Отрицательный внешний эффект. Положительный и отрицательный эффект

Внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Эффекты называются «внешними», так как касаются не только участвующих в сделки экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты в рыночной экономике возникают, если действие индивида или фирмы влияет на благосостояние другого индивида или фирмы таким способом, что это влияние не отражается в системе рыночных цен.

Экстерналии могут появиться либо в потреблении, либо в производстве. Внешний эффект связан с потреблением, если он воздействует на благосостояние других индивидов потреблением какого-либо блага одного индивида; эффект связан с производством, если воздействует производством некого продукта на возможности производить других фирм.

Экстерналии могут быть как положительными, так и отрицательными. Несложно понять, что положительные - с выгодами для третьих лиц, а отрицательные эффекты связаны с издержками. Таким образом, стоит отметить, что внешние эффекты показывают разность между социальными и частыми издержками.

MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost);

MPC - предельные частные издержки (marginal private cost);

MEC - предельные внешние издержки (marginal external cost).

Отрицательный внешний эффект (negative externality)

Отрицательные эффекты могут возникнуть, если деятельность одного экономического вызывает издержки других.

К примерам таких эффектов можно отнести: ремонтные работы после шести часов вечера, шум которых мешает соседям, или загрязнение среды автомобилями, заводами и пр. Все это - примеры отрицательных экстерналий, связанных с потреблением. Приводя же пример отрицательных внешних эффектов, связанных с производством, можно сказать о фирме, занимающейся рыболовством, которую волнует количество загрязняющих веществ, спускаемых в воды, в которых она ведет лов, и пагубно влияющих на ее улов. Рассмотрим какой-нибудь пример более подробно.

Завод по выплавке чугуна выбрасывает в атмосферу углекислый газ. Пусть выбросы углекислого газа в атмосферу пропорциональны объему производства. Из этого следует, что если увеличивается объем выплавки чугуна, то и объем загрязнения окружающей среды тоже растет. Но поскольку завод никак не способствует устранению загрязнения природы, то его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как завод не несет дополнительные расходы на защиту окружающей среды. Следствием этого является тот факт, что количество производства чугуна превышает эффективный объем выпуска. Без дополнительных расходов на защиту природы количество выпускаемой продукции составляет Q 1 т чугуна при цене P 1 . Точка E 1 является точкой рыночного равновесия, в которой предложение, равное предельным частным издержкам MPC, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. MPC=MSB.

Кроме того, предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы была возможность превратить внешние издержки во внутренние, т.е. приблизить предельные частные издержки к предельным социальным издержкам, эффективный объем выпуска сократился бы до Q 2 при росте цены до P 2 . Тогда бы в точке E 2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB=MSC.

Стоит также отметить, что в точке E 2 не устраняются последствия загрязнения окружающей среды полностью (так как в данном случае выброс углекислого газа пропорционален объему производства, но ведь объем выплавки чугуна в точке Q 2 вовсе не равен нулю). Однако обратим внимание на то, что ущерб от загрязнения уменьшается. Потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек, показывает треугольник АЕ 1 Е 2 . Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом.

проблема внешний рынок коуз

Положительный внешний эффект (positive externality)

Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit);

MPB - предельные частные выгоды (marginal private benefit);

MEB - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

Положительным экстерналием, связанным с потреблением, является, например, человек, который получает удовольствие, глядя на цветы в саду у соседа, или двоечник, который радуется своей первой пятерки. Говоря о положительных внешних эффектах в производстве, можно привести в пример яблоневый сад, располагающийся по соседству с пчеловодом; здесь наблюдаются взаимные положительные экстреналии; производство каждой из фирм положительно влияет на производственные возможности другой фирмы.

Для того чтобы иметь более четкое представление о положительных экстерналиях, можно привести такой пример. В подъезде перестала гореть лампочка, в связи с чем возникали неудобства для живущих в этом подъезде людей. Один из соседей решил поменять не рабочую лампочку. Таким образом, он принес пользу не только себе, но и другим соседям.

Однако лучшим примером положительных экстерналий является образование. Человек получает образование для саморазвития, но он не задумывается о том, что его желание развиваться приносит определенную пользу, выгоду обществу. Индивид, принимая решение об образовании, соотносит затраты на хорошее образование и те выгоды, которые он может получить в результате. Стоит заметить, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества.

В точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек устанавливается рыночное равновесие Е 1: МРВ=МSС.

В то же время предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е 2 .

Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ 1 Е 2 . Мы приходим к тому, что при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Положительные и отрицательные внешние эффекты

Внешние эффекты и производство общественных товаров

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объёме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Одним из типов несостоятельности рынка являются внешние эффекты.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что всœе люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.

1. Отрицательные внешние эффекты . Воздействие должна быть отрицательным , в случае если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте , а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. В случае если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. В случае если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходит увеличение денежных затрат потребителœей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2.Положительные внешние эффекты . Воздействие должна быть положительным , в случае если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте , а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

К примеру, Ленинградское оптико-механическое объединœение, территория которого отделœена от базовых городских магистралей желœезной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться всœе горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты бывают разделœены на следующие четыре группы.

1) ʼʼПроизводство – производствоʼʼ. Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) ʼʼПроизводство – потреблениеʼʼ . Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком посœелке ремонтирует дорогу, по которой ʼʼзаодноʼʼ ездят и местные жители.

3) ʼʼПотребление – производствоʼʼ. Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, в случае если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелœезть незамеченным.

4) ʼʼПотребление – потреблениеʼʼ. Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, в случае если его сосœед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших сосœедей от созерцания красивых цветов будет расти.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

В каком случае эта ситуация является провалом рынка и в чем заключается данный провал? Иными словами, в каком случае распределœение ресурсов не является парето-эффективным?

Провал рынка возникает в том случае, в случае если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, в случае если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который данный внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителœей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать данный ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс ʼʼчистая водаʼʼ, который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объёме.

Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. В случае если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности.

Что нужно сделать, чтобы устранить провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на всœе ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, состоит в интернализации внешних эффектов (от лат. internus – внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединœение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, в случае если вы ʼʼдостаетеʼʼ свою сосœедку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Корректирующие налоги и субсидии. Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, – заставить его оплатить эти затраты. В случае если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата должна быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом , или налогом Пигу (по имени английского экономиста͵ предложившего такой налог).

Корректирующий налог - ϶ᴛᴏ налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .

Рассмотрим рис. 37, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .

Рис. 37 Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для этого используются корректирующие субсидии – платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 37, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объёма производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB – предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .

При этом использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта͵ так что объём выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. В случае если же при одном и том же объёме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC ,

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объёме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа крайне важно определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

В случае если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в данном случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая сосœедями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. При этом вы не можете ни запретить сосœедям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не бывают применены хотя бы в силу невозможности определœения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них крайне важно измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определœена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, к примеру, строительства определœенных очистных сооружений.

Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия, и каким будет итог этого ʼʼразбирательстваʼʼ?

Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта͵ согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, должна быть, напротив - виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. В случае если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта͵ то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь состоит по сути в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределœение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределœения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ использует для производства пива воду из реки. Выше по течению расположено химическое предприятие ʼʼКрасный квадратʼʼ, сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объёма выпуска продукции ʼʼКрасного квадратаʼʼ. Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объёма выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ.

ʼʼКрасный квадратʼʼ будет устанавливать объём выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства ʼʼЕмельяна Пугачеваʼʼ. Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. В случае если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для ʼʼторговлиʼʼ уровнем выбросов и его приведения к эффективному.

Отложим на оси абсцисс (рис. 38) количество (x ) выброса вредных веществ в реку. Для простоты допустим, что дополнительная прибыль ʼʼКрасного квадратаʼʼ является функцией от количества загрязнения и изображена кривой MPB . Также предположим, что ущерб ʼʼЕмельяна Пугачеваʼʼ (в виде потери прибыли) тоже есть функция от количества загрязнения и показана кривой MPC . И, наконец, предположим, что выбросы химического предприятия не являются внешними эффектами для других индивидов.

Рис. 38 Выгоды и затраты от загрязнения

Эффективный уровень загрязнения x* , при котором суммарная прибыль двух фирм достигает максимума, удовлетворяет условию: MPB = MPC .

Рассмотрим два возможных законодательных режима установления прав собственности на загрязнение и предоставляемые ими варианты решения проблемы.

1. Разрешительный законодательный режим . ʼʼКрасный квадратʼʼ имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ, и никто не может ему в данном помешать.

В этом случае ʼʼКрасный квадратʼʼ выбирает величину загрязнения на уровне x 1 , при котором его предельная выгода равна нулю (MPB = 0). Уровень загрязнения будет неэффективно велик, потому что его воздействие на пивоваренный завод химическим предприятием игнорируется.

В этом случае пивоваренному заводу будет выгодно предложить ʼʼКрасному квадратуʼʼ сократить уровень загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры с. ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ при этом сэкономит свои затраты на сумму c + d , получив чистый выигрыш в размере d . В результате возникнет парето-эффективное распределœение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

2. Запретительный законодательный режим . ʼʼКрасный квадратʼʼ не имеет законного права сбрасывать вредные вещества, а ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ вправе запретить любые выбросы.

В этом случае ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ будет контролировать уровень загрязнения и выберет уровень загрязнения х 2 = 0, при котором дополнительные издержки на ликвидацию последствий выбросов минимизируются. Но нулевой уровень загрязнения также неэффективен при наших допущениях, так как прибыль ʼʼКрасного квадратаʼʼ сведена на нет.

В этом случае ʼʼКрасному квадратуʼʼ будет выгодно просить у пивоваренного завода разрешения на увеличение уровня загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры b . ʼʼКрасный квадратʼʼ при этом увеличит свою прибыль на сумму a + b , из которой он отдаст b в качестве компенсации и получит чистый выигрыш в размере a . В результате тоже возникнет парето-эффективное распределœение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. В случае если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект должна быть предложена плата͵ и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - ϶ᴛᴏ на распределœение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c , при запретительном режиме – прибыль пивоваренного завода на a .

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределœение прав ʼʼделать что-либо, имеющее вредные последствияʼʼ. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всœегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всœегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен – он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

В последнее время получают всœе более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объём вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объём вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кᴦ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.

Положительные и отрицательные внешние эффекты - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Положительные и отрицательные внешние эффекты" 2017, 2018.

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Одним из типов несостоятельности рынка являются внешние эффекты.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.

Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Корректирующие налоги и субсидии . Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом , или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .

Рассмотрим рис. 37, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .


Рис. 37 Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 37, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия.

Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC ,

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия, и каким будет итог этого «разбирательства»?

Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта, согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, может быть, наоборот, виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод «Емельян Пугачев» использует для производства пива воду из реки.

Выше по течению расположено химическое предприятие «Красный квадрат», сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции «Красного квадрата». Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива «Емельян Пугачев».

«Красный квадрат» будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства «Емельяна Пугачева». Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для «торговли» уровнем выбросов и его приведения к эффективному.

Отложим на оси абсцисс (рис. 38) количество (x ) выброса вредных веществ в реку. Для простоты допустим, что дополнительная прибыль «Красного квадрата» является функцией от количества загрязнения и изображена кривой MPB . Также предположим, что ущерб «Емельяна Пугачева» (в виде потери прибыли) тоже есть функция от количества загрязнения и показана кривой MPC . И, наконец, предположим, что выбросы химического предприятия не являются внешними эффектами для других индивидов.


Рис. 38 Выгоды и затраты от загрязнения

Эффективный уровень загрязнения x* , при котором суммарная прибыль двух фирм достигает максимума, удовлетворяет условию: MPB = MPC .

Рассмотрим два возможных законодательных режима установления прав собственности на загрязнение и предоставляемые ими варианты решения проблемы.

1. Разрешительный законодательный режим . «Красный квадрат» имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ, и никто не может ему в этом помешать.

В этом случае «Красный квадрат» выбирает величину загрязнения на уровне x 1 , при котором его предельная выгода равна нулю (MPB = 0). Уровень загрязнения будет неэффективно велик, потому что его воздействие на пивоваренный завод химическим предприятием игнорируется.

В этом случае пивоваренному заводу будет выгодно предложить «Красному квадрату» сократить уровень загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры с. «Емельян Пугачев» при этом сэкономит свои затраты на сумму c + d , получив чистый выигрыш в размере d . В результате возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

2. Запретительный законодательный режим . «Красный квадрат» не имеет законного права сбрасывать вредные вещества, а «Емельян Пугачев» имеет право запретить любые выбросы.

В этом случае «Емельян Пугачев» будет контролировать уровень загрязнения и выберет уровень загрязнения х 2 = 0, при котором дополнительные издержки на ликвидацию последствий выбросов минимизируются. Но нулевой уровень загрязнения также неэффективен при наших допущениях, так как прибыль «Красного квадрата» сведена на нет.

В этом случае «Красному квадрату» будет выгодно просить у пивоваренного завода разрешения на увеличение уровня загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры b . «Красный квадрат» при этом увеличит свою прибыль на сумму a + b , из которой он отдаст b в качестве компенсации и получит чистый выигрыш в размере a . В результате тоже возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c , при запретительном режиме - прибыль пивоваренного завода на a .

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав «делать что-либо, имеющее вредные последствия». В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.

1. . Воздействие может быть отрицательным , если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте , а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты . Воздействие может быть положительным , если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте , а прирост полезности или выпуска считаютвнешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

Отрицательные внешние эффекты - негативные воздействия на третьих лиц. Для производителя они проявляются в необходимости дополнительного использования ресурсов. Для потребителя - это неудобства, которые никем не компенсируются. В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект)

Интернализацией называется экономическая стратегия, направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путём превращения их во внутренние.

Теорема Коуза - теорема, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Интернализация внешних эффектов

Это перевод внешних эффектов во внутренние. Она достигается путем корректирования MPC таким образом, чтобы они отражали действительные MSC.

Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект и снижению объемов спроса.

Интернализация положительного внешнего эффекта должны привести к росту потребления.

Для интернализации внешних эффектов используются корректирующие налоги и корректирующие субсидии.

1) Корректирующий налог (Т) – это налог на выпуск товара или услуги, который поднимает MPC до уровня MSC.

Налог устанавливается на уровне MEC = T. Этим интернализируется внешний отрицательный эффект. MSC=MPC+T

Цена продаваемого товара растет до тех пор, пока не станет равной MSC производства данного товара (т.В), но по закону рынка объем спроса снижается.

Установившаяся цена P 2 приводит к падению объема спроса. После уплаты налога MEC производители получают выручку в объеме MPC (P 3).

Налоговый сбор в объеме MEC∙Q 2 = (P 2 - P 3)∙ Q 2 возмещает ущерб, причиняемый третьим лицам.

Внешний эффект интернализирован (заложен во внутренние издержки участников сделки).

Корректирующие субсидии (S) – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект (на рисунке цены сместить ниже на одну позицию)

Субсидия предназначена для интернализации внешнего эффекта путем оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, который увеличивает объем его выпуска до эффективного уровня. Субсидия вызовет сдвиг кривой спроса на образование (как MPB, которую получает персонально каждый студент от образования). MSB = MPB + MEB(S).Чистый выигрыш от увеличения контингента представлен площадью АВС.

Итак, отрицательные внешние эффекты возникают в результате конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из вариантов не закреплены.

При наличии отрицательных внешних эффектов возникает вопрос, имеют ли право продавцы и покупатели (участники сделки) перекладывать издержки на третьих лиц, например, сбрасывать отходы в реку без уплаты за приобретение этого права. Проблема в том, что водные ресурсы никому не принадлежат. Поскольку права собственности на реку не установлены, фирмы могут сбрасывать в нее отходы бесплатно.

Теорема Ройнальда Коуза (проф. Чикагского университета)

Устанавливает связь между внешними эффектами и правами собственности.

  1. Для интернализации внешних эффектов (перевода во внутренние) важно четко определить права собственности.
  2. Операционные издержки при установлении прав собственности и их продаже должны быть незначительны (затяжные споры об использовании ресурсов, о правах собственности снижают общую эффективность).

По теории Коуза при ничтожно малом уровне операционных издержек внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права.

Не важно, кому передаются эти права собственности. При свободном обмене правами итоговое распределение ресурсов будет одним и тем же.

Значение теории Коуза

Внешние эффекты (экстерналии, загрязнения) возникают при разногласиях отношений относительно прав собственности. Когда ясно, кто обладает правами собственности, и кто кому должен платить за право использования ресурсов, внешние эффекты могут быть устранены путем переговоров. В общем, проведение переговоров возможно, когда число участников невелико. Здесь вмешательство государства не требуется. Издержки, связанные с ведением переговоров должны быть малы, внешние эффекты легко устраняются. Функция государства заключается только в установлении прав. Как только эти права установлены, люди могут их продать, что дает возможность интернализовать внешние эффекты.

Но теорема Коуза не применима, если затраты на проведение переговоров высоки настолько, что превышают выгоды от этих переговоров. Автомобилисты паркуются (ездят) возле дома, вы страдаете от загрязнения воздуха. С кем вы будете вести переговоры? Автомобилистов слишком много.

Возникают трудности возмещения отрицательного внешнего эффекта. Внешние эффекты являются трудноустранимыми, поскольку источников отрицательного эффекта множество. Частные переговоры не помогут.

Отрицательный внешний эффект - это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Он может быть результатом как произ-

Рис. 3.5. Отрицательный внешний эффект

Социоцентричный мир: разломы в цивилизации

Совокупные внешние издержки, которые представляют собой совокупный ущерб, наносимый третьим лицам при объеме производства Q\, обозначим как ТЕС, тогда: МЕС - пре, юльные внешние издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции Д которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьи лица {MEC = DTZ\C / DQ), MPC - предельные индивидуальные издержки производства, которые не включают в себя предельные внешние издержки при наличии отрицательных внешних эффектов, a MSC - предельные общественные издержки как сумма предельных внешних и предельных индивидуальных издержек {MSC = MEC + MPC).

При этих условиях получаем следующее:

Если существует отрицательный внешний эффект, предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных {MPC рыночное равновесие достигается в точке Z\ при объеме производства Q2 и цене продукта С {MSB = MPC);

Эффективный объем выпуска и цена продукта соответствует точке Z2, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности производства {MSC = MSB);

Свободная конкуренция приводит к излишнему объему выпуска по сравнению с эффективным;

Корректирующая дополнительная цена МЕС может быть использована на сохранение равновесного и устойчивого состояния геосистемы (окружающей среды); она же является величиной ущерба, наносимого окружающей среде, если принять во внимание рыночное равновесие (точка Z\);

Третьи лица могут взыскать с производителя оплату за ущерб из расчета: MSC = MPC + МЕС - MPC + МЕС.

Теорема Коуза сводится к тому, что проблемы окружающей среды можно решить эффективным образом на основе частных соглашений между собственниками при условии, что отсутствует информационная асимметрия и обмен, требующий дополнительных операционных издержек. Внешние эффекты могут переходить во внутренние издержки при переговорах собственников и распределении ущерба.

Приведем пример. Если мясокомбинат использует озеро для сброса отходов, улов рыбы уменьшается. Часть издержек на увеличение произ водства мяса выражается в уменьшении объема улова рыбы. Это приводит к увеличению издержек для рыболовецкого предприятия (рис. 3.6): MPC - предельные индивидуальные издержки производства мяса при отрицательных внешних эффектах, когда мясокомбинат не несет ответственности за ущерб природной среде МЕС, a MSC = MPC + МЕС - - MPC + МЕС предельные общественные издержки как сумма предельных индивидуальных и совокупных внешних.

3. Мир экономики

O^ о> О о а о> о

Рис. 3.6. Внешние эффекты:

А - предельные общественные издержки; Б - предельные издержки производства; В - прибыль предприятия; Г- сочетания прибылей предприятий

Тогда мы получаем следующее:

Максимальная прибыль мясокомбината соответствует объему 0^ в точке 2\, а эффективная прибыль - 0\ в точке 2^

Предельные издержки производства рыбы, т.е.

Точки /2 И?ъ соответствуют производству мяса = Ю\ (рис. 3.6 Б);

Прибыль рыболовецкого предприятия Прр меняется в зависимости от производства мяса (2М; при?>2 прибыль Прр минимальна - Л^, а при 0\ она максимальна - N1 (рис. 3.6 В);

Совмещая графики функций прибыли мясокомбината Прм и рыболовецкого предприятия Прр, определяем, что рациональное сочетание их прибылей находится в точках (2М2 и (2рь в этом случае

I. Социоцентричный мир: разломы в цивилизации

предприятия распределяют совокупные внешние эффекты между собой (рис. 3.6 Г).

Как видим, при рассмотрении внешних факторов ни в одном случае не учтены интересы среды обитания человека.

По мнению некоторых экономистов (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Д. Вегг), внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товаров оказывает непосредственное воздействие на производителей и потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах.

Рыночная экономика с ее совершенной конкуренцией и идеальной теоретической моделью рынка, которой в чистом виде не существует, исходит из положения, что рыночные обмены между продавцами и покупателями не влияют ни на кого, кроме участников сделок. Эти варианты правомерны в том случае, если исходить из учета только частного равновесия (производство) и общего равновесия (рынок) и того, что совокупность этих частей абстрагирована от естественных процессов. Если же рассматривать обменные процессы геосистемы в целом, тогда у естественных процессов имеются придатки искусственных процессов, при этом на первые, кроме внутренних, влияют внешние эффекты по их обратным и прямым связям В этом случае внешние эффекты присутствуют всегда, потому что на основании теории взаимосвязи естественных и искусственных процессов с вещественно-энергетическим потенциалом геосистемы каждый из процессов является ее частью, и они не могут существовать вне ее.

Д. Хайман характеризует внешние эффекты следующим образом: это издержки или выгоды полезности от рыночных операций, не отраженных в ценах. Эти издержки или выгоды появляются в результате производства или потребления благ, являются «внешними» по отношению к рыночным ценам. Внешние эффекты представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных ценах. Можно полностью согласиться с таким суждением, если за третье лицо принять окружающую среду.

Таким образом, внешние эффекты можно подразделить:

По областям действия - частные и локальные, общие и глобальные;

По направленности - положительные и отрицательные;

По степени трансформации (интернализации) - внешние и внутренние издержки;

По степени допустимости - до уровня ассимиляционного потенциала и уровня экономического оптимума, особенно если человек имеет дело с категорией устойчивого развития).



Поделиться