут на себя затраты и тяготы, связанные с реализацией общих целей. Подобные большие группы на будут формировать организации для продвижения своих коллективных целей при отсутствии принуждения или же только что упомянутых отдельных побудительных средств. Эти положения сохраняют истинность даже в том случае, когда в группе налицо единодушие относительно понимания общего блага и методов его достижения".

Такого рода скептическая позиция являлась как бы спонтанным и естественным ответом на вопрос, продиктованный элементарным здравым смыслом: во имя чего индивид, представляющий собой ничтожную величину в большой группе, станет тратить свою энергию в продвижении общего блага, если в любом случае как член группы он получит свою долю от этого блага в случае достижения цели? Олсон, полагая что эти соображения в гораздо меньшей степени применимы к малым группам, приходит к следующим выводам:

1) чем меньшей является группа, тем большей оказывается пропорциональная доля, приходящаяся на каждого члена;

2) в малой группе индивид с большей готовностью будет признавать, что он действительно получит свою долю;

3) в малых группах индивиды знают друг друга и могут иметь представление о вкладе каждого в общее благо. В больших же группах только принуждение или особые побудительные средства, индивидуально предлагаемые отдельным их членам, способны обеспечить эффективную кооперацию.

Доводы Олсона принципиально ставили под сомнение эвристическую ценность изучения политики в рамках теории групп, получившей вследствие своего универсального характера всеобщее распространение как в социологии, так и в политической науке, прежде всего, в области политической компаративистики, или сравнительной политологии. Тем не менее, такого рода критика не смогла поколебать убежденность многих ученых в полезности группового анализа хотя бы потому, что она, во-первых, относилась только к функционированию больших или "латентных" групп (в то время как изучение малых групп всегда играло большую роль в рамках данного подхода), а во-вторых, она по этим же причинам фактически стремилась лишь к уточнению логических границ такого анализа. Помимо этого, невозможно полностью опровергнуть саму возможность возникновения ситуаций, когда рационально мыслящие члены больших групп вполне сознательно будут стремиться внести свой вклад в реализацию общих целей, полагая, что такими действиями они добьются для себя гораздо большего по сравнению с другими, занимающими позицию равнодушных наблюдателей.

С момента своего возникновения теория групп в лице своих представителей внесла существенный вклад в реализацию концепции исследования реальных, "базовых" движущих сил политической жизни. Она способствовала привлечению внимания к таким понятиям как "власть", "интересы", "конфликт" в ходе систематического изучения структуры соперничества борющихся за влияния политических группировок. В этом же направлении развивалась и уже упомянутая выше теория классов.

По своему характеру классовый подход к изучению политики отличается как от теории групп, так и от теории элит. В то время как социальная группа обычно рассматривается как совокупность индивидов, вступающих во взаимодействие с целью достижения общей цели или реализации взаимовыгодного интереса, диапазон "классовых интересов" является гораздо более узким. Классы представляют собой совокупность индивидов, имеющих сравнительно одинаковую долю в одной из фундаментальных "распределительных ценностей" - власти, богатства или престижа. Хотя как отдельная единица класс отличается относительным равенством внутри своих собственных членов, его отношения с другими классами обычно характеризуются в понятиях неравенства. Характеристика класса обычно выявляется в отношении других классов и водоразделом между ними выступают те же власть, богатство и престиж или их различные комбинации. Поэтому межклассовые отношения определяются в понятиях разделения и конфликта, связанных, в свою очередь, с изменениями в классовой и, следовательно, в политической системе. Их основными характеристиками является конфликт, принуждение, борьба, отсутствие равновесия и изменения, имеющие нередко революционный, разрушительный характер.

А. В традиционном обществе социальная мобильность ограничена.

Б. В современном мире нет народов, сохранивших традиционный уклад жизни.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны.

23.Закономерности развития общества в отличие от законов природы:

1.Поддаются научному изучению;

2.Учитываются людьми в практической деятельности;

3.Прокладывают дорогу через сознательную деятельность людей;

4.Исключают случайности.

24.Особенностью первобытного общества является:

1.Имущественное расслоение;

2.Социальная дифференциация;

4.Первые формы государственности.

25.Отличительным признаком постиндустриального общества является:

1.Ускоренное развитие промышленности;

2.Снижение темпов роста сферы услуг;

3.Развитие информационных технологий;

4.Появление массовой культуры.

26.В цивилизационном подходе к истории, в отличие от формационного, особое значение придается:

1.Сложившимся в обществе духовным ценностям;

2.Существующему экономическому базису;

3.Проявлениям классовой борьбы;

4.Существующим формам государственного устройства.

27.К глобальным проблемам человечества относится:

1.Загрязнение окружающей среды;

2.Колебание цен на нефть на мировом рынке;

3.Увеличение доли пожилых людей в составе населения;

4.Рост числа неграмотных в ряде стран.

28.В индустриальном обществе в отличие от традиционного:

1.Возрастает роль религии;

2.Сокращается сфера услуг;

3.Развиваются компьютерные технологии;

4.Появляется массовая культура.

29.Социальная структура общества включает:

1.Сословия;

2.Акционерные общества;

3. Государство;

4. Образовательные учреждения.

Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Поступательное развитие в одних областях общества может сочетаться с регрессом в других.

Б. Прогресс в культуре выражается в переходе от народной культуры к массовой.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны.

Задание 2.

Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

1.Общество – 1.совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов.



2.Страна - 2.это группа людей, складывающаяся на основе общ­ности территории, экономических связей, языка, культуры, со­знания своего внутреннего единства и отличия от подобных обра­зований.

3.Государство -3. это определенная территория, имеющая госу­дарственную принадлежность.

4.Нация - 4.это политическая организация, осуществляющая уп­равление населением определенной территории.

5.Брачно-семейные отношения - 5.это отношения в процессе про­изводства и распределения материальных благ.

6.Производственные отношения - 6.это отношения между различ­ными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

7.Социальные отношения - 7.это отношения, возникающие в про­цессе управления обществом и борьбы за власть.

8.Межнациональные отношения - 8.это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.

9.Политические отношения - 9.это отношения между представи­телями разных наций.

10.Общественные отношения - 10.это личные отношения, связан­ные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

11.Общежитие – 11.обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе жизнедеятельности.

12.Природа - 12.это весь животный и растительный мир Земли.

13.Биосфера - 13.это совокупность естественных условий существо­вания человечества.

14.Матриархат - 14.главенство мужчины в первобытной семье.

15.Патриархат - 15.главенство женщины в первобытной семье.

16.Присваивающая экономика - 16.производство необходимых про­дуктов в первобытном обществе.

17.Производящая экономика -17. присвоение продуктов природы в готовом виде.



Задание 3.

Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ских социологов - Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом я понимаю общественную форму определен­ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­бинация институциональных порядков образует социальную струк­туру.

Общество - это конфигурация институтов, которые при сво­ем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяй­ственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный - регулирующие половые отношении, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, орга­низующие законное наследие; 5) религиозный - институты, орга­низующие коллективное почитание богов».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте приведенные ниже положения Консти­туции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы эко­логии включены в Основной Закон государства и являются одной из важных сторон его деятельности?

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняют­ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущер­ба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Термин институт имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: шзШМшп - установление, устройство. Со временем он приобрел два значения: узкое техническое - название специализированных научных и учебных заведений и широкое социальное - совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН - это конкретное научное учреждение; наука - это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, пока не удается обнаружить единства взглядов. В социологии существует не одно, а множество определений социального института.

Одним из первых развернутое определение социального института дал известный американский социолог и экономист Т. Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями 43.

Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), которые образуют институциональный порядок.

П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию44. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными45.

По мнению Л. Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт образуют взаимодействующие индивиды. Социальный институт - это фактически культурно санкционированный способ выполнения определенного вида деятельности или совокупности определенного вида деятельностей. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов46.

Дж. Бернард и Л. Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции 2. Институты - это совокупность норм или правил поведения, которые относятся только к людям.

В современной социологической отечественной литературе понятию социального института также отводится центральное место. Социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 3. Согласно

С. С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» 4. По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.» 47.

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой: ?

ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы; ?

совокупность обычаев, традиций и правил поведения; ?

формальную и неформальную организацию; ?

совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; ?

обособленный комплекс социальных действий.

Попытаемся резюмировать данные общие черты, дав им такое рабочее определение: социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Роль социальных институтов в обществе сродни функции биологических инстинктов в природе. Известно, что живое существо приспосабливается к среде с помощью инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионолетней эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Функцию инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они также помогают человеку бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а целым сообществам. Неудивительно, что институты появились не ранее и не позднее, чем возникла культура. Оба эти устройства выполняют схожие функции - помогают человечеству приспосабливаться к окружающей социальной реальности.

Действительно, ученые часто определяют культуру именно как форму и результат приспособления к окружающей среде. Как утверждает Кеес Дж. Хамелинк, культура есть сумма всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств. Социологи говорят, что типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты так же непохожи друг на друга, как и культуры. Скажем, институт брака у разных народов разный. Он покоится на оригинальных обрядах и церемониях, нормах и правилах поведения.

Коммуникационные институты - часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Причем сами эти институты - результат усилий общества, направленных на приспособление к окружающей среде. Коммуникационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах 48.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т. д. Беспокоясь

об установлении законного порядка в обществе, они создают государство, правительство, суды, полицию, адвокатуру и т. д.

Институты в то же время выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно такие отношения стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу - это первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт - институт семьи и брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителей этих обычаев и традиций (на языке социологии - девиантов) ожидало суровое наказание (санкции).

Процесс формирования и развития социальных институтов называют институционализацией. Институционализация представляет собой выработку, определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворять некоторой общественной потребности. Кроме того, институционализация включает в себя интернализацию членами общества этих норм и статусов, т. е. перевод внешних требований на уровень внутренней системы ценностей. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется4.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает выработку определенных правил общения между учеными, создание общего для них терминологического словаря, без чего невозможна эффективная коммуникация. Кроме того, этот процесс предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий (со своими уставами), открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов для подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т. д. Если кружок единомышленников, развернув широкую агитацию, привлек на свою сторону многих сторонников, добивающихся прогрессивных изменений в обществе, а затем установленным порядком легализовался, то говорят об институционализации конкретной политической партии.

Таким образом, социальные институты появляются в обществе, когда крупные непланиру- емые ранее продукты социальной жизнедеятельности превращаются во вполне спланированные механизмы деятельности группы людей.

Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко формализованные спортивные поединки, неупорядоченная половая жизнь - в институты семьи и брака, стихийные движения протеста - в массовые политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

Институционализация - восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, его «обрастание» организационной инфраструктурой и материальными ресурсами (например кафедрами, кадрами, журналами и т. п.).

Институционализации противостоит институциональный кризис - обратный процесс, характеризующийся падением авторитета данного института, например семьи, снижением доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, института образования - передавать людям накопленные обществом знания, института здравоохранения - лечить людей, института семьи - укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кризиса - перераспределение функций институтов, т. е. переложение их «на плечи» других. Например, в середине 80-х годов в нашей стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу; сразу же появились репетиторы - институт посредников между абитуриентами и вузом. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, гражданским институтам вообще. Более двух третей опрошенных в декабре 1998 года не доверяли практически ни одному институту 4. Начали проявляться две существенные тенденции: общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной стороны, и повышение возможностей политических партий привлекать граждан на свою сторону недемократическими методами, с другой.

Институциональный кризис обнажает какие-то неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате - лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не бывает развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы - в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда страна в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, и, тем не менее, многого добились, поскольку из всех стран молодые люди едут получать американское образование, считающееся очень престижным.

В социологии различают два процесса - институцию норм (instituting a set of norms) и их институционализацию (institutionalizing). Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм независимо от того, как к ним относится население 49. Нормы нельзя считать институционализированными до тех пор, пока их не примет для себя большинство людей, и они, в свою очередь, не станут чем-то общепринятым, само собой разумеющимся. Данное принятие совершается, как мы упоминали, путем интернализации.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Кто-то считает, что главным в социальном институте выступают статусы и роли, другие уверены, что следует говорить в первую очередь о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля, и т. д. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, потому что представляют просто разное видение одного и того же. Еще В. И. Ленин писал, что в зависимости от того, как вы используете стакан, его можно считать сосудом для воды, орудием нападения, инструментом ловли мух и т. п.

Так и в социологии. К примеру, Дж. Бернард и Л. Томпсон 50 выделяют такие элементы социального института, как: ?

цели и задачи, которые относятся к явным функциям института; ?

образцы, или правила, поведения; ?

символические черты; ?

утилитарные черты; ?

устные и письменные традиции.

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементную структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями (табл. 2).

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а о неких институциональных признаках, т. е. общих для самых разных институтов чертах и свойствах. Таковых существует пять: ?

установки и образцы поведения (например привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); ?

символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.); ?

утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); ?

устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); ?

идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии) 51.

Таблица 2

Функции и структурные элементы основных институтов общества 1 Функции Институты Основные

роли Физические

черты Символические

черты Забота, выхаживание и воспитание детей Семейно

брачные отец

ребенок дом

обстановка кольца

обручение

контракт Добывание

жилья Экономиче

ские работодатель

работник

покупатель

продавец фабрика

ские законодатель

права общественые здания и места флаг

партия Содействие

соборным

отношениям

и установкам,

углубление

веры Религиоз

ные пастор

прихожанин собор

церковь крест

библия Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование учитель

ученик школа

колледж диплом

К приведенному списку институциональных признаков необходимо добавить еще несколько, которые описывают не то, что скрыто внутри институтов, а то, что находится снаружи. Точнее сказать, то, какими их воспринимает человек. П. и Б. Бергеры, опираясь на теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, вывели ряд базовых социальных характеристик, которыми они должны обладать 1. Кратко рассмотрим эти характеристики. 1.

Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собой нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. Согласно этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности - даже деревьями, столами и телефонами, - каждая из которых находится вне индивида. Он не может, например, пожелать, чтобы дерево исчезло. То же самое относится и к институту. 2.

Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это несколько в иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания и того, что дано ему в его ощущениях. 3.

Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени эта характеристика подразумевается под двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что институт существует объективно и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против наших желаний, осознанно или неосознанно, но мы все же вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции. 4.

Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию - т. е. оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому. 5.

Институты обладают качеством историчности. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого.

Контрольная работа № 1 является итоговой за 1 семестр. Ее выполнение носит обязательный характер и является основанием для итоговой аттестации по дисциплине. Обязательным является подготовка презентации по первому вопросу варианта контрольной работы (на выбор).

Правила оформления работы:

1. Работа выполняется в печатном виде, оформляется в папку.

2. Титульный лист оформляется по образцу .

3. В листе «содержание» указать вопросы.

4. Поля листа верхнее 2, нижнее 2, правое 2, левое 1. Шрифт Times New Roman 14 кегль, 1,5 межстрочный интервал, выравнивание по ширине текста., абзац 1,25, нумерация страниц с листа содержания, с цифры - 2

5. Оформление списка использованных источников по образцу и должен содержать не менее 5 книг или полный адрес сайта и дату обращения .

6. Объем работы минимально 5 страниц, максимально 10 – 12 страниц.

7. Ответ на каждый вопрос оформляется с новой страницы.

Требования к содержанию работы:

1. Ответ на каждый вопрос должен соответствовать его формулировке и полностью раскрывать.

2. Должны содержаться современные научные оценки исторической проблемы .

3. Не должно содержаться грамматических и исторических ошибок.

Требования к содержанию презентации:

1. Грамотное и краткое содержание по проблеме.

2. Полное раскрытие содержания вопроса.

3. Качественный подбор иллюстраций, схем, диаграмм.

4. Крупный шрифт.

5. Последним слайдом: основной вывод по вопросу.

Контрольная работа выполняется каждым студентом по отдельному варианту. Выполнение контрольной работы является обязательным условием получения зачета.

индивидуальные варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Антропогенез. Факторы, влиявшие на становление человека.

А.Н. Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».

И.Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей».

В.Г. Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».

М.Ю. Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой».

Вариант 2

1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Охарактеризовать понятия антропогенеза и социогенеза.

2. Прочтите высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»? Какие качества они считают наиболее значимыми? Чем человек отличается от животных? Дайте развернутый ответ.

И. Гете: «Люди, при всех своих недостатках остаются достойнейшими в мире существами».


В.А. Сухомлинский: «Пусть всегда будут широко раскрыты глаза души твоей для чужого горя и радости, дел и тревог – только тогда можно стать настоящим человеком».

К.Г. Паустовский: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - ЧЕЛОВЕК».

Ч. Дарвин: «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным».

Вариант 3

1. Охарактеризуйте понятие бытие и его формы.

2. Прочтите высказывание. Как мыслитель Платон раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.

«Материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей и именно это-то они и называют природой. Душу, они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, первоначально и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична».

Вариант 4

1. Роль сознания в жизни человека. Бессознательные процессы и поступки: общая характеристика.

2. Прочтите высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов? В чем вы можете согласиться с авторами? Как бы вы объяснили понятие «смысл жизни»? Дайте развернутый ответ.

Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным».

О. Уайлд: «Смысл жизни – самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».

А. Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».

Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».

Ф. Брукс: «Суть жизни – стремление к счастью, и оптимизм – лишь неотъемлемое для разумного человека условие такого стремления».

Вариант 5

1. Труд и его влияние на процессы антропо- и социогенеза. Виды трудовой деятельности.

Марк Аврелий: «Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо – вот чего ты должен желать».

Конфуций: «То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью».

Л.Н. Толстой: «Стыдиться можно и должно не какой – либо работы, хотя бы нечистой, а только одного: праздной жизни».

Д.И. Менделеев: «Трудитесь, находите покой в труде, ни в чем другом не найти! Удовольствие пролетит – оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим».

Вариант 6

1. Производительный и непроизводительный труд: понятия, черты, примеры.

2. Прочтите высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний? Дайте развернутый ответ.

И.С. Павлов: «Самое важное в каждом деле – пересилить момент, когда вам хочется работать».

А. Шопенгауэр: «Трудно обрести покой в праздности».

М. Сафир: «Труд – отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья».

Б. Дизраэли: «Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния».

Вариант 7

2. Прочтите высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний? Дайте развернутый ответ.

Вариант 8

1. Производительный, непроизводительный, интеллектуальный труд: понятия и их сравнительная характеристика.

2. Прочтите высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний? Дайте развернутый ответ.

Л. Ванн Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

И. Кант: «Молодой человек, полюби труд; отказывай себе в удовольствиях и не для того, чтобы отказаться от них навсегда, но для того, чтобы тем более иметь их в перспективе! Не затупляй восприимчивость к ним преждевременным наслаждением!».

К. Маркс: «Если человек трудиться только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».

И. Гердер: «Труд – целительный бальзам, он добродетели источник».

Вариант 9

1. Общение и его формы: общая характеристика.

2. Прочтите высказывания. Какие правила общения в них содержатся? Следуете ли вы им в процессе общения с окружающими? Как вы думаете, что было бы, если люди не выполняли этих правил? Сделайте вывод о том, какую роль играет вежливость в процессе общения. Дайте развернутый ответ.

Р.У. Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

И. Гете: «Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше».

Дж. Локк: «Истинная вежливость есть не что иное, как старание не высказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было».

Н.В. Щелгунов: «Истинная вежливость основана на искренности. Она должна быть полна добродушия и должна проявляться в готовности способствовать счастью ближнего».

Вариант 10

1. Человек, индивид, личность: сравнительная характеристика основных понятий.

2. Прочтите высказывания, характеризующие способности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением? Что для этого необходимо? Дайте развернутый ответ.

В.А. Обручев: «Способности, как и мускулы, растут при тренировке».

А. Шопенгауэр: «Каждый ребенок в известной степени гений; каждый гений некоторым образом ребенок».

«Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди».

Л. Фейербах: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».

М. Арнольд: «Гениальность зависит главным образом от энергии».

Т. Карлейл: «Гениальность – это, прежде всего выдающаяся способность быть за все в ответе».

Г. Гегель: «Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности».

Вариант 11

1. Факторы, влияющие на становление личности, человека, индивида.

2. Прочтите высказывания о воспитании. Какие качества отличают воспитанного человека? Почему воспитание необходимо для социализации и для формирования личности? Дайте развернутый ответ.

Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».

Дж. Локк: «В человеке плохо воспитанном отвага становиться грубостью, ученость – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие - лестью».

А.П. Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что, ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

И. Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

К. Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».

Вариант 12

1. Общество: сущность понятия и его признаки.

2. Прочтите высказывания. В чем вы согласны с авторами высказываний? Сделайте вывод о том, может ли человек существовать вне общества? Дайте развернутый ответ.

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества».

И. Гердер: «В одиночестве человек – слабое существо, в единении с другим – сильное».

Л. Фейербах: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Вариант 13

1. Общество и его сферы (экономическая, социальная, политическая, духовная).

2. Прочтите суждение американского социолога Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятие «общество», «институт»? Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Провидите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Общество – это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитывают пять институциональных порядков: экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность; политический – институт власти; семейный –институт, регулирующий отношения людей; военный – институт, организующий законное наследие; религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов».

Вариант 14

1. Общество и его структура.

2. Прочтите высказывания. Объясните отношение авторов к природе. Считаете ли вы их позицию правильной? Почему? Какие проблемы, поднимаемые авторами, актуальны и сегодня? Дайте развернутый ответ.

Эпикур: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей».

Ф. Энгельс: «Человек воздействует обратно на природу, изменяет ее, создает себе новые условия существования».

В.И. Вернадский: «Яркая, вечно изменчивая, полная красок, случайностей, не поддающаяся нашему чувству разнообразия живая природа, в сущности, построена на мере и на числе».

Ф.М. Достоевский: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».

Т. Карлейл: «Природа не терпит лжи».

Ж. Поль: «Познакомьтесь ближе с чистой природой, и вы скоро познакомитесь с добродетелью. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно».

Вариант 15

1. Понятие «культура» и ее виды.

2. Прочтите высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?

Э. Эрриро: «» Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто».

Ф. Ницше: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

М. Арнольд: «Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства».

Вариант 16

1. Элементы культуры (язык, ценности, социальные нормы) их характеристика.

2. Прочтите высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие долга? В чем вы согласны с авторами высказываний?

Платон: «Долг – это уважение к праву другого».

А. Смит: «Долг – это уважение к общим правилам нравственности».

Г. Гегель: «Долг – это совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе… других».

И. Гете: «Долг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе».

Вариант 17

1. Понятие «социальные нормы». Характеристика основных видов социальных норм (экономических, политических, корпоративных, религиозных, правовых).

2. Прочтите высказывания. Охарактеризуйте позицию каждого автора. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми? Дайте развернутый ответ.

Платон: «Порядочность – искренность нрав, соединенная с правильным образом мыслей».

Г. Гегель: «Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, что не позволяют окружающие условия».

Дж. Локк: «Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям».

П. Буаст: «Учтивость – это благосклонность в мелочах и постоянное внимание к потребностям тех, с кем мы общаемся».

Вариант 18

1. Наука: понятие и ее функции.

Вариант 19

1. Наука: понятие и ее виды (гуманитарные, естественные, технические).

2. Прочтите высказывания. Как вы думаете, что такое дружба? Может ли человек жить без друзей? Кого вы можете назвать другом? Почему? Дайте развернутый ответ.

Пифагор: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали твоими друзьями».

Сенека: «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».

Плутарх: «Не нужен мне друг, который видоизменяется вместе со мной и повторяет каждый мой кивок! Это ведь делает гораздо лучше моя тень».

Ф. Александрийский: «Другом считай того, кто желает помочь, даже если не может».

Р.У. Эмерсон: «Единственный способ иметь друга – самому быть им».

Вариант 20

1. Гуманитарные науки и предмет их изучения (социология, философия, политология, экономика, юриспруденция, культурология, история, психология).

2. Прочтите высказывания. Как вы думаете, что такое дружба? Может ли человек жить без друзей? Кого вы можете назвать другом? Почему? Дайте развернутый ответ.

Пифагор: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали твоими друзьями».

Сенека: «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».

Плутарх: «Не нужен мне друг, который видоизменяется вместе со мной и повторяет каждый мой кивок! Это ведь делает гораздо лучше моя тень».

Ф. Александрийский: «Другом считай того, кто желает помочь, даже если не может».

Р.У. Эмерсон: «Единственный способ иметь друга – самому быть им».

Вариант 21

1. Понятие религия и характеристика ее основных элементов(вера, культ, церковь как организация).

Л. Фейербах: «Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа».

Вариант 22

1. Ранние формы религии (тотемизм, анимизм, фетишизм): их общая характеристика.

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

Вариант 23

1. Буддизм как мировая религия: история возникновения и характеристика основных направлений.

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

Г. Гейне: «В темные времена народами лучше руководили с помощью религии – ведь в полной темноте слепой является лучшим проводником: он различает дорогу и тропы лучше зрячего. Однако поистине глупо, когда уже наступил день, все еще пользоваться в качестве проводников старыми слепцами».

Ф. Ахундов: «Всякая религия заключает в себе три предмета: веру, богослужение и нравственность. Главная цель всякой религии есть последний предмет, а два первых суть только средство для их приобретения».

К. Берне: «Мораль – грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно».

Р. Бертон: «Одна религия так же правдива, как любая другая».

К. Маркс: «Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого», «Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял».

Вариант 24

1. Христианство как мировая религия: история возникновения и характеристика основных направлений (православие, католицизм, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканство).

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

К. Берне: «Мораль – грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно».

Р. Бертон: «Одна религия так же правдива, как любая другая».

К. Маркс: «Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого», «Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял».

Вариант 25

1. Ислам как мировая религия: история возникновения и основные его положения.

2. Прочтите высказывания. Чем отличаются взгляды авторов на религию? С чем вы согласны, а с чем нет? Почему? Охарактеризуйте роль религии в современном мире. Дайте развернутый ответ.

Г. Гейне: «В темные времена народами лучше руководили с помощью религии – ведь в полной темноте слепой является лучшим проводником: он различает дорогу и тропы лучше зрячего. Однако поистине глупо, когда уже наступил день, все еще пользоваться в качестве проводников старыми слепцами».

Ф. Ахундов: «Всякая религия заключает в себе три предмета: веру, богослужение и нравственность. Главная цель всякой религии есть последний предмет, а два первых суть только средство для их приобретения».

К. Берне: «Мораль – грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно».

Р. Бертон: «Одна религия так же правдива, как любая другая».

К. Маркс: «Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого», «Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял».

Вариант 26

1. Экономика как наука и ее основные задачи.

2. Прочтите высказывание. Чем, по мнению автора, отличаются капитализм (рыночная экономика свободной конкуренции и современный капитализм) от социализма (административно – командная экономика)? Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте, опираясь о характерных чертах экономических систем. Дайте развернутый ответ.

Уинстон Черчилль говорил: «Капитализм – несправедливое распределение благ, зато социализм – справедливое распределение нищеты».

Вариант 27

1. Традиционная экономическая система и ее черты. Понятие протекционизма и меркантилизма.

2. Прочтите высказывания. Объясните смысл определений, которые дают авторы экономике как науке. Что в них общего? В чем состоит значение экономической науки? Какое место она занимает среди других наук? Дайте развернутый ответ.

Р. Л. Хайлбронер: экономика «превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Она удостоилась издания фундаментального четырехтомного энциклопедического словаря, насчитывающего 4 млн. слов, через которые, как нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука наконец вышла за узкие рамки ее прежнего царства – царства производства и распределения – и может теперь заявить свои права на обширную территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права».

Т. Карлейль: «Экономика – наука зловещая».



Поделиться